Порядок сертификации продукции в российской федерации

по дисциплине: «Метрология, стандартизация, сертификация»

на тему: «Порядок проведения сертификации продукции в РФ. Схемы сертификации»

Выполнил студент группы

Проверил: _____________________

2009

:

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Принципы и правила проведения сертификации продукции…………………..………4

2. Порядок проведения сертификации продукции…..……………………………………..9

3. Схемы сертификации продукции………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы……………………………………………………….18

Введение

Сертификат (лат. certum – верно + facere – делать) означает «сделано верно». Сертификация представляет собой деятельность направленную на установление и подтверждения соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям.

Для проверки соответствия поставляемой и производимой продукции определенным требованиям используются организационно-технические процедуры, формы и методы для контроля, диагностирования, анализа причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий.

Эти процедуры могут выполняться поставщиком продукции или по его заказу – третьей стороной. Поэтому у потребителя могут возникнуть сомнения в объективности предоставленной ему информации.

Отсюда возникает такое понятие как государственный надзор, осуществляемый органами Госстандарта и Госсанэпидемстанции России.

Наличие и использования такого вида деятельности как сертификация позволяет решить целый ряд важнейших проблем социального и экономического характера.

Особую актуальность сертификации состоит в обеспечении безопасности продукции бытового назначения, охраной здоровья и окружающей среды.

На рынке присутствуют множество товаров как высокого, так и низкого качества. Защитить потребителя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции призвана сертификация.

Сертификация учитывает интересы противоположных сторон в роли своеобразного арбитра в получении объективной оценке качества продукции. Поэтому испытания и принятие решения по их результатам не могут быть доверены ни потребителю, ни производителю, а поручается третьей независимой стороне – организации, чья компетентность, независимость и объективность признаны официально.

В тех случаях, когда продукция может представлять опасность для жизни и здоровья человека, его имуществу или окружающей среде, сертификация регулируется и контролируется исключительно государством.

Таким образом, сертификация призвана защитить потребителя от некачественной и опасной продукции, предоставляя достоверную объективную и точную информацию об ее качестве, освобождая тем самым покупателя от необходимости самостоятельно проводить сложную и трудоемкую оценку качества продукции.

Сертификация в настоящее время является наиболее эффективной формой подтверждения произведенной продукции или услуги установленным на них требованиям и повышения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

1. Принципы и правила проведения сертификации продукции

В начале 90-х годов российский внутренний рынок стреми­тельно заполнялся различными товарами, в основном зарубеж­ного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответ­ствия их качества российским требованиям и нормам, а также и недоброкачественность. Такая ситуация потребовала дейст­венных мер, и как единственная форма подтверждения соот­ветствия была введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков российской системы сертификации. Но следует учесть, что если сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России ее возраст исчисляется девятью годами. Потребность общества в радикальных переменах в эконо­мике, форсируемый переход к рыночным отношениям не дава­ли возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так и нормативное базирова­лось на рекомендациях и руководствах ИСО/МЭК. В послед­ние годы стало очевидным, что отставание практики россий­ской сертификации, ее организации, применение сертифика­ции в качестве единственного способа подтверждения соответ­ствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением в ВТО, также касались и сертификации.

Для решения данной проблемы разработаны меры, изло­женные в Концепции совершенствования системы сертифика­ции и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реа­лизация концепции дает возможность:

  • найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию;

  • создать благоприятный климат для добросовестных и за­конопослушных производителей и поставщиков товаров;

  • обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.

Положительным итогом сертификации в России является создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно потому, что переход к подтверждению соответствия пу­тем декларации изготовителя, по мнению специалистов Гос­стандарта, не потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время и осознание изготовителями их полной ответст­венности за свои заявления и декларации, что, видимо, и со­ставляет основную проблему. Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополне­ний и изменений во все законодательные акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы сертификации и внедрения ее в практику. Конечно, для этого потребуется определенный период, в течение которого будет действовать нормативная база, обеспечивающая серти­фикацию, введенную в России в 1992 г.

Рассмотрим ее организационные и методические принципы:

  • обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

  • объективность и независимость от изготовителя и потре­бителя;

  • профессиональность испытаний;

  • исключение дискриминации по отношению к иностран­ным заявителям;

  • право заявителя выбирать орган по сертификации и ис­пытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;

  • открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответ­ствия;

  • многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

  • использование в деятельности по сертификации реко­мендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организа­ций, положений международных стандартов и других международных документов;

  • признание аккредитации зарубежных органов по серти­фикации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;

  • соблюдение конфиденциальности информации, состав­ляющей коммерческую тайну;

  • привлечение в необходимых случаях к работам по серти­фикации обществ потребителей.

На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции.

По данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасной продукции составляет 90%. Если базироваться на этих данных, то масштаб обязательной сертификации в России при­обрел бы совершенно несоизмеримую с мировой практикой ве­личину не только по объему, но и по затратам. Согласно зада­чам, которые определены Концепцией, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, теперь будут отнесены только те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их выявления необходимо провести соответ­ствующую работу. На сегодняшний день в номенклатуру про­дукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены только те объекты, которые в соответствии с законо­дательством проходят сертификацию в системе ГОСТ Р под ру­ководством Госстандарта РФ. В номенклатуру входят товары для личных нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и услуги тех же профилей. Головной организацией, которая составляет номенклатуру и вносит в нее требуемые коррективы, является ВНИИС.

Правила по проведению сертификации устанавливают об­щие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертифика­ции. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также мо­гут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции.

Для обеспечения возможности признания российских сер­тификатов и знаков соответствия за рубежом правила и реко­мендации составлены в соответствии с действующими между­народными нормами и правилами, изложенными в руково­дствах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европей­ских стандартах, документах других международных и регио­нальных организаций, осуществляющих сертификацию.

Правила включают положения, касающиеся участников сер­тификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.

Основные функции участников сертификации. Национальный орган по сертификации – Госстандарт России формирует госу­дарственную политику в области сертификации и устанавливает общие правила сертификации, проводит государственную реги­страцию систем сертификации, знаков соответствия, ведет их Государственный реестр. В ведении Госстандарта находятся все публикации, касающиеся официальной информации по всем вопросам сертификации.

Правила определяют основные действия и функции, кото­рые осуществляет Госстандарт РФ и другие государственные органы управления по созданию и работе систем сертификации однородной продукции. Они устанавливают процедуры прове­дения сертификации в рамках создаваемой системы, выбирают схемы сертификации, определяют центральные органы системы (если сами не выполняют функции центральных органов), раз­рабатывают правила аккредитации и выдачи лицензий, если система относится к обязательной сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории и вы­дают им соответствующие лицензии.

Указанные выше государственные органы управления осуществ­ляют и контрольные функции: в их ведении находятся организация и проведение государственного контроля и надзора, а также оп­ределение порядка инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией. Госстандарт России выполняет функции и по международным связям в области сертификации: готовит предложения о присое­динении к международным (региональным) системам сертифи­кации; имеет право заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результа­тов сертификации, а также сертификатов и знаков соответствия, протоколов испытаний. Госстандарт, как уже сказано выше, представляет Российскую Федерацию в международных и ре­гиональных организациях, занимающихся вопросами сертифи­кации.

Федеральные органы исполнительной власти, создавшие свои системы обязательной сертификации, имеют право выда­вать сертификаты соответствия и лицензии на использование знаков соответствия. При формировании систем обязательной сертификации Госстандарт РФ и другие государственные орга­ны управления решают вопросы состава, количества и геогра­фического размещения органов по сертификации и испыта­тельных лабораторий.

В соответствии с нормативным правовым актом Правила аккредитации от 31.05.2011 (в редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26 июня 2019 г. № 39) БГЦА осуществляет аккредитацию органов по сертификации.

В соответствии с Правилами аккредитации КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ установлены в соответствии с требованиями основополагающих стандартов (идентичных международным стандартам в области аккредитации) и документами международных организаций по аккредитации ЕА и IAF.

Область аккредитации органов по сертификации описывается с использование кодов области деятельности в сфере оценки соответствия.

Заявка на аккредитацию для органа по сертификации

Паспорт технической компетентности для органа по сертификации

Сравнительный анализ документов для органа по сертификации

Органы по сертификации систем менеджмента

Форма области аккредитации для органов по сертификации систем менеджмента

Образец заполнения области аккредитации для ОС СМ на соответствие требованиям СТБ ISO 9001, СТБ 14001, СТБ 16949, СТБ 18001, СТБ В 15.004, СТБ IS0 IEC 27001, ТКП 019, ТКП 030

Образец заполнения области аккредитации для ОС СМ на соответствие требованиям СТБ ISO 50001

Образец заполнения области аккредитации для ОС СМ на соответствие требованиям ГОСТ ISO 13485

Образец заполнения области аккредитации для ОС СМ на соответствие требованиям СТБ ИСО 22000, СТБ 1470

Образец заполнения области аккредитации для ОС СМ на соответствие требованиям СТБ ISO IEC 27001

Органы по сертификации персонала

Форма области аккредитации органа по сертификации профессиональной компетентности персонала (экспертов-аудиторов)

Образец заполнения области аккредитации органа по сертификации профессиональной компетентности персонала (экспертов-аудиторов)

Форма области аккредитации органа по сертификации персонала в области неразрушающего контроля

Образец заполнения области аккредитации органа по сертификации персонала в области неразрушающего контроля

Форма области аккредитации органа по сертификации персонала в области поверки средств измерений

Образец заполнения области аккредитации органа по сертификации персонала в области поверки средств измерений

Форма области аккредитации органа по сертификации персонала в области сварочного производства

Образец заполнения области аккредитации органа по сертификации персонала в области сварочного производства

Форма области аккредитации органа по сертификации персонала в области экспертизы строительной документации

Образец заполнения области аккредитации органа по сертификации персонала в области экспертизы строительной документации

Форма области аккредитации органа по сертификации персонала в области энергетического обследования организаций

Образец заполнения области аккредитации органа по сертификации персонала в области энергетического обследования организаций

Органы по сертификации продукции/услуг

Форма области аккредитации органа по сертификации продукции/услуг (Национальная система подтверждения соответствия)

Форма области аккредитации органа по сертификации продукции, аккредитованного на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС)

Органы по лесной сертификации

Форма области аккредитации органа по лесной сертификации

Образец заполнения области аккредитации органа по лесной сертификации для ОС лесной продукции

Образец заполнения области аккредитации органа по лесной сертификации для ОС систем лесоуправления и лесопользования

Органы по органической продукции

Образец заполнения области аккредитации органов по органической продукции

Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 32

О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации

(с изменениями от 2 августа 2005 г., 8 декабря 2008 г., 25 июля 2012 г.)

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о регистрации системы добровольной сертификации.

2. Установить плату за регистрацию системы добровольной сертификации, поступающую в федеральный бюджет, в размере одной тысячи рублей.

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Касьянов

Положение о регистрации системы добровольной сертификации

(с изменениями от 2 августа 2005 г., 8 декабря 2008 г., 25 июля 2012 г.)

1. Настоящее Положение определяет порядок регистрации системы добровольной сертификации, созданной в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» юридическим лицом и (или) физическим лицом, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или несколькими такими лицами (далее — лицо, создавшее систему добровольной сертификации).

2. Регистрацию системы добровольной сертификации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее — Агентство).

3. Лицо, создавшее систему добровольной сертификации, или представитель нескольких лиц, создавших систему добровольной сертификации, действующий на основании доверенности, для регистрации системы добровольной сертификации направляет (представляет) в Агентство следующие документы:

а) заявление, в котором указываются:

для юридических лиц — полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, на русском языке и адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке, место жительства в Российской Федерации (указывается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке);

сведения об оплате регистрации системы добровольной сертификации — наименование кредитной организации (наименование и номер ее филиала и дополнительного офиса), дата исполнения платежа, номер платежного поручения;;

б) правила функционирования системы добровольной сертификации (оригинал и копия), устанавливающие:

перечень объектов, подлежащих сертификации, и характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация этих объектов;

правила выполнения предусмотренных этой системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты;

состав участников системы добровольной сертификации;

в) документ, утверждающий изображение знака соответствия системы и порядок его применения, если применение такого знака предусматривается системой добровольной сертификации (оригинал и копия);

г) подпункт признан утратившим силу согласно постановлению Правительства РФ от 25 июля 2012 г. № 768.

Реквизиты лицевого счета для оплаты регистрации системы добровольной сертификации опубликовываются Агентством. Факт оплаты регистрации системы добровольной сертификации подтверждается данными соответствующего территориального органа Федерального казначейства, полученными Агентством по межведомственному запросу.

4. Агентство осуществляет в 5-дневный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, регистрацию системы добровольной сертификации, если наименование системы добровольной сертификации и изображение ее знака соответствия не совпадают с наименованием зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации и изображением ее знака соответствия и указанные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

В случае отказа в регистрации системы добровольной сертификации Агентство направляет в 3-дневный срок лицу, создавшему систему добровольной сертификации, или представителю нескольких лиц, создавших систему добровольной сертификации, уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации с обоснованием принятого решения и возвращает документы.

5. Сведения о лице (лицах), создавших систему добровольной сертификации, о правилах функционирования системы добровольной сертификации, знаке соответствия и порядке его применения включаются в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Лицу, зарегистрировавшему систему добровольной сертификации, или представителю лиц, создавших систему добровольной сертификации, направляются (выдаются) оригиналы документов, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 3 настоящего Положения, с отметкой о регистрации и указанием регистрационного номера и даты регистрации. Копии указанных документов хранятся в Агентстве.

6. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в указанном реестре, предусматривает доступность этих сведений для заинтересованных лиц.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии принимает и публикует в своих печатных изданиях и на официальном сайте рекомендации по форме документов, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения для регистрации.

7. В случае внесения изменений в документы, представленные в Агентство в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 3 настоящего Положения, а также при реорганизации или ликвидации юридического лица или прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя действия лица (лиц), создавших систему добровольной сертификации, которая зарегистрирована в соответствии с настоящим Положением, и Агентства определяются порядком ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядком предоставления сведений, содержащихся в указанном реестре.

8. Агентство через систему межведомственного электронного взаимодействия в течение 1 рабочего дня запрашивает и получает в Федеральной налоговой службе сведения, подтверждающие факт внесения сведений о лице (лицах), создавшем систему добровольной сертификации, в Единый государственный реестр юридических лиц и (или) Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

9. Лицо (лица), создавшее систему добровольной сертификации, для регистрации системы добровольной сертификации вправе представить по собственной инициативе в Агентство копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, сведения об идентификационном номере налогоплательщика.

Глава 5 АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ)

Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей, в том числе потребителей, к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

добровольности;

открытости и доступности информации о процедурах, правилах и результатах осуществления аккредитации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с полномочиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

обеспечения конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аккредитации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

недопустимости предоставления органом по аккредитации платных консультационных услуг.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

2.1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется национальным органом Российской Федерации по аккредитации (далее — национальный орган по аккредитации).

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

3. Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, включая порядок и условия выдачи, переоформления, подтверждения аттестатов аккредитации, приостановления и прекращения их действия, порядок аттестации экспертов по аккредитации, порядок привлечения, отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на основании международных стандартов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

4. Порядок формирования и ведения реестра органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), реестра экспертов по аккредитации и предоставления содержащихся в них сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

Статья 31.1. Национальный орган по аккредитации

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

1. Национальный орган по аккредитации:

осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

выдает аттестаты аккредитации, переоформляет их, подтверждает, приостанавливает или прекращает действие выданных аттестатов аккредитации;

осуществляет проверку соблюдения установленных в отношении органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) требований;

ведет реестр органов по сертификации, аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и экспертов по аккредитации;

участвует в подготовке образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области аккредитации;

участвует в международных организациях по вопросам аккредитации;

взаимодействует с национальными органами иностранных государств по аккредитации;

обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке и правилах осуществления аккредитации;

устанавливает порядок рассмотрения жалоб (претензий) на действия (бездействие) органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

осуществляет иные определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации функции.

2. Национальный орган по аккредитации несет ответственность за принимаемые решения, в том числе решения о выдаче, переоформлении аттестатов аккредитации, об их подтверждении, о приостановлении и прекращении их действия.

Национальный орган по аккредитации должен:

обеспечить объективность и беспристрастность при осуществлении аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и не брать на себя обязательства, из которых прямо или косвенно следовала бы неизбежность аккредитации;

обеспечить равные условия заявителям, претендующим на получение аккредитации, вне зависимости от количества ранее аккредитованных органов по сертификации и ранее аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

обеспечить конфиденциальность информации, полученной от органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) в процессе осуществления их аккредитации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется раскрытие такой информации;

выполнять работы по аккредитации только на основании заявки на аккредитацию, содержащей в полном объеме сведения об органе по сертификации или испытательной лаборатории (центре) и о предполагаемой области аккредитации;

обеспечить свободный доступ к информации об аккредитованных органах по сертификации и аккредитованных испытательных лабораториях (центрах);

информировать органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры) об изменении критериев или правил аккредитации.

Национальный орган по аккредитации должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности, а также от консультаций аккредитуемых органов по сертификации и аккредитуемых испытательных лабораторий (центров).

3. Функции национального органа по аккредитации осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *