Закон об оказании платных медицинских услуг

Порядок оказания платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги — медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.

Отношения между хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями), осуществляющими медицинскую деятельность, и физическими лицами, основанные на возмездном предоставлении гражданам медицинских услуг, регулируются соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), а также Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 04.10.2012 № 1006 (далее — Правила).

Соблюдение содержащихся в них обязательных требований определяет предмет федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей медицинских услуг.

Согласно пункту 7 Правил медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме). Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Согласно пункту 11 Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, ряд установленных сведений.

На основании пункта 13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации, копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг).

Договор о предоставлении платных медицинских услуг (далее — договор) заключается потребителем и исполнителем в письменной форме (пункты 16, 17 Правил). Следует отметить, что согласно пункту 27 Правил исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Согласно пункту 28 Правил платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 31 Правил).

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно статье 14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.

В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства.

В этой связи в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона и пунктов 4, 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей). Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии со взаимосвязанными положениями части 1 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 40 Закона Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.

Относительно проверки качества предоставленных платных медицинских услуг, Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), на которую возложен согласно пункту 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Прокуратура города Артема

ГлавнаяВопросы лицензирования деятельности в сфере здравоохранения

Во всем мире к услугам по охране здоровья граждан предъявляются повышенные требования. При этом в современном здравоохранении государственное регулирование является одним из основополагающих принципов деятельности. Необходимое пациенту качество медицинских услуг, лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения обеспечивается в частности получением государственного разрешения на осуществление деятельности — лицензии.

Институт лицензирования в современной России существует с начала 90-х годов прошлого века. В настоящее время лицензирование осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011). Согласно статье 17 лицензированию подлежит:

  • медицинская деятельность;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство лекарственных средств;
  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • производство медицинской техники;
  • техническое обслуживание медицинской техники;
  • изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

Лицензирование указанных видов деятельности, за исключением деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).

Порядок проведения процедуры лицензирования, основные требования и условия закреплены в указанном законе и принятыми в соответствие с ним Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Требования, соблюдение которых необходимо при осуществлении деятельности включают в себя следующее:

  • пользование на законном праве помещениями, в которых будет осуществляться деятельность,
  • соответствие этих помещений противопожарным нормам и санитарно-эпидемическим правилам,
  • наличие кадров с соответствующим медицинским или фармацевтическим образованием,
  • соответствие технических условий, площадей и планировки помещений,
  • наличие медицинского оснащения и оборудования,
  • наличие внутренней документации организации или индивидуального предпринимателя,
  • ведение учетно-отчетной документации.

Следует отметить, что законодательная база лицензирования регулярно обновляется и меняется. В последнее время был принят ряд новых нормативных документов. Так, в прошедшем году и в начале текущего были приняты положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (ред. от 28.07.2011) «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 648 (ред. от 20.07.2011) «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Положением о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»), а также ряд других положений регламентирующих деятельность в сфере здравоохранения.

Помимо деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей обычно относимой к медицинской или фармацевтической (амбулаторно-поликлиническая, стационарная лечебно-профилактическая помощь, реализация лекарственных средств и др.) лицензированию подлежат и прочие услуги в сфере здравоохранения, иногда ошибочно относимые к нелицензируемым. Например, деятельность косметических салонов, салонов красоты, в которых оказываются косметологические услуги, также является медицинской и подлежит лицензированию. Аналогичная регламентация имеет место в отношении услуг по медицинскому массажу, лечебной физкультуре, применению методов традиционной медицины (фитотерапия, гомеопатия, гирудотерапия и др.).

Существует ряд ситуаций, в которых руководители организаций и индивидуальные предприниматели допускают нарушения законодательства осуществляя работу без лицензии, очевидно, по незнанию подвергая себя и свое предприятие риску административной и уголовной ответственности.

Так, в соответствие с нормами статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатели вне зависимости от организационно-правовой формы обязаны обеспечить возможность оказания неотложной медицинской помощи работникам и проведение лечебно-профилактических мероприятий. Для этой цели на предприятиях создаются здравпункты. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2005 N 7070), здравпункты (врачебные, фельдшерские), являются структурными подразделениями организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Кроме того, согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Количество автомобилей и водителей при этом значения не имеет.

Очень часто, указанные выше требования законодательства нарушаются, в том числе в части получения лицензии на медицинскую деятельность.

В данных случаях руководителями не учитывается, что медицинская деятельность, является очень емким понятием и согласно пункту 4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, включая проведение профилактических осмотров, предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, иных диагностических и лечебных мероприятий.

Таким образом, для приведения, в соответствие с законодательством, деятельности находящегося в учреждении здравпункта, кабинета предрейсовых и послерейсовых осмотров или иного медицинского подразделения необходимо провести действия, связанные с получением лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Процедура получения лицензии включает в себя подготовку пакета документов и представление их в территориальное управление Росздравнадзора с дальнейшим рассмотрением (в отдельных случаях в Федеральную службу — в Москву). До вынесения на лицензионную комиссию документы характеризующие соискателя лицензии проходят экспертизу. В случае соответствия условий требованиям законодательства назначается выездная проверка. По результатам проверки на лицензионную комиссию выносится предложение о возможности предоставления лицензии.

В соответствии со статьей 14.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом медицинской деятельности без лицензии предусматривает привлечение к ответственности в виде штрафа для граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей.

Дополнительную информацию о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития можно получить на официальном сайте Федеральной службы по адресу: www.roszdravnadzor.ru

Услуги по формированию пакета документов в соответствии с требованиями Росздравнадзора с дальнейшим его направлением в орган лицензирования как в части оформления новой, так и внесения изменений по видам деятельности в действующую лицензию.

  • консультация специалиста по лицензированию;
  • консультация юриста;
  • работа с заключением договора с полной экспертизой документов и представлением в Росздравнадзор;
  • представление интересов соискателя лицензии в Федеральной регистрационной службе (Регистрационная палата);
  • представление интересов соискателя лицензии по вопросу получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Такую задачу поставил заместитель председателя облисполкома Виктор Лискович на выездном заседании коллегии главного управления здравоохранения облисполкома, которое состоялось в Зельве. В заседании приняли участие главные врачи центральных районных больниц, заместители председателей райисполкомов, курирующие вопросы здравоохранения. На заседании рассмотрен вопрос о состоянии системы здравоохранения Зельвенского района.
– Ряд недостатков, выявленны в ходе проверок на Зельвенщине, имеет место и в других районах области, – отметил Виктор Лискович. – При этом, чтобы улучшить положение дел в медицинском обслуживании населения районов, зачастую не требуется финансовых вложений. Необходимо правильно выстроить работу, распределить обязанности, рационально расставить квалифицированные кадры, которые в районах имеются.
По словам Виктора Лисковича, в ближайшие два года будут проанализирована работа по медицинскому обслуживанию населения всех районов области, проведена аттестация главных врачей районов и их заместителей.
Как доложила первый заместитель начальника главного управления здравоохранения облисполкома Наталия Антонович, в Зельвенской центральной районной больнице есть все возможности для оказания доступной и квалифицированной медицинской помощи населению. Здесь за средства райисполкома проведен текущий ремонт отделений, улучшены условия пребывания пациентов. Районные власти уделяют внимание материально-техническому оснащению ЦРБ.
Однако в районе складывается неблагоприятная демографическая ситуация, остается высоким показатель смертности трудоспособного населения. Есть проблемы с обеспечением медучреждений врачами – узкими специалистами. Сейчас требуются кардиолог и психиатр-нарколог. Нет четкой системности в работе по диспансеризации населения.
Своим мнением по улучшению медицинского обслуживания населения Зельвенщины поделились главные врачи учреждений здравоохранения области.
– Нельзя пускать работу на самотек. Необходимо постоянно контролировать весь лечебный процесс, выполнение доведенных основных показателей работы. Чтобы улучшить ситуацию, важно создать сплоченный коллектив единомышленников, которые ответственно относятся к своим обязанностям, – считает главный врач областной клинической больницы Юрий Петельский.
– Особое внимание необходимо уделить подбору кадров, – отметил главный врач Гродненской центральной городской поликлиники Александр Романчук. – Для главврача очень важно, какие заместители, специалисты работают рядом. От этого во многом зависят и результаты работы медучреждения. Если нет подходящих людей в своем районе, то необходимо активно искать и за его пределами.
По словам главного врача Слонимской районной больницы Галины Моисеенковой, очень важно подобрать людей, которые болели бы за свое дело. С них нужно спрашивать, но при этом важно наладить доверительные отношения в коллективе, совместными усилиями решать поставленные задачи.
– Поднятые на коллегии вопросы решаемы. Нередко бываю в районе и не понаслышке знаю, что местные власти оказывают значительную поддержку здравоохранению. Считаю, что необходимо организовать учебу специалистов на базе областных лечебных учреждений. Вместе с райисполкомом нужно решать вопросы закрепления молодых специалистов, выделения им жилья, – такое мнение высказала член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, главный врач областной инфекционной больницы Елена Кроткова.
Здравоохранение Зельвенщины ждут кадровые изменения, которые, по мнению главного управления здравоохранения облисполкома, улучшат ситуацию в медицинском обслуживании населения района. Будут предприняты и другие шаги. Их эффективность проанализируют в конце первого квартала будущего года.
На заседании коллегии приводилось немало примеров успешного решения вопросов медицинского обслуживания населения, которые положительно отразились на показателях работы здравоохранения районов. Накопленный опыт, особенно в плане четкой организации работы каждого медицинского подразделения, закрепления кадров, внедрения новых передовых технологий лечения, рекомендовано использовать более полно.

В этом году после капитального ремонта преобразилось педиатрическое отделение Щучинской районной больницы. Во всех девяти палатах созданы комфортные условия для маленьких пациентов, а местные художники к тому же расписали стены так, чтобы краски и сюжеты поднимали настроение и способствовали скорейшему выздоровлению.

В акушерском корпусе Лидской центральной районной больницы, в отделении анестезиологии и реанимации №2, открылся отдельный пост для новорожденных. Здесь выхаживают недоношенных детей, в том числе с экстремально низкой (менее одного килограмма) массой тела. Отделение оснащено гемодинамическими мониторами, аппаратами искусственной вентиляции легких, шприцевыми дозаторами (инфузоматами) и другой современной техникой.

В Мостах после ремонта открыта женская консультация. В отделении созданы комфортные условия, прекрасно оборудованы гинекологические кабинеты, процедурные, кабинет УЗИ, кабинет психологической помощи.

Новый рентгенкабинет, в котором установлен современный универсальный рентгенодиагностический аппарат «Униэксперт 2 плюс», открылся в нынешнем году в Слонимской городской поликлинике.

02.01.2018 г.

Платные медицинские услуги — медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.

Отношения между хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями), осуществляющими медицинскую деятельность, и физическими лицами, основанные на возмездном предоставлении гражданам медицинских услуг, регулируются соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон), а также Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила). Соблюдение содержащихся в них обязательных требований определяет предмет федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей медицинских услуг.

В Роспотребнадзор продолжают поступать жалобы потребителей на оказание платных медицинских услуг. Так в адрес Управления Роспотребнадзора по городу Москве за 11 месяцев 2017 года поступило 1137 обращений на оказание платных медицинских услуг, что составило 3,2 % от общего количества обращений.

За период с 2014 по 2017 годы в Республике Татарстан количество обращений граждан по вопросу нарушения законодательства о защите прав потребителей организациями, осуществляющими деятельность по оказанию платных медицинских услуг, увеличилось в 3 раза (за 2014г. – 82 обращения, за 2015г. – 201 обращение, за 2016г. – 240 обращений), за первый квартал 2017 г. – 69 обращений.

Структура обращений такова:

60% обращений составляют жалобы на оказание косметологических услуг, их навязывание, отсутствие медицинской лицензии, безопасности препаратов (у многих потребителей после оказания услуг появились аллергические реакции);

23% обращений на ненадлежащее качество оказанных платных медуслуг, преимущественно стоматологических;

13% отказ в удовлетворении гражданско-правовых требований (возмещение ущерба, перерасчета платы и т.д.);

4% непредоставление полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им услугах.

В этой связи, Роспотребнадзор считает необходимым дать следующие разъяснения по вопросам оказания гражданам платных медицинских услуг.

Согласно п. 7 Правил медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме).

Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Согласно п. 11 Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица — наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно п. 13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации, копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг).

Договор о предоставлении платных медицинских услуг (далее – договор) заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон (см. п. 16, 17 Правил).

Следует отметить, что согласно п. 27 Правил исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Согласно п. 28 Правил, платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 31 Правил).

Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Обращаем внимание, что согласно ст. 14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.

В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона).

В этой связи информируем, что в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и п. п. 4 , 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В этой связи разъясняем, что в соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 40 Закона Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.

Относительно проверки качества предоставленных платных медицинских услуг поясняем, что Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), на которую возложен согласно п. 5.1.3. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *