Статья 381 п 25

Вопрос: по вопросу освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет.

Ответ:

КОМИТЕТ ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПИСЬМО

от 12 февраля 2018 года N 01-02-209/18-0-1

Комитет финансов Санкт-Петербурга рассмотрел обращение по вопросу применения налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 24 пункта 1 статьи 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон Санкт-Петербурга N 684-96), и сообщает, что Положением о Комитете финансов Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 N 721, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга о налогах и сборах, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем следующее.

В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Статьей 381.1 НК РФ установлено, что с 01.01.2018 налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 НК РФ, применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 4-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 с 01.01.2018 от уплаты налога на имущество организаций освобождены организации в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет.

Действие указанной региональной льготы распространяется на движимое имущество, отвечающее условиям подпункта 24 пункта 1 статьи 4-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96, дата приобретения которого не превышает трехлетнего срока с даты выпуска. При этом в облагаемую налоговую базу по налогу на имущество организаций стоимость такого имущества должна быть включена в месяце, следующем после месяца, в котором истек трехлетний срок с даты его выпуска.

Под термином «выпуск» промышленной продукции в нормативных правовых актах Российской Федерации понимается «изготовление» продукции.

Приказом ВНИИ стандарта от 09.07.1993 N 18 утверждены «Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93» (далее — Рекомендации), которые содержат термины и определения основных понятий, применяемых в Системе разработки и постановки продукции на производство при создании, производстве и эксплуатации или потреблении продукции.

Согласно пункту 1.5.6 Рекомендаций изготовителем является предприятие (организация, объединение), осуществляющее выпуск продукции. В соответствии с пунктом 1.1.14 Рекомендаций под объемом выпуска (продукции) понимается количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений, изготовляемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени (ГОСТ 14.004-83).

В судебной практике момент выпуска товара в обращение обусловлен по времени датой изготовления товара (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 N 09АП-7491/2017-ГК, от 16.08.2017 N 09АП-32129/2017).

По мнению Комитета финансов, дата выпуска приобретенного основного средства может быть определена на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и иных средств маркировки производителя, а также на основании заключения независимой экспертизы.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Согласно названным правовым актам аналитический учет затрат, связанных со строительством и приобретением основных средств, монтажом оборудования, оборудованием, требующим монтажа, оборудованием, не требующим монтажа, а также прочим затратам по капитальным вложениям ведется по бухгалтерскому счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Сформированная первоначальная стоимость указанных объектов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на соответствующие счета по учету основных средств.

Таким образом, при создании объекта основных средств подрядным или хозяйственным способом дата выпуска таких объектов определяется датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основного средства.

Аналогичные выводы содержатся в письме Минфина России от 23.01.2018 N 03-05-04-01/3204.

Согласно пункту 1 статьи 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, и в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.

Пунктом 1 статьи 382 НК РФ установлено, что сумма налога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

При этом на основании пункта 3 статьи 382 НК РФ сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, и в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.

Принимая во внимание вышеизложенное, в отношении имущества, находящегося на балансе организации или на отдельном балансе ее обособленного подразделения, местонахождением которых является Санкт-Петербург, организация вправе применять налоговые льготы, установленные законами Санкт-Петербурга.

Председатель Комитета

А.А.Корабельников

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

Внимание! Статья актуальна до 31.12.2018. С 01.01.2019 п. 25 ст. 381 НК РФ утрачивает силу, а движимое имущество исключается из числа объектов налогообложения.

П. 25 ст. 381 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 381 НК РФ

П. 25 ст. 381 НК РФ: вопросы и ответы

Поможет ли статья 381 НК РФ сэкономить?

Мечта любого лица, занимающегося коммерческой деятельностью, — заработать побольше без лишних затрат. Способов, помогающих компаниям, не нарушая установленных норм и правил, избавлять себя от излишних материальных трат, не так много. Такую возможность предоставляет, в частности, ст. 381 НК РФ. Из ее содержания становится ясно, когда можно сэкономить на уплате имущественного налога.

Это достижимо только в том случае, если имущество (автомобили, станки, оборудование) принадлежит фирме и признается в ее учете амортизируемым имуществом. Так что если компания использует только арендованный офис и транспорт, положения ст. 381 НК РФ сэкономить не помогут.

Если у вас есть имущество, нелишним будет свериться с перечнем организаций, которым разрешено законно не платить налог на него. А вдруг и вам повезет?

Кто освобождается от уплаты налога на имущество, см. .

Но к сожалению, большинство коммерческих фирм в этот список не попадают и полностью освободиться от налога не смогут. Так, в перечень льготников по ст. 381 НК РФ включены учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общественные организации инвалидов и др.

В отношении физлиц указанная статья не применяется.

Далее рассмотрим вопросы, связанные с особенностями применения п. 25 ст. 381 НК РФ в 2017-2018 годах.

Согласно этому пункту от налога освобождается движимое имущество, учтенное у юрлица после 01.01.2013, за исключением полученного:

  • от взаимозависимого лица;
  • в результате ликвидации или реорганизации.

С 01.01.2017 эти исключения не применяются для железнодорожных подвижных составов, произведенных после 01.01.2013.

С 2018 года на применение п. 25 ст. 381 НК РФ влияет введенная в кодекс в 2017 году новая ст. 381.1, передающая право принятия решения о применении освобождения от уплаты налога по движимому имуществу регионам.

Подробнее об этом изменении читайте в статье «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года».

В этой связи если в регионе на начало 2018 года не было принято решение о таком освобождении, то движимое имущество, учтенное у налогоплательщика после 01.01.2013, должно облагаться налогом на имущество.

См., например: «Отмена налога с движимого имущества — Москва это уже делает».

А о том, как менялся налог на имущество для юрлиц в последние годы, читайте: «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество».

Что такое движимое имущество?

Прежде чем говорить о преимуществах, скрытых для юрлица в ст. 381 НК РФ, разберемся с термином «движимое имущество», ведь именно оно является предметом льготы.

В обыденном понимании мы называем движимыми объекты, которые перемещаются в пространстве — либо сами (например, автотранспорт), либо их кто-то переносит (вещи, предметы). Однако для норм п. 25 ст. 381 НК РФ такая характеристика не будет точной.

Попытку охарактеризовать движимые предметы предприняли чиновники Минфина России (письмо от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5322). Они пришли к выводу, что, если вещи можно переместить без ущерба для их состояния и при этом не пострадают иные объекты, из состава которых они изымаются, можно говорить о движимом имуществе.

О подходе ФНС к классификации объектов на движимые и недвижимые читайте .

От того, насколько верно вы разграничите свои активы на движимость и недвижимость, зависит достоверность величины имущественного налога.

К примеру, сложности могут возникнуть при классификации водопровода и канализации, расположенных в помещении. По сути, это трубопроводы и иные конструктивные элементы, которые можно разобрать и перенести в другое место. Но Минфин думает иначе и не признает их движимостью (письмо от 15.08.2013 № 03-04-06/33238). Другой пример — кабельные линии. Судьи и чиновники относят их к движимым предметам (п. 5 постановления Правительства РФ от 11.02.2005 № 68, письмо Минфина России от 27.03.2013 № 03-05-05-01/9648).

Не все однозначно и в отношении часто используемых большинством юрлиц систем кондиционирования воздуха и сигнализации. Если их конструктивные элементы встроены в стены помещения, это недвижимость, но если они поддаются разборке без нанесения повреждений зданию, это движимые объекты (письмо Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960).

Подробнее о принципах формирования налога на имущество читайте в материале «Какой порядок расчета налога на имущество организаций?».

См. также: «Льготу по движимому имуществу при камералке попросят подтвердить документально».

Как взаимозависимость мешает льготе?

П. 25 ст. 381 НК РФ свидетельствует, что если фирма купила движимый объект у взаимозависимого лица, то его стоимость надо учесть при расчете имущественного налога. Взаимозависимым лицам посвящена ст. 105.1 НК РФ, из п. 1 которой становится понятно, что их главный признак — возможность влиять на условия и (или) итоги сделок между ними.

Перечень таких лиц приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Очень важно скрупулезно оценивать сторону, передающую объекты, ведь от этого непосредственно зависит, можно ли будет воспользоваться налоговым послаблением по п. 25 ст. 381 НК РФ. Так, участие России и ее субъектов, а также муниципальных образований в российских фирмах не означает, что эти фирмы взаимозависимы (письмо Минфина от 28.05.2015 № 03-05-05-01/30848). Главное — были ли стороны таковыми на момент передачи движимых объектов.

Подробнее о налогообложении имущества, полученного от взаимозависимых лиц, читайте в статьях:

  • «Когда взаимозависимость важна для налога на имущество»;
  • «Движимость движется к взаимозависимой фирме и обратно — право на льготу теряется».

Страдает ли движимое имущество 1-й и 2-й групп от взаимозависимости лиц?

ВАЖНО! Чтобы правомерно сэкономить, применяя подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, необходимо правильно отнести имущество к амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Подробнее о нюансах расчета налога по движимому имуществу читайте в материале «Налогообложение движимого имущества: изменения-2017, 2018».

Какие коды в 2018 году указывать налогоплательщику, претендующему на льготу по п. 25 ст. 381 НК РФ?

Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям контролеров. В своих письмах они советуют писать в строке 130 раздела 2 авансового расчета по имущественному налогу код 2012000. Через дробь после этого кода нужно вписать номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется льгота (письма ФНС от 24.05.2018 № БС-4-21/9062, от 14.03.2018 № БС-4-21/4786@).

Подробнее о том, как правильно заполнить отчетность по движимому имуществу мы рассказывали , а здесь вы найдете пример заполнения льготной строки.

ВАЖНО! В 2018 году действуют форма и формат представления электронной налоговой декларации и расчетов по авансовому платежу по имущественному налогу, утв. приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. А с отчетности за 1 квартал 2019 года вводятся новые формы отчетности.

О том, как правильно оформить декларацию по налогу на имущество, читайте в статье «Нюансы заполнения декларации по налогу на имущество».

Может ли АО воспользоваться льготой по п. 25 ст. 381 НК РФ после перерегистрации?

П. 25 ст. 381 НК РФ не только дает организациям налоговое послабление, но и ограничивает их в его применении. К примеру, льгота не дается, если собственность поступила к налогоплательщику после реорганизации или ликвидации юрлица.

Правомерно встает вопрос: если по требованию закона организация обязана преобразоваться из ОАО в публичное АО, возможно ли продолжать применять послабление по п. 25 ст. 381 НК РФ?

ВАЖНО! В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ, чтобы АО приобрело статус публичного, ему нужно либо включить в устав и фирменное наименование указание на то, что оно является таковым, либо публично размещать ценные бумаги.

Позиция чиновников вас порадует. В письме Минфина от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111 сказано, что не является реорганизацией (ликвидацией) юрлиц факт приведения учредительных документов и названия компании, созданной до дня вступления в силу закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ. Следовательно, причин для отказа от льготы нет.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

До 2018 года вопрос о применении льготы в отношении движимого имущества решали федеральные власти. Сравним механизм налогообложения движимого имущества до 1 января 2018 года и после.

Льгота по движимому имуществу: до и после 2018 года

В 2017 году С 1 января 2018 года
У всех организаций есть льгота по движимым основным средствам 3 — 10 амортизационных групп, принятым на учет после 1 января 2013 года. Они облагались налогом, только если получены в результате реорганизации или ликвидации организаций, а также от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ).

По общим правилам, облагаются все движимые ОС, которые относятся к 3 — 10 амортизационным группам. Это, например, автомобили, мебель медицинская, парикмахерские кресла.

Не облагаются движимые ОС только, если в субъекте РФ принят закон, устанавливающий соответствующую льготу. Регионы, которые решили не продлевать освобождение от обложения налогом на имущество движимых ОС, вправе установить ставку налога, не превышающую этот максимум.

Что относить к движимому имуществу? – ФНС России рекомендует руководствоваться письмом Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12

С 2018 года регионы действуют по одному из следующих вариантов (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ):

  • освобождают от налога на имущество движимое имущество (при наличии определенных условий);
  • для всего движимого имущества вводят льготную ставку (максимум — 1,1%);
  • вводят сочетание этих двух правил (как в примере, приведенном далее в статье).

Регионы могут оказаться в числе «молчунов» — тогда для компании действует общий порядок: движимые ОС входящие в 3 — 10 амортизационные группы, принятые на учет после 1 января 2013 года, облагают по ставке 1,1%. Исключение одно — для Крыма и Севастополя действует ставка 1%.

Что делать, если регион неожиданно ввел льготу по движимому имуществу с 2018 года

Сдавайте налоговую отчетность правильно Будьте в курсе изменений и актуальных вопросов учета по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам Экспресс-курс

Если ваш регион принял льготу по движимому имуществу в течение 2018 года, то, по сути, она принята «задним числом». Если вы узнали об этом в середине года, то не надо переделывать расчет авансового платежа по налогу на имущество за предыдущие отчетные периоды. Можно будет учесть льготу за налоговый период при сдаче декларации.

Если решите не переделывать расчеты с учетом льготы, то при проверках это ничем не грозит. Переплата по авансовому платежу примется в зачет по итогам за налоговый период.

Пример, как правильно считать авансовый платеж при льготе и ставке 1,1%

Условие: средняя стоимость ОС 3 -10 амортизационных групп за полугодие — 50 000 000 руб., в т.ч. движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013, — 10 000 000 руб. По региональному закону льготируется имущество с даты выпуска которого прошло не больше 3 лет. Средняя стоимость такого имущества — 2 000 000 руб. Остальное движимое имущество облагается по ставке 1,1%. Общая ставка налога — 2,2%.

Решение:

Коды льгот по налогу на имущество: порядок отражения в Расчете и декларации

Код льготы в Расчете Код льготы в декларации Комментарий эксперта
Строка 130 «Код налоговой льготы» Строка 160 «Код налоговой льготы»

В первой части укажите код льготы в соответствии с Приложением № 6 к Порядку заполнения расчета. Например:

  • код льготы 2014000 указывают, если применяют льготу на основании международного договора;
  • 2012000, если льгота установлена на региональном уровне, за исключением льгот в виде понижения ставки налога (код льготы 2012400) и в виде уменьшения суммы налога (код льготы 2012500).

Только при указании льготы 2012000 заполняйте вторую часть строки 130 (160) — номер, пункт и подпункт статьи регионального закона, которыми установлена льгота. По льготам с кодами 2012400 и 2012500 строку 130 (160) не заполняйте.

Строка 160 «Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) Строка 200 «Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки)

Заполняйте по региональному законодательству.

  • в первой части — код налоговой льготы 2012400;
  • во второй части — статья, пункт и подпункт в законе субъекта РФ, в соответствии с которым предоставлена льгота.

Если ваша организация не относится к налогоплательщикам, для которых установлена льгота в виде понижения ставки, в этой строке ставьте прочерк.

Строка 190 «Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)» Строка 240 «Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)»

Заполняйте только, если закон субъекта РФ установил для отдельной категории налогоплательщиков налоговую льготу в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет:

  • в первой части показателя укажите код налоговой льготы 2012500;
  • во второй части — номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется льгота.

Куда делся код льготы 2010257 с 2018 года?

Обращаем внимание, что код льготы 2010257 применялся для федеральной льготы согласно п. 25 ст. 381 НК РФ. Федеральная льгота действовала до 1 января 2018 года.

С 2018 года движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, освобождено от налога на имущество только в том случае, если региональное законодательство предусматривает эту льготу. Таким образом, код льготы 2010257 больше не используется (письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786@). Вместо этого для льготы по движимому имуществу, принятому к учету после 1 января 2013 года, используется код 2012000.

Также в связи с передачей из федеральной в регионы льгот и по п. 21 ст. 381 НК РФ нельзя в 2018 году применять коды:

  • 2010337 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.06.2015 № 600;
  • 2010338 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222.

Рекомендации бухгалтерам по сдаче отчетности по налогу на имущество

Отчитываясь за налоговые и отчетные периоды 2018 года, надо обязательно знать не только федеральное законодательство, но и региональное. Особое внимание — на кодировку льгот, которые переданы на откуп регионам.

Помним, что в ряде регионов льгота по движимому имуществу имеет ограниченный срок действия. Пока законодатели обсуждают отменить или нет взимание налога на имущество с движимого имущества, бухгалтеру надо хорошо ориентироваться в действующем законодательстве. А в условиях быстро меняющегося механизма налогообложения имущества, надо также знать законодательство за прошлые годы, дабы дать грамотное пояснение своих действий налоговикам при налоговой проверке.

Дополнительно по теме: письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786 «О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»

Повышение квалификации и профпереподготовка для бухгалтеров и кадровых специалистов в Контур.Школе. Обновите знания и получите документ об обучении.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в случае перерегистрации акционерных обществ в связи с внесением изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождаются от налогообложения с 1 января 2015 года организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.

Поэтому движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013 — 2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Кроме того, частью 10 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *