Автомобили налог на роскошь

С каждым годом список роскошных автомобилей, составленный Минпромторгом, расширяется. Транспортный налог для таких машин с 2014 года высчитывается с учетом более высокого коэффициента. Главный критерий попадания в список роскошных машин — стоимость более 3 млн рублей.

В народе этот налог прозвали «налогом на роскошь» и поначалу восприняли положительно. В 2014-м, до девальвации рубля, больший налог в казну обязали платить владельцев автомобилей премиальных и люксовых марок, таких как Aston Martin, Ferrari, Bentley, Audi, Mercedes, Rolls-Royce, BMW и других. Однако за пять лет автомобили в России подорожали почти вдвое, поэтому в список «роскошных» начал попадать и масс-маркет. Например, в этом году под повышенную ставку попали Mazda CX-9, Honda Pilot и Jeep Wrangler, а чуть ранее в список внесли некоторые комплектации Nissan Murano и Kia Stinger GT.

Как считают

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята старая действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля. Если цена машины от 3 млн до 5 млн руб., то сумма транспортного налога будет умножена на 1,1. Если машина стоит от 5 млн до 10 млн руб., то коэффициент для умножения составит 2. Для более дорогих автомобилей коэффициент еще выше — 3.

Значение имеет и возраст автомобиля: какие-то модели облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, какие-то — два или три года, а некоторые — 20 лет после даты производства. Чем дороже автомобиль, тем дольше его владелец будет платить повышенную пошлину.

Напомним, при уплате повышенного налога используется несколько градаций. Первая относится к машинам ценой от 3 до 5 миллионов рублей, владельцы таких транспортных средств платят налог с коэффициентом от 1,2 до 1,5. Машины ценой от 5 до 10 миллионов рублей с точки зрения налога будут облагаться дополнительным коэффициентом «2», а еще более дорогие авто — «3».

Самая обширная часть списка — автомобили первой градации, таких набралось 420 наименований. Градация «от 5 до 10 миллионов» вмещает в себя 320 машин. По цене от 10 до 15 миллионов рублей в России продаются 95 автомобилей, а свыше 15 — 70 транспортных средств.

При этом далеко не каждый автомобиль, попадающий по цене в категорию «роскошного», может по праву претендовать на это звание, считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

«Действительно, «роскошными», например, считаются практически все внедорожники Volkswagen Touareg. Однако, если смотреть на «базовую комплектацию», то это самая обычная «рабочая лошадка». Еще один спорный момент — решение отнести к этой категории корейский седан Hyundai Equus, а также базовые комплектации внедорожника Nissan Patrol. Вполне возможно, что стоит дополнительно уточнить понятие «роскошный автомобиль». Тогда в результате целый ряд производителей могут покинуть категорию «предметов роскоши на колесах», — уверен эксперт.

В списке машин с ценой от 3 до 5 миллионов рублей — 420 наименований

Кстати, похожая инициатива обсуждалась в конце прошлого года. Тогда Федеральная налоговая служба предложила повысить нижнюю планку, «отъезжая» от которой машина начинает считаться предметом роскоши. Правда, не так серьезно — всего на 500 тысяч рублей — с 3 до 3,5 млн. Хотя если отталкиваться от курса рубля, то планку стоит поднять гораздо выше. «Хотя бы раза в полтора, с 3 до 5 млн. А то у нас и так из-за ослабления рубля список минпромторга удвоился, если так и дальше пойдет, то вообще все машины попадут в «роскошный класс», — предупреждает Моржаретто.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Автопром

Американцы продают «Opel» французам

Концерн «General Motors» продает французской «PSA Group» свое подразделение «Opel/Vauxhall». Стоимость двух объединившихся автопроизводителей (немецкого «Opel» и британского «Vauxhall» оценена в 1,3 миллиарда евро. После сделки «PSA» (европейская автомобилестроительная компания, занимающаяся выпуском автомобилей под марками «Peugeot», «Citroёn» и сотрудничающая с такими марками, как «BMW», «Ford», «Toyota» и другими) станет вторым по величине автопроизводителем в Европе с долей рынка в 17%. Первый — «Volkswagen AG». Напомним, что «GM» уже не раз пыталась продать «Opel», с которым сотрудничает с 30-х годов XX века. В 2009 году компанию даже был готов купить Сбербанк, но в последний момент американцы передумали.

Подготовила Ольга Игнатова

Новости рынка 20.04.2020

С каждым годом список роскошных автомобилей, составленный Минпромторгом, расширяется.

Транспортный налог для таких машин с 2014 года высчитывается с учетом более высокого коэффициента. Главный критерий попадания в список роскошных машин — стоимость более 3 млн рублей.

В народе этот налог прозвали «налогом на роскошь» и поначалу восприняли положительно. В 2014-м, до девальвации рубля, больший налог в казну обязали платить владельцев автомобилей премиальных и люксовых марок, таких как Aston Martin, Ferrari, Bentley, Audi, Mercedes, Rolls-Royce, BMW и других. Однако за пять лет автомобили в России подорожали почти вдвое, поэтому в список «роскошных» начал попадать и масс-маркет.

Например, в этом году под повышенную ставку попали Mazda CX-9, Honda Pilot и Jeep Wrangler, а чуть ранее в список внесли некоторые комплектации Nissan Murano и Kia Stinger GT.

Как считают

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята старая действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязан к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 рублей за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 л.с. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л.с. облагаются ставкой в 150 рублей за 1 л.с., машины мощностью от 225 до 250 л.с. имеют ставку 75 лошадиных сил, а модели мощностью от 175 до 225 л.с. — ставку 65 рублей за 1 силу.

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей, эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля. Если цена машины от 3 до 5 млн рублей, то сумма транспортного налога будет умножена на 1,1. Если машина стоит от 5 до 10 млн рублей, то коэффициент для умножения составит 2. Для более дорогих автомобилей коэффициент еще выше — 3.

Значение имеет и возраст автомобиля: какие-то модели облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, какие-то — 2 или 3 года, а некоторые — 20 лет после даты производства. Чем дороже автомобиль, тем дольше его владелец будет платить повышенную пошлину.

Какие автомобили попадают под налог

Владелец автомобиля Bentley Bentayga V8 мощностью 550 л.с. и стоимостью 16 млн рублей заплатит транспортный налог в 247 500 рублей (без роскошной надбавки это было бы 82 500 рублей). А владелец 2,8-литрового и 177-сильного Land Cruiser Prado стоимостью 3,4 млн рублей заплатит за свою машину 12 655 рублей (без учета роскошной надбавки это было бы 11 505 рублей).

Под повышенную налоговую ставку попадают абсолютно все автомобили, стоимость которых превышает 3 млн рублей. В список Минпромторга вошли даже конкретные комплектации автомобилей, стоимость которых превышает эту сумму, но базовая цена намного ниже. Например, автомобиль Nissan Murano в России продается минимум за 2 299 000 рублей. Но предшествующая топовой версии комплектация High+ стоит уже 3 069 000 рублей и попадает под налог на роскошь и повышенный коэффициент 1,1. Такая же ситуация складывается и в отношении Volkswagen Teramont в комплектации Origin, цена на которой всего на 9 тысяч рублей выше порога в 3 млн.

На сегодняшний день в список Минпромторга вошли 632 автомобиля стоимостью от 3 до 5 млн рублей, плюс 486 машин стоимостью 5-10 млн рублей, еще 100 автомобилей, цена который составляет от 10 до 15 млн, и 82 машины стоимостью свыше 15 млн рублей. Таким образом, сегодня в списке автомобилей, облагаемых налогом на роскошь, 1300 автомобилей.

Кто платит налог на роскошь

Транспортный налог обязаны выплачивать как физические, так и юридические лица, на которые зарегистрирован автомобиль. Транспортный налог платится в региональную казну: в разных областях и субъектах страны действуют и разные ставки, а также льготы по освобождению от налога. Все те же правила применяются и к владельцам дорогих и мощных автомобилей. Они платят ежегодную автомобильную пошлину, если не попадают под льготную категорию граждан.

Льготниками на федеральном уровне считаются герои Советского Союза, инвалиды боевых действий и ВОВ, ветераны труда, пострадавшие от радиации и облучения в связи с авариями или ядерными испытаниями, а также инвалиды 1-й и 2-й группы (но только за одно транспортное средство). В Москве, например, как и в ряде других регионов страны, на освобождение от уплаты налога на транспорт может рассчитывать один из родителей ребенка-инвалида. В многодетных семьях с тремя и более детьми льгота на транспортный налог предоставляется одному из родителей, но только на одно транспортное средство. От налога также в зависимости от региона освобождаются матери-одиночки.

С 1 января 2014 вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 362 НК РФ в части порядка исчисления транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям (средней стоимостью более 3 млн руб.). В связи с этим некоторые автовладельцы могут столкнуться с необходимостью исчисления транспортного налога с применением повышающего коэффициента. Давайте разберемся, от чего зависит размер повышающего коэффициента.

Каков размер повышающего коэффициента?

Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и периода, прошедшего с года его выпуска.

Средняя стоимость авто Срок, прошедший с года выпуска Повышающий коэффициент
от 3 до 5 млн руб. не более 1 года 1,5
от 3 до 5 млн руб. от 1 года до 2 лет 1,3
от 3 до 5 млн руб. от 2 до 3 лет 1,1
от 5 до 10 млн руб. не более 5 лет 2
от 10 до 15 млн руб. не более 10 лет 3
от 15 млн руб. не более 20 лет 3

Откуда берется средняя стоимость легкового автомобиля?

Это не та стоимость, за которую был куплен автомобиль. Средняя стоимость рассчитывается Департаментом транспортного и специального машиностроения (является структурным подразделением Минпромторга) в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. должен ежегодно не позднее 1 марта размещаться на официальном сайте Минпромторга в Интернете. Такой перечень мы публикуем и на Дроме.

На 2016 год он состоит из 708 моделей (версий) легковых автомобилей разных марок, но без указания средний стоимости по каждому автомобилю в зависимости от года выпуска, поскольку названные данные пока рассчитать не представляется возможным. Убедиться в этом можно, ознакомившись с процедурой расчета средней стоимости легковых автомобилей.

Формула № 1

Для расчета средней стоимости легкового автомобиля используется одна из двух формул. Формула № 1 применяется в том случае, если производитель (его уполномоченное лицо) представлен на территории РФ и им по запросу Минпромторга не позднее 1 июля и 1 декабря текущего налогового периода представлены данные о рекомендованных розничных ценах автомобиля. Данная формула выглядит так:

Спр = (Р1 + Р2) / 2, где:

Спр — средняя стоимость автомобиля по формуле № 1;

Р1 — рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 июля соответствующего налогового периода по уплате транспортного налога;

Р2 — рекомендованная розничная цена, полученная по состоянию на 1 декабря.

Расчет средней стоимости автомобилей по формуле № 1 основан на информации о рекомендованных производителями розничных ценах на автомобили по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода. Эта формула используется в том случае, если производитель или его уполномоченное лицо представлены на территории РФ и от них поступила соответствующая информация.

Формула № 2

Если необходимая информация от производителя (его уполномоченного лица), представленного на территории РФ, не поступила, а также в ситуации, когда производитель (его уполномоченное лицо) на территории РФ не представлен, расчет средней стоимости производится с использованием формулы № 2. У этой формулы есть два варианта, выбираемых в зависимости от возраста автомобиля.

Средняя стоимость нового легкового автомобиля (не старше пяти лет) определяется таким образом:

Ск = (Рcrmax + Рcrmin) / 2, где:

Ск — средняя стоимость автомобиля по формуле № 2;

Рcrmax — максимальная цена продажи автомобиля на территории РФ по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным российских каталогов (например, ФГУП «НАМИ», «Прайс-Н»);

Рcrmin — минимальная цена продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря.

Если же автомобиль старше пяти лет, формула расчета выглядит так:

Ск = (Рcrmax + Рcrmin) x (Кс + Кt) / 2

В этом случае максимальная и минимальная цены продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря берутся из каталогов иностранных издательств (к примеру, Audatex, DAT, Kelley Blue Book, Mitchel, Motor, Canadien Black Book, Schwacke). С целью перевода каталожной цены автомобиля в цены в рублевом эквиваленте согласно валютному курсу года выпуска автомобиля используется коэффициент Кс, значение которого устанавливается следующим образом:

Кс = (Q1 + Q2) / 2, где:

Q1 — курс иностранной валюты к валюте РФ, установленный ЦБ РФ на 1 января года выпуска автомобиля;

Q2 — курс иностранной валюты по состоянию на 31 декабря года выпуска автомобиля.

Полученная средняя цена автомобиля увеличивается на коэффициент Кt, равный сумме утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль.

Ключевой момент

В формуле № 2 за основу берутся данные российских каталогов или каталогов иностранных государств о максимальной и минимальной ценах продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря года выпуска автомобиля.

Сколько лет прошло с года выпуска автомобиля?

Помимо применения повышающего коэффициента для определения средней стоимости легкового автомобиля необходимость его применения зависит от того, какой период прошел с года выпуска автомобиля. В пункте 2 ст. 362 НК РФ указано только, что исчисление данного срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Надо ли при расчете учитывать непосредственно год выпуска, из этой фразы непонятно.

ФНС подсказала: количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (Письмо ФНС РФ от 24.03.2014 № БС-4-11/5316).

Другими словами, период, прошедший с года выпуска легкового автомобиля, следует определять в том же порядке, который используется при установлении дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Пример. Автомобилист использует зарегистрированный на него легковой автомобиль Mercedes-Benz CL 500, выпущенный в мае 2012 года. При расчете транспортного налога по итогам 2014 года срок, прошедший с года выпуска легкового автомобиля Mercedes-Benz CL 500, составит два года. Тогда транспортный налог исчисляется с применением повышающего коэффициента 2 в том случае, если средняя стоимость автомобиля попадет в диапазон от 3 млн до 10 млн руб.

Вывод

Если ваш автомобиль официально продается в России и попадает в актуальный для текущего года «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.», то скорее всего налоговая служба выставит вам счет с повышающим коэффициентом. Если же автомобиль у вас дорогостоящий, но в список не попал, то возможны варианты. Не исключено, что налоговики и не смогут распознать ваш авто как попадающий под «налог на роскошь».

Дром

Список автомобилей, владельцы которых подпадают под действие закона «О налоге на роскошь», увеличился со 187 до 279. Минпромторг включил в него машины, которые еще в прошлом году стоили меньше 3 млн. рублей, а из-за падения курса рубля преодолели этот ценовой рубеж.

Налог на роскошь предложил ввести Владимир Путин еще в 2012 году, когда занимал пост премьер-министра. Подписал он этот закон в июле 2013 года, когда уже был президентом России. А вступил в силу закон с 1 января 2014 года.

Закон устанавливает коэффициенты, повышающие и понижающие ставки транспортного налога для автомобилей стоимостью от 3 млн. рублей. Повышающие — по цене, а понижающие — по возрасту.

С ценой все просто. Для машин стоимостью от 3 до 5 млн. руб. применяется коэффициент 1,5; от 5 до 10 млн. руб. — коэффициент 2; а для более дорогих — коэффициент 3.

Но учитывается еще и возраст автомобиля. Так, автомобиль стоимостью от 3 до 5 млн. руб., выпущенный менее года назад, облагается налогом по действующим в регионе ставкам, помноженным на повышающий коэффициент 1,5. Для автомобилей того же ценового диапазона, но с года выпуска которых прошло от одного до двух лет, этот коэффициент равен 1,3. А для аналогичных по цене машин, но в возрасте от двух до трех лет – применяется уже коэффициент 1,1. То есть чем новее автомобиль, тем больше за него приходится платить.

Юридические лица должны использовать указанные коэффициенты при уплате авансовых платежей по налогу с 1 квартала 2014 года. А вот для частных лиц повышенный транспортный налог будет рассчитываться за 2014 год по сроку его уплаты в 2015 году.

В увеличенном списке Минпромторга значительнее всего выросла категория автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн руб. — со 100 до 165 наименований. В него вошли дополнительно 12 моделей автомобилей марки Audi, а также Chevrolet Corvette, Hyundai Equus Royal, Infiniti Q70, Jeep Grand Cherokee SRT8, Lexus LX 570, Mercedes-Benz E 300, Nissan Patrol (Base) и другие марки.

Стоимостную категорию от 5 до 10 млн. руб. пополнили 23 модели, увеличив количество машин с 49 в прошлом году до 72 в нынешнем.

Количество автомобилей стоимостью от 10 до 15 млн. руб. не изменилось: в него по-прежнему входят 25 машин.

А вот в сегменте автомобилей, которые стоят свыше 15 млн. руб., и где было 13 марок, добавили две модели Aston Martin, Bentley Mulsanne, три модели Bugatti, по четыре модели Ferrari и Rolls-Royce, а также две Lamborghini и Mercedes-Benz G.

Зато налог на роскошь больше не должны платить владельцы автомобилей Toyota Land Cruiser 200. Эту марку вычеркнули из списка, поскольку нынешняя официальная стоимость машины – «всего» 2 999 000 рублей.

Полный список можно посмотреть на сайте Минпромторга РФ (http://minpromtorg.gov.ru/). Он обновляется ежегодно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *