Образовательные стандарты 2004 года

Статья+презентация

Стандарты 2004г. и ФГОС второго поколения

Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию

(начальная школа)

Цепелева Евгения Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 61»

г. Владивосток

» Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

(ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785))

В чем отличие стандарта 2004 г. и ФГОС второго поколения?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:

· требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

· требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

· требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

1.В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательнойпрограммы основного общего образования:

· личностным

· метапредметным

· предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.Универсальные учебные действия- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

УУД- совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

2.Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.
Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов — формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

3.отличие стандартов – это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
Стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает

*формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

*проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

*активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

*построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

По ФГОСу второго поколения я работаю первый год.И ,конечно, стараюсь работать по новому. Начало новому было положено на курсах по новым стандартам ПИПКРО. Много прочитано, увидено меньше, но и увиденное (у коллег в школа других, интернете (в Электронном журнале Экстернат. РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования,) видеоуроки) подстёгивало к работе совершенно отличной от той работы, которую я выполняла последние 28 лет . Но конечно главное – самообразование и большое желание помочь учиться мои деткам, моим ученикам. Сделать процесс научаемости для них более доступным, более понятным .Помочь им осмыслить и спроектировать последовательность работы на уроке по освоению темы от цели до конечного результата; отличать новое от уже известного и от этого научить давать имя уроку; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке ; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного. И, конечно же, научить проектной деятельности. Всё это возможно стало в ходе реализации ФГОС второго поколения. Изменяется и моя деятельность — деятельности педагога, работающего по ФГОС по сравнению с моей деятельностью по стандарту первого поколения.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Главное: я(учитель) даю знания и организую действия.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, электронным приложением к уроку.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • определению имени урока, темы его
  • постановке учебной задачи и т. д.
  • учит проверять правильность действий по эталону( по учебнику)

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните, обоснуйте свой выбор), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

фронтальная ,в парах, групповая индивидуальная

Нестандартное уроки

Урок проектной деятельности

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников осуществляется при помощи Интернета

Обязательно – ведение электронных дневников.

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; определение универсальных учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

Нет портфолио обучающегося

Создание учебного портфолио

ученика; электронное портфолио учителя

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Учитель всегда помнит, что ребёнок( ученик ) должен чувствовать себя успешным

В ходе реализации ФГОС в 1 классе по-новому строится система мониторинга.

  • Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета.
  • Метапредметные универсальные действия . Их центральной составляющей является формирование умения обучающихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать).
  • Личностные универсальные учебные действия -это эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь провожу метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Результаты диагностик учителя являются составляющей частью портфолио ученика.

На каждого ученика мной заполнена карта наблюдения за процессом адаптации учащихся моего класса по результатам:

— стартовой диагностики (сентябрь), позволяющей определить начальный уровень сформированности у обучающихся организационных, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков;

По методике Е.А. Нежновой:
— промежуточной диагностики (декабрь), определяющей общеучебные и организационные умения обучающихся;

— его психологический портрет;

Итогом мониторинга будет

-итоговая диагностика (май), выявляющая сформированность универсальных учебных действий обучающихся.

Проводила эти диагностики с целью выяснения уровня готовности каждого ребенка к обучению в школе, его индивидуальных особенностей; консультировала родителей; по необходимости проводила коррекционную работу.

При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

— успеваемость по основным предметам;

— уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

-умение контролировать свои действия на уроке.

При реализации ФГОС второго поколения использую в работе безотметочную методику ( без отметки – показ результата ЗАР и ЗБР)

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего портфолио.

В течение учебного года проводила изучение уровня овладения обучающимися моего класса универсальными учебными действиями (УУД). Особое внимание уделялось контролю обучения грамоте и письму, ведь дети пришли в 1 класс без каких-либо навыков чтения и письма. Все результаты контроля математических навыков, навыков чтения и письма копятся в учебном портфолио каждого ученика. Показ результата ЗАР и ЗБР доводится до родителей и самих учеников, как уже сказано, копится в портфолио ученика и в виде ведомостей у учителя в специальной накопительной папке.

К концу учебного года обучающиеся должны достигнуть определённых личностных, предметных и метапредметных результатов. Итоговая комплексная работа покажет , какими универсальными учебными действиями обучающиеся овладели к концу учебного года . Это будет и итог моей учительской работы по внедрению в жизнь ФГОС .

В школе обеспечено выполнение ФГОС начального общего образования: требований к структуре ООП, к результатам освоения ООП и к условиям реализации ООП. Накопленный опыт интеграции основного образования, высокий уровень педагогического мастерства позволяет надеяться на успешную реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Все это и много другое позволят создать условия для реализации ФГОС НОО. Стандарты нового поколения должны фиксировать не столько предметное содержание обучения, сколько методы обучения. От них напрямую зависит формирование столь актуальных познавательных, организационных и коммуникативных компетенций.

Документы:

1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

1. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различных уровней являются ключевым элементом российской системы образования, поскольку именно этот элемент определяет характер и сущность взаимосвязей всех частей данной системы. Государственные образовательные стандарты, как и образовательные программы относятся к содержательному сегменту российской системы образования. Основополагающее значение государственных образовательных стандартов подчёркивает и законодатель, помещая соответствующую статью в Главу I «Общие положения» комментируемого закона.

Действительно, содержательная подсистема определяет и функциональную подсистему (образовательные учреждения), и организационную подсистему образования (органы управления образованием и подведомственные этим органам вспомогательные учреждения и организации, непосредственно не реализующие образовательные программы).

Законодательного закрепления понятие «государственный образовательный стандарт» пока не получило. Однако существуют доктринальные определения, одно из которых содержит проект Федерального закона № 94593-3 «О государственном образовательном стандарте основного общего образования»75. В соответствии с этим законопроектом под государственным образовательным стандартом понимается система норм, характеризующих содержание образования (определённого уровня), отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его освоению. Приведённое определение правильно характеризует государственный образовательный стандарт как нормативный правовой акт. Верно и то, что данный нормативный акт должен отражать содержание образования определённого уровня. С другой стороны, представляется оправданным, чтобы наряду с этими признаками определение государственного образовательного стандарта образования определённого уровня содержало и ссылку на государственный орган, принимающий соответствующий государственный образовательный стандарт.

Государственный образовательный стандарт – это совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

Любой стандарт представляет собой образец, которому должно соответствовать что-либо, например иной документ, непосредственно регламентирующий поведение людей. Государственный образовательный стандарт санкционирован государством и в связи с этим становится обязательным руководством для разработчика (то есть, администрации образовательного учреждения) при составлении на его основе образовательной программы. Таким образом, государственный образовательный стандарт по отношению к образовательной программе является документом высшего порядка, стандарт первичен. Вместе с тем, сам государственный образовательный стандарт наряду с инвариативной или неизменяемой частью, включает и вариативную часть. По этой причине две образовательные программы, разработанные в соответствии с одним и тем же государственным образовательным стандартом, реализуемые в двух разных образовательных учреждениях, с содержательной точки зрения будут различаться между собой.

2. Причина этого различия будет состоять также и в том, что в структуре государственного образовательного стандарта любого уровня образования можно выделить три компонента: федеральный, региональный и локальный (в Законе об образовании он именуется «компонентом образовательного учреждения»).

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливает единые и обязательные для всех аккредитованных образовательных учреждений:

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

  • нормативы учебного времени и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

  • требования к уровню подготовки выпускников;

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов устанавливается Российской Федерацией в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции.

Региональный или национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается субъектом Российской Федерации для того, чтобы полнее учесть местные традиции и культуру населения, проживающего на соответствующей территории. При этом национальные компоненты не должны служить препятствием свободному переходу граждан и иных лиц из образовательного учреждения одного региона России в аналогичное образовательное учреждение другого региона.

Локальный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается образовательным учреждением в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей (иных законных представителей) и с учетом финансовых, материально-технических, организационных, кадровых и иных возможностей самого учреждения.

В порядке, определяемом федеральным законом, государственные образовательные стандарты могут устанавливаться не только по основным, но и по отдельным дополнительным образовательным программам.

3. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом, который до настоящего времени отсутствует. Согласно п. 5 комментируемой статьи государственные образовательные стандарты должны утверждаться не реже одного раза в десять лет.

В настоящее время определён Порядок разработки федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования76. Этот же Порядок применяется и при разработке государственных образовательных стандартов дошкольного образования77. Установлено, что федеральные компоненты государственных образовательных стандартов в части основного общего образования утверждаются Правительством Российской Федерации, а в части начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования – Министерством образования и науки Российской Федерации.

При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Данные государственные образовательные стандарты утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

По новым общеобразовательным программам и программам начального профессионального образования федеральные компоненты государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования вводятся не ранее чем через пяти лет после начала работы по данным программам, а по действующим более пяти лет общеобразовательным программам и программам начального профессионального образования — с момента их утверждения.

Поскольку государственный образовательный стандарт общего образования до сих пор не принят, то применению подлежат Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации78, а применительно к федеральным общеобразовательным учреждениям – Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования79.

Базисный учебный план представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. В нём определяется максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально — регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования. В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10 — 15 процентов времени на региональный компонент содержания образования.

Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.

В Приложении к Базисному учебному плану даются примерные учебные планы для начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной школы по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплектной школы, общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и с обучением на русском языке (неродном), базисный учебный план вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации, а также экспериментальный Базисный учебный план, построенный на культурологических принципах.

В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации утверждены временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования80. В этих отражено содержание следующих образовательных областей:

— филология (русский язык как государственный, русский язык как родной, литература, иностранные языки – английский, немецкий, французский и испанский языки);

— математика;

— обществознание (история, всеобщая история, обществознание, география);

— естествознание (методы изучения природы, физика, химия, биология);

— искусство (изобразительное искусство, музыка);

— физическая культура, включая основы безопасности жизнедеятельности;

— технология (технология, трудовое обучение, черчение).

4. Государственные образовательные стандарты начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (государственные образовательные стандарты профессионального образования) включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения (организации). Государственные образовательные стандарты профессионального образования утверждаются не реже 1 раз в 10 лет.

Поскольку государственные образовательные стандарты профессионального образования являются отправной точкой при составлении на их основе образовательных программ соответствующих уровней профессионального образования. Разработчики этих государственных образовательных стандартов должны учитывать актуальные и перспективные потребности развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы. Поэтому в данном случае к разработке должны привлекаться заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственно-общественные объединения, действующие в системе профессионального образования, а также представители научных сообществ, работодатели или объединения работодателей.

Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования утверждены постановлением Правительства РФ от от 21 января 2005 г. N 3681. В настоящее время работы по созданию и разработке федерального и регионального компонентов всех четырёх государственных образовательных стандартов профессионального образования продолжаются.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты с приложением их копий.

Первый образовательный стандарт в России для школ появился в 2004 году, он назывался Федеральный компонент государственного стандарта образования (ФК ГОС). Этот документ касался сразу всех классов — с первого по одиннадцатый. Позже вместо одного стандарта для школ было решено разработать несколько — для каждого уровня. В настоящий момент ФК ГОС действует для обучающихся с 10 по 11 классы.

ДОКУМЕНТЫ К РАЗДЕЛУ

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 кл._ФК ГОС).

С 2011 в действие вступают образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). По ним в 2019-20 учебном году обучаются школьники с 1 по 9 классы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В настоящее время разработаны и утверждены:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная образовательная программа образовательного учреждения.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480. Вступает в силу 2 июля 2012 года.

С официальными приказами о введении в действие ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО можно познакомиться на сайте Минпросвещения России.

ДОКУМЕНТЫ К РАЗДЕЛУ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС

Поэтапное введение Федерального государственного образо-вательного стандарта общего образования осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:

Реестр примерных программ является государственной информационной системой , которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

В МБОУ лицее с. Месягутово реализуются следующие образовательные стандарты: 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (ФК ГОС) в 6бв-11 классах.

Назначением ФК ГОС является обеспечение:

• равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; • единства образовательного пространства в Российской Федерации; • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; • основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой: • разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; • объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; • объективной оценки деятельности образовательных учреждений; • определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; • установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений. Государственный стандарт общего образования включает три компонента: • федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией; • региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации; • компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливает:

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:

  • цели изучения учебного предмета;
  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
  • требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержден приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.

Документ изменен приказом номер 609 от 23.06.2015
Документ изменен приказом номер 69 от 31.01.2012
Документ изменен приказом номер 39 от 24.01.2012
Документ изменен приказом номер 427 от 19.10.2009
Документ изменен приказом номер 320 от 31.08.2009
Документ изменен приказом номер 164 от 03.06.2008

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
ПРИКАЗ
05.03.2004 Москва № 1089

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

В соответствии с письмом Минюста РФ от 2 апреля 2004 г. N 07/3477-ЮД настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Минюста РФ, N 6, 2004 г.)

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 28 сентября 2004 г. N ГКПИ2004-1284 настоящий приказ по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009

В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1496; N 43, ст. 4239; 2002, N 6, ст. 579; N 23, ст. 2166; 2003, N 35, ст. 3435), решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23.12.03 N 21/12 «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
приказываю:

1. Утвердить федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.А. Болотова.

И.о. Министра В.М.Филиппов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *