Государственную тайну составляют сведения

В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 1, ст. 51; № 27, ст. 4294), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2016 г. № 862 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 36, ст. 5416) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну.

Министр М.С. Орешкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июня 2017 г.
Регистрационный № 47133

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от 31.03.2017 г. № 158

Порядокподготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну.

2. Подготовка заключения о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (по запросам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации) и ее территориальными органами (по запросам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц) (далее — уполномоченный орган).

3. Экспертиза результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну (далее — экспертиза), проводится на основании заявления, представленного субъектами геодезической и картографической деятельности (далее — заявитель) в уполномоченный орган, в форме документа на бумажном носителе, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку.

К заявлению о проведении экспертизы результатов геодезических и картографических работ на наличие в них сведений, составляющих государственную тайну (далее — заявление) прилагаются копии результатов геодезических и картографических работ на бумажном или электронном носителе.

4. Уполномоченный орган в срок не более 40 календарных дней со дня поступления заявления направляет в адрес заявителя уведомление о наличии (отсутствии) в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 2 к настоящему Порядку.

5. Экспертиза возлагается на экспертные комиссии, создаваемые уполномоченными органами.

6. Состав экспертной комиссии утверждается приказом руководителя уполномоченного органа. В состав экспертной комиссии должно входить не менее трех членов комиссии (далее — эксперты).

7. Эксперты назначаются из числа должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и сотрудников подразделения по защите государственной тайны.

8. При рассмотрении результатов геодезических и картографических работ, представленных на экспертизу, эксперты руководствуются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», разработанными в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Порядком.

9. Экспертная комиссия:

в течение трех рабочих дней с момента получения заявления запрашивает в федеральных органах исполнительной власти и организациях, указанных в пунктах 22 — 24 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (далее — заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации), сведения, необходимые для проведения экспертизы результатов геодезических и картографических работ;

анализирует представленные на экспертизу результаты геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, подпадающих под действие перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, Минэкономразвития России);

на основании ответов, полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, и проведенного анализа представленных на экспертизу результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, подпадающих под действие Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Минэкономразвития России, подготавливает заключение о степени секретности сведений, содержащихся в результатах геодезических и картографических работ (далее — заключение), которое утверждается руководителем (заместителем руководителя, курирующего данное направление деятельности) уполномоченного органа.

10. Рекомендуемый образец заключения приведен в приложении № 3 к настоящему Порядку.

11. Заключение с прилагаемыми результатами геодезических и картографических работ хранится в уполномоченном органе.

12. В случае наличия в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну, уполномоченный орган обязан принять меры по их засекречиванию, в том числе присвоению соответствующих грифов секретности их носителям.

Приложение № 1
к Порядку подготовки заключений
о наличии в результатах геодезических
и картографических работ сведений,
составляющих государственную тайну,
утвержденному
приказом Минэкономразвития России
от 31.03.2017 г. № 158

Рекомендуемый образец

Руководителю _________________________________ (указывается полное наименование
Росреестра (территориального органа Росреестра)

№ _____________

«__»________20_г.

ЗАЯВЛЕНИЕо проведении экспертизы результатов геодезических и картографических работ на наличие в них сведений, составляющих государственную тайну

Прошу провести экспертизу _______________________________________________

(указывается перечень и количество геодезических

и картографических материалов)

Сведения о заявителе ____________________________________________________

(указывается Ф. И. О., наименование юридического лица,

адрес, номер телефона, адрес электронной почты,

реквизиты лицензии)

Сведения об исполнителе работ (при наличии) _____________________________

(указывается наименование юридического

лица или ИП, ИНН, ОГРН,

реквизиты лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную

тайну (при наличии), адрес,

номер телефона, адрес электронной почты)

Сведения о заказчике работ (при наличии) ________________________________

(указывается наименование юридического

лица или ИП, ИНН, ОГРН, реквизиты лицензии на работу со сведениями,

составляющими государственную тайну (при наличии), адрес, номер

телефона, адрес электронной почты)

(должность заявителя) (подпись) (расшифровка подписи)

М.П. (при наличии)

Приложение № 2
к Порядку подготовки заключений
о наличии в результатах геодезических
и картографических работ сведений,
составляющих государственную тайну,
утвержденному
приказом Минэкономразвития России
от 31.03.2017 г. № 158

Рекомендуемый образец

Уведомление о наличии (отсутствии) в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну

(наименование уполномоченного органа)

в соответствии с заявлением от «__»_______20__г. N ____ провело

экспертизу представленных результатов геодезических и картографических

работ на наличие в них сведений, составляющих государственную тайну, и

сообщает о наличии (отсутствии) в них сведений, составляющих

государственную тайну.

Заключение о степени секретности сведений, содержащихся в

результатах геодезических и картографических работ, находится в ________.

(наименование уполномоченного органа)

(наименование должности уполномоченного лица) (подпись) (инициалы и фамилия)

Приложение № 3
к Порядку подготовки заключений
о наличии в результатах геодезических
и картографических работ сведений,
составляющих государственную тайну,
утвержденному
приказом Минэкономразвития России
от 31.03.2017 г. № 158

Рекомендуемый образец

ЗАКЛЮЧЕНИЕо степени секретности сведений, содержащихся в результатах геодезических и картографических работ

Основания:

— приказ руководителя Росреестра (Управления Росреестра

по ____________) от «__»________20__г. N __;

— заявление от «__»________20__г. N __.

Экспертная комиссия в составе: _____________________________________

(указать должность, Ф. И. О. членов комиссии)

рассмотрела __________________________________________________ на предмет

(перечислить полное наименование носителей, которые подлежат

рассмотрению, их реквизиты)

определения степени секретности содержащихся в них сведений.

Руководствуясь Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной

тайне), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне,

утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г.

N 1203 (далее — Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне),

Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к

различным степеням секретности, утвержденными постановлением

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 870,

перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, ___________________________

(указать полное наименование органа

государственной власти или

организации или целевой программы)

Экспертная комиссия установила: сведения, содержащиеся в

________________________________________________________________________,

(перечислить полное наименование конкретных носителей и содержащиеся в

них сведения)

подпадают (не подпадают) под действие абзаца __ пункта _ статьи 5 Закона

о государственной тайне, пункта _____ Перечня сведений, отнесенных к

государственной тайне, составляют (не составляют) государственную тайну и

в соответствии с пунктом ___ Перечня сведений, подлежащих засекречиванию,

________________________________________________________________________,

(указать полное наименование органа государственной власти или

организации или целевой программы)

имеют степень секретности «_____________________».

(указать конкретно)

Вывод: в ________________________________________________________________

(указать полное наименование носителя, который подлежал рассмотрению)

содержатся (не содержатся) сведения, составляющие государственную тайну,

и имеют степень секретности «_____________________».

(указать конкретно)

Члены экспертной комиссии: __ (подпись, инициалы и фамилия эксперта)

____________ (подпись, инициалы и фамилия эксперта)

____________ (подпись, инициалы и фамилия эксперта)

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 37, ст. 3619; 2008, № 3, ст. 198; № 21, ст. 2465; 2016, № 13, ст. 1833.

межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;
(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.
Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
——————————————————————
Статья 21 не может применяться в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне (определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 314-О). Статья 21 не может применяться судами, другими органами и должностными лицами в качестве основания для отстранения представителя ответчика от участия в рассмотрении дела арбитражным судом в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне (Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О). О рассмотрении жалобы о проверке конституционности статьи 21 см. определение Конституционного Суда РФ от 11.03.1999 N 10-О. Статья 21 по ее буквальному смыслу признана соответствующей Конституции Российской Федерации. Распространение положений статьи 21 на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 48 и 123 (часть 3) (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П). Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:
процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.
——————————————————————
Статья 21.1 не может применяться в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне (определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 314-О). Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне
(введена Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Следующая статья «
К тексту закона «

Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, которые оспаривал бывший сотрудник ОБЭП Евгений Горовенко. Во время прохождения заявителем службы в правоохранительных органах в его отношении осуществлялось дисциплинарное производство в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе ОРД. За допущение этих нарушений он был уволен из органов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос, которое завершилось постановлением обвинительного приговора.

В ходе производства по уголовному делу по ходатайству Евгения Горовенко проводилась почерковедческая экспертиза, выявившая факты подделки его подписей в делах оперативного учета, в связи с нарушениями при ведении которых он был уволен. Материалы, касающиеся подделки подписей, были выделены в отдельное производство для проверки наличия в действиях неизвестных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ «Служебный подлог». По ее результатам неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись.

Поскольку Горовенко извещался об этом без ознакомления с содержанием постановлений, он подал жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки. Жалоба была частично удовлетворена: суд признал Евгения Горовенко лицом, чьи права и законные интересы затрагивает эта проверка и принятые по ее итогам решения.

Вместе с тем суд, руководствуясь п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне, согласно которому государственную тайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Евгений Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов проверки, которая не содержит секретных сведений, а также вправе получить копии вынесенных в ходе проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во исполнение решения суда заявитель был ознакомлен с несколькими томами несекретных материалов, а с томами, содержащими секретные и совершенно секретные сведения, ознакомление не производилось. Ему также были вручены копии семи постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности. Жалоба Горовенко на непредоставление ему данного постановления была оставлена судом без удовлетворения со ссылкой на то, что требуемая информация содержит государственную тайну, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

В этой связи Евгений Горовенко обратился в КС РФ, указав, что ст. 21 и 21.1 Закона о гостайне не соответствуют основному закону, поскольку они, по его мнению, неполно определяют круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам уголовного судопроизводства, содержащим сведения, составляющие государственную тайну. Тем самым оспариваемые нормы позволяют отказывать заинтересованному лицу, защищающему свои права, в ознакомлении с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении и с вынесенными на их основании решениями об отказе в возбуждении уголовного дела, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также в предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которому присвоен гриф секретности, в связи с отсутствием у такого лица допуска к государственной тайне.

Конституционный Суд принял жалобу к рассмотрению, согласившись, что в поднятом заявителем вопросе обнаружилась правовая неопределенность. В итоге оспариваемые нормы были признаны соответствующими Конституции РФ, однако Суд разъяснил их конституционно-правовой смысл.

КС РФ напомнил, что в своем Постановлении от 23 марта 1999 г. № 5-П он признал неконституционным ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу. А по смыслу же правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П и других его решениях, обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным его участником, а «наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права».

КС РФ указал, что право обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела предполагает обязанность государства обеспечить возможность его реализации, которая прямо зависит от доступа к обжалуемому решению и материалам соответствующей проверки, поскольку это необходимо для реализации возможности мотивированно оспорить законность и обоснованность такого постановления. В противном случае сообщившее о преступлении лицо, хотя и не признанное в официальном порядке потерпевшим, но полагающее себя пострадавшим от преступления, будет ущемлено в праве на судебную защиту.

Как пояснил Конституционный Суд, использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов ОРД, хотя и включенных в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, не может служить препятствием для ознакомления сообщившего о преступлении лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.

Лишение возможности ознакомиться с таким постановлением фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются им, подчеркнул Конституционный Суд.

Также КС РФ сослался на Постановление от 27 марта 1996 г. № 8-П, согласно которому закрепленный ст. 21 Закона о государственной тайне порядок допуска к ней с целью выявления обстоятельств, которые могут служить основанием для отказа в допуске, носит характер общего правила, не исключающего использование иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны. В частности, ст. 21.1 данного закона предусматривает особый порядок допуска к государственной тайне перечисленных в ней лиц – без проведения предусмотренных его ст. 21 проверочных мероприятий, что предопределяется спецификой занимаемой этими лицами должности или осуществляемой ими профессиональной деятельности.

Также КС РФ указал, что статус участников уголовного судопроизводства определяется не только отраслевыми нормами, но и требованиями Конституции РФ. Следовательно, их процессуальное положение, наполняемое в том числе конституционно-правовым содержанием, не исключает доступа к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну, способами, не связанными с оформлением допуска к таким сведениям, притом что защита государственной тайны будет обеспечена предусмотренными законом средствами. «Иное приводило бы к тому, что лица, не имеющие допуска к государственной тайне, ограничивались бы в праве на судебную защиту в случаях, когда сведения об оспариваемых решениях (действиях, бездействии) нашли отражение в материалах, которым присвоен гриф секретности», – пояснил Суд.

Соответственно, распространение действия ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне на лиц, которые наделены правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и которые не осуществляют в уголовном процессе служебную или профессиональную деятельность, и лишение их тем самым возможности ознакомиться с этим процессуальным решением и материалами, послужившими основанием для его вынесения, со ссылкой на отсутствие у них допуска к государственной тайне противоречили бы Конституции РФ.

Конституционный Суд также подчеркнул, что, исходя из принципа равенства перед законом и судом, участники уголовного судопроизводства, относящиеся к одной категории, наделены равными процессуальными правами. «Действие названного принципа и баланс между защитой прав лиц, заинтересованных в получении информации, и соблюдением правового режима государственной тайны должны обеспечиваться и при реализации этими лицами права на обжалование в суд решений органов государственной власти и должностных лиц и права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы», – говорится в постановлении КС РФ.

Суд указал, что лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области ОРД, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом отмечается, что средствами обеспечения государственной тайны в различных видах судопроизводства могут, кроме прочего, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, их привлечение к уголовной ответственности в случае ее разглашения.

Таким образом, Конституционный Суд постановил, что правоприменительные решения, принятые в отношении Евгения Горовенко в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов считает, что данные КС РФ разъяснения будут полезны заявителям – потенциальным потерпевшим по уголовным делам.

«Вместе с тем сходные положения, касающиеся прав адвоката – представителя заявителя знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и обосновывающими его материалами ОРД, составляющими государственную тайну, были ранее высказаны в Постановлении КС РФ от 6 ноября 2014 г. № 27-П по жалобе О.А. Лаптева (докладчиком по обоим делам выступал судья КС РФ А.И. Бойцов). И в том, и в другом случае КС РФ разграничил собственно результаты ОРМ и организационно-технические сведения, предоставив заявителю и его адвокату возможность знакомиться только с первыми», – отметил Максим Никонов.

Партнер АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Михаил Кириенко указал, что постановление в очередной раз показывает порочную практику правоприменителей, которые игнорируют конституционные гарантии и принципы. «На практике суды и правоохранители полностью игнорируют положения Конституции РФ, буквально толкуя и применяя уголовно-процессуальный закон, порой очевидно лишая заинтересованных лиц права на доступ к информации и на обжалование решений. Решение Конституционного Суда является позитивным и позволит обеспечить данные права граждан в рамках уголовного процесса при его сопряженности со сведениями, содержащими государственную тайну», – уверен эксперт.

Он также обратил внимание на то, что КС РФ сделал дополнительный акцент на важности положений ст. 24 Конституции РФ, которые имеют общий характер и не связываются с конкретным статусом участника уголовного судопроизводства, а предполагают учет сферы негативного влияния и затрагивания интересов гражданина в его рамках.

Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов назвал решение Конституционного Суда убедительным, а подход к поднятой проблеме – взвешенным. «Полагаю, что это решение, с учетом его обязательности для исполнения всеми должностными лицами, должно стать достаточным запретительным инструментом в отношении нарушения прав. Позиция КС РФ о том, что любые интересы государства, связанные с государственной тайной, не могут быть выше личных интересов лиц, чьи права ущемляются, созвучна моей собственной правовой позиции по этому поводу», – отметил он.

Вместе с тем Андрей Гривцов добавил, что теперь необходимо принятие судебного или законодательного акта, позволяющего подвергать объективному сомнению и обжаловать произвольное присвоение документу статуса секретного: «В настоящее время подобное обжалование, по сути, сводится к формальности».

По словам адвоката КА «Лапинский и партнеры» Константина Кузьминых, в своем постановлении КС РФ указал на недопустимость ситуаций, когда из-за одного листа секретных сведений, не имеющих важности для дела, все его материалы засекречиваются. Суд акцентировал внимание на том, что задачей руководителей оперативно-розыскных подразделений и надзирающих органов является недопущение ситуаций необоснованного засекречивания производств, к которым могут быть допущены лица, не имеющие допуска к государственной тайне.

«Строго говоря, необоснованное засекречивание материалов уголовных производств может граничить с провокацией преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. На мой взгляд, разъяснения КС РФ понятны: «секретить” уголовное судопроизводство можно только в исключительных случаях, когда без секретных материалов процедура доказывания невозможна», – заключил Константин Кузьминых.

E.M. Filippov

The Analysis of the Concept of «State Secrets» in the Constitutional Law of the Russian Federation

Key words and word-combinations: state secret, constitutional law, protection of state interests.

Исследуется понятие государственной тайны в российском конституционном праве, сравниваются законодательное определение и позиции ученых по данному вопросу. Выделяются основные признаки государственной тайны, на основании которых дается авторское определение.

Ключевые слова и словосочетания: государственная тайна, конституционное право, защита интересов государства.

УДК 342.4 ББК 67.400.1

Е.М. Филиппов АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА» В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I I ереход от социалистического строя к демократическому в Российской Федерации характеризуется глобальными изменениями, происходящими в государственной и общественной жизни, экономике и праве. Вектором, направляющим данные процессы, стала Конституция РФ, устанавливающая и регулирующая основные институты различных отраслей российского права. Расширение сферы конституционного регулирования способствовало включению в Основной Закон новых понятий, среди которых в п. 4 ст. 29 нашла свое место и государственная тайна: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Впервые в отечественном конституционном праве термин «государственная тайна» появляется в Конституции 1993 г. До этого в нормативных актах Российской империи и СССР под «тайными» понимались различные виды сведений, разглашение которых могло нанести вред государству, причем перечни этих сведений часто изменялись в зависимости от исторических реалий и потребностей государства в конкретный период.

В дореволюционной юридической литературе «тайна» обычно определялась как «сохранение в негласности обстоятельства, разглаше-

48 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ние которого принесло бы больше вреда, чем пользы», понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном, то есть как ограждение существования и питания нравственных идеалов человеческого совершенствования . Большая советская энциклопедия включает в себя информацию о двух видах тайны — государственной и тайне переписки .

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации . Представленное в Законе определение явно указывает на принадлежность данной тайны государству, то есть государство в своих интересах принимает необходимые меры для защиты тайной информации. Коммерческие и некоммерческие организации, граждане не могут обладать теми же функциями, что имеет государство по защите государственных тайн. Это согласуется с положением ст. 71 Конституции РФ, закрепляющим, что обеспечение безопасности государства, а также защита государственной тайны находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Государство защищает сведения в определенных областях своей деятельности также потому, что распространение этих сведений может нанести ущерб безопасности государства. Термин «безопасность» употреблялся в Законе РФ от 1992 г. «О безопасности»: в ст. 1 безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» . Данный Закон утратил силу в связи с принятием 28 декабря 2010 г. нового Федерального закона «О безопасности» , содержащего иной понятийный аппарат, нежели имевшийся в Законе от 1992 г. Новый Закон не дает определения безопасности, обозначая понятия «безопасность», «национальная безопасность» как синонимы. Определение национальной безопасности по действующему законодательству дается в утвержденном Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в следующем виде: «национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства» .

При анализе представленного в Законе определения государственной тайны можно сделать вывод, что данная дефиниция не раскрывает понятие защищаемой государством тайны в полной мере. В законодательном определении содержатся только на два критерия: государственная защита сведений и возможность нанесения ущерба безопасности страны при их распространении. В основе же данного определения лежит перечень видов информации, разглашение которых потенциально может нанести вред интересам Российской Федерации, и потому они подлежат государственной защите.

Для доказательства изложенной позиции следует обратиться к толкованию термина «определение». В толковом словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 49

определение трактуется как «раскрытие содержания понятия, заключающееся в указании существенных признаков предмета мысли; формулировка, разъясняющая смысл чего-либо» . В логике термин «определение» означает логическую операцию, раскрывающую содержание понятия .

Следовательно, определение должно охватывать свойства предмета, указывать его характеристики и отличительные черты, что особенно важно для юридической науки, в которой определениям придается помимо теоритического еще и практическое значение.

В научной и учебной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны, схожее с законодательным . Однако часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним. Так, М.Ю. Тихомиров под государственной тайной понимает информацию, содержанием которой являются сведения военного, экономического и политического характера, которые специально охраняются государством и имеют важное для него значение . Однако, на наш взгляд, использование в данном определении формулировки «важное значение» не способствует конкретизации и объяснению изучаемого предмета, не несет смысловой нагрузки. С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин определяют государственную тайну как «особо охраняемые и предусмотренные специальными перечнями сведения, утечка которых из владения может причинить существенный вред интересам государства» . С.В. Лекарев интерпретирует государственную тайну как информацию о специальных расследованиях, осуществляемых в соответствии с законом о перехвате корреспонденции, а также официальную информацию, которая может представлять интерес для преступников . Данное определение интересно тем, что называет одним из признаков государственной тайны преступный интерес к ней у лиц, не являющихся секретоносителями. Но все же рассматриваемое определение является довольно узким и не претендует на универсальность.

Для того чтобы дать научно обоснованное определение государственной тайны, которое раскрывало бы сущность данного понятия, следует обратиться к юридической сущности тайны и выделить основные признаки государственной тайны.

Итак, тайна — это информация, держащаяся в секрете. Без сомнения, то, что знают многие, уже не тайна. Поэтому неизвестность информации широкой аудитории, сохранение ее среди небольшого круга доверенных лиц, является отличительным признаком тайны от общедоступной информации. Действующее законодательство предусматривает специальные процедуры для засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, их рассекречивания, использования данных сведений, а также вопросы допуска к данной информации граждан и должностных лиц.

Не всякая информация может являться государственной тайной и засекречиваться. В Законе «О государственной тайне» в ст. 5 приводится развернутый перечень сведений, составляющих государственную тайну. Утвержденная отечественным законодательством система отнесения сведений к государственной тайне является перечневой, то есть перечисляет основные группы сведений, при отнесении к которым информация подлежит засекречиванию. Данный подход существовал и в СССР, а после его распада был перенят Российской Федерацией и рядом государств постсоветского пространства.

50 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Кроме того, Законом «О государственной тайне» в ст. 7 установлен перечень сведений, которые запрещено относить к государственной тайне. По мнению И.Л. Бачило и ряда других исследователей, данный перечень информации, не подлежащей засекречиванию, принят в целях соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан и общества . Действительно, в рамках демократического государства невозможно относить к секретной информацию, которая затрагивает интересы граждан и общества. Злоупотребления в этом плане и широкое распространение режима секретности не могут отвечать интересам построения правового государства.

Не вызывает сомнения то, что всякий субъект, владеющий тайной информацией, которая может принести ему определенную пользу, прибыль или защитить от нежелательных последствий, безусловно заинтересован в ее сокрытии. Именно интересы определяют направление деятельности субъекта, формируют мотивы его поступков и социального поведения. В сложной системе факторов, детерминирующих выбор субъектом того или иного варианта поведения, наиболее глубинными являются потребности и интересы . Государство, имея потребность в обеспечении своей безопасности, также заинтересовано в сохранении в тайне важной информации.

В Российской Федерации функционирует особый организационно-правовой механизм в сфере охраны государственной тайны. Так, определенные полномочия в данной сфере имеют палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, а также органы судебной власти и прокуратуры. Особое место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд РФ, наделенный в соответствии со ст. 125 Конституции РФ полномочиями проверять действующее законодательство на соответствие Конституции. Так, в отношении положений Закона «О государственной тайне» Конституционным Судом неоднократно выносились определения, касающиеся таких вопросов, как допуск адвоката в качестве защитника для участия в уголовном процессе, связанном с государственной тайной, при отсутствие у адвоката специального допуска к государственной тайне ; допуск представителя стороны в арбитражном процессе, связанном с государственной тайной. Статьей 20 Закона «О государственной тайне» установлена структура органов защиты государственной тайны, имеющих все необходимые полномочия для решения поставленных перед ними задач.

При разглашении секретной информации существует возможность нанесения ущерба государству. Закрепление на законодательном уровне характеристик, по которым сведениям может быть присвоен гриф секретности, в Российской Федерации отсутствует. Законом установлено только общее правило, по которому степень секретности должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен государству при разглашении сведений.

Важность информации, составляющей государственную тайну, ценность ее для государства определяют необходимость принятия карательных мер для лиц, посягающих на эту информацию. Уголовным кодексом РФ закреплены два состава преступлений: «разглашение государственной тайны» (ст. 283) и «утрата документов, содержащих государственную тайну» (ст. 284). Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения работ, оказания услуг по защите государственной тайны.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приняв во внимание названные основные признаки, представляется возможным дать следующее определение государственной тайны:

Государственная тайна — сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, подлежащие засекречиванию в особом порядке на основании федеральных законов и нормативных правовых актов, распространение которых противоречит интересам государства, может нанести ущерб Российской Федерации и влечет установленную законом ответственность.

Данное авторское определение является достаточно содержательным и раскрывает суть понятия «государственная тайна», выделяя основные признаки и отличительные черты рассматриваемого предмета, что особенно важно в юридической науке, соединяющей в себе воедино теорию и практику. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке универсального определения, способного помочь в решении проблем, стоящих перед конституционно-правовой наукой сегодня, в частности проблемы понимания, какая именно информация является государственной тайной, что особенно важно в условиях современного информационного общества. На практике использование универсального определения понятия государственной тайны поможет совершенствованию законодательной базы, точности в правоприменении, а также организации более эффективной защиты важных сведений, распространение которых нежелательно для государства.

Библиографический список

1. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб., 1910.

2. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1976. Т. 25.

3. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 15 нояб. 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 41. С. 8220-8235.

5. О безопасности: Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3 / СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 / СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

7. Большой современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2006.

8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юрид. вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., 1999.

9. Курс российского уголовного права. Особенная часть / под. ред. В.Н. Кудрявцева,

A.В. Наумова. М., 2002.

10. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997.

11. Ответственность за государственные преступления / С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин; общ. ред. и введ.: Л.И. Барков. М., 1988.

12. Лекарев С.В. Бизнес и безопасность: толковый терминол. слов. / С.В. Лекарев, В.А. Порк. М., 1995.

13. Бачило Л.Н., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник. СПб., 2001.

14. Косаренко Н.Н. Страховое право: курс лекций. М., 2008.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне” в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова,

B.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1768.

52 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Лицензирование | 14.04.2019 | 9921

В этой статье предлагаем вам свое видение такого сложного процесса, как получение подтверждения степени секретности – одного из самых главных этапов при оформлении лицензии ФСБ.

Любая организация-соискатель лицензии ФСБ, которая начала готовить документы для сдачи в лицензирующий орган, а именно территориальное УФСБ, сталкивалась с тем, что подтвердить степень секретности очень непросто.

Необходимость Подтверждения степени секретности сведений, определена п.п «а» п. 5 ПП-333.

В данном постановлении говорится, что организация-соискатель лицензии представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о выдаче лицензии с указанием степени секретности сведений составляющих государственную тайну. Это заявление подтверждает намерение заявителя осуществлять работы, подтвержденные органом государственной власти или организацией, наделенной полномочиями по распоряжению.

Как раньше подтверждалась секретность

До 2012 года подтверждение степени секретности осуществлялось организацией-заказчиком в виде письма в произвольной форме («ходатайство») в адрес организации-соискателя лицензии ФСБ, либо непосредственно в адрес территориального органа ФСБ России.

Письмо это должно было содержать краткую характеристику секретных работ, к выполнению которых будет привлекаться организация, максимальную степень секретности используемых при их производстве сведений, а также рекомендации о необходимости обращения в этой связи в территориальный орган ФСБ России за получением лицензии ФСБ.

Подтверждение секретности

В настоящее время подтверждение степени секретности осуществляется в соответствии с типовым регламентом по подтверждению степени секретности сведений. Регламент утвержден Решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 15 октября 2012 года № 247 (далее – Решение МВК-247).

Данный регламент определяет, что подтверждение степени секретности осуществляют руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению указанными сведениями, или уполномоченные ими лица.

Перечень должностных лиц, уполномоченных выдавать подтверждение степени секретности, определяется актами органов государственной власти (Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 г. № 151-рп) и соответствующими распоряжениями (доверенностями) вышеуказанных лиц о передаче своих полномочий по подтверждению степени секретности.

Основанием для рассмотрения возможности подтверждения степени секретности является обращение в органы государственной власти организации-заказчика совместных работ, в котором указывается:

  1. Вид планируемых совместных работ, перечень и степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с определением конкретных пунктов развернутого перечня сведений подлежащих засекречиванию органа государственной власти.
  2. Обоснование необходимости привлечения к совместным работам организаций, не имеющих лицензии ФСБ.
  3. Дата и номер договора (государственного контракта, государственного задания) о проведении совместных работ, оформленные в соответствии с требованиями Решения МВК-247.

Документами, подтверждающими наличие двусторонних отношений между Лицензиатом и заказчиком, предполагающих использование сведений, составляющих государственную тайну, могут быть: государственный контракт, государственное задание или договор совместных работ, свидетельствующие о намерении Заказчика привлечь Лицензиата к проведению секретных работ.

Срок рассмотрения обращения в органы исполнительной власти – не более 60 суток.

Работа с организацией-заказчиком

У лицензиата одновременно может быть несколько заказчиков. Идеальным вариантом является организация-заказчик, которая сможет оформить допуск руководителю (п.3.1.1.), оказать услуги по защите государственной тайны (п.3.1.2) и поставить Лицензиата на обслуживание в собственное РСП. Лицензиату остается подтвердить степень секретности сведений (п.3.1.4.).

Работа с такой организацией-заказчиком очень выгодна для Лицензиата. С ее помощью ФСБ может быть оформлена быстро (до 4 месяцев) и хождений соискателем лицензии ФСБ по разного рода инстанциям и привлечения к оформлению лицензии ФСБ дополнительных Заказчиков, можно избежать. На практике чаще случается, что такие организации-заказчики встречаются крайне редко и перед Лицензиатом остро встает вопрос: как получить Подтверждение степени секретности.

Как подтвердить степень секретности

Команда экспертов ЦентрКонсалт рекомендует:

Перед тем, как начать заниматься вопросом получения Подтверждения степени секретности, убедитесь, что у вас уже пройдены следующие этапы.

  • У руководителя организации Лицензиата имеется действующий допуск к государственной тайне. В соответствии с п.п. «в» п. 13 Инструкции-63, решение о допуске к государственной тайне в отношении руководителей негосударственных организаций принимается руководителем той самой организации-заказчика.

  • У Лицензиата заключен договор с обслуживающей организацией, у которой срок действия лицензии ФСБ на осуществление услуг в порядке и не истечет в ближайшее время. Так как по новым требованиям в Подтверждении степени секретности должны быть отражены сведения об обслуживающей организации (РСП или 1-й отдел).

Убедитесь, что у организации-заказчика, совместно с которой Вы планируете получать Подтверждение степени секретности, имеется разрешение от органа исполнительной власти на передачу сведений, составляющих государственную тайну при работе с подрядчиками и действующая лицензия ФСБ.

Мы всегда готовы оказать квалифицированную помощь по любому из этапов, перечисленных в данной статье. С ценами на наши услуги вы можете ознакомиться в разделе «Лицензия ФСБ на гос.тайну».

С заботой о Вашем бизнесе,

Команда экспертов ЦентрКонсалт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *