Камеральная таможенная проверка

Время чтения материала: 5 мин.

Выездная таможенная проверка проводится в соответствии со статьей 333 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки, подписанного начальником таможенного органа (или заместителем начальника).

Решение о проведении составляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2011, рег. N 19737).

Для проведения выездной таможенной проверки создается комиссия, состав которой указывается в Решении.

Руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки назначается начальником (или заместителем начальника) таможенного органа из числа должностных лиц отдела ТКПВТ.

Руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки осуществляет следующее:

  • организует работу членов комиссии по проведению выездной таможенной проверки;
  • подписывает требования, направляемые комиссией при проведении выездной таможенной проверки;
  • принимает решения о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также решения о проведении таможенного досмотра в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий;
  • устанавливает сроки подготовки членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки заключений по вопросам таможенной проверки;
  • организует подготовку в ходе выездной таможенной проверки на основании материалов выездной таможенной проверки проектов решений в области таможенного дела.

На период проведения выездной таможенной проверки все члены комиссии подчиняются непосредственно руководителю комиссии.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки уполномоченное подразделение готовит и направляет проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передает такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Копия Решения в течение трех рабочих дней со дня подписания Решения вручается проверяемому лицу руководителем или членом комиссии либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по его месту государственной регистрации и по его адресу фактического местонахождения.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии Решения либо, в случае направления копии Решения проверяемому лицу посредством почтовой связи, — дата поступления в таможенный орган почтового уведомления с отметкой о вручении письма адресату.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц и должностных лиц иных государственных органов, привлекаемых для участия в проведении выездной таможенной проверки, на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки.

Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа и должностным лицам иных государственных органов, привлекаемым для участия в проведении выездной таможенной проверки, в доступе на объект проверяемого лица в следующих случаях:

  • этими должностными лицами не предъявлены решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки и (или) служебные удостоверения;
  • эти должностные лица не указаны в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки;
  • эти должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект проверяемого лица, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, составляется соответствующий акт (протокол) в соответствии с законодательством государства-члена.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений.

Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений начальник таможенного органа, принявший Решение, в письменном виде по факсу с последующей досылкой уведомляет прокурора в течение 24 часов.

В случае необходимости получения при проведении выездной таможенной проверки документов и сведений руководитель комиссии (или члены комиссии) вручает или направляет руководителю либо представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

Требование о представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении по месту государственной регистрации и по адресу фактического местонахождения проверяемого лица или вручается руководителю либо представителю проверяемого лица. При возврате почтового отправления с отметкой, свидетельствующей об отсутствии лица по месту государственной регистрации, должностное лицо, проводящее проверку, принимает меры в рамках СУР.

Прием документов оформляется актом приема-передачи документов. Акт приема-передачи документов подписывается руководителем комиссии (членом комиссии), принявшим документы на проверку. Первый экземпляр акта приема-передачи документов приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй передается проверяемому лицу.

Акты приема-передачи документов и копии затребованных документов приобщаются к материалам выездной таможенной проверки.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2-х месяцев. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению начальника (или заместителя начальника) таможенного органа, назначившего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств — членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению начальника таможенного органа (или заместителя начальника) таможенного органа на сроки, установленные пунктом 3 статьи 180 Федерального закона.

Приостановление и возобновление проведения выездной таможенной проверки оформляются резолюцией начальника (или заместителя начальника) таможенного органа, проводящего указанную проверку, на докладной записке руководителя комиссии.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 6-ти месяцев. Если проверка была приостановлена в связи с необходимостью направления запросов в компетентные органы государств — членов Таможенного союза или иностранных государств и в течение 6-ти месяцев таможенным органом не получена запрашиваемая информация, имеющая существенное значение для результатов проверки, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на 3 месяца.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в Решение вносятся соответствующие записи, о чем в течение 3-х рабочих дней уведомляется проверяемое лицо.

При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенный орган, проводящий выездную таможенную проверку, может инициировать проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Это называется «встречная проверка».

Руководитель комиссии представляет завизированную начальником отдела ТКПВТ докладную записку начальнику таможенного органа, содержащую обоснование необходимости проведения встречной проверки и перечень вопросов, требующих проверки при ее проведении.

Начальник (или заместитель начальника) таможенного органа принимает решение о целесообразности проведения встречной проверки либо о нецелесообразности проведения встречной проверки.

Поручение о проведении встречной проверки направляется таможенным органом, проводящим выездную таможенную проверку, через вышестоящий таможенный орган в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрировано лицо или исполнительный орган проверяемого лица, таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара, либо в регионе деятельности которого находится товар.

В целях проведения встречной проверки аналитическая работа не проводится. Подготовительная работа проводится в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 5-ти рабочих дней со дня поступления в таможенный орган поручения о проведении встречной проверки.

Встречная проверка проводится в порядке, установленном для проведения выездной таможенной проверки. При проведении встречной проверки изучаются вопросы, поставленные при проведении выездной таможенной проверки.

/ Для юридических лиц

Таможенная проверка

Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран – участниц Таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки регламентируется .

Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц:

— ;
— ;
— перевозчик, в том числе ;
— лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
— уполномоченный экономический оператор;
— владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
— лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
— лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу;
— иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС.

При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке. Могут использоваться и другие формы таможенного контроля.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.

Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств — членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка — это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения.

Выездная таможенная проверка

При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юрлица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства;
2) заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
3) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;
4) обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
5) иные основания, предусмотренные законодательством государств — членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.

Если возникает необходимость проверить данные, представленные проверяемым лицом, таможенный орган может проводить встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление о запланированной проверке. Начало плановой поверки должно быть не ранее, чем через 15 дней после поучения уведомления проверяемым лицом.

Во время проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более двух месяцев. В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на месяц.

При осуществлении проверки, должностные лица таможенного органа должны предъявить проверяемому лицу решение о проведении таможенной проверки и служебные удостоверения. После этого проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект.

Проверяемое лицо имеет право не пустить должностных лиц таможенного органа на объект, если:

1) решение и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;
3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица впустить проверяющих, они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение суток.

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право:

— требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, и/или документы и информацию о товарах;
— требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
— требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, в том числе содержащие банковскую тайну;
— запрашивать у налоговых и иных государственных органов необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
— проводить инвентаризацию товаров во время выездных таможенных проверок;
— направлять международные запросы;
— доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;
— осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;
— изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;
— налагать арест на товары или изымать их на срок проведения выездной таможенной проверки;
— опечатывать помещения, в которых находятся товары.

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

— соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
— не нарушать установленный режим работы проверяемого лица;
— использовать любую полученную информацию исключительно в таможенных целях;
— не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
— предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;
— обеспечивать сохранность полученных и составленных документов, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица;
— информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях.

Приложение N 1
к приказу ФТС России
от 14 февраля 2019 г. N 258

Форма

РЕШЕНИЕ о проведении выездной таможенной проверки В соответствии со статьей 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 1 _________________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) начальника (заместителя начальника) таможенного органа или лица, их замещающего) РЕШИЛ: 1. На основании _________________________________________________________ назначить __________________________________ выездную таможенную проверку указывается вид выездной таможенной проверки (плановая/внеплановая/ встречная внеплановая) в отношении: _________________________________________________________________________ (указываются сведения о проверяемом лице) _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ предмет выездной таможенной проверки_____________________________________ (указывается в соответствии с пунктом 6 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) проверяемый период_______________________________________________________ номера таможенных деклараций:____________________________________________ _________________________________________________________________________ иные сведения об объекте таможенного контроля__________________. 2. Поручить проведение выездной таможенной проверки должностным лицам таможенного органа: 1) руководитель проверки:________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (отчество ________________________________________________________________________; указывается при наличии), должность, номер служебного удостоверения руководителя проверки) 2)______________________________________________________________________; (фамилии, имена, отчества (отчества указываются при наличии), должности, номера служебных удостоверений должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку) 3)______________________________________________________________________; 4)______________________________________________________________________. 3. Должностные лица, привлекаемые для участия в проведении выездной таможенной проверки: 1)______________________________________________________________________; (фамилии, имена, отчества (отчества указываются при наличии), должности должностных лиц) 2)______________________________________________________________________; 3)______________________________________________________________________. ____________________________ _____________ ______________________________ (должность должностного лица (подпись) (фамилия, инициалы имени и таможенного органа, отчества (инициал отчества принявшего решение) указывается при наличии отчества) Экземпляр решения от «____»_______________20___г. N______________________ о проведении выездной таможенной проверки получил. О правах и обязанностях проверяемого лица при проведении таможенной проверки в соответствии со статьей 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и статьями 235, 236 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также о правах и обязанностях должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки в соответствии со статьей 335 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и статьей 231 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проинформирован. «____»__________________20___г. в____________ ч.__________мин. (дата и время получения экземпляра решения) Руководитель (представитель) проверяемого лица: _________________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), _________________________________________________________________________ наименование и номер документа, удостоверяющего личность лица, получившего экземпляр решения) _____________________________ (подпись) При направлении экземпляра решения заказным почтовым отправлением: _________________________________________________________________________ (почтовый адрес, по которому направлен экземпляр решения) «____»_______________20___г. _______________________________________ (дата направления экземпляра (фамилия, инициалы имени и отчества решения) (инициал отчества указывается при наличии отчества) и подпись должностного лица таможенного органа) Отметки должностных лиц таможенного органа: _________________________________________________________________________ _____________________ ____________ ______________________________________ (должность) (подпись) (фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) «___»________________ 20___г. Проведение таможенной проверки приостановлено с «____»___________ 20___г. _____________________ ____________ ______________________________________ (должность) (подпись) (фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) «___»________________ 20___г. Проведение таможенной проверки возобновлено с «____»_____________ 20___г. _____________________ ____________ ______________________________________ (должность) (подпись) (фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) «___»________________ 20___г. Срок проведения таможенной проверки продлен на один месяц: _____________________ ____________ ______________________________________ (должность) (подпись) (фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) «___»________________ 20___г. ——————————

1Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843).

——————————

Порядок заполнения формы решения о проведении выездной таможенной проверки

1. Решение о проведении выездной таможенной проверки оформляется в форме документа на общем бланке таможенного органа, сведения указываются на русском языке.

2. В решении о проведении выездной таможенной проверки указываются дата и регистрационный номер документа.

3. В решении о проведении выездной таможенной проверки указывается должность (фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) начальника (заместителя начальника) таможенного органа или лица, их замещающего, принявшего решение о проведении выездной таможенной проверки.

4. В строке, начинающейся со слов «На основании», указывается ссылка на план проверок либо на соответствующее основание, предусмотренное пунктом 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее — ТК ЕАЭС) либо частью 7 статьи 229 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524) (далее — Федеральный закон).

5. В строке, начинающейся со слова «назначить», указывается вид выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 2 статьи 333 ТК ЕАЭС.

6. После слов «в отношении:» указываются сведения о проверяемом лице: наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), место нахождения, адрес, место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица либо фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), место жительства, место (места) фактического осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.

7. В строке, начинающейся со слов «предмет выездной таможенной проверки», указывается предмет таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 331 ТК ЕАЭС.

8. В строке, начинающейся со слов «проверяемый период», указывается период, за который назначена выездная таможенная проверка (в формате ДД.ММ.ГГГГ), если выездная таможенная проверка проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

9. В строке, начинающейся со слов «номера таможенных деклараций:», указываются виды и номера таможенных деклараций или документов, используемых в качестве таможенной декларации, если выездная таможенная проверка проводится после выпуска товаров.

В иных случаях графа не заполняется.

В случае если выездная таможенная проверка будет проводиться в отношении не всех товаров в таможенных декларациях, дополнительно в скобках после каждого номера таможенной декларации через запятую указываются порядковые номера товаров в таможенных декларациях.

10. В строке, начинающейся со слов «иные сведения об объекте таможенного контроля», указывается наименование товаров либо иные сведения об объекте таможенного контроля.

Строка не заполняется, если заполнена строка, начинающаяся со слов «номера таможенных деклараций:».

11. В строке, начинающейся со слов «Экземпляр решения от», указываются дата и номер решения о проведении выездной таможенной проверки.

12. При вручении решения о проведении выездной таможенной проверки руководитель проверяемого лица либо его представитель в решении о проведении выездной таможенной проверки делает отметку об ознакомлении с информацией о правах и обязанностях проверяемого лица при проведении таможенной проверки, а также о правах и обязанностях должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки, проставляет дату и время получения экземпляра решения. Для представителя дополнительно указываются наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

13. После слов «При направлении экземпляра решения заказным почтовым отправлением:» должностным лицом таможенного органа в случае направления экземпляра решения заказным почтовым отправлением делается запись с указанием почтового адреса, по которому направлен экземпляр решения, проставляется дата направления экземпляра решения, фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) и подпись должностного лица таможенного органа.

14. После слов «Отметки должностных лиц таможенного органа:» в случае отказа от получения экземпляра решения о проведении выездной таможенной проверки должностным лицом таможенного органа делается запись об отказе в получении экземпляра решения о проведении выездной таможенной проверки либо делается запись о дате, определяемой в соответствии с частью 14 либо частью 15 статьи 229 Федерального закона, проставляется дата, должность, фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) должностного лица таможенного органа.

15. В случае приостановления, возобновления проведения выездной таможенной проверки в экземпляре решения о проведении выездной таможенной проверки таможенного органа указываются даты такого приостановления и возобновления, должность, фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего указанную проверку, или уполномоченного им должностного лица таможенного органа. Данные записи являются формой фиксации решения указанного должностного лица таможенного органа, проводящего указанную проверку, о приостановлении, возобновлении проведения выездной таможенной проверки и подписываются этим лицом.

В случае продления срока проведения выездной таможенной проверки в экземпляре решения о проведении выездной таможенной проверки таможенного органа после строки «Срок проведения таможенной проверки продлен на один месяц:» указываются должность, фамилия, инициалы имени и отчества (инициал отчества указывается при наличии отчества) начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего указанную проверку, или уполномоченного им должностного лица таможенного органа. Данная запись является формой фиксации решения указанного должностного лица таможенного органа, проводящего указанную проверку, о продлении срока проведения выездной таможенной проверки и подписывается этим лицом.

Фискальная составляющая результатов таможенного контроля после выпуска товаров в настоящее время имеет приоритет при решении вопросов, связанных с обеспечением полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

В связи с этим постоянно совершенствуются методики и инструменты, обеспечивающие результативность проведения таможенного контроля. В данной статье речь пойдет об основных нововведениях, касающихся организации и проведения одного из его видов — таможенной проверки. Уточню, что она проводится таможенным органом после выпуска товаров с применением различных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их осуществление.

Таможенная проверка является серьезным инструментом, обеспечивающим контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств — членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании. Напомню, что статьей 322 Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено 7 форм таможенного контроля — получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр и досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.

Старые формы таможенного контроля (устный опрос; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности) ТК ЕАЭС определены как меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. Они дополнили ряд подобных мер наряду с назначением экспертизы, привлечением специалистов, осуществлением идентификации товаров и т. д.

Основной формой таможенного контроля на этапе после выпуска товаров является таможенная проверка (статья 331 ТК ЕАЭС). Она заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и содержащихся в представленных таможенным органам документах, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном законодательством.

Сразу скажу, что источники получения таких документов, сведений и информации могут быть различны, их перечень практически не ограничен. Это и банки, и лица, связанные по сделкам и операциям с товарами с проверяемым лицом, перевозчики, владельцы складов, агенты, органы по сертификации, иные государственные и контролирующие органы. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной, которая, в свою очередь, бывает плановой, внеплановой либо встречной.

Под проверяемыми лицами понимаются лица, поименованные в статье 331 ТК ЕАЭС. Таможенная проверка может быть проведена не только у декларанта или перевозчика, но и, например, у тех лиц, в отношении которых имеется информация, свидетельствующая о том, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС.

Примерный перечень вопросов, проверяемых в ходе таможенной проверки, изложен в статье 331 ТК ЕАЭС. Таможенные органы могут проверить соблюдение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании не только участниками ВЭД или лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, но и лицами, участвующими в обороте товаров на внутреннем рынке.

Проверка бывает камеральная…

Камеральная таможенная проверка проводится в порядке, предусмотренном статьей 332 ТК ЕАЭС. Особенности ее проведения определены статьей 228 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Она проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций, по требованию таможенных органов, а также документов и сведений государственных органов, других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица. Ее осуществляют по месту нахождения назначившего ее таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения на ее проведение.

Сразу отмечу, что таможенная проверка вообще и камеральная в частности может проводиться с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их проведение (статья 331 ТК ЕАЭС). То есть если в ходе камеральной таможенной проверки возникла необходимость в проведении осмотра помещений и территорий у проверяемого лица либо у лица, связанного с ним по сделкам, то такое решение принимается и реализуется. Данный вид таможенной проверки проводится без ограничений периодичности осуществления.

Обязательным требованием является уведомление проверяемого лица о проведении в отношении него камеральной таможенной проверки в день ее начала. Также установлен срок такой проверки – 90 дней со дня направления уведомления, за исключением периода времени проведения экспертизы; между датой направления требования и датой получения таких документов, а также между датой направления требования лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам с товарами, и датой получения таких документов.

Под указанное исключение подпадают периоды времени на направление поручения о проведении таможенного контроля таможенным органам государств — членов ЕАЭС; на запросы иным таможенным и государственным органам, иным уполномоченным организациям (торгово-промышленным палатам, органам по сертификации и испытательным лабораториям и т. п.). Срок продления камеральной таможенной проверки не может превышать 120 календарных дней. О ее продлении проверяемое лицо уведомляется с указанием срока и причины продления.

Бывает и выездная

Положения по организации и проведению выездных таможенных проверок определены статьей 333 ТК ЕАЭС. Нововведения законодательства не сильно затронули данный вид таможенной проверки. Однако здесь есть и важные для нас изменения. Так, выездная таможенная проверка может назначаться не только руководителем (начальником) таможенного органа или уполномоченным им заместителем, но и замещающими их лицами путем принятия решения о проведении выездной таможенной проверки.

При необходимости изменения (дополнения) сведений, указанных в решении о проведении выездной таможенной проверки, до завершения ее проведения в решение могут быть внесены изменения (дополнения) в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Например, могут быть изменены сведения о должностных лицах, участвующих в проверке, или предмет проверки.

Выездная таможенная проверка не может превышать 2 месяца. Однако в этот срок не включается период времени между датой вручения требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов. По решению начальника таможенного органа время проведения данной проверки может быть продлено на 1 месяц. При этом она может быть приостановлена в случае необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, таможенной экспертизы, направления международных запросов, восстановления проверяемым лицом документов, требующихся для выездной таможенной проверки. Определено, что срок приостановления не может превышать 9 месяцев.

Теперь действуют иначе

Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ в порядок завершения таможенных проверок и принятия решений по их результатам внесены значительные изменения. Так, в настоящее время решения по результатам таможенных проверок принимаются в соответствии с особым порядком, предусматривающим возможность проверяемого лица в установленный срок представить возражения на акт таможенной проверки.

Механизм завершения таможенной проверки и принятия решений по ее результатам закреплен статьей 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Из нее следует, что акт таможенной проверки не позднее 5 рабочих дней вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Также не позднее 5 рабочих дней со дня завершения таможенной проверки в адрес таможенного представителя, подавшего таможенную декларацию, в отношении которой выявлено нарушение, повлекшее доначисление таможенных платежей, направляется выписка из акта таможенной проверки. Она должна содержать в том числе выводы по проверке и предварительно рассчитанные суммы подлежащих доначислению таможенных пошлин и налогов.

Механизм принятия решения по результатам таможенной проверки предусматривает право предоставления проверяемым лицом не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки в письменном виде возражений по его содержанию или информации об отсутствии возражений по данному акту. Далее, изложенные в возражениях доводы изучаются должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку. По ним составляется письменное заключение, которое утверждает начальник таможенного органа, проводившего таможенную проверку (либо его заместитель). Не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений оно направляется проверяемому лицу.

Если возражения на акт представлены проверяемым лицом по истечении установленного срока, то они не учитываются при принятии решений по результатам таможенной проверки и передаются в вышестоящий таможенный орган для рассмотрения вопроса о проведении ведомственного контроля. Днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением считается шестой рабочий день со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений.

На основании акта и с учетом подготовленного заключения начальник таможенного органа, проводившего проверку, принимает решение в сфере таможенного дела при наличии оснований его принятия, за исключением случаев, если для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту, назначена новая таможенная проверка.

Далее уточню сроки принятия решения в сфере таможенного дела. Они установлены в 15 рабочих дней со дня:

  • истечения сроков поступления возражений по акту таможенной проверки (в случае, если заключение по возражениям не должно составляться);
  • поступления возражений по акту таможенной проверки (в случае их представления проверяемым лицом нарочным после истечения срока поступления возражений, но до истечения срока поступления возражений при их направлении заказным почтовым отправлением);
  • вручения (направления) проверяемому лицу или его представителю заключения по возражениям по акту таможенной проверки (в случае, если заключение составлялось);
  • получения от проверяемого лица информации об отсутствии возражений по акту, если такая информация поступила до дня истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки.

Важно то, что непредставление возражений по акту таможенной проверки не препятствует обжалованию лицом решений, принятых в установленном порядке по результатам таможенной проверки.

Решения, принятые по результатам таможенной проверки, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия, если иной срок не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, вручаются проверяемому лицу или его представителю либо направляются в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Немного о решениях

Обращаю внимание, что ТК ЕАЭС определены два вида решений в области таможенного дела, которые могут быть приняты по результатам таможенной проверки: решение о классификации товаров и о внесении изменений (дополнений) в электронный вид декларации на товары (ДТ). Федеральный закон дополнил этот перечень и определил, что при выявлении нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования по результатам таможенной проверки могут быть приняты решения, отличные от перечисленных.

Приказом ФТС России от 08.02.2019 № 226, вступившим в силу с 4 мая 2019 года, утверждена форма решения, принимаемого по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. Например, на основании данной формы подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров принимаются решения о незаконности ввоза товаров.

Знание процедур – залог успеха

Говоря о проведении таможенной проверки, нельзя не сказать о правах и обязанностях участвующих в ней лиц. Напомню о некоторых правах, которыми должностные лица таможенных органов были наделены старым Кодексом – Таможенным кодексом Таможенного союза и которые вновь закреплены в статье 335 ТК ЕАЭС. При проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов имеют право требовать:

  • у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухучета и отчетности, а также другую относящуюся к проверяемым товарам информацию, в том числе на электронных носителях; отчетность в соответствии со статьей 18 ТК ЕАЭС;
  • от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, представления копий документов и иной информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами;
  • от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств — членов ЕАЭС и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей этих стран, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС.

Наряду с перечисленным выше, таможенникам дано право запрашивать у государственных органов государств — членов Союза и получать от них необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС; направлять международные запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств — членов ЕАЭС и государств, не являющихся членами Союза, в связи с проведением таможенной проверки; назначать таможенную экспертизу.

При проведении выездной таможенной проверки у должностных лиц таможенного органа также есть права:

  • требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
  • проводить в порядке, установленном законодательством государств — членов ЕАЭС, инвентаризацию товаров или требовать ее проведения;
  • получать доступ на объекты проверяемого лица при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки и служебных удостоверений;
  • отбирать пробы и (или) образцы товаров;
  • изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия;
  • налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, либо распоряжение этими товарами иным способом;
  • опечатывать помещения, склады, архивы и иные места нахождения (хранения) документов и товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

Права есть у всех

Отмечу, что в части ТК ЕАЭС, где определены права таможенников, предусмотрены нововведения. Теперь при проведении выездной таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют возможность на законных основаниях:

  • требовать от представителей проверяемого лица представления документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных информационных систем проверяемого лица;
  • требовать и получать от проверяемого лица в рамках вопросов, подлежащих проверке, необходимые документы (их копии), иную информацию, в том числе в электронной форме, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС не должны находиться в месте проведения выездной таможенной проверки, то должностное лицо таможенного органа устанавливает срок, достаточный для их представления, но не менее 3 рабочих дней;
  • использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку), а также программные продукты, предназначенные для обработки информации, представленной проверяемым лицом в электронной форме.

Здесь также следует отметить, что статьей 336 ТК ЕАЭС установлены права и обязанности проверяемых лиц, в том числе и обязанности, которые отсутствовали в Таможенном кодексе Таможенного союза. Теперь участник ВЭД должен обеспечивать осуществление инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки, а также предоставить возможность произвести отбор проб и (или) образцов товаров в случае принятия решения о назначении таможенной экспертизы. По требованию проверяющих также придется давать письменные и устные пояснения по вопросам своей деятельности, представлять запрашиваемые справки и расчеты.

Лица, связанные с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, обязаны по требованию таможенного органа представлять копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами. Речь идет исключительно о документах, необходимых для проведения таможенной проверки.

им функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Статья 226. Порядок оформления результатов проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, и в иных случаях

1. По результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с Кодексом Союза.

2. По результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля принимается решение по результатам таможенного контроля в соответствии со статьей 218 настоящего Федерального закона.

3. Решения в области таможенного дела, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, принимаются начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего проверку таможенных, иных документов и (или) сведений, либо лицом, им уполномоченным, и оформляются в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, другой не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения, если иной срок не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, вручается лицу, чьи документы и (или) сведения проверялись (его представителю), или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

4. При вручении решения, принятого по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, лицу, чьи документы и (или) сведения проверялись (его представителю), днем получения такого решения является дата, указанная в расписке (отметке) указанного лица (его представителя) о принятии решения.

5. При направлении решения, принятого по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, по почте заказным письмом оно считается полученным в следующий срок:

1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо в других источниках информации, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;

2) на шестой рабочий день с даты направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.

6. В случае оформления решений в области таможенного дела, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, в виде электронного документа они передаются лицу, чьи документы и (или) сведения проверялись, с использованием сети «Интернет» в срок, указанный в части 3 настоящей статьи.

7. В случае, если все таможенные документы, в отношении которых проводилась проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо проводилась проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля, были представлены одним таможенным представителем и по результатам проверки приняты решения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в отношении которых таможенный представитель несет солидарную ответственность с проверяемым лицом, копия решения в области таможенного дела либо такое решение в виде электронного документа в соответствии с частями 3 — 6 настоящей статьи направляется также этому таможенному представителю.

8. Если при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в части 1 статьи 225 настоящего Федерального закона, таможенным органом в соответствии со статьей 340 Кодекса Союза и статьей 239 настоящего Федерального закона были запрошены документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, и при этом по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений не выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, таможенный орган уведомляет лицо, чьи документы и (или) сведения проверялись, о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного частью 3 статьи 225 настоящего Федерального закона.

9. Форма, формат и структура, а также порядок направления уведомления о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Статья 227. Таможенный осмотр помещений и территорий

1. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в порядке, предусмотренном статьей 330 Кодекса Союза и положениями настоящей статьи.

2. В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов.

3. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в минимальный период, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время.

4. Таможенный осмотр помещений и территорий может продолжаться не более трех рабочих дней в случаях:

1) если отказано в доступе в помещения и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказано в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;

2) если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;

3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1 000 квадратных метров.

Статья 228. Камеральная таможенная проверка

1. Камеральные таможенные проверки проводятся в порядке, предусмотренном статьей 332 Кодекса Союза и положениями настоящего Федерального закона.

2. Камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами.

3. Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».

4. При направлении уведомления о проведении камеральной таможенной проверки по почте заказным письмом оно считается полученным:

1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо в других источниках информации, в случае, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;

2) на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.

5. Срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу (вручения руководителю (представителю) проверяемого лица должностным лицом, проводящим камеральную таможенную проверку) требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

6. Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на сто двадцать календарных дней при необходимости:

1) проведения таможенной экспертизы;

2) направления требования в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 335 Кодекса Союза;

3) направления (инициирования направления) запроса (требования) в соответствии со статьей 240, 241 или 242 настоящего Федерального закона;

4) направления (инициирования направления) запроса в компетентный орган другого государства — члена Союза или государства, не являющегося членом Союза;

5) направления (инициирования направления) поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств — членов Союза в соответствии со статьей 373 Кодекса Союза.

7. В рамках одной камеральной таможенной проверки продление ее проведения может быть осуществлено однократно.

8. Продление проведения камеральной таможенной проверки осуществляется по решению начальника таможенного органа, проводящего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа либо замещающих их лиц, о чем уведомляется проверяемое лицо с указанием срока и причины продления.

Статья 229. Выездная таможенная проверка

1. Выездные таможенные проверки проводятся в порядке, предусмотренном статьей 333 Кодекса Союза и положениями настоящего Федерального закона.

2. Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

1) плановая выездная таможенная проверка;

2) внеплановая выездная таможенная проверка;

3) встречная внеплановая выездная таможенная проверка.

3. Выездная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами путем принятия решения о проведении выездной таможенной проверки, которое оформляется в двух экземплярах.

4. Решение о проведении выездной таможенной проверки должно содержать сведения, указанные в пункте 6 статьи 333 Кодекса Союза, а также:

1) номера таможенных деклараций, если выездная таможенная проверка проводится после выпуска товаров;

2) проверяемый период, если выездная таможенная проверка проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

3) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

5. При необходимости изменения сведений, указанных в подпунктах 5 — 9 пункта 6 статьи 333 Кодекса Союза, до завершения проведения выездной таможенной проверки в решение о проведении выездной таможенной проверки могут быть внесены изменения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

6. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет» или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

7. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок помимо оснований, указанных в подпунктах 1 — 8 пункта 16 статьи 333 Кодекса Союза, могут являться:

1) представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов, о его адресе;

2) необходимость проведения внеплановой выездной таможенной проверки в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, поступивших в таможенный орган в соответствии с частями 16 — 19 статьи 237 настоящего Федерального закона.

8. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу решения о проведении выездной таможенной проверки, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 — 15 настоящей статьи.

9. Решение о проведении выездной таможенной проверки вручается руководителю проверяемого лица либо его представителю должностным лицом таможенного органа или направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».

10. При вручении решения о проведении выездной таможенной проверки руководитель проверяемого лица либо его представитель в решении о проведении выездной таможенной проверки делает отметку об ознакомлении с информацией о правах и об обязанностях должностных лиц таможенного органа и о правах и об обязанностях проверяемого лица при проведении таможенной проверки, а также проставляет дату и время получения решения о проведении выездной таможенной проверки.

11. В случае отказа от получения решения о проведении выездной таможенной проверки должностное лицо таможенного органа делает соответствующую запись в решении о проведении выездной таможенной проверки.

12. Отказ проверяемого лица от получения решения о проведении выездной таможенной проверки не является основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала выездной таможенной проверки считается дата внесения в решение о проведении выездной таможенной проверки записи об отказе в получении этого решения.

13. В случае направления решения о проведении выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата получения проверяемым лицом указанного решения.

14. При направлении решения о проведении выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением оно считается полученным:

1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо в других источниках информации, в случае, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;

2) на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.

15. В случае оформления решения о проведении выездной таможенной проверки в виде электронного документа оно передается проверяемому лицу с использованием сети «Интернет». В этом случае датой начала проведения выездной таможенной проверки считается день получения проверяемым лицом решения о проведении выездной таможенной проверки в виде электронного документа.

16. Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения.

17. Приостановление проведения выездной таможенной проверки осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 24 статьи 333 Кодекса Союза, а также при необходимости направления поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств — членов Союза в соответствии со статьей 373 Кодекса Союза.

18. Приостановление и возобновление проведения выездной таможенной проверки осуществляются по решению начальника таможенного органа, проводящего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа либо замещающих их лиц.

Статья 230. Доступ должностных лиц таможенных и иных государственных органов на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки

1. Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа и должностным лицам иных государственных органов, привлекаемым для участия в проведении выездной таможенной проверки, в доступе на объекты проверяемого лица в случаях, установленных пунктом 3 статьи 334 Кодекса Союза. При необоснованном отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица составляется акт в присутствии двух понятых.

2. Указанный в части 1 настоящей статьи акт подписывается должностными лицами таможенного органа, проводящими выездную таможенную проверку, проверяемым лицом либо его представителем, а также понятыми. Копия этого акта вручается проверяемому лицу либо его представителю.

3. В случае отказа проверяемого лица либо его представителя от подписания акта, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо таможенного органа, проводящее выездную таможенную проверку, делает об этом соответствующую запись в указанном акте. Проверяемое лицо вправе дать письменное объяснение причины отказа от подписания акта.

4. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, если правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов.

Статья 231. Права должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа пользуются правами, предусмотренными статьей 335 Кодекса Союза, а также вправе требовать у проверяемого лица, претендующего на получение статуса уполномоченного экономического оператора, и получать от него сведения из системы учета товаров в электронном виде, а также выписки из нее на бумажном носителе, подписанные руководителем проверяемого лица, главным бухгалтером и заверенные печатью проверяемого лица (при наличии печати).

Статья 232. Проведение инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки

Инвентаризация товаров, проводимая должностными лицами таможенных органов в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 335 Кодекса Союза, осуществляется в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 233. Порядок наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки

1. Наложение ареста на товары и изъятие товаров при проведении выездной таможенной проверки производятся в целях, предусмотренных подпунктом 6 пункта 2 статьи 335 Кодекса Союза.

2. Основаниями для наложения ареста на товары являются:

1) обнаружение товаров без наличия на них акцизных марок и (или) иных видов марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, контрольных (идентификационных) знаков или иных средств идентификации, если такие марки, контрольные (идентификационные) знаки или иные средства идентификации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые (ввезенные) в Российскую Федерацию, либо товаров с акцизными марками и (или) иными видами марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, контрольными (идентификационными) знаками или иными средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;

2) отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *