Допрос свидетеля в налоговой

Достаточно распространенная ситуация: физлицом получена из налогового органа повестка на допрос в качестве свидетеля. Вопрос: может ли он не явиться по указанному адресу в назначенное время?

Нужно понимать, что налоговый инспектор имеет право вызвать на допрос любого гражданина, если посчитает, что тому могут быть известны обстоятельства, являющиеся существенными при проведении проверки. Такую вероятность инспектор определяет самостоятельно.

Однако, существует запрет на вызов на допрос некоторых категорий граждан:

  • лиц, которым ещё не исполнилось 14 лет;
  • имеющих психические отклонения;
  • глухонемых, слепых или глухих
  • лиц, получивших информацию в процессе своей профессиональнойдеятельности: врачей, священников, адвокатов, нотариусов, аудиторов.

За неявку на допрос или уклонение от него законодательством не предусмотрена административная, и уже тем более уголовная, ответственность. Но оштрафовать могут: 1 000 руб. — за неявку или уклонение, 3 000 руб. — за неправомерный отказ от дачи показаний, либо за дачу заведомо ложных показаний.

Но штрафные санкции возможны в случае, если налоговая сможет доказать, что повестка была получена физлицом (например, есть уведомлении о вручении почтового отправления, подписанного получателем).

Уважительной причиной неявки на допрос являются болезнь, старость, инвалидность. Но при этом НК РФ наделяет сотрудников налоговой правом взять показания у физлица по месту его прибывания.

ФНС также разъяснила, что если гражданин получил повестку на допрос в качестве свидетеля, но в этой повестке не указано по какому конкретно делу его вызывают, то это не является поводом для неявки по указанному адресу в назначенное время.

В НК РФ нет указаний, что при направлении повестки и вызове свидетеля на допрос должна быть указана информация о причине вызова.

Ее сначала нам разъясняют. Затем просят расписаться в том, что нам понятна ее суть каждый раз перед началом процесса. После этого мы можем на нее ссылаться, ею пользоваться и даже прикрываться. Это – статья 63 Конституции Украины, вернее первая ее часть, – одна из самых упоминаемых статей нашего Основного закона. Очередная годовщина со дня принятия Конституции – еще один повод поговорить о том, что закреплено в этом документе и так или иначе касается каждого: право на отказ давать показания. Особенно, если понимать, что уголовная ответственность за отказ от дачи показаний по ст. 385 УК Украины совсем рядом.

Бытует мнение, что давать показания – это добровольное желание гражданина по примеру участия в голосовании на избирательном процессе. Однако, ч. 2 ст. 66 УК Украины возлагает на свидетеля вполне понятные обязанности, которые кратко можно изложить в трех глаголах: прибыть, давать, не разглашать. И, соответственно, предусмотрены меры воздействия: привод и уголовная ответственность. Об ответственности свидетеля и пойдет речь.

Отказ свидетеля от дачи показаний

Процитируем ч. 1 ст. 385 УК Украины: «Отказ свидетеля от дачи показаний или отказ эксперта или переводчика без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей в суде, Высшем совете правосудия, Конституционном суде Украины или во время проведения досудебного расследования, осуществления исполнительного производства, расследования временной следственной комиссией Верховной Рады Украины, – наказываются штрафом от пятидесяти до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев».

Есть еще один миф: расследовать и доказывать «отказы» невозможно или сложно. Однако, практика обвинительных приговоров показывает, что расследование и направление в суд обвинительного акта по ст. 385 УК Украины – хлопотно, но не критично. Основное – это разъяснение свидетелю его прав и обязанностей с последующей фиксацией этого подписью в протоколе. На досудебном следствии это – протокол допроса свидетеля. В суде – памятка с разъяснением прав, которую предлагает подписать секретарь судебного заседания. Но в любом случае следователь или суд еще раз свидетелю разъяснят его права, обязанности, а также предусмотренную ответственность. В суде этот факт будет зафиксирован на видео.

Статья 63 Конституции Украины оперирует понятиями «в отношении себя», «члены семьи», «близкие родственники». Круг указанных лиц ограничен и определен законом, что позволяет следователю путем получения справок о составе семьи и данных из органов РАГС очертить этот круг

Сначала дать показания на досудебном следствии, а потом отказаться от них в суде свидетелю можно, но последует уголовная ответственность. И мотивы отказа особо суд не интересуют. При этом отказ может быть в абсолютно разной форме. Важно, чтобы поведение дало основание полагать следователю и/или суду, что свидетель отказался дать показания об известных ему фактах. Вот факт, когда свидетель дал согласие на активное участие в проведении негласных следственных (розыскных) действий а затем отказался давать показания: https://verdictum.ligazakon.net/document/82891183?q=%22%D1%81%D1%82.%20385%20%D0%9A%D0%9A%22.

А как быть, если гражданин не знает и не может знать ничего о событиях (фактах), которые интересуют следствие? Ответ простой – заявить об этом в ходе допроса, чем пресечь все дальнейшие попытки новых допросов и перейти свидетелю в категорию «отработано».

К слову, есть страны, где не предусмотрена уголовная ответственность свидетеля за отказ от дачи показаний. Об этом, а также о глобальном теоретическом анализе ст. 385 УК Украины можно прочитать в интересной диссертации на эту тему, которая находится в свободном доступе:

Почему важно готовиться к допросу

Мы не являемся сторонниками долгой подготовки к допросу, после которой клиент придет на допрос уже уставшим. Клиент должен быть уверенным, довольным и счастливым после проведения допроса и, соответственно, быть к нему готовым тактически и стратегически.

Также, важно знать, если физическое состояние клиента не позволяет выдержать многочасовой допрос, об этом нужно говорить в самом начале. Клиент должен чувствовать поддержку и полное понимание со стороны адвоката и быть уверенным в его компетенции.

Значение свидетельских показаний при доказывании экономических преступлений

Допрос свидетеля в экономических преступлениях важен по нескольким причинам. Первая – это факт осведомленности свидетеля о хозяйственной операции предприятия, вторая – это знакомство с определенным кругом лиц и третья – это направления, где искать. Все остальные доказательства содержатся в документах, которые отображают движение денежных средств.

Когда лучше молчать, а когда говорить?

Практика показывает, что на допросах по экономическим преступлениям мы говорим только о тех фактах и цифрах, которые мы можем документально подтвердить. Это нужно для того, чтобы если этих документов или данных нет у следствия, мы о них говорим в ходе допроса, и параллельно собираем эти документы (данные), чтоб в дальнейшем их использовать для защиты клиента. Так же молчим о тех фактах, которые могут быть впоследствиии использованы против нас.

Во время допроса свидетеля многие забывают, о том, что свидетель имеет право пользоваться, пометками, записями. Также у свидетеля есть право объявить перерыв или перенести допрос, для того, чтобы более детально ознакомиться с документами и информацией по тому вопросу, который был задан. То есть, нет необходимости прямо здесь и сейчас четко отвечать на вопрос, который был озвучен следователем или детективом.

Как минимизировать риски быть привлеченным по 385 УК

Как видно из вышеупомянутой судебной практики основанием для привлечения к ответственности по ст. 385 УК является умышленный отказ свидетеля от предоставления показаний. При этом свидетель был уведомлен под роспись с его правами и обязанностями, а так же об уголовной ответственности от отказа давать показания. Для того, чтобы минимизировать риски, нужно обратиться к ст. 63 КУ и ст. 18 УПК, которые разрешают отказаться от предоставления показаний в отношение себя, своих родных и близких.

Простое и механическое произношения этих статей не может нас полностью уберечь от привлечения к ответственности. Мы предлагаем, в современных реалиях, на поставленный вопрос давать понятные и развернутые ответы, почему мы не можем дать показания, при этом ссылаясь на положения Основного закона.

Также нужно помнить, что свидетель не обязан держать у себя в голове большое количество деталей, связанных с временем, местом встречи и т.д. Поэтому свидетель может пользоваться такими словами: «не помню», «нужно уточнить», «затрудняюсь ответить». Данные фразы являются сглаживающими и говорят о том, что все мы люди и можем забыть или не помнить некоторую информацию.

Для того чтобы вспомнить, нам может потребоваться некоторое время, чтобы ознакомиться с документами, успокоиться. Возможно, что во время проведения другого следственного действия свидетель вспомнит нужную информацию.

Кроме того, во время допроса с помощью своих записей можно зафиксировать вопросы, которые интересуют следователя. Фиксация таких вопросов поможет в дальнейшем понимать, какое направление интересует следователя, что, в свою очередь, можно использовать для построения линии защиты.

Роль адвоката на допросе

Адвокат во время допроса берет на себя ответственностьь за соблюдение прав клиента. Адвокат также обязан вовремя реагировать и выявлять провокации, которые могут быть со стороны следствия.

Адвокат должен внимательно следить за соблюдением стратегии и правовой позиции, которая была согласована с клиентом. Очень часто во время допроса клиент может отклониться от выбранной стратегии или же начать говорить лишнюю информацию. Поэтому нужно согласовать перечень сигналов до допроса, которые будут говорить клиенту о том, что нужно сконцентрироваться и успокоиться.

Мы не рекомендуем нашим клиентам вести «душевные беседы» со следователем, потому что с их стороны это тоже психологический прием, с помощью которого они пытаются расположить к себе клиента. Поэтому на вопросы нужно отвечать конкретно, деловым тоном, с отсутствием любых фамильярностей.

Также важно знать, что следователем может быть принятая тактика по дискредитации адвоката в глазах клиента. В этом случае мы рекомендуем следующее: не вступать в полемику и соревнования со следователем, а показывать свой уровень профессионализма, уходить от конфронтации, так же быть всегда рядом с клиентом и, самое главное, вместе с ним покинуть место проведения следственного действия.

Важно помнить, что после окончания допроса, если есть замечания на ход проведения допроса, мы их фиксируем в протоколе или же пишем, что к протоколу прилагаем наши замечания, жалобы, заявления.

Как поломать протокол допроса?

Поломать протокол допроса и нивелировать показания клиента – очень трендовый вопрос. В последнее время при допросах в НАБУ, ГБР, первый вопрос – не фамилия имя отчество, а то «как вы себя чувствуете и можете ли вы давать показания». Именно с этого и начинается общения детектива (следователя). Причиной этому то, что очень часто после допроса адвокат вместе с клиентом едут в медицинское учреждение и фиксируют значительное ухудшение состояния здоровья.

Далее на подготовительном судебном заседании адвокаты пытаются исключить протокол допроса из числа доказательств в связи с тем, что показания были даны под принуждением или при нахождении в болезненном состоянии, и поэтому не могут быть использованы как доказательства.

Были прецеденты, когда во время допроса у клиента подымалось артериальное давление, вызывалась скорая помощь, при этом следователь ведет себя очень спокойно, фиксируя все эти факты, сопровождая клиента до скорой помощи и далее едет за ним на машине до медицинского учреждения, чтоб впоследствии убедиться, что клиент действительно был доставлен в больницу.

Это говорит о ситуациях, когда легально могут прервать допрос и о том, что бригады скорой помощи, когда приезжают на вызов в отделение полиции, меряют давление клиенту до тех пор, пока не поймут полностью, что мы от них хотим. Просто помереть давление и дать таблетку, зафиксировать факт стабилизации состояния или же, мы их вызвали, чтоб отвести клиента в медицинское учреждения для оказания помощи?

Итоги

Таким образом, и директору, вызванному на допрос о хозяйственной деятельности его крупной компании, и гражданину, которого допрашивают о поведении соседа по лестничной площадке, нужно четко понимать, где заканчиваются его права, а где начинаются обязанности. Ну а качественно подготовиться к допросу и легко пройти его, поможет опытный адвокат.

Что такое налоговый допрос?

При проведении налоговых проверок инспекция может использовать определённые мероприятия налогового контроля. К ним относится допрос. По общему правилу, он проводится в помещении налоговой инспекции, а не на территории налогоплательщика. Поэтому нельзя говорить ни о каком допросе, если инспектор задаёт Вам вопросы, находясь у Вас в офисе. Это просто беседа. Поэтому Вы имеете полное право отказаться отвечать на его вопросы в ходе такого разговора. Аналогичная ситуация обстоит в случаях, когда Вам звонят по телефону и, представляясь инспектором, пытаются допросить. Налоговый кодекс не предусматривает такую форму допроса как телефонные разговор. В результате Вы имеете полное право отказаться общаться по телефону с таким человеком и положить трубку.

Не стоит забывать, что в исключительных случаях допрос может проводиться по месту пребывания свидетеля. К числу этих случаев относится болезнь, старость и инвалидность, в связи с чем свидетель лишён возможности явиться в инспекцию. При этом по усмотрению инспектора допрос может и в иных случаях проводиться за пределами налоговой инспекции. Несмотря на место проведения допроса, налоговики должны соблюдать процедуру и порядок оформления результатов допроса. Без этого допрос превращается в обычный разговор, не имеющий правовую силу.

Когда инспекторы могут пригласить на допрос?

Сотрудники налоговой инспекции могут проводить допросы свидетелей не только в рамках налоговых проверок, но и без этих проверок. Если допрос проходит в ходе налоговой проверки, то не имеет значение её вид: камеральная или выездная. Кроме того, приглашение на допрос может прийти даже если проверка проходит не в отношении Вас или Вашей компании, а когда проверяют Вашего контрагента или его контрагента. Проще говоря, существует масса случаев, когда инспекторы вправе допрашивать свидетелей. Иногда налоговики могут допрашивать свидетелей до начала налоговой проверки. Это делается с целью выявления фактов, подтверждающих предположения инспекторов о возможных нарушениях налогового законодательства со стороны налогоплательщика. В связи с этим возникает резонный вопрос могут ли результаты подобного допроса, проводимого вне рамок проверки, быть доказательством в рамках налогового спора? Однозначного ответа нет, т.к. суды по-разному смотрят на это. По мнению некоторых судей, нельзя ссылаться на такие допросы для подтверждения налогового правонарушения (постановление АС Поволжского округа от 13.02.2017 по делу № А55-11768/2015). Другие судьи считают иначе. Они полагают, что протокол допроса является надлежащим доказательством вне зависимости от того в рамках проверки он проведён или нет (постановления АС Северо-Западного округа от 25.01.2019 по делу № А66-15990/2017, АС Западно-Сибирского округа от 14.08.2018 по делу № А27-23447/2017 и АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2017 по делу № А27-19003/2016).

Как налоговики вызывают на допрос?

Работники налогового органа могут вызывать на допрос путём направления свидетелю соответствующей повестки. Её форма должна соответствовать образцу, утверждённому письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@. Иной порядок вызова на допрос не предусмотрен. Таким образом, инспекторы не могут по телефону вызвать Вас на допрос или, направив письмо в произвольной форме. В повестке должны быть указаны:

  • адрес, дата и время проведения допроса;
  • название инспекции, вызывающей на допрос;
  • наименование компании или ФИО лица, в отношении которых инспекцию интересуют сведения, которые могут быть известны свидетелю;
  • название мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в проведении допроса.

К сожалению, законом не определён порядок направления этой повестки. Это означает, что налоговики могут прислать её в том числе по электронной почте. Однако неопределённость в законе позволяет свидетелю игнорировать повестку если она получена таким способом. Свидетеля нельзя привлечь к ответственности за неявку на допрос, если у налоговой отсутствуют доказательства уведомления его о предстоящем допросе. При направлении повестки по электронной почте невозможно доказать, что это почта свидетеля, и что именно он открывал электронный почтовый ящик, и что он обязан проверять его ежедневно.

Если инспекторы решат вызвать для дачи пояснений представителя налогоплательщика, то они могут направить не повестку, а уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Её форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Таким образом, повестка и уведомления являются разными документами для вызова на допрос. Принципиальное отличие между ними в том, что повестка направляется любому лицу для проведения допроса, а уведомление – только налогоплательщику для дачи пояснений.

Кого могут вызвать на допрос?

Законом практически не ограничен круг лиц, которых могут допрашивать налоговики. В качестве допрашиваемого свидетеля может выступать любой человек, который обладает или может обладать ценной для налоговой проверки информацией. При этом даже не важно фактически обладает ли он сведениями, которые интересуют инспекторов. Достаточно только предположения налоговиков, чтобы вызвать человека на допрос. Обычно на допросы вызывают руководителя, учредителя, главного бухгалтера и прочих работников компании, в том числе бывших сотрудников. Во время проверок налоговая систематически проводит допросы сотрудников, не являющихся менеджерами среднего и высшего звена — инженеров, техников, грузчиков, строителей, водителей и т.д. Конкретный список потенциальных людей, которых могут допросить, зависит от целей, стоящих перед проверяющими. Например, если инспекторы хотят проверить реальность выполненных подрядчиком работ, то они могут пригласить на допрос его руководителя, бригадира и работников, которые могли выполнять спорные работы. То есть будут допрашиваться те люди, которые смогут подтвердить или опровергнуть предположения инспекторов.

Кто не может быть допрошен ни при каких обстоятельствах?

Налоговики не вправе допрашивать людей, которые в силу своего юного возраста, физического или психического состояния не могут правильно воспринимать обстоятельства. К числу этих людей можно отнести детей в возрасте до 14 лет, глухих, слепых и лиц с психическими отклонениями. Кроме того, не могут допрашиваться люди, которые обладают необходимой для инспекторов информацией, в силу своих должностных обязанностей. Например, адвокаты, нотариусы, врачи, священнослужители, аудиторы. Перечисленные лица, ссылаясь на пункт 2 статьи 90 Налогового кодекса, могут отказаться от дачи показаний на допросе. Данная причина отказа будет уважительной и не повлечёт для человека негативных последствий. Однако закон не предоставляет Вам право определять, являетесь ли Вы свидетелем, или нет, располагаете «ценной» информацией или нет. Это право налоговиков. Если Вас или Вашего сотрудника вызвали, значит нужно явиться. Даже если Вы по условиям пункта 2 статьи 90 Налогового кодекса не можете быть допрошены. Всё равно нужно прийти и, при наличии оснований, сославшись на эту норму закону, сообщить сотруднику налоговой инспекции, что Вас нельзя допрашивать.

Зачем налоговики вызывают на допросы?

Цели вызова на допрос могут быть разными – от выяснения подробностей сделки с проверяемым налогоплательщиком, до поиска скрытых налоговых правонарушений, о которых свидетель может случайно упомянуть в ходе допроса. Допрос является одним из самых важных доказательств, на которые инспекторы ссылаются при выявлении факта налогового правонарушения. Для примера рассмотрим ситуацию, когда у проверяющих возникли сомнения в реальности поставленного налогоплательщику товара. В этом случае сотрудники налоговых органов могут допросить Ваших работников склада, грузчиков, а также водителей и руководителя поставщика. Будет сложно опровергнуть доводы налоговиков о нереальности поставки, в случае если на допросе:

  • сотрудники склада и грузчики сообщат, что не видели на складе товар от спорного поставщика;
  • руководитель поставщика сообщит, что является номинальным директором и фактически не участвует в жизни своей компании;
  • водители дадут показания, согласно которым они никогда не привозили товар поставщика на Ваш склад.

Суды при рассмотрении налоговых споров не последнее внимание уделяют анализу подобных допросов. Они охотно приобщают их к материалам судебных дел в качестве доказательств. Поэтому не стоит относиться к допросу как к некой формальной процедуре, не имеющей принципиального значения для налоговой проверки.

Если с работающими сотрудниками всё понятно, то возникает вопрос – зачем инспектору нужны показания уволенных работников. Для этого существует несколько причин:

  • бывший сотрудник скорее всего не вспомнит подробности интересующей инспекторов сделки и ответит «не помню» или «такого не было». В свою очередь налоговики подобный ответ могут истолковать следующим образом – сотрудник не подтвердил факт реальности сделки, а значит её не было и документы по этой сделке фиктивные. А это основание для отказа в вычете по НДС и учёте расходов, понесённых по сделке;
  • сотрудник может быть обижен на своего бывшего работодателя, в связи с чем на допросе расскажет о известных ему фактах нарушения работодателем налогового законодательства. Это поможет инспекторам сформировать дополнительные претензии к налогоплательщику и увеличить сумму начисленной ему недоимки.

Что могут спросить на допросе?

Обычно инспекторы знают, что хотят выяснить от допрашиваемых свидетелей. Именно поэтому они заранее готовят список вопросов. Конкретные вопросы зависят от ситуации и обстоятельств налоговой проверки. Несмотря на имеющуюся у инспекторов свободу при составлении вопросов, существует список рекомендуемых вопросов. Он утверждён письмом ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@. Эти вопросы предназначены для случаев, когда налоговики хотят выяснить процедуру выбора и проверки контрагентов. При этом у инспекторов имеется полная свобода в формулировках вопросов, которые они могут задать в процессе допроса свидетеля.

Все вопросы, которые могут быть адресованы допрашиваемому директору, можно условно разделить на три категории:

1) Формальные вопросы. По сути это вопросы общей направленности. В качестве примера можно привести следующие стандартные вопросы для руководителя:

  • Когда Вы трудоустроились в компанию?
  • Какое у Вас образование?
  • Кто назначил Вас на должность руководителя?
  • Кто занимался оформлением новых сотрудников?
  • Сколько людей работает в Вашей компании?
  • Назовите своих основных поставщиков и покупателей.
  • Кто в Вашей компании ведёт бухгалтерский и налоговый учёт?
  • Как Ваша компания ищет и выбирает новых поставщиков?

2) Вопросы, связанные с подозрительными для инспекторов фактами работы Вашей компании. Например, налоговиков могут интересовать вопросы по определённому контрагенту. Вот типичные вопросы, которые руководитель может услышать на допросе:

  • Почему Вы выбрали именно этого контрагента для заключения сделки?
  • Вы проверяли его перед подписанием с ним договора?
  • Кто в Вашей компании ответственен за выбор новых контрагентов?
  • Вы лично встречались с представителем контрагента перед заключением сделки?
  • В каких отношениях Вы состоите с руководителем контрагента: деловых или дружеских?
  • Лично Вы посещали офисе своего контрагента?
  • Кто в Вашей компании общается с данным контрагентом по вопросу исполнения условий договора?

3) Максимально критичные вопросы. Эта категория вопросов связана с конкретной сделкой или поставкой, в отношении которых у налоговиков есть подозрения в совершении налогового правонарушения. Если у них имеются предположения, что в рамках конкретной сделки произошла незаконная экономия на налогах, то инспекторы обязательно зададут директору все интересующие их вопросы. В качестве примера подобных вопросов можно привести следующие формулировки:

  • Кто привозил на Ваш склад товар от поставщика?
  • На каком транспорте доставлялся в Вашу компанию этот товар?
  • У водителей, доставлявших товар, имелись доверенности, выданные Вашим поставщиком?
  • Кто из Ваших сотрудников проверял качество и комплектность поставок от контрагента?
  • Назовите фамилии и должности сотрудников, которые осуществляли разгрузку привезённого Вам товара?
  • Где в Вашей компании хранится купленный у поставщика товар, и кто из сотрудников был ответственен за хранение?
  • Кто из Ваших сотрудников ответственен за учёт и оприходование данного товара?

Популярные ошибки свидетелей на допросе в налоговой.

1) Часто свидетели ошибочно полагают, что могут отказаться от ответа на любые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции. Она позволяет не давать показания в отношении себя и своих родственников. Возможны ситуации, когда инспектор спросит у свидетеля в чём заключается его работа в компании. А свидетель откажется отвечать на вопрос, так как эта статья Конституции разрешает делать это. Необходимо учитывать, что отказ от дачи показаний о работе компании является незаконным. Об этом указано в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.11.2017 по делу № 33а−20436/2017. Также неправомерным может быть признан отказ от дачи показаний о выполняемых свидетелем трудовых обязанностях (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 27.12.2017 по делу № 33А-15220/2017). Таким образом, не стоит заблуждаться в универсальности статьи 51 Конституции, которая не поможет, если заданный инспектором вопрос не связан с личностью свидетеля.

2) Не всегда свидетели проверяют полномочия инспектора, проводившего допрос. Перед его началом рекомендуем попросить соответствующего работника налоговой предъявить своё служебное удостоверение. Отсутствие подобного документа или отказ предъявить его в развёрнутом виде может свидетельствовать об отсутствии полномочий у этого лица по проведению допроса.

3) В ходе допроса свидетели могут начать фантазировать и самостоятельно додумывать факты, которые они забыли или которые им не известны. Подобные предположения свидетеля могут негативно повлиять на выводы налоговиков и результаты всей проверки. Если инспектор выяснит, что свидетель додумывал ответы на вопросы, то такого свидетеля могут привлечь к ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Таким образом, при ответе на допросе необходимо руководствоваться известными свидетелю фактами, а в случае, если ответ не известен, не следует его придумывать исходя из своих предположений и догадок. Подобные случаи возможны, когда в должностные обязанности допрашиваемого свидетеля не входят обстоятельства, о которых спрашивают налоговики. Например, бухгалтеру могут задать вопрос о транспорте, на котором поставщики привозили спорный товар. В этом случае бухгалтер, фактически не работая на складе и не производя приёмку товара, не может знать об этих транспортных средствах. Однако, не всегда свидетель в таких ситуациях отвечает, что обстоятельства ему не известны. Вместо этого он начинает делиться с инспектором своими предположениями и идеями.

Советы и рекомендации для тех, кто собирается пойти на допрос в налоговую инспекцию.

1) Вначале на допросе налоговый инспектор просит свидетеля предъявить паспорт для того, чтобы заполнить первую страницу протокола допроса, а некоторые ещё и копию с паспорта снять захотят. Однако проверку документов, удостоверяющих личность, могут проводить только правоохранительные органы, налоговики не имеют право требовать у свидетеля паспорт, а тем более снимать с него копии. Они могут заполнить протокол по имеющимся у них сведениям, а у свидетеля есть полное право отказать инспектору в предъявлении паспорта.

2) Потом налоговики просят поставить подпись под абзацем, в котором говорится о том, что свидетель ознакомлен с ответственностью за дачу заведомо ложных показаний. Самое интересное в этом то, что обычно об ответственности они не рассказывают. Поэтому можно написать «не ознакомлен» и поставить свою подпись.

3) Отвечать на вопросы подробно не стоит, инспекторы это не оценят. Так как допрос обычно проводится по делам давно минувших дней, то стоит на все вопросы отвечать такими фразами: «Я уже не помню, так как давно было», «Мне данный вопрос надо освежить в памяти», «Этот вопрос мне надо будет уточнить». Так же всегда надо помнить, что у свидетеля есть право отказаться от ответа на некоторые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции.

4) Ещё налоговики часто любят получать у свидетелей образцы подписей, а делать они этого не имеют права. Опять же в силу того, что отбор образцов подписей это оперативно розыскные мероприятия, которые проводить налоговики не уполномочены.

5) В ходе допроса сотрудники налогового органа могут оказывать психологическое давление на свидетеля за счёт угроз, обещаний, запугиваний, неоднозначной формулировки вопросов и так далее. Чтобы защитить свидетеля от данного воздействия и проконтролировать соответствие процедуры допроса всем требованиям закона, целесообразно обеспечить присутствие на допросе уполномоченного представителя свидетеля. Это полностью соответствует положениям части 1 статьи 48 Конституции и пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса. Полномочия представителя (юриста или адвоката) должны подтверждаться нотариальной доверенностью или адвокатским ордером.

6) Результаты допроса оформляются соответствующим протоколом, содержание которого свидетелю следует проверить перед подписанием. Не стоит относиться к этой процедуре формально и подписывать протокол без проверки его текста. Бывают случаи, когда налоговики записывают в протокол ответы свидетеля не дословно, а исказив их. В связи с этим смысл показаний может существенно меняться. Возможны ситуации, при которых устно вопрос инспектора звучит в одном формате, а в протоколе написана абсолютно иная формулировка, не имеющая ничего общего с заданным свидетелю вопросом. Кроме того, не исключено допущение инспектором опечаток и иных ошибок при составлении протокола. При выявлении этих обстоятельств необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • попросить налоговиков перепечатать протокол, исправив ошибки, либо
  • подписать протокол и написать в нём все свои замечания.

Таким образом, рекомендуем перед подписанием протокола внимательно ознакомиться с его содержанием и проверить корректность записанных в нём вопросов и ответов.

7) В ходе допроса Вы можете заявить о необходимости сделать перерыв или попросить перенести его на другой день. Это можно обосновать своим плохим самочувствием. Если Вам будет отказано, то можно попросить инспектора отразить это в протоколе. В случае если сотрудник инспекции отказался это сделать, то Вы вправе самостоятельно в протокол внести свои комментарии. Формулировка Вашего замечания в протоколе может быть такой – «Мою просьбу прервать допрос на 1 час в связи с плохим самочувствием налоговый инспектор проигнорировал, продолжив задавать мне вопросы».

8) Для подготовки руководителя компании к допросу нужно понять какие контрагенты интересуют налоговиков. Это можно выяснить исходя из требований инспекторов о представлении документов и пояснений. После этого потребуется порепетировать ответы на возможные вопросы инспекторов. Идеальным вариантом является ситуация, когда, идя на допрос, руководитель заранее знает какие вопросы ему могут задать и какие ответы на них нужно предоставить.

9) Лучше всего обращаться к юристам и адвокатам. Именно они помогут при анализе перечня возможных вопросов, подготовке к ответам на них и сопровождению свидетеля на допросе. Присутствие на допросе юриста или адвоката может защитить компанию и её руководителя от проблем, связанных с нарушением процедуры проведения допроса и оказанием налоговиками давления на свидетеля.

Как долго может идти допрос?

В Налоговом кодексе ничего не сказано о продолжительности допроса. Сроки проведения допроса регулируются другим документом – Уголовно-процессуальным кодексом, согласно которому допрос не может непрерывно длиться свыше 4 часов. В результате этой неопределённости в Налоговом кодексе, инспекторам не запрещено проводить затянутые по времени допросы длительностью свыше 4 часов.

Что будет, если не прийти на допрос?

В случае если Вы решите проигнорировать приглашение на допрос и не придёте в инспекцию, то это может привести к штрафу. Его размер составляет всего 1 000 рублей. А вот если прийти на допрос, но отказаться отвечать на вопросы или давать лживые ответы, то свидетеля также могут оштрафовать. Но в этой ситуации штраф составит уже 3 000 рублей.

Как оформляется налоговый допрос?

После ответа свидетеля на последний заданный ему вопрос инспектор приступает к оформлению протокола допроса. Протокол составляется по специальной форме, которая определена приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. С сентября 2018 года налоговики обязаны выдавать свидетелю копию такого протокола. Раньше подобной обязанности у них не было.

Как оспорить протокол налогового допроса?

Протокол может быть признан судом ненадлежащим доказательством в рамках налогового спора, если содержит определённые нарушения. Например, при разрешении спора суд может не учитывать протокол, если в нём отсутствуют следующие сведения:

  • информация об инспекторе, проводившем допрос;
  • информация о месте допроса;
  • подпись свидетеля;
  • отметка о том, что он предупреждён об ответственности за отказ от дачи показаний.

Ранее суды признавали протоколы ненадлежащим доказательством, если они содержали формальные нарушения (отсутствовали некоторые реквизиты или протокол не соответствовал установленной форме). Но в последнее время подходы судей изменились. Теперь они говорят, что в протоколах налогоплательщикам необходимо изучать содержание формулировок, а не строить защиту исключительно на опечатках в фамилии или неуказании точного адреса проведения допроса. Следовательно, содержание в протоколе незначительных формальных ошибок не влечёт его автоматическую отмену и признание ненадлежащим доказательством.

Вызвали в налоговую на допрос – последнее время этой фразой трудно кого-либо удивить. Налогоплательщиков и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на допросе и что будет тем, кто не придет.

Зачем вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдется дороже в 3000 рублей. Столько же будет «стоить» дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах…»). Причем уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей.

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *