Содержание
- Ключевые слова мотивация учебной деятельности, внутренняя.
- Методическая разработка Учебная мотивация основной.
- Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений.
- Основные мотивы человека
- Мотивы личности
- Что такое мотивация?
- Что такое мотив?
- Теории мотивации.
✔ Читать статью полностью… ✔
✔ Открыть новый сайт ✔
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
С работой, которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится. Давайте обратную связь как можно скорее после осуществления действия, не откладывая ее до подведения итогов конце занятия. Управляющий производством Вознаграждение за сверхурочную работу Часть групповой производственной премии Общая схема долевого участия прибыли Предложение о долевом участии бизнесе. Интеллектуальная активность школьников во многом определяет успешность усвоения учебного материала. Проведение тренинга для родителей специалистами Автобуса профилактики. Отдельной должности тренер у нас нет, даже Cлужбе обучения, компетенций и развития менеджмента.
Главными условиями формирования познавательной активности всегда будет опора на активный мыслительный процесс учащихся, ведение учебного процесса соответствии с уровнем их развития и эмоциональная атмосфера во время занятий. Таким образом, репрезентативность и валидность методики обеспечена экстраполяцией результатов теоретического анализа мотивации учения технику создания методики, а также апробацией методики непедагогических вузах. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Самостоятельный — независимый принимающий решение сам, без посторонних влияний и помощи самостоятельное решение. С другой стороны, дети, обнаруживающие выученную беспомощность, демонстрируют существенно иной паттерн реакций на неудачу. Мотивация обучения это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Один из разновидностей психологического процесса, который.
Объединение нескольких операций одну законченную работу улучшит многие показатели работы от временных до стимуляционных. Вопрос скорее риторический почти бессмысленный, так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, школе они быть обязаны. Люди вовлекаются эту деятельность ради нее самой, а не для достижения какихлибо внешних наград. Этот факт говорит о том, что все наши желания, а вернее потребности, стоят четкой иерархической последовательности. Вместе с тем руководители постоянно используют разговоре с подчиненными вопросы, требующие однозначного положительного или отрицательного ответа. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверхтрудных задач без обратной связи ходе решения. Нормальный конкурентный и честный рынок, условия совершенной конкуренции требуют от персонала именно неординарных результатов, чтобы фирма могла выстоять и развиваться.
Ключевые слова мотивация учебной деятельности, внутренняя.
Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование. Вправить мозги — заставлять коголибо поступать более обдуманно, благоразумно. Внутреннее вознаграждение — это то удовлетворение, которое приносит сама работа. Актуальность работы том, что литературе настоящее время вопрос внутренней мотивации человека период его адаптации к новому рабочему месту практически не изучен. Человек, чьей иерархии критериев успех стоит выше внутренняя мотивация обучаемого предполагает отношений, будет, соответственно, действовать согласно другим приоритетам. Как знание этого языка поможет мне достичь своей основной или большей предполагается больше, чем сам английский цели.
Мотив отличие от мотивации это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Оказывается, что если прочитать текст раз подряд, то он запоминается значительно хуже, чем если перечитать его с промежутком пять минут. Если человеку кажется, что он уже все знает, научить его чемулибо очень трудно. Многие руководители думают, что если работникам много платить, они будут много и хорошо вкалывать. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. Все испытуемые начали уверенно использовать обобщения эвристик, вполне на них полагаясь. При умелом воздействии и взаимодействии учителя и родителей у таких детей вполне успешно формируются познавательные мотивы.
Личность с развитым сознанием общественного долга, моральными принципами и обладающая высокой степенью профессионализма, как правило, отрицательно реагирует на попытки присоединить к внутренней мотивации внешние, и особенности отрицательные мотивы. По итогам встречи сделайте правильные выводы и подумайте, что вы силах изменить, чтобы повысить мотивацию сотрудника случае необходимости. Наиболее ярко концептуализация данного типа мотивации представлена бихевиористских теориях и теориях инструментальности Внутренняя мотивация конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. В конце урока важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы возникла установка на дальнейший процесс Участие районном едином методическом дне – так обобщен опыт работы учитель математики Полубятко.
Консультация на тему мотивация к обучению Социальная сеть.
То, что пользователь сломается уже через несколько минут изучения такого курса, никого, сущности, не интересует. Стимулируя ученика, педагог управляет изменениями, происходящими его мотивационной сфере. Рассказывая на уроке о деятельности ученых, о великих открытиях, о личных качествах выдающихся исследователей, учитель формирует сознании школьников некоторый идеал ученого исследователя, способствующего научному прогрессу. Внешняя мотивация сотрудников предполагает применение определённых факторов для воздействия на персонал. Отметь, пожалуйста, таблице мотив к изучению преподаваемых школе предметов. Шансы столкнуться реальной жизни с сердечным приступом довольно низки, но если такая ситуация возникает, то для спасения человека использование верных процедур и приемов реанимации имеет жизненно важное значение. Внутренняя мотивация интринсивная — мотивация поведения. Сотрудник готов взять на себя трудновыполнимые и рискованные задачи, а рутинные задания для него скучны и неинтересны.
Если сотруднику разрешено принимать решения вопросах, связанных с его работой организации, это будет мотивировать его к лучшему выполнению своих обязанностей. Внешняя обратная связь исходит от преподавателя, инструктора, наставника, других учащихся или от приборов приспособлений, которые доводят до обучающегося информацию о том, насколько хорошо он выполняет конкретное задание, или о том, каких результатов он достиг итоге выполнения той или иной работы. Ктото станет лояльнее оттого, что работодатель обратил внимание на его ребенка и организовал детский праздник, для другого гораздо важнее иметь возможность проявить инициативу на рабочем месте. The illusion of inpetence among academically petent children Child Development. Первая характеристика временная, она имеет отношение к объяснению причин происходящих с индивидом событий постоянными или временными факторами.
Между тем руководитель зачастую просто не знает, что интересует его подчиненного за пределами офисного пространства и очень удивляется, однажды узнав от других сотрудников, что его вроде бы не столь заметный подчиненный имеет чемпионский титул спорте или талант фотохудожника. С ростом профессионализации уменьшалась значимость такого фактора, как возможность повышения квалификации, а также фактора значимости работы. Мотивация повышается, если обучаемый осознает, что он сам контролирует ситуацию, что успех прямо зависит от приложенных усилий. Мотивация — совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий, воздействие на работников с целью направить. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта его осуществлении.
Методическая разработка Учебная мотивация основной.
В общем, такая модель учит слушать, изучать и строить себя, создавать свою судьбу только исходя из личных способностей. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается своей работе. Берна обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, одобрение, добрый, ласковый тон, ободряющее прикосновение. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа необходимо, должен или обязан. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. Вообще, стоящая за ними психоаналитическая традиция не должна быть препятствием их использовании схемах структурного типа, так же как и атомарные понятия типа ядро, оболочка, вышибание. Приемы активновного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности.
С этим приходится считаться войсках на походе когда переход длинен и труден, солдатам предоставляется идти вольным шагом, так что один может шагать чаще, другой — реже, так как маршировка ногу и строгое подчинение общему темпу движений утомляет отдельных индивидуумов скорее. Внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности. Разумным и целесообразным является использование творческого потенциала обучаемых. Перечислим внешние мотивы, связанные с возможностью получить вознаграждение или избежать наказание требования учителя, внутренняя мотивация обучаемого предполагает наказание и поощрение родителей, давление класса, ожидание будущих благ, достижение практически значимого результата. Желание у сотрудника должно быть собственное стремление к развитию качестве внутреннего преподавателя.
Показано, что внутренняя познавательная мотивация является не только важным условием академических достижений студентов, но и фактором их психологического благополучия. Кроме того, наказывающий ассоциируется с неприятными эмоциями, ученики начинают ненавидеть или бояться учителя, обманывают и хитрят если наказание сурово и кажется им несправедливым. Оперативно изучаются и вносятся дополнения и изменения документацию. Проведенные эксперименты с присуждением денежного вознаграждения за решение головоломок и анаграмм позволили Деси показать, что награда может восприниматься как контроль, не действовать как положительная обратная связь и вести к снижению внутренней мотивации и, соответственно, к ухудшению результатов деятельности. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Размышляя о том, как происходит наивный анализ поведения у любого обычного человека Хайдер указал на решающую роль приписывания другому намерения совершить поступок при установлении степени ответственности за него. Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречии и конфликтов. И самое главное повторяйте установки осмысленно, а не просто заучив текст. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются психические цели обучаемых через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, том числе интеллектуального развития ребенка с помощью побуждающих функций средств педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.
Учебная мотивация как основа эффективного образовательного.
Данный тип мотивации хуже внутреннего типа мотивации тем, что при нем студентов привлекает не сама деятельность, а то, как она будет оценена окружающими положительная оценка, поощрение, похвала. Так же ведут себя и взрослые, для которых будущая перспектива неясна уволят с работы или нет, переведут другой отдел или не переведут. The role of insight in intellectl giftedness Gifted Child Qrterly. Следовательно, можно переходить от зрительного к слуховому вниманию или тренировать себя так, чтобы работали автоматически все органы чувств и тем самым обеспечивали бы менее напряженное произвольное внимание. внутренний локус контроля и ответственности для собственных решений и поведения.
Необходимо создавать ситуации, которых разные по направленности мотивы могут проявиться – создавать условия соподчинения мотивов, то есть их «борьбы”, ситуации реального выбора – выбор при имеющихся вариантах ответа закрытый выбор – ситуация свободного открытого выбора без ответов – выбор нескольких разнонаправленных побуждений соподчинение мотивов с конфликтом – ситуация выбора с ограничениями дефицит времени, соревнование, разные типы оценивания другим человеком – ложный выбор предлагается выбор между двумя равной мере неверными альтернативами, отражающими противоположные склонности. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство их реализации. Частичное подкрепление позволяет сохранить желательные формы поведения течение более длительного периода времени.
Таким образом, учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Процесс использования стимулов на разных этапах организации и управления производством также должен быть различным. В первом случае качестве исходного и Конечного пунктов объяснения выступают психологические внутренняя мотивация обучаемого предполагает свойства субъекта поведения, а во втором внешние условия и обстоятельства его деятельности. Саморазвитие это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Мотивация это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к действию. Стремление к успеху это сила, вызывающая у индивида действия, ведущие к достижению результатов. Внутренние мотивы в обучении удовлетворение от самой деятельности прямой результат.
Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений.
Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности. Метод поощрения хорош для учся с заниженной самооценкой, этот метод ведёт к созданию ситуации успеха для отдельных учся. Теория предполагает то, что работники организации изначально ленивы и будут. Если результат действия достижения является средством, то действие сохраняет интринсивно мотивированный характер лишь том случае, когда результат оказывается средством смысле необходимого промежуточного звена на пути к достиженческой по содержанию цели более высокого порядка. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный. Преодоление трудностей учебной деятельности важнейшее условие возникновения интереса к. В кадровом деле и менеджменте с успехом используется метод разделения мотивов на внутренние и внешние. В опросах и исследованиях чаще всего встречаются вопросы, на которые можно ответить либо да, либо нет.
Так организация занятий с использованием мультимедиатехнологий с применение специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. Мотив — это системное образование, а побуждение — это его энергетическая сторона, определенное состояние готовности начать действие. Именно эта часть старшеклассников большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует распределении времени. В групповую работу целесообразно включать не более пяти и не менее трех учащихся. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком поведения, определяемого комплексом воздействий внешних стимулов и внутренних мотиваторов. К вопросу роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе.
Характерно и то, что у хорошо успевающих студентов ‘познавательный’ мотив занимал второе место, а у студентов со средней успеваемостью третье. Ключевые слова мотивация, мотивация к учебной деятельности, мотивы, внутренние мотивы. Все материалы, представленные данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Из данного определения вытекает, что мотив это осознанная потребность. Сергей Мустафаев Есть проблема с тем, что некоторых сотрудников к обучению надо понуждать. Не может возникнуть никакой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей этот процесс, дающий ему направление, писал. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Внутренняя мотивация является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. Многие утверждения, касающиеся психологии обучения, относятся и к самообразованию.
Для сознания ребенка, обучающегося начальной школе, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования быть культурным, развитым и мотивы самоопределения после школы продолжать учиться, работать. Актуальность данного исследования заключается первую очередь том, что любой деятельности, том числе и обучающей, присутствует мотивация – внутренние побуждения к деятельности. Особенно разрушительна для личности роль отрицательных мотиваторов, которые порождают конформизм, ограниченность, пассивность, безответственность. Задача учителя конечно, не из легких устранять постепенно эти самые белые пятна, параллельно с новыми темами, объясняя давно пройденные. Старшему школьному возрасту характерно стремление разобраться во внутренняя мотивация обучаемого предполагает взаимоотношениях полов, особенностях других людей, не таких как. Типология характеров Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт.
Наличие конкурентоспособного пакета создает позитивный имидж работодателя глазах кандидатов. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Интерес к информации, который лежит основе познавательной активности. Конечно, и об этих тенденциях знать неплохо, но нужно реально представлять себе, что изучаются данном случае не мотивы, как считают авторы методов методик, а лишь мотиваторы, которые могут быть задействованы мотивационном процессе, а могут остаться индифферентными. Либо наличие гибкого плана продаж, который постоянно увеличивается при сохранении суммы бонуса. Внутренней мотивацией называют такой тип мотивации, при котором инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри.
Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, тренировку мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, с конца младшего школьного возраста. Ее слагаемые, помимо специальных музыкальных знаний, — навыки ораторского искусства, знание психологических особенностей слушательских аудиторий различных типов, умение использовать своей работе научно обоснованные приемы, способствующие достижению цели — воспитанию у широких слушательских аудиторий любви к музыке. В упражнениях на закрепление адекватной самооценки важно учить школьника психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач, обучать приемам снятия необоснованной тревожности по поводу состояния своих знаний и умений, учить активизировать все свои возможности. Формирование эффективной стратегии смешанного корпоративного обучения Смешанное и корпоративное обучение Труды Всероссийского научнометодического симпозиума.
Внешняя и внутренняя мотивация Особенности учебной.
Достаточно сильных интересов к получению впечатлений от работы, искусства, спорта. Стремление к избеганию неудачи сила, подавляющая у индивида выполнение действий, способных, по мнению субъекта, привести к провалу. Мотив обладает количественными по принципу сильный слабый и качественными характеристиками внутренние и внешние мотивы. Формирование мотивации обучаемых к применению. И наоборот, если мотив только понимаемый, то можно предполагать Изучение мотивации занимает важное место в исследованиях образования, поскольку оно позволяет объяснить поведение учащихся в образовательных учреждениях. Чувства контроля связаны со стремлением субъекта продолжать заниматься данной деятельностью, проявлять усилия и настойчивость при решении трудных задач, а также с достижениями.
Работу группах я применяю и на уроках географии, и на уроках обществознания группы получают определённые задания и отчитываются по этому вопросу они могут составить свой отчёт или виде кластера, или конспекта, таблицы, диаграммы. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство их реализации. Например, подумайте о телевизионной рекламе, которая заставила Вас захотеть рекламируемый продукт. Что же касается внутренней мотивации, то здесь немножко сложнее, поэтому дальнейшая информация будет касаться исключительно. Демонстрация слушателям значимости изучаемого материала, его важности для практики, для успешной профессиональной деятельности. Нами установлено, что из общего числа опрошенных учатся преимущественно на отлично 14, 0 %.
Другими словами, если студент осознанно выбрал профессию, и он считает ее значимой как для себя, так и для общества, это, безусловно, позитивно скажется на результатах процесса профподготовки. Вторая характеристика — пространственная, она имеет отношение к степени универсальности оценки индивидом происходящих с ним событий склонен ли он к чрезмерному обобщению или, наоборот, к специфическому, конкретному рассмотрению отдельно взятых ситуаций. Когда вы решаете провести обучение, необходимо прояснить, какие же есть у людей стереотипы по этому поводу, ведь Мы все учились понемногу чемунибудь и какнибудь…. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1го к 4му классу, то выявляется следующее. Мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации, конкретного предмета изучения, личности.
Очень часто увлеченность предметом вырастает из наблюдения детей за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету. Обосновывая пути реализации дидактического принципа проблемности школьном обучении и формулируя этой связи требования к содержанию, методам и средствам обучения Махмутов считает необходимым сочетать приемы и способы обучения для стимулирования эмоционального отношения, волевого усилия, интереса и потребности познавательной самостоятельности учащихся. Таблица 7 Сравнение уровня профессионального выбора и уровень смысла учения старшеклассников.
Мотив, мотивация, мотивирование
Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.
Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает:
- выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности);
- при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).
Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.
Мотив человека и личности
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.
Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.
Мотивация человека и личности
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В мотивационной сфере выделяются:
- мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
- мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
- мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.
Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.
Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.
Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.
Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.
Мотивирование
Мотивирование — это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.
Выделяют два основных типа мотивирования:
- внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
- формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.
Основные мотивы человека
Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.
Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.
Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:
- потребности и инстинкты как источники активности;
- мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.
Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.
Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.
Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.
Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.
В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.
Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.
Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.
Мотивы личности
Мотивы личности — это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:
- органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
- функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
- материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
- социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
- духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.
Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.
Потребности человека проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.
Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
- генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
- инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.
Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.
Виды мотивов личности
К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.
Ценность
Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:
- самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
- ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
- ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.
Убеждения
Убеждения — это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.
Намерение
Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.
Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.
Любые действия, совершаемые человеком, определяет его мотивация. От завязывания шнурков до покорения космоса – все это нуждается в стимуле. Ничего не происходит просто так. Везде есть свой мотив. Зачем его искать? Возможно, чтобы понимать, какие приемы наиболее эффективны в управлении собой и окружающими. Ведь, если есть задача, должны же быть методы, помогающие ее решить. Известны ли результативные приемы мотивации? Как их выбрать? Обсудим эту тему подробнее.
Что такое мотивация?
Мотивация — это психологический процесс, задающий направление человеческому поведению. Она заставляет действовать, принимать конкретные решения, к чему-то стремиться, дарит человеку ощущение осмысленности, порождает желание взаимодействовать с миром и другими людьми. В случае достаточного уровня заинтересованности, исполнитель может долго работать без усталости и отдыха. Если же мотивации не хватает, то самая простая работа будет утомлять. Чем же это вызвано?
В физиологическом плане мотивация тесно связана с понятием стимула – фактора, который вызывает ответную реакцию. Только, на уровне биологических процессов все понятно и однозначно, а вот психические реакции предугадать намного сложнее. Допустим, раздражитель вызывает одну и ту же реакцию у любого живого существа. Например, удар электрическим током провоцирует непроизвольное сокращение скелетной мускулатуры, что вызывает отдергивание руки, крыла или хвоста.
В случае мотивации все намного сложнее. Один и тот же фактор приводит к разным ответным реакциям. Жесткая критика для кого-то окажется хорошим стимулом, а другого вгонит в глубокую депрессию. Выходит так, что раздражитель один, а ответная реакция диаметрально противоположна. Поэтому, пытаясь объяснить природу мотивации с помощью биохимических реакций, стоит делать поправку на индивидуальность психических процессов. Хотя, сам алгоритм возникновения заинтересованности в чем-либо примерно одинаков. Он состоит из трех составляющих:
- Потребность – ощущение недостачи в чем-то и желание это восполнить;
- Цель – четкое понимание, к чему стремиться, чтобы реализовать потребность;
- Мотив – заинтересованность человека в действиях, приводящих к достижению цели.
Если потребность и цель – понятия достаточно конкретные, то с мотивом все не так однозначно, поскольку, как указывалось ранее, одинаковые стимулы демонстрируют разный эффект. Разберемся в этой теме.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Что такое мотив?
Мотив — это образ, придающий действиям человека осмысленность. Не зря ведь, пытаясь раскрыть преступления, следователи ищут мотив. Любое сознательное действие выполняется в случае заинтересованности человека. Этим он и отличается от животных, которыми движут рефлексы и стимулы.
Мотивы объединяют два уровня:
- Сохранение – стремление человека сохранить то, что он имеет;
- Достижение – желание личности достигнуть большего, чем имеет.
По Абрахаму Маслоу, сформировавшему известную пирамиду потребностей, самые базовые мотивы человека – сохранение жизни и удовлетворение природных желаний. После них появляются интересы, связанные с достижением социального статуса, финансового уровня и духовного развития. Если человек не чувствует себя в безопасности, основным мотивом для него станет сохранение своей жизни и здоровья. Все остальное отойдет на второй план, пока угроза не минует. Например, в пустыне даже отпетый скупердяй готов будет отписать все свое состояние за глоток воды. Когда же он вернется в город, то все его мысли будут снова заняты увеличением богатства.
Кроме упомянутой классификации, существуют и такие типы мотивов:
- Устойчивый – связан с базовыми стимулами (жажда, голод, секс), потому не нуждается в регулярной актуализации;
- Неустойчивый – относится к более высоким уровням пирамиды Маслоу, потому требует постоянного подкрепления;
- Внешний – зависит от факторов окружающего мира, включая мнение других людей;
- Внутренний – возникает в сознании, либо подсознании самого человека, независимо от внешних факторов;
- Отрицательный – стимул не совершать конкретный поступок (демотивация);
- Положительный – заинтересованность в получении конкретного результата.
Любой мотив выполняет три функции:
- Побуждение (или подавление, в случае отрицательной мотивации);
- Выбор направления движения;
- Поддержание и контроль процесса.
Эти функции стоит учитывать при целеполагании, поскольку от них зависит настрой исполнителя реализовать поставленное задание. Мотивы могут постоянно подогревать интерес, помогая двигаться по заранее намеченному маршруту и контролируя качество работы.
Сила, с которой мотив подталкивает человека к действиям, зависит от нескольких факторов:
- Значимость результата для исполнителя;
- Достижимость цели доступными методами;
- Вероятность получения результатов;
- Соответствие личным приоритетам и ценностям.
Чем больше этих критериев совмещаются в стимуле, тем сильнее он влияет на человека, подогревая интерес и желание действовать. Но не стоит перебарщивать. Известно понятие оптимума мотивации. Если ее уровень недостаточен, то человеку сложно начать работу. Когда мотив адекватен предполагаемым усилиям, то работоспособность достигает своего пика. В случае чрезмерно подогретого интереса исполнителю сложнее сосредоточится на задании, ведь он постоянно отвлекается на размышления о выгоде. Поэтому, пытаясь разобраться с понятием «мотив» психология вводит теории, описывающие это явление.
Пройти тест: оптимист или пессимист
Теории мотивации.
Интерес к этому свойству психики проявляли многие ученые. Их размышления воплотились в ряд научных трудов. Сформировалось много теорий, в которых фигурирует мотивация. Что это такое, пытаются понять при помощи различных подходов. Рассмотрим наиболее известные из них.
Теория потребностей.
Базовая и самая известная теория мотивации связана с иерархией потребностей, разработанной американским ученым Абрахамом Маслоу. Он взял за основу переход человека от биологического существа до социального явления. На первых ступенях пирамиды расположены самые примитивные желания, связанные с удовлетворением природных потребностей (голод, жажда, секс). Далее начинается влияние общества, из-за которого возникает желание защищенности, признания, профессионального роста. Постепенно эти мотивы отходят на второй план, приближая человека к духовному развитию.
Теория ERG.
Логическим продолжением предыдущей теории стал ERG-подход, предложенный Клейтоном Полом Альдерфером из Америки. Он также разделил мотивы на несколько групп, но по его мнению их всего три:
- Существование – природные нужды, ощущение безопасности;
- Взаимосвязи – социальные ориентиры, связанные со взаимодействием с другими людьми;
- Развитие – совершенствование человека, познание себя и мира.
В отличие от пирамиды Абрахама Маслоу, эта теория не исключает движения вниз (фрустрация). Можно не только подниматься по иерархии желаний, но и возвращаться на прежние уровни. Например, самые творчески развитые личности начнут ощущать потребность в безопасности, если вдруг на них нападут хулиганы. Все выставки и симпозиумы уйдут на второй план, когда возникнет реальная угроза быть избитыми.
Модели «X», «Y» и «Z».
Эти теории мотивации описывают различные модели поведения работающих людей:
«Х» – ассоциируется с ленью и безынициативностью;
«Y» – предполагает целеустремленность и амбициозность;
«Z» – опирается на стремление работника стать частью коллектива.
Первые две модели разработал психолог Дуглас МакГрегор, а «Z»-теорию вывел, основываясь на японский опыт, Уильям Оучи. Благодаря пониманию этих поведенческих особенностей персонала, намного проще принимать управленческие решения и подбирать уместные системы мотивации.
Пройти тест на характер человека
Теория равенства (справедливости).
По мнению американского психолога Джона Стейси Адамса, хороший мотив для сотрудника – не ожидаемое вознаграждение, а его эквивалент аналогичному поощрению других исполнителей. Когда человек уверен, что с ним рассчитываются справедливо, это значительно повышает его работоспособность. Если же заработная плата меньше жалованья окружающих, желание работать пропадает.
Поскольку во многих коммерческих организациях оклад различных сотрудников отличается пропорционально их опыту, возрасту, амбициям, там не принято афишировать кто сколько получает.
Теория гедонизма.
Это учение зародилось еще во времена древних греков. Авторство принадлежит Аристиппу, который считал, что смысл жизни человека в получении удовольствия на физическом уровне. Развил это представление и другой известный философ Эпикур, утверждавший, что удовольствие необходимый атрибут удавшейся жизни.
По этому принципу все достаточно просто. Человека мотивирует возможность получить удовольствие и отталкивают ситуации, связанные с дискомфортом. Но стоит учитывать наличие элемента привыкания к хорошему. В связи с этим, чтобы ощущать себя удовлетворенным, человеку приходится регулярно повышать «дозу» позитивного фактора – зарабатывать больше, ездить на автомобиле дороже, отдыхать на курорте престижнее и т.п.
Теория ожиданий.
По мнению канадского психолога Виктора Врума, человека больше мотивирует не сама награда, а ее ожидание. Чем лучше будет визуализирован ее образ, чем отчетливее исполнитель представит плоды своего труда, тем охотнее он начнет работу.
Фундамент теории ожиданий базируется на трех элементах:
- Валентность – планируемая степень удовлетворенности наградой;
- Ожидание – уверенность, что труды будут вознаграждены;
- Инструментальность – осознание достижимости поставленной цели.
Когда человек предвкушает будущее поощрение, убежден в его реальности и понимает, что необходимо для этого предпринять, возникает мотивация, вдохновляющая его к действиям.
Теория двух факторов.
Американский психолог Фредерик Герцберг предложил разделить факторы заинтересованности работников на материальные (гигиенические) и нематериальные (мотивирующие). Важность этой теории заключается в том, что многие работодатели уделяют основное внимание именно материальному поощрению, тогда как энтузиазм сотрудников поддерживается не всегда только зарплатами или премиями. В определенный момент возникает потребность признания, статуса, уважения, перспектив развития и самореализации. Их также необходимо учитывать, пытаясь наладить работу коллектива на долгосрочную перспективу.
Теория приобретенных потребностей.
В отличие от «статических» подходов, можно рассматривать процесс возникновения мотивации в динамике, по мере развития личности. Так и поступил ученый из Америки Дэвид МакКлелланд, который предложил теорию приобретенных потребностей. По его мнению существует несколько типов желаний, которые возникают с увеличением запаса опыта и расширением багажа знаний:
- Соучастие – потребность стать частью коллектива;
- Достижение – желание повысить продуктивность труда;
- Власть – стремление контролировать окружающие события.
Эти потребности возникают постепенно. Важно научиться их вовремя выявлять и удовлетворять.
Модель Портера-Лоулера.
Названа в честь разработавших ее американских психологов Леймана Портера и Эдварда Лоулера, которые проанализировали и совместили разные психологические теории. По их мнению, на поведение людей одновременно влияют потребности, ожидания и справедливость вознаграждения. Совокупность этих факторов и формирует желание проявлять активность. Поэтому, в процессе мотивации, необходимо учитывать каждый из этих компонентов, чтобы максимально повысить производительность труда.
Теория целеполагания.
Американский ученый Эдвин Локк предположил, что мотивированность человека связана с качеством постановки цели. Чем лучше обдуманы задачи, тем больше отклика они вызывают. С этих позиций получается, что мотивация усиливается, если соблюдать следующие правила:
- Четкая формулировка целей;
- Достаточная сложность заданий;
- Осознание актуальности работы;
- Получение обратной связи для оценки правильности действий;
- Вовлеченность исполнителей в процесс постановки задач.
Приведенные теории объясняют различные аспекты воздействия мотивации. Редко встречаются однозначные понятия, значит и приведенные концепции лучше рассматривать комплексно, а не по отдельности, поскольку понимание такого сложного явления, как мотивация, требует многогранного подхода, который выходит далеко за рамки одной теории. Мотивом для человеческих поступков могут служить разные причины. Следует научиться их выявлять и умело использовать, применяя в тех ситуациях, когда они действительно уместны.
Пройти тест на уверенность в себе
История не моя, но сегодня довелось ее вспомнить. Бывает, что делаешь все по инструкции, а конечный результат совсем другой. Расскажу ее как запомнил, поэтому-то возможны неточности, тех кто разбирается в химии, прошу не зверствовать и отнестись с пониманием.
Одному студенту нужно было провести эксперимент, записать весь процесс и предоставить конечный результат. В задачу ему было поставлено — синтезировать ацетилсалициловую кислоту (аспирин).
Он долго ничего не делал, по давней студенческой традиции и вот в последний вечер, открыл учебник и начал делать все по инструкции. Как не бился наш студиозус, но конечного результата описанного в учебнике (белый порошок похожий на кокаин) не получался, а выходила какая-то «жёлтая хрень».Долго думал «будущий Менделеев» и полет его мысли привел его в аптеку, где он купил аспирин, потом измельчил его и довольный лег спать.
Когда он принес свои очерки и пакетик с белым порошком профессору, тот его спросил:
— Вижу делал все по учебнику?
— Конечно — гордо ответил студент.
— Странно, 20 лет преподаю и всегда приносили какую-то жёлтую хрень…
Мотивация труда работников сферы социального обслуживания населения. Маник С.А., Аборина М.В. (научный руководитель), Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Россия
Люди являются самым важным ресурсом организации. Они обеспечивают увязку в единое целое финансовых и других ресурсов так, чтобы социальная организация функционировала. Дальновидные руководители, если они стремятся повысить работоспособность, не опираются исключительно на финансовое вознаграждение персонала. Они рассматривают потребности своих работников целостно и дают возможность людям руководствоваться также другими мотивами. Поиск соответствующих не денежных мотивов, которые побуждают работников эффективно использовать свои умения и таланты, — нелегкая задача.
Сегодня невозможно эффективно управлять социальной организацией, не добившись вовлеченности всего персонала, которая, в свою очередь, недостижима без мотивации, обеспечивающей превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста, тем самым способствуя достижению профессионального мастерства . Изучение факторов, способствующих повышению уровня качества профессиональной деятельности в этой связи крайне важно.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время специалисты по социальной работе не имеют должной мотивации для выполнения своей трудовой деятельности. Большая часть выпускников по специальности «Социальная работа» не идут работать по профессии, что негативно сказывается на кадровой политике в социальной сфере.
Цель данного исследования – изучить социально-психологические факторы, способствующие повышению мотивации работников социального обслуживания.
Выборку исследования составили 33 сотрудника из числа выбранных для исследования центров социальной защиты населения г. Самара, женского пола в возрасте от 23 до 48 лет. Испытуемые являются членами одного трудового коллектива, стаж совместной работы составляет более 1 года.
В процессе работы были использованы следующие методики: на диагностику мотивационно-потребностной сферы с помощью опросника Д. Джексона, методика на изучение интегральной удовлетворенности трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова.
Анализ результатов диагностики мотивационно-потребностной сферы помог выявить основные потребности работников социальной службы населения и выявить структуру и иерархию мотивационной сферы, направленность личности.
Большая часть респондентов имеет выраженную потребность:
— в готовности к помощи (97 %);
— в достижении (91 %);
— в выдержке (88 %);
— в избегании риска (88 %);
— в порядке (85 %);
— в социальном одобрении (85 %);
— в общей заинтересованности (79 %).
Высокий уровень поведенческих проявлений в вышеперечисленных потребностях говорит о том, что работники социального обслуживания населения — люди, с выраженной потребностью оказывать помощь другим, заботиться о слабых и больных. Они имеют стремление добиваться высоких показателей, самосовершенствоваться. Наблюдается потребность к упорной и настойчивой работе, в готовности много взваливать на себя работу монотонного характера. Вместе с этим выявлено стремление к максимальной личной безопасности, к избеганию риска, к снижению количества конфликтных ситуаций. Присутствует наличие страха перед физическими травмами. Работники социальной службы стремятся к аккуратности, упорядочению, точности и красоте в процессе своей деятельности. Имеют выраженную потребность в наличии у себя хорошей репутации в глазах коллег по работе, в корректности своего поведения. Выражают потребность в стремлении к знаниям, к проявлению интереса к ходу размышлений.
Низкий уровень поведенческих проявлений был отмечен в шкалах:
— агрессия (97 %);
— ориентация на игру (88 %);
— потребность привлекать к себе внимание (85 %);
— потребность в поддержке (82 %).
Работники социальной службы имеют большую потребность к бесконфликтному взаимоотношению с окружающими — с коллегами, начальством, клиентами, в процессе деятельности имеют стремление к большой профессиональной самоотдаче. Считают для себя необходимым избегать возможности быть в центре внимания, предпочитают выполнение размеренной и спокойной работы желанию «быть у всех на виду», имеют стремление акцентировать внимание коллег по работе и руководства на достижениях в своей деятельности, а не на собственной личности. Выражают желание самостоятельно решать проблемы профессионального характера, что, связано с уверенностью у работников социальных служб в своих профессиональных знаниях и навыках.
Такие результаты говорят о наличии желания среди работников социальных служб в высоком уровне самоактуализации, включающей в себя стремление к самореализации и потребность личности в самовыражении. Стремление к самоактуализации проявляется в том, что человек не просто рассматривает свое «Я» как главную причину своих поступков, но и стремится максимально полно реализовать эту причину .
Вместе с этим присутствует потребность в защите себя от всевозможных рисков, характерных для работников социальных служб, которые связанны с частым взаимодействием с конфликтными, «трудными» клиентами.
Выявление потребностей своих работников имеет важное значение для руководителя в целях прогнозирования успешной деятельности учреждения.
Следующим этапом исследования являлось изучение общей удовлетворенностью своим трудом работников сферы социального обслуживания населения. Методика изучения интегральной удовлетворенности трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова помогает оценить благополучие/неблагополучие личности в трудовом коллективе.
Основываясь на полученных результатах, было выявлено, что большая часть респондентов (82 %) имеет большой интерес к своей профессии, обладает в высокой степени профессиональной ответственностью (88 %). Работники социального обслуживания населения удовлетворены уровнем притязаний в профессиональной деятельности (85 %), то есть имеют стремление достичь определенных результатов на службе. У большинства испытуемых отмечается высокий уровень удовлетворенности трудом (85 %). Большинство испытуемых считают, что их взаимоотношения с коллегами и с руководством складываются благополучно (70 % и 76 %).
В ходе исследования также было выявлено преобладание среднего уровня удовлетворенностью трудом в шкалах «удовлетворенность достижениями в работе» (37 %) и «удовлетворенность условиями труда» (42 %). Такие результаты подтверждает наличие выявленных в начале исследования потребностей у работников социальной службы в самоактуализации и защите себя от всевозможных рисков.
Большая часть работников не достаточно удовлетворены материальной платой (79 %) за свой труд, есть и те, кто не доволен ее размером совсем (5 %). Исследование удовлетворенности трудом, его динамики является одной из значимых проблем социальной психологии коллективов, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя социально-психологического климата и эффективности деятельности.
Среди основных факторов мотивации для работников социальной службы населения в процессе исследования были выявлены следующие: возможность личностной самореализации каждого работника, возможность дальнейшего развития в своей профессии, продвижение по карьерной лестнице и повышение материальной платы за труд. Также в процессе исследования обнаружено, что предупреждение или устранение различных обстоятельств, которые могут привести к ситуации риска на работе и обеспечение максимальной личной безопасности в случае «профессионального выгорания» или наличия физических угроз тоже является одним из главных факторов мотивации сотрудников.
Обобщив результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:
- Работники социального обслуживания населения обладают выраженными потребностями: в оказании помощи другим; в достижении высоких показателей, самосовершенствовании и стремлении к знаниям; к выполнению упорной и настойчивой работы с большой профессиональной самоотдачей; в избегании риска на работе, стремлении к максимальной личной безопасности; в бесконфликтном взаимоотношении с окружающими; в аккуратности, упорядочению, точности в процессе своей деятельности; в наличии у себя хорошей репутации и в корректности своего поведения.
- У работников социальных служб был выявлен: высокий уровень удовлетворенности трудом; большой интерес к своей профессии; высокий уровень удовлетворенности уровнем притязаний в профессиональной деятельности; высокий уровень профессиональной ответственности; высокий уровень удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами и с руководством; средний уровень удовлетворения достижениями в работе, условиями труда; и материальной платы за свой труд.
Ссылки на источники
Статья участвует в конкурсе «Лучшая молодежная статья — 2017»
Мотивация труда работников сферы социального обслуживания населения Рассказать друзьям: Метки:инновации работнику соцсферы