ФЗ 412 об аккредитации

Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) информирует, что внесены изменения в ряд основных понятий и процедур, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ).

Отдельные положения указанного закона вступили в силу 30 июля 2018 года и предусматривают следующие изменения в процедурах и требованиях к подаче заявлений на предоставление государственных услуг.

Предоставление государственных услуг по аккредитации

1. В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 статьи 1 Федерального закона № 262-ФЗ дополнились требования к заявлению об аккредитации. Заявление в обязательном порядке должно содержать адрес электронной почты заявителя (ранее такое требование не было обязательным) и в явном виде указанное согласие соблюдать критерии аккредитации, а также требования иных документов, указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ в новой редакции.

До внесения соответствующих изменений в формы заявлений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288, заявителям необходимо дописывать (указывать) в заявлении после всех пунктов заявления предложение о согласии соблюдать критерии аккредитации, а также требования документов в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ. Рекомендуемая форма заявления.

Заявления, поступившие в Россакредитацию после 2 сентября 2018 г. и не содержащие вышеуказанную информацию будут возвращаться направившему его лицу без рассмотрения.

2. Согласно подпункту «в» пункта 9 статьи 1 Федерального закона № 262-ФЗ введено требование, согласно которому в случае, если заявление подписано лицом, не имеющим права действовать без доверенности от имени заявителя, в обязательном порядке к заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление.

Подпунктом «г» пункта 9 статьи 1 Федерального закона № 262-ФЗ часть 5 статьи 16 Федерального закона № 412-ФЗ дополнена положением о том, что в случае, если отсутствуют сведения о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), нарушены установленные требования к заявлению об аккредитации и (или) предоставлению прилагаемых к заявлению документов либо если заявление подписано лицом, не уполномоченным на его подписание, заявление возвращается направившему его лицу без рассмотрения.

3. В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 статьи 1 Федерального закона № 262-ФЗ статья 16 Федерального закона № 412-ФЗ дополнена частью 5¹, предусматривающей возврат без рассмотрения заявления об аккредитации в случае, если на момент подачи указанного заявления в Росаккредитацию на ее рассмотрении находится другое заявление об аккредитации от данного заявителя по тому же адресу места осуществления деятельности в заявленной области аккредитации либо если данный заявитель уже является аккредитованным лицом в соответствующей области аккредитации по тому же адресу места осуществления деятельности.

Заявления, поступившие в службу после 29 июля 2018 года, и подпадающие под указанное правило, будут возвращаться заявителям без рассмотрения.

Предоставление государственных услуг по подтверждению компетентности

4. В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 статьи 1 Федерального закона № 262-ФЗ в часть 5 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ внесены изменения в части установления запрета на подачу аккредитованными лицами заявлений о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица ранее чем за четыре месяца до наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ (первое подтверждение компетентности).

В случае поступления в Росаккредитацию лицом после 29 июля 2018 года заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, поданного в нарушение вышеуказанной нормы, заявление возвращается направившему его лицу без рассмотрения.

5. В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 статьи 1 Федерального закона № 262-ФЗ статья 24 Федерального закона № 412-ФЗ дополнена частью 5¹, предусматривающей возврат без рассмотрения заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, подписанного лицом, не уполномоченным на подписание такого заявления, либо в случае нарушения установленных требований к заявлению и (или) представлению прилагаемых к нему документов. Национальный орган по аккредитации возвращает без рассмотрения заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица также в случае, если на момент подачи указанного заявления в национальный орган по аккредитации на его рассмотрении находится другое заявление от данного аккредитованного лица о проведении процедуры подтверждения его компетентности.

Заявления, поступившие в службу после 29 июля 2018 года, и подпадающие под указанное правило, будут возвращаться заявителям без рассмотрения.

Предоставление иных государственных услуг

6. Согласно подпункту «а» пункта 14 статьи 1 Федерального закона № 262-ФЗ изменились положения о процедуре внесения изменений в сведения об аккредитованном лице в части изменения места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица (часть 4 статьи 21 Федерального закона № 412-ФЗ).

С 30 июля 2018 г. указанная процедура проводится только в рамках процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 412-ФЗ.

Заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц в связи с изменением места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица, поступившие в службу после 29 июля 2018 г., рассмотрению не подлежат.

7. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 262-ФЗ взамен понятия «аттестат аккредитации» — документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации, вводится понятие «выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации)». Выписка представляет собой документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее – ФГИС Росаккредитации) и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.

Исходя из этого, новой редакцией Федерального закона № 412-ФЗ не предусмотрена возможность направления аккредитованными лицами в национальный орган по аккредитации заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе (о выдаче дубликата аттестата аккредитации). Исключены статьи 19 и 20 Федерального закона № 412-ФЗ, устанавливающие требования к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации, а также порядок его выдачи национальным органом по аккредитации.

С учетом изложенного Росаккредитация прекратила с 30 июля 2018 года выдачу аттестатов аккредитации на бумажном носителе (дубликатов аттестата аккредитации). Все заявления о выдаче аттестатов аккредитации (дубликатов аттестатов аккредитации) будут возвращаться заявителям.

В случае оплаты заявителем государственной пошлины за предоставление государственной услуги по выдаче аттестата аккредитации (дубликата аттестата аккредитации) размер оплаченной пошлины подлежит возврату в установленном порядке на основании заявления, составляемого в свободной форме и подаваемого в Росаккредитацию. Рекомендуемая форма заявления.

Закон о национальной системе аккредитации закрепляет единые принципы и правила аккредитации на территории России, гармонизированные с международными нормами в этой сфере.

Полномочия по аккредитации осуществляются единым национальным органом. Он не вправе совмещать их с полномочиями по оценке соответствия и обеспечению единства измерений.

Устанавливается порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации, определены права и обязанности ее участников. Прописана процедура периодического подтверждения компетенции аккредитованных лиц.

Закон предусматривает выдачу бессрочных аттестатов аккредитации.

При Росаккредитации создается комиссия по апелляциям. Она будет рассматривать жалобы на решения, действия (бездействие) национального органа по аккредитации и его должностных лиц в связи с отказом в аккредитации, ее приостановлением или прекращением, сокращением области аккредитации.

Чтобы обеспечить независимость и объективность принимаемых решений, при Росаккредитации формируется общественный совет по аккредитации. В него войдут независимые эксперты, аккредитованные лица, представители объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций.

Не допускается устанавливать пределы действия аттестатов об аккредитации на отдельных территориях страны и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.

Предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.

Прописан порядок подтверждения компетентности ранее аккредитованных лиц. Лица, имеющие действующие свидетельства об аттестации в качестве экспертов по аккредитации, должны пройти аттестацию по новым правилам в течение 3 лет.

Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования, но не ранее того, как вступят в силу поправки к иным законодательным актам, регулирующим вопросы аккредитации.

30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальный системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации» (Федеральный закон № 262-ФЗ).

Положениями Федерального закона № 262-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Федеральный закон № 412-ФЗ), Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», а также в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

Обращаем внимание аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления Федерального закона № 412-ФЗ и подпадают под действие ч.ч. 2, 3.1 ст. 30 Федерального закона № 412-ФЗ, о прекращении действия их аккредитации, в течении 20 (Двадцати) рабочих дней со дня вступления в силу Федерального закона № 262-ФЗ, в случае, если ко дню вступления в силу Федерального закона № 262-ФЗ прошло шесть и более месяцев после наступления срока прохождения ими процедуры подтверждения компетентности, определенного в соответствии с ч. 1 ст. 24 и ч.ч. 2, 3.1 ст. 30 Федерального закона № 412-ФЗ, но данная процедура ко дню вступления в силу Федерального закона № 262-ФЗ не была завершена.

Положения Федерального закона № 262-ФЗ внесли существенные изменения в Федеральный закон № 412-ФЗ, в частности:
— отмена аттестата аккредитации;
— предусмотрена процедура актуализации области аккредитации;
— обозначены полномочия подведомственного Федеральной службе по аккредитации федерального государственного учреждения;
— внесены дополнительные требования к проведению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц;
— установлены дополнительные требования к экспертам по аккредитации и техническим экспертам;
— установлены дополнительные требования к аккредитованным лицам;
— внесены изменения к подаче заявления на аккредитацию и заявления на проведение процедуры подтверждения компетентности

Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность проведения процедуры подтверждения компетентности, совмещенной с расширением области аккредитации или изменением места (мест) осуществления деятельности аккредитованного лица (часть 7 статьи 24 Федерального закона 412-ФЗ). При этом основной является государственная услуга по подтверждению компетентности.
Как следует из разъяснений, опубликованных на официальном сайте Росаккредитации, с 28.02.2017 г., к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица необходимо прилагать область аккредитации (пункт 6 формы заявления в новой редакции), при этом указанная область представляет собой единый документ, оформляемый в соответствии с приложением № 1 к приказу Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 в новой редакции, и должна быть сформирована с учетом всех областей аккредитации, утвержденных ранее в рамках процедур аккредитации, сокращения области аккредитации, расширения области аккредитации, изменения места осуществления деятельности. При совмещении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации указанный проект расширяемой области аккредитации формируется в качестве отдельного документа.
17.05.2018 г. РА дано разъяснение о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) действующих.
Так, в случае указания в преамбуле новой версии нормативного документа (межгосударственные и национальные стандарты, СанПиНы, ПНД Ф, МУК, МР и др.) сведений о его введении взамен ранее действующей версии и при условии отсутствия необходимости в дополнительном оснащении испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, повышении квалификации работников, допускается проведение аккредитованными лабораториями (центрами) исследований (испытаний) и измерений по актуальным (новым) версиям нормативных документов без расширения области аккредитации, при условии их внедрения в деятельность аккредитованного лица в соответствии с требованиями системы менеджмента и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», если иное не определено решением рабочей группы по вопросам принятия решений о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) ранее действующих, для обеспечения деятельности Росаккредитации по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованных лиц.
Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше нормативных документов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным. В выдаваемых испытательной лабораторией (центром) протоколах исследований (испытаний) и измерений или иных итоговых документах о результатах исследований (испытаний) и измерений должна указываться используемая при таких исследованиях (испытаниях) и измерениях версия нормативного документа с полным наименованием и реквизитами (номером, годом).
Объединять процедуру подтверждения компетентности с сокращением области аккредитации во время выездной экспертизы не допускается. Однако если по результатам документарной проверки были выявлены несоответствия, которые можно устранить путем сокращения области, заявитель вправе подать заявление на сокращение области аккредитации и, тем самым решить вопрос об устранении несоответствий. Главное, успеть получить приказ о сокращении области аккредитации к моменту приезда экспертной группы.
Административная процедура по сокращению области аккредитации включает следующие административные действия:
а) прием и регистрация, проверка соблюдения требований к оформлению заявления, наличия в заявлении недостоверной или искаженной информации. Обращаем Ваше внимание, что к заявлению о сокращении области аккредитации необходимо приложить сокращаемую область, т.е. то, что Вы хотите исключить, оформленную, как и само заявление, в соответствии с Приложением 1 к приказу Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестат аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестат аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации».
б) принятие решения в соответствии с частью 9 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ (срок три рабочих дня со дня представления аккредитованным лицом заявления о сокращении области аккредитации).
в) вручение аккредитованному лицу либо направление копии приказа Росаккредитации о сокращении области аккредитации аккредитованного лица (срок три рабочих дня со дня принятия решения о сокращении области аккредитации).
На официальном сайте РА приведены разъясненения о типичных юридических ошибках аккредитованных лиц при подаче заявления о сокращении области аккредитации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *