Трудовая инспекция что проверяет

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Курс повышения квалификации «Заработная плата. Средний заработок»
10 онлайн-уроков.
32 практических задачи, особые ситуации

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

К чему приводят жалобы сотрудников

Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

Если работник проинформирует о «зарплатных» проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок суммыст. 236 ТК РФ. Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие «уважительные» причинып. 55 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2.

А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату «в конверте» — нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

Кто может прийти с проверкой

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалобеп. 1 ст. 22 Закона от 17.01.92 № 2202-1 (далее — Закон № 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45. Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запросап. 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Прокуратура также может провести проверку на территории предприятияп. 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетсяп. 1 ст. 22 Закона № 2202-1.

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение — наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организациист. 23 Закона № 2202-1. Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  • внести представление с требованием устранить допущенные нарушенияст. 24 Закона № 2202-1. И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
  • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то органст. 25, п. 3 ст. 27 Закона № 2202-1. Дела по вопросам нарушения законодательства о трудеч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются государственными инспекторами трудаст. 23.12 КоАП РФ, а также судамич. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Если же это повторное аналогичное нарушениеч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, то по таким делам трудинспекторы составляют протоколып. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, а рассматривают эти дела судьич. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочийст. 22 Закона № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срокп. 1 ст. 6 Закона № 2202-1. Умышленное их невыполнение грозит штрафомст. 17.7 КоАП РФ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 № 4а-139/13:

  • организациям — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • должностным лицам — от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

Трудинспекция

Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способомч. 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетсяч. 9 ст. 360 ТК РФ. Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражданп. 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14. Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуройч. 8 ст. 360 ТК РФ.

При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целевойп. 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников”.

Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах «в конверте».

А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФст. 357 ТК РФ; ст. 23.12 КоАП РФ.

Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушенияПостановление ВС от 15.08.2014 № 60-АД14-11. Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой — минимум 600 000 руб. (30 000 руб. х 20 нарушений).

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверкойп. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

Налоговая инспекция

Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставятп. 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организацииПостановления ФАС ПО от 08.08.2012 № А12-12839/2011, от 05.03.2013 № А65-18177/2012. Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательстваПостановления ФАС МО от 18.01.2012 № А40-71623/10-111-46; ФАС ДВО от 11.04.2012 № Ф03-501/2012.

Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании.

А далее будут проводиться иные контрольные мероприятия. Ведь если не будет очевидным, что можно доначислить суммы каких-либо налогов, то выездную проверку не назначат.

Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислениюст. 123 НК РФ, а также начислить ей пенист. 75 НК РФ.

Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату «в конверте», тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъяснялаПисьмо ФНС от 02.12.2009 № 3-5-04/1774, что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить налогподп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ. Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штрафст. 75, п. 1 ст. 119 НК РФ; ст. 198 УК РФ.

А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работникуПисьмо ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@. Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

ФСС и ПФР

Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

ДАШИНА Тамара Николаевна Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты «в конверте», это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления серых схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними”.

А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР)ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ). При этом ФСС проверит только правильность расходов на выплату пособий, а начисление и уплату взносов — нетч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ).

ИЛЬЮХИНА Татьяна Митрофановна Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

“ФСС РФ имеет правоп. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверка”.

Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

ПОЗДНЯКОВА Ирина Владимировна Заместитель начальника отдела организации обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ

“При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страхованиюч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверокст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)”.

О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

  • доплатить неправильно выплаченное пособие;
  • отразить расходы в расчетной ведомости по форме-4 ФСС за период, в котором будет произведена доплатаабз. 16 п. 18 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81. При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 КоАП Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штрафст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40%ч. 1, 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ. Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании пенич. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ.

***

От слова «проверка» бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только из-за боязни нахождения ошибок, но и из-за огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).

Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:

  • их надлежащего оформления;
  • оплаты труда;
  • заключения коллективного договора;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • предоставления гарантий и компенсаций;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты;
  • оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
  • соблюдения трудовых прав женщин и т. д.

На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.

ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.

Как узнать, когда будет плановая проверка ГИТ в 2018 году?

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  • Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  • Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  • проверяющие органы;
  • предмет проверки;
  • месяц начала проверки;
  • срок проверочных мероприятий.

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Ранее проверки ГИТ проводились не чаще, чем 1 раз в 3 года. С февраля 2017 года при осуществлении надзора в сфере труда применяется риск-ориентированный подход (п. 17 Положения). Планы проверок на 2018 год были сформированы уже с учетом этого подхода.

Суть подхода в том, что всем организациям и предпринимателям присваивается определенная категория риска. Порядок ее присвоения урегулирован Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В зависимости от категории риска устанавливается частота проверок:

  • высокий — 1 раз в 2 года;
  • значительный — 1 раз в 3 года;
  • средний — 1 раз в 5 лет;
  • умеренный — 1 раз в 6 лет.

ВАЖНО! Плановые проверки предприятий с низким риском не проводятся. Если категория риска не была присвоена, предприятие считается обладающим низким риском.

Сведения о компаниях с первыми двумя категориями риска публикуются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, любое предприятие может узнать свою категорию риска по письменному запросу в Государственную инспекцию труда. Ответ направляется в течение 15 рабочих дней с момента поступления запроса. Имеется возможность подать заявление об изменении категории риска.

В отношении предприятий, ведущих деятельность в сферах здравоохранения, электроэнергетики, образования и некоторых других, установлены особые сроки проверок вне зависимости от категории риска (см. ч. 9 ст. 26.1 закона 294-ФЗ; Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Их могут проверять даже чаще, чем 1 раз в 2 года.

Принципы формирования плана проверок ГИТ

Исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых проверок трудовой инспекции установлен в ч. 8 ст. 9 закона 294-ФЗ. Ими являются истечение обозначенных выше сроков со дня:

  • Регистрации организации или предпринимателя.
  • Окончания предыдущей плановой проверки.
  • Начала ведения предприятием определенных видов предпринимательской деятельности.

В случае проведения безосновательных проверок одновременно наступают следующие последствия:

  • результаты их недействительны;
  • виновные должностные лица подлежат административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.1 закона 294-ФЗ плановые проверки до конца 2018 года не проводятся в отношении субъектов малого бизнеса. Есть 2 исключения:

  1. Компании, для которых установлены особые сроки проверок (о них мы упоминали ранее).
  2. Предприятия, которые по итогам предыдущей плановой проверки, проведенной в течение 3 предшествующих лет, привлекались к административной ответственности за грубые нарушения законодательства либо понесли наказание в форме приостановления/отзыва лицензии, дисквалификации, приостановления деятельности.

Необоснованно включенные в план проверок субъекты малого предпринимательства имеют право подать заявление об исключении из этого плана.

Отметим, что наличие оснований для плановой проверки еще не означает, что компанию непременно включат в план. И если она не попала в утвержденный план, то включение ее туда в последующем не допускается. Исчерпывающие основания для корректировки плана содержатся в п. 41 Регламента. Касаются они лишь исключения из плана и изменения сведений о проверяемых.

Полномочия инспекторов при проведении проверок

Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
  • запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
  • отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.

Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.

Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).

Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:

  • проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
  • запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
  • распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
  • предлагать оплатить контрольные мероприятия;
  • требовать информацию до начала проверки и т. д.

Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.

Какие документы может потребовать ГИТ?

Представители трудовой инспекции вправе требовать от работодателя любые документы, относящиеся к предмету проверки. Среди них:

  1. Устав организации, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговой инспекции, положение о филиале и т. д.
  2. Кадровые документы: трудовые и коллективные договоры, трудовые книжки, приказы, штатное расписание, табели учета рабочего времени и др.
  3. Локальные нормативные акты: об оплате труда, о персональных данных, командировках, правилах внутреннего трудового распорядка, об охране труда и т. д.
  4. Бухгалтерские документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы: платежные ведомости, лицевые счета, расчетные листки и т. д.
  5. Журналы инструктажей по технике безопасности, по учету несчастных случаев и пр.

ВАЖНО! Инспектора не имеют права запрашивать сведения, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия: сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, данные о состоянии расчетов по страховым взносам и т. д. (п. 8 ст. 15 закона №294-ФЗ, п. 51.1 Регламента).

Закон не устанавливает ограничений по периоду, за который проводится проверка. Вместе с тем возможно, что срок хранения документов истек и они были уничтожены. Тогда работодатель может не предоставлять эти документы, направив письменные объяснения о причинах их отсутствия. Отметим, что сроки хранения кадровых документов и прочих документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

***

Плановые контрольные мероприятия ГИТ направлены на выявление, пресечение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности. Проверка может быть посвящена как общим институтам трудового права, так и специфическим. Узнать заранее, какие документы заинтересуют надзорный орган, невозможно. Работодателю рекомендуется ежегодно знакомиться с планом проведения проверок, чтобы встретить инспекторов во всеоружии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *