Кто такой продавец кассир

Содержание

І. Общие положения

1. Продавец-кассир принадлежит к категории служащих (технических исполнителей).

2. Назначение на должность продавца-кассира или освобождение от нее производится приказом директора организации.

3. Продавец-кассир непосредственно подчиняется директору учреждения.

4. Во время отсутствия продавца-кассира его права, функциональные обязанности, ответственность переходят к иному должностному лицу, о чем сообщается в приказе по организации.

5. На должность продавца-кассира назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего профессионального, опыт работы не менее года, медицинскую книжку, оформленную надлежащим образом.

6. Продавец-кассир руководствуется в собственной деятельности:

  • законодательными актами РФ, положениями Закона о защите прав потребителей;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом и другими нормативными актами компании;
  • приказами и распоряжениями руководства;
  • данной должностной инструкцией.

7. Продавец-кассир должен знать:

  • правила консультирования посетителей торгового зала;
  • характеристики товаров;
  • требования по ведению переучетов в учреждении;
  • законодательные акты, приказы по учету товарно-материальных ценностей;
  • положения норм охраны труда.

ІІ. Должностные обязанности продавца-кассира

На продавца-кассира возложены следующие функциональные обязанности:

1. Производить обслуживание клиентов на кассе, вести кассовые документы.

2. Способствовать сохранности денежных средств.

3. Осуществлять сверку наличных средств в кассе. При допущении ошибок информировать о них соответствующие должностные лица и устранять их. После закрытия магазина для посещения клиентами заполнять книгу кассира-операциониста.

4. Следить за запасами кассовой ленты для контрольно-кассовой машины, приходных и расходных ордеров, укупорки, пломб и сопроводительных документов для инкассации.

5. Контролировать наличие необходимого количества товара в пределах торгового зала и в случае необходимости пополнять его.

6. Консультировать покупателей во время выбора продукта, предоставлять им сведения об ассортименте товаров, размещаемых в продаже, по потребительским свойствам, характеристикам.

7. Участвовать в:

  • мерах по стимулированию продаж установленных товаров;
  • рекламных акциях магазина;
  • информировании покупателей об аналогичных товарах посредством их расположения на просматриваемых местах;
  • консультациях покупателей об особенностях и преимуществах товара;
  • инвентаризации;
  • образовательных мероприятиях, направленных на повышение уровня знаний в отношении свойств и характеристик продукции;
  • следовании правилам расположения товаров в торговом зале;
  • собраниях рабочего коллектива;
  • решении спорных вопросов с покупателями в период отсутствия представителей администрации.

8. Контролировать:

  • размещение ценников на товары, содержание информации в них (наименование продукта, цена, вес);
  • расположение подготовленных и переданных ценников после приема, расстановки товара;
  • сроки реализации товаров. При выявлении продукта с истекшим сроком реализации незамедлительно снимать его с продажи и передавать информацию об этом товароведу или директору.

9. Проводить надлежащие работы после изменения цен. При выявлении несоответствия сведений в ценнике немедленно производить его замену.

10. Незамедлительно информировать руководство учреждения о возникших внештатных ситуациях или о вероятности их появления.

ІІІ. Права

Продавец-кассир имеет право:

1. Предлагать к рассмотрению руководства учреждения предложения по улучшению работы, рационализации трудовых операций.

2. Выдвигать требования к руководству организации в создании условий для выполнения своих должностных прав, обязанностей.

3. Принимать самостоятельные решения в пределах собственной компетенции.

4. Запрашивать и получать информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей.

5. Обращать внимание руководства на необходимость устранения недостатков в деятельности организации.

6. Получать все необходимые документы для выполнения поставленных задач.

7. Не приступать к выполнению должностных обязанностей без обеспечения надлежащих условий труда и безопасности.

ІV. Ответственность

Продавец-кассир несет ответственность за:

1. Ненадлежащее выполнение собственных должностных обязанностей.

2. Причинение материального ущерба организации, ее контрагентам, сотрудникам, покупателям.

3. Нарушение сроков исполнения трудовых операций или неисполнение положений инструкций, приказов, распоряжений.

4. Предоставление сотрудникам учреждения, ее посетителям недостоверных сведений о товарах.

5. Разглашение личных данных, конфиденциальной информации.

6. Нарушение положений трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, противопожарной защиты, техники безопасности.

V. Условия работы

1. Условия работы продавца-кассира определяются:

  • приказами, распоряжениями руководства учреждения;
  • требованиями действующих санитарно-гигиенических норм;
  • правилами техники безопасности, внутреннего трудового распорядка;
  • Трудовым кодексом РФ.

Слова, которые могут быть вам непонятны

Возмещение. Денежная или какая-то другая компенсация, предоставляемая человеку, с тем чтобы помочь ему преодолеть последствия причиненного вреда.

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Эта Декларация была принята в 1985 году Организацией Объединенных Наций для защиты прав всех людей, которые становятся жертвами преступлений и которым причиняется вред людьми, нарушившими закон. Согласно этой Декларации, все страны должны обеспечить справедливое отношение ко всем жертвам преступлений и помочь им получить необходимую помощь для выздоровления и преодоления причиненного им вреда.

Дети-жертвы. Дети в возрасте до 18 лет, которым был причинен вред в связи с нарушением закона. Все дети имеют одинаковые права, которые необходимо защищать, независимо от того, какую роль они могли сыграть в преступлении или в суде над обвиняемым.

Дети-свидетели. Дети в возрасте до 18 лет, которые видели или слышали, что произошло, или знают что-то, что могло бы помочь выяснить правду о том, что произошло, когда был нарушен закон.

Дискриминация. Все люди в мире выглядят по-разному и имеют разные убеждения и традиции. Когда к людям относятся несправедливо из-за этих различий, они испытывают дискриминацию. Важно всегда уважать различия между людьми. Это относится и к мальчикам, и к девочкам, независимо от того, кто они, где они живут, кто их родители, на каком языке они говорят, какая у них религия, что они думают и говорят, какая у них сексуальная ориентация, бедные они или богатые.

Доказательства. Информация или предметы, с помощью которых доказывается вина или невиновность человека, обвиняемого в совершении преступления.

Закон. Законы — это правила, которые все должны выполнять, с тем чтобы люди могли уважать друг друга, обеспечивать всем равные права и жить вместе в безопасности. Существует много разных законов. Все вместе они помогают людям поступать правильно.

Запретительное судебное распоряжение. Приказ, который суд отдает для того, чтобы данный человек не мог приближаться к другому человеку или месту.

Защитник (адвокат). Защитник или адвокат — это человек, который помогает кому-либо в процессе отправления правосудия и следит за тем, чтобы в ходе этого процесса соблюдались справедливость и закон. Обвиняемым помогают адвокаты, которых называют защитниками. В некоторых случаях жертвам также может помогать адвокат. Если вам помогает адвокат, он или она стремятся прежде всего обеспечить вашу защиту и соблюдение ваших прав. Если вы чего-то не понимаете или если вы чувствуете, что что-то не так, вы можете поговорить со своим адвокатом, который объяснит, что происходит, и сделает все возможное, чтобы вам помочь. Если вы что-то рассказали своему адвокату, он или она обязаны хранить все сказанное вами в тайне и не рассказывать об этом никому, даже вашим родителям, без вашего согласия.

Конвенция о правах ребенка. Конвенция — это соглашение между странами. Иногда конвенции называют договорами, пактами или международными соглашениями или международно-правовыми документами. Конвенция о правах ребенка признает права всех детей. Эти права обеспечиваются для того, чтобы дети имели все необходимое для роста, развития и учебы в безопасных и здоровых условиях и стали полноправными членами общества. Подписав Конвенцию о правах ребенка, страны обещают с уважением относиться ко всем детям и защищать их права. Эта Конвенция пользуется самой широкой поддержкой из всех договоров по правам человека в истории, и ее одобрили или утвердили (ратифицировали) все страны мира, кроме двух.

Мигрант. Человек, который переезжает из одного места в другое, часто в поисках работы или лучшей жизни.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка. Любые действия, которые затрагивают детей, должны идти им на пользу и помогать им реализовать свои желания и мечты о будущем. Когда взрослые принимают решения, они должны думать о том, как их решения повлияют на детей. Это означает, что дети должны быть защищены от насилия, злоупотреблений и небрежного отношения с момента своего рождения. Это также означает, что детям должен быть предоставлен надлежащий уход, включая чистую питьевую воду, нормальное питание, чистую окружающую среду, а также необходимая поддержка, с тем чтобы они могли безбедно вырасти и стать взрослыми. Когда ребенок выступает в суде в качестве жертвы или свидетеля, в первую очередь необходимо учитывать его интересы. Во всех ситуациях, затрагивающих детей, их необходимо защищать от причинения дальнейшего вреда и содействовать их участию таким образом, чтобы их мнения и взгляды принимались во внимание и уважались.

Обвинитель. Обвинитель — это человек, который представляет доказательства того, что закон был нарушен и что обвиняемый несет за это ответственность. В ходе процесса отправления правосудия он или она выступает против защитника, задача которого — доказать, что закон не был нарушен или что обвиняемый невиновен. Обвинитель представляет в суде общество.

Обвиняемый. Когда есть серьезные основания считать, что какой-то человек нарушил закон, этого человека называют обвиняемым. Суд решает, действительно ли обвиняемый нарушил закон, и если это так, какие меры могут быть приняты, для того чтобы исправить тот вред, который был причинен, и не допустить, чтобы это случилось снова.

Опекун или законный опекун. Взрослый человек, который обеспечивает уход за ребенком и его благополучие, когда у ребенка нет родителей.

Опрос. Встреча, в которой участвуют не менее двух человек, из которых один задает вопросы, а другой на них отвечает.

Организация Объединенных Наций (ООН). Организация Объединенных Наций состоит из 193 государств-членов, которые вместе борются за мир и справедливость во всем мире. ООН была создана в 1945 году, с тем чтобы избежать повторения войн, обеспечить защиту прав человека и предоставить всем странам мира возможность собираться и обсуждать важные вопросы и проблемы, которые затрагивают всех.

Права или права человека. Каждый ребенок имеет равные права перед законом. Эти права перечислены в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Они включают право на жизнь и уважение человеческого достоинства, право на выживание, право на здравоохранение, право на образование, право на защиту от насилия, злоупотреблений и эксплуатации, право на семейное окружение и семейный уход, право на свободу выражения своего мнения и на полноправное участие в семейной, культурной и социальной жизни. Все дети имеют одинаковые права, независимо от того, где они живут.

Правосудие или процесс отправления правосудия. Правосудие означает справедливость для всех. В процессе отправления правосудия участвует много людей, которые вместе добиваются того, чтобы была соблюдена справедливость и всем были обеспечены равные права.

Преступление. Преступлением называется такое действие, когда кто-то нарушает закон.

Психологическая помощь. Помощь и поддержка, оказываемые людям, которые крайне расстроены или которым был причинен вред в результате того, что с ними произошло.

Психологические и другие услуги. Помощь и поддержка, оказываемые людям, которые расстроены или нуждаются в особом внимании, с тем чтобы преодолеть последствия того, что с ними произошло.

Расследование. Внимательное изучение всех фактов с целью выяснения того, что произошло и почему и кто виновен в этом. Специально подготовленные люди расследуют преступления, для чего они задают вопросы и ищут улики и доказательства.

Сексуальное насилие или злоупотребление. Сексуальное насилие в отношении детей происходит, когда кто-то заставляет или убеждает ребенка принять участие в действиях сексуального характера. Сексуальным насилием в отношении ребенка также называют такие действия, когда кто-то дотрагивается до тела ребенка так, что это вызывает неприятные ощущения или причиняет ребенку вред. Сексуальному насилию подвергают детей не только незнакомые люди. Иногда детей подвергают такому насилию или дотрагиваются до их тела люди, которых они знают и которым доверяют, или их родственники.

Социальная реинтеграция. Возвращение домой или в свою привычную среду после трудного этапа в своей жизни.

Слушания. Когда обвиняемый, жертвы и свидетели рассказывают, что, по их мнению, произошло, это называется слушаниями. Во время слушаний свидетелям задают вопросы о том, что произошло, и просят объяснить, что они видели и что они сделали.

Специалист. Человек, прошедший специальную подготовку, для того чтобы заниматься своей профессией, например юрист, врач или учитель.

Средства массовой информации. Учреждения и люди, которые сообщают информацию населению с помощью телевидения, радио, газет, журналов или Интернета. Они сообщают о том, что происходит там, где они живут, и в остальных странах мира.

Суд. Когда какого-то человека обвиняют в нарушении закона, его приводят в специальное место, которое называется суд, где он должен объяснить, что случилось. Туда приглашают и других людей, которые рассказывают, что, по их мнению, произошло. Люди в суде выслушивают всех, выясняют, что говорит в этом случае закон, а затем решают, был ли нарушен закон и как нужно поступить в этом случае.

Судебное разбирательство. Когда кого-то обвиняют в совершении преступления, суд собирается, для того чтобы выяснить, что случилось, и выслушать все свидетельские показания. Затем суд решает, был ли нарушен закон и что нужно сделать для исправления этой ситуации. Этот процесс называется судебным разбирательством.

Судебный процесс или иск. Действия, которые помогают обеспечить соблюдение закона.

Судья. Человек, который отвечает за соблюдение закона и установление истины, а также следит за тем, чтобы все выполняли принятые в суде правила.

Участвовать. Это означает принимать в чем-либо участие, присоединяться и высказывать свое мнение.

Продавец-кассир – это сотрудник магазина, принимающий оплату за товар. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

В современных магазинах расчёт между покупателем и продавцом проводится с помощью электронной кассы, выдающей чек. Продавец может вводить стоимость товара вручную. В крупных магазинах работу облегчают ручные сканеры для считывания штрих-кодов на товаре. С помощью штрих-кода определяется цена, и кассиру нужно только сложить стоимость покупок, объявить покупателю и распечатать чек. А затем взять деньги и положить их в кассу, а покупателю отдать сдачу.

Если покупатель хочет расплатиться банковской картой, кассир проводит эту операцию с помощью специального электронного устройства. Наличные деньги, скопившиеся в кассе за смену, кассир пересчитывает, готовит выручку к отправке в банк, заполняет сопроводительные документы, и сдаёт деньги инкассаторам. Рядовой кассир торгового зала подчиняется старшему кассиру или управляющему магазина, который контролирует процесс.

В крупном супермаркете работа продавца-кассира в основном сводится к сидению за кассой и расчёту покупателей. Но во многих магазинах продавец-кассир также контролирует товарные запасы отдела, консультирует покупателей, демонстрирует и выдаёт товар. А в продуктовом магазине он может также взвешивать товар, выкладывать его на полки и даже заниматься приёмкой товара от поставщика.

История. Кассовый аппарат изобрёл американец Джеймс Ритти (1836–1918). Он был владельцем бара, и не доверял барменам, которые на него работали. Ему хотелось организовать точный учёт выручки. Путешествуя по морю на пароходе, он обратил внимание на устройство, определяющее скорость вращения гребного винта. Принцип регистратора скорости подсказал ему идею кассы.

Новинка оказалась очень удобна и быстро прижилась не только в кафе и барах, но и в магазинах.

Рабочее место

Продавец-кассир может работать в любой торговой точке: в небольшом магазинчике или супермаркете, магазине продуктов или промышленных товаров.

Зарплата на 21.10.2020

Россия 15000—38000 ₽ Москва 30200—90000 ₽

Важные качества

Профессия продавец-кассир предполагает умение распределять внимание, работать, не теряя концентрации, приветливость, коммуникабельность, стрессоустойчивость.

Знания и навыки

Продавец-кассир должен уметь работать на кассовом аппарате, калькуляторе, обращаться со сканером штрих-кода и прочей техникой на рабочем месте. Также он должен уметь вести кассовую документацию, работать в программе 1С, распознавать фальшивые купюры.

Пример профиля должности

Евгений Романов 08.10.2017 14 194 0

Профиль должности – это документ, содержащий требования профессиональным компетенциям для эффективного выполнения должностных обязанностей.

Чтобы составить профиль должности привлекайте начальника того сотрудника, для которого разрабатывается профиль. Профиль должности можно применять не только для подбора персонала, но и аттестации, обучения, промежуточной оценки.

Рассмотрим этапы разработки профиля должности:

  1. Укажите место должности в организационной структуре компании. Определите, кому подчиняется сотрудник, и кто ему подчиняется
  2. Укажите цель должности
  3. Опишите обязанности сотрудника, занимаемого конкретную должность
  4. Определите набор компетенции необходимые для выполнения профессиональных обязанностей

Шкала оценки компетенции

Важность Уровень Характеристика
1 Начальный Сотрудник не обладает необходимыми знаниями
2 Минимальный Уровень компетенции ниже требуемого
3 Средний Уровень профессиональных компетенции соответствуют ожидаемым. Сотрудник в силах решать стандартные задачи
4 Профессионал Компетенции сотрудника выше нормы. Сотрудник уверенно владеет навыками, способен решать нестандартные ситуации, помогает коллегам в трудовой деятельности
  • Опишите требования. На этом этапе определите умения кандидата, образование.
  • Ключевые показатели эффективности. Измеримая оценка по которой будут оцениваться результативность сотрудника.

Пример профиля заместителя начальника отдела маркетинга

Должность Заместитель начальника отдела маркетинга
Отдел Маркетинга
Руководитель Начальник отдела маркетинга
Подчиненный персонал Менеджер по продажам – 7 сотрудников
Смежные отделы Отдел обслуживания, бухгалтерия, склад, юридический отдел
Обязанности Разработка плана по продажамПоддержание мотивации персоналаРабота с VIP-клиентамиПоддержание системы привлечения клиентовПодготовка отчетов по продажам
Профессиональные знания Навыки заключения договоров и ведения переговоровЗнание ценообразованияДелопроизводствоУмение проведения маркетинговых исследований финансового нализа
Профессиональные навыки Развитие клиентской базыПроведение переговоровРабота в программе SAPАнализ ценовой политики
KPI Рост продаж ежемесячно на 5%Количество филиалов 34%Доля на рынке 65%
Личные качества Инициативность, умение слышать подчиненных и убеждать, готовность к риску, коммуникабельность, гибкость, способность отстаивать интересы коллектива
Требования к кандидатам Образование – высшее, преимущественно степень магистрОпыт работы на руководящей должности – 5 лет

Пример профиля менеджера по продажам

Должность Менеджер по продажам
Отдел Отдел продаж
Руководитель Начальник отдела продаж
Подчиненный персонал
Смежные отделы Отдел обслуживания, отдел маркетинга
Обязанности Консультирование клиентов по ассортиментуРазъяснение технических параметров товараВедение отчетностиПрием и выкладка товараСоблюдение чистоты и порядка в магазинеПоиск и привлечение потенциальных клиентов
Профессиональные знания Знание ПКДелопроизводствоЗнание программного обеспечения для учетаЗнание цен аналогичных товаров на рынке
Профессиональные навыки Увеличение клиентской базыУмение вести переговоры
KPI Увеличение продаж 3%Привлечение новых клиентов 15 чел. в месяц
Личные качества Общительность, умение слушать собеседника, вежливость, способность убеждать
Требования к кандидатам Образование – высшее, специализация менеджер, экономистОпыт работы в сфере продаж –не менее 1 годаВодительские права В категории

Пример профиля должности продавца-консультанта

Должность Продавец-консультант
Отдел Отдел продаж
Руководитель Руководитель отдела продаж
Подчиненный персонал нет
Смежные отделы Отдел маркетинга
Обязанности Оказание консультации покупателямПриёмочный контроль товара и выкладка товараПродажа товараВедение кассовой отчетностиСоблюдение чистоты в зале магазинаУпаковка товара при продажеПроведение регулярной инвентаризации
Профессиональные знания Знание продаваемого товараЗнание 1СЗнание рынкаЗнание работы с денежными средствами (приём/выдача)Правила торговли
Профессиональные навыки Способность к убеждениюНавыки кассовой работыСпособность за короткое время понять потребности клиента и предложить соответствующий товарСпособность выйти из конфликтной ситуации и «не потерять» клиента
KPI Объем продаж продавца в день не менее 60%
Личные качества ЦелеустремленностьЭнергичностьКоммуникабельностьВежливостьБесконфликтностьКлиентоориентированность
Требования к кандидатам Высшее образованиеВозраст до 30 летПрава категории ВГражданство РФОпыт работы на аналогичной должности от 1 года

Пример профиля должностиСсылка на основную публикацию

Бизнес-консультант

Бизнес-консультант — это специалист, дающий грамотные и эффективные консультации предпринимателям или фирмам по вопросам ведения бизнеса.Профессия подходит тем, кого интересует экономика и психология (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Основная задача бизнес-консультанта — распознать проблему в бизнесе и предложить пути её успешного преодоления в виде конкретных решений. Изучив состояние дел в организации, специалист проводит всесторонний анализ ситуации, выясняет причины той или иной проблемы и составляет комплекс рекомендаций по её решению. Иногда бизнес-консультант принимает непосредственное участие в реализации предложенных им решений с целью уточнения их эффективности и корректировки в случае необходимости, доводя проект до успешного завершения.

Как правило, бизнес-консультанты специализируются в конкретном направлении и их нанимают для определенных целей, например, для:

  • регистрации компаний;
  • маркетингового исследования рынка;
  • составления бизнес-плана;
  • подготовки инвестиционного проекта;
  • аттестации персонала;
  • оценки недвижимости;
  • юридических консультаций;
  • выполнения аудиторской проверки и т. д.

Бизнес-консультант призван улучшить состояние бизнеса, отношения между партнерами, увеличить прибыль, оптимизировав бизнес-процессы. Бизнес-консультант может работать либо как специалист консалтинговой компании, либо в одиночку как независимый профессионал. Но в последнем случае это должен быть высококвалифицированный специалист с большим опытом работы. Обычно независимые бизнес-консультанты предоставляют услуги мелким фирмам или по отдельным вопросам.

Бизнес — это умение сделать деньги

на любой идее.

С.Нехаев

Функциональные обязанности бизнес-консультанта заключаются в следующем:

  • первоначальная оценка состояния бизнеса в организации в целом и детально — по финансам, трудовым и материальным ресурсам, производственному и инновационному потенциалу;
  • определение проблем в бизнесе;
  • оценка перспектив развития организации;
  • анализ эффективности действующих бизнес-проектов;
  • разработка рекомендаций по экономическому и материально-техническому оздоровлению организации — предложение конкретных действий, например, привлечение кредитов, изменение соотношения активов и пассивов, доходов и расходов, организационной структуры, увеличение объёмов производства и расширение рынков сбыта;
  • создание новых проектов по развитию фирмы;
  • подготовка материалов для создания нового бизнес-проекта;
  • подготовка финансово-экономического обоснования нового бизнес-плана и его составление;
  • расчеты возможных рисков;
  • консультации по условиям заключаемых договоров, контрактов, соглашений, особенно при крупных сделках;
  • проведение бизнес-тренингов;
  • тесное сотрудничество с руководством и управляющим персоналом компании по всем вопросам.

Бизнес — увлекательнейшая игра, в которой

максимум азарта сочетается

с минимумом правил.

Билл Гейтс

Престижная и высокооплачиваемая профессия

Хороших специалистов в этом направлении мало, рынок труда относительно свободен

Возможность общаться на равных с крупными бизнесменами, совершенствуя их бизнес

Уникальная возможность наладить связи в сфере бизнеса

Профессия на российском рынке молодая, очень популярная и востребованная. В России бизнес-консалтинг возник в 90-х годах ХХ века и в настоящее время находится в стадии активного развития.

Минусы

Высочайший уровень ответственности за свои рекомендации

Непросто стать хорошим специалистом, так как достойных тренингов высокого уровня очень мало и они, как правило, дороги

Не всегда позитивное отношение со стороны сотрудников компании, которой оказываются консалтинговые услуги

  • Гибкость ума
  • креативность
  • умение анализировать и систематизировать большой объём информации
  • уравновешенность
  • самообладание
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • аккуратность и тщательность в работе в документацией
  • способность находить нестандартные решения
  • нацеленность на результат
  • умение убеждать
  • постоянное стремление к совершенствованию профессиональных навыков
  • организованность

Консалтинговые и юридические компании, рекламные агентства, оказывающие услуги организациям, не имеющим собственных подразделений маркетинга, юридических служб и т.п.

Оплата труда

Оплата услуг бизнес-консультанта зависит от многих факторов: объёма выполняемых работ и объекта консультаций (величины компании), уровня профессионализма, представителем какой компании является специалист (иностранной или российской).

Если бизнес-консультант работает независимо, важен опыт его работы и известность в бизнес-кругах. В зависимости от этих факторов оплата труда бизнес-консультанта может варьировать от сотен до тысяч долларов. Оплата труда, как правило, почасовая.

Бизнес-консультанты относятся к категории высокооплачиваемых специалистов, заработная плата которых может составлять от 50 до 300 тысяч долларов в год.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера может развиваться как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. При работе в консалтинговой компании карьера может строиться от простого специалиста до руководителя направления. При независимой работе происходит преимущественно горизонтальное развитие, то есть освоение новых направлений и сфер деятельности.

Знаменитые бизнес-консультанты мира

По рейтингу консалтинговой компании Crainer and Dearlove, опубликованному в журнале Forbes, который составляется в 2 года 1 раз, ТОП-10 самых влиятельных бизнес-консультантов мира выглядит следующим образом:

      1. Майкл Портер — профессор Гарвардской бизнес-школы, автор методики анализа отраслей и выбора направления бизнеса, а также эксперт по конкуренции в бизнесе и конкурентных преимуществ стран мира.
      2. Клейтон Кристенсен — профессор Гарварда, автор книги «Дилемма инноватора», базового труда по теории «подрывных инноваций».
      3. В. Ким Чан и Рене Моборн — два профессора бизнес-школы INSEAD из Франции, авторы фундаментального труда «Стратегия голубого океана» о создании собственной рыночной ниши в конкурентной среде.
      4. Дон Тапскотт — автор популярного бестселлера о распределении ресурсов и труда «Викиномика: как массовое сотрудничество меняет всё». Кроме того, он предлагает новые способы применения интернета для решения мировых проблем.
      5. Маршалл Голдсмит — бизнес-тренер, автор 30 книг о теории бизнеса. Существует популярная электронная библиотека Marshall Goldsmith Library с его книгами, скачанными около 9 миллионов раз. Голдсмит является автором метода по оценке персонала «Метод 360 градусов», который предполагает комплексный анализ работы сотрудников. Самые известные книги «Лидер будущего» и «Mojo: как его получить, сохранить и вернуть, если вы его потеряли».
      6. Линда Хилл — преподаватель Гарвардской бизнес-школы, специализирующаяся на проблемах начинающих руководителей, развивающейся экономики и сокращения разрыва между теорией и практикой управления. Её известный труд: «Трудно быть боссом. Модели успешного лидерства».
      7. Роджер Мартин — декан школы менеджмента им. Джозефа Ротмана, автор книг о бизнесе, его создании, стратегии и инновациях: «Игра по правилам», «Мышление в стиле И», «Архитектура бизнеса».
      8. Эрминия Ибарра — профессор бизнес-школы INSEAD, научные труды которой посвящены построению карьеры женщины в бизнесе и коллективному менеджменту. Популярная книга «Обретая Я: неординарные стратегии, изменяющие карьеру».
      9. Рита Макгрэт — профессор бизнес-школы Колумбийского Университета, специалист по стратегическому росту бизнеса в случае неопределенной конъюнктуры рынка.
      10. Дэниел Пинк — спич-райтер вице-президента США Альберта Гора, специалист по философскому взгляду на отношения внутри компании. Известные труды: «Драйв: что на самом деле нас мотивирует» и «Человеку свойственно продавать: удивительная правда о том, как побуждать других к действию».

Краткая история возникновения профессии

Профессия бизнес-консультанта возникла сравнительно недавно, в начале XX века. Но активное развитие как консалтинговой услуги она получила в 70-80 годах в Японии, США, Европе.

Бизнес-консалтинг, благодаря отработанности его технологии, можно проводить не только в реальности, но и через Интернет, работая с клиентами из других городов.

Идеальный профиль должности | Статьи | Pro-персонал

С целью оптимизации расходов на развитие персонала магазинов в компании «Грин-Вэй» было решено внедрить новые формы оценки работы сотрудников и определения их потребности в обучении.

Основная деятельность цветочных магазинов заключается в создании и продаже флористической продукции. Соответственно, ключевые специалисты — это продавцы-флористы: от качества их работы зависят кассовые сборы торговых точек.

Специфика деятельности этих сотрудников требует особой профессиональной подготовки в области флористики и наличия определенного набора знаний, умений, навыков, личностных ценностей, индивидуальных способностей, качеств характера, а также мотивации.

Для оценки уровня компетентности продавцов-флористов и уточнения потребностей в их развитии был приглашен внешний консультант и сформирована рабочая группа во главе с коммерческим директором компании. В нее вошли: управляющий магазином, опытный продавец-флорист, внутренний бизнес-консультант. Перед ними стояли следующие задачи:

1. Определить и актуализировать компетенции, необходимые для успешной работы продавцов-флористов.

Как направить сотрудника на независимую оценку квалификации>>>

2. Выявить факторы, влияющие на эффективность деятельности сотрудников.

3. Разработать параметры оценки компетенций.

4. Определить наличие/отсутствие ключевых компетенций у персонала и оценить уровень их развития.

5. Смоделировать идеальный профиль должности продавца-флориста и текущие профили работников для выявления проблемных зон.

Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.

Компания «Грин-Вэй» с 1999 г. занимается благоустройством и озеленением на территории Саратовской, Московской областей, а с 2005 г. -также в Краснодарском крае. В Саратове, Геленджике и Туапсе компании принадлежат цветочные магазины и торговые площадки с численностью торгового персонала около 50 человек. Общая численность персонала компании — порядка 150 человек.

Ключевые компетенции при определении профиля должности

В первую очередь экспертам предстояло разработать профиль должности и модель ключевых компетенций продавца-флориста. В ходе обсуждения были установлены стандарты деятельности сотрудников и сформулированы индикаторы успешного рабочего поведения. Далее, с учетом сформированных требований к должности, эксперты выбрали из предложенного консультантом перечня компетенций наиболее актуальные и важные.

Им были присвоены коэффициенты значимости по шкале от 1 до 3:
• критичная (коэффициент 3) -обязательная компетенция, без нее невозможно работать, выраженность ее у сотрудника должна составлять 100% или быть приближенной к этому показателю;
• важная (коэффициент 2) — менее значимая, выраженность — в пределах 66%;
• полезная (коэффициент 1) — желательная, но без нее можно работать длительное время, выраженность — до 33 %.

Увеличить изображение

Увеличить изображение

Компетенции, относящиеся к категории полезных, как наименее значимые в текущей работе продавцов-флористов, в дальнейшем не рассматривались. Остальные оценивались по 9-балльной шкале.

Для удобства сопоставления оценки с идеальным профилем она затем переводилась в проценты.

Пример оценки компетенций при определении профиля должности

В ходе оценки выраженность компетенции сотрудника, относящейся к категории «важная», составила 6 баллов, или 66,6%. В принципе, это недостаточный уровень (не 100%), и компетенцию следовало бы развивать, т. е. затрачивать средства на обучение. Но с учетом того что коэффициент важности этой компетенции — 2, ее выраженность в идеальном профиле может быть в пределах 66%. Таким образом, относительно этого показателя полученный результат (66,6%) соответствует достаточному уровню. Следовательно, компетенция не требует развития.

Шкала оценки компетенций

Количество баллов Степень выраженности компетенции
От 1 до 3 Отсутствует или слабо выражена
От 4 до 6 Присутствует частично/выражена в недостаточной степени
От 7 до 9 Присутствует в полной мере/выражена в достаточной степени

Скачать таблицу

Факторы эффективности при определении профиля должности

На степень выраженности у работника тех или иных компетенций влияют различные внутренние и внешние факторы: организационно-управленческие особенности компании, специфика бизнеса и условия деятельности, отношение человека к труду, коллективу и даже жизненные обстоятельства. Все это может иметь как положительный, так и отрицательный характер воздействия, поэтому данные факторы необходимо учитывать при оценке уровня развития компетенций персонала.

На основе анализа информации о работе продавцов-флористов и компании в целом, собранной разными методами, эксперты определили условия, влияющие на эффективность деятельности сотрудников.

Методы оценки компетенций при определении профиля должности

Для выявления и оценки ключевых компетенций продавцов-флористов применялись следующие методы:

1.Наблюдение за продавцами в ходе работы. Эксперты фиксировали и оценивали используемые сотрудником модели рабочего поведения, его отношение к коллегам и клиентам, навыки взаимодействия с ними, умение решать конфликтные ситуации.

2.CASE-интервью и методика PARLA. На основании решений предложенных работнику деловых ситуаций или анализа случаев, возникавших у него в прошлом, выявлялись свойственные данному человеку модели поведения, навыки преодоления проблем, умение решать конфликты при взаимодействии с клиентами, жизненные ценности, установки и мотивы, понимание бизнес-процессов в сфере продаж, личностные качества.

3.Проективное интервью. С его помощью определялись лояльность к продукту, компании, коллективу, отношение к обману, мотивы честности, личностные ценности, основные стрессоры, мотиваторы / демотиваторы, предпочтения / избегание в работе, предпочтения по окружению, индивидуальные модели успеха в деятельности, вовлеченность персонала, его ответственность, стремление к профессиональному росту и развитию, удовлетворенность рабочими условиями.

4.Индивидуальное задание. Предполагало создание букетов по заданной теме за определенное время. Это позволяет оценить умение продавца подготовить для клиента флористическую продукцию, навыки проведения и презентации продаваемой продукции, знание ассортимента, а также помогает выявить рабочее поведение сотрудника, его стрессоустойчивость, возможность работать в авральном режиме, исполнительность, креативность и творческий потенциал.

5.Групповое профессиональное задание. Предполагало совместную работу продавцов по оформлению витрины магазина. Это дает возможность оценить владение данным навыком и определить лидерские наклонности, желание и способность делиться знаниями, понимание коллективных целей и задач, умение взаимодействовать, достигать компромисса, уважать разные стили и подходы в работе, воспринимать чужое мнение, ориентироваться на общий результат.

6.Профессиональный тест. Направлен на оценку знания технологии, стандартов и правил обслуживания покупателей и розничных продаж, методов активных продаж. Результат теста определялся количеством точных ответов.

7.Специальный тест на умение слушать и правильно воспринимать информацию. Работнику зачитывался короткий текст. Затем предлагалось выбрать из 14 предоставленных фраз те, которые полностью соответствуют содержанию услышанного. Таким образом, оценивалось умение человека слушать, понимать смысл сказанного, запоминать информацию, правильно ее интерпретировать и транслировать. Учитывалось количество правильно выбранных фраз.

Факторы, влияющие на эффективность деятельности

Факторы Методы сбора информации
Особенности бизнеса: бизнес-цели, положение магазинов на рынке флористических услуг, конкурентная среда, особенности продукта и деятельности специалистов Прогностическое интервью с руководителями компаниии и управляющими магазинов
Организационные и управленческие особенности: особенности бизнес-процессов и регламентов в комапнии, кадровая политика возможные организационные перемены, стиль управления, психологический климат в коллективе, условия работы, техническая оснащённость рабочих мест Структурированное интервью с управляющими магазинов и HR-менеджером, изучение должностных инструкций и других документов, описывающих, регламентирующих или влияющих на деятельность структурированное интервью с продавцами-флористами
Личностные факторы: самооценка квалификации и достижений в работе, отношение к обучению, ориентация на развитие, мотиваторв/демотиваторы в работе, основные рабочие стрессорвы Структурированное интервью с продавцами-флористами

Скачать таблицу

Некоторые компетенции, в частности, такие как «ориентация на качество» и «ориентация на обслуживание клиентов / клиенто-ориентированность», невозможно оценить вышеперечисленными методами. Поэтому в процессе группового обсуждения эксперты разработали дополнительные параметры: количественные и качественные показатели (выполнение плана продаж, соблюдение нормативов по списанию рабочих материалов, отсутствие брака, число постоянных и новых клиентов и т. п.) и экспертное наблюдение за работой сотрудников.

На основании всесторонней оценки ключевых компетенций продавцов-флористов эксперты выставили интегральные оценки в баллах.

Графический профиль должности

Идеальный профиль должности продавца-флориста, разработанный на начальном этапе оценки, был представлен в виде диаграммы, на которую «накладывались» индивидуальные профили сотрудников (см. рисунок). Это позволило наглядно отобразить уровни развития ключевых компетенций и показателей KPI менеджеров по продажам и проблемные зоны в их профессиональной подготовке.

На рисунке цифрами от 1 до 15 обозначены компетенции: 1 — ориентация на качество, 2 — забота об имидже компании/лояльность компании, 3 — умение работать в команде, ориентация на коллективный результат, 4 — ориентация на обслуживание клиентов / кли-ентоориентированность, 5 — знание продукта, владение технологией создания флористической продукции, 6 — способность продавать флористическую продукцию, 7 -эффективность взаимодействия, 8 — умение слушать/межличностное понимание, 9 — способность решения конфликтов, 10 — дисциплинированность, 11 — исполнительность, 12 — ответственность, 13 — работоспособность, 14 — стрес-соустойчивость/саморегуляция, 15 — готовность к изменениям/саморазвитию.

Из диаграммы видно, что наибольшее несоответствие наблюдается по компетенциям 4, 6, 7 и 15; разрыв имеется также по компетенциям 1, 8, 9.

Увеличить изображение

Итоги оценки

По итогам оценки выяснилось, что все продавцы имеют достаточный уровень знаний и необходимую профессиональную подготовку в области флористики, владеют оформительскими (дизайнерскими) навыками и могут качественно создавать флористическую продукцию.

В ходе выполнения оценочных заданий работники продемонстрировали хорошее знание ассортимента, умение правильно презентовать созданные букеты, композиции и т. д.

При этом они плохо знали технику активных продаж, методы выявления потребностей покупателей, их обслуживания, не соблюдали правил разрешения конфликта, демонстрировали низкую клиентоориентированность и лояльность к клиентам магазина. В целом по группе, у продавцов был выявлен недостаточный уровень развития коммуникативных компетенций.

Расхождение в профилях компетенций сотрудников относительно идеального составило от 20 до 50%, т. е. «важные» и «критичные» компетенции у специалистов не были выражены в должной степени.

С учетом выявленных проблем в области профессиональной подготовки торгового персонала, консультанты рекомендовали руководству компании сформировать индивидуальные планы обучения и развития ключевых специалистов, а также предложили экономически выгодные формы и методы обучения. По завершении обучения рекомендовалось вновь провести экспресс-диагностику, чтобы сравнить новые и старые профили компетенций и определить эффективность проведенной переподготовки персонала.

Пример профиля должности и руководство по составлению

Профиль должности по компетенциям создается для того, чтобы определить, какими знаниями и навыками должен обладать работник, чтобы занимать ту или иную должность. Правильно сформулированный профиль позволит повысить эффективность набора персонала, качество оценки эффективности работника и его соответствие кадровой политике компании.

В профиле содержится перечень основных должностных обязанностей, и подробно описаны необходимые для их выполнения навыки. Как правило, профили ведут сотрудники отдела кадров. В идеале, они должны храниться в электронном виде, чтобы при необходимости их можно было пересмотреть и обновить. Также полезно предоставлять доступ к этим профилям самим сотрудникам и их руководителям.

Составьте ясное название должности и краткое описание

Начинать следует с названия и описания должности – это основа профиля должности. Название должности должно точно отражать рабочие роли и полномочия сотрудника. Далее, чтобы сформулировать описание должности, следует кратко обозначить основные задачи, избегая пространных списков задач и объяснений – это можно сделать и позже.

Например, профиль должности Менеджер по продажам подразумевает обеспечение розничного товарооборота магазина. В описании должностных обязанностей достаточно указать основные задачи, такие как консультирование покупателей по вопросам продукции, осуществление продажи, работа с жалобами и претензиями.

Укажите основные сведения и должностные обязанности

Необходимо указать основные сведения о должности: рамки заработной платы, с кем нужно будет взаимодействовать, перед кем работник будет отчитываться, и кто будет находиться у него в подчинении.

Следует перечислить требования к работнику — например, у менеджера по продажам должен быть как минимум диплом о среднем образовании, опыт работы в розничной сфере не менее 2 лет и навыки работы с кассовыми системами.

Подготовье список основных должностных обязанностей, начав с самых важных из них. Каждый пункт должен быть сформулирован с использованием настоящего времени, например, «разрешает жалобы покупателей касательно качества товаров и обслуживания».

Расшифровка компетенций

Обозначьте релевантные компетенции (навыки, знания и роли), требуемые для исполнения обязанностей, включая как необходимые, так и желаемые компетенции.

Список навыков должен содержать от 7 до 10 пунктов с подробным описанием или перечислением ключевых моментов. Чтобы составить адекватный список, можно понаблюдать за сотрудниками, выполняющими похожие функции, посоветоваться с руководителями отделов или провести опрос в рамках всей компании. Так же может пригодится «словарь компетенций», содержащий названия должностей и список типичных для них компетенций — многие из таких словарей доступны онлайн.

Корпоративные компетенции

При перечислении компетенций будет правильно распределить их на 2 группы. В первую группу будут включены общие или организационные компетенции — отражающие навыки, знания и поведенческие стили, которых должны быть присущи всем сотрудникам компании. Эти компетенции должны отражать общие цели компании. Например «умение взаимодействовать с людьми» подразумевающее способность анализировать особенности коллеги и клиентов, налаживать с ними взаимодействие, работать на достижение общих целей.

Специфические компетенции должности

Вторая группа навыков, входящая в профиль по компетенциям, включает в себя специфические или личные компетенции. Это навыки и знания, требуемые для выполнения определенных обязанностей, а также стили поведения, которых должен придерживаться именно этот работник. Например, начальник отдела продаж должен иметь сильные лидерские качества чтобы ставить перед своей командой четкие цели, формулировать свои ожидания, обеспечивать конструктивную обратную связь и поощрять независимость при разрешении различных ситуаций.

Скачать пример профиля должности (PDF)

Перечень специфичных компетенций будет полезен не только для найма, но и повышения квалификации работников, формировании кадрового резерва, а также позволит обозначить критерии, которые послужат мерилом успеха сотрудников.

ТестПрофи поможет в формировании профиля должности, и его использовании

Система онлайн оценки персонала ТестПрофи позволяет автоматически составить профиль должности на основе личностных компетеций. При помощи онлайн опросника Грани Вы сможете выявить личностные характеристики присущие наиболее успешным сотрудникам Вашей организации.

Фрагмент отчета о личностных компетенциях Грани

На основе полученной информации система сформирует профиль должности с необходимыми личностными компетенциями, на основе которого Вы сможете проводить отбор и аттестацию. ТестПрофи так же предоставляет доступ к библиотеке стандартных профилей должности для наиболее востребованных специальностей, например профиль должности бухгалтера, менеджера по продажам, маркетолога и еще более 30 специальностям.

Зарегистрируйтесь бесплатно и начните
пользоваться TestProfy прямо сейчас

Сеть круглосуточных семейных магазинов FamilyMart запустила робота под названием Model-T, разработанного японской компанией Telexistence. Робот высотой два метра передвигается на колесной платформе и использует камеры, микрофоны и датчики. На каждой из его конечностей есть три пальца, поэтому он может передвигать банки, бутылки или более крупные предметы.

FamilyMart отметила, что они планирует воспользоваться помощью еще трех роботов до конца этого года. К 2022 года они запустят еще десятки устройств в 20 магазинах.

«Он способен хватать, подобрать или разместить предметы любых форм и размеров в разных местах», — отметил Мэтт Комацу (Matt Komatsu), руководитель отдела развития бизнеса и операций компании Telexistence.

Испытания Model-T провели в двух японских торговых сетях — FamilyMart и Lawson. Машиной управляли дистанционно из офиса разработчика с помощью устройства виртуальной реальности. Предположительно, один оператор сможет по очереди выкладывать товар сразу в нескольких магазинах. Однако через несколько лет устройства начнут работать автономно.

Инженеры отмечают, что пока робот уступает в скорости работы человеку, однако может полностью заменить его функционально. Для выкладки одного товара ему требуется 8 секунд, а живой сотрудник справляется с этим за 5 секунд. К тому же робот пока не может раскладывать выпечку, овощи и фрукты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *