Штрафы по охране труда в 2018 году

Изменения законодательства по штрафам вступили в силу в 2015 году. Наиболее важными из них является диверсификация ответственности за нарушение норм, предусмотренных трудовым правом и правилами ОТ, а также увеличение суммы штрафов за них.

Штрафы за нарушения правил охраны труда

Какие штрафы предусмотрены за нарушения?

Ранее ответственность за нарушение законодательных норм о труде, а также охраны труда, регулировались ст. 5.27 КоАП. Причем размер налагаемого штрафа не превышал 50 000 рублей.

На сегодняшний день несоблюдение предусмотренных требований установлено в отдельных статьях КоАП. В каждой из них выделяются отдельные составы правонарушений, которые по мнению законодателя являются серьезными. Ответственность за них стала более строгой. Например, отдельную категорию составляют нарушения касательно неправильного составления трудовых договоров. В 2020 году предельная ответственность равна 100 000 рублей.

Нововведения являются своеобразным сигналом для работодателей, не соблюдающих закон, о том, что специальные органы будут отслеживать работу каждого предприятия более тщательно.

Формулировка нарушений правил ОТ ранее была общая. Соответственно инспекторы применяли санкции за все имеющиеся нарушения в совокупности в процессе проведения проверок. После изменения законодательства и выделения разных составов нарушений, штрафы будут начисляться за каждый из них по отдельности, суммируясь.

Увеличение штрафов

Размеры административных штрафов были значительно увеличены. Ранее их предельная сумма на одно должностное лицо составляла 5 000 рублей, а в 2020 году она может достигнуть до 40 000 рублей. Для юридических лиц эти цифры выросли с 50 000 до 200 000 тысяч рублей.

Наибольшему повышению подверглись санкции за нарушение норм охраны труда. Предельный размер штрафа может составить 80 000 рублей. За отдельные нарушения это сумма достигнет 130 000 рублей.

Таковыми являются, например, направление работников к выполнению прямых обязанностей без наличия надлежащего медицинского осмотра и знания правил охраны труда.

Безусловно, представленная норма закона формулируется таким образом, что каждое нарушение является отдельным составом в отношении конкретного работника. Если ранее предприятие, в котором большое количество рабочих не обучались правилам охраны труда оплачивала штраф 50 000 рублей, то сейчас обязаны заплатить установленный размер штрафа для каждого сотрудника отдельно.

Также в законодательстве появилось предупреждение, которое представляет собой новое административное наказание.

На первый взгляд, для предпринимателей оно выгоднее, так как не требует оплаты штрафа, но обязательным условием введения данного наказания является размещение информации о выявленных нарушениях в СМИ.

Неоднократное нарушение установленных законом требований при заключении трудового договора или повторное нарушение при оформлении гражданско-правового договора вместо трудового наказывается дисквалификацией должностных лиц на срок от одного до трех лет. То есть, в данном случае административные штрафы вводиться не будут, и законодательно предусматриваются более жесткие меры наказания.

Увеличение срока давности

Важным изменением также стало увеличение срока давности привлечения к административной ответственности с двух месяцев до одного года. Например, если предприятие нарушило установленные законодателем требования, юридическое или физическое лицо до наступления плановой проверки могло решить эту проблему. Работодатели не могли привлекаться к административной и иной ответственности, если все обнаруженные несоответствия не были найдены повторно более чем за два месяца до проверки, так как истекал срок давности. На сегодняшний день избежать ответственности не получится. Это невозможно, даже если нарушения устраняются сразу же после обнаружения. Работодателям необходимо проверять соблюдение всех законодательных норм о труде и охране труда. При обнаружении нарушений их нужно устранить незамедлительно, что позволит уменьшить риски привлечения к ответственности.

Таблица штрафов

Нарушение Ответственность Статья КоАП
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили требования охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 2000 до 5000 руб. Для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб. Для организаций – штраф от 50 000 до 80 000 руб. ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили установленный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или не провели ее вовсе Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб. ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке: обучения и проверки знаний требований охраны труда; обязательных медицинских осмотров (предварительного, периодического, ежедневного); обязательных психиатрических освидетельствований Для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 15 000 до 25 000 руб. Для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб. ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 20 000 до 30 000 руб. Для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб. ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили требования охраны труда. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по соответствующей части ст. 5.27.1 КоАП РФ Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Статьей 362 ТК РФ предусмотрено, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

В ТК РФ достаточно четко и подробно изложены основные права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, относятся:

· обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

· предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

· выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату;

· обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

· исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, работодатель привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера нарушения трудовых прав работника, степени тяжести нарушений и некоторых других обстоятельств. Поэтому за нарушение трудового законодательства предусмотрены различные виды юридической ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная (ст. 419 ТК РФ).

Административная ответственность

Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным. Так, по данным Федеральной инспекции труда РФ, в 2003 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 73 тыс. руководителей и других ответственных должностных лиц организаций.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда. Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права. Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами. Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица, в том числе и за допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, в случае если в статьях #M12293 1 901807667 3867774713 101 791792389 1126311823 1540216064 77 2355477346 4разделов I#S, #M12293 2 901807667 3867774713 9990011 445735324 803632489 860518139 217114040 2554165331 3423425444III#S, #M12293 3 901807667 3867774713 31828 4019165398 3464 31648068 3137 1151662651 2657473655IV#S, #M12293 4 901807667 3867774713 114 450738501 3277815433 3464 31648068 3137 1151662651V#S КоАП РФ не указано, что установленные указанными статьями нормы применяются только к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»; ст. 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»; ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)».

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ст. 19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение (необоснованный отказ в предоставлении объяснений) законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного взыскания в виде штрафа, налагаемых судом.

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, которая назначается судом. Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут.

В 2003 г. по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено 212 протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято 52 решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

Столь жесткая мера ответственности применялась, как правило, в отношении руководителей организаций, имеющих длительную и значительную по объему задолженность по заработной плате перед работниками. Так, в ходе проверки ООО «Парковка» (г. Кольчугино, Владимирская область) Госинспекцией труда была выявлена задержка выплаты заработной платы 18 работникам за август-сентябрь 2003 г. в размере 55,025 тыс. руб. Причиной образования задолженности явилось непринятие администрацией должных мер по взысканию дебиторской задолженности.

В адрес генерального директора Мухина В.Н. Госинспекцией труда было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также в суд были направлены материалы для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности в виде дисквалификации. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кольчугино от 13 ноября 2003 г. Мухин В.Н. был дисквалифицирован сроком на один год.

Также за нарушение сроков выплаты заработной платы по представлению Госинспекции труда в Республике Северная Осетия —Алания постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Северно-Западного МО г. Владикавказа от 1 июля 2003 г. был дисквалифицирован сроком на один год директор ООО «Севкавлифт» Мельницкий А.Ю.; постановлением судьи Ирафского районного суда Республики Северная Осетия — Алания от 3 декабря 2003 г. на такой же срок был дисквалифицирован начальник ГУП «Чиколинское ДРСУ» Гатиев Е.Ц.

В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

В 2003 г. органами Федеральной инспекции труда РФ было проведено более 264 тыс. различных проверок, по результатам которых в адрес руководителей и других ответственных должностных лиц организаций было выдано более 239 тыс. предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.

Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя

Материальная ответственность работодателя выражается в возмещении работнику материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться.

Так, работодатель обязан возместить работнику материальный ущерб в случае незаконного отстранения от работы, его увольнения или перевода на другую работу, отказа от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении на прежней работе, задержки выдачи трудовой книжки, внесения в нее неправильной или несоответствующей законодательству формулировки причины увольнения, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором (ст. 234 ТК РФ).

Кроме того, в отличие от ранее действующего законодательства о труде работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы в форме уплаты процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выражается в применении к ним мер дисциплинарного характера в виде наложения дисциплинарных взысканий, таких как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренных ст. 192 ТК РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вышестоящими в порядке подчиненности должностными лицами как по собственной инициативе, так и по представлениям органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе органов Федеральной инспекции труда РФ.

Так, в 2003 г. по результатам проверок, проведенных Федеральной инспекцией труда РФ, за допущенные нарушения трудового законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено почти 25 тыс. должностных лиц организаций.

Уголовная ответственность

За наиболее грубые нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, наступает уголовная ответственность. Так, в соответствии со ст. 145 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов.

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил по охране труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. За это преступление предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет. Если эти действия повлекли по неосторожности смерть человека, то они наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без этого срока.

Предусмотрена также уголовная ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 145-1 УК РФ).

Именно за соблюдением трудового законодательства, его неукоснительным исполнением следит Государственная инспекция труда в Ростовской области. Одним из основных направлений в деятельности Инспекции труда по-прежнему остается надзор и контроль над соблюдением работодателями законодательства об охране труда и снижением производственного травматизма.
Наибольшее число нарушений, выявленных в прошлом году инспекторами по охране труда, составляют нарушения по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда (3741), обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (1092), соблюдение установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах (1189), проведения медицинских осмотров работников (620).
При этом госинспекторами по охране труда для устранения выявленных нарушений трудового законодательства выдано 3125 предписаний. Только о запрещении к использованию средств индивидуальной защиты работников в связи с несоответствием требованиям охраны труда было выдано 55 предписаний. Об отстранении от работы лиц в связи с непрохождением подготовки по охране труда в текущем отчетном периоде было выдано 227 предписаний.
Значительно возрос и такой показатель, как количество оформленных и направленных в судебные органы протоколов о временном запрете деятельности производственных участков (три протокола) и о временном запрете эксплуатации оборудования (60 протоколов).
С целью рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве, в органы прокуратуры и следствия был направлено 143 материала.
Еще одним направлением, составляющим достаточно большую долю в надзорно-контрольной деятельности Гострудинспекции, по-прежнему остается рассмотрение обращений граждан в связи с нарушением их трудовых прав.
Наибольшее количество обращений традиционно поступает по вопросам оплаты труда и невыплаты окончательного расчета — 5743 обращения, по вопросам оформления и расторжения трудовых договоров — 859 обращений, по вопросам невыдачи работодателем трудовой книжки при увольнении — 562 обращения, незаконного увольнения 566 обращений, вопросам расследования и учета несчастных случаев — 128 обращений, вопросам соблюдения требований охраны труда и техники безопасности — 331 обращение.
Важно также отметить, что в начале текущего года произошли изменения в трудовом законодательстве. Изменений не так много, но они крайне важны для развития социально-трудовых отношений.
Так, с 1 января 2015 года внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, до одного года увеличены сроки давности для привлечения работодателей к ответственности за нарушение трудового законодательства. Штраф за повторное нарушение трудового законодательства составляет от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 70 тысяч рублей для хозяйствующих субъектов.
С целью легализации трудовых отношений в ТК РФ внесены изменения, в том числе по вопросам установления трудовых отношений в случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора. А за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусматривается наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, от 5 до 10 тысяч рублей.
Организацию, то есть юридическое лицо, в этом случае оштрафуют на сумму от 50 до 100 тысяч рублей. Причем за повторное аналогичное нарушение директора дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет, индивидуальный предприниматель будет оштрафован на сумму от 30 до 40 тысяч рублей, а фирма заплатит штраф от 100 до 200 тысяч рублей.
Согласно ч. 23 ст. 19.5. Административного кодекса за неисполнение предписания государственного инспектора труда должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет, а юридическому лицу это обойдется в сумму от 100 до 200 тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель также будет подвергнут штрафу в размере от 30 до 50 тысяч рублей.
Хотелось бы обратить внимание работодателей и работников Ростовской области на необходимость серьезного изучения этих и других изменений в трудовом и административном законодательстве, на повышение ответственности должностных лиц предприятий и организаций за неукоснительное соблюдение новых требований закона.
Тем более что приказом Роструда утвержден План мероприятий, которым предусмотрено в том числе проведение плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам охраны труда, оформления трудовых отношений, легализации заработной платы в субъектах Российской Федерации с целью принятия эффективных мер по результатам проверок по устранению и предупреждению правонарушений, привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности, а также выявления типовых нарушений в отраслях экономики для выработки рекомендаций работодателям по их устранению.

С целью легализации трудовых отношений в ТК РФ внесены изменения, в том числе по вопросам установления трудовых отношений в случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора. А за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора предус­матривается штраф.

На основании ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана возместить этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

За что несет материальную ответственность работодатель, говорится в гл. 38 ТК РФ:

  1. За незаконное лишение работника возможности трудиться (ст. 234).
  2. За ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235).
  3. За задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику (ст. 236).
  4. За причинение морального вреда (ст. 237).

Рассмотрим сказанное подробнее.

Незаконное лишение возможности трудиться. Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

  • незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
  • отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
  • задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

Относительно отстранения работника можно сказать, что случаи, когда таковое возможно, прямо названы в кодексе – ст. 76 (появление сотрудника на работе в состоянии опьянения, непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда и пр.), 327.5, 330.5, 330.5, 331.1, 348.5, 351.1 ТК РФ (эти нормы устанавливают дополнительные основания отстранения в отношении отдельных категорий работников – педагогов, спортсменов, иностранцев и пр.) – и некоторых федеральных законах. Например, если сотрудник ОВД не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, до вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Любое отстранение работника по основаниям, не установленным законодательством, считается незаконным.

Незаконным будет признано и отстранение, совершенное с нарушением процедуры (допустим, отсутствуют документ-основание отстранения (медицинское заключение, акт о нахождении работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и т. д.), объяснение работника, приказ об отстранении).

При незаконном переводе, например, когда работодатель в нарушение положений ст. 72 и 73 ТК РФ переводит работника на другую нижеоплачиваемую работу без его согласия, работнику возмещается разница в заработке.

И конечно, в случае, когда работник незаконно уволен (что установлено судом), работодателю также придется выплатить средний заработок за время вынужденного прогула.

Фото: www.ru.freepik.com

В силу ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе лица, незаконно уволенного или незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Про задержку выдачи трудовой книжки скажем пару слов. Статья 84.1 ТК РФ обязывает работодателя выдавать ее работнику в день прекращения трудового договора. При этом запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи.

При задержке выдачи трудовой книжки по вине работодателя, внесении в нее неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок. Днем увольнения в этом случае считается день выдачи трудовой книжки.

Обратите внимание:

Работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случае, когда в день прекращения трудового договора работник отказался ее получать или отсутствовал, а работодатель направил работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении по пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 или п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с ч. 2 ст. 261 ТК РФ.

Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствует оформлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате ему среднего заработка за все время вынужденного прогула (ст. 394 ТК РФ).

Ущерб имуществу работника. В соответствии с ч. 1 ст. 235 ТК РФ работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба. При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре.

Обязанность работодателя возместить ущерб возникает в случаях, когда ущерб нанесен имуществу работника в процессе трудовой деятельности или в связи с выполнением трудовой функции. Следует учитывать, что ответственность работодателя за ущерб наступает при доказанности наличия условий, предусмотренных ст. 233 ТК РФ: каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба, – то есть при причинении имуществу работника ущерба доказать его размер должен сам работник.

Заявление работника о возмещении ущерба направляется работодателю. Последний обязан рассмотреть такое заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

Задержка выплат работнику. Статьей 236 ТК РФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока (см. схему) выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Важно, что обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Например, если согласно правилам внутреннего трудового распорядка зарплата за первую половину месяца выплачивается 20-го числа, а работодатель производит выплату 26-го числа, то за 5 дней работодатель должен начислить компенсацию за задержку выплат.

Заработная плата

Выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня

Отпускные

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала

Выплаты при увольнении

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику производится в день увольнения. Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете

Отметим еще один важный нюанс, связанный с задержкой выплат работнику. Согласно ст. 142 ТК РФ при задержке выплаты заплаты более чем на 15 дней работник имеет право, известив в письменной форме работодателя, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом в период приостановки работы сотрудник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Также за ним сохраняется средний заработок.

Моральный вред. Право работника на возмещение морального вреда предусмотрено ст. 237 ТК РФ. Напомним, что моральным вредом являются физические или нравственные страдания, вызванные неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 151 ГК РФ).

Компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда устанавливается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.02.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Административная ответственность.

В отличие от материальной ответственности, административную может нести не только вся организация в целом, но и ее руководитель. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ).

Ответственность наступает за совершение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

К сведению:

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Кто является должностным лицом, поясняется в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Мы не будем приводить текст нормы, а сделаем лишь вывод из нее: должностное лицо в целях применения административного законодательства – это руководитель организации, но не инспектор отдела кадров, специалист по охране труда и пр.

Административные правонарушения выявляются в ходе проверок, проводимых органами государственного (муниципального) контроля и надзора. Правонарушения в области трудового законодательства выявляются прокурорами и инспекторами ГИТ.

Отметим, что Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ была изменена ст. 5.27 КоАП РФ, а также введена новая статья – 5.27.1, которая определила новые составы административных правонарушений. Назовем некоторые из них:

Фото: www.ru.freepik.com

  • фактическое допущение к работе работника лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор);
  • уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения;
  • невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее МРОТ;
  • нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В качестве мер административной ответственности для работодателя предусмотрены штрафы (до 200 000 руб.) и приостановление деятельности организации на срок до 90 суток, для должностных лиц – штрафы (до 40 000 руб.) и дисквалификация сроком до трех лет.

Напомним, что дисквалификация заключается в лишении права:

  • замещать должности государственной гражданской и муниципальной службы;
  • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,
  • осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11 КоАП РФ).

Караются штрафами и такие административные правонарушения, как уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению и пр. (ст. 5.28 – 5.34 КоАП РФ).

Уголовная ответственность.

Как ни странно, за нарушения трудового законодательства может последовать и уголовная ответственность. Задачами таковой являются охрана прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств, обеспечение безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Уголовной ответственности подлежат только физические лица, то есть руководители и иные должностные лица организации.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления – виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления бывают небольшой тяжести (максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы), преступления средней тяжести (максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы), тяжкие преступления (срок наказания не превышает десяти лет) и особо тяжкие преступления (срок наказания – десять лет и более).

В УК РФ предусмотрено четыре статьи, в которых названы преступления, которые касаются трудовых отношений и влекут уголовную ответственность.

  • статья 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина);
  • статья 143 (нарушение требований охраны труда);
  • статья 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет);
  • статья 145.1 (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат).

Например, нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, в силу ст. 143 УК РФ может повлечь:

  • штраф в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет либо принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

При этом ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

Подведем итог.

Самые распространенные виды ответственности за нарушения трудового законодательства – материальная (за незаконное лишение работника возможности трудиться, за ущерб, причиненный имуществу работника, задержку выплаты заработной платы) и административная (за нарушения положений актов, содержащих нормы трудового права). Причем к первой работодатель привлекается по нормам Трудового кодекса, а ко второй – по нормам административного законодательства.

Нести ответственность за нарушение трудового законодательства может как должностное лицо, так и организация. Привлекать к ответственности могут и инспекторы ГИТ, и суды.

Лучше всего не нарушать норм трудового законодательства, и тогда проблем с контролирующими органами (да и с работниками) возникать не будет.

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2017 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *