Учреждениях и органах исполняющих уголовные

Содержание

19 июля 2018 года N 197-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Принят Государственной Думой 3 июля 2018 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 3. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 4. Принципы службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 5. Взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы

Глава 2. Должности в уголовно-исполнительной системе. Специальные звания

Статья 6. Должности в уголовно-исполнительной системе

Статья 7. Классификация должностей в уголовно-исполнительной системе

Статья 8. Специальные звания

Статья 9. Квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе

Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника

Статья 10. Сотрудник

Статья 11. Права сотрудника

Статья 12. Служебные обязанности сотрудника

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника

Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе

Статья 15. Ответственность сотрудника

Статья 16. Форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия

Глава 4. Возникновение и изменение правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 17. Право поступления на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, и принятие по ним решений

Статья 20. Основания возникновения правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 21. Контракт

Статья 22. Виды и срок действия контракта

Статья 23. Содержание контракта

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе

Статья 25. Замещение должностей в уголовно-исполнительной системе по конкурсу

Статья 26. Возникновение и изменение правоотношений на службе в уголовно-исполнительной системе в период действия военного положения

Глава 5. Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 27. Назначение на должности в уголовно-исполнительной системе

Статья 28. Присяга сотрудника уголовно-исполнительной системы

Статья 29. Должностная инструкция

Статья 30. Перевод сотрудника

Статья 31. Временное исполнение обязанностей

Статья 32. Прикомандирование сотрудника

Статья 33. Аттестация сотрудника

Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в уголовно-исполнительной системе. Совместительство

Статья 35. Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе в особых условиях

Статья 36. Особенности прохождения службы при сокращении должностей в уголовно-исполнительной системе. Зачисление сотрудника в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы

Статья 37. Приостановление службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе

Статья 39. Персональные данные сотрудников, ведение кадрового учета сотрудников

Статья 40. Реестр сотрудников

Глава 6. Присвоение специальных званий

Статья 41. Общие условия присвоения и сохранения специальных званий

Статья 42. Сроки выслуги в специальных званиях

Статья 43. Присвоение первых и очередных специальных званий

Статья 44. Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше

Статья 45. Приостановление присвоения очередного специального звания

Статья 46. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, государственную гражданскую службу или муниципальную службу

Глава 7. Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе

Статья 47. Служебная дисциплина

Статья 48. Меры поощрения

Статья 49. Нарушение служебной дисциплины

Статья 50. Дисциплинарные взыскания

Статья 51. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 52. Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

Статья 53. Порядок наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения

Статья 54. Служебная проверка

Глава 8. Служебное время и время отдыха

Статья 55. Служебное время

Статья 56. Режим служебного времени

Статья 57. Время отдыха

Статья 58. Отпуска на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 59. Основной отпуск

Статья 60. Дополнительные отпуска

Статья 61. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска

Статья 62. Каникулярный отпуск

Статья 63. Отпуск по личным обстоятельствам

Статья 64. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы

Статья 65. Другие виды отпусков

Статья 66. Отзыв сотрудника из отпуска

Статья 67. Освобождение сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью

Глава 9. Гарантии социальной защиты сотрудника

Статья 68. Денежное довольствие

Статья 69. Социальные гарантии сотруднику и членам его семьи

Статья 70. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 71. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника

Статья 72. Пенсионное обеспечение сотрудника и членов его семьи

Глава 10. Урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в уголовно-исполнительной системе

Статья 73. Конфликт интересов в уголовно-исполнительной системе

Статья 74. Служебный спор в уголовно-исполнительной системе

Статья 75. Временное отстранение сотрудника от исполнения служебных обязанностей

Статья 76. Восстановление на службе в уголовно-исполнительной системе

Глава 11. Формирование кадрового состава уголовно-исполнительной системы

Статья 77. Принципы и основные направления формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы

Статья 78. Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы

Статья 79. Государственный заказ на подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы

Статья 80. Кадровый резерв для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе

Статья 81. Кадровая работа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Глава 12. Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 82. Основания прекращения службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 83. Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 84. Основания прекращения или расторжения контракта

Статья 85. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 86. Расторжение контракта по соглашению сторон

Статья 87. Расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе сотрудника

Статья 88. Расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя

Статья 89. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия

Статья 90. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении

Статья 91. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 92. Порядок увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 93. Погребение и отдание почестей

Глава 13. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 94. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе

Статья 95. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 96. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу

Статья 97. Применение законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Глава 14. Заключительные положения

Статья 98. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Статья 99. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Система органов и учреждений, исполняющих наказания

Учреждения и органы, исполняющие наказания, делятся на две группы, и все они перечислены в ст. 16 УИК РФ.

Первую группу составляют учреждения и органы, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:

а) учреждения уголовно-исполнительной системы (уголовно-исполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения);

б) дисциплинарная воинская часть;

в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт;

г) судебные приставы-исполнители.

Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

а) суд;

б) администрация организации, в которой работает осужденный;

в) командование воинских частей и учреждений;

г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.

Наказания в виде штрафа и конфискации имущества исполняются судебными приставами-исполнителями.

Наказания в виде исправительных и обязательных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией (Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.Об. 1997 г. № 729, УИК РФ – глава IV).

Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются по требованию приговора суда соответствующими должностными лицами (УИК РФ – глава IX, ст. 61).

Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы:

ограничение свободы – исправительными центрами (УИК РФ – глава VIII);

• арест – арестными домами (УИК РФ – глава X);

• лишение свободы – исправительными учреждениями (УИК РФ – главы XI, XVI, XVII).

Осужденные к лишению свободы могут отбывать наказание в лечебных исправительных учреждения.

Уголовно-исполнительные органы первой группы:

1. Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) выполняет уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции. Основные задачи УИИ:

а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности;

б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания;

в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.

2. Исправительный центр (ИЦ) предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).

3. Арестные дома – места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора (гл. 10 УИК РФ и Положение об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ).

4. Исправительные учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.

Дифференциация (классификация) осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления и др.

5. Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК РФ).

6. Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа.

Уголовно-исполнительные органы второй группы:

1. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ, после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в учреждение, на которое возложено исполнение наказания. Суд обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. В ст. 16 УИК РФ возлагается на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

2. Администрация организации , по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с УИИ исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

3. Командование воинских частей , в которых проходят службу военнослужащие, осужденные на ограничение по военной службе, исполняют это наказание. Также командование осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими и исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.

Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью.

Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ). Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Федеральный закон принят Государственной Думой 24 января 2019 года и одобрен Советом Федерации 30 января 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование механизма принятия решений о ликвидации учреждений, исполняющих наказания, в связи со значительным износом основных фондов, с отсутствием производственной базы для трудоустройства осуждённых, в связи с нахождением в зонах подтопления или в труднодоступных и малонаселённых местах, а также решений об изменении вида исправительного учреждения.

В этих целях Федеральным законом предусматривается, что при наличии разногласий по указанным вопросам между Минюстом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минюст России обеспечивает проведение согласительных мероприятий, а в случае недостижения согласия решение о ликвидации учреждения, исполняющего наказания, или об изменении вида исправительного учреждения принимается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, из Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» исключаются положения, предусматривающие возможность создания по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, поскольку эти положения не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Уточняются основания для сохранения штатной численности персонала исправительных учреждений неизменной в течение двух лет при уменьшении численности осуждённых.

ЕПИФАНОВ С.С., кандидат юридических наук, доцент,

ess-rzn@mail.ru Кафедра организации оперативно-розыскной деятельности; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 390036, Рязань, Сенная, 1

EPIFANOV S.S.,

Candidate of Legal Sciences,

associate professor,

Chair of Crime Detection

Activities Organization;

Academy of Law and Management

of the Federal Penal Service

of the Russian Federation,

Sennaya St. 1, Ryazan, 390036,

Russian Federation

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ПРОТИВОДЕйСТВИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОй ПРЕСТУПНОСТИ: ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ

Реферат. Дается количественная и качественная характеристика преступлений, совершаемых в местах лишения свободы. Отмечается их насильственный характер, тенденция к росту, высокая латентность. Констатируется постоянная работа по техническому оснащению обеспечения правопорядка и законности, безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы (интегрированные системы безопасности, системы контроля поведения и местонахождения осужденных, цифровые системы связи). Подчеркивается необходимость оборудования периметра запретных зон современными инженерно-техническими средствами, надежная работа которых эффективно предупреждает противоправные действия. Применение технических средств — это не столько технические комплексы оборудования, сколько совместная и целенаправленная деятельность оперативных и иных подразделений: техническая подсистема контроля линии охраны учреждения (границы поста), подходов к ней с внешней и внутренней стороны, подсистема надзора (видеонаблюдение, управление доступом и др.) за осужденными на внутренней территории и в режимных помещениях. Аргументируется необходимость получения персоналом сведений о возможностях осужденных преодолевать инженерные и технические средства охраны и надзора (заключенные с большим криминальным опытом, знаниями технологий безопасности и навыками применения технических средств). Резюмируется, что использование технических средств в противодействии пенитенциарной преступности — это интегрированная организационно-техническая и функциональная система, субъектами которой являются сотрудники подразделений охраны, безопасности, оперативных, оперативно-технических и инженерно-технических служб исправительного учреждения. Такая система включает в себя: инженерно-техническое обеспечение, специальное оперативно-техническое обеспечение, субъектов системы (персонал), интегрированную технологию получения, фиксации и анализа информации на основе ситуационного центра, организационно-тактическое, правовое и инструктивно-методическое обеспечение.

Ключевые слова: противодействие пенитенциарной преступности, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, технические средства.

TECHNICAL MEANS TO COUNTER PRISON CRIME: REQUIREMENTS FOR THE SYSTEM

Keywords: counteracting the prison crime, penal system, correctional institutions, technical means.

Проблема необходимости совершенствования правоохранительной деятельности, противодействия преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) на основе использования научно-технических достижений возникла не случайно. Согласно статистическим данным, в учреждениях, исполняющих наказания (исправительных учреждениях и следственных изоляторах), в год регистрируется в среднем около одной тысячи преступлений. Так, в течение последних лет (2000-2013 гг.) в учреждениях УИС было зарегистрировано: в 2000 г. — 1 254 преступления, в 2001 г. — 1 161, в 2002 г. — 724, в 2003 г. — 724, в 2004 г. — 834, в 2005 г.

— 1 019, в 2006 г. — 1 361, в 2007 г. — 1 255, в 2008 г. — 1 043, в 2009 г. — 977, в 2010 г.

— 1 023, в 2011 г. — 888, в 2012 г. — 959, в 2013 г. — 971 преступление*.

О наличии проблем в состоянии правопорядка и законности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах можно судить на основании того, что в местах лишения свободы ежегодно совершаются такие преступления, как убийство и покушение на убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе повлекшее смерть потерпевшего, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, приобретение и сбыт наркотических средств, кражи, побеги из мест лишения свободы, иные преступления. Только в 2013 году в учреждениях УИС из 971 зарегистрированного преступления 865 деяний совершено в исправительных колониях, 7 — в воспитательных колониях, 1 — в тюрьме, 98 — в следственных изоляторах. Из общего числа преступлений, совершенных в учреждениях УИС, 15

личество побегов из мест лишения свободы — 143, в том числе из-под охраны — 13, случаев дезорганизации нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, — 195, приобретения, сбыта наркотических средств — 268 преступлений**.

Кроме того, при характеристике состояния пенитенциарной преступности криминологами отмечается ее латентность .

Ученые и практики постоянно предлагают пути оптимизации предупредительной деятельности в учреждениях УИС. Однако, несмотря на принимаемые на протяжении последних лет меры для «оздоровления» оперативной обстановки в учреждениях, исполняющих наказания, кроме других мероприятий, требуются дальнейшее исследование, учет и анализ тенденций научно-технического прогресса, возможностей и перспектив применения его достижений для укрепления правопорядка и безопасности.

В современных условиях мощнейшего воздействия достижений научно-технического прогресса на все сферы общественной жизни, в том числе на правоохранительную деятельность, эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы в целях решения возложенных на нее задач может быть достигнута путем рационального использования научно-технического потенциала. В связи с этим в рамках общей проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний в качестве самостоятельной выступает проблема совершенствования правового регулирования и организации применения системы технического обеспечения правопорядка и безопасности, предупреждения преступлений и иных правонарушений в учреждениях УИС .

В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) уделяет повышенное внимание совер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шенствованию технической оснащенности деятельности по обеспечению режима и безопасности в учреждениях УИС, внедрению современных технологий, новейшей техники. Продолжается процесс технического перевооружения учреждений УИС.

Совокупность технических средств учреждений, исполняющих наказания, обширна, в понятийно-научном аспекте относится к категории «специальная техника». По своему функциональному назначению специальная техника УИС подразделяется на две основные группы: инженерно-технические средства, используемые для обеспечения охраны и надзора, и специальные технические средства оперативно-розыскного назначения. В свою очередь, инженерно-технические средства охраны и надзора (ИТСОН), применяемые в учреждениях УИС, подразделяются на следующие виды:

— инженерные (ограждения объектов охраны, инженерные заграждения, различные сооружения и конструкции на постах, в режимных зданиях и помещениях, на контрольно-пропускных пунктах, на внутренней территории учреждений УИС);

— технические (средства и системы сбора и обработки информации, охранные извещатели и системы охранно-тревожной сигнализации, видеокамеры и системы охранного телевидения, системы контроля и управления доступом, технические средства и системы оперативной связи и оповещения, приборы контроля и досмотра).

Функционирование указанных инженерно-технических средств основано на их комплексном использовании. Под комплексом ИТСОН понимают, как правило, совокупность инженерных и технических средств охраны и надзора, входящих в состав системы безопасности учреждения УИС и предназначенных для обеспечения установленных требований охраны, изоляции подозреваемых, обвиняемых, осужденных и надзора за ними. Комплекс инженерно-технических средств охраны и надзора входит в состав интегрированных систем безопасности (ИСБ). Интегрированная система безопасности учреждений УИС представляет собой функционально автономную систему, созданную в целях: обеспечения мониторинга параметров безопасности сооружений, а также контроля качества несения службы сотрудниками

подразделений охраны, режима и надзора учреждений УИС; регистрации и предотвращения фактов нарушений установленного порядка отбывания наказания, обеспечения личной безопасности осужденных и персонала внутри учреждения; повышения качества надзора за лицами, находящимися в местах лишения свободы.

В качестве технических средств в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности могут использоваться такие, которые специально созданы (приспособлены, запрограммированы) для негласного получения оперативно-розыскной информации (акустической, визуальной и др.). Кроме того, при проведении оперативно-розыскных мероприятий применяются и бытовые (общедоступные, широкого использования, универсальные) технические средства для осуществления, например, наблюдения, фото- и видеосъемки, звукозаписи и других способов получения и документирования информации.

В соответствии с решениями ФСИН России учреждения, исполняющие наказания, оснащаются новыми интегрированными системами безопасности, апробируются системы контроля поведения осужденных, отбывающих наказания в виде ограничения свободы и в колониях-поселениях, применяется специальное электронное оборудование, позволяющее контролировать местонахождение осужденных, используются возможности глобальной навигационной спутниковой системы, внедряются цифровые системы связи.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р)* предполагает создание в учреждениях, исполняющих наказания, системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных технических средств, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. По существу, впервые в Концепции развития УИС обозначен переход на прогрессивные технологии деятельности исправительных учреждений по предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, учитывающих до-

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544.

стижения научно-технического прогресса в деятельности по обеспечению режима и безопасности.

В 2013 году распоряжением Правительства РФ N 517-р была утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция», предусматривающая подпрограмму «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний»*. Последняя предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития УИС на период до 2020 года. Указанная подпрограмма включает в себя комплекс мероприятий, направленных на выполнение уголовно-исполнительной системой правоприменительных функций, функций по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, а также по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, осуществление контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка исполнения наказаний. С решением указанной задачи, в свою очередь, связана и федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)».

Следует отметить, что в настоящее время свыше 50 % объектов уголовно-исполнительной системы оснащено системами безопасности, созданными на базе компьютерных технологий, обеспеченность учреждений, исполняющих наказания, техническими средствами охраны и надзора составляет 78,9 % от потребности. Согласно результатам наших исследований, обеспеченность указанными средствами двадцать лет назад (1994 г.) была 64 %, десять лет назад (2004 г.) — 72 %. Таким образом, прослеживается положительная динамика, несмотря на трудности с финансированием.

В соответствии с вышеуказанной концепцией и программами, направленными на развитие УИС, создание системы

* Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апр. 2013 г. N 517-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности запланировано на IV квартал 2016 г.

По нашему мнению, основной целью функционирования в исправительных учреждениях системы противодействия преступности на основе технических средств является обеспечение изоляции осужденных, их надежной охраны, надзора за ними, своевременного выявления и получения предупредительной информации о противоправных намерениях осужденных, реагирования на изменение оперативной обстановки, предупреждения противоправных действий, пресечения каналов поступления к осужденным запрещенных предметов, исключения физической возможности совершения ими преступлений во время отбывания наказаний.

Положительной новацией, обеспечивающей финансирование процесса создания и функционирования организационно-технической системы противодействия преступности в учреждениях УИС, можно считать выделение Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-Ф3 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»** необходимых денежных ресурсов Федеральной службе исполнения наказаний на закупку и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в рамках подпрограммы «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» государственной программы Российской Федерации «Юстиция» (в 2014 г. — 2 913 665,1; в 2015 г. — 3 455 041,8; в 2016 г. — 3 748 984,3 тыс. рублей).

Следует отметить, что правовая база внедрения в деятельность исправительных

учреждений указанной системы на основе использования технических средств фактически имеется. Она включает в себя нормы Конституции РФ, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного законодательства, информационного права. В частности, на основании ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) администрация исправительных учреждений (ИУ) вправе применять технические средства для предупреждения побегов осужденных и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Наличие полной и достоверной информации, полученной с помощью технических средств, способствует предупреждению правонарушений, нейтрализации каких-либо эксцессов на ранней стадии. Примером может служить активное внедрение за последние годы в предупредительную деятельность учреждений УИС систем видеонаблюдения с возможностью фиксации фото- и видеоинформации, распечатки стоп-кадра, иллюстрирующего факт совершения правонарушения осужденным, приобщения этой информации к материалам проверки .

В соответствии со ст. 83 УИК РФ технические средства надзора и контроля используются в гласной форме, об их применении под расписку уведомляются осужденные. Наряду с этим применение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, оперативными подразделениями ИУ также направлено на решение одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности — предупреждение преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказаний (ст. 84 УИК РФ). оперативные подразделения учреждений и органов УИС согласно ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1994 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»* вправе использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационные системы, видео- и аудиозапись, фотосъемку, а также другие технические и иные средства, к числу которых можно отнести, например, аппаратуру связи, поиска, наблюдения, специальные химические вещества, не наносящие ущер-

* Рос. газ. 1995. 18 авг.

ба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Отметим неограниченность рассматриваемой нормы данного федерального закона в отношении видов иных средств, к которым можно отнести любые средства, удовлетворяющие условию безопасности как осужденных и персонала, так и окружающей среды.

Ведомственными актами Минюста и ФСИН России регламентировано проведение мероприятий, направленных на профилактику преступлений и иных правонарушений в учреждениях УИС. Профилактика осуществляется с привлечением имеющихся сил и средств, включая персонал учреждений УИС, инженерно-технические средства охраны и надзора, специальные технические средства. Вместе с тем недостатки в проведении профилактических мероприятий, в том числе и в оборудовании исправительных учреждений инженерно-техническими средствами охраны и надзора, системами видеонаблюдения, их неэффективное применение стали причинами побегов из мест лишения свободы уже в текущем году.

Необходимость получения упреждающей информации о противоправных намерениях осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС, обусловливает организацию не формальной, а действенной системы технического обеспечения противодействия пенитенциарной преступности. Основной задачей этой системы является обеспечение успешной деятельности учреждений УИС путем проведения мероприятий превентивного характера, основанных на организации, тактике и методике использования персоналом инженерно- и оперативно-технических средств в целях предотвращения и пресечения преступлений и иных правонарушений, соблюдения требований установленного порядка отбывания наказания. В предупредительной деятельности приобретает значение пропаганда результативности применения технических средств. В некоторых случаях знание фактов эффективного использования специальной техники в целях предотвращения, пресечения и раскрытия противоправных деяний удерживает психологически неустойчивых лиц от их совершения.

Субъектами системы противодействия противоправному поведению осуж-

денных на основе использования технических средств являются структурные подразделения учреждений УИС, обеспечивающие охрану, режим и надзор, а также оперативные подразделения. Все структурные подразделения выполняют определенные задачи в строгом соответствии с действующим законодательством. Подразделения охраны используют инженерно-технические средства для предупреждения и пресечения побегов, перекрытия каналов поступления к осужденным предметов, запрещенных к хранению и использованию, внедрения прогрессивных технологий, концептуально новых подходов к организации технического обеспечения охраны объектов УИС, максимально снижающих возможность совершения побега. Подразделения надзора, в том числе дежурная служба, применяют технические средства преимущественно для надзора за осужденными, организации оперативного управления, предупреждения появления у осужденных запрещенных предметов, которые могут способствовать совершению преступлений или нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Применение инженерно-технических средств охраны и надзора, создание на их основе интегрированных систем безопасности способствует повышению надежности охраны объектов УИС, предупреждению и пресечению совершения побегов, перекрытию каналов проникновения к осужденным денег, наркотических веществ, колюще-режущих изделий и других запрещенных предметов. Оборудование периметра запретных зон современными инженерно-техническими средствами, их надежная работа по созданию преград нарушителю, своевременной подаче сигналов обнаружения оказывают важное предупредительное воздействие на осужденных, поскольку у последних формируется представление о том, что их противоправные действия находятся под контролем администрации, а попытки совершить преступление или подготовку к нему (например, побег путем преодоления запретной зоны) будут обнаружены с помощью техники.

Проводя оперативно-розыскные мероприятия, используя различные средства и методы ОРД, в том числе специальные технические средства для негласного получения информации, сотрудники опера-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивных подразделений проверяют, уточняют сведения о намерениях осужденных, принимают соответствующие меры по предупреждению преступлений, а в необходимых случаях документально фиксируют преступные действия. Использование специальных технических средств позволяет добывать оперативную информацию, на основе которой возможно упреждать противоправные действия, пресекать их на стадии подготовки, не допуская перерастания в оконченное преступление.

По нашему мнению, комплексное применение технических средств в предупреждении преступлений и иных правонарушений в учреждениях УИС должно предполагать не только собственно технические комплексы оборудования, но и в организационном аспекте совместную (в рамках одного учреждения) целенаправленную деятельность соответствующих структурных подразделений по использованию собственного технического (инженерно- и оперативно-технического) потенциала для предупреждения и пресечения правонарушений. В связи с этим в широком смысле интегрированная система предупреждения правонарушений включает в себя техническую подсистему для контроля линии охраны учреждения УИС (границ поста), подходов к ней с внешней и внутренней стороны, а также подсистему надзора (видеонаблюдение, управление доступом и др.) за осужденными на внутренней территории и режимных помещениях. Особая роль в системе комплексного применения технических средств в предупреждении преступлений отводится специальному техническому обеспечению оперативно-розыскной деятельности.

Следует заметить, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года не уделено внимание развитию оперативно-розыскной деятельности в УИС, сделан упор на общие вопросы совершенствования системы безопасности исправительных учреждений, особенно модернизации технического обеспечения предупреждения противоправных деяний осужденных.

Вместе с тем о необходимости функционирования в структуре УИС оперативных подразделений говорится в государственной программе Российской Федерации «Юстиция» (2013-2020 гг.). В частнос-

ти, в данной государственной программе указано, что предотвращение преступлений в учреждениях, исполняющих наказания, розыск лиц, совершивших побеги из мест заключения, нейтрализация влияния лидеров уголовно-преступной среды на обстановку в учреждениях, выявление случаев запрещенных связей сотрудников с осужденными (лицами, содержащимися под стражей) требуют осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в том числе оперативно-технических. Очевидно, что техническая система противодействия преступности в учреждениях УИС должна подразумевать такие возможности.

Следует иметь в виду, что в исправительных учреждениях всегда находится часть осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, противодействующих процессу исправления . Пенитенциарная практика показывает, что осужденные могут находить способы совершать правонарушения как бы в обход функционирующих технических средств, то есть создают условия (за счет различных ухищрений), при которых их противоправные действия не фиксируются с помощью техники, в связи с чем остаются незамеченными персоналом. Это объясняется тем, что среди осужденных есть лица с большим криминальным опытом, полученным в местах лишения свободы. Они знают технические возможности действующих средств специальной техники, существующие и вероятные места их размещения.

Определенная часть осужденных, входивших до осуждения и отбывания наказания в состав организованных преступных групп, осведомлена о технологиях безопасности, владеет тактическими и методическими навыками применения технических средств (радиомикрофоны и иные прослушивающие устройства, зарубежные средства охранной сигнализации и связи, аппаратура для видеосъемки и звукозаписи и т.д.). Такие знания и умения обусловливают деятельность осужденных по конспирации своих преступных намерений в отношении применяемых к ним средств специальной техники. Более того, некоторые осужденные являются специалистами в различных областях радиоэлектроники, в связи с чем не исключена возможность оказания добровольной или

принудительной помощи (консультации) другой части осужденных с целью противодействия существующим техническим средствам и системам охраны, надзора и контроля. В связи с этим важное значение в предупреждении преступности имеют меры, направленные на добывание персоналом сведений о возможностях осужденных преодолевать инженерные и технические средства охраны и надзора, анализ этой информации . Знание таких сведений должно быть направлено на разработку конкретных мер по оптимизации функционирования системы противодействия преступности в учреждениях УИС.

Говоря об эффективности применения специальной техники в учреждениях УИС, необходимо учитывать получение оптимальных (наилучших) результатов наиболее рациональным путем, а также затраты на это (материальные, временные и т.д.). Например, выполнение задачи предупреждения побегов из-под охраны за счет комплексного применения технических средств позволяет сократить количество сотрудников. Здесь, на первый взгляд, прослеживается экономический эффект. Но с оговоркой, что техника реально, а не формально заменяет человека при выполнении данной задачи, что она действительно позволяет предупреждать преступления, а не создает своей эксплуатацией дополнительную нагрузку на сотрудников, численность которых сокращена. Следовательно, эффективность применения специальной техники в учреждениях УИС во многом определяется с учетом того вклада, который она вносит в достижение цели предупреждения, пресечения и раскрытия криминальных деяний, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания.

Повышение эффективности предотвращения преступлений и правонарушений от внедрения комплексной системы технических средств в учреждениях УИС обусловлено тем, что отдельные инженерно-технические средства за счет своего конструктивного исполнения обеспечивают разграничение территории, изоляцию осужденных, создают преграду для совершения противоправных действий, помогают персоналу учреждений УИС качественно осуществлять функцию охраны и надзора, минимизируя количество сотрудников, задействованных в реализации данных функций. При этом ин-

формационно-предупредительное значение специальной техники состоит в том, что с ее помощью при определенных условиях можно получить сведения о противоправных замыслах, приготовлениях к преступным (противоправным) деяниям, а затем, имея такую информацию, принять меры по их предотвращению (пресечению).

С другой стороны, осведомленность лиц об использовании (возможности применения) в их отношении специальной техники выступает фактором, удерживающим их от совершения правонарушения. Например, наличие видеокамер по периметру запретных зон, на режимных объектах (штрафной изолятор, помещения камерного типа и др.), внутри территории исправительного учреждения, на каждом локально-профилактическом участке, производстве позволяет контролировать поведение осужденных, предупреждать негативные процессы, возникающие в их среде. Практика показывает, что надзор с использованием технических средств дисциплинирует осужденных. Постоянный контроль с помощью технических средств за поведением осужденных, информированность осужденных об этом могут рассматриваться в качестве предупредительного фактора, снижающего вероятность

совершения ими правонарушения в период отбывания наказания.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Систему противодействия преступности на основе применения технических средств в учреждениях, исполняющих наказания, следует рассматривать не только в узком смысле, как некое исключительно техническое устройство, но и в более широком значении — как единство функционирующих элементов, как интегрированную организационно-техническую и функциональную систему, субъектами которой в рамках своих полномочий являются сотрудники подразделений охраны, безопасности, оперативных, оперативно-технических и инженерно-технических служб.

2. Система противодействия преступности на основе применения технических средств в учреждениях, исполняющих наказания, включает в себя: инженерно-техническое обеспечение, специальное оперативно-техническое обеспечение, субъектов системы (персонал), интегрированную технологию получения, фиксации и анализа информации на основе ситуационного центра, организационно-тактическое, правовое и инструктивно-методическое обеспечение.

Список литературы

2.Епифанов С.С. Правовое регулирование и организация применения специальной техники в уголовно-исполнительной системе в целях предупреждения правонарушений: монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2010.

3. Головачев В. Инновации в масштабах одной колонии // Преступление и наказание. 2014. N 1. С. 54-55.

4. Игнатенко В.И. Предупреждение антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений среди осужденных в ВТК: учеб. пособие. Рязань, 1992.

5. Барабанов Н.П., Попов В.В. Предупреждение побегов осужденных из исправительных колоний: криминологические и организационные меры: монография. Рязань, 2010. 172 с.

12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

3. Инструкция о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ : утв. приказом Минюста России от 27.05.2002 № 117.

4. Барабанов Н. П. Организация деятельности исправительных учреждений по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, захватов заложников, побегов : монография. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

5. Власов И. В. Профилактика преступлений, основанная на изучении данных о структуре внешних и внутренних криминальных мотиваций // Юрид. мир. 2000. № 3.

6. Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2.

8. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. М.: Юрист, 2003.

9. Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России, 2009.

УДК 340.132.8: 343.8

А. В. Шеслер, С. С. Шеслер КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ,

ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый федеральными органами государственной власти, является важнейшим средством обеспечения законности и эффективности правоохранительной деятельности этих подконтрольных субъектов. В содержание рассматриваемого контроля входят осуществляемые федеральными органами государственной власти проверки эффективности уголовно-исполнительной политики в деятельности учреждений и органов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний, а также принятие мер к корректированию такой деятельности. Для определения круга субъектов, осуществляющих контроль, предмета и методов контроля необходимо обращаться к содержанию нормативно-правовых актов, определяющих компетенцию соответствующих федеральных органов государственной власти. К таким субъектам относятся: Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, осуществляющий

ведомственный контроль федеральный орган уголовно-исполнительной системы -Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации.

Ключевые слова: учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; федеральные органы государственной власти; государственный контроль за деятельностью; субъект контроля; правовое регулирование.

Предусмотренный в ст. 19 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ)1 контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый федеральными органами государственной власти, является важнейшим средством обеспечения законности и эффективности правоохранительной деятельности этих подконтрольных субъектов. Такой контроль является разновидностью государственного контроля, к которому также относятся судебный контроль (ст. 20 УИК РФ), ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ), прокурорский надзор (ст. 22 УИК РФ), контроль, осуществляемый только за деятельностью уголовно-исполнительной системы органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ). Помимо государственного контроля, ст. 23 УИК РФ предусматривает общественный контроль, который характеризуется особым кругом субъектов, представленных общественными объединениями, методами, представленными реакцией гражданского общества на выявленные нарушения законности, а также предметом этого контроля в виде обеспечения прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях. Контроль, предусмотренный ст. 19 УИК РФ, осуществляется федеральными органами государственной власти властными методами, связанными с реализацией полномочий этих органов, а предметом этого контроля является вся правоохранительная деятельность учрежде-

ний и органов, исполняющих наказания. Сочетание свойств государственного и общественного контроля находит выражение в контроле за деятельностью уголовно-исполнительной системы, который осуществляется органами местного самоуправления (ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

В содержание рассматриваемого контроля входят осуществляемые федеральными органами государственной власти проверки эффективности уголовно-исполнительной политики в деятельности учреждений и органов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний, а также принятие мер к корректированию такой деятельности. Соответственно, основным предметом контроля является правоохранительная деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, как часть уголовно-исполнительной политики. Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ является более предметным: в качестве него выступает правоохранительная деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, в части обеспечения указанного в ст. 10 УИК РФ правового положения осуждённых. Методы осуществления контроля могут быть различными и зависят от содержания правотворческой или правоприменительной деятельности соответствующих федеральных органов государственной власти.

Нормы о контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, содержащиеся в УИК РФ, являются бланкетными. Поэтому для определения круга субъектов, осуществляющих контроль, предмета и методов контроля необходимо обращаться к содержанию нормативно-правовых актов, определяющих компетенцию соответствующих федеральных органов государственной власти. Правовой основой такого контроля является, прежде всего, Конституция Российской Федерации1, которая к Федеральным органам государственной власти относит Президента Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство Российской Федерации, а также суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ). Суды РФ являются субъектами, осуществляющими судебный контроль, выделенный, как уже отмечалось, в качестве самостоятельного вида государственного контроля (ст. 20 УИК РФ). Круг субъектов, осуществляющих контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы, учреждения и органы которой исполняют большую часть уголовных наказаний (ст. 16 УИК РФ), определён в ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Среди этих субъектов указаны следующие феде-

ральные органы государственной власти: Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, осуществляющий ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ) федеральный орган уголовно-исполнительной системы — Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ контролирует учреждения и органы, исполняющие наказания, в процессе осуществления представительной и законодательной деятельности (ст. 94 Конституции РФ), формируя прежде всего уголовно-исполнительную политику РФ. К полномочиям по формированию такой политики относятся, во-первых, право Государственной Думы принимать, а Советом Федерации одобрять федеральные законы, в том числе создающие правовые основы исполнения уголовных наказаний и деятельности учреждений и органов, их исполняющих. К таким законам относится прежде всего Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 г. и одобренный Советом Федерации 25 декабря 1996 г. Во-вторых, право Государственной Думы объявлять амнистию (п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), которая, исходя из смысла ст. 84 УК РФ, является средством корректирования уголовной и уголовно-исполнительной политики государства в отношении индивидуально не определённого круга лиц. В-третьих, закреплённое в ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы, которое принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, в том числе в отношении законопроектов, касающихся уголовно-исполнительной политики. В-четвёртых, участие Федерального Собрания РФ в формировании органов государственной власти, влияющих на реализацию уголовно-исполнительной политики. В частности, в п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации отнесено назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, осуществляющего прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 22 УИК РФ). В п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы отнесено назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав человека, в том числе в процессе исполнения уголовных наказаний. В ч. 5 ст. 101 Конституции РФ к совместному ведению Совета Федерации и Государственной Думы отнесено образование ими Счётной палаты, осуществляющей контроль за исполнением федерального бюджета. В-пятых, право осуществления депутатами обеих палат запроса в учреждения и органы, исполняющие наказания, в связи с поступившими в их адрес обращениями, заявлениями и жалобами осуждённых. В-шестых, право членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения (ст. 24 УИК РФ). По результатам таких посещений могут быть заслушаны отчёты

руководителей учреждений и органов, исполняющих наказания, на парламентских слушаниях, а также проведены такие слушания по вопросам нарушения прав человека в процессе исполнения уголовных наказаний.

Важнейшим инструментом конституционного контроля Государственной Думы за учреждениями и органами, исполняющими наказания, является деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ и Счётной палаты РФ. Контроль, осуществляемый Уполномоченным по правам человека в РФ (далее — Уполномоченный), включает в себя как проверку соблюдения прав человека в процессе реализации уголовно-исполнительной политики в целом, так и проверку конкретных фактов нарушения прав человека в процессе исполнения уголовных наказаний. Проверка соблюдения прав человека в процессе реализации уголовно-исполнительной политики в целом осуществляется этим должностным лицом в процессе изучения и анализа информации о нарушении прав человека, обобщения итогов рассмотрения адресованных ему жалоб. По результатам такой проверки Уполномоченный вправе направлять в соответствующие государственные органы, в том числе в учреждения и органы, исполняющие наказания, свои замечания и предложения общего характера, обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении законодательства, восполнении пробелов в нем. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав человека в процессе реализации уголовно-исполнительной политики Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию таких нарушений, о проведении парламентских слушаний по фактам таких нарушений, вправе участвовать в проведении таких слушаний (ст. 31, 32 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»1). Проверка конкретных фактов нарушения прав человека в процессе исполнения уголовных наказаний осуществляется Уполномоченным, в частности, при рассмотрении поступивших на его имя жалоб. При проведении проверки по поступившей жалобе Уполномоченный вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 24 УИК РФ), другие государственные органы и иных субъектов, запрашивать от них необходимые сведения, документы и материалы, проводить проверку их деятельности, знакомиться с материалами уголовных дел, приговоры по которым вступили в силу и др. (ст. 23 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»). По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе следующим образом реагировать на установленные им в ходе проверки факты нарушения прав человека в дея-

тельности учреждений и органов, исполняющих наказания: обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод и участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, допустившего такие нарушения; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступивших в силу судебных решений; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению (ст. 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Счётная палата РФ контролирует учреждения и органы, исполняющие наказания, в части осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, который возложен на неё ч. 5 ст. 101 Конституцией РФ. Контроль осуществляется прежде за целевым и эффективным использованием этими субъектами средств федерального бюджета (ст. 5 Федерального закона «О Счётной палате Российской Федерации»1). Методами осуществления такого контроля являются проверка и ревизия, результаты которых оформляются актом, анализ и обследование, результаты которых оформляются заключением, а также мониторинг, применяемый в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта контроля. Учреждения и органы, исполняющие наказания, подвергнутые контролю со стороны Счётной палаты, обязаны по её запросу предоставить необходимую информацию, документы и материалы. Формами реагирования на выявленные Счётной палатой нарушения являются, во-первых, представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, требования о принятии мер к их устранению, а также к устранению причин и условий таких нарушений. Во-вторых, предписания, содержащие указания на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. В-третьих, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, которые направляются органу, уполномоченному в соответствии с законодательством РФ принимать решения о применении этих мер. В-четвёртых, передача соответствующих материалов в правоохранительные органы, которая осуществляется в тех случаях, когда выявляются данные, указывающие на признаки соответствующих составов преступлений (ст. 5, 14, 16, 25-29 Федерального закона «О Счётной палате Российской Федерации»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Президент РФ осуществляет контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания, в процессе осуществления правотворче-

ской и правоприменительной деятельности, определяя основные направления внутренней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституцией РФ), составной частью которой является уголовно-исполнительная политика РФ. Для определения такой политики Президенту РФ предоставлено право законодательной инициативы (п. «г» ст. 84, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), которое может быть использовано для внесения в Государственную Думу законопроектов, касающихся деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Президент РФ вправе издавать указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ), регулирующие эту деятельность. В частности, Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, определившее задачи, полномочия и организацию деятельности этого правоохранительного органа1. Президент РФ участвует в формировании государственных органов, осуществляющих уголовно-исполнительную политику: представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, назначает федеральных министров и т. д. (ст. 83 Конституции РФ); в соответствии со ст. 9 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» Президент РФ назначает и освобождает от должности директора Федеральной службы исполнения наказаний. Президент РФ осуществляет предусмотренное п. «в» ст. 89 Конституции РФ право помилования, которое, исходя из смысла ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации , является средством корректирования уголовной и уголовно-исполнительной политики государства в отношении индивидуально определённого круга лиц. Президент РФ имеет право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения (ст. 24 УИК РФ). По результатам таких посещений могут быть приняты конкретные меры к руководителям учреждений и органов, исполняющих наказания. Деятельность Президента РФ и осуществление контроля за исполнением его решений осуществляется Администрацией Президента РФ (ст. 1 Положения об Администрации Президента РФ ). Этот контроль включают в себя также полномочия по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительным органов государственной власти, организует реализацию внутренней политики государства (ст. 13 Федерального конституционного

3 Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации : Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 25.07.2014) // Российская газета. 2004. 08 апреля.

закона «О Правительстве Российской Федерации»1), частью которой является уголовно-исполнительная политика. Для реализации этой политики Правительству РФ предоставлено право контроля за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ст. 4, 12, 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»), в том числе тех, которым подчинены учреждения и органы, исполняющие наказания, в частности, ФСИН России. Полномочиями по реализации такого контроля являются, во-первых, право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ, ст. 13, 36 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»), которое может быть использовано для внесения в Государственную Думу законопроектов, касающихся деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Во-вторых, участие в разработке и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью (ст. 19 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). В-третьих, право издавать акты, определяющие правовые основы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Проявлением участия в разработке и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью, а также указанных актов, являются Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., которая во многом изменила содержание уголовно-исполнительной политики, проводимой ФСИН России в последние годы, и акт в виде распоряжения Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р., которым этот документ утверждён . В-четвёртых, Правительство РФ участвует в формировании государственных органов, осуществляющих уголовно-исполнительную политику. В частности, в соответствии со ст. 9 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» Президент РФ назначает и освобождает от должности директора Федеральной службы исполнения наказаний по представлению Председателя Правительства РФ. В-пятых, Председатель Правительства РФ имеет право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения (ст. 24 УИК РФ). По результатам таких посещений могут быть приняты конкретные меры к руководителям учреждений и органов, исполняющих наказания.

Завершая рассмотрение вопроса о контроле федеральными органами государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, отметим, что по правовой природе это государственный контроль за уголовно-исполнительной политикой, осуществляемой в правоохранительной деятельности этих субъектов.

2 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *