Открытое правительство РФ

Принципы открытого правительства

Открытость федеральных органов исполнительной власти – это последовательное и неукоснительное соблюдение при реализации государственных полномочий и функций следующих принципов:

Принцип информационной открытости – своевременное предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, доступ к которой специально не ограничен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;

Принцип понятности – представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;

Принцип вовлеченности гражданского общества – обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога;

Принцип подотчетности – раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

Для соблюдения принципов открытости федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

Механизмы реализации принципов открытости

Механизмы открытости внедряются федеральными органами исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных 26 декабря 2013 г. Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства .

В современной России в рамках Открытого правительства федеральные органы исполнительной власти утверждают ведомственные планы реализации принципов открытости в своей деятельности. Разработка ведомственного плана осуществляется с учетом полученных результатов мониторинга уровня открытости, проводимого в соответствии с Методикой мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, с привлечением общественного совета, заинтересованных референтных групп и экспертов. Ведомственные планы утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти и подлежат публичному размещению на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Итак, концепция «открытого правительства», в том виде, в котором она сейчас широко распространена в мире, содержит как здравые, практически реализуемые идеи, так и утопические элементы. Практическая реализация «открытого правительства» необходима для укрепления социально-политического строя, повышения эффективности отечественной экономики. Кроме того, это международный тренд, и от того, идёт страна в ногу со всем мировым сообществом или отстаёт, зависит её престиж. Тесное взаимодействие с гражданами может быть ценным каналом получения обратной связи и идей, тем не менее, ключевую роль в государственном управлении по-прежнему будут играть специалисты-профессионалы, несущие персональную ответственность за принимаемые ими решения.

Нормативно-правовое регулирование открытого правительства в РФ

В условиях информационного общества происходит преобразование государственного управления. Использование современных технологий не только помогает индивидам оперативно получать актуальную информацию о субъектах государственного управления, напрямую обращаться к государственным органам, но и позволяет субъектам государственного управления оперативно получать и анализировать информацию о явлениях общественной жизни, требующих принятия управленческого решения. Однако все это требует адекватного нормативно-правового регулирования .

Электронное и открытое правительство тесно связаны. Одно базируется на другом. Нормативное определение, данное в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., гласит, что это «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». Однако, в конечном счете, сущность государственных услуг сводится к одному – качественно новые процедуры взаимодействия органов государственной власти с населением в информационную эпоху в противовес бюрократизму и волоките.

Нормативное регулирование электронного правительства в Российской Федерации осуществляется в основном на подзаконном уровне. В первую очередь это Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 г.», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07 февраля 2008 г. № Пр-212, Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.», Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р (ред. от 27 декабря 2012 г.) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 гг.)» .

Теперь необходимо отметить те нормативно-правовые акты, которые напрямую связаны с термином «открытое правительство».

Важным шагом в становлении Открытого правительства стало то, что в 2012 году Президент РФ подписал Указ от 8 февраля № 150 «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство». Когда были подготовлены основные мероприятия, вышел Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где Правительству РФ было поручено обеспечить применение федеральными органами исполнительной власти различных форм публичных консультаций при обсуждении законопроектов, установлены показатели, отражающие качество и количество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, определены временные рамки по обеспечению доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти.

Важную роль в регулировании деятельности Открытого правительства играет Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» . Этот закон установил, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется ими именно в формате открытых данных (п. «а» ч. 1 ст. 2)6. Открытые данные – общедоступная информация, размещаемая правообладателем в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования.

Это означает, что сведения о работе властей будут размещаться в Интернете в машиночитаемом формате, который позволит использовать их в качестве источников для создания различных информационных систем – как государственных, так и частных. Кроме того, предоставление сведений в таком формате создаст основу для формирования новых социальных приложений и сервисов, функционирующих на основе открытых данных7.

Правительство РФ Распоряжением от 10 июля 2013 г. № 1187-р8 утвердило перечень размещаемой в сети Интернет общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство которыми осуществляется им.

В настоящее время граждане имеют доступ к интернет-порталу «Видео-Дума», сайту «Ваш контроль», собирающему оценки и комментарии о работе государственных органов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» осуществляется анализ мнений граждан о качестве предоставленных государственных услуг, на основе которого формируется оценка деятельности руководителей органов, которая является одним из показателей эффективности их деятельности. По каждому государственному органу формируется сводная ежеквартальная оценка качества предоставления государственных услуг. Если она составляет менее 70% значения, предусмотренного должностным регламентом или достигнутого в прошлом году, в отношении руководителя будет проведена служебная проверка.

Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» . (далее – РОИ) определил понятие общественных инициатив, а также утвердил Правила их рассмотрения .

Действующее законодательство регулирующее Открытое правительство далеко от совершенства. Несомненно, пока российское право построено на политических декларациях и усмотрении чиновника, ожидать гражданской активности не приходится. К сожалению, населению проще договориться с конкретным чиновником, которому также проще договориться с его начальником.

Для того чтобы представители гражданского общества проявили интерес к «Открытому правительству» и начали тратить свое время на взаимодействие с ним, им необходимо предоставить юридические гарантии, что их предложения будут каким-либо образом учитываться. Одних политических заверений недостаточно.

Повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг в рамках концепции формирования открытого правительства в Российской Федерации

Для повышения качества предоставления государственных услуг в органах государственной власти вводятся изменения не только в работе государственных служащих, но и в их подготовке. Важнейшим фактором является необходимо усиление антикоррупционой политики и повышение качества информационных площадок органов государственного управления.

Для повышения качества предоставления государственных услуг в рамках открытого правительства аттестация служащих стала проводится чаще, требования к госслужащим выросли.

Аттестация – это периодическая комплексная организационно-правовая процедура оценки уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков, и профессионально важных качеств федерального государственного гражданского служащего проводимая с целью определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

Объектом оценки при аттестации является не только теоретическая и практическая подготовленность муниципального служащего, но и непосредственное исполнение своих должностных обязанностей. Решение принимается на основании анализа служебной деятельности и её результатов.

Исходя из того, что главная цель аттестации федерального государственного гражданского служащего – совершенствование деятельности региональных органов государственной власти и их подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы, нельзя не отметить тот факт, что аттестация упростит процесс работы с заявителями в территориальном управлении.

Повышение роли информационных технологий. Информационные технологии уже давно перестали быть чем-то абстрактным, непонятным. Люди давно достаточно свободно пользуются электронными услугами. Это значительно облегчает жизнь, потому что это облегчает им процесс получения необходимых государственных услуг. В настоящее время это реальный, работающий фактор национальной конкурентоспособности.

Можно выделить четыре существующих в сфере исполнительной власти направления работы государственного аппарата с применением IT-технологий, определенных в Концепции формирования «Электронного правительства»:

  • Повышение качества и доступности государственных электронных услуг, предоставляемых гражданам и организациям; упрощение процедур и сокращение сроков их оказания; снижение административных издержек; внедрение единых стандартов обслуживания.
  • Повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней граждан и институтов гражданского общества.
  • Повышение качества административно-управленческих процессов.
  • Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления; обеспечение контроля результативности деятельности органов государственной власти, обеспечение безопасности «Электронного правительства» при его функционировании

Построение системы оказания государственных услуг в электронном виде должно быть скоординировано с построением системы электронных расчетов за оказываемые услуги, включая расчеты за услуги при реализации программы социальной поддержки населения.

В настоящее время возможность предоставления органами исполнительной власти электронных услуг является важнейшим методом повышения качества услуг. Потребители услуг Федеральной службы по аккредитации смогут существенно сократить время, потраченное на бюрократические проволочки. Соответственно люди станут намного лояльнее относиться к чиновникам территориального управления, и это поможет сгладить конфликтность. Ускорение процесса реализации государственных услуг в аккредитации позволит развиваться малому и среднему бизнесу. Возможность оформления заявки на оказание государственной услуги через интернет увеличит мобильность и позволит потребителям скорректировать сроки в реализации тех или иных планов.

Кроме повышения качества услуг, внедрение информационных технологий упростит работу государственных служащих Федеральной службы по аккредитации, позволит модернизировать документооборот и ускорить процесс выдачи тех или иных документов.

На современном этапе одним из важнейших и определяющих элементов внедрения информационных технологий являться создание высокоинформативного интернет-сайта удобного для использования заявителями. К сожалению в настоящее время качество сайта Федеральной службы по аккредитации оставляет желать лучшего.

В рамках работы открытого правительства следует усилить антикоррупционных меры.

Литература

  1. Дмитриева Н.Е., Стырин Е.М. Открытое государственное управление: задачи и перспективы в РФ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1, С.127-146
  2. Дмитрий Медведев утвердил Стандарт открытости // URL: http://maxpark.com/community/5202/content/2491858
  3. Данилов Н.А. Электронное правительство и трансформационные изменения публичного сектора // Проблемный анализ и государственно- управленческое проектирование. Научный журнал. 2012. № 5. С. 26 – 35
  4. Кононенко Д.В. Модернизация концепций электронного правительства: сравнительно-правовой анализ (РФ И США)// Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция Выпуск № 2 / 2013
  5. Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, N 124, 11.06.2013
  6. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»
  7. Добрынин Н.М. Кому нужно «открытое правительство»?// URL: http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=963

Чем занималась комиссия

Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».

Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.

Власти упразднили комиссию по «Открытому правительству»

Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.

Председателем правительственной комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» являлся премьер Дмитрий Медведев. Заместителем председателя в статусе федерального министра с 2012 г. был Михаил Абызов.

Открытое правительство в России

Открытое правительство — это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.

Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.

В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.

В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».

Причины ликвидации комиссии

Блоггер Иван Бегтин, эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное — диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».

В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».

Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.

Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.

«Российская общественная инициатива (roi.ru) заключалась в сборе петиций и голосов за петиции от граждан и рассмотрение их экспертной группой во главе с М. Абызовым. При этом все ключевые петиции, такие как отмена «закона Яровой», эту экспертную группу не прошли», — пишет он.

Короткая ссылка на материал: http://cnews.ru/link/n410691

Открытое правительство. Состав, задачи и направления деятельности

8 февраля 2012 года Дмитрий Медведев подписал Указ «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство».

Руководителем рабочей группы назначен глава администрации Кремля Сергей Иванов, заместителями руководителя рабочей группы — советник президента Российской Федерации Михаил Абызов и помощник президента Российской Федерации Аркадий Дворкович.

Президент поручил рабочей группе совместно с правительством РФ подготовить до 15 апреля 2012 года предложения по приоритетным направлениям деятельности системы «Открытое правительство»: социальная политика; защита прав граждан; развитие конкуренции и предпринимательства; инновационное развитие; долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика; развитие кадрового потенциала; показатели эффективности функционирования системы «Открытое правительство»; региональная политика и децентрализация полномочий в сфере государственного управления; инфраструктура и транспорт; политика в сфере спорта и внутреннего туризма; развитие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и современных средств коммуникации».

По каждому из этих направлений работали отдельные подгруппы, которые сформулировали свои предложения. По отдельным вопросам состоялись дискуссии с участием Дмитрия Медведева. Сценарий таких мероприятий предполагал презентацию главе государства пакета инициатив, подготовленных экспертным сообществом.

Темой первой встречи 14 марта в подмосковном Сколково стала кадровая реформа госслужбы. В рамках дискуссии Дмитрий Медведев с десятками экспертов обсуждал будущую реформу государственной службы, результатом которой может стать открытая ярмарка бюрократических вакансий, интернет-экзамены и обязательная ротация для чиновников, а также общественная оценка их работы, в том числе через соцсети. Взамен гражданским госслужащим был обещан рост зарплат до рыночного уровня с постепенной монетизацией раздражающих общественность льгот и привилегий.

Вторая встреча состоялась 22 марта в ситуационном центре ГИБДД и была посвящена борьбе с коррупцией. Дмитрий Медведев на заседании правительства заявил, что в перспективе при Верховном суде РФ может быть создана специальная коллегия по коррупционным делам, а сами судьи когда-нибудь вновь будут выборными. На идею создать отдельную структуру по борьбе с коррупцией он ответил, что если и создавать что-то подобное, то в рамках Генпрокуратуры. Кроме того, президент поручил правительству составить «дорожные карты» приватизации и мер по дерегулированию экономики, потребовал полностью вывести чиновников из руководства компаний и банков, а также поддержал идею расширения контроля за ними, в том числе после ухода с должности.

Третья встреча прошла 10 апреля на площадке Российской биржи и была посвящена вопросам развития конкуренции. Дмитрий Медведев обсудил с экспертами Открытого правительства борьбу с коррупцией, развитие конкуренции и предпринимательства в РФ.

На встрече президент предложил учредить должность спецпрокурора по защите прав бизнесменов и подчеркнул необходимость провести приватизацию в полном объеме.

Интернет-сайт Большого правительства доступен по адресам www.Большоеправительство.рф и www.bigovernment.ru.

На портале размещаются новости с мероприятий с участием президента страны, блоги наиболее активных его сторонников и многое другое.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *