Как привлечь читателей в библиотеку

Шеламова Галина Николаевна, ведущий методист Центральной городской библиотеки им. М. Горького муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Ельца»

«Есть только одно действительно неистощимое сокровище — это библиотека».
Пьер Буаст

Темп нашей жизни и происходящие в ней изменения, на мой взгляд, напрямую зависят от «скорости» получения информации. Сейчас, когда библиотеки перестали играть роль главного источника информации, когда на нас со всех сторон буквально обрушивается поток информации, а главным соперником на информационном поле выступает быстрый Интернет, возрастающая информатизация общества диктует свои законы существующей системе библиотек, ставя нас перед необходимостью решать новые задачи и (куда же без них!) искать пути и способы решения возникающих проблем.

Вот с чем у нас все «благополучно», так это с проблемами. Они всегда были, есть и еще долго будут. Только сейчас они рождаются стремительно, и проблематизация (нахождение проблем (источников затруднений) с целью их разрешения)в сфере библиотечной деятельности в современных условиях должна происходить намного быстрей, чем даже два-три десятилетия назад.И еще не факт, что найденное нами решение окажется единственно верным и даст желаемый результат.

Как привлечь читателя в библиотеку: предыстория вопроса

Возрастающая информатизация бумерангом ударила по состоянию чтения в России, особенно кардинально повлияв на состояние детского и подросткового чтения. Начался отток читателей из библиотек, в том числе и детских.

Заметный отток читателей-детей нам дали и изменения в образовательных школьных стандартах: удаление внеклассного чтения, уменьшение количества часов литературы, тестовая проверка знаний вместо сочинений, введение ЕГЭ, в котором им нет места… Сюда можно добавить и пресловутые «Роднички», и «Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении» или «Краткое содержание произведений школьной литературы», и сборники сочинений по школьной программе, выпускаемые разными издательствами, и исчезнувшие в ряде школ очень популярные в 80-90-е годы прошлого века списки для летнего чтения.

На отток читателей-детей повлияли и демографические проблемы, особенно заметные в начале 2000-х, когда более чем в два раза уменьшилось число школьников. Тогда, будучи еще библиотекарем младшего абонемента детской библиотеки № 1 им. А. С. Пушкина, я вела учет потенциальных читателей. Каждый год в сентябре заполняла таблицу количества школьников начальных классов школ микрорайона по школам и классам. Цифры были удручающие.

Сейчас, как показывают данные статистики, детей стало больше. Но…

Среди проблем, которые нам приходилось решать, самой «популярной», на мой взгляд, является проблема привлечения читателей в библиотеку. Вопрос: «Как привлечь читателя в библиотеку?» остро стоял перед библиотечным сообществом и 30, и 20, и 10 лет назад. Актуален он и сейчас.

Причина такой его «живучести» во многом зависит от выбора потенциальным читателем способа получения информации. Сейчас, в век информационных технологий, здесь действует критерий: быстро, удобно и наименее трудозатратно. А где сейчас, согласно данному критерию, проще всего получить информацию? Конечно, в Интернете. Зачем идти в библиотеку, тратить время, выискивать, выписывать, если всю необходимую информацию можно быстро «скачать». Компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, айфоны, сотовые телефоны с доступом в Интернет не только у взрослых, но и у детей — и мы имеем опустевшие читальные залы.

Казалось бы, еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима, но сначала медленно, а потом все быстрее пошел процесс снижения уровня читательской культуры населения.

Библиотекари никогда не были простыми наблюдателями происходящих изменений. К чести сказать, мы достаточно быстро реагируем на происходящие изменения и начинаем искать пути решения возникающих проблем. По понятным причинам особое внимание мы всегда уделяем детям.

Решая вопрос привлечения читателей-детей в библиотеку, мы на разных этапах искали и находили свои формы и методы работы. Для привлечения читателей мы проводили рекламные кампании, привлекали актив библиотеки, выступали на родительских собраниях в детских садах и школах, организовывали экскурсии по библиотеке, общебиблиотечные рекламно-информационные акции («Пригласительный билет», «Как пройти в библиотеку?», «Приведи друга в библиотеку» и др.), привлекали средства массовой информации, реализуя программы и проекты, вели большую работу с родителями, с будущими мамами, создавали клубы по интересам, проводили детские творческие конкурсы, подведение итогов которых было настоящим праздником, вышли на улицы города и вели большую массовую работу.

Во все времена именно массовые мероприятия служили своего рода заслоном оттоку читателей, являлись действенной и эффективной формой привлечения читателей в библиотеку. Во-первых, помимо информирования (устного, наглядного, печатного, аудиовизуального) массовая работа включает в себя и рекомендации книг читателям. Во-вторых, формы и методы проведения библиотечных мероприятий выгодно отличаются от школьных уроков (а большинство наших читателей-детей — школьники). Чередование различных форм внутри одного мероприятия исключает его монотонность. Помимо того, что они информационно насыщенные, они еще и яркие, интересные, запоминающиеся. По крайней мере, мы старались, чтобы это было так, чтобы ребенок, впервые посетивший библиотеку, захотел прийти еще, стал ее читателем.

Но мало только привлечь ребенка в библиотеку. Нужно еще и удержать его здесь. В значительной мере этому служат те же самые массовые мероприятия.

Уделяя большое внимание массовой работе, цель которой показать детям прелесть чтения, научить любить книгу, мы решаем важнейшую стратегическую задачу: научить хотеть читать, помочь в получении осмысленной информации и знаний.

Как привлечь читателя в библиотеку: КДД

Вся палитра мероприятий по привлечению читателя в библиотеку привела к тому, что библиотеки все чаще становились местом проведения свободного времени читателей (это подтверждают проводимые нами исследования и опросы). Родилось явление, которое в настоящее время в библиотечной теории и практике называется культурно-досуговой деятельностью (КДД) публичной библиотеки.

Явление это уже достаточно изучено, широко освещается в профессиональных журналах, написаны книги. Теоретики библиотечного дела говорят о детской библиотеке в XXI веке как учреждении ярко выраженной культурно-досуговой направленности, сходятся во мнении, что будущее существование детских библиотек и их дальнейшее развитие возможно только при акценте на культурно-досуговую составляющую. Именно такой подход представляется наиболее действенным и эффективным для современной детской библиотеки.

Большую роль культурно-досуговой деятельности в публичных (в том числе и детских) библиотеках подтверждает и практика последних лет. Отличаясь разнообразием форм и тематики, КДД библиотек способствует раскрытию творческого потенциала детей, их социализации и социальной адаптации, дает возможность проявить себя (нередко в новом, неожиданном даже для самого ребенка качестве). Повышается самооценка, стимулируется их читательская и познавательная деятельность. Дети получают возможность развивать и удовлетворять свои духовные и эстетические потребности. КДД библиотек способствует развитию идей гражданственности и патриотизма, содействует росту духовности и повышению культурного уровня.

В общем и целом культурно-досуговая деятельность библиотек обладает широкими потенциальными возможностями, большим арсеналом методов, форм и средств эмоционального воздействия на человека в достижении главной цели — пропаганды книги и активизации внимания к самой библиотеке.

Современная специфика культурно-досуговой деятельности библиотек проявляется еще и в том, что она рассчитана и распространяется не только на пользователей библиотек. Сфера ее распространения гораздо шире.Все население города, села, района, так или иначе, ощущает на себе эту деятельность — через детей, родителей, знакомых человек получает информацию о ней, слышит отзывы о различных библиотечных мероприятиях. Это создает дополнительные условия для популяризации библиотек и привлечения читателя в библиотеку.

Став не только местом получения информации, но и центром досуга, в последние годы библиотеки всё чаще позиционируют себя как «третье место», т. е. площадка для самореализации человека, неформального общения, социального взаимодействия. Концепция широко обсуждается на профессиональных встречах и, что не удивительно, в сети Интернет (на запрос в поисковой системе Яндекс «Библиотека как третье место» нашлось 151 млн (!)результатов).

Проект привлекателен для библиотек. Ведь «третье место» характеризуется как место, где человеку хочется быть. Как раз то, что нам и нужно.Библиотека станет желаемым местом досуга, а мы получим рост посещаемости библиотек. Конечно, нужны большие изменения в библиотеках. Должны будут измениться и сами библиотекари.Задача вполне выполнимая. Было бы финансирование и наше желание. А менять мы умеем, да и сами научились меняться.

Только вот тревожит одно: а как же наша миссия? Наши читатели уже превратились в пользователей. Как тогда мы назовем тех, кто придет в БИБЛИОТЕКУ просто приятно и комфортно провести время? И нужна ли им будет в этом случае книга? Как мы будем решать проблему чтения? И нужны ли будем тогда мы сами: библиотекари в изначальном понимании нашей профессии? Есть над чем задуматься…

Как привлечь читателя в библиотеку: день сегодняшний

А пока мы будем думать, спорить, решать и пробовать, мы живем в напряженном ритме. Львиную долю сил и времени библиотечных специалистов отнимают массовые мероприятия: подготовка, организация, проведение. «Бум» массовой работы все меньше времени оставляет для традиционной работы с книгой и индивидуальной работы с читателем, которая всегда была объектом пристального внимания библиотек.

С одной стороны, массовые мероприятия с их использованием различных (в том числе новых) форм и приемов помогают нашим читателям эстетически воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так и явлений и событий. А, с другой стороны,мы в постоянном поиске новых формкультурно-досуговой и досугово-образовательной деятельности, трансформируем под наши цели и задачи формы и методы (нетрадиционные) из областей, казалось бы, далеких от обывательского представления о библиотеках.

Мы стремимся вовлечь в действие широкий круг читателей, чтобы каждый был активен, проявил свои знания, способности и дарования. В библиотеках сейчас есть не только рисование, но и музыка, и пение, и физкультура, и театр… Активными участниками предлагаемого действавыступают и сами библиотекари.Мы поем, танцуем, играем на музыкальных инструментах, выступаем в роли литературных героев, а в приватных беседах сетуем на то, что мы — не массовики-затейники, что устали от обилия проводимых массовых мероприятий, что некогда работать с книгой, с читателем. И при этом продолжаем вести активную массовую работу.

На мой взгляд, подобное «увлечение» массовой работой — мера вынужденная. И превращение библиотек из центров информации в культурно-досуговые центры вызвано потребностью стабилизировать обстановку в области чтения, не дать окончательно угаснуть интересу к чтениюкнижному. Мы, библиотекари, как никто понимаем, что последствия отхода от книжного чтения могут быть самыми непредсказуемыми и иметь необратимые последствия.А организация культурно-досуговой деятельности — лучший способ сохранения высокого уровня востребованности в условиях жёсткой конкуренции.

Кроме того, наши мероприятия все-таки носят библиотечный характер. А это значит, что в них должна присутствовать (и обязательно присутствует!)книга и, по возможности, учитывая современные приоритеты, новейшие визуальные средства информации.

Мы стараемся предоставить как можно больше ВОСТРЕБОВАННЫХ услуг,выбираем для библиотечных мероприятий наиболее подходящие места и ненавязчиво влияем на читателей.Через досуговые формы мы способствуем информатизации наших юных пользователей, памятуя о том, что наибольший объем информации ребенок получает через игру (а это — наиважнейшая часть КДД).Через игру ребенок социализируется, приобретает культурный опыт и учится обустраивать свое досуговое пространство. И детская библиотека является важным местом для осуществления их культурно-досуговой деятельности.

А той «изюминкой», которая привлекает в библиотеки юных читателей, становятся элементы развлекательности, творчества или творческого поиска.Это характерно не только для массовых мероприятий, но и для организации выставочной деятельности библиотек. Все чаще наши выставки носят интерактивный характер. Возле них можно отвечать на вопросы викторин, рисовать, петь, читать стихи, участвовать в дискуссиях или громких чтениях.

От громкого чтения к библиопрочтению

Вернувшиеся в библиотечную практику наших библиотек после некоторого забвения, сейчас громкие чтения являются актуальной формой работы с детьми. Они помогают нам научить детей и подростков слушать и понимать прочитанное,воспитать чувство слова, выработать умение читать выразительно, вызвать интерес, любовь и тягу к книге, побудить к самостоятельному чтению.

Начиная с 2012 года, когда в рамках Недели детской и юношеской книги мы провели общебиблиотечную акцию «День громкого чтения», такой способ общения детей и взрослых в библиотеке прочно вошел в нашу жизнь. Читают дети, библиотекари, родители, читают в библиотеках, на площадках возле библиотек, на скамейках скверов и парков, читают на мероприятиях отдельных библиотек и во всех библиотеках в дни проведения общебиблиотечных акций («Всемирный день чтения вслух», «Читаем детям о войне»), просто читают с книгой в руках или включая в чтение элементы театрализации…

Нравится ли такое времяпрепровождение в библиотеке нашим детям? Безусловно. Ребята с удовольствием приходят на подобные мероприятия и активно в них участвуют.

Техническое оснащение наших библиотек позволило нам пойти дальше в этом направлении. А если записать громкие чтения на видео и потом показывать видеоролики посетителям библиотек? Так в наших библиотеках появилась такая,уже популярная у юных читателей,форма громких чтений, как библиопрочтения.

Многие видеоролики размещены на сайте учреждения (cbse.ru) в разделе «Наша видеотека»: дети и библиотекари читают И. А. Бунина, группа школьников с книгами в руках читают «Бородино» М. Ю. Лермонтова, Пасхальные чтения в детской библиотеке № 3…

Создание видеороликов — процесс творческий.Выбор произведения для чтения, репетиции, обсуждения, создание костюмов (в случае необходимости), и, что немаловажно, работа с книгой, общение и эмоциональный настрой. Ребята не только слышат, но и видят результат своего труда. С удовольствием бегут они в библиотеку, а на показы приводят друзей, родителей.Видеоролики демонстрируют на библиотечных мероприятиях, вызывая у зрителей массу положительных эмоций. Не меньший интерес вызывают библиопрочтения самих библиотекарей.

Ярким воплощением идеи в наших библиотеках стал просветительский проект 2015 года «Перечитаем Чехова». Идея проекта: снять библиопрочтения рассказов Антона Павловича Чехова в каждой из библиотек централизованной библиотечной системы и разместить видеоролики для широкого доступа на сайте учреждения.Итогом проекта стали 17 видеороликов, взаписи которых приняли участие 28 человек (22 библиотекаря и 6 читателей-детей)(http://cbse.ru/internet-proektyi/perechitaem-chehova/). Проект стал участником V открытого конкурса профессионального мастерства «Ревизор – 2016», в ходе народного онлайн-голосования занял пятое место среди представленных на конкурс 15 библиотечных проектов.

Создание подобных видеороликов, несомненно, имеет ряд плюсов: помогает увеличить читательскую аудиторию, служит весомой поддержкой в продвижении литературы, книги и чтения, рождает новые творческие идеи.

В рамках акции Библионочь-2016 сборная команда библиотечных специалистов Централизованной библиотечной системы города Ельца подготовила веселую программу «Необычайное киноприключение, или Добро пожаловать, кино» (http://cbse.ru/bibliosumerki-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-eltse/), одним из главных событий которой стала съемка кино в реальном времени. В фильме «Умелые руки» по сказке Владимира Сутеева снялись шесть юных артистов, выбранных среди участников кастинга «Библиопробы по-библиотечному». Фильм размещен на сайте учреждения и, по сути, представляет собой вариацию библиопрочтений: чтение слов автора чтецом за кадром и героями сказки — в кадре.(http://cbse.ru/igrovoy-film-snyali-uchastniki-bibliosumerek-neobyichaynoe-kinopriklyuchenie-ili-dobro-pozhalovat-kino-v-biblioteke-eltsa/)

Такой прием эффективен и в реальном времени. Театрализованным библиопрочтением сказки местного поэта и барда Юрия Ширяева «Колобок» завершился фестиваль детской поэзии «Литературные мостки»в дни празднования 870-летия города Ельца. (http://cbse.ru/nash-gorod/literaturnye-mostki/2/)

1 июня этого года город Елец принял участие в литературном проекте «Классики в российской провинции» Ассоциации малых туристских городов России (АМТГ). В этот день в Городском парке возлекаменного грота с беседкойпроходила акция «Древний город листает страницы». Каждой из библиотек предстояло прочитать одну из 12 глав сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Каждую главу читали от 3 до 6 человек.

1 июня в течение четырех часов над Ельцом звучали пришвинские строки, а в перерывах между главами — стихи И. А. Бунина, а также современных авторов, пишущих о родном городе. (http://cbse.ru/drevniy-gorod-listaet-stranitsyi-literaturnyiy-proekt-klassiki-v-rossiyskoy-provintsii-assotsiatsii-malyih-turistskih-gorodov-rossii-v-eltse/)Это практика. А в теории — возвращение громких чтений, появление их вариаций.

«Массовизация» + «книжные» формы = ?

В последнее время в нашей практике популярны «книжные» формы работы. В вихре массовых мероприятий организуя культурный досуг наших читателей (реальных и потенциальных), мы никогда не упускаем возможности дать им в руки книгу, лелея надежду вернуть ЧИТАТЕЛЯ в библиотеку. Того самого настоящего читателя, воспитанию которого мы отдавали столько сил в доперестроечное время. По большому счету, мы никогда не переставали это делать. Воспитание грамотного читателя — была и есть одна из основных задач, стоящих перед семьёй, школой и, конечно, библиотекой. Только сейчас проблема эта стала намного острее, а решать ее стало намного сложнее.

С учетом приоритетов современных детей и подростков отвлечь их от компьютера и пробудить любовь к книгам — задача не из легких. А с учетом уровня их знаний и представлений об окружающем мире (как показывают многочисленные исследования) —первостепенная. Поэтому вопрос «Как вернуть ЧИТАТЕЛЯ в библиотеку?» не может не волновать не только библиотечное сообщество, но и всю российскую общественность.

Главная задача Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в том, чтобы «вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей…». Потребность в этом уже назрела.Что нужно сделать, чтобы отвлечь детей от компьютера и пробудить в них любовь к книгам?

Библиотекам для этого надо быть, по меньшей мере, интересными для читателей в эпоху всеобщей компьютеризации. Нужна ли при этом всеобъемлющая массовизация жизни пользователей библиотек?Произойдут и происходят ли положительные изменения во взаимодействии библиотекаря и читателя в связи с применением новых форм массовой работы? Сможем ли мы повернуть читателей от экранного чтения к книжному?

На данном этапе «бум» «культ массовости» в нашей работе в сочетании с книжными формами работы способен если не решить проблему, то, по крайней мере, не дать ей разрастись до катастрофических размеров.

Современное развитие общества требует формирования нового типа личности с повышенным уровнем информационных запросов и потребностей, высоким уровнем интеллекта. Это в свою очередь требует, чтобы человек с детства получал и накапливал по мере взросления огромную базу знаний и постоянно актуализировал её. Важную роль в этом играет библиотека, в особенности это касается детской библиотеки.

И если для этого пока надо одновременно быть массовиками-затейниками и грамотными руководителями детского чтения; петь, плясать, играть и читать, прижавшись, на скамейке; организовывать досуг и возвращать к книжному чтению, —мы будем это делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *