Судебная практика по ст 183 УК РФ

Статья 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну)

Уголовным законодательством с последними изменениями предусмотрено, что сбор секретных сведений, которые составляют банковскую, налоговую или коммерческую тайну, с помощью угроз, подкупа, хищения документов или иным неправомерным способом влечёт за собой одно из четырёх видов наказаний:

  1. Штраф, максимальный размер которого составляет пятьсот тысяч рублей, или штраф в размере зарплаты осуждённого преступника (если он является работником какой-либо организации) или прочего дохода за годичный период.
  2. Работы исправительного характера, максимальный срок которых составляет один год.
  3. Работы принудительного характера, максимальный срок которых составляет два года.
  4. Лишение свободы на такой же срок.

Таким образом, средний срок финансового или трудового наказания составляет один год.

Незаконное использование или разглашение сведений, которые составляют банковскую, налоговую или коммерческую тайну, лицом, получившим такое сведения по работе или службе или в доверительной беседе, на огласку которых владеющий ими субъект согласия не давал, наказывается также одним из четырёх способов:

  • штраф, максимальный размер которого составляет один миллион рублей, или штраф в размере зарплаты осуждённого преступника или прочего дохода за двухлетний период. Дополнительно осуждённого лишают права на занятие определённых должностей или запрещают осуществлять определённую деятельность максимум на три года;
  • работы исправительного характера, максимальный срок которых составляет два года;
  • работы принудительного характера, максимальный срок которых составляет три года;
  • лишение свободы на такой же срок.

Таким образом, если лицо не только собирает тайные данные, но и использует их, ответственность значительно увеличивается и по срокам, и по сумме.

Если распространение конфиденциальных сведений причинило ущерб в крупных размерах или было совершено из корыстных побуждений, наказывается одним из трёх способов:

  • штраф, максимальный размер которого составляет полтора миллиона рублей, или штраф в размере зарплаты осуждённого преступника (если он является сотрудником какой-либо организации) или прочего дохода за трёхлетний период. Дополнительно осуждённого лишают права на занятие определённых должностей или запрещают осуществлять определённую деятельность максимум на три года;
  • работы принудительного характера, максимальный срок которых составляет пять лет;
  • лишение свободы на такой же срок.

Таким образом, законодатель считает, что исправительные работы в полной мере не возместят причинённый преступление вред обществу.

Если в результате того, что осуждённый разгласил персональные или другие конфиденциальные сведения, наступили тяжёлые последствия, вариантов наказания всего два:

  1. Работы принудительного характера, максимальный срок которых составляет пять лет.
  2. Лишение свободы максимум на семь лет.

Таким образом, чем больше вреда нанесло нарушение лицом правовых норм, касающихся конфиденциальности, тем строже будет судебный приговор.

Комментарий к ст. 183 УК РФ

Специалисты в сфере юриспруденции по-разному трактуют положения статей о незаконном раскрытии конфиденциальной информации, но в целом комментарии сходятся в одном.

Большой процент информации, которая находится в области деятельности граждан и субъектов хозяйственной деятельности, является особенно ценной или коммерчески значимой для самого субъекта и его клиентов или партнёров. Поэтому отношение к ней имеет свои особенности. В связи с этим для сохранности её неприкосновенности и защиты от огласки принимаются серьёзные меры.

Это связано с тем, что некоторые сведения должны оставаться в секрете из-за заинтересованных в её секретности лиц. Другие сведения разглашать запрещено из-за указания об этом в законах. Такие сведения получили статус коммерческой, налоговой или банковской тайны и были отражены и закреплены в соответствующих институтах.

Суть общественной опасности уголовного правонарушения в отношении конфиденциальной информации заключается в следующем. Незаконные действия, осуществлённые в отношении информации, которая составляет тайну налогового, банковского или коммерческого характера, могут повредить деятельности субъектов предпринимательства или других лиц. Также это означает, что незаконное распространение частных сведений о людях (к примеру, адресе или банковском счёте), которые не давали на это согласие, считается грубым нарушением положений Конституции РФ, касающихся прав человека на тайну и неприкосновенность личной жизни.

В целом преступные действия, описываемые в ч. 1 и ч. 2 ст. 183, считаются не тяжкими, в ч. 3 – уголовные правонарушения средней степени тяжести, ч. 4 – тяжкие преступления.

Уголовные посягательства в данной статье осуществляются в отношении объекта — общественных отношений, которые возникают в области информационного обмена и обращения в сфере налогового, банковского или коммерческого характера, в независимости от того, какой информационный носитель для этого был использован.

Следует чётко разделять понятия «банковская тайна» и «коммерческая тайна». Несмотря на то, что оба эти понятия объединены общей правовой природой, они отличаются друг от друга по содержанию и объёму. Информация, относящаяся к банковской тайне, может не являться коммерчески ценной. Кроме того, она обладает некоторыми особыми признаками.

Положения гражданского законодательства определяют, что к коммерческой тайне информация относится в нескольких случаях:

  1. Она имеет потенциальную или действительную ценность коммерческого плана из-за отсутствия сведений о ней у третьих лиц.
  2. Свободный доступ к такой информации отсутствует на основании закона.
  3. Лицо, владеющей тайной информацией, прилагает все усилия, чтобы охранять конфиденциальность данных.

Если лицо получило доступ к информации в ознакомительных целях (например, в ходе учебной или производственной практики) и распространило её путём записи в дипломной работе или реферате, это не является смягчающим обстоятельством.

П. 1 и п. 2 статьи 3 ФЗ «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. устанавливает, что к сведениям, составляющим производственные секреты, можно отнести экономические, технические, производственные или организационные сведения. Если третье лицо, добывающее секретные данные, имеет отношение к конкурирующей организации, это является промышленным шпионажем, регулируемым той же статьёй УК РФ. Промышленный шпионаж по статье 183 подчиняется общим правилам привлечения к ответственности.

Ещё один акт, регулирующий вопросы конфиденциальности, это Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6 марта 1997 г. В нём перечислены все сведения, имеющий конфиденциальный характер.

Другой комментарий к ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации

Некоторые законодательные акты устанавливают список данных, которые не являются коммерческой тайной.

К таким актам относятся:

  1. Постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» № 35 от 5 декабря 1991 г.
  2. Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» № 1392 от 16 ноября 1992 г.
  3. Закон о рынке ценных бумаг.
  4. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации» № 34н от 29 июля 1998 г. и т. д.

Все указанные документы в совокупности раскрывают весь список данных, не относящихся к тайне коммерческого характера.

К данным, не являющим тайными, относятся:

  • документы учредительного или уставного характера;
  • патенты, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • налоговые отчётные документы;
  • бухгалтерские годовые отчёты;
  • некоторые приватизационные сведения и т. д.

Список не является закрытым, так что в связи с изменениями в законодательстве могут внесены новые данные.

В отношении сведений, составляющих тайну банковского типа, необходимо сказать, что их разрешено сообщать только лично клиентам или их официальным представителям. Должностные лица государственных органов вправе получить такого рода информацию только в установленном законом порядке и в определённых пунктом 2 статьи 857 ГК РФ случаях.

Если в результате получения и передачи конфиденциальной информации другому лицу преступник стремился получить выгоду в виде вознаграждения или продвижения по службе и т. д., ответственность уголовного характера за незаконное разглашение тайны коммерческого характера или других её видов будут квалифицироваться по части 3 ст. 183, то есть будут считаться совершенными из корысти.

Привлечь лицо к уголовной ответственности по ч. 1 и 2 указанной статьи можно даже в том случае, если разглашение сведений не повлекло за собой негативные последствия. Другие части статьи предусматривают наличие каких-либо последствий.

Субъективной стороной деяния по всем частям статьи является прямой умысел. Квалификация преступления по первым двум частям происходит без учёта мотива преступления. В части третьей мотив играет важную роль, так как разъясняет суть корыстного интереса преступника.

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо от 16 лет. Если конфиденциальная информация была получена при осуществлении трудовой функции, субъект будет специальным.

Некоторые научные консультанты и люди, осуществляющие юридическую практику, трактуют статью 183 УК РФ с другого ракурса, рассматривая подробно составляющие её элементы (например, понятия).

Помимо ст. 183 УК РФ, разглашение коммерческой тайны и её составляющие регулируются ГК РФ и ФЗ «О коммерческой тайне».

Согласно указанным нормам, коммерческой тайной является такой режим конфиденциальности и недоступности информации, который позволяет лицу, которое ей владеет, реально или потенциально получить следующую коммерческую выгоду:

  • сохранить позицию на рынке работ, товаров или услуг;
  • увеличить доходность предприятия;
  • уменьшить риск возникновения неоправданных или лишних расходов;
  • получить выгоду коммерческого плана.

Список может быть дополнен и другими вариантами получения лицом коммерческой выгоды.

Налоговой тайной являются сведения о налогоплательщиках, которые были получены одним из следующих органов:

  1. Налоговый.
  2. Внутренних дел.
  3. Внебюджетного государственного фонда.
  4. Таможенным.

Статья 102 НК РФ предусматривает некоторые исключения из этого правила.

Разглашение банковской тайны по УК РФ является распространением или разъяснением посторонний людям сведений о счетах, операциях или вкладов корреспондентов и клиентов. Это указано в статье 857 ГК РФ и статье 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г.

Кредитные банковские организации не могут своим желанием сузить или расширить перечень информации, которая является банковской тайной. Также они не вправе изменять перечень лиц, которые имеют право ознакамливаться с этими сведениями. Помимо банковской тайны, у кредитных организаций есть и коммерческая тайна, как у коммерческой организации.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение коммерческой тайны УК РФ определяет в части 1 статьи 183. Нелегально полученные сведения должны быть выражены в материальной форме (служебные документы, образцы промышленности, распечатанные копии, чертежи и т. д.). К иным способам относится ознакомление с документами, прослушивание разговоров по телефону, изучение компьютерных данных и др.

Если в результате незаконного сбора информации с компьютера физического или юридического лица произошла блокировка, копирование или уничтожение информации или порча ЭВМ, к части 1 статьи 183 будет присоединена статья 272.

Если для получения информации преступник подкупил должностное лицо или управленцев организации, к главной статье будет присоединена статья 291 или 1, 2 часть статьи 204 УК РФ.

Разглашение информации может быть осуществлено в форме действия или бездействия. То есть ответственное за информацию лицо может самостоятельно её предоставить либо не препятствовать её получению посторонними лицами.

Часть 2 статьи определяет ответственность лиц, которые обладали конфиденциальной информацией по работе. К таким людям относятся работники, которым стали известны подобные сведения в результате осуществления ими трудовой функции. Разглашение такими лицами сведений влечёт за собой не только уголовную ответственность, но и увольнение. Если сведения были распространены частным аудитором или нотариусом, а также налоговым инспектором или сотрудником правоохранительных органов, к главной статье будет присоединена статья 202 или 286 УК РФ.

Примеры практики — судебные решения и приговоры по статье 183 УК РФ

В 2014 году Савеловским районным судом г. Москвы был вынесен приговор в отношении гражданина В.Н. Загороднюка руководителя планово-аналитического отдела Департамента маркетинга известной московской фирмы.

Суть обвинения состояла в том, что осуждённый, как лицо, имеющее доступ к сведениям, которые представляли из себя тайну коммерческого характера, незаконно распространял эти сведения, предлагая их другим лицам и представителям конкурирующей фирмы в другой республике за денежное вознаграждение.

Таким способом он распространял следующие данные:

  • об уникальных сведениях о товарах;
  • о постоянных и новых клиентах фирмы;
  • о заключённых фирмой договорах;
  • о финансовых вопросах;
  • о движениях марок акцизного типа;
  • об учёте продукции и т.д.

Помимо этих сведений, он добывал для перепродажи секретные сведения, к которым у него не было доступа, с помощью подкупа.

Информация о деятельности осуждённого была получена органами полиции через заявление одного из работников фирмы.

Путём проведения мероприятий оперативно – розыскного характера и внедрения сотрудника полиции, обвиняемый был уличён в передаче конфиденциальной информации третьему лицу.

В результате гражданина Загороднюка приговорили к шести месяцам на исправительных работах, удерживая при этом десять процентов от его заработной платы в пользу государства.

В последнее время преступность, связанная с разглашением коммерческой, налоговой или банковской тайны, пошла на спад. Причиной этому является ужесточения наказания за её незаконное распространение.

Статья 183 УК РФ. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Новая редакция Ст. 183 УК РФ

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 183 УК РФ

1. Немалая часть информации, находящейся в сфере деятельности хозяйствующих субъектов и граждан, представляет особую ценность (или коммерческую значимость) как для самих организаций, так и для их партнеров или клиентов. Следствием этого являются особое отношение к такой информации, исключающее широкую ее огласку, и меры, принимаемые для ее охраны. Некоторые из этих сведений не подлежат огласке не только в силу нежелания заинтересованных в этом лиц, но и в силу прямого указания на то закона. Статус таких сведений получил отражение и закрепление в особых правовых институтах — институтах банковской, налоговой и коммерческой тайны.

2. Общественная опасность преступления заключается в том, что неправомерные действия по поводу информации, составляющей банковскую, налоговую или коммерческую тайну, с одной стороны, могут причинить значительный вред субъектам предпринимательской деятельности или иным лицам. С другой стороны, незаконное разглашение сведений, например о состоянии банковского счета (или вклада) вопреки воле его владельца, является серьезным нарушением конституционных прав гражданина на неприкосновенность его частной жизни.

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести, ч. 4 — к тяжким преступным деяниям.

3. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в сфере обращения информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Указанная информация будет составлять предмет посягательства. Носители информации как в документальной, так и в бездокументарной форме (например, дискета, жесткий диск компьютера и др.) не входят в понятие предмета рассматриваемого преступления.

4. Тайна — это «нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет» <1>. Представляется неверным говорить о банковской тайне как о части тайны коммерческой. Тем более неправильно их отождествлять. Коммерческая и банковская тайны имеют общую правовую природу, но, несмотря на ряд общих черт, различаются по объему и содержанию. Банковская тайна обладает рядом специфических, свойственных только ей признаков. Кроме того, информация, составляющая банковскую тайну, объективно может и не иметь коммерческой ценности и уже поэтому не будет разновидностью коммерческой тайны.
———————————
<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 776.

5. В соответствии с гражданским законодательством информация составляет коммерческую тайну тогда, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Согласно п. 1 и 2 ст. 3 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 18.12.2006) <1> коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. Указанная редакция ФЗ вступает в силу с 01.01.2008. Примеч. науч. ред.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК), среди них названный уже ФЗ «О коммерческой тайне».

6. Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005) <1> утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно которому к конфиденциальным наряду с другими относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и другими ФЗ.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127; 2005. N 39. Ст. 3925.

7. Существует целый ряд сведений, по поводу которых законодательные и исполнительные органы государственной власти однозначно высказываются как о сведениях, не могущих составлять коммерческую тайну. Перечень таких сведений содержится в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. от 03.10.2002) <1>, Указе Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» <2>, Законе о рынке ценных бумаг, Приказе Минфина России от 29.07.98 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» <3> и др.
———————————
<1> СП РФ. 1992. N 1 — 2. Ст. 7; СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3983.

<2> САПП. 1992. N 21. Ст. 1731.

<3> БНА. 1998. N 23.

Так, не составляют коммерческую тайну учредительные документы (решение о создании предприятия или учредительный договор) и устав предприятия, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (свидетельства о регистрации, лицензии, патенты), сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы об уплате налогов и обязательных платежей, годовая бухгалтерская отчетность организации, ряд сведений, касающихся приватизации, раскрытия информации эмитента публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг и др.

8. Что составляет предмет банковской тайны? В ГК говорится: «Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте» (ч. 1 ст. 857). В соответствии с Законом о банках кредитная организация, ЦБР гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит ФЗ (ч. 1 ст. 26). Речь идет о тайне: а) банковского счета; б) банковского вклада; в) операций по счету; г) сведений о клиенте; д) сведений о корреспондентах; е) иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией.

9. Принципиальное значение в сфере обращения информации, составляющей банковскую тайну, имеет вопрос о предоставлении таковой информации государственным органам и должностным лицам. Законом установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну. По общему правилу сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом (п. 2 ст. 857 ГК).

10. Лица, имеющие право запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, перечислены в ст. 26 Закона о банках. Например, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией самим этим лицам и гражданам, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Информацию по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация вправе предоставить их владельцам, а также судам и с согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, которые находятся в производстве этих следственных органов.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организацией завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Особо оговаривается вопрос о ЦБР и аудиторских организациях, поскольку в силу специфики деятельности они обладают либо могут обладать информацией, составляющей банковскую тайну. ЦБР не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных законом. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

В целях совершенствования мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, с 1 февраля 2002 г. информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц должна предоставляться кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — орган, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Указанный уполномоченный орган не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

11. Налоговую тайну образуют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения: а) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; б) об идентификационном номере налогоплательщика; в) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; г) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам) (ст. 102 НК).

12. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, заключается в собирании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Способы могут быть разнообразными. Статья называет лишь похищение документов, подкуп, угрозы, и, разумеется, это не исчерпывающий перечень, поскольку указывается на возможность иных незаконных способов. Необходимое условие для квалификации по ч. 1 — к информации не должно быть свободного доступа и ее владелец принял для этого все соответствующие меры.

13. Незаконное разглашение или использование такой информации без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, образуют состав преступления, предусмотренный ч. 2 коммент. статьи.

13.1. Под разглашением следует понимать любые действия, направленные на ознакомление либо возможность ознакомления с информацией, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, как неограниченного круга лиц (например, посредством распространения в СМИ, сети Интернет), так и конкретного лица.

Незаконное разглашение по ч. 2 коммент. статьи предполагает совершение тех же действий, которые понимаются под разглашением в ч. 1, но эти действия обусловлены фактом отсутствия согласия на это владельца соответствующей информации. Сюда же относится нарушение установленного запрета на огласку такой информации, в том числе разглашение сведений в результате несоблюдения порядка их предоставления, когда согласия владельца на это нет.

13.2. То же условие (отсутствие согласия владельца информации) относится и к незаконному использованию подобных сведений.

Незаконное использование может заключаться в использовании соответствующих сведений в личных интересах или интересах тех или иных организаций, партий, движений, заинтересованных в обладании подобного рода информацией, например, для выработки стратегии поведения и агитации в предвыборной борьбе, в политических технологиях и т.п.

Если при этом виновный стремился взамен на добытые сведения получить вознаграждение, например, от конкурента собственника информации, или конфиденциальная информация должна была быть использована для извлечения выгоды в предпринимательской деятельности, то налицо признаки преступления, предусмотренного ч. 3 коммент. статьи, — совершенного из корыстных побуждений.

14. Для квалификации деяния как преступления по ч. 1 и 2 коммент. статьи наличия вредных последствий не требуется. Закрепленные в них альтернативные составы преступления считаются формальными, окончены соответственно в момент начала собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, либо разглашения или использования этих сведений. Квалифицированный состав (ч. 3) имеет формально-материальную, а особо квалифицированный (ч. 4) — материальную законодательные конструкции, оконченными они соответственно считаются в момент: а) причинения крупного ущерба или совершения указанных действий из корыстной заинтересованности (ч. 3); б) наступления тяжких последствий (ч. 4).

14.1. Размер крупного ущерба определяется согласно примеч. к ст. 169 и составляет сумму свыше 250 тыс. руб.

14.2. О тяжких последствиях см. в п. 12 коммент. к ст. 201.

15. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив (месть, личная неприязнь, стремление опередить конкурента) для квалификации деяния как преступления по ч. 1 или 2 значения не имеет. В квалифицированном составе (ч. 3) мотив совершения преступления может стать значимым для его квалификации, если речь идет о корыстной заинтересованности.

16. Субъект преступного посягательства — любое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста. Это могут быть лица, которые стали обладателями информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в силу их профессиональных обязанностей, а также иные лица, чьи действия были направлены на достижение преступного результата по мотивам и способам, обозначенным в коммент. статье.

16.1. Субъект посягательства может быть и специальным в случае, если разглашение или использование указанных сведений осуществлено лицом, которому тайна сведений была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 — 4).

Другой комментарий к Ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Правовой режим коммерческой тайны определяется ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

2. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда специально оговоренных сведений (ст. 102 Налогового кодекса РФ).

3. Банковскую тайну составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. Применительно к банкам и иным кредитным организациям следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческой организации и банковскую тайну.

4. В ч. 1 ст. 183 УК РФ ответственность предусмотрена за собирание соответствующих сведений путем похищения документов, подкупа, угроз, а равно иным незаконным способом. Эти сведения должны иметь какую-нибудь материальную форму. Помимо документов (названных самим законом), это могут быть чертежи, промышленные образцы, изобретения и т.п. Под иными незаконными способами понимаются незаконный доступ к компьютерной информации, незаконное прослушивание телефонных переговоров, незаконное ознакомление с корреспонденцией и т.д.

5. Собирание рассматриваемых сведений путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272 УК РФ.

6. Если способом собирания сведений был подкуп должностных лиц или лиц, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, то ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 183 и ст. 291 или ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ.

7. Разглашение — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую, банковскую или налоговую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

8. По ч. 2 ст. 183 УК РФ ответственность наступает для лиц, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Лицом, которому эти сведения были доверены, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при осуществлении своей профессиональной деятельности. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому эти сведения не представляются для использования, но который ознакомился с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч. 2 ст. 183 и по ст. ст. 286 или 202 УК РФ.

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 183 УК РФ

1. Понятие коммерческой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, дается в нескольких нормативных актах, в том числе в ст. 139 ГК, ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011) . Понятие налоговой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, содержится в ст. 102 НК РФ. Определение банковской тайны приведено в ст. 857 ГК и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 03.12.2012) , здесь же установлен порядок предоставления отнесенных к ней сведений.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; 2006. N 6. Ст. 636; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 31. Ст. 4011; N 29. Ст. 4291.

Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10. (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

2. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, признается преступным лишь в том случае, если оно осуществляется незаконным путем, в том числе путем похищения документов и иных носителей информации, подкупа или угроз в отношении лиц, которым известна тайна или которые могут оказать содействие в ее сборе. Можно сказать и так: объективная сторона преступления состоит в совершении любых незаконных действий, если их целью является получение названной в комментируемой статье информации.

3. Собирание означает не результат действий, а собственно процесс получения информации незаконным путем. Следовательно, посягатель, возможно, не сумеет достичь своей цели, скажем, похитит документ, получит фактическую возможность ознакомиться с ним или распорядиться им (и без ознакомления), но сделать этого: прочитать, передать другому лицу, заказавшему похищение и т.п. — не успеет (ввиду того, что его, допустим, задержат), однако деяние будет считаться оконченным уже с момента совершения указанных действий.

Однако если похищение совершается в форме действий, соответствующих понятию разбоя (за исключением, конечно, предмета преступления, на изъятие которого направлено согласно статье 162 УК РФ нападение), то деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, будет окончено уже с момента нападения, пусть фактически документ, содержащий соответствующие сведения, в обладание посягателя не поступит.

4. Подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо должностных лиц в целях получения сведений, содержащих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, следует дополнительно квалифицировать, соответственно, по ст. ст. 204 или 291 УК.

5. Угрожать можно причинением насилия, уничтожением имущества, распространением сведений (как соответствующих, так и не соответствующих действительности), позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. С учетом одинаковых максимальных санкций за соответствующие преступления угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в рассматриваемом случае охватывается комментируемой статьей и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требует, если данная угроза не высказывалась одновременно и по мотивам, предусмотренным ч. 2 ст. 119 УК.

6. Перечень иных незаконных действий, входящих в объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, весьма широк. К нему относят получение информации, сопровождающееся нарушением тайны переписки и т.д., неправомерный доступ к компьютерной информации, ознакомление с информацией, не сопровождающееся изъятием содержащей ее материальных и электронных носителей, и др. В соответствующих случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности с иными статьями УК, в частности, ст. ст. 272, 238 УК, поскольку ст. 183 УК не защищает отношения по поводу материальных объектов, охраняемых названными нормами уголовного закона.

7. Применение при совершении преступления насилия требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности в случаях, когда этими статьями установлено более строгое наказание (судя по максимуму санкции), нежели за преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи. Следовательно, причинение в процессе собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, легкого вреда здоровью либо побоев квалифицируется только по ч. 1 комментируемой статьи.

8. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, — прямой умысел.

9. Субъект преступления — специальный, им может быть исключительно лицо, не только отвечающее критериям, установленным в ст. 19 УК, но и не имеющее в силу своих служебных обязанностей доступа к информации и потому вынужденное незаконно добиваться этого доступа.

10. Понятие незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, содержится в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», ст. 102 НК.

11. Незаконно использовать сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, можно как лично, так и путем передачи ее другим лицам. При личном незаконном использовании такой информации лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, такое лицо может получить какую-либо выгоду (скажем, при покупке акций, о скором повышении цены которых ему известно благодаря выполняемой работе) либо употребить информацию в ином смысле, например, для компрометации работодателя, в целях причинения ущерба иным лицам и т.д.

12. Поскольку УК охраняет только законные интересы, сотрудники организации, обладающие доступом к конфиденциальным сведениям, обязаны раскрывать их и без получения согласия руководителя в случаях, если получающее эти сведения лицо имело на это право. Например, сообщение работником банка следователю, действующему в соответствии с требованиями УПК и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», сведений об операциях по счету юридического лица нельзя считать разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, даже если против предоставления сведений возражало руководство банка и владелец счета.

13. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, — прямой умысел.

14. Субъект данного преступления — специальный, его признаки определены в ч. 2 ст. 183 УК.

15. Размер крупного ущерба согласно примеч. к ст. 169 УК должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.

16. О понятии корыстной заинтересованности см. коммент. к ст. 285.

17. К тяжким последствиям может быть отнесено банкротство организации и вызванные этим серьезные социальные последствия: голод, безработица, разрушение системы жилищно-коммунального хозяйства и пр. Исходя из ст. 27 УК указанные последствия могут быть причинены не только умышленно, но и по неосторожности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *