Содержание
«Главный метролог» №5 2017 г.
В начале 70-х годов прошлого столетия Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) в целях защиты интересов государств и граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, установила требования к количеству фасованных товаров в упаковках (ФТУ) и предложила ввести в странах-членах МОЗМ государственный метрологический надзор (ГМН) за количеством ФТУ.
Действительно, развитие цивилизованного потребительского рынка шло в направлении продажи товаров в заранее взвешенном и расфасованном в отсутствии покупателя виде. При этом кто-то должен был защитить покупателя от недобросовестности или злонамеренности производителя фасованного товара, т.к. недовложение в каждую отдельную упаковку, даже в пределах допустимого, обеспечивает огромный неправомерный доход производителю товара и, соответственно, огромный невосполнимый ущерб сообществу потребителей. Особенность данного вида «обмана потребителя» заключается еще в том, что для каждого отдельного потребителя он практически неуловим. Ни один потребитель, покупая по дороге домой с десяток различных упаковок продовольственных товаров и товаров бытовой химии, не пойдет к контрольным весам вскрывать упаковку и определять «вес нетто», да и дома этого делать не будет, а если и будет, то никому не докажет, что он что-то там не отсыпал или не пролил сам.
Как известно, на степень соблюдения любых требований, как правило, влияют два фактора: осознание важности и необходимости соблюдения этих требований и «неотвратимость наказаний» или других отрицательных последствий при обнаружении нарушений. Это в полной мере относится и к соблюдению требований к количеству фасованных товаров в упаковках, где функцию «неотвратимости наказания» должен был взять на себя государственный метрологических надзор. При этом очевидно, что государственный метрологический надзор не может быть всеохватным и всеобъемлющим, он всегда будет выборочным и одномоментным. Поэтому в рекомендации МОЗМ вошли требования, предъявляемые уже не только к самим ФТУ, но и к лицам, выпускающим их в обращение (изготовителям, фасовщикам, продавцам, импортерам ФТУ). В частности, это требование по осуществлению внутреннего контроля за соответствием количества фасованного товара в упаковках установленным требованиям, осуществляемого самими изготовителями (фасовщиками, продавцами, импортерами).
В Европе такой контроль регламентирован директивами ЕС и практикуется вот уже более 40 лет. Субъект, осуществляющий внутренний контроль соответствия количества ФТУ установленным требованиям, проставляет на этикетках ФТУ, рядом с обозначением номинального количества, знак «е». Этот знак означает, что проставивший его субъект гарантирует потребителю соответствие количества товара требованиям директив и принимает на себя полную ответственность за их соблюдение. Российский опыт в сфере обеспечения контроля за количеством товаров в упаковках стал формироваться позднее, после принятия в 1993 году Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», в то время, когда фасованные товары в упаковках практически отсутствовали на российском рынке. В Законе РФ 1993 года в соответствии с модельным законом «О метрологии», рекомендованным МОЗМ, был введен государственный метрологический надзор за количеством ФТУ при их производстве, расфасовке, продаже и импорте, как и во всех странах ЕС, и в большинстве цивилизованных стран мира. ГМН был задекларирован в законе, но про санкции при обнаружении нарушений — забыли. Патроны оказались холостыми.
Тем не менее был разработан подзаконный акт, зарегистрированный в Минюсте РФ, ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте». Следующий шаг — утверждение ГОСТ Р 8.579-2001 «ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте», который был разработан в полном соответствии с международными требованиями и требованиями Европейских директив. Именно он ввел в действие отечественный знак соответствия этим требованиям — знак «Ф» (аналог «е») и порядок применения этого знака на упаковках.
Содержание российского стандарта было положительно воспринято в странах СНГ, и его взяли за основу при разработке межгосударственного стандарта ГОСТ 8.579-2002, который был утвержден в 2004 году. Именно он установил статус знака «Ф» как международного знака соответствия количества ФТУ установленным требованиям, включая требования к единичным упаковкам, требования к партии ФТУ, требования к мерным сосудам, используемым в качестве потребительской тары для жидких ФТУ.
Одно из главных, неукоснительных требований — это требование к среднему содержимому партии ФТУ, которое должно быть не меньше номинального количества, указанного на упаковке. Это означает, что если в какую-то упаковку случайно «не до-вложили» в пределах допустимого значения, установленного стандартом, то в другую упаковку по тому же вероятностному закону должны были случайно «перевложить», так, чтобы на среднее содержимое партии это никак не повлияло. В 2000 году группой специалистов-метрологов была проведена теоретическая работа по ориентировочному подсчету неправомерного дохода производителей пищевой продукции при выпуске ФТУ с недовложением, не превышающим максимально допустимое, т.е. на нижнем пределе поля допуска. В расчет бралось: количество фасованной продукции, выпускаемой отечественными производителями, в соответствии с потребительской корзиной, взятое из Статистического сборника России за 1999 г., среднерыночная цена этой продукции и значения допустимых отклонений по стандартам на эту продукцию. Результат был таков: неправомерный доход, получаемый изготовителем ФТУ без всякого риска быть наказанным, составлял (по тем временам) 600 млн долларов США. Иными словами, ущерб, наносимый отечественному потребителю, покупающему отечественный фасованный товар, составлял в 2000 году те же 600 млн долларов США. И это без всякого «обмана потребителей», в то время как недовложение, при отсутствии должного контроля, может составлять десятки процентов.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 8.579-2002 фактически мог стать реальным документом, при применении которого повсеместно в России стало бы возможным обеспечить гарантии того, что количество товара, расфасованного в отсутствии покупателя, будет соответствовать тому, что указано на упаковке. Однако вопрос, кто же имеет право проставлять знак «Ф» на упаковках, оставался открытым.
В связи с этим Росстандарт принимает решение о том, что право применения знака «Ф» на упаковках предоставляется только тем изготовителям или фасовщикам, чья продукция сертифицирована в Системе добровольной сертификации (СДС) на соответствие количества ФТУ требованиям ГОСТ 8.579. Разработчиком СДС выступил Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС).
В 2004 году Система добровольной сертификации была создана и зарегистрирована в Едином реестре систем добровольной сертификации Росстандарта, но ее развитие не получило продолжения.
В 2008 году из Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» (№102-ФЗ) был исключен государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках. На текущий момент в России законодательно закреплен только госнадзор за средствами измерений, используемыми при расфасовке продукции. Для конечного потребителя продукции он мало что дает, поскольку для покупателя актуально не само средство измерения и его состояние, а количество фасованного товара в упаковке. Также не был утвержден и Технический регламент «Требования к количеству фасованных товаров в упаковках».
Сейчас сложившуюся ситуацию можно преломить, поскольку в конце 2016 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) создана Национальная система сертификации (НСС), пилотный проект которой был запущен в мае 2017 года. В рамках НСС возможно создание органа по сертификации на соответствие количества ФТУ требованиям ГОСТ 8.579, как одного из направлений деятельности системы.
На текущий момент Росстандарт дал положительную оценку новому проекту документа Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) «Руководящие указания для определения требований к системе сертификации фасованных товаров в упаковках» и требованиям к маркировке ФТУ и их количеству в упаковках. Основной целью реализации этих требований продолжает выступать обеспечение доверия покупателей к цифре, обозначающей номинальное количество содержащегося в упаковке товара, который расфасовывался и упаковывался в отсутствии потребителя, и при этом его количество не может быть определено покупателем без вскрытия упаковки.
Принятие этого документа МОЗМ послужит для разработки национального стандарта «ГСИ. Фасованные товары в упаковках. Основные метрологические требования» и проекта национального стандарта «ГСИ. Фасованные товары в упаковках. Методы испытаний на соответствие основным метрологическим требованиям», которые должны стать основополагающими документами для оценки и сертификации деятельности производителей ФТУ.
С учетом опыта европейских стран, где ни один продавец, импортер, не возьмет на реализации ФТУ без знака «е» на упаковке, так как при обнаружении нарушений вся ответственность ляжет на него, для отечественного производителя наличие знака «Ф» на упаковках фасованных товаров должно стать столь же необходимым и значимым.
Развитие этого направления деятельности НСС создаст предпосылки для обеспечения в будущем взаимного признания знаков «е» и «Ф» Россией и странами ЕС, что будет способствовать снятию технических барьеров при экспорте и импорте фасованной продукции, но, главное, хоть в какой-то мере защитит отечественного потребителя от ежедневного «маленького» обмана, вырастающего в огромный ущерб.
Наша фабрика занимается производство картонной тары. Мы решили написать в чем отличие тары от упаковки.
Определение терминов
Упаковка – это комплекс разнообразных средств с помощью которых осуществляется сохранность груза от повреждения и одновременно защита от загрязнения окружающей среды.
Тара – это самый основной элемент упаковки в котором размещается товар.
Как видите при прочтении определения возникает понимание, что упаковка это более обширное понятие.
Пример 1
Картонная коробка с бутылкой коньяка. Самый основной элемент в данном случае это стеклянная бутылка которая относиться к понятию тара. А гофрокоробка, полиэтиленовая пленка и сама бутылка относиться к понятию упаковка товара.
Пример 2
Для ясности понимания приведу еще один пример:
Рилевочно-резательный станок для производства гофрокоробок при перевозке упаковывается в стрейч-пленку, обкладывается в некоторых местах картонными листами и полностью помещается в деревянную обрешетку (деревянный ящик). Все перечисленные средства относятся к понятию упаковки товара, а деревянная обрешетка к понятию тара.
Пример 3
И на всякий случай еще один пример:
Жидкокристаллический монитор упаковывается в гофрокоробку из картона, заворачивается в полиэтиленовую пленку и обкладывается специальными пенопластовыми амортизирующими формами. Всё это называется упаковка телевизора, а картонная коробка, которая является основным элементом упаковки называется тарой.
Вы можете посмотреть дополнительную информацию на странице тара и упаковка товаров.
Я постарался подробно описать в чем состоит отличие упаковки от тары. Если вам вдруг понадобятся картонные коробки то звоните нам по телефону.
Упаковка из гофрокартона
Коробки