Амнистия по налогам 2018

НУР-СУЛТАН, 16 июл — Sputnik. В Казахстане вступила в силу налоговая амнистия для физических лиц.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 4 июля подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения, предусматривающий налоговую амнистию для граждан Казахстана.

Токаев подписал закон о налоговой амнистии и переносе декларирования

Правила проведения налоговой амнистии утверждены приказом министерства финансов и доведены до всех территориальных департаментов государственных доходов.

Что такое налоговая амнистия?

Налоговая амнистия предполагает списание штрафов и пени при уплате основного долга по налогам.

«Налогоплательщикам специально для этого никуда обращаться не нужно, органы госдоходов сами будут ежедневно мониторить состояние лицевых счетов физических лиц и при уплате ими основного долга вынесут соответствующее решение о списании пени не позднее трех рабочих дней», — сообщает министерство финансов Казахстана.

Налоговая амнистия также дает возможность возможность списания налоговой задолженности физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но имеют задолженность по налогам с предпринимательской деятельности.

Кроме того, ранее оплатившим штрафы и пеню казахстанцам вернут деньги. Для этого нужно обратиться с заявлением в налоговые органы.

Казахстанцам, оплатившим штрафы по налогам, вернут деньги

Сколько налогов задолжали казахстанцы

На 1 января 2019 года задолженность по налогам имели 1,4 миллиона казахстанцев на общую сумму 20,9 миллиарда тенге (более 54 миллионов долларов), из них начисленные пени составляют 6,6 миллиарда тенге, или более 17 миллионов долларов.

Наибольшие суммы, или 70% — 14,4 миллиарда тенге налоговой задолженности — приходятся на налог на транспортные средства. На задолженность по земельному налогу приходится 12%, или 2,5 миллиарда тенге, на налог на имущество — 6,7%, или 1,4 миллиарда тенге».

Наибольшее количество должников — физических лиц зафиксировано в Шымкенте — порядка 148 тысяч, 139 тысяч в Туркестанской области, 116 тысяч в Жамбылской области и 114 тысяч в Нур-Султане.

По суммам налоговой задолженности наибольшие приходятся на такие регионы, как Алматы – 5,5 миллиарда тенге, Нур-Султан и Мангистауская область — по 2 миллиарда тенге, Шымкент — 1,6 миллиарда тенге.

Не все ИП исправно платят в бюджет налоги. В результате образуется недоимка – долг по налогам, сборам и взносам. Налоговая амнистия для ИП в 2019 году – это лишь продолжение процесса, который начался в 2018 году. Его суть заключается в списании долгов ИП перед бюджетом. В статье рассказываем о том, какие долги можно списать и что для этого нужно сделать предпринимателю.

Налоговая амнистия для ИП. Основные вопросы

Когда был принят закон о налоговой амнистии?

Впервые идею списания налоговой задолженности физлиц и индивидуальных предпринимателей Владимир Путин озвучил во время своей пресс-конференции 14 декабря 2017 года. А уже 28 декабря Госдумой был принят Федеральный закон 436-ФЗ, который внёс изменения в Налоговый кодекс РФ.

Кто может быть «амнистирован» согласно этому документу?

  1. 1.Гражданин РФ, у которого есть задолженность по налогу на имущество, землю и транспорт.

  2. 2.Индивидуальный предприниматель, у которого есть задолженность по налогам УСН, ЕНВД, ЕСХН, НДФЛ, имущества, патентов и страховых взносов в ПФР.

  3. 3.Лицо, занимающееся частной практикой (нотариус, адвокат, арбитражный управляющий) с задолженностью по страховым сборам в ПФР, рассчитанных по ч. 11 ст. 14 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (утратил силу 1 января 2017 года).

  4. 4.Юридическое лицо с задолженностью по страховым сборам в ПФР, образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года.

Какие долги «простят»?

Списание задолженности распространяется не на все налоги и взносы. Она затрагивает только те долги, которые числятся за ИП по состоянию:

  • на 1 января 2015 года – по налогам (исключая налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и ввозной НДС);

  • на 1 января 2017 года – по взносам.

Если задолженность по этим выплатам возникла у предпринимателя позже указанных сроков, то списать её не получится. Это справедливо как для действующих ИП, так и для тех, кто уже утратил этот статус.

Как списываются долги по страховым взносам?

Страховой взнос платят за себя только ИП и лица, занимающиеся частной практикой. Сумму выплат ежегодно устанавливает Налоговый кодекс РФ.

Максимальная сумма задолженности по страховым взносам, которую можно списать в рамках налоговой амнистии, рассчитывается по формуле:

При расчёте нужно учитывать, что МРОТ каждый год меняется: в 2014 году он составлял 5 554 рубля в месяц , в 2015 – 5 965 рублей, в 2016 – 6 204 рубля.

Как воспользоваться налоговой амнистией?

Предпринимателю не нужно писать заявление на списание своей задолженности, если по срокам она попадает под действие закона о налоговой амнистии. Налоговики спишут её сами, причём точные сроки списания закон не устанавливает.

Рекомендуем на всякий случай проверить, не числится ли за вами такой задолженности. И если она обнаружится – написать письмо в ИФНС с просьбой списания долга в рамках налоговой амнистии.

Будет ли новая амнистия в 2020 году?

Никто не знает, но вряд ли. Это может вызвать у налогоплательщиков ощущение, что она проводится «регулярно», а значит, и налоги платить не нужно.

Во-первых, принятый закон не соответствует поставленным президентом вводным, предусматривая безусловное списание задолженности и увеличивая цену амнистии в 3 раза.

В отношении граждан (не ИП) Путин говорил о списании – «освобождении от выплат» – по налоговой задолженности, «которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы». Речь шла о 42 млн человек и общей сумме в 41 млрд руб.

Однако законом вне зависимости от каких-либо условий и обстоятельств «признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку». Без условий. Почувствуйте разницу.

В отношении ИП президент также обозначил обстоятельства, обуславливающие списание: «Человек начал работу, начал бизнес. Что-то не получилось. А налоги на него всё начисляли и начисляли. Надо освободить». Путин подчеркнул, что это касается 2,9 млн ИП и суммы в 15 млрд руб. Как следует из текста принятого закона, и в этом случае недоимка на 1 января 2015 г. по всем налогам (кроме НДПИ, акцизов и таможенных платежей) вместе с начисленными на нее пенями списывается вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств и условий.

В результате озвученные президентом суммы (56 млрд руб.) в реализованном законодателем варианте превращаются уже в 150 млрд руб. в оценке председателя профильного комитета нижней палаты парламента Андрея Макарова. Для понимания масштаба: 150 млрд руб. – это годовой бюджет крупного профицитного субъекта Федерации.

Во-вторых, закон не предусматривает никаких ограничений по суммам списания, позволяя списывать многомиллионные задолженности финансово состоятельных граждан и предпринимателей. Подлежащие списанию 150 млрд руб., которые насчитал профильный комитет Госдумы, – это долги примерно 50 млн граждан и ИП, т. е. в среднем 3000 руб. на налогоплательщика. Казалось бы, это не слишком высокая цена ни для новогоднего подарка президента, ни для предвыборного жеста кандидата.

Однако налоговая задолженность не распределена равномерно, и есть все основания полагать, что реализация норм закона приведет к списанию налоговой задолженности целого ряда весьма состоятельных граждан и предпринимателей на суммы, исчисляемые сотнями тысяч и миллионами, а в отдельных случаях – десятками миллионов рублей.

Несмотря на то что налоговая задолженность не является, согласно Налоговому кодексу, налоговой тайной, данные по ней тем не менее не публикуются. В результате при реализации закона мы даже не узнаем ни имен счастливчиков, избавившихся от многомиллионной задолженности, ни сумм списания, сыграв всей страной в «тайного Санту» наоборот – игру, в которой получатель подарка неизвестен.

В-третьих, закон списывает задолженность перед бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований, не предусматривая никаких компенсаций из федерального бюджета. Списание касается трех налогов, которые зачисляются исключительно в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований: налог на имущество физических лиц (местный бюджет), налог на землю (местный бюджет) и транспортный налог (региональный бюджет). При этом Макаров утверждает, что доля безнадежной задолженности в общем объеме списания составляет не более 1/3, следовательно, как минимум остальные 2/3 вполне реальны к взысканию. А значит, списав потенциально взыскиваемые долги перед субъектами и муниципалитетами на 150 млрд руб., необходимо одновременно либо освободить их от расходных обязательств на ту же сумму (что нереально), либо предусмотреть дополнительные дотации из бюджетов на ту же сумму, причем здесь и сейчас, а не «потом, может быть, половину» (как это случилось в 2017 г. с изъятым у субъектов 1 п. п. налога на прибыль: собрали в федеральный бюджет 72 млрд руб., а вернули, перераспределив по весьма спорному алгоритму, в бюджеты субъектов 36 млрд руб.).

В-четвертых, закон предусматривает списание задолженности вне зависимости от желания налогоплательщика – автоматически, без обращения или какого бы то ни было иного вовлечения в процесс. Несмотря на то что с практической точки зрения это представляется эффективным и к тому же на первый взгляд соответствует поручению президента («сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции»), списание задолженности без согласия налогоплательщика или хотя бы без возможности выразить несогласие (для тех редких индивидов, кто, вопреки регулярным амнистиям, с уважением относится к конституционной обязанности платить налоги, но, например, из-за финансовых сложностей не смог ее выполнить в срок) представляется некорректным и неправомерным. Отдавая отчет в условности аналогии, напомним все же, что в уголовном праве применение амнистии требует согласия амнистируемого.

И наконец, последнее. В своем нынешнем виде, освобождая всех без исключения налогоплательщиков – физических лиц и ИП – без каких-либо оснований, условий, исключений и проч. от обязанности погасить задолженность по целому ряду законно установленных налогов, закон прямо противоречит норме прямого действия Конституции (ст. 57: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы») и одновременно посылает российскому обществу очередной сигнал, что ненормативное поведение (не платить налоги) – нормально, а нормативное (платить) – нерационально, все равно под очередные выборы спишут.

Несмотря на то что формально эти поправки были приняты без привязки к выборам, на практике налоговая амнистия фактически заменила обозначение фаворитом предвыборной гонки своих взглядов на приоритеты налоговой политики следующих шести лет. «Об этом пока рано говорить», – сказал Путин, хотя ранее он анонсировал «донастройку» (возможно, существенную) налоговой системы уже в 2019 г.

Решение главного кандидата не обсуждать эту тему со своим избирателем весьма рационально и одновременно симптоматично для России. Традиционные представительные демократии исторически формировались как демократии налогоплательщиков. С тех пор избиратель четко понимает связь между своим правом потребителя общественных благ, своими обязанностями налогоплательщика, который финансирует производство этих благ, и своим решением как избирателя, который и определяет, что и как производить государственному аппарату и кто и в какой пропорции будет это получать. Именно поэтому вопросы налоговой политики имеют огромное значение в предвыборных кампаниях в США, Великобритании, Франции, Германии.

И пока у нас как у граждан не появится в голове такая же прочная увязка, вместо публичного обсуждения в рамках политического процесса и его кульминации – выборов – актуальных вопросов налоговой политики мы будем получать налоговые амнистии.

В этом году в Украине собирались объявить масштабную амнистию — 6 марта в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона «Об амнистии в 2020 году» (№ 3181). Кроме проявления гуманизма законопроект вызван дефицитом площадей в местах лишения свободы и направлен на экономию бюджетных средств, которые тратятся на содержание заключенных. По данным Администрации Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, приведенным в пояснительной записке к законопроекту, по состоянию на 1 января 2020 года в местах лишения свободы уголовно-исполнительной системы Украины содержалось 52863 человека. Таким образом, ввиду отсутствия амнистии с 2016 года, несмотря на возможность принимать закон об амнистии каждый год, сэкономить государственные деньги и разгрузить тюрьмы собрались в 2020 году. Вместе с тем жизнь внесла свои коррективы. В связи с пандемией COVID-19 государства начали принимать беспрецедентные меры для предотвращения распространения болезни: введен карантин, закрыты границы, ограничено транспортное сообщение, приостанавливается деятельность частных организаций и государственных органов. Украина не стала исключением, а наш законодательный орган — Верховная Рада Украины — перешел на особый режим работы и собирается на внеочередные заседания только для принятия «антикризисных» законов, направленных на точечное решение текущих проблем. Поэтому вопрос амнистии пока отложен на неопределенный срок. В целом же законопроектом предлагается объявить амнистию наиболее незащищенных и социально уязвимых осужденных: несовершеннолетних; родителей детей в возрасте до 16 лет или детей с инвалидностью; лиц с инвалидностью первой, второй и третьей групп; больных туберкулезом, онкологическими заболеваниями; лиц, достигших пенсионного возраста; участников боевых действий; участников антитеррористической операции (сейчас операция объединенных сил) и т.д. Перечисленные категории граждан подпадают под предполагаемую амнистию при наличии таких критериев: незначительная общественная опасность преступления; объективные факторы (тяжелая болезнь, преклонный возраст и т.д.), существенно снижающие опасность заключенных, которых собираются освободить; значительный срок отбытого наказания на момент объявления амнистии.

Традиционно определены категории осужденных, в отношении которых амнистия не применяется. Прежде всего, это лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также коррупционеры.

В нашем государстве применение амнистии регулируется Конституцией Украины, Уголовным кодексом (УК) Украины, Законом Украины «О применении амнистии в Украине», соответствующим законом о применении амнистии в конкретном году.

Законодательное определение амнистии следующее: это полное или частичное освобождение от отбывания наказания лиц, которые признаны виновными в совершении преступления или уголовные дела в отношении которых рассмотрены судами, но приговоры не вступили в законную силу.

Властью толковать законы и применять их, не нарушая принципа верховенства права, наделены суды. К судебной практике применения амнистии мы и обратимся.

Общие правила применения амнистии

В постановлении от 24 февраля 2020 года по делу № 148/871/17 Объединенная палата Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда растолковала законодательные требования к применению амнистии в Украине. Во-первых, амнистия применяется к определенной категории лиц, а не к наказанию за каждое отдельное преступление. Во-вторых, амнистия заключается в освобождении осужденных или лиц, приговор в отношении которых не вступил в законную силу, от отбывания наказания, а не от его назначения (кроме случаев индивидуальной амнистии, предусмотренных статьей 85 УК Украины и Законом Украины «О применении амнистии в Украине»). В-третьих, амнистия объявляется законом об амнистии, который должен соответствовать положениям Конституции Украины, Уголовного кодекса Украины и Закона Украины «О применении амнистии в Украине».

Применение амнистии при совокупности преступлений

Объединенная палата сделала следующий вывод о применении нормы права, которую судьи толковали по-разному: при совершении лицом нескольких преступлений, образующих совокупность, вопрос освобождения от отбывания наказания на основании закона об амнистии решается после определения окончательного наказания по правилам статьи 70 УК Украины. При этом амнистия к такому лицу может быть применена, если каждое из преступлений подпадает под действие закона, которым объявлена амнистия.

Применение амнистии в случае совершения преступления в отношении детей

25 февраля 2020 года коллегия судей Второй судебной палаты Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда приняла постановление по делу № 477/767/17, в котором пришла к выводу, что последнее объявление амнистии, а именно Закон Украины «Об амнистии в 2016 году» не распространяется на лиц, имеющих детей и совершивших преступление хотя бы в отношении одного из этих детей. Такие ограничения установлены в пункте «г» статьи 9 Закона. Эта норма запрещает применять амнистию к родителям несовершеннолетних, детей-инвалидов или совершеннолетних детей с инвалидностью, если заключенный совершил преступление, посягающее на жизнь, здоровье, честь, достоинство или другие охраняемые законом права и интересы этих детей. Суд пришел к выводу, что формулировка «совершили преступления, посягающие на жизнь, здоровье, честь, достоинство или другие охраняемые законом права и интересы этих детей» свидетельствует, что совершение лицом преступления в отношении хотя бы одного из своих детей препятствует освобождению от наказания на основании амнистии. В этом деле мать, оставившая новорожденного в опасности, просила об амнистии в связи с тем, что имеет двоих детей, в отношении которых не лишена родительских прав.

Применение амнистии к несовершеннолетним

В постановлении коллегии судей Третьей судебной палаты Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда от 11 марта 2020 года по делу № 465/2074/17 разъяснено, что если осужденный совершил не одно, а два преступления, образующие совокупность приговоров, вопрос освобождения его от отбывания наказания на основании закона об амнистии должен решаться после применения положений статьи 71 УК Украины и определения окончательного наказания по совокупности приговоров. Согласно части 3 статьи 78 УК Украины в случае совершения осужденным в течение испытательного срока нового преступления суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным в статьях 71, 72 данного Кодекса. Таким образом, поскольку заявивший о применении амнистии совершил новое преступление 3 февраля 2017 года, за которое был осужден 30 августа 2017 года, а Закон Украины «Об амнистии в 2016 году» вступил в силу 7 сентября 2017 года, он не может быть освобожден от отбывания наказания на том основании, что был несовершеннолетним на момент совершения преступления.

Повторное применение амнистии

23 января 2020 года коллегия судей Первой судебной палаты Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда приняла постановление по делу № 202/7064/16-к. Судьи сочли, что осужденная не подпадает под действие Закона Украины «Об амнистии в 2016 году», поскольку совершенное ею преступление (кража в особо крупных размерах) относится к категории тяжких. Кроме того, к ней уже была применена амнистия в 2014 году. А в соответствии с требованиями пункта «е» части 1 статьи 4 Закона Украины «О применении амнистии в Украине» амнистия не может быть применена к лицам, в отношении которых в течение последних десяти лет была применена амнистия или помилование независимо от снятия или погашения судимости и которые вновь совершили умышленное преступление.

Обжалование амнистии потерпевшим

Принимая постановление от 11 февраля 2020 года по делу № 324/96/17, коллегия судей Первой судебной палаты Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда подтвердила правомерность применения амнистии к водителю, сбившему пешехода насмерть, ввиду наличия у него детей. Потерпевший просил отменить определение суда об амнистии, поскольку считал, что Закон Украины «Об амнистии в 2016 году» нельзя применить к осужденному, который, по его мнению, стал виновником ДТП, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Жалоба потерпевшего была признана неприемлемой, поскольку в уголовном производстве нет достаточных данных, бесспорно доказывающих, что именно при совершении неосторожного тяжкого преступления против безопасности движения осужденный находился в состоянии алкогольного опьянения.

Применение амнистии по закону 2016 года

Неоднократно судимый просил суд освободить его от отбывания наказания за кражу по закону «об амнистии в 2016—2019 годах» (несмотря на то что такого закона нет, суд вынужден был рассмотреть заявление). Ввиду карантина заседание было проведено в режиме видеоконференции. В определении от 3 апреля 2020 года по делу № 405/7999/19 Ленинский районный суд г. Кировограда отказался удовлетворить заявление, поскольку преступление было совершено 20 июля 2018 года, то есть после вступления в силу Закона Украины «Об амнистии в 2016 году», а следовательно, действие указанного Закона на осужденного не распространяется. Также суд разъяснил, что в 2019 году амнистия не объявлялась, Верховная Рада Украины закон об амнистии не принимала.

Как видим, Украина нуждается в очередном акте амнистии: при таком количестве заключенных сложно обеспечить нормальные условия их содержания и перенаправить бюджетные средства на решение первоочередных в нынешних условиях проблем. Вместе с тем новый закон об амнистии не может быть применен ко всем желающим. На страже закона стоят суды. Именно поэтому, прежде чем просить об амнистии, стоит изучить судебную практику, и не только высших судов.

Марина ЯСИНСКАЯ

«Юридическая практика»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *