Санитарная рубка леса

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»

Вступают в силу обновленные Правила санитарной безопасности в лесах.

Расширена система мер санитарной безопасности в лесах и установлены основные принципы планирования и организации мероприятий по защите лесов.

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.

Также вводиться шкала категорий состояния деревьев, в соответствии с которой будет проводиться оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов. Это позволит своевременно выявлять и в случае необходимости вырубать сухостойные, буреломные, а также аварийные деревья.

Установлены сроки запрета хранения в лесу заготовленной древесины по лесным районам.

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области доводит до Вашего сведения, что с 6 июня 2017 года вступили в силу новые Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах» (далее – Правила).
В связи с вышеуказанным просим неукоснительно руководствоваться положениями Правил при назначении санитарно-оздоровительных мероприятий, либо проведении мероприятий по обеспечению санитарной безопасности на территории лесного фонда Нижегородской области и в обязательном порядке довести Правила до арендаторов лесных участков.

отменен/утратил силу Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

Наименование документ «САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА В ЛЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ред. от 20.01.95) (утв. Приказом Рослесхоза от 18.05.92 N 90)
Вид документа приказ, правила
Принявший орган минприроды рф, рослесхоз
Номер документа 90
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Номер регистрации в Минюсте 58
Дата регистрации в Минюсте 14.09.1992
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 18.05.92 — «Бюллетень нормативных актов министерств
  • и ведомств РФ», N 2, 1993)
Навигатор Примечания

«САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА В ЛЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ред. от 20.01.95) (утв. Приказом Рослесхоза от 18.05.92 N 90)

2. Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах

Цели и виды санитарно-оздоровительных мероприятий

2.1. Санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью комплекса лесозащитных мероприятий и проводятся в целях сохранения биологической устойчивости насаждений, предупреждения широкого развития патологических процессов в лесу, снижения ущерба от вредителей и болезней.

2.2. Предприятия, учреждения, организации и другие юридические и физические лица (далее по тексту — предприятия), осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

а) выборочные санитарные рубки (выборку усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями, пораженных инфекционными болезнями либо поврежденных другими факторами деревьев);

б) сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;

в) уборку захламленности;

г) другие необходимые меры защиты растущего леса и находящейся в лесу древесины от вредителей и инфекционных болезней.

Общий порядок назначения, планирования и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий

2.3. Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основании оценки санитарного состояния лесов с учетом группы и возраста насаждений, их транспортной доступности, а также экономической и экологической целесообразности.

2.4. Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, промышленными выбросами или иными неблагоприятными факторами, а также в очагах болезней и массового размножения вредных насекомых, вызвавших повреждение и гибель деревьев в размерах, угрожающих целостности и устойчивости лесных насаждений, нарушению их целевых функций.

При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий должны соблюдаться требования охраны животного мира, редких и исчезающих видов растений и уникальных растительных сообществ.

2.5. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности.

В лесах заповедников и природных национальных парков санитарно-оздоровительные мероприятия регламентируются положениями о заповедниках и природных национальных парках.

2.6. Санитарно-оздоровительные мероприятия (см. п. 2.2) планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки — также отдельно в объеме прочих рубок.

При планировании объемов санитарно-оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади. Доля ликвидной, в том числе деловой древесины, устанавливается на основании материальной оценки лесосек.

2.7. Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, намеченные при лесоустройстве либо по материалам лесопатологического обследования (Приложение 1), проведенного специалистом службы защиты леса или уполномоченным на это работником лесхоза, служат основанием для планирования этих работ лесхозами.

(в ред.- Приказа Рослесхоза от 20.01.95 N 11)

2.8. Планы санитарно-оздоровительных мероприятий (Приложение 2) составляют ежегодно и корректируют по мере необходимости. Указанные планы составляют с учетом возможных негативных последствий на окружающую среду, предусматривают в них меры по охране редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных природных сообществ, кедровых и других ценных лесов. Составление и корректировка планов проводится с участием специалистов службы лесозащиты.

Утверждают планы государственные органы лесного хозяйства областей, краев и республик в составе России.

2.9. Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней (Приложение 3), с учетом этих показателей при необходимости выписывается лесорубочный билет.

2.10. В районах, где в результате стихийных бедствий, произошли массовые повреждения лесов, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.

Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах в зоне радиационного загрязнения осуществляют, руководствуясь специальными инструкциями.

2.11. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за 3 месяца, а в остальных случаях — не более чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май — август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и снеголома. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за месяц до начала рубки.

2.12. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена своевременная (Приложение 7) вывозка древесины из леса либо ее немедленная окорка или защита иными способами, очистка от порубочных остатков.

Выборочные санитарные рубки

2.13. Выборочные санитарные рубки проводят в насаждениях, где наблюдается повышенное по сравнению с естественным текущим отпадом <*> образование усыхающих, сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, а также пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями, и с иными повреждениями деревьев. При этом средний диаметр деревьев текущего отпада близок или превышает средний.

<*> Примечание. Различают общий и текущий отпад. В общий отпад входят усыхающие деревья, свежий и старый сухостой (IV-VI категории состояния деревьев), в текущий отпад — усыхающие деревья и свежий сухостой (IV, V категории состояния). Текущий отпад считается естественным, если он не превышает в молодняках 4%, средневозрастных — 3%, а в приспевающих, спелых и перестойных — 2% от запаса древостоя. При разработке региональных Санитарных правил эти нормативы уточняются.

2.14. В насаждениях, в которых средний диаметр деревьев текущего отпада ниже среднего, выборка деревьев указанных категорий проводится в порядке плановых рубок ухода. В период между приемами проведения рубок ухода за лесом в лесопарковых частях зеленых зон, городских лесах, лесах музеев — усадеб и других особо ценных лесах выборка отдельных деревьев и уборка захламленности могут проводиться регулярно как дополнительные мероприятия по мере появления сильно поврежденных и усохших деревьев.

2.15. Выборочная санитарная рубка не должна приводить к нарушению жизнеспособности насаждений, значительному снижению их целостности, продуктивности или целевых свойств лесов.

После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, обеспечивающих способность насаждений выполнять после рубки функции, соответствующие категориям защитности этих насаждений.

В насаждениях, для которых в данных условиях характерно низкополотное произрастание древесных пород, в лесах, выполняющих преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции (кроме лесов зон санитарной охраны источников водоснабжения), а также в лесах заповедников, национальных и природных парков снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.

2.16. Конкретные значения, до которых может быть снижена полнота насаждений, устанавливаются в региональных Санитарных правилах с учетом природных особенностей региона, породного состава насаждений, целевого назначения лесов.

2.17. В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30% и более по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

2.18. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждения вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами (Приложения 3, 4).

2.19. При повреждении леса пожаром, ветром, снегом, токсичными газами и другими абиотическими факторами выборку усыхающих и сухостойных деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционными болезнями (Приложение 4).

2.20. Проведение выборочной санитарной рубки разрешается главным лесничим предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства, на основании данных лесоустройства или лесопатологического обследования.

2.21. Отвод лесосек в натуре под выборочные санитарные рубки осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Отбор в рубку и клеймение деревьев производятся под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса.

Рубка незаклейменных деревьев при проведении выборочной санитарной рубки запрещается.

Сплошные санитарные рубки

2.22. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами.

Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

2.23. Сплошные санитарные рубки в лесах, имеющих преимущественно защитное, санитарно-гигиеническое и оздоровительное значение, в лесах памятников природы, заказников и генетических резерватов назначаются в исключительных случаях, когда насаждения полностью утрачивают свои целевые функции.

Сплошные санитарные рубки в лесах I группы других категорий, а также во всех лесах II группы назначаются независимо от возраста в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждение или приводят к снижению их полноты ниже допустимой.

В лесах III группы сплошные санитарные рубки назначаются в средневозрастных и приспевающих насаждениях.

Ослабленные спелые и перестойные насаждения в освоенных лесах III группы назначаются в первоочередную рубку с учетом экономической целесообразности.

При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней после рубки применяются дополнительные меры по предотвращению их разрастания.

За смежными насаждениями устанавливается наблюдение и при необходимости производится выборка больных и свежезаселенных деревьев, а также уборка захламленности согласно приведенным в настоящих Правилах указаниям.

2.24. Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются органом управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации за исключением тех случаев, когда их площадь в лесхозе за год, в результате стихийного бедствия, превышает 1000 га. В этих случаях разрешение выдается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

(в ред.- Приказа Рослесхоза от 20.01.95 N 11)

2.25. Насаждения, намечаемые в сплошную санитарную рубку, должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства.

В состав комиссии включаются главный лесничий (заместитель руководителя) предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства, специалист службы лесозащиты, а при необходимости и другие специалисты.

Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.

Участки леса, намеченные лесоустройством под сплошные санитарные рубки, не требуют обязательной проверки и обследования комиссией.

2.26. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования не более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния (Приложение 4) в количестве не менее 100 деревьев основной породы. Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не менее 2% от его площади; свыше 100 га — не менее 0,5%.

В случае, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке одного участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 шт. на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где они не закладываются.

2.27. Для получения разрешения на сплошные санитарные рубки предприятие, осуществляющее ведение лесного хозяйства, обязано представить государственным органам лесного хозяйства областей, краев и республик в составе России следующие документы:

а) акт проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

б) сводную ведомость насаждений, требующих сплошной санитарной рубки (Приложение 5);

в) сводную ведомость пробных площадей, заложенных в поврежденных или расстроенных насаждениях, потерявших биологическую устойчивость (Приложение 6);

г) выкопировку из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием выделов и их площади, пробных площадей.

2.28. В акте проверки или обследования комиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовозобновления и мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений. Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, — руководителем предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.

2.29. Государственные органы лесного хозяйства, выдающие разрешение на сплошные санитарные рубки, обязаны контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверки.

Уборка захламленности

2.30. Уборка захламленности проводится, как правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями, как самостоятельное мероприятие — при наличии ликвидной древесины в виде бурелома, ветровала, снеголома и т.д. Сроки ее проведения назначаются с учетом требований п. п. 3.8 и 4.1. В лесах, выполняющих преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах, вдоль железных и автомобильных дорог, особо ценных лесных массивах назначается уборка и неликвидной захламленности.

(в ред.- Приказа Рослесхоза от 20.01.95 N 11)

2.31. Уборка захламленности назначается главным лесничим или руководителем предприятия, осуществляющего ведение лесного хозяйства, на основании данных лесоустройства или лесопатологических обследований.

Санитарными называются рубки, проводимые для улучшения санитарного состояния леса, при которой вырубают больные, поврежденные и усыхающие деревья или весь древостой, утративший устойчивость и целевые функции. Однако зачастую под видом больных в лесах вырубают здоровые деревья, вместо сухостоя — годную к промышленной переработке древесину.

Из-за неубранных древесных отходов и поджогов, которыми черные лесорубы заметают следы, возникают крупные лесные пожары

Из регионов регулярно поступают обращения активистов и экологов по поводу обоснованности назначения санитарных рубок на тех или иных лесных делянках. «В ряде случаев подтверждались опасения, что лесопатологи давали подложные заключения, а сроки оформления подобных бумаг и оперативность проведения вырубок наводила на эти мысли и неискушенных общественников. Практика быстрого заметания следов после неправомерных решений лесопатологов наблюдалась и раньше. Этим очень грешили в первую очередь Иркутская область, Бурятия, Забайкалье и Новосибирская область», — рассказал Владимир Гутенев.

На днях активисты выявили грубые нарушения при проведении санитарных рубок и заготовке древесины в Тайшетском лесхозе Иркутской области: вместо больных, поврежденных деревьев и сухостоя уничтожены здоровые деревья, на территории разбросаны порубочные остатки, а протекающий в водоохранной зоне ручей завален бревнами.

Как заявил сопредседатель регионального штаба ОНФ, директор научно-исследовательского института Всероссийского добровольного пожарного общества Сибири Сергей Апанович, в таком состоянии не оставляли лес даже «черные лесорубы». «Нарушения видны воочию — сухостой остался на месте. Покореженные и наклоненные деревья, которые подлежат в первую очередь вырубке и вывозу, остались на месте. Судя по пням, выбиралась только лишь деловая древесина, пригодная для использования в промышленности. Более того, совершили переруб, то есть сверх норматива заготовили», — рассказал Сергей Апанович. Протекающий по территории ручей завален бревнами. Это сделано для того, чтобы тяжелая техника могла переехать ручей и перевозить лес, полагают эксперты, поскольку налицо чисто коммерческая составляющая — необходимо было быстро заготовить и реализовать деловую древесину.

Также эксперты выяснили, что на участке более четырех гектаров работы не проводились: лес там в соответствии с договором не вырублен. Но Тайшетский лесхоз отчитался о том, что лес заготовлен, выполнен весь объем работ и древесина реализована, участковое лесничество работы приняло. Теперь в ситуации будут разбираться правоохранители.

Больной вопрос — статус лесопатологов, которые дают оценку лесов. «Сегодня по конкурсу заходят разные фирмы типа «Рога и копыта», дают заключения, и под видом санитарных рубок вырубается качественный лес, деловая древесина. И так — по всей стране. Необходимы изменения в федеральном законодательстве, чтобы оценку больного леса делали такие профессионалы, которые работают у нас в институте леса. При этом нужно повышать их статус, заработную плату, увеличивать количество людей и прописывать требования, чтобы они несли потом ответственность за это», — заявил на Национальном лесном форуме в Красноярске депутат Заксобрания Красноярского края, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский.

В Совете Федерации создана рабочая группа, которая готовит изменения в лесное законодательство. В Минприроды напомнили, что в июне вступил в силу закон, увеличивший штрафы должностных лиц за сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или за включение недостоверных сведений в акт лесопатологического обследования. Правда, сумма все равно невелика и составляет всего от 5 тысяч до 40 тысяч рублей (5-20 тысяч в отношении обычных лесов и 20-40 тысяч в отношении защитных лесов, особо защитных участков лесов, лесов в границах лесопарковых зеленых поясов), тогда как ущерб от каждой конкретной рубки исчисляется миллионами рублей. Так, в июне был арестован министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда. За его подписью под видом санитарных рубок под пилы ушло 116 га здорового, по мнению прокуратуры и привлеченных ведомством экспертов, леса в заказнике Туколонь на севере региона. В денежном эквиваленте ущерб составил 880 миллионов рублей.

С 2016 года все акты лесопатологических обследований в субъектах РФ размещаются в интернете и подлежат контролю со стороны Рослесхоза. В актах содержится конкретная информация о месте проведения мероприятий с указанием координат, объемах и сроках мероприятий. Однако, по мнению экологов, этого недостаточно.

«Рослесхоз пока не проявляет необходимой эффективности в защите лесов. В частности, с точки зрения создания единой информационной системы ЕГАИС по лесу, которая должна фактически обеспечивать детальный учет и прослеживание каждого заготовленного дерева. Это станет заслоном для «черных лесорубов» и недобросовестных лесопользователей, которые выходят за периметр арендованного участка. Из-за их неубранных древесных отходов и поджогов, заметающих следы, возникают крупные лесные пожары, — считает Владимир Гутенев. — Вся техника, которая задействована не только в заготовке, но и в перевозке незаконных лесоматериалов, должна конфисковываться. А в первую очередь надо усилить ответственность тех надзорных органов и их сотрудников, которые в силу своих должностных обязанностей дают заключения о целесообразности санитарных рубок».

В августе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал поручение о конфискации техники, используемой при незаконных лесных вырубках. «Связь между такими незаконными действиями и пожарами еще предстоит установить. Это невозможно предполагать, — заявил он. — Но тем не менее есть такая точка зрения. Она должна быть подвергнута анализу на уровне правоохранительных органов и специальных надзорных служб». Конфискации подлежат все орудия, которые используются при незаконных рубках леса — это могут быть различные механизмы, устройства, тракторы, а не только пилы.

В этом году Следственный комитет, Генпрокуратура и ФСБ уже проводили параллели между ареалами возникновения пожаров и теми лесными угодиями, которые находятся в пользовании лесных компаний. «Думаю, что анализ данных взаимосвязей позволит выявить возможные нарушения. Конечно, должна быть презумпция невиновности. Но в законодательстве в целях профилактики уже введена такая мера, как предостережение. Я считаю, что лесопользователи и арендаторы, рядом с участками которых возникали пожары, должны получить официальные предостережения от правоохранителей о тех наказаниях и тех уголовных статьях, которые применяются при умышленных поджогах», — резюмирует Владимир Гутенев.

Алексей Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

— При Минприроды сейчас ведется работа по совершенствованию или, может быть, даже принятию нового Лесного кодекса. Это большая и долгая работа, которая затянется, по моему мнению, минимум на полгода, потому что вопрос очень многогранный и актуальный. Он требует дополнительной проработки с субъектами и с научным сообществом.

Основная проблема с тушением лесных пожаров связана с несколькими факторами. Во-первых, в свое время было резко уменьшено число работников лесной охраны. Если в советское время их было 110 000, то сейчас их работает в лесах 10 000. Сейчас необходимо принять новые нормативы для увеличения численности работников лесной охраны до 40 000 человек. Во-вторых, зачастую в регионах отсутствует необходимая техника. Раньше «Авиалесоохрана» обладала достаточно мощным парком самолетов. В настоящий момент они вынуждены либо арендовать какие-то частные самолеты и вертолеты, либо использовать технику Вооруженных сил и МЧС. Пока будут скоординированы все действия и службы, пожар уже приобретает угрожающие размеры.

Подготовил Тимофей Борисов

О Правилах санитарной безопасности в лесах

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2017 года N 607

О Правилах санитарной безопасности в лесах

В соответствии со статьей 60_3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила санитарной безопасности в лесах.

2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст.3431);
пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 46, ст.6339).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила санитарной безопасности в лесах

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 мая 2017 года N 607

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

2. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

а) лесозащитное районирование;

б) государственный лесопатологический мониторинг;

в) проведение лесопатологических обследований;

г) предупреждение распространения вредных организмов;

д) иные меры санитарной безопасности в лесах.

3. Проведение лесозащитного районирования обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства.

4. Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается:

а) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, — Федеральным агентством лесного хозяйства;

б) в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;

в) в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, — Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

г) в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

5. Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются:

а) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, — лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов;

б) на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду:
в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;
в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, — Федеральным агентством лесного хозяйства;
в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, — Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.

6. Порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Документированная информация, получаемая при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах, указанных в подпунктах «в»-«д» пункта 2 настоящих Правил, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр.

8. При осуществлении мер санитарной безопасности в лесах оценка санитарного и (или) лесопатологического состояния лесов проводится в соответствии со шкалой категорий состояния деревьев, приведенной в приложении N 1.

9. Ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом.
Ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.
Ухудшение санитарного и лесопатологического состояния определяется путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующем акте лесопатологического обследования, форма которого устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с показателями, содержащимися в предыдущем акте лесопатологического обследования, а в случае отсутствия такого акта — путем сопоставления с данными проекта освоения лесов, утвержденного в установленном порядке.

10. В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния осуществляются меры санитарной безопасности в лесах, предусмотренные настоящими Правилами.
В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния вследствие чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера ликвидация последствий таких чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими федеральными законами.

11. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений проинформировать об этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — уполномоченные органы). Указанная информация является основанием для проведения лесопатологических обследований.

12. Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также утвержденными в установленном порядке правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.

13. При заготовке древесины, осуществляемой в порядке проведения сплошных рубок насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, учитывается степень повреждения лесных насаждений, являющаяся основанием для корректировки ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

14. При использовании лесов не допускается:
загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;
невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;
уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса;
уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных.
Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.

15. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях.
При разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).

16. При оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам установлены согласно приложению N 2. В зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока.

17. Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещается.

18. Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана инсектицидами или окорена (кора сожжена с соблюдением утвержденных в установленном порядке правил пожарной безопасности в лесах). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходим срочный вывоз этой древесины из леса.

19. Для защиты неокоренной древесины в штабелях используют опрыскивание пестицидами в соответствии с Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее — Федеральный закон) и с учетом требований санитарных правил, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — гигиенические требования).

20. При использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов.

21. Не предоставляются для заготовки живицы лесные участки, расположенные в очагах вредных организмов до их ликвидации, а также насаждения, ослабленные и поврежденные вследствие воздействия лесных пожаров, вредных организмов и других негативных факторов.

22. В лесных насаждениях, отведенных для заготовки живицы и древесного сока, до начала их заготовки вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

23. Заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, елей для новогодних праздников, лесной подстилки), а также заготовка пищевых лесных ресурсов осуществляются способами, исключающими возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев.

24. Использование пестицидов и агрохимикатов для ведения сельского хозяйства в лесах осуществляется в соответствии с Федеральным законом и гигиеническими требованиями.

25. Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

26. При развешивании аншлагов не допускается их крепление к деревьям.

27. При обустройстве противопожарных дорог, разрывов и минерализованных полос не допускается заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков.

28. При организации временных аэродромов и вертолетных площадок, а также обустройстве противопожарных разрывов срубленная древесина должна быть своевременно вывезена, окорена, утилизирована или обработана инсектицидами.

29. При обустройстве противопожарных водоемов не допускается подтопление окружающих лесных насаждений.

30. В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат сжиганию, мульчированию или вывозу в места, предназначенные для переработки древесины.

31. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

32. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

33. Проведение обработок пестицидами лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом и гигиеническими требованиями.

34. В лесопарковых зонах и зеленых зонах запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

35. При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации.

36. В отношении лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, установленный в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации, разрешается рубка только погибших экземпляров.

37. В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

38. В лесах запрещается посадка зараженных вредными организмами растений.

39. В очагах хрущей, а также на свежих песчаных и супесчаных почвах лесные культуры создаются с предварительным протравливанием пестицидами корней саженцев перед их посадкой, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом и гигиеническими требованиями.

40. В насаждениях с участием ели и (или) пихты 7 и более единиц в составе в качестве рубок ухода проводятся только рубки осветления и прочистки в молодняках. Рубки прореживания и проходные в указанных насаждениях не проводятся.

41. В сосновых культурах при рубках ухода в очагах хрущей и соснового подкорного клопа не допускается снижение полноты ниже 0,7, сохраняется примесь лиственных пород (до 2-3 единиц в составе) и подлесок.

42. В сосновых культурах с наличием очагов корневой губки запрещается проведение рубок ухода линейным способом.

43. Лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

44. Вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований настоящих Правил, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1. Шкала категорий состояния деревьев

Приложение N 1
к Правилам санитарной
безопасности в лесах

Категория

Внешние признаки деревьев

состояния деревьев

хвойные

лиственные

1 — здоровые
(без признаков ослабления)

крона густая (для данной породы, возраста и условий местопроизрастания); хвоя (листва) зеленая; прирост текущего года нормального размера

2 — ослабленные

крона разреженная; хвоя светло-
зеленая; прирост уменьшен, но не более чем наполовину; отдельные ветви засохли

крона разреженная; листва светло-зеленая; прирост уменьшен, но не более чем наполовину; отдельные ветви засохли; единичные водяные побеги

3 — сильно ослабленные

крона ажурная; хвоя светло-
зеленая, матовая; прирост слабый, менее половины обычного; усыхание ветвей до 2/3 кроны; плодовые тела трутовых грибов или характерные для них дупла

крона ажурная; листва мелкая, светло-
зеленая; прирост слабый, менее половины обычного; усыхание ветвей до 2/3 кроны; обильные водяные побеги; плодовые тела трутовых грибов или характерные для них дупла

4 — усыхающие

крона сильно ажурная; хвоя серая, желтоватая или желто-
зеленая; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей

крона сильно ажурная; листва мелкая, редкая, светло-зеленая или желтоватая; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей

5 — свежий сухостой

хвоя серая, желтая или красно-
бурая; кора частично опала

листва увяла или отсутствует; ветви низших порядков сохранились, кора частично опала

5_а — свежий ветровал

хвоя зеленая, серая, желтая или красно-бурая; кора обычно живая, ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней

листва зеленая, увяла, либо не сформировалась; кора обычно живая, ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней

5_б — свежий бурелом

хвоя зеленая, серая, желтая или красно-бурая; кора ниже слома обычно живая, ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны

листва зеленая, увяла, либо не сформировалась; кора ниже слома обычно живая, ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны

6 — старый сухостой

живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; стволовые вредители вылетели; в стволе мицелий дереворазрушающих грибов, снаружи плодовые тела трутовиков

6_a — старый ветровал

живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней; стволовые вредители вылетели

6_б — старый бурелом

живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны; стволовые вредители выше места слома вылетели; ниже места слома могут присутствовать: живая кора, водяные побеги, вторичная крона, свежие поселения стволовых вредителей

7 — аварийные деревья

деревья со структурными изъянами (наличие дупел, гнилей, обрыв корней, опасный наклон), способными привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба населению или государственному имуществу и имуществу граждан

Приложение N 2. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам

Приложение N 2
к Правилам санитарной
безопасности в лесах

Лесные районы

Срок запрета
хранения заготовленной
древесины

Район притундровых лесов и редкостойной тайги Европейско-Уральской части Российской Федерации, Западно-Сибирский, Среднесибирский, Восточно-
Сибирский и Дальневосточный районы притундровых лесов и редкостойной тайги

с 1 июня по 1 августа

Северо-таежный район европейской части Российской Федерации, Северо-
Уральский таежный район, Западно-Сибирский северотаежный равнинный район, Среднесибирский плоскогорный таежный район, Восточно-Сибирский таежный мерзлотный район

с 1 июня по 1 августа

Карельский, Балтийско-Белозерский, Двинско-Вычегодский, Средне-
Уральский, Западно-Уральский, Камчатский, Нижнеангарский и Среднеангарский таежные районы, Западно-Сибирский средне-таежный равнинный район

с 15 мая по 15 августа

Южно-таежный район европейской части Российской Федерации, Западно-
Сибирский южно-таежный равнинный район, Верхнеленский и Дальневосточный таежные районы

с 15 мая по 15 августа

Район хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части Российской Федерации

с 1 мая по 1 сентября

Приамурско-Приморский хвойно-широколиственный район

с 1 мая по 1 сентября

Лесостепной район европейской части Российской Федерации,
Южно-Уральский лесостепной район, Западно-Сибирский подтаежно-
лесостепной район

с 15 апреля
по 15 сентября

Среднесибирский подтаежно-лесостепной район, Забайкальский и Дальневосточный лесостепные районы

с 15 апреля
по 15 сентября

Район степей европейской части Российской Федерации

с 15 апреля по 15 сентября

Район полупустынь и пустынь европейской части Российской Федерации

с 1 апреля по 1 октября

Северо-Кавказский и Крымский горные районы

с 1 апреля по 1 октября

Алтае-Саянский горно-таежный район, Байкальский и Забайкальский горные лесные районы, Забайкальский горно-мерзлотный район

с 15 мая по 15 августа

Алтае-Саянский горно-лесостепной район

с 15 апреля
по 15 сентября

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 29.05.2017,
N 0001201705290016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *