Статья 5 307 ФЗ обязательный аудит

Ниже приводится некоторые обстоятельства, при наличии которых отчетность организации за 2019 год подлежит обязательному аудиту:

Акционерные общества

  • Гражданский кодекс РФ (пункт 5 статьи 67.1)

  • Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

  • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (пункт 3 статьи 88)

Организации, объем выручки которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей

  • Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Организации, которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

  • Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (статья 5) «О консолидированной финансовой отчетности»

Жилищные накопительные кооперативы

  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (статья 54)

Застройщики

  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (статья 3)

Саморегулируемые организации

  • Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (статья 12)

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И

МОДЕЛЬ СВОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ

ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Примерное аудиторское заключение

и авторская модель сводной финансовой отчетности

предприятия подготовлены Н.Каримовым и Т.Джураевым.

Предлагаемая модель сводной финансовой отчетности условного Предприятия ”РАВШАН”, составлена в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета и национальными стандартами аудиторской деятельности. Также при подготовке данной модели авторами были использованы материалы международного стандарта аудита N 700 ”Аудиторское заключение по финансовой отчетности”, утвержденного Советом Международной федерацией бухгалтеров.

Данная модель включает в себя информацию, которая должна быть раскрыта на основании стандартов, утвержденных Министерством финансов Республики Узбекистан. Примечания, которые приведены в данной условной модели сводной финансовой отчетности, не следует рассматривать как единственно приемлемую форму аудиторского заключения. Данная модель сводной финансовой отчетности не охватывает все условно возможные примечания, которые необходимо представить в аудиторском заключении согласно НСАД. В зависимости от сложившейся ситуации может понадобиться раскрыть или дополнить аудиторское заключение более детальными примечаниями, с целью обеспечения достоверности финансовой отчетности. На основании вышеизложенного данная модель сводной финансовой отчетности носит рекомендательный характер при составлении аудиторского заключения.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аудиторское заключение должно включать информацию о масштабе аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с НСАД. Под ”масштабом” понимаются возможности аудитора выполнять аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах. Такая информация необходима пользователю как подтверждение, что аудит был проведен в соответствии с установленными стандартами или принятой практикой.

Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен в целях получения разумной уверенности, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Аудиторское заключение пишется на фирменном бланке аудиторской фирмы, который может включать:

— юридический адрес и телефоны аудиторской организации;

— номер лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, дату выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию;

— номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской организации;

— номер расчетного счета аудиторской организации;

Аудиторское заключение должно описывать аудит, включая:

(а) проверку на основе тестирования доказательств, подтверждающих суммы и раскрытия в финансовой отчетности;

(б) оценку принципов бухгалтерского учета, использованных при подготовке финансовой отчетности;

(в) значимые оценки, сделанные руководством субъекта при подготовке финансовой отчетности;

(г) оценку общего представления финансовой отчетности.

Заключение должно включать заявление аудитора о том, что аудит предоставляет разумную основу для выражения мнения.

Ниже приведен пример освещения указанных выше аспектов в параграфе «Масштаб аудита»:

”Аудит проведен нами в соответствии с национальными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит в целях получения разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включает проверку на основе тестирования доказательств, подтверждающих суммы и раскрытия в финансовой отчетности. Аудит также включает оценивание используемых принципов бухгалтерского учета и значимых оценок, сделанных руководством субъекта, а также оценку общего представления финансовой отчетности. Мы считаем, что проведенный нами аудит предоставляет разумную основу для выражения нашего мнения”.

ПАРАГРАФ «МНЕНИЕ»

Аудиторское заключение должно содержать мнение аудитора о том, дает ли финансовая отчетность правдивое и достоверное отражение (или представлена достоверно по всем существенным аспектам) в соответствии с концептуальной основой представления финансовой отчетности, а также, где уместно, о том, соответствует ли финансовая отчетность законодательным требованиям.

Для выражения мнения аудитора используются термины «дает правдивое и достоверное отражение» или «представлена достоверно по всем существенным аспектам», которые являются эквивалентными. Оба термина, среди прочего, указывают на то, что аудитор рассматривает только те вопросы, которые являются существенными для финансовой отчетности.

В дополнение к выражению мнения о правдивом и достоверном отражении (или достоверном представлении по всем существенным аспектам) может оказаться необходимым включить в Аудиторское заключение мнение о том, соответствует ли финансовая отчетность прочим установленным требованиям соответствующих законов или нормативных правовых актов.

Ниже приведен пример освещения указанных выше аспектов в параграфе «Мнение»:

«По нашему мнению, финансовая отчетность дает правдивое и достоверное отражение (или ”представлена достоверно по всем существенным аспектам”) финансового положения Предприятия по состоянию на 31 декабря 200Х года, а также результатов ее финансово-хозяйственной деятельности и движения денежных средств за год, истекший на указанную дату, в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета».

Такое указание поможет лучше понять, какие принципы бухгалтерского учета были использованы при подготовке финансовой отчетности.

ДАТА ОТЧЕТА

Аудитор должен датировать отчет на момент завершения аудита. Этим он информирует пользователя о том, что рассмотрел влияние событий и операций на финансовую отчетность и на Аудиторское заключение, которые стали известны ему и произошли до этой даты.

Поскольку аудитор несет ответственность за составление аудиторского отчета по финансовой отчетности, подготовленной и представленной руководством субъекта, он не должен датировать отчет числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством субъекта.

АДРЕС АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аудиторское заключение должно указывать местонахождение офиса аудитора, ответственного за проведение аудита.

ПОДПИСЬ В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ

Аудиторское заключение должно быть подписано аудитором от имени аудиторской фирмы. Аудиторское заключение обычно подписывается от имени аудиторской фирмы, так как фирма берет на себя ответственность за аудит.

МНЕНИЕ БЕЗ ОГОВОРОК

Мнение без оговорок должно быть выражено в том случае, когда аудитор приходит к выводу, что финансовая отчетность дает правдивое и достоверное отражение (или представлена достоверно по всем существенным аспектам) в соответствии с установленной концептуальной основой представления финансовой отчетности. Мнение без оговорок косвенно указывает также на то, что любые изменения в принципах бухгалтерского учета или в методах их применения, а также влияние этих изменений надлежащим образом определены и раскрыты в финансовой отчетности.

Ниже приведен пример полного аудиторского заключения, объединяющего в себе основные элементы, о которых было сказано и которые были освещены выше. Это заключение является примером выражения мнения без оговорок.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(СООТВЕТСТВУЮЩИЙ АДРЕСАТ)

«Мы аудиторы (Ф.И.О.) провели аудит прилагаемого бухгалтерского баланса Предприятия ”РАВШАН” по состоянию на 31 декабря 200Х года и связанного с ним отчета о финансовых результатах, а также отчета о движении денежных средств за год, истекший на указанную дату. Ответственность за эту финансовую отчетность несет руководство Предприятия. Наша ответственность заключается в выражении мнения по этой финансовой отчетности на основе проведенного нами аудита.

Аудит проведен нами в соответствии с национальными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит в целях получения разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включает проверку на основе тестирования доказательств, подтверждающих суммы и раскрытия в финансовой отчетности. Аудит также включает оценивание используемых принципов бухгалтерского учета и значимых оценок, сделанных руководством предприятия, а также оценку общего представления финансовой отчетности. Мы считаем, что проведенный нами аудит предоставляет разумную основу для выражения нашего мнения.

По нашему мнению, финансовая отчетность дает правдивое и достоверное отражение (или ”представлена достоверно по всем существенным аспектам”) финансового положения Предприятия по состоянию на 31 декабря 200Х года, а также результатов ее финансово-хозяйственной деятельности и движения денежных средств за год, истекший на указанную дату, в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета».

АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Дата

Адрес

МОДИФИЦИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудиторское заключение рассматривается как модифицированное

в следующих ситуациях:

при наличии вопросов, не оказывающих влияния на мнение аудитора

(а) пояснительный параграф.

при наличии вопросов, оказывающих влияние на мнение аудитора

(б) мнение с оговорками,

(в) отказ от выражения мнения или от составления

аудиторского заключения

(г) отрицательное мнение.

Единообразие формы и содержания каждого вида модифицированного заключения будет способствовать пониманию таких отчетов пользователем

ВОПРОСЫ, НЕ ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ

НА МНЕНИЕ АУДИТОРА

В определенных обстоятельствах Аудиторское заключение может быть модифицировано путем добавления пояснительного параграфа для того, чтобы выделить вопрос, влияющий на финансовую отчетность, который включен в примечание к финансовой отчетности, где данный вопрос обсуждается расширенно. Добавление такого пояснительного параграфа не влияет на мнение аудитора. Желательно, чтобы данный параграф следовал за параграфом «Мнение» это указывает на тот факт, что мнение аудитора в данном аспекте не имеет оговорок.

Аудитор должен модифицировать Аудиторское заключение путем добавления параграфа для того, чтобы выделить существенный аспект в отношении проблемы непрерывной деятельности.

Аудитор должен рассматривать возможность модифицирования аудиторского заключения путем добавления параграфа в случае значительной неопределенности (отличной от проблемы непрерывной деятельности), разрешение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую отчетность. Неопределенность представляет собой ситуацию, исход которой зависит от будущих действий или событий, не находящихся под прямым контролем субъекта, но которая может повлиять на финансовую отчетность.

Ниже приведен пример пояснительного параграфа в аудиторском заключении в случае значительной неопределенности:

«Не делая оговорок в нашем мнении, мы обращаем внимание на Примечание ”X” к финансовой отчетности. Предприятие является ответчиком по делу о нарушении определенных патентных прав и взыскании роялти, а также убытки от финансовых санкций. Предприятие подало встречный иск, и сейчас проходят предварительные слушания, а также идет процесс предоставления документов суду по обоим искам. Окончательный результат дела не может быть определен в настоящее время, а финансовая отчетность не предусматривает резерва по любому обязательству, которое может возникнуть».

Добавление параграфа, акцентирующего внимание на проблеме непрерывной деятельности или на значительной неопределенности, обычно является адекватным ответственности аудитора при представлении аудиторского заключения по таким вопросам. Тем не менее, в крайних случаях, например, в случае многочисленных неопределенностей, значительных для финансовой отчетности, аудитор может посчитать уместным не добавлять пояснительный параграф, а отказаться от выражения мнения.

Помимо использования пояснительного параграфа в отношении вопросов, оказывающих влияние на финансовую отчетность, аудитор может также модифицировать Аудиторское заключение посредством использования пояснительного параграфа (предпочтительно после параграфа «Мнения») в отношении вопросов, отличных от оказывающих влияние на финансовую отчетность. Например, если необходимо внести поправки в прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность, а субъект отказывается вносить эти поправки, аудитору необходимо рассмотреть возможность включения в Аудиторское заключение пояснительного параграфа, в котором раскрывается информация о существенной непоследовательности. Также пояснительный параграф может быть использован, когда в отношении представления аудиторского заключения существует дополнительная ответственность, установленная законодательством.

ВОПРОСЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ

НА МНЕНИЕ АУДИТОРА

Возможно, аудитор не сможет выразить мнение без оговорок при наличии одного из следующих обстоятельств, последствия которого, согласно суждению аудитора, сказываются или могут сказаться существенным образом на финансовой отчетности:

(а) ограничение масштаба работы аудитора;

(б) несогласие с руководством субъекта относительно приемлемости выбранной учетной политики, метода ее применения или адекватности раскрытые в финансовой отчетности.

Обстоятельства, изложенные в пункте а), могут привести к выражению мнения с оговорками или к отказу от выражения мнения. Обстоятельства, изложенные в пункте б), могут привести к выражению мнения с оговорками или отрицательного мнения.

Мнение с оговорками должно выражаться в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что мнение без оговорок не может быть выражено, однако последствия любого разногласия с руководством субъекта или ограничение масштаба аудита не являются настолько существенными и глубокими выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговорками должно выражаться следующим образом — «за исключением» влияния, оказываемого фактором, к которому относятся оговорки.

Отказ от выражения мнения должен выражаться в том случае, когда возможное влияние ограничения масштаба является столь существенным и глубоким, что не позволяет аудитору получить достаточные, соответствующие аудиторские доказательства и, следовательно, выразить мнение по финансовой отчетности.

Отрицательное мнение должно выражаться в том случае, когда влияние разногласия является столь существенным и глубоким для финансовой отчетности, что аудитор приходит к выводу: выражение мнения с оговорками в отчете является неадекватным раскрытию информации, вводящей в заблуждение или представляющей неполную картину финансовой отчетности.

Всякий раз, когда аудитор выражает мнение, отличное от мнения без оговорок, в Аудиторское заключение должно быть включено четкое изложение всех реальных причин этого и, если возможно, количественное описание возможного/ых влияния/ий на финансовую отчетность. Обычно эта информация излагается в отдельном параграфе, предшествующем параграфу, где выражается мнение или отказ от выражения мнения, и может включать ссылку на более расширенное обсуждение, если таковое существует, в примечании к финансовой отчетности.

Обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от мнения без оговорок:

ОГРАНИЧЕНИЕ МАСШТАБА

В последнее время в деловой среде и интернете широко проходит обсуждение вступивших в силу с сентября 2014 г. поправок в Гражданский кодекс, которыми изменены статус и правовое положение большинства коммерческих и некоммерческих организаций. Указанные поправки в значительной степени коснулись акционерных обществ, которые законодатель разделил на публичные и непубличные вместо прежних ОАО и ЗАО.

Не обошли изменения и права акционерных обществ в части проведения ежегодного аудита. В этой связи недоумение у многих вызвал п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, который прямо указал на необходимость проведения аудита для подтверждения годовой бухгалтерской отчетности всеми без исключения акционерными обществами. В то же время действующее законодательство об аудиторской деятельности прямо предусматривает проведение обязательного аудита только открытыми акционерными обществами, закрытые же акционерные общества были обязаны проводить аудит при превышении ими финансовых показателей, определенных законодательством.

Не секрет, что на территории РФ зарегистрированы и фактически действуют множество закрытых акционерных обществ, которые осуществляют хозяйственную деятельность в незначительных объемах и новое требование о проведении аудита является для них обременительным. Да и для активных участников рынка — закрытых акционерных обществ, показатели деятельности которых не превышают значение установленных законодательством объемов, новое требование влечет необходимость несения дополнительных расходов, которые, особенно с учетом финансовой ситуации на рынке, явно нежелательны.

Нельзя не отметить и то, что акционерами многих ЗАО являются один или несколько человек, которые отлично понимают финансовое состояние своих организаций и не видят необходимости в подтверждении годовой отчетности внешним аудитором.

В этой связи возникает вопрос: если законодательство об аудиторской деятельности по-прежнему требует проведения обязательного аудита только открытыми акционерными обществами, а согласно поправкам ГК РФ закрытые акционерные общества не перешли в статус публичных, зачем новые поправки требуют проведения аудита в ЗАО, несмотря на то, что в их положении ничего кардинальным образом не изменилось? И действительно ли согласно ГК, с учетом положений других законов, требуется проведение аудита в непубличных акционерных обществах?

Ответ нам видится следующим:

  • Во-первых, совершенно очевидным, в части требования о проведении аудита, является положение п. 5 ст. 67.1 ГК РФ не разграничивающее в этой части обязанности публичных и непубличных акционерных обществ. Причем путем сопоставления с п. 4 этой же статьи, можно установить для каких организационно-правовых форм проведение аудита остается правом, а для каких обязанностью.
  • Во-вторых, нельзя не обратить внимание на ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ (того самого закона, который ввел поправки в ГК РФ), согласно которому законодательные акты, не приведенные в соответствие с ГК в новой редакции, подлежат применению в части, ему не противоречащей. Тут, как раз, на наш взгляд, и возникает противоречие между п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности и п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, поскольку Закон об аудиторской деятельности устанавливает обязанность по проведению аудита лишь для части акционерных обществ, в то время как ГК РФ для всех без исключения. Нельзя забывать и об отсылочной норме п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, предусматривающей проведение обязательного аудита и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • В-третьих, ошибочным является мнение многих о том, что публичное акционерное общество — это аналогия ОАО, а непубличное — ЗАО. При детальном прочтении п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, становится очевидным, что публичным является акционерное общество, ценные бумаги которого публично размещаются или публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Рассмотрев же Закон о рынке ценных бумаг, станет ясным, что под понятие публичного акционерного общества не подпадает большинство созданных в России ОАО. Новоиспеченные публичные АО в своем подавляющем большинстве подпадают под проведение обязательного аудита по другому критерию — п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (как организации, чьи ценные бумаги допущены к публичному обращению на рынке); установление же требования о проведении обязательного аудита, опираясь исключительно на критерий организационно-правовой формы публичного акционерного общества, вывело бы из-под обязательного аудита значительную часть нынешних открытых акционерных обществ, что, по всей видимости, не соответствует интересам политики законодателя.

Ну и, в-четвертых, продолжая вышеизложенную мысль, следует отметить, что общий анализ проводимой реформы говорит о том, что законодатель явно нацелен на повышение социальной и экономической значимости акционерных обществ, будь-то публичных или непубличных, и ведение организацией деятельности в такой организационно-правовой форме накладывает и, по всей видимости, будет еще накладывать дополнительные обязанности. Если же ЗАО такие обязанности нести не желает, у него есть прямая альтернатива — преобразование в общество с ограниченной ответственностью.

После ответа на вопрос о необходимости проведения обязательного аудита всеми акционерными обществами, логично возникает другой — об ответственности за непроведение аудита.

Самой «страшной» нормой КоАП РФ в этой связи является ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ (штраф до 700 т.р.), а именно, непредоставление акционеру информации, подлежащей представлению при проведении годового собрания, ведь в соответствии с ч. 3 ст. 52 Закона об акционерных обществах, аудиторское заключение входит в состав такой информации. В этом случае, может возникнуть ситуация, когда нелояльный акционер получает хороший повод для обращения в ЦБ РФ за наложением на организацию серьезных финансовых санкций.

Другой штрафной нормой, является норма ст. 13.19 КоАП РФ — нарушение порядка представления статистической информации (здесь штрафы куда мягче — до 5 т.р.) Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете аудиторское заключение, в случае когда проведение аудита обязательно, входит в состав документации, представляемой в органы государственной статистики.

Немаловажными аспектами исполнения требования по проведению обязательного аудита, является более лояльный подход со стороны кредитных организаций, весомых контрагентов и государственных органов.

Поводя итог, в нашей компании прекрасно понимают, что проведение аудита во многих ЗАО с чисто экономической точки зрения не обусловлено ни сложностью учетного процесса, ни высокими налоговыми рисками, ни корпоративной необходимостью. В этой связи мы готовы предложить нашим клиентам гибкий подход к ценообразованию, учитывающий реальную сложность и трудозатраты на проведение аудита.

Также наши клиенты могут обратиться к нам по вопросам преобразования акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью.

Для получения подробной информации Вы можете обратиться по нашим телефонам:

  • (495) 926-06-78 — 80 и (498) 504-68-26;
  • на электронную почту info@formataudit.ru
  • или в наши офисы.

Генеральный директор ООО АФ «ФорматАудит»
Переездчиков К.А.

Видеопрезентация

Обязательный аудит ЗАО 26.10.2020 00:00

Обязательному аудиту подлежат все организации имеющие организационно-правовую форму акционерное общество. Таким образом, закрытые акционерные общества (ЗАО) подлежат обязательному аудиту.

ЗАО, АО, АОЗТ должно ежегодно подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности аудиторским заключением выданным по результатам обязательного аудита.

Обратите внимание, для проведения обязательного аудита аудитора назначает Общее собрание акционеров. Как минимум раз в год, акционерное общество проводит собрание акционеров на котором выбирается аудиторская организация, которая будет проводить обязательный аудит ЗАО и любого другого акционерного общества.

Протокол общего собрания акционерного Общества о выборе аудитора для подтверждения годовой бухгалтерской отчетности и утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Годовое собрание акционеров должно быть проведено не позднее 30 июня года следующего за отчентным.

Что важно при аудите акционерного общества: реестр акционеров ведет профессиональный реестродержатель, выплачиваемые дивиденды акционерным обществом отражаются в декларации по налогу на прибыль (даже если удерживается НДФЛ). Выплата дивидендов возможна только безналичным путем (наличные дивиденды из кассы запрещены !!!)

С отчетности за 2019 год аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества подлежит представлению в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, а информация подлежит раскрытию на федеральном ресурсе и Интерфаксе.

Важно, пройти аудит акционерного общества до проведения годового собрания акционеров! После утверждения годовой бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров любые изменения в нее запрещены! Кроме того, все налоговая не внесет изменения в ГИР БО после 30 июня (плюс десять рабочих дней), крайний срок для проведения годового собрания акционерного общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *