Приказ генерального прокурора 277

В разделе Юридическая консультация на вопрос Полномочия прокуратуры при расследование уголовных дел! заданный автором Прососаться лучший ответ это Федеральный закон № 87 от 5.06.07 ввел в структуру правоохранительных органов- Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации и существенным образом изменил процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве и сократил процессуальные функции прокуратуры. Большенство полномочий прокурора по руководству следствием, законом передано руководителю следственного органа (см. ст. 39 УПК). Следователи следственного комитета теперь расследуют уголовные дела, ранее подследственные следователям прокуратуры ( пп. а п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). В составе прокуратуры теперь отсутствуют следственные подразделения и сами прокуроры лишены возможности самостоятельно осуществлять следственные действия и избирать меры уголовно-процессуального принуждения. Основной функцией прокурора остался-прокурорский надзор за исполнением законов и поддержание обвинения в суде. Возможности по осущестлению функции уголовного преследования прокурором существенно сокращены, особенно в отношении предварительного следствия. В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор практически не выносит решений, касающихся деятельности следователя. И в основном все решения прокурора направлены в адрес дознавателя и органа дознания (см. ст. 37 УПК). Теперь прокурор не дает указаний следователю, не продлевает сроки следствия, вообще никому не дает согласие на возбуждение уголовного дела. Только вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела ( ч. 4 ст. 146 УПК РФ) , утверждает обвинительное заключение (ст. 221 УПК) и обвинительный акт (ст. 226 УПК) , продлевает сроки дознания (ст. 223 УПК) и отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем (ч. 6 ст. 148 УПК). P.S. УПК РФ сейчас действует в редакции Федеральных законов, в том числе 2007 г. №№ 47,64, 87, 90, 211, 214, 272., с учетом постановлений Конституционного Суда №6-П и 13-П за 2007г.). Основной закон по данной теме ФЗ № 87 от 5.06.07г.

Конспекты юриста

Все предметы → Прокурорский надзор

Полномочия прокурора по выявлению нарушения закона в деятельности следователя аналогичны полномочиям в отношении дознавателя. Такое полномочие, как знакомиться с материалами дела, у прокурора в отношении следователя более актуально, чем в случае с дознавателем. УПК закрепляет еще дополнительное полномочие в деятельности следователя – п.5.1 ч.2 ст.37 – истребовать и проверять законность и обоснованность решений руководителя следственного органа или следователя об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении УД и принимать по ним решения. Есть еще полномочие – рассматривать представленную руководителем СО информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора.

Полномочия по устранению и предупреждению нарушений закона (носят опосредованный характер – через требования к руководителю следственного органа):

  • 1. Требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
  • 2. Обращаться при несогласии следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства к руководителю вышестоящего следственного органа, а также к руководителю федерального следственного органа и директору следственного департамента, а если и они не согласны, то к генеральному прокурору, решение которого является окончательным.
  • 3. Направлять материалы в органы СК для решения вопросов об уголовном преследовании в отношении следователя, в деятельности которого содержатся признаки преступления.

Полномочия по непосредственному устранению нарушений закона:

  • 1. Возвращать по окончании расследования УД следователю на дополнительное следствие или пересоставление обвинительного заключения со своими письменными указаниями.
  • 2. Отменять постановления следователя о возбуждении УД в течение 24 часов с момента поступления соответствующей копии, с 15.01.11 г отменять постановления следователя об отказе в ВУД в течение 5 суток, о приостановлении производства по УД в течение 14 суток, о прекращении УД в течение 14 суток. Если прошли срок – требовать устранения нарушений в обычном прокурорском порядке.

2.3. Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Согласно п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137, п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162 такие проверки должны проводиться систематически, не реже одного раза в месяц. В этих целях не реже одного раза в месяц необходимо осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в средствах массовой информации. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.

В то же время прокурорам следует учитывать, что совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» (далее – приказ от 12.09.2006 № 80/725) содержит положение о том, что уполномоченным прокурорам надлежит не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях (п. 4.5).

На стадии возбуждения уголовного дела, осуществляя надзор за исполнением законов органами предварительного расследования, прокурор уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона1 при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), в том числе законность и обоснованность решений руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания о продлении сроков проверки сообщения о преступлении;

знакомиться с материалами проверки сообщения о преступлении, послужившими основанием для принятия решения о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, проверять законность и обоснованность решений органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 51 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148 УПК РФ), о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

отменять в установленный законом срок незаконные и необоснованные решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела;

рассматривать обращение начальника подразделения дознания об отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, принимать по нему решение (п. 4 ч. 2 ст. 40 УПК РФ);

рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства (ст. 124 УПК РФ);

участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом жалоб участников уголовного судопроизводства (ст. 125 УПК РФ), обжаловать незаконное, по мнению прокурора, судебное решение, принятое по жалобе участника уголовного судопроизводства;

передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материала проверки в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать материалы проверки сообщения о преступлении и передавать их следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

При проверке исполнения органами дознания и органами предварительного следствия законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях необходимо обращать внимание на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц; обязательного порядка проверки опубликованных в средствах массовой информации сообщений о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений; соблюдение сроков рассмотрения материалов, а также обоснованность принятия решений о продлении срока проверки сообщений о преступлениях. Кроме того, следует проверять, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах рассмотрения его сообщения; разъяснено ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования (п. 1.2 приказа Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277).

При проверке законности принятого решения в обязательном порядке следует обращать внимание на исполнение требований ч. 11, 2 и 3 ст. 148 УПК РФ.

Признав принятое решение о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменяет такое постановление своим мотивированным постановлением, копия которого направляется должностному лицу органа дознания, принявшему решение о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Вместе с тем УПК РФ не устанавливает срок с момента возбуждения уголовного дела, в течение которого может быть отменено незаконное постановление о возбуждении уголовного дела, и не устанавливает иных дополнительных условий, соблюдение которых является необходимым для принятия такого решения. Однако прокуроры должны стремиться к тому, чтобы отмена незаконного решения о возбуждении уголовного дела была максимально приближена к моменту вынесения незаконного или необоснованного постановления.

Если по уголовному делу следственные и иные процессуальные действия не производились, то незаконное постановление о возбуждении уголовного дела может быть отменено независимо от давности его вынесения. Если же следственные и иные процессуальные действия были произведены, то решение о возбуждении уголовного дела может быть отменено в случае несоблюдения процессуального порядка его принятия (например, если постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом, нарушен порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц) при наличии признаков преступления, и такая отмена повлечет возбуждение уголовного дела с соблюдением установленной законом процедуры.

УПК РФ не устанавливает срок, в течение которого прокурор должен проверить законность и обоснованность принятого дознавателем, органом дознания решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако приказ от 12.09.2006 № 80/725 предписывает проводить проверку законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 5 суток с момента поступления прокурору соответствующего постановления и материалов, послуживших основанием для принятия такого решения (п. 4.3).

Осуществляя надзор, следует обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом необходимо обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления копии постановления заявителю и прокурору. Представление прокурору указанного документа в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения следует рассматривать как существенное нарушение закона, требующее прокурорского реагирования.

При установлении неоднократных фактов игнорирования его законных требований прокурору необходимо принимать адекватные нарушению меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении. В этих целях следует извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа.

Все решения о возбуждении уголовного дела также должны быть проверены прокурором с точки зрения законности, обоснованности и мотивированности. При этом следует акцентировать внимание на соблюдении следственными органами особого порядка привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, предусмотренных ст. 448 УПК РФ.

Отменяя незаконное или необоснованное решение дознавателя, органа дознания, прокурор устанавливает срок дополнительной проверки. Продолжительность такой проверки УПК РФ не установлена. В то же время в приказе Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 указано, что при отмене постановления о возбуждении уголовного дела и возвращении его в орган дознания прокурор устанавливает конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий (п. 5). Срок дополнительной проверки должен быть установлен в пределах сроков, предусмотренных для проверки сообщения о преступлении ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ. При отмене решения о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проверки в соответствующем постановлении следует указывать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе проведения дополнительных проверочных мероприятий (п. 1.4 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162).

УПК РФ не содержит прямого ответа на вопрос, что следует делать в случае пропуска надзирающим прокурором установленного законом срока для отмены незаконного постановления следователя, руководителя следственного органа. Полагаем, что в этом случае полномочие по отмене незаконного решения может быть реализовано вышестоящим прокурором.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации должны учитываться прокурором при оценке законности действий и решений органов предварительного расследования в стадии возбуждения уголовного дела, в частности:

постановление от 18.10.2011 № 23-П, согласно которому взаимосвязанные положения ст. 144, 145, 448 УПК РФ и п. 8 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» признаны не соответствующими ст. 10,19 (ч. 1),46 (ч. 1),118,120и122Конституции РФ, в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренногост. 305″Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта» Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке;

определение от 17.12.2009 № 1636-О-О, в котором Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что стадия возбуждения уголовного дела является обязательной; актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием, что обеспечивает последующие процессуальные действия органов дознания, предварительного следствия, суда и одновременно влечет необходимость обеспечения права на защиту лица, в отношении которого осуществляется обвинительная деятельность; при этом уголовно-процессуальный закон не содержит норм, позволяющих привлекать лицо в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также изменять и дополнять ранее предъявленное обвинение в связи с совершением им преступления, по признакам которого уголовное дело не возбуждалось. УПК РФ предполагает необходимость соблюдения его ст. 140, 146 и 153, в силу которых при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, которое при наличии других уголовных дел о совершенных тем же лицом преступлениях может быть соединено с ними в одном производстве.

При осуществлении надзора следует учитывать, что при приеме, проверке и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия допускаются, как правило, следующие типичные нарушения закона:

отказ в принятии и (или) нерегистрация сообщения о преступлении;

нарушение сроков проверки сообщения о преступлении, принятие незаконных и необоснованных решений о продлении сроков проверки сообщения о преступлении при отсутствии к тому законных оснований;

принятие незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии сведений о признаках преступления либо по неполным сведениям, не позволяющим принять обоснованное и мотивированное решение, в том числе неоднократно по одному сообщению;

вынесение незаконного и необоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении частного обвинения;

принятие решения по сообщению о преступлении с нарушением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ;

списание сообщения о преступлении в номенклатурное дело без проведения проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ и вынесения процессуального решения;

незаконное направление сообщения о преступлении по подсудности или по подследственности при отсутствии к тому законных оснований;

фальсификация материалов проверки сообщения о преступлении.

Прокурорский надзор в данной стадии уголовного судопроизводства должен обеспечить исполнение органами предварительного расследования положений УПК РФ, регламентирующих порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

Глава 18

НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

— Гражданин прокурор, Вы же видите, что он — дебил!

— Ну и что? Это не повод. Запомните, дебилы — точно такие же люди, как и мы с Вами.

(Из прений в суде.)

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 32, cm. 1153)

Глава 18 УПК РФ полностью относится к сотрудникам прокуратур и описывает их полномочия.

В комментариях для граждан не нуждается, все необходимое можно увидеть в тексте статей.

СТАТЬЯ 211 УПК РФ: ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Осуществляя надзор за исполнением Законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований Закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

9) изымает от органов дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение Закона при расследовании дела;

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено настоящим Кодексом; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.

Прокурор осуществляет также и иные полномочия, предоставленные ему настоящим Кодексом.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 32, cm. 1153)

В комментариях не нуждается.

СТАТЬЯ 212 УПК РФ: ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ УКАЗАНИЙ ПРОКУРОРА

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 настоящего Кодекса.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 32, cm. 1153)

В комментариях не нуждается.

СТАТЬЯ 213 УПК РФ: ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАЗРЕШЕНИЮ ПРОКУРОРОМ ПО ДЕЛУ, ПОСТУПИВШЕМУ С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ

При поступлении дела от органа дознания или следователя прокурор обязан проверить:

1) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела;

3) произведено ли дознание или предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;

4) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;

5) предъявлено ли обвинение по всем установленным дознанием или предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого;

6) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления;

7) правильно ли квалифицировано преступление;

8) правильно ли избрана мера пресечения;

9) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

10) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

11) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

12) соблюдены ли органами дознания или предварительного следствия все иные требования настоящего Кодекса.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 32, cm. 1153)

В комментариях не нуждается.

СТАТЬЯ 214 УПК РФ: РЕШЕНИЕ ПРОКУРОРА ПО ДЕЛУ, ПОСТУПИВШЕМУ С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ

Прокурор или его заместитель обязаны в срок не более пяти суток рассмотреть поступившее дело и принять по нему одно из следующих решений:

1) признав, что имеются основания для направления дела в суд, утвердить своей резолюцией обвинительное заключение;

2) возвратить дело органу дознания или следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания или следствия;

3) прекратить дело, составив о том постановление в соответствии со статьей 209 настоящего Кодекса;

4) в случае несоответствия обвинительного заключения требованиям статьи 205 настоящего Кодекса возвратить дело со своими письменными указаниями следователю или органу дознания для пересоставления обвинительного заключения;

5) составить новое обвинительное заключение, а ранее составленное — из дела изъять и возвратить органу дознания или следователю с указанием обнаруженных неправильностей.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 32, cm. 1153)

В комментариях не нуждается.

СТАТЬЯ 215 УПК РФ: ИЗМЕНЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ ПРИ УТВЕРЖДЕНИИ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРОКУРОРОМ

Прокурор или его заместитель вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также применить Закон о менее тяжком преступлении. При этом, в случае необходимости, составляется новое обвинительное заключение.

Если требуется изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения, прокурор или его заместитель возвращает дело органу дознания или следователю для предъявления нового обвинения.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 32, cm. 1153)

В комментариях не нуждается.

СТАТЬЯ 216 УПК РФ: ИЗМЕНЕНИЕ ПРОКУРОРОМ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ И СПИСКА ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЗОВУ В СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Прокурор или его заместитель вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения или избрать меру пресечения, если она не была избрана. В случае отмены, изменения или избрания меры пресечения в виде содержания под стражей прокурор или его заместитель руководствуются правилами, предусмотренными частью четвертой статьи 96 настоящего Кодекса.

Прокурор или его заместитель вправе также изменить приложенный к обвинительному заключению список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 32, cm. 1153)

В комментариях не нуждается.

СТАТЬЯ 217 УПК РФ: НАПРАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ДЕЛА В СУД

Прокурор или его заместитель, утвердив обвинительное заключение или составив новое обвинительное заключение, направляет дело в суд, которому оно подсудно, и уведомляет обвиняемого, в какой суд направлено дело.

Одновременно с направлением дела прокурор или его заместитель сообщает суду, считает ли он необходимым поддерживать в суде обвинение.

После направления дела в суд всякие ходатайства и жалобы по делу направляются непосредственно в суд.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, № 32, cm. 1153)

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие

Для справки: В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся: а) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД; б) органы ФССП России; в) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; г) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Законом об ОРД полномочиями по осуществлению ОРД наделены органы ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: а) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; б) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных выше, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; в) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Статья 40 Кодекса возлагает на органы дознания: а) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 УПК; б) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК; осуществление иных предусмотренных УПК полномочий.

В то же время следует учитывать, что УПК содержит прямой запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводит или проводило по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. И его нарушение является безусловным основанием для признания факта, что дознание проведено неуполномоченным лицом.

Ст. 30: Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Отсылка идет к ст. 37 УПК «Полномочия прокурора».

Надзор за дознанием и предварительным следствием. Регламентируются ст. 37 УПК:

· требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

· давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

· давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

· истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК;

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;

· рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

· разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

· отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

· изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

· передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования ФОИВ и передавать его (их) следователю СК РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

· утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу

· утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

· возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

· По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Как видно из перечня, у прокурора присутствуют полномочия властного характера по самостоятельному устранению нарушений.

Надзорная деятельность прокурора в данной сфере завершается утверждением обвинительного заключения/акта.

Акты прокурорского реагирования:

  1. ОРД: протест, представление, постановление, требование
  2. Дознание/следствие – различные виды постановлений, согласие и утверждение.

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия (утратил силу на основании приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162)

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 сентября 2007 года N 136

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2011 года N 162
____________________________________________________________________

В связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и изменением уголовно-процессуального законодательства, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. В полной мере использовать имеющиеся полномочия для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены.

1.2. В соответствии с требованиями п.1 ч.2 ст.37 УПК РФ систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.
Обращать внимание на выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения о преступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов до следственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

1.3. Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.
В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение N 1*), о возбуждении уголовного дела и материалов к ним (приложение N 2*), поступивших из следственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору или его заместителю.
________________
* Текст приложения в ежемесячном правовом научно-практическом журнале «Законность» не приводится. — Примечание изготовителя базы данных
Копии постановлений о возбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с момента их поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч.2 ст.146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение требований ст.448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст.447 УПК РФ.
В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.
Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.
При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.

1.4. Своевременно принимать меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях несоблюдения установленного ч.3 ст.92 УПК РФ срока сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.

Проверять законность задержания подозреваемых по уголовным делам, принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего. Незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. Учитывать, что согласно ч.4 ст.96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания (за исключением задержания несовершеннолетнего) может осуществляться только с согласия прокурора.
Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.
Руководствуясь ч.2 ст.10 УПК РФ, своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.

1.5. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
Тщательно готовиться к судебному заседанию. С целью своевременной выработки обоснованной позиции по заявленному ходатайству предлагать руководителю следственного органа одновременно с направлением ходатайства в суд направлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность. Обращать внимание на соответствие постановления следователя требованиям о законности, обоснованности и мотивированности.
В каждом случае прокурору, участвующему в судебном заседании, составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения к рассмотренным судом материалам и надзорному производству. Вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства согласовывать с руководителем прокуратуры.
Излагая в суде свое мнение при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения и о продлении сроков содержания под стражей, исходить из положений ст. 97, 100, 106-109 УПК РФ, а также позиции Европейского Суда по правам человека о разумных сроках содержания под стражей, учитывая при этом тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.

При наличии предусмотренных законом оснований в каждом случае принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам следователя об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
По каждому случаю освобождения из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу проводить проверку и составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей. Кроме того, рассматривать в таких случаях вопрос о необходимости принятия мер реагирования на допущенные нарушения следователя, руководителя следственного органа, прокурора, утвердившего обвинительное заключение.

1.6. Требовать своевременного направления прокурору уведомления о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, указанное в ч.1 ст.104_1 УК РФ, а также материалов по результатам их производства для правовой оценки.
При этом учитывать, что указанные следственные действия производятся без судебного решения лишь в том случае, если промедление может повлечь за собой утрату следов преступления и других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба.

1.7. Обеспечивать надзор за соблюдением положений ч.9 ст.172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст.171 УПК РФ, особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного.
При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.

1.8. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, направлять руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений.
В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства при наличии оснований проект требования и подтверждающие его обоснованность материалы представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о его направлении вышестоящему руководителю следственного органа.
Учитывать, что требования об устранении нарушений федерального законодательства руководителям следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, руководителям следственных органов федеральных органов исполнительной власти (при федеральных органах исполнительной власти) по субъектам Российской Федерации уполномочены направлять прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители.
Указанные требования в адрес Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и его заместителей, а также руководителей следственных органов федеральных органов исполнительной власти (при федеральных органах исполнительной власти) направляются заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.
При несогласии Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с предъявленным требованием об устранении нарушений федерального законодательства материалы докладываются Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

1.9. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдения требований ч.3 ст.7 и ст.75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.

1.10. Полномочия прокурора о передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, предусмотренные п.12 ч.2 ст.37 УПК РФ, использовать с целью обеспечения объективного, полного и качественного производства предварительного следствия, а также с учетом общественной значимости расследуемого уголовного дела.

1.11. Контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч.2 ст.208, ч.1 ст.213 УПК РФ. В течение месяца после получения этих процессуальных документов проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел.
В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя.
Учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст.25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. В том случае, если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене направлять вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа.
В случае признания незаконным или необоснованным постановления о приостановлении предварительного следствия направлять руководителю следственного органа требование об устранении выявленного нарушения федерального законодательства.

1.12. При утверждении обвинительного заключения изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.
При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч.3 ст.88 УПК РФ выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.

1.13. В соответствии с ч.5 ст.439 УПК РФ утверждать постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

1.14. В соответствии со ст.124 УПК РФ рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные в обращении заявителей доводы. При необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.
При получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия незамедлительно проверять все доводы, приведенные заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, мотивированным постановлением направлять материалы в соответствующий следственный орган Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации для решения вопроса об уголовном преследовании.
Не допускать необоснованного направления адресованных прокурору жалоб на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов для разрешения в следственные органы.
По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.
Копию постановления об удовлетворении жалобы направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

В том случае, если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных действий, постановлении о разрешении жалобы отражать свое мнение об обоснованности данных ходатайств.
При уведомлении заявителя о принятом решении разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, предусмотренном ст.119 и 120 УПК РФ.

1.15. Обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст.125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
В целях объективного рассмотрения жалоб обеспечивать получение от руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При частии в судебном заседании давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов.
В случае удовлетворения судом жалобы рассматривать вопрос о необходимости внесения в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» представления и постановки вопроса перед руководителями следственных органов об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

1.16. Не реже одного раза в полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования. По результатам анализа принимать меры, направленные на совершенствование организации надзора.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний.
О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений УПК РФ, требующих решения на федеральном уровне, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

3. В связи с изданием настоящего приказа признать недействующими приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18.06.97 N 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» и от 05.07.2002 N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

4. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Законность, N 11, 2007 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *