Компоненты государственного стандарта общего образования

Минпросвещения России разработан федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Стандарт включает в себя требования:

к структуре основных образовательных программ начального общего образования (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на ознакомление с доступными для обучающихся по программам начального общего образования сторонами многообразного цивилизационного наследия России, на расширение представлений об историческом и социальном опыте разных поколений россиян, основах общероссийской светской этики и духовно-нравственных культур народов России, использование научно-обоснованного подхода к физическому воспитанию обучающихся, учитывающего особенности возрастного развития.

Как отмечают разработчики проекта, его особенностью является детализация предметных результатов освоения 9 учебных предметов.

Предметные результаты по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир» и «Физическая культура» распределены по годам обучения, предметные результаты по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология» — по тематическим модулям (без привязки к годам обучения).

Выбор образовательными организациями тематических модулей по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология» и «Физическая культура» определяется условиями материально-технического обеспечения учебного процесса и особенностями контингента обучающихся.

Предусматривается, что стандарт должен быть положен в основу деятельности, в частности, работников образования, разрабатывающих и реализующих рабочие программы по предметам начального общего образования, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов организаций, осуществляющих оценку качества образования, разработчиков примерных основных образовательных программ начального общего образования, авторов (разработчиков) учебной литературы, руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Минпросвещения России подготовлен проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Отмечается, что проект обеспечивает, в числе прочего, единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, возможность формирования образовательных программ основного общего образования различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Проект включает в себя требования:

к структуре образовательных программ основного общего образования (в том числе соотношению обязательной части образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

к условиям реализации образовательных программ основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

к результатам освоения образовательных программ основного общего образования.

Особенностью проекта ФГОС ООО является детализация предметных результатов освоения 16 учебных предметов.

Предметные результаты по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика (включая алгебру и геометрию)», «Информатика», «История», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Биология» и «География» распределены по годам обучения, предметные результаты по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» — по тематическим модулям (без привязки к годам обучения).

Выбор образовательными организациями тематических модулей по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» определяется условиями материально-технического обеспечения учебного процесса и особенностями контингента обучающихся.

Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Обновлена процедура предоставления вузам грантов в форме субсидий на выплату президентских стипендий студентам, обучающимся по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики

Гранты предоставляются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, находящимся в ведении субъектов РФ, и муниципальным образовательным организациям, на основании соглашения о его предоставлении, заключаемого между Минобрнауки России и образовательной организацией.

Предусмотрены в том числе условия предоставления грантов, формула определения размера гранта, основания для отказа в предоставлении гранта, содержание соглашения о предоставлении гранта и срок его заключения, основания возвращения гранта в федеральный бюджет.

Гранты по новой процедуре будут предоставляться начиная с 2020/21 учебного года.

Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 17.10.2016 N 1058.

Постановление Правительства РФ от 31.08.2019 N 1130

Свидетельства о признании иностранного образования/квалификации будут формироваться в форме электронного документа в формате PDF/A-1, а также в формате XML

Кроме того, они будут содержать QR-код с ссылкой на страницу сайта ФГБУ «Главэкспертцентр» со сведениями о соответствующем свидетельстве.

Утверждены также требования к формированию электронной подписи должностного лица Рособрнадзора и размещению отметки о ней на свидетельстве, а также требования к структуре XML-документа.

Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года. При этом признается не подлежащим применению Приказ Минобрнауки России от 22.08.2013 N 975, которым была утверждена ранее действовавшая форма и технические требования к ней.

Приказ Рособрнадзора от 20.05.2019 N 682

Разработан федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • 1. Понятие о государственном стандарте образования
  • 2. Компоненты государственного стандарта образования
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Государственный образовательный стандарт

    1. Понятие о государственном стандарте образования

    В настоящее время актуальной является проблема межгосударственного признания документов об образовании в разных странах. С середины 80-х гг. XX в. ЮНЕСКО и другие международные организации ввели в рассмотрение образовательные документы. Эксперты Совета Европы опубликовали документ, где приводится сравнительная характеристика образовательных документов всех стран Европы. Система образовательных стандартов не осталась в стороне от этих документов. Организация среднего образования становится все более сложной. Таким образом, существует проблема с признанием школьных аттестатов одних стран в других.

    Для примера возьмем во многом «несправедливую» оценку университетами в Америке документов об общем среднем образовании, которые были выданы в развитых странах Европы. Во многих заключительных и полностью согласованных документах проглядывается общая тенденция: стандартное (или «полное») среднее образование должно иметь продолжительность не менее 12 лет и обязательно включать заключительную стадию углубленного и дифференцированного обучения в направлении будущего высшего образования длительностью три или более лет.

    Заметим, что во всех вышеперечисленных постановлениях не рассматривается вопрос о выпускных экзаменах и конкурсных испытаниях в вузах. В перспективе возможно совмещение этих компонентов и придание им такой объективности, чтобы результаты давали возможность оценивать и сравнивать работу всех школ страны данного типа и уровня.

    Но в реальных обстоятельствах это требование объективизации экзаменов не является составной частью сформировавшегося на данный момент стандарта среднего образования.

    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. В какой школе, в каком регионе ни учился бы ребенок, он должен получать одинаковые знания, поэтому на всей территории страны должно быть обеспечено единое образовательное пространство. Недопустима физическая и психологическая перегрузка учеников в ходе процесса обучения. Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Государственный образовательный стандарт. В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом: «Государственный стандарт общего образования – это система норм и требований, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса».

    Кроме обеспечения вышеназванных требований, ГОСТ образования дает возможность для разграничения образовательных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и за счет учащегося. Он определяет требования к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт.

    На основании государственного образовательного стандарта:

    1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам;

    2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех общеобразовательных учреждениях страны;

    3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;

    4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений;

    5) устанавливается эквивалентность документации об образовании.

    2. Компоненты государственного стандарта образования

    В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

    1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. В соответствии с федеральным компонентом на территории всей страны установлен единый объем учебной нагрузки и время, в течение которого должен реализовываться процесс обучения. На основе федерального компонента строятся цели обучения, основная социальная направленность обучения, реализуются принципы обучения. Федеральный компонент государственного стандарта является базой для написания учебников по школьным предметам.

    2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями. Оставляя неизменным минимум содержания, гарантированный федеральным компонентом, учебное заведение может включить в процесс обучения учебный предмет или расширить изучение уже имеющегося предмета за счет регионального компонента.

    3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов. За счет компонента образовательного учреждения, как правило, производится дополнительное внеурочное образование учащихся.

    Базовыми для реализации государственного образовательного стандарта являются следующие концептуальные положения:

    1. Личностный подход к обучению. Образование должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Важно обращать внимание на профессиональные и социальные интересы школьников, на их семейно-бытовое положение.

    2. Деятельностная направленность. Процесс обучения неотрывно связан с практической деятельностью. Мотивация к изучению материала заметно увеличивается, когда полученные знания могут быть использованы учеником в жизненных ситуациях.

    3. Межпредметность. Обучение должно быть выстроено с учетом межпредметных связей.

    4. Воспитательный и развивающий потенциал. Обучение не может строиться без учета воспитательных и развивающих моментов. Это гарантирует взаимосвязь и взаимообусловленность образования, развития и воспитания.

    5. Профильность. Любой учебный предмет может быть выбран для углубленного изучения, расширения понятийного аппарата.

    6. Формирование информационной культуры. Ученик должен научиться самостоятельно формировать свою познавательную деятельность, участвовать в научно-исследовательской деятельности.

    Длительность учебного года. Нормативы четко определяют начало занятий 1 сентября и конец занятий 25 мая. Даты каникул также определены достаточно точно: 5-11 ноября, 30 декабря – 9 января, 20–31 марта. Классная учебная неделя определятся вариативно, и ее наибольшая продолжительность превышает минимальную на 2–6 уроков. Будем считать, что математически точное вычисление длительности учебного года в астрономических часах возможно только при рассмотрении условий конкретной школы. Возьмем 9-11-е классы. Число дней обучения формально – 34 недели. Но в реальных условиях от 1 сентября до 25 мая учитываются каникулы и выходные дни. Без их учета получаем, что истинная продолжительность учебного года всего лишь 32 недели (или 167 дней). Кроме того, такое распределение возможно только при отсутствии частых в наши дни забастовок учителей или отмены занятий ввиду морозов или гриппа. Однако и такой расчет в сравнении с другими странами показывает, что продолжительность учебного года в нашей стране меньше типичного западного значения. Чтобы достигнуть этого уровня, нам нужно возвращаться к 6-дневной рабочей неделе и завершать учебный процесс в конце июня.

    Наличие государственного стандарта общего образования значительно упрощает работу учителя, поскольку он объективно видит, какой «продукт» требует современное общество. Большой выбор учебно-методических комплектов по предметам, разнообразие предлагаемых программ может запутать педагога. Только четкое следование положениям государственного стандарта может помочь учителю правильно разработать учебный план с учетом требований к подготовке выпускника.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *