Подурец П.А., Нестерова Н.А.
Важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и наиболее важными проблемами являются проблемы повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.
Современные инновационные преобразования носят на практике комплексный и системный характер. Для выпуска новой, конкурентоспособной, наукоемкой продукции необходимы современные технологии и соответственно более сложная техника. Для соединения всех видов инноваций в единую систему требуются более совершенные информационные коммуникации и высокообразованная, профессионально подготовленная рабочая сила.
В этих условиях, чтобы не задержаться на периферии мирового развития, Украине необходимы ускорение инновационного развития и создание собственных эффективных национальных инновационных систем. Важность проблемы многократно возрастает из-за консервации морально и физического устаревшего производственного аппарата, сырьевой направленности производства и экспорта, отставания Украины в инновационном развитии от передовых стран.
Необходимо учитывать наличие разных форм внедрения инноваций в производство. Первая форма обновления производственного аппарата характерна для предприятий машиностроения: выпуск новых конкурентоспособных машин и агрегатов осуществляется в действующих цехах с применением новых технологий, материалов, информационных коммуникаций с установкой новых станков, перепланировкой площадей и изготовлением новой оснастки. Сроки внедрения и дополнительные затраты здесь сравнительно невысокие. Кроме того, многие крупные и средние машиностроительные предприятия имеют собственные научно-исследовательские институты, которые осуществляют комплекс работ по жизненному циклу новых изделий и технологий. В их структуру наряду с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, подготовкой технической документации, изготовлением опытного образца и опытной партии включаются этапы, связанные с подготовкой производства к серийному выпуску и выходом на проектную мощность. Проблема внедрения при первой форме не вызывает особых трудностей.
Вторая форма внедрения инноваций разных видов осуществляется путем технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых цехов и предприятий. Она характерна для непрерывно-поточного, массового и крупносерийного типов производства при массовом обновлении устаревшего производственного аппарата.
Значение стадии внедрения для ускорения инновационного развития экономики обусловлено рядом факторов. Один из них заключается в том, что внедрение — окончательная стадия сложного, дорогостоящего и длительного процесса. Только после завершения стадии эффективного внедрения инноваций на предприятиях и в организациях в оптимальные сроки общество получает реальную отдачу (конечный результат) от затрат на весь инновационный процесс — от фундаментальных исследований до широкого использования материализованных новшеств. Кроме того, общество несет значительные потери, связанные с затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые остаются не внедренными.
Другой фактор связан с тем, что внедрение не только самая важная, дорогостоящая и длительная стадия общего инновационного процесса, на котором проявляются конечные результаты, но и самое отстающее и слабое звено. В Украине и странах СНГ наблюдаются стагнация устаревшего производственного аппарата, медленные темпы его обновления, низкий удельный вес внедрения научных достижений в реальное производство. Износ основных производственных фондов в промышленности Украины составляет более 65%, в 2010 г. доля высокотехнологичной продукции в структуре ВВП составляла всего 0, 7%. Только 771 предприятие внедряло инновации, т. е. 7, 7% общего их количества. Треть ВВП и половину валютных поступлений дает черная металлургия, а в развитых странах 90% прироста валового продукта обеспечивается за счет внедрения новых технологий. В мировой практике считается, что только пятая часть инноваций доходит до стадии завершения и оказывается впоследствии жизнеспособной. В Украине удельный вес внедрения достижений науки заметно ниже — 10%.
Сложилась система, когда ученые не нацелены на внедрение своих открытий в производство, а заинтересованы в выполнении тем исследования, получении патента, подготовке отчета и публикации результатов исследований. В то же время производственники продолжают использовать устаревший производственный аппарат и не проявляют должной активности в поисках и применении прогрессивных инноваций. Этому способствуют не только недостаток инвестиций и отсутствие тесной взаимосвязи науки с производством, но и широкие возможности достижения предприятиями и организациями достаточного благополучия при устаревшем производственном аппарате за счет непрерывного роста цен и тарифов.
В этих условиях те немногие предприятия, которые занимаются инновационной деятельностью, нередко приобретают технологии, машины и аппараты за рубежом и приспосабливают их к своим производственным условиям. Однако нередко импортные новшества оказываются морально устаревшими, не всегда вписываются в существующий производственный процесс и не оказывают положительного влияния на ускорение инновационного развития.
Важное значение для оценки результатов инновационной деятельности компаний и фирм в западных странах уделяется достижению высокой наукоемкости продукции, которая определяется как отношение научных расходов к объему продаж. При этом наукоемкие компании получают налоговые скидки по доходам, направляемые на финансирование научных исследований.
Важная задача современного этапа инновационного развития экономики — преодоление трех стереотипов, которые сложились в течение последних шести десятилетий. Первый заключается в том, что в научно-техническом и инновационном процессе отсутствуют стадии подготовки к внедрению и такие важные ее этапы, как пусконаладочные работы и освоение проектных технико-экономических показателей, новых производств. Второй стереотип означает, что сразу после ввода в эксплуатацию новые производства начинают работать на проектных скоростях и режимах, с проектной себестоимостью и прибылью. Третий — в том, что инновационное развитие экономики зависит только от достижений науки и объема инвестиций, игнорируется необходимость высокого уровня организации внедрения инноваций в производство.
Пока внедрение не станет ключевой проблемой инновационного развития, не будет разработан действенный механизм внедрения инноваций в производство, а менеджеры предприятий не будут экономически заинтересованы в эффективном и массовом обновлении производства, не следует ожидать успехов в инновационной системе развития экономики страны.
Список литературы:
1. Инновационный менеджмент. Сурин А.В., Молчанова О.П., М.: Инфра-М, 2008. — 368 с.
2. Инновационный менеджмент. Мухамедьяров А.М., М.: Инфра-М, 2008. — 176 с.
3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua
— Какую продукцию можно отнести к инновационной для включения ее в планы закупки заказчиков?
— В соответствии с ч. 3.3 ст. 4 от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» план закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2015 № 2258-р), должен содержать перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, определяемом Правительством Российской Федерации.
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» с учетом утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации (утвержденных указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899).
Необходимо отметить, что соответствующие критерии установлены, в частности:
— приказом Минэнерго России от 25.12.2015 № 1026 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
— приказом Минтранса России от 25.08.2015 № 261 «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
— приказом Минсельхоза России от 18.08.2014 № 323 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
— приказом Минкомсвязи России от 10.10.2013 № 286 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
— приказом МЧС России от 14.12.2012 № 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
— приказом Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»;
— приказом Минздрава России от 31.07.2013 № 514н «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
— приказом Минобрнауки России от 01.11.2012 № 881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»;
— приказом ФМС России от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».
В соответствии с данными нормативными правовыми актами для отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции применяются в том числе критерии:
— научно-технической новизны;
— внедрения товаров, работ, услуг;
— экономического эффекта реализации товаров, работ, услуг;
— наукоемкости товаров, работ, услуг;
— высокотехнологичности товаров, работ, услуг;
— соответствия приоритетным направлениям развития науки, технологий Российской Федерации и техники в Российской Федерации (данные приоритетные направления, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899, включают в себя направление энергоэффективности и энергосбережения).
В целях определения возможности отнесения продукции к инновационной и включения такой продукции в планы закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков предлагаем в установленном порядке обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность в соответствующей сфере и утвердивший вышеуказанные критерии плана закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков.
В сборнике отражены результаты статистических обследований, характеризующие инновационные процессы в экономике страны. В динамике представлены сводные показатели, определяющие уровень развития технологических и нетехнологических инноваций, разработанные в соответствии с современными международными стандартами ОЭСР и Евростата. В публикации приводятся статистические данные, отражающие инновационную активность организаций промышленного производства, ряда отраслей сферы услуг, а также результаты экспериментальных обследований строительства и впервые — сельского хозяйства. Подробно рассматриваются ресурсное обеспечение и результативность инновационной деятельности, кооперационные связи, экономические, производственные и иные факторы, препятствующие нововведениям. Данные об экологических инновациях выделены в специальный раздел. Отдельные главы сборника посвящены характеристикам инновационной деятельности в регионах Российской Федерации и международным сопоставлениям, охватывающим широкий круг индикаторов.
При подготовке сборника были использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской комиссии, Евростата, национальных статистических служб зарубежных государств, а также собственные методологические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Наверх
Наглядно о развитии инновационных процессов: итоги 2016 года
Уровень инновационной активности организаций по видам экономической деятельности
Объем и интенсивность затрат на технологические инновации по видам экономической деятельности
Доля средств бюджетов всех уровней в затратах на технологические инновации по видам экономической деятельности
Объем и доля инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности
Ключевые результаты инновационной деятельности (по оценкам организаций)
Основные показатели инновационной деятельности
Наверх
1. Динамика основных показателей инновационной деятельности
1.1. Инновационная активность организаций
1.2. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
1.3. Научно-исследовательские подразделения в организациях, осуществлявших технологические инновации
1.4. Объем инновационных товаров, работ, услуг
1.5. Объем экспорта инновационных товаров, работ, услуг
1.6. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в объеме продаж на внутреннем и внешнем рынках
1.7. Структура экспорта инновационных товаров, работ, услуг
1.8. Рейтинг результатов инновационной деятельности
1.9. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
1.10. Распределение организаций, осуществлявших технологические инновации и участвовавших в технологическом обмене, по странам и регионам
1.11. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации
1.12. Затраты на технологические инновации
1.13. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования
1.14. Удельный вес затрат на отдельные виды инновационной деятельности в общем объеме затрат на технологические инновации
1.15. Рейтинг источников информации для технологических инноваций
1.16. Рейтинг методов защиты научно-технических разработок в организациях, осуществлявших технологические инновации
1.17. Рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям
Наверх
2. Инновационная активность организаций
2.1. Инновационная активность организаций по видам экономической деятельности
2.2. Совокупный уровень инновационной активности организаций по видам экономической деятельности
2.3. Инновационная активность организаций по величине
2.4. Инновационная активность организаций по формам собственности
2.5. Затраты на технологические, маркетинговые, организационные инновации по видам экономической деятельности
2.6. Затраты на технологические, маркетинговые, организационные инновации по величине организаций
2.7. Затраты на технологические, маркетинговые, организационные инновации по формам собственности организаций
2.8. Распределение затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по типам инноваций и видам экономической деятельности
2.9. Распределение затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по типам инноваций и величине организаций
2.10. Распределение затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по типам инноваций и формам собственности организаций
2.11. Интенсивность затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по видам экономической деятельности
2.12. Интенсивность затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по величине организаций
2.13. Интенсивность затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации по формам собственности организаций
2.14. Оценка результатов инновационной деятельности: 2014–2016
Наверх
3. Технологические инновации
3.1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности
3.2. Удельный вес организаций, осуществлявших продуктовые и процессные инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.3. Удельный вес организаций, осуществлявших одновременно технологические и маркетинговые инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.4. Удельный вес организаций, осуществлявших одновременно технологические и организационные инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.5. Показатели, характеризующие технологические инновации в строительстве, по видам экономической деятельности: 2016
3.6. Показатели, характеризующие технологические инновации в сельском хозяйстве, по видам экономической деятельности: 2016
3.7. Структура организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам инновационной деятельности: 2016
3.8. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2016
3.9. Удельный вес организаций, имевших научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения, в их общем числе по видам экономической деятельности
3.10. Число подразделений, выполнявших исследования и разработки, и численность их работников в организациях по видам экономической деятельности
3.11. Удельный вес работников, выполнявших исследования и разработки, в общей численности работников организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.12. Кооперация при разработке технологических инноваций: 2016
3.13. Удельный вес товаров, работ, услуг организаций, осуществлявших и не осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности: 2016
3.14. Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности
3.15. Объем инновационных товаров, работ, услуг по уровню новизны и видам экономической деятельности
3.16. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по уровню новизны и видам экономической деятельности: 2016
3.17. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка сбыта организации, по видам экономической деятельности
3.18. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для мирового рынка, по видам экономической деятельности
3.19. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для организации, но не новые для рынка, по видам экономической деятельности
3.20. Объем инновационных товаров, работ, услуг по государственным и муниципальным контрактам по видам экономической деятельности: 2016
3.21. Экспорт инновационных и не подвергавшихся технологическим изменениям товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности
3.22. Экспорт инновационных товаров, работ, услуг по странам и видам экономической деятельности
3.23. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в их общем числе по видам экономической деятельности
3.24. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2016
3.25. Импорт технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.26. Экспорт технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.27. Формы приобретения технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2016
3.28. Формы передачи технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2016
3.29. Новые технологии (технические достижения), приобретенные и переданные организациями, осуществлявшими технологические инновации: 2016
3.30. Участие организаций в совместных проектах по выполнению исследований и разработок: 2016
3.31. Организации, участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по видам экономической деятельности
3.32. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по странам-партнерам и видам экономической деятельности
3.33. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по типам партнеров и видам экономической деятельности: 2016
3.34. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по типам кооперационных связей и видам экономической деятельности
3.35. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.36. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по типам партнеров и видам экономической деятельности: 2016
3.37. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по типам кооперационных связей и видам экономической деятельности
3.38. Технологическое партнерство при выполнении исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации: 2016
3.39. Затраты на технологические инновации по видам экономической деятельности
3.40. Затраты на технологические инновации по видам инновационной и экономической деятельности: 2016
3.41. Распределение затрат на технологические инновации по видам инновационной и экономической деятельности: 2016
3.42. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования и видам экономической деятельности: 2016
3.43. Распределение затрат на технологические инновации по источникам финансирования и видам экономической деятельности: 2016
3.44. Удельный вес кредитов и займов в общем объеме затрат на технологические инновации по видам экономической деятельности
3.45. Удельный вес субсидий в общем объеме затрат на технологические инновации по видам экономической деятельности
3.46. Удельный вес организаций, получавших финансирование из средств бюджетов всех уровней, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности
3.47. Интенсивность затрат на технологические инновации по видам экономической деятельности
3.48. Организации, осуществлявшие патентную деятельность: 2016
3.49. Удельный вес организаций, патентовавших изобретения, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2016
3.50. Наличие объектов интеллектуальной собственности в организациях: 2016
3.51. Патенты на изобретения в организациях, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: 2016
3.52. Удельный вес организаций, оценивших отдельные источники информации для технологических инноваций как основные, в общем числе организаций
3.53. Удельный вес организаций, оценивших отдельные методы защиты научно-технических разработок как основные, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
3.54. Удельный вес организаций, оценивших отдельные факторы, препятствующие технологическим инновациям, как основные, в общем числе организаций
Наверх
4. Маркетинговые инновации
4.1. Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности
4.2. Кооперация при разработке маркетинговых инноваций: 2016
4.3. Затраты на маркетинговые инновации по видам экономической деятельности
4.4. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды маркетинговых изменений, в общем числе организаций, имевших готовые маркетинговые инновации в течение последних трех лет, по видам инноваций и экономической деятельности: 2016
Наверх
5. Организационные инновации
5.1. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности
5.2. Кооперация при разработке организационных инноваций: 2016
5.3. Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности
5.4. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды организационных изменений, в общем числе организаций, имевших готовые организационные инновации в течение последних трех лет, по видам инноваций и экономической деятельности: 2016
Наверх
6. Инновационная деятельность в регионах Российской Федерации
6.1. Организации, осуществлявшие технологические, маркетинговые, организационные инновации
6.2. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации: 2016
6.3. Объем инновационных товаров, работ, услуг
6.4. Участие организаций в совместных проектах по выполнению исследований и разработок
6.5. Затраты на технологические инновации
6.6. Распределение затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности: 2016
Наверх
7. Экологические инновации
7.1. Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации, в общем числе организаций, имевших готовые инновации в течение последних трех лет: 2015
7.2. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг, в общем числе организаций, осуществлявших экологические инновации: 2015
7.3. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в результате использования потребителем инновационных товаров, работ, услуг, в общем числе организаций, осуществлявших экологические инновации: 2015
7.4. Организации, осуществлявшие экологические инновации, по целям и видам экономической деятельности: 2015
7.5. Удельный вес организаций, использующих систему контроля за загрязнением окружающей среды, в общем числе организаций: 2015
7.6. Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями: 2015
Наверх
8. Международные сопоставления
8.1. Совокупный уровень инновационной активности организаций
8.2. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций
8.3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций по странам, не входящим в Европейский союз: 2016
8.4. Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе организаций: 2016
8.5. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций: 2016
8.6. Основные показатели инновационной деятельности организаций промышленного производства стран СНГ: 2016
8.7. Удельный вес организаций, получавших финансирование из средств бюджета, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
8.8. Интенсивность затрат на технологические инновации
8.9. Структура затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности: 2016
8.10. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
8.11. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка
8.12. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для организации, но не новые для рынка
8.13. Удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации
8.14. Удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по странам-партнерам
8.15. Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации, в общем числе организаций, имевших готовые инновации в течение последних трех лет, по видам инноваций и странам: 2013–2015
Наверх
Последние 15–20 лет тенденции в мировой экономике говорят о массовом переходе государств к инновационной экономике. Россия не исключение. В начале 2000-х годов стала понятна необходимость перехода от сырьевой экономики к экономике инновационной. Именно поэтому, Президент РФ — Владимир Владимирович Путин, в своем письме от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», определил основные задачи для государственной политики на ближайшие 8 лет :
– формирование инновационной системы, предполагающей организацию взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений с промышленными предприятиями, повышения квалификации производственного персонала;
– стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
– создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно -технологические центры, технопарки и т. п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
Решение всех задач, поставленных в письме Президента РФ должны были привести к достижению следующих целей: повысить качество жизни населения, увеличить экономический рост, развить фундаментальную науку, образование, культуру .
В 2006 г. принята Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, определяющая основные направления развития инноваций в России на ближайшее десятилетие .
Но в итоге инновационная политика, проводимая в период с 2002 г. по 2010 г. показала свою несостоятельность. Согласно Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года к концу первого этапа целевые показатели были достигнуты только на 1/3. К тому же, о неэффективности свидетельствует преждевременное её прекращение в декабре 2010 года и представление нового проекта инновационной политики, но уже до 2020 года .
8 декабря 2011 года распоряжением Правительства Российской Федерации принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Целью данной Стратегии является переведение экономики России на инновационный путь развития к 2020 году. Цель характеризуется значениями одиннадцати основных показателей .
Стратегией предусмотрены два этапа реализации. 1 этап — 2011–2013 гг., 2 этап — 2014–2020 гг. Первый этап является в какой-то степени подготовительным, за время которого будут произведены существенные реформы, организованы, проинвестированы и запущены пилотные проекты, которые дадут свои плоды во втором этапе .
Первый этап завершен и имеет свои результаты. Некоторые из них:
– в рамках мероприятий по повышению эффективности российской науки определен ключевой показатель — удельный вес публикаций российских авторов в международном массиве Web of Science. К концу первого этапа он должен был составлять 2,3 %, по факту — 1,58 % ;
– к концу 2013 года войти в ТОП-200 ведущих университетов мира должен был 1 российский университет. МГУ им. Ломоносова это удалось, он занял место в Quacquarelli Symonds World University Rankings войдя в первую 100-ю ;
– уровень инновационной активности организаций промышленности к концу 2013 года составил 10,9 % при целевом показателе 24 % ;
– к концу первого этапа Стратегии затраты на НИОКР должны были составлять 1,5 % от ВВП, по факту — 1,1 % .
После завершения первого этапа Стратегии инновационного развития России сложилась неоднозначная ситуация. Многие из целевых показателей не были достигнуты, а те, что все-таки дошли до целевого показателя по факту были только номинальные. Поэтому, после предоставления отчета о реализации первого этапа Стратегии инновационного развития решением протокола президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 19 декабря 2014 г. № 7 за подписью Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Аналитическому центру поручено подготовить проект актуализированной Стратегии и обеспечить ежегодный мониторинг исполнения показателей Стратегии .
На данный момент начался третий триместр второго этапа Стратегии. Через полтора года ответственным за реализацию Стратегии необходимо будет отчитываться за проделанную работу. Ожидалось, что на данном этапе почти все целевые показатели должны быть близки к заявленным значениям, но не смотря на все мероприятия, призванные увеличить масштаб распространения инноваций, уровень инновационной активности в промышленности упал. Согласно статистике, опубликованной ВШЭ данный уровень в 2017 году, упал до минимума за последние 17 лет и составил 9,2 % .
Более 15 лет Россия проводит инновационную политику, но инновации никак не станут главной частью экономики, в чем же причины? Барьерами распространения инноваций авторы статьи считают:
– российский менталитет, недоверие инновациям, консерватизм, сопротивление переменам;
– отсутствие понимания и потребности в инновациях, навязывание их административно;
– несовершенное законодательство;
– «утечку мозгов» из России;
– отсутствие опыта коммерциализации и внедрения результатов НИОКР;
– отсутствие опыта оценки рисков при коммерциализации и внедрении результатов НИОКР;
– отсутствие оценок спроса на инновационную продукцию;
– «точечное» присутствие инновационной инфраструктуры в регионах и др.;
На пути распространения инноваций присутствует множество барьеров, но государство предпринимает усилия для преодоления сложившийся ситуации.
В 2015 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило пакет из 12 дорожных карт, которые призваны сформировать принципиально новые рынки и создать условия для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Данные проекты — приоритетные направления развития России. Для поддержки этих дорожных карт выделены денежные средства из бюджета. В 2018 году фонд содействия инновациям выделил 3 млрд. руб. и профинансирует 250 проектов направленных на реализацию дорожных карт НТИ. Кроме этого, российская венчурная компания так же выделит 3 млрд. руб. для реализации этих дорожных карт , .
Особенно АСИ подчеркивает, что реализация дорожных карт НТИ основывается на людях, а не институтах, в основе лежат инвестиции, а не отчеты, в приоритете новые рынки, а не развитие «старых» отраслей, отсутствие формальностей .
Но непременно необходимо проводить просветительскую работу с населением, объясняя необходимость инноваций, прививая интерес и создавая дружественную атмосферу в отношении инноваций. Население должно быть открыто к новому и не бояться его.
Особенно важно создать условия, при которых талантливые соотечественники, получившие образование в России, применяли его в интересах и ради развития России. Не уезжали в страны, где для талантливых ученых создается комфортная среда для работы и жизни, необходимо создать такие условия в России.
Бенчмаркинг поможет неопытным в области коммерциализации и внедрения НИОКР ученым и предпринимателям. Необходимо перенимать опыт коллег из дружественных государств, которые имеют большой опыт в области мониторинга рынка, для определения потребности в конкретных инновациях, коммерциализации и внедрения НИОКР, а также определения возможных рисков и их менеджмента.
Данные меры призваны вывести российскую экономику на новый уровень, где основной являются инновации, а не сырьевой потенциал. Это позволит не только ликвидировать технологическое отставание России от ведущих мировых держав, но и позволит экономике стать более гибкой и дать ей возможность меняться в соответствии с возникшими потребностями. Новая экономика позволит генерировать новые продукты и услуги, что в итоге повысит качество жизни, выведя его на качественно новый уровень.
Литература: