Содержание
Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) в корне изменил систему экологического нормирования, которое с 01.01.2019 напрямую зависит от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). С целью полного перехода на новую систему нормирования конкретизируются и дополняются отдельные статьи некоторых федеральных законов в области охраны окружающей среды. Поговорим о том, к чему это приводит.
Законопослушные природопользователи не понаслышке знают, чем может обернуться осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающей НВОС, без разрешительных документов, поэтому вопрос о сроках получения такой документации до настоящего времени не потерял своей актуальности.
С 01.01.2019 предусмотрены следующие виды разрешительной природоохранной документации в зависимости от категории объекта НВОС:
Категория объекта |
Наименование документа |
I |
Комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР) |
II |
Декларация о воздействии на окружающую среду (далее — декларация) |
III |
Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — отчетность о выбросах) |
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность об отходах) |
|
IV |
Нормативы не разрабатываются, отчетность (за исключением статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы)) не представляется |
Следуя новым требованиям природоохранного законодательства, хозяйствующим субъектам важно знать, в какие сроки необходимо:
• получить КЭР;
• представить декларацию;
• представить отчетность о выбросах;
• представить отчетность об отходах.
КЭР, декларация, отчетность — когда?
В статье 11 Федерального закона № 219-ФЗ предпринята попытка прояснить ситуацию:
Извлечение
из Федерального закона № 219-ФЗ
Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно указанной статье органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды считают, что хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты I категории, должны представить в территориальные органы Росприроднадзора заявку на получение КЭР и получить КЭР в течение срока действия ранее выданных разрешительных документов.
К разрешительным документам в области охраны окружающей среды, выданным до 01.01.2019, относятся:
• разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
• разрешение на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты;
• утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР);
• лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Отметим, что лицензия в области обращения с отходами является наиважнейшим документом, дающим право юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям осуществлять конкретные виды деятельности с конкретными видами отходов, в конкретном месте, т.е. с привязкой к определенному адресу. Однако представление информации о наличии у хозяйствующего субъекта лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и об исполнении им в полном объеме лицензионных требований не предусмотрено ни в рамках получения КЭР, ни в рамках представлении декларации или отчетности об отходах.
Природопользователи текст ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ толкуют по-своему, считая, что по истечении срока действия разрешительных документов хозяйственную и (или) иную деятельность допускается осуществлять без разрешительных документов вплоть до дня получения КЭР, т.е. до 01.01.2025 или до 01.01.2023 (для 300 особых объектов).
Часть 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ еще больше запутывает ситуацию в отношении сроков получения или переоформления разрешительных документов в области охраны окружающей среды:
Извлечение
из Федерального закона № 219-ФЗ
Статья 11
1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона № 7-ФЗ такие нормативные документы применяются в части, не противоречащей положениям Федерального закона № 7-ФЗ.
Федеральным законом № 7-ФЗ не предусматривается выдача с 01.01.2019 каких-либо разрешительных документов кроме КЭР для объектов I категории, а также разрешения на выброс радиоактивных веществ.
Далее — Федеральный закон № 7-ФЗ.
Выделено автором.
См. перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154.
Часть 1.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Охрана окружающей среды — неотъемлемая задача каждого государства. Остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и т. д. Под охраной окружающей среды понимается принятие комплекса мер, которые призваны ограничить отрицательное влияние деятельности человека на природу. Какие изменения были внесены в общефедеральный закон №219, проанализируем далее в статье.
Изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон №219 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Госдумой 2-го июля 2014 года. Федеративный Совет одобрил нормативно-правовой акт через неделю после принятия. Свою подпись под документом Президент поставил 21 июля в том же году. Закон регламентирует повышение контролирования за оказываемым человеком влиянием на окружающую среду, устанавливает ключевые определения, а также регулирует процедуру и период оплаты штрафных санкций за нанесение ущерба экологии.
Законодательный правовой акт включает в себя 12 статей, которые внесли изменения в такие Федеральные законы, как — ФЗ-7, ФЗ-174, ФЗ-89, первую и вторую часть НК РФ, ФЗ-96, КоАП, Градостроительный Кодекс, ФЗ-294. Также были определены положения, которые лишились законной силы.
Последняя редакция об охране экологии была опубликована 3-го июля 2016 года, ее изменения и дополнения вступили в силу на следующий день. Корректировки были внесены в статью 1. В пункте 14 был исключен тринадцатый абзац.
Основные положения ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды»»
Согласно ст. 1 настоящего закона в ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» введены некоторые изменения. Были введены новые понятия и их разъяснение — показатели допустимых выбросов/сбросов, временно допустимые выбросы/сбросы, наилучшая доступная технология и т. д.
Были добавлены статьи 4.1 и 4.2, рассказывающие про загрязняющие вещества и про объекты, которые оказывают на окружающую среду неблагоприятное влияние. По закону «Об охране окружающей среды» существует 4 категории:
- 1 категория — сильное негативное влияние на окружающую среду, где должны применяться наилучшие доступные технологии;
- 2 — умеренное воздействие;
- 3 — несущественное;
- 4 — минимальное воздействие.
Был установлен новый способ расчета оплаты за нанесение вреда окружающей среде. С 01.01.2016 следующие виды выбросов подлежат оплате — загрязнение воздуха неподвижными источниками, водных объектов и распределение утильсырья производства и потребления. Подлежащие сбыту в утиль и обезвреживанию за 11 мес. с момента появления накапливающихся отходов, уплата за их размещение не взимается. Вносить денежные средства, в качестве выплат, будут ИП и юрлица, работающие на — территории России, континентальном шельфе и ОЭЗ. Только имеющие дело на объектах IV не будут нести ответственности по охране природы.
Плата, вносимая за влияние на окружающую среду, рассчитывается по формуле:
Платежная база х Ставка х Допкоэффициент = Плата за отрицательное влияние
Размер коэффициентов также прописан в законе. За сверхлимитное осуществление загрязнения формула платы следующая:
Ставка х Размер загрязнения, превышающий лимит х 5 = Плата за сверхлимитное загрязнение
Период внесения денежных средств за отрицательное влияние на окружающую среду исчисляется календарным годом. Плата вносится не позже 1 марта каждого года. За внесение неполной или несвоевременной платы юрлица и ИП будут обязаны нести ответственность и уплатить штраф.
Получение комплексного экологического разрешения будет обязательным условием с 01.01.2019, если рабочая деятельность производится на объектах I категории. Данный документ действует 7 лет и есть возможность увеличить этот срок еще на 7 лет. Документ можно получить на руки при помощи подачи заявления.
В законе оговорена обязанность предоставлять декларацию-документ о влиянии на окружающую среду. Пункт входит в силу с 01.01.2019. Данную обязанность будут нести плательщики, осуществляющие работу на объектах II категории. Представление документа допустимо раз в 7 лет, если технология осуществления деятельности не изменялась.
Разрабатывать программы по производственному экологическому контролю будут самостоятельно ИП и юрлица, ведущие деятельность на предприятиях I и II категории. Осуществление деятельности на объектах четвертой категории дает льготы ИП и организациям — плановые проверки Ростехнадзором не будут проводиться с 01.01.2019, у них отсутствует обязанность составлять программу производственного экологического контроля и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, а также производить расчет нормативов допустимых выбросов/сбросов.
Введены новые размеры штрафов:
- за сокрытие сведений о состоянии, об источниках загрязнения окружающей среды, скрытие информации, после контроля экологии, сведений декларации и т. д. — организации заплатят 20.000 — 80.000 рублей, должностные лица — 3.000 — 6.000 рублей, гражданские лица — 500 — 1.000 рублей;
- несоблюдение подачи письменного заявления о постановке объекта, представляющего угрозу окружающей среде, на учет — организации и ИП выплатят 30.000 — 100.000 рублей, а должностные лица — 5.000 — 20.000 рублей.
С 01.01.2019 за проведение хоздеятельности или другой работы без комплексного экоразрешения штрафы взимаются с организаций и ИП в размере — 50.000 — 100.000 рублей, а с должностных лиц — 4.000 — 10.000 рублей.
По 219-ФЗ ч. 3 ст. 11, с момента опубликования настоящего ФЗ о корректировках в ФЗ «Об охране окружающей среды» на протяжении 2-х лет занимающиеся хоздеятельностью юрлица и ИП должны поставить на госучет объекты, оказывающие отрицательное влияние на экологию.
Текст ФЗ-219
Скачать текст закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в последней редакции можно по ссылке.
Охрана окружающей среды также подвергла корректировкам вопрос оплаты госпошлины. Чтобы получить лицензию за выброс/сброс вредных веществ в воздух, следует уплатить 2.000 рублей. Размер госпошлины в 6.000 рублей предполагается за получение, перерегистрацию, увеличение срока пользования и внесение изменений в комплексное экологическое разрешение.
Бесплатная консультация юриста по телефону: