Органы пограничного контроля

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Царенкова Н.Ю.

ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ ФСБ РОССИИ В СИСТЕМЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ

Главным федеральным органом исполнительной власти по охране Государственной границы Российской Федерации является Федеральная служба безопасности, которая сейчас возглавляет единую огромную систему, состоящую из пограничных войск и органов. ФСБ России подчиняется Президенту РФ в отношении вопросов, закрепленных Конституцией РФ. В Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, от 20 мая 2004 г. N 649, от 11 августа 2003 г. N 960 указано, что руководство деятельностью Федеральной службы безопасности осуществляет Президент Российской Федерации .

В основные задачи ФСБ России входит: руководство пограничными органами и войсками; охрана Государственной границы РФ и государств — участников СНГ на основе двусторонних договоров; организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ; проведение разведывательной деятельности, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы. Большой объем и напряженность работы в отношении задач по созданию современной системы охраны государственных рубежей способствовали определению приоритетов в работе пограничных органов Федеральной службы безопасности России.

Наиболее главными из них являются такие, как: борьба с разведкой и подрывной деятельностью иностранных спецслужб, организаций, государств, незаконной деятельностью преступных организаций, группировок и отдельных граждан на Государственной границе; создание масштабной укомплектованной армии пограничных войск и централизованной системы управления войсками; усовершенствование формы и способа по охране границ России и экономической зоны; работа по повышению качества пограничного контроля и деятельность по его соответствию международным нормам и стандартам; деятельность по развитию в сфере сотрудничества с пограничными войсками государств и координация деятельности, касающаяся охраны внешних границ и экономических зон

государств СНГ; создание с помощью силы и средств министерств и ведомств Российской Федерации усовершенствованных систем по освещению обстановки в территориальных, внутренних водах и исключительной экономической зоне. Усовершенствуя выполнение возложенных на нее задачи, пограничные органы ФСБ России участвует в деятельности по разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных основ России, составлению законодательных актов и других правовых документов касающихся вопросов по охране Государственной границы России и по разработке мер по предупреждению и пресечению в отношении незаконного пересечения Государственной границы России, по соответствию установленному пограничному режиму в пунктах пропуска через Государственную границу России.

Являясь главной основой сил обеспечения безопасности, ФСБ собирает и обрабатывает информацию по возникновению угроз безопасности нашего государства в области охраны Государственной границы и доводит ее до сведения Президента России, Правительства России, кроме того некоторым федеральным органам государственной власти и органам государственной власти в субъектах России.

По причине возложения в данное время на ФСБ РФ главных и дополнительных задач в области охраны Государственной границы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России всю деятельность пограничной службы условно можно распределить по следующим направлениям: полномочия в сфере охраны и защиты Государственной границ России: выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; деятельность в отношении дел о нарушении Государственной границы России; задержание под стражу лиц, которые совершили преступления и административные правонарушения; осуществление войсковой, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности; организация по сотрудничеству с органами иностранных государств, занимающимися похожими задачами; заключение договоров, соглашений, участие в правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы; деятельность в сфере по использованию государственных и иных сил и средств для обеспечения охраны Государственной границы РФ: использование водного и воздушного пространства РФ, территории аэропортов, морских, речных портов, запрос для получения требуемой информации; получение и использование каналов, средств для связи; пользование средствами массовой информации для передачи важной информации населению; внесение представлений в органы РФ государственные, органы местного самоуправления, организации, также должностным лицам обязательных для исполнения представлений по устранению причин и условий, которые способствуют совершению преступлений или же административных правонарушений на Государственной границе России; взаимодействие с гражданами и должностными лицами по охране Государственной границы РФ: получение объяснений, о ставших известными, обстоятельствах преступлений или административных правонарушениях на границе; агитация граждан России

для охраны границы добровольно; применение оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак для обеспечения своей деятельности; регистрация лиц, учет полученных статистических и прочих сведений; создание и эксплуатация своих каналов связи; обеспечение безопасности в особых случаях; ФСБ обеспечивает безопасность объектов государственной охраны; обеспечивает собственную безопасность; принимает участие в охране дипломатических представительств и консульских учреждений России в иностранных государствах; участвует на территории РФ в выполнении задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, ликвидации противозаконных вооруженных группировок и последствий ЧС природного и техногенного характера.

Федеральная служба безопасности России руководит пограничными представителями, назначенными на соответствующие участки Государственной границы России по международным договорам России. Основная цель пограничных представителей состоит в контроле за соответствием режима Государственной границы России. Пограничные органы ФСБ обеспечивают недопущение нарушений порядка пересечения Государственной границы лицами и транспортом, вывоз и ввоз через Государственную границу России грузов, товаров и животных, осуществления на Государственной границе РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности, для соответствующего выполнения международных договоров о Государственной границе России и ее режиме .

Для того чтобы решить вопросы по соблюдению режима Государственной границы России и урегулированию пограничных конфликтов, пограничный представитель назначает помощников, переводчиков, экспертов и других сотрудников в особом порядке, указанном Федеральной службой безопасности РФ. Данным лицам выдаются документы, указывающие их полномочия. Определение работы этих лиц относится к пограничным представителям. Для осуществления в полном объеме задач, касающихся охраны Государственной границы России, пограничным представителям предоставлены следующие привилегии: перемещаться через Государственную границу России в особом порядке, определенном соответствующими международными договорами РФ; осуществлять деятельность по организации на территории России или на территориях иных государств встречи с пограничными представителями таких государств по темам, относящимся к их компетенции и выражающим взаимный интерес, подписывать по итогам данных встреч протоколы, акты и прочие документы; привлекать, если потребуется специалистов к расследованию пограничных конфликтов; вести в пределах своей компетенции переписки с пограничными представителями иностранных государств; следить за выполнением от должностных лиц и граждан России, иностранных лиц и лиц без гражданства законодательства Российской Федерации о Государственной границе РФ и договоров Российской Федерации с сопредельными государствами о Государственной границе и режиме.

На интенсивную деятельность пограничных представителей указывают следующие данные — за 3 года пограничными представителями в Дальневосточ-

ном федеральном округе было улажено более 2800 различных пограничных конфликтов на территории Государственной границы РФ с КНР. Если указать подробнее, то это: 954 конфликтных ситуации при нарушении режима Государственной границы России; 763 конфликтные ситуации при нарушении пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах России; 145 конфликтов по нарушению режимов в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; 1 случай, связанный с противозаконным пересечением лиц через Государственную границу Российской Федерации. Кроме того, в систему пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации входит и государственный советник, специализирующийся на охране границы, который назначается на должность указом Президента России для осуществления Президенту Российской Федерации консультативной и экспертной помощи касающейся вопросов охраны границы, организации сотрудничества с определенными органами по реализации практических тем защиты интересов Российской Федерации на Государственной границе, в экономической зоне.

Полномочия сферы деятельности государственного советника России сводятся: к консультациям по вопросам касающимся осуществления охраны границы и экономической зоны; к разработке вариантов по проведению комплексной государственной политики РФ в области охраны государственной границы с государствами СНГ, прочими государствами. Для решения вопросов по охране границы и экономической зоны России советник принимает участие по взаимодействию с государственными органами России и государствами СНГ, исполняющими обязательства по управлению в области обороны, безопасности и охраны государственных границ и внешних отношений, различными общественными организациями, находящимися на территории РФ.

Государственный советник выдвигает предложения для усовершенствования законодательства в области охраны Государственной границы Российской Федерации и морской экономической зоны России, способствование по развитию системы охраны Государственной границы и морской экономической зоны, пограничного контроля, также пропуска через границу граждан, транспорта, по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих пограничных войск, лиц, уволенных с настоящей военной службы, членов семей военнослужащих.

Оперативно-территориальными группами, постоянно реализующими в части своей компетенции национальную пограничную политику на особом участке Государственной границы Российской Федерации, являются региональные пограничные управления Федеральной службы безопасности РФ в федеральных округах и пограничные управления Федеральной службы безопасности РФ в приграничных участках.

В Дальневосточном регионе исполняют порученные им обязанности: Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу, включающее в себя территории 3 региональных управлений (Дальневосточного, Тихоокеанского и Северо-Восточного), пограничные управ-

ления Приморского края, Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области. Региональное пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ решает следующие задачи: недопущение незаконного пересечения Государственной границы России; обеспечение соблюдения различными юридическими и физическими лицами режима Государственной границы России, пограничного режима который действует в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; охрану морских внутренних вод, территориального моря, экономической исключительной зоны, континентального шельфа РФ, биологических и водных ресурсов Азовского моря и Каспийского, также запасов рыб, которые образуются в реках России, за территорией исключительной экономической зоны Российской Федерации.

От того что Россия имеет очень протяженные морские, речные, озерные границы, в структуре пограничных органов создали соединения по морской охране. Основная деятельность морской охраны состоит в осуществлении пограничной политики России в области охраны Государственной границы РФ на морских, речных, озерных участках и других водоемах, континентального шельфа и ее исключительной экономической зоны, в пресечении в системе угроз и вызовов национальным интересам Российской Федерации в зоне морского пограничного пространства. Охрана в области морского пограничного пространства предусматривает выполнение групп правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и прочих мер относящихся к защите интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз со стороны иных государств.

Основными задачами морских сил можно назвать следующие: охрана Государственных границ на морских, речных, озерных участках и прочих водоемах, обеспечение ее защиты в содействии с различными структурами федеральных и региональных органов исполнительной власти; охрана биологических ресурсов, находящихся в морских пограничных пространствах России и содействие государственному контролю в данной сфере; борьба с контрабандами, незаконными миграциями, ввозом и вывозом наркотиков, оружия, всех видов запрещенных грузов; участие в масштабных с зарубежными объединениях акциях в отношениях борьбы с международной преступностью, терроризмом и пиратством; осуществление помощи, спасения в зонах, в районах, которых несут пограничники служебно-боевую деятельность; обеспечивают выполнение международных конвенций и законодательства Российской Федерации в отношении по контроля за состоянием водной среды, охраной ее от загрязнений; осуществление иных правоохранительных функций в морском пограничном пространстве России; организация работы по недопущению и пресечению нарушений правового режима исключительной экономической зоны, территориального моря, внутренних вод; оказание содействия по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, кроме того деятельность по государственному контролю в данных рай-онах.

При рассмотрении вопросов по осуществлении полномочий должностных лиц пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, нужно учитывать то, что это государственная организация, образующая основание системы по обеспечению безопасности личности, общества, государства на Государственной границе РФ. В административном праве полномочия указываются как отдельная часть по компетенции и статусу органов, должностных лиц, осуществляющих управленческие функции, указанные в законодательстве Российской Федерации .

В данном смысле полномочия должностных лиц пограничных органов имеют право и в тоже время и обязанность действовать в определенной ситуации способом, соответствующим российскому законодательству. Полномочие подразумевает его точное исполнение, в соответствии с механизмом законности. Служба должностных лиц пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации базируется на таких принципах как, соблюдение законности и гуманизма; уважение и соблюдение прав и свобод человека; уважение суверенитета и территориальной целостности государства Российской Федерации, нерушимости границ государства; мирного улаживания различных пограничных споров; всестороннего и комплексного, также выгодного обоим государствам сотрудничества друг с другом, выполняющих однотипные задачи; сочетания разных форм и методов осуществления деятельности; централизации управления.

Одновременно с административной деятельностью, состоящей особенно в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации, требуется, отталкиваясь от множества аспектов государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности государства, определенно отметить направления работы пограничных органов: по защите прав и интересов личности, общества и государства; ведение оперативно-розыскной, войсковой, разведывательной и контрразведывательной деятельности; взаимодействие с иностранными государствами; заключение международных договоров и прочее.

Исходя из выше изложенного, пограничная деятельность это целенаправленная деятельность касающаяся защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации определенно от своего регионального управления на каждом участке, а Федеральная служба безопасности РФ — осуществляет деятельность по защите Государственной границы России полностью.

Главная цель указанной деятельности сосредотачивается в сфере обеспечения безопасности личности, всего общества и государства в области защиты Государственной границы Российской Федерации, в области охраны внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны, континентального шельфа России и ее природных ресурсов. Следовательно, охрана Государственной границы Российской Федерации пограничными органами и войсками Федеральной службы безопасности Российской Федерации ведется для недопущения незаконного ее пересечения, для соблюдения физическими и

юридическими лицами правового функционального режима Государственной границы России.

Указанные пограничные меры в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации являются частью в системе мер по обеспечению безопасности России.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Официальный сайт ФСБ Российской Федерации . — http://www.fsb.ru.

3. Сплавская Н.В. Экстремистская деятельность (экстремизм): теоретико-правовой аспект // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, 2015. С. 66-68.

5. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2014. — 496 c.

Деменкова Е.Б.

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Российская Федерация — государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти — явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.

Со времени своего основания прокурорская деятельность совершенствуется. Развитие ее идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры в качестве централизованного органа федерального значения по обеспечению правозащитного контроля, с наделением прокуроров дополнительными полномочиями

Многосторонний, постоянный воздушный грузо-пассажирский пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации аэропорт «Челябинск» (Баландино) открыт для международных полётов Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1036 от июля 1994 года.

В воздушном пункте пропуска Международного аэропорта «Челябинск» осуществляет свою служебную деятельность контрольно-пропускной пункт «Челябинск-аэропорт» Пограничного управления ФСБ России по Челябинской области.

В процессе своей деятельности КПП «Челябинск-аэропорт» выполняет следующие основные задачи:

  • проверка оснований для пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов, товаров;
  • обнаружение и задержание нарушителей Правил пересечения государственной границы;
  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • обеспечение и исполнение международных договоров РФ по вопросам поддержания режима государственной границы, режима в пункте пропуска.

>Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Ст.1 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Ст.2 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.

Ст.3 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и ФЗ Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Ст.6 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», если иное не предусмотрено другими федеральными законами, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Ст.7 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

паспорт;

дипломатический паспорт;

служебный паспорт.

>Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.

Ст. 15 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5)уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

7) проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора).

Ст.20 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.

Ст.21 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

Ст.24 ФЗ № 114 от 15 августа 1996 г. гласит, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.

Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным ФЗ Российской Федерации № 114 от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В своей служебной деятельности органы пограничного контроля руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

Контрольно-пропускной пункт «Челябинск-Аэропорт» пограничного управления ФСБ России по Челябинской области

Режим работы — круглосуточно

УДК 342.9:351.746.1(477)

Р. Н. Ляшук,

канд. юрид. наук Национальная академия Государственной пограничной службы Украины

им. Б. Хмельницкого, г. Хмельницкий

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

В статье рассматриваются понятие и виды форм деятельности отделов пограничной службы. Проанализированы классификации форм деятельности отделов пограничной службы. В результате исследования научных работ сформировано авторское понятие форм деятельности отделов пограничной службы.

Ключевые слова: формы деятельности, отделы пограничной службы, Государственная пограничная служба Украины, охрана государственной границы

В процессе своей деятельности отделы пограничной службы (далее — ВВС) используют разные формы работы, обусловленные разнообразием задач, обстановкой и условиями их осуществления. Но ни одна из них не может иметь универсального значения, быть единственным средством выполнения тех или иных задач. Форма выражает способ существования и развитие любой системы. Поэтому важное значение имеет правильный выбор форм деятельности, использование в каждом случае такой из них, которая была бы наиболее эффективной в условиях, которые возникают.

Несмотря на то, что в юридической и управленческой литературе уделено достаточно внимания исследованию форм деятельности, среди специалистов и ученых отсутствует единое определение понятия и видов форм деятельности ВВС, что и является целью данной статьи.

Рассматривая данный вопрос, раскроем содержание понятия «форма».

Слово «форма» имеет несколько значений и используется в различных сферах человеческой деятельности. Оно происходит от латинского «forma» и имеет много толкований, но нас интересуют только некоторые из них, а именно:

1) внешний вид, внешнее очертание вещи, действия и т.п. или внешнее выражение определенного содержания,

2) устройство, вид, тип, структура чего-либо, система организации образований или процессов, а также порядок чего-то .

Этимологически термин «форма» означает способ существования содержания, его внутренняя структура, организация и внешнее выражение .

В административно-правовой литературе существуют различные точки зрения относительно определения понятия форм деятельности. Так, Ю. П. Битяк и В. В. Зуй, рассматривая формы администрирования, отмечают, что это внешнее выражение конкретных действий государственного органа, его структурных подразделений и должностных лиц (служащих), которые используются в процессе исполнительной деятельности и направлены на реализацию функций их деятельности .

В. Богуцкий под формой деятельности понимает внешнее выражение конкретных действий, которые осуществляются с целью в процессе исполнительной и распорядительной деятельности .

В. Б. Аверьянов дает следующее определение формам деятельности государства: это «отличные по своему характеру и последствиям способы внешнего выражения деятельности органов исполнительной власти» .

Заслуживает внимания мысль Ф. В. Бортняка, который под формой деятельности понимает любое внешнее выражение действий государственных органов, осуществляемых в пределах возложенных на них функциональных обязанностей, по выполнению поставленных задач .

М. И. Еропкин предлагал следующее определение форм деятельности — организационно-правовое выражение конкретных однородных действий аппарата государственного управления, которые осуществляются с целью практического выполнения поставленных перед ним задач .

А. И. Хальота приводил такое определение форм деятельности органов внутренних дел: это правовые и организационные конкретные действия, которые осуществляются органами внутренних дел с целью создания благоприятных условий для реализации конкретной задачи .

Под формами деятельности Н. А. Железняк понимает более или менее однородные группы внешне выраженных действий, направленных на обеспечение выполнения функций по осуществлению государственной правовой политики .

По мнению И. Ф. Фисенко, формой правоохранительной деятельности являются однородные по своему характеру и правовой природе действия, имеющие внешнее выражение и с помощью которых обеспечивается осуществление правоохранительных функций .

В общем, многие авторы под формой деятельности, в широком аспекте, понимают внешнее практическое проявление функций государственных или общественных организаций в конкретных действиях .

Б. М. Марченко сформулировал понятие форм административной деятельности Государственной пограничной службы Украины (далее — ГПСУ) как внешние проявления конкретных действий ее служб и подразделений, а также должностных лиц, в которых реализуются поставленные перед ними задачи и функции .

Вообще, в теоретическом плане административисты часто используют понятие «направление деятельности» и «форма деятельности» в одном и том же смысле. Так, А. А. Кармолицький в деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка выделяет следующие формы: а) административную; б) оперативно-розыскную; в) уголовно-процессуальную; г) деятельность по выполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы . А. В. Серегин и Ю. П. Соловей, поддерживая мысль, высказанную М. И. Еропкиным, с точки зрения правовой характеристики выделяют три направления деятельности: административную, оперативно-розыскную и дознания .

Вышеупомянутые позиции ученых, которые пытались сформулировать понятие форм деятельности, можно разделить на две группы. Первые под формами деятельности в общем виде понимают внешний вид служебных действий. Вторые формы деятельности государственных органов определяют как внешнее выражение их однородных действий. При этом, как видим, в обоих случаях формы деятельности связаны с осуществлением действий служебных или однородных. Конечно, по своей сути оба подхода правильные, поскольку среди других значений слово «форма» имеет и такое, как «внешний вид чего-либо» , а потому, если она находит свое проявление через выполнение определенных действий, то необходимо сделать вывод, что в схематическом виде формы деятельности ВВС можно представить как совокупность действий, имеющих внешнее выражение.

Основываясь на вышеперечисленных понятиях, под формой деятельности ВВС мы понимаем организационно-правовое выражение конкретных однородных действий, которые осуществляются с целью практического выполнения возложенных на них задач и функций. Таким образом, формы деятельности ВВС показывают, как практически осуществляется их оперативно-служебная деятельность.

Формы административной деятельности ВВС призваны обеспечить наиболее целесообразно выполнение их функций. Поскольку в формах деятельности практически реализуются функции, они являются внешним проявлением деятельности, способом отображения содержания деятельности ВВС в конкретных условиях .

С развитием административного права все более широкий смысл приобретают вопросы относительно видов форм деятельности.

Среди ученых и специалистов административного права общепризнанным является то, что формы деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Под внутренней формой понимается способ связи элементов целого и его структуры. Внешняя — это внешний вид объекта, отражающий и обеспечивает его связь с другими явлениями . Формы внутренней деятельности ВВС используются для решения управленческих, организационно-структурных и штатных вопросов, налаживание делопроизводства, руководства сотрудниками, структурными подразделениями внутри самого подразделения и управления подразделениями низшего уровня. Формы внешней деятельности направлены на взаимодействие с окружающей средой с целью обеспечения выполнения возложенных на ВВС задач и функций .

Анализируя формы деятельности, следует отметить, что многие авторы делят их на правовые и неправовые .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот раздел имеет определенный смысл, хотя сроки определены не совсем корректно — обе формы регулируются нормами права. Когда говорят правовые формы, имеют в виду юридические последствия этих форм — создание или изменение правового режима, порождение, изменение или прекращение конкретных правоотношений. Юридические последствия происходят при издании актов управления, заключении сделок, осуществлении нормотворческой деятельности органов государственной власти. Неправовые формы не имеют юридических последствий. Как правило, все управленческие решения, направленные на решение тактических и оперативных задач внутренней деятельности. Но если засада правовых и неправовых форм

единственная, может быть, целесообразнее было бы употреблять такие термины, соответственно, «форма, имеет юридические последствия» и «форма, не имеет юридических последствий» .

Мы считаем, что все формы деятельности — правовые (нормативные акты, издание индивидуальных актов, заключение административных договоров и т. п.) и неправовые (осуществление организационных действий, совещания, семинары и т. п., материально-технические действия) — в определенном смысле являются правовыми, так как имеют соответствующую юридическую базу, основываются на правовых актах и предписаниях, без которых не могут возникать, функционировать и применяться на практике. Правовое начало в любой из названных форм, так или иначе, независимо от того, к какой из существующей классификации (до правовых или неправовых) их следует отнести. Конечно, это не означает отсутствие разногласий между ними .

Ряд ученых считают, что неправовые формы деятельности государственных органов заключаются в осуществлении организационных действий и материально-технических операций .

Под организационной формой деятельности государственного органа следует понимать внутреннее его устройство (строение), включающий состав взаимосвязанных и взаимодействующих структурных подразделений (должностных лиц), между которыми в установленном порядке распределены функции и полномочия, а также ответственность за результаты их выполнения .

Е. П. Рябченко, Ф. В. Бортняк и С. М. Гусаров среди форм деятельности государственных органов выделяют еще и структурные и процессуальные . Структурные формы деятельности характеризуют деятельность структурных подразделений ВВС. Процессуальная форма деятельности ВВС выражается во внешнем проявлении последовательной деятельности, что способствует фактическому полному выполнению задач по охране границы .

Процесс определяется как последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь как совокупность последовательных действий для достижения определенного результата . Поэтому процесс можно понимать как деятельность, имеющая свою внутреннюю структуру, построенную на принципах последовательности изменений отдельных действий. Таким образом, процесс деятельности ВПС является динамичной категорией.

В. Н. Самсонов, поддерживая распространенную в административно-правовой литературе точку зрения, выделяет внешние и процессуальные формы, причем процессуальная форма — это комплексное образование, охватывающее все формы деятельности .

Общепризнанной классификации форм деятельности ВВС нет . Формы деятельности ВВС, в общей своей структуре, не намного отличаются от других форм деятельности ГПСУ. В связи с этим, по критерию наступление правовых последствий ВВС осуществляют административную деятельность в правовых и неправовых формах.

Основными формами оперативно-служебной деятельности отделов является пограничная служба, пограничный контроль и оперативно-розыскная деятельность. При выполнении задач по охране границы отделом могут использоваться другие формы оперативно-служебной деятельности, определенные нормативными актами Администрации ГПСУ .

В правовых формах деятельности ВВС соответствующим образом использует право для выполнения своих задач и функций. Б. М. Марченко выделяет следующие подвиды правовых форм деятельности ВВС как издание индивидуальных актов управления; совершение юридически значимых действий, состоящие из регулятивной, контрольной, правоохранительной и регистрационной деятельности . По нашему мнению, данные подвиды правовой формы деятельности ВВС осуществляются в ходе реализации внешних форм деятельности — пограничной службы, пограничного контроля и оперативнорозыскной деятельности.

Из форм деятельности ВВС, которые условно можно назвать такими, что не порождают юридических последствий, может быть выделено два ее подвида: проведение организационных

мероприятий и осуществление материально-технических операций . По своей сути, это внутренняя деятельность ВВС.

Правовые формы деятельности ВВС целесообразно классифицировать по следующим признакам: по содержанию, целеустремленностью и способом выражения.

По содержанию правовые формы деятельности подразделяются на нормотворческие и правоприменительные. Нормотворческую деятельность ВВС не осуществляет. А их правоприменительная деятельность заключается в действиях ВВС относительно применения нормы права (например, составление пограничниками, которые осуществляют охрану государственной границы Украины, протоколов об административном правонарушении, а в определенных КоАП случаях — вынесения постановления о наложении взыскания) .

В свою очередь, правоприменительная форма деятельности ВВС, в зависимости от характера управленческих решений, касающихся выдачи каких-либо разрешений, делится на:

— регулятивную (решение конкретных дел организационного, управленческо-распорядительного характера. Например, работники ВВС могут вызвать в подразделение граждан для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями в сфере охраны государственной границы Украины и др.);

— правоохранительную (охрана личности, ее прав и свобод, защите законных интересов граждан, государственных органов, общественных организаций, предприятий и учреждений на государственной границе Украины и др.). .

По целеустремленностью (целью использования) правовые формы деятельности ВВС подразделяются на:

— внутренние (для осуществления внутриорганизационной деятельности: решение штатных вопросов, руководство сотрудниками, специальными помещениями для содержания задержанных, службой участковых инспекторов пограничной службы и другими подразделениями и т.п.);

— внешние (используют с целью обеспечения выполнения возложенных на ВВС задач и функций. Например, охрана государственной границы, предупреждение и пресечение правонарушений преступлений непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу Украины) .

По способу выражения правовые формы деятельности ВВС подразделяются на:

— письменные (индивидуальный акт-документ, например, постановление о наложении административного взыскания за совершенное правонарушение);

— устные (приказы, указания, распоряжения, команды и т. д.);

— конклюдентные (регулирующие жесты пограничников в определенных случаях, сигналы, применение оружия для подачи сигнала тревоги или вызова помощи и т. п.) .

Разнообразие задач, решаемых в процессе административной деятельности ВВС, приводит к использованию в ней различных форм.

Итак, следует сделать следующие выводы:

Формы деятельности ВВС — это организационно-правовое выражение конкретных однородных действий, осуществляемых ВВС с целью практического выполнения возложенных на них задач и функций. Формы деятельности не являются постоянными, они могут меняться в зависимости от обстоятельств выполнения функций ВВС.

Все формы деятельности ВВС являются правовыми, их целесообразно разделять на внешние и внутренние, которые, в свою очередь, могут быть структурными и процессуальными.

В дальнейшем необходимо исследовать содержание и способы деятельности ВВС во время применения различных форм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДО ПИТАННЯ ПРО ФОРМИ ДІЯЛЬНОСТІ ВІДДІЛІВ ПРИКОРДОННОЇ СЛУЖБИ

Ляшук Р. М.

У статті розглядаються поняття і види форм діяльності відділів прикордонної служби. Проаналізовано класифікації форм діяльності відділів прикордонної служби. В результаті дослідження наукових робіт сформовано авторське поняття форм діяльності відділів прикордонної служби.

Ключові слова: форми діяльності, відділи прикордонної служби, Державна прикордонна служба України, охорона державного кордону

TO THE QUESTION «FORMS OF THE BORDER SERVICE DIVISION»

Lyashuk R. M.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 34 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 34. Взаимодействие в защите Государственной границы

Пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации:

оказывают содействие друг другу при выполнении возложенных на них обязанностей по защите Государственной границы;

в пределах установленных настоящим Законом полномочий координируют действия государственных органов, осуществляющих различные виды контроля за поддержанием режимов на Государственной границе, не вмешиваясь в эти действия;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденную приказом ФПС РФ и МНС РФ от 25 декабря 2000 г. N 680/БГ-3-34/455

организуют непосредственно на Государственной границе взаимодействие своих сил и государственных органов, предприятий (независимо от форм собственности), учреждений, организаций, общественных объединений, участвующих в защите Государственной границы или осуществляющих деятельность, затрагивающую интересы защиты Государственной границы. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности и руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, издают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам соблюдения режимов на Государственной границе, обязательные для исполнения всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации;

осуществляют взаимодействие в защите Государственной границы с соответствующими органами, войсками, флотами иностранных государств в порядке, устанавливаемом международными договорами Российской Федерации, в том числе межведомственного характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *