11 ФЗ

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

7.1) обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и работающих в свободное от учебы время;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, — до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2 — 13.7 настоящего Федерального закона.

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 06.02.2020 N 16-ФЗ;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются указанным Федеральным законом.

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом «О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу;

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

8.1. В случае, если иностранный гражданин завершил или прекратил обучение в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению.

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

Типовая форма указанного соглашения, а также требования к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

10. При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее — при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее — при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее — при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее — при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

В соответствии со ст.10 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Источники финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются:

средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов;

средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

личные средства граждан;

безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

доходы от ценных бумаг;

кредиты банков и других кредиторов;

иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О ме-дицинском страховании граждан в Российской Федерации» финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией;

обеспечения профессиональной подготовки кадров;

финансирования научных исследований;

развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Средства, не израсходованные в истекающем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

Согласно ст. 12 Закона о медицинском страховании финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

В аналитической статье адвоката Ольги Зиновьевой содержится подробная правовая оценка врачебной тайны как важнейшего правового и нравственно-этического института, лежащего в основе взаимоотношений пациента и медицинского работника

Усиливающийся в последние годы правовой и общественный контроль за медицинской деятельностью не оставляет без внимания вопросы правового регулирования такого важнейшего института медицинского права как институт врачебной тайны, а также вопросы правоприменения при нарушении гарантированного гражданину права на сохранение в тайне сведений, отнесённых законом к врачебной тайне, лицами, обязанными её соблюдать.

Врачебная тайна, в силу особенностей самой врачебной деятельности — важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon — должное и logos — учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако особенность врачебной тайны, отличающая этот институт от других понятий деонтологии и относящая её к правовым понятиям, состоит в том, что сохранность врачебной тайны гарантируется законодательно так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.
Складывающаяся в России в последние годы судебная и административная практика свидетельствует о существенном (в сравнении с советским периодом отечественной судебной истории и первым десятилетием правовых реформенных преобразований) росте правовой грамотности пациентов и их родственников, проявляющейся, в том числе, в увеличении обоснованных претензий к врачебному персоналу, вызванных нарушением врачебной тайны.
Новейшая история законодательного регулирования врачебной тайны сегодня насчитывает более двадцати лет: 12 декабря 2013 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации, которая сформулировала правовые основы для защиты врачебной тайны; 22 июля 2003 г. — 20 лет со дня утверждения Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее — Основы), определивших объём врачебной тайны и субъектов ответственности за её разглашение, а также ограничивших случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
И наконец, 21 ноября 2011 г. был принят и 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором правовому регулированию охраны врачебной тайны в Российской Федерации посвящена статья 13.
Часть 1 статьи 23 Конституции Росийской Федерации устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Закрепление данного права на конституционном уровне определяет принадлежность права на неразглашение врачебной тайны к числу основных конституционных прав человека и гражданина, что гарантирует ему особую правовую защиту.
В соответствии с пунктом 9 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», соблюдение врачебной тайны отнесено законодателем к основным принципам охраны здоровья.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г., сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Таким образом, врачебную тайну составляют:

  • информация о факте обращения за оказанием медицинской помощи;
  • информация о состоянии здоровья гражданина;
  • информация о диагнозе;
  • иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении гражданина.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Таким образом, врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам, наряду с адвокатской тайной, банковской тайной, тайной нотариального действия.
Вместе с тем, установленный законодательный запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти гражданина, в настоящее время составляет предмет активных правовых доктринальных и практических дискуссий, вызванных ограничением, не обоснованным разумным балансом интересов членов общества, на получение родственниками умерших, предположительно пострадавших от некачественного оказания им медицинской помощи, копий медицинской документации для проведения независимого экспертного контроля качества медицинской помощи. В рамках указанной дискуссии рядом депутатов Государственной Думы Российской Федерации высказано намерение инициировать внесение изменений в действующий федеральный закон в части предоставления родственникам умершего лица права на получение после его смерти копий медицинских документов для целей проведения экспертизы качества оказанной ему медицинской помощи. Также аналогичное обращение являлось предметом правовой оценки Конституционного Суда Российской Федерации, рассмотревшего обращение на неконституционность указанной нормы статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Таким образом, привлечение общественного внимания к необоснованному сужению прав родственников при наличии у них разумных сомнений в качестве медицинской помощи, оказанной их близким, а также проявленная законодательная инициатива и конституционно-правовая оценка указанного ограничения позволяют надеяться на изменение в самом скором времени ст. 13 Федерального закона в рассматриваемой части, и восстановление логики законодателя, статьёй 17 Гражданского Кодекса РФ установившего прекращение правоспособности гражданина в момент его смерти.

В соответствии с частью 3 ст. 13 названного Федерального закона, с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Следует отметить, что предыдущая редакция указанной нормы, сформулированная в ст. 61 Основ 1993 года, не требовала письменного согласия гражданина на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в указанных случаях. Принимая во внимание специальное указание законодателя на письменную форму такого согласия, распространение таких сведений в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных аналогичных целях при отсутствии специально оформленного письменного согласия пациента, содержащего безусловное волеизъявление на использование его данных в указанных целях, будет являться нарушением закона.
Частью 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень правовых оснований для предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.

Так, предоставление сведений, являющихся врачебной тайной, без согласия гражданина допускается:
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, то есть в случаях, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона (то есть при оказании накологической помощи несовершеннолетнему, больному наркоманией, или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения), а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона (то есть возраста пятнадцати лет и шестнадцати лет для несовершеннолетнего, больного наркоманией) для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинён в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-лётных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учёта и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как видно из указанного перечня, он существенно расширен и дополнен в сравнении с перечнем, ранее определявшим случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, в отсутствие согласия гражданина.
Определённый нюанс появился с введением в действие Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который предоставил адвокатам обширные права, включая право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе право запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций; при этом указанные органы и организации, в свою очередь, обязаны в порядке, установленном законодательством, в месячный срок выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии. Появилась ли с введением в действие названного Федерального закона у лиц, профессионально обязанных соблюдать врачебную тайну, обязанность предоставлять сведения, её составляющие, также и по адвокатскому запросу?
Следует отметить, что медицинские организации довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда лицо, обладающее адвокатским статусом, ссылаясь на указанную норму законодательства об адвокатуре, истребует от медицинской организации сведения, составляющие врачебную тайну, в отношении лиц, обратившихся за медицинской помощью, причём нередко такие запросы носят неинформативный характер в части фактического осуществления адвокатом действий в интересах указанного лица или против него.
Ответ на этот вопрос является достаточно очевидным – поскольку статьёй 13 Федерального закона № 323-ФЗ адвокатский запрос не отнесён к перечню случаев, когда сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены третьим лицам в отсутствие согласия пациента, сведения, её составляющие, могут быть предоставлены адвокату, так же как и другим лицам, исключительно на основании нотариально удостоверенной доверенности, специально предусмаривающей правомочие на предоставление поверенному сведений, составляющих врачебную тайну доверителя. Иными словами, наличие у подателя запроса адвокатского статуса ни при каких обстоятельствах не обеспечивает ему права на получение сведений, составляющих врачебную тайну, при отсутствии специального правомочия на получение таких сведений, оформленных в соответствии с действующим законодательством, то есть нотариально либо в порядке, приравненом законом к нотариальному порядку удостоверения волеизъявления доверителя.
Смежным с рассматриваемым вопросом является вопрос о праве медицинской организации предоставлять адвокату сведения, составляющие врачебную тайну, в случае конфликтной ситуации с самим пациентом при отсутствии согласия пациента. На данный вопрос следует ответить положительно, руководствуясь следующим.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 63-ФЗ от 30 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона № 63-ФЗ, адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Как следует из п.п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона № 63-ФЗ, оказывая юридическую помощь, адвокат, в том числе, даёт консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме, составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, участвует в качестве представителя доверителя в гражданском, административном, арбитражном, уголовном судопроизводстве, а также оказывает иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
Таким образом, право медицинской организации на обращение к адвокату с целью получения квалифицированной правовой помощи является безусловным и гарантированным как действующим гражданским законодательством, так и законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
В соответствии с подп. 5 п. 4 ст. 6 Федерального Закона № 63-ФЗ от 30 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя, при этом, в соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 63-ФЗ от 30 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Таким образом, действующим законодательством установлены дополнительные гарантии соблюдения врачебной тайны при обращении за квалифицированной правовой помощью к лицам, получившим статус адвоката, путём возложения на адвоката обязанности соблюдения адвокатской тайны, определённой ст. 8 Федерального закона № 63-ФЗ как любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Таким образом, принимая во внимание указанные дополнительные гарантии соблюдения врачебной тайны через институт адвокатской тайны, а также учитывая законодательное требование о сохранении в тайне сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими работниками, и безусловное право медицинской организации на получение квалифицированной правовой помощи путём заключения с адвокатом соглашения о правовой помощи, право на передачу сведений, составляющих врачебную тайну, адвокату для целей оказания правовой помощи в ситуации правового конфликта с пациентом следует признать абсолютным.

Что касается практики нарушений требований о сохранении в тайне сведений, составляющих врачебную тайну, то она показывает, что разглашение врачебной тайны является довольно распространённым явлением среди медицинского персонала. Так, анонимный опрос, проведённый несколько лет назад среди сотрудников городской многопрофильной больницы Санкт-Петербурга, показал, что до 55 процентов врачей и свыше 70 процентов среднего медицинского персонала обсуждают в кругу семьи, с коллегами и друзьями особенности течения заболевания конкретных больных, не задумываясь при этом о нарушении требований законодательства и принципов деонтологии. Кроме того, более трёх четвертей опрошенного врачебного персонала указали, что, при общении с родственниками больных они никогда не интересуются документами, подтверждающими родство, и охотно беседуют о диагнозе и прогнозе заболевания с лицами, просто представившимися родственниками больного.
Между тем, отечественное законодательство предусматривает несколько видов юридической ответственности за нарушение врачебной тайны.

В первую очередь это ответственность, предусмотренная действующим гражданским законодательством.
Так, ст. 150 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ) устанавливает, что личная тайна относится к нематериальным (неимущественным) благам человека, неотчуждаемым и непередаваемым иным способом. Статья же 151 ГК РФ определяет, что, если вследствие разглашения врачебной тайны гражданину причинён моральный вред, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такого вреда. При этом следует учитывать, что под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания гражданина, претерпеваемые им вследствие нарушения нематериальных благ или личных неимущественных прав. Глава 59 ГК РФ конкретизирует положения статьи 151, и в ст. 1064 указывает, что вред, причинённый личности гражданина, подлежит возмещению в полном объёме.
В соответствии со ст. 1068 ГК РФ, юридическое лицо возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, независимо от того, выполнял ли работник работу на основании трудового договора (контракта) или по гражданско-правовому договору, при этом, согласно ст. 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причинённый другим лицом (работником-врачом), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу (врачу) в размере выплаченного возмещения.
Таким образом, в случае разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, представителем врачебного, среднего медицинского, младшего медицинского или административного персонала медицинской организации, ответчиком по делу о возмещении вреда, причинённого разглашением врачебной тайны, будет являться медицинская организация, при этом сам работник подлежит привлечению к участию в деле в качестве третьего лица.
Принимая во внимание то обстоятельство, что статьёй 1968 ГК РФ установлена ответственность юридических лиц за действия их работников, то в случаях разглашения врачебной тайны иными лицами, которым сведения, её составляющие, стали известны при выполнении иных функций, не связанных с трудовыми обязанностями или обязанностями, порождёнными заключением гражданско-правового договора, ответчиком в таком деле будет являться само такое лицо.
Особо следует отметить, что именно понимает законодательство и судебная практика под разглашениемврачебной тайны. Руководствуясь принципом аналогии права, можно утверждать, что разглашение врачебной тайны имеет место при опубликовании сведений, составляющих врачебную тайну, в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в судебных характеристиках (без специального судебного запроса или однозначно сформулированного судом требования в ходе судебного разбирательства дела), публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в любой, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу.
Безусловно, наибольшую общественную опасность имеет разглашение врачебной тайны неограниченному кругу лиц через средства массовой информации (журналы, газеты, телевидение и радио). Несмотря на кажущуюся редкость разглашения врачебной тайны именно таким способом, следует отметить, что такие случаи, действительно, встречаются нечасто, однако, как правило, наносят лицам, в отношении которых такие сведения разглашены, существенный моральный вред, имеют большой общественный резонанс и серьёзную судебную перспективу.

Так, Ленинским районным судом Санкт-Петербурга было рассмотрено гражданское дело по иску отца малолетнего ребёнка, подробные сведения о состоянии здоровья которого, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и прогнозе заболевания были намеренно, без согласия родителей ребёнка, сообщены заведующим отделением больницы, в котором находился ребёнок, корреспонденту одной из телевизионных программ, которая вышла в вечерний эфир ОАО «Первый канал», в результате чего сведения, составляющие врачебную тайну, стали известны неограниченному кругу лиц — аудитории программы. В приведённом примере особенно примечательно то, что врач сообщил корреспонденту сведения, составляющие врачебную тайну, не в личной доверительной беседе с последним, а именно для записи своего выступления, тем самым предполагая возможную доступность сообщённых им сведений неограниченному кругу лиц. Сумма исковых требований превысила ежемесячную заработную плату врача в шестьдесят раз.

Калининским районным судом Санкт-Петербурга было рассмотрено гражданское дело по иску пациента медицинской организации, оказывающей услуги частной скорой медицинской помощи, о компенсации морального вреда, причинённого незаконным разглашением врачебной тайны при следующих обстоятельствах: пациент, будучи неудовлетворён качеством оказанной ему медицинской помощи, обратился в медицинскую организацию с претензией в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. К претензии были приложены медицинские документы пациента, которые подтвреждали обоснованность его требований. Генеральным директором частной скорой помощи текст претензии пациента, содержащей подробное описание его медицинской истории, личные данные, описание его физических и нравственных страданий, а также прилагаемые к претензии документы были отсканированы и направлены электронной почтой с электронного почтового адреса генерального директора по шестидесяти электронным адресам руководителей других частных и государственных медицинских организаций Санкт-Петербурга; при этом пересылаемые документы сопровождались личными хамскими комментариямя указанного руководителя, которые не могут быть приведены в настоящей статье вследствие их «неакадемического» характера. Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга исковые требования пациента были частично удовлетворены, в его пользу были взысканы также судебные расходы; при этом в тексте решения суд отдельно подчеркнул недопустимость распространения сведений, составляющих врачебную тайну, также и посредством так называемой «закрытой» рассылки.

Помимо гражданско-правовой, законодательство устанавливает и уголовную ответственность за разглашение врачебной тайны. Примечательно, что ст. 137 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК РФ), непосредственно касающаяся врачебной тайны, помещена законодателем в главу «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», что ещё раз подтверждает особую защиту врачебной тайны со стороны закона.
Действующий УК РФ предусматривает ответственность за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан. Так, совершение этого деяния лицом с использованием своего служебного положения (а ответственность за разглашение врачебной тайны лежит на лицах, которым она стала доступна именно в силу служебного положения) влечёт уголовное наказание в виде штрафа в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от пяти до восьми месяцев, либо лишение права занимать определённые должности или заниматься медицинской деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев.
Кроме того, ответственность вследствие разглашения врачебной тайны может наступить и в соответствии со ст. 286 УК РФ — «Превышение должностных полномочий»: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов гражданина, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься медицинской деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет. Если это же деяние повлекло тяжкие последствия, то оно наказывается лишением свободы на срок от трёх до десяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься медицинской деятельностью на срок до трёх лет.
Особо следует отметить, что вменено совершение деяния, предусмотренного ст. 286 УК РФ, может быть только должностному лицу государственного или муниципального медицинского учреждения, несанкционированно разгласившему сведения, составляющие врачебную тайну, так как здесь речь идёт о незаконном нарушении неприкосновенности должностной (служебной) тайны. В отношении врачебного и иного персонала государственных или муниципальных медицинских учреждений, не являющихся должностными лицами, а также в отношении должностных лиц и иных сотрудников частных или ведомственных медицинских предприятий (учреждений) уголовное преследование по данному составу преступления исключено.

Усиление ответственности и увеличение количества удовлетворенных исков рано или поздно приведут к тому, что среди врачебного и среднего медицинского персонала вопросам сохранения врачебной тайны будет уделяться первоочередное значение наряду с охраной здоровья. Однако уже сейчас соблюдение основных законодательных и деонтологических положений должно стать важнейшим принципом медицинской деятельности, приближающим отечественную медицину к цивилизованным мировым стандартам.

21 августа Кабинет Министров Украины утвердил план мероприятий по реализации Стратегии развития медицинского образования в Украине на 2019 – 2021 годы. За это время появятся новые стандарты образования, современные программы и средства для обучения студентов, деньги за непрерывное профессиональное развитие пойдут за врачами, а государство будет способствовать качественному развитию медицинской науки.

О том, как изменится медицинское образование сообщает прессслужба Минздрава.

1. Образовательные стандарты в области знаний «22 Охрана здоровья» будут разработаны с учетом современных тенденций развития медицинского образования в сотрудничестве со Всемирной федерацией медицинского образования и другими ведущими международными экспертами.

2. Обновятся образовательные программы и учебные планы в соответствии с новыми стандартами и при активном участии учреждений высшего образования.

3. В дальнейшем будет внедряться единый государственный квалификационный экзамен (ЕГКЭ), включая международный экзамен по основам медицины.

3. Студенты получат современные средства для обучения. В частности речь идет об электронных учебных материалах, переводе новых учебников, доступе к рецензируемым изданиям в сфере здравоохранения, которые индексируются наукометрическими базами Web of Science / Scopus / PubMed.

4. Студенты и преподаватели будут улучшать знания английского. Будут разработаны комплексные программы повышения уровня знания английского языка, а также закреплены требования к знанию английского.

5. Преподаватели будут повышать свою квалификацию на стажировках в зарубежных учреждениях высшего образования и учреждениях здравоохранения, программах обмена с зарубежными странами, международных конференциях.

6. Начнет работу новая эффективная модель интернатуры, в частности прозрачная электронная система распределения выпускников. Сейчас продолжается общественное обсуждение.

7. Деньги за непрерывное профессиональное развитие пойдут за врачами на те образовательные мероприятия, которые интересуют конкретных врачей и улучшают конкретную врачебную практику.

8. Будет развиваться медицинская наука. Планируется создание государственной программы содействия академической мобильности, улучшение условий для проведения научных исследований в сфере охраны здоровья, усиление принципов академической добросовестности, в частности – совершенствование программного обеспечения УВО для проверки на наличие плагиата.

Напомним, министерство здравоохранения обнародовало проект приказа «Об утверждении Положения об интернатуре», предусматривающий изменение процедуры зачисления, прохождения и окончания интернатуры выпускниками учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов отрасли здравоохранения.

21 августа Кабинет Министров Украины принял изменения в Положение о системе непрерывного профессионального развития врачей. Это позволит утвердить требования к мерам БПР, создать агентство, которое будет контролировать качество предоставления образовательных услуг для медиков, а также запустить новый принцип финансирования, когда деньги на профессиональное развитие пойдут за врачами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *