Муниципальный район городской округ

Содержание

 Механизмы преобразования муниципального района в городской округ: выделение критериев и необходимых процедур

В предыдущей главе был сделан вывод о возможности преобразования муниципального района в форму городского округа. Для осуществления такого преобразования предлагаются следующие критерии:

  • 1) численность постоянно проживающего населения в районе более 20 тысяч человек;
  • 2) доля численности населения в городском поселении, являющемся административным центром района, — не менее 50% от общей численности населения района;
  • 3) доля отгрузки продукции промышленного производства в общем объеме отгрузки продукции по району — свыше 75%.

Данные критерии разработаны исходя из того, что стать городскими округами и успешно функционировать как единое муниципальное образование могут достаточно крупные районы, тяготеющие к городскому укладу, с ярко выраженным административным центром, в котором сосредоточена большая часть населения района и основное промышленное производство.

Предлагаемые критерии подтверждает и практика преобразований в Пермском крае: преобразования в городские округа, прежде всего, были проведены в территориях, соответствующих всем трем обозначенным критериям — Лысьвенском и Губахинском муниципальных районах. Создание городского округа позволило органам местного самоуправления указанных муниципальных образований более качественно и эффективно исполнять свои полномочия, значительно сократит управленческие штаты, расходы на содержание аппарата управления. Объединение в единый городской округ дает возможность сконцентрировать финансовые средства для решения проблем населения: водоснабжения, капитального ремонта многоквартирных домов, дорог, благоустройства территории и т.д.

Как было указано ранее, преобразование муниципального района в городской округ не обозначено среди форм преобразований муниципальных образований, предусмотренных статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ. Принимая во внимание, что частями 3.1 и 7 статьи 13 указанного федерального закона среди форм преобразования обозначены как объединение поселений с городским округом, так и изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, применение данных двух форм преобразования позволяет фактически преобразовать муниципальный район в городской округ.

Однако при реализации конструкции преобразования муниципального района в городской округ существуют юридические риски. В связи с тем, что процедура преобразования из муниципального района в городской округ не предусмотрена положениями Федерального закона № 131-ФЗ, нельзя полностью исключить риск отмены соответствующего закона субъекта Российской Федерации в судебном порядке. Кроме того, в случае присоединения всех поселений муниципального района к городскому округу, в границах муниципального района образуется городской округ. Вместе с тем, процедура упразднения муниципального района действующим федеральным законодательством не предусмотрена.

В настоящее время наибольшую известность получили два варианта преобразования муниципального района в городской округ, один из которых был реализован в Губахинском муниципальном районе Пермского края (преобразование осуществляется в два этапа), другой — в Нижегородской области (преобразование осуществляется в один этап).

1. Преобразование муниципального района в городской округ в два этапа предполагает, во-первых, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, во-вторых, объединение иных поселений, входящих в состав муниципального района, с вновь образованным городским округом.

Возможным риском на пути создания городского округа в пределах муниципального района в два этапа является то, что после преобразования городского поселения в городской округ представительный орган городского поселения может и не принять решение об объединении с «проблемными» сельскими поселениями. Не следует исключать и отсутствие со стороны представительных органов предполагаемых к объединению поселений согласия на объединение поселений с городским округом.

Таким образом, прежде чем инициировать первый этап создания городского округа в пределах муниципального района, необходимо заручиться согласием представительных органов всех муниципальных образований, входящих в состав муниципального района. Для закрепления таких договоренностей может быть составлен и согласован всеми сторонами соответствующий протокол, либо могут быть подготовлены письма от представительных органов всех поселений о намерении после изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа инициировать процедуру объединения поселения с городским округом. муниципальный преобразование самоуправление законодательный

После проведения первого этапа, итогом которого является вступление в силу закона Пермского края по изменению статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, следует незамедлительно инициировать следующий этап по объединению всех входящих в состав муниципального района поселений с вновь созданным городским округом.

При реализации данного варианта создания городского округа в соответствии со статьёй 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания выносится вопрос изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, а также вопрос о преобразовании поселений путем объединения с городским округом. Инициаторами проведения данных мероприятий должны выступить представительные органы поселений и муниципального района.

После проведения публичных слушаний по вопросу изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа представительные органы городского поселения и муниципального района принимают решения о назначении даты голосования по вопросу преобразования городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа.

Голосование по вопросу преобразования городского поселения в городской округ назначается представительными органами городского поселения и муниципального района и проводится в порядке, установленном частью 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ и пункта 3 части 4 статьи 1 Закона Пермского края от 09.10.2009 № 493-ПК «О голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Пермском крае».

Процедура голосования проводится раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется городское поселение, что предусмотрено частью 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона Пермского края от 09.10.2009 № 493-ПК. Согласие населения на преобразование муниципального образования считается полученным, если за это преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Реализация представительным органом городского поселения законодательной инициативы и принятие Закона Пермского края об изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа возможно только при наличии выявленного по итогам голосования согласия населения как городского поселения, так и муниципального района. Текст законопроекта и пакет документов к нему оформляются в соответствии с Законом Пермского края от 06.03.2007 № 7-ПК «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края», Регламентом Законодательного Собрания Пермского края, утвержденного постановлением Законодательного собрания Пермского края от 01.02.2007 № 41. Следует обратить внимание на то, что в силу части 8 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ процедура преобразования городского поселения в городской округ не влечет создания вновь образованного муниципального образования, в связи с чем в соответствующем Законе Пермского края невозможно будет определить переходный период.

Второй этап создания городского округа в пределах муниципального района предполагает объединение всех входящих в состав муниципального района поселений с городским округом в порядке, предусмотренном частью 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающей возможность объединения поселения с городским округом при наличии согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительными органами соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом муниципального района. При этом объединенное с городским округом поселение утрачивает статус муниципального образования.

Представительный орган муниципального района при наличии предусмотренного пунктом 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ согласия населения объединяемых поселений, городского округа и муниципального района, выраженного их представительными органами, принимает решение об обращении в представительный орган субъекта Российской Федерации с законодательной инициативой. При подготовке проекта закона Пермского края об объедении входящих в состав муниципального района поселений с городским округом следует установить границы вновь образованного муниципального образования, переходный период, порядок формирования органов местного самоуправления, правопреемство органов местного самоуправления поселений.

Таким образом, вариант преобразования муниципального района в городской округ в два этапа является длительным, предусматривает принятие двух законов субъекта Российской Федерации — о преобразовании городского поселения в городской округ и о преобразовании иных поселений, входящих в состав муниципального района, путем их объединения с городским округом.

Так, на практике решение от 09.03.2011 № 376 «О выдвижении инициативы об изменении статуса Губахинского городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа и назначении голосования» принято Думой Губахинского городского поселения в марте 2011 года, а заключительный этап — принятие Закона Пермского края от 28.08.2012 № 87-ПК «О преобразовании Северо-Уральского городского поселения и Широковского сельского поселения путем объединения с городским округом «Город Губаха» состоялось только в августе 2012 года, то есть по истечении почти полутора лет.

2. Еще один способ преобразования муниципального района в городской округ был реализован на практике в Нижегородской области (преобразование в один этап), результатом которого стало принятие Закона Нижегородской области от 01.11.2011 № 153-З «О преобразовании муниципальных образований Шахунского муниципального района Нижегородской области».

Отличительной особенностью данного варианта образования городского округа из муниципального района является объединение всех поселений, входящих в состав района, в одно новое муниципальное образование и наделение полученного муниципального образования статусом городского округа.

При реализации рассматриваемого способа началом преобразования муниципального района в городской округ является выдвижение представительным органом городского поселения инициативы о преобразовании входящих в состав муниципального района поселений в городское поселение с наделением его статусом городского округа.

Вопрос о преобразовании поселений, входящих в состав муниципального района, в городское поселение с наделением его статусом городского округа в соответствии со статьёй 28 Федерального закона № 131-ФЗ в обязательном порядке выносится на публичные слушания. Инициаторами проведения данных мероприятий должны выступить представительные органы каждого из поселений.

Для создания городского округа в пределах муниципального района необходимо получение согласия населения соответствующего городского поселения, а также согласия населения муниципального района, выявляемых путем голосования, проводимого в случае преобразования на территории Пермского края в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ и Законом Пермского края от 09.10.2009 № 493-ПК «О голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Пермском крае».

Голосование проводится раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района. Согласие населения на преобразование муниципального образования считается полученным, если за это преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района. Итогом создания городского округа является принятие и вступление в силу соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Реализованный Нижегородской областью вариант преобразования муниципального района в городской округ являлся предметом судебного разбирательства. Так, житель села Хмелевицы, входящего в состав Шахунского муниципального района Нижегородской области, Находкин В.Л. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании принятого Закона Нижегородской области от 01.11.2011 № 153-З «О преобразовании муниципальных образований Шахунского муниципального района Нижегородской области», ссылаясь на то, что оспариваемый Закон противоречит положениям Федерального закона № 131-ФЗ и нарушает права заявителя как жителя района на участие в местном самоуправлении.

Решением Нижегородского областного суда от 05.03.2012 по делу № 3-25/2012 в удовлетворении заявления Находкину В.Л. было отказано. Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации данное решение Нижегородского областного суда оставлено без изменения. При этом суды пришли к выводу, что преобразование в городской округ поселений, входящих в состав муниципального района, возможно, поскольку было получено согласие населения данных поселений, выраженного на голосовании, а также решениями соответствующих представительных органов. Определением Верховного суда Российской Федерации от 06.06.2012 № 9-АПГ12-3 решение Нижегородского областного суда от 05.03.2012 оставлено без изменения.

Вне зависимости от варианта создания городского округа в границах муниципального района, органы местного самоуправления городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления объединенных с ними поселений в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами городского округа. При этом до урегулирования муниципальными правовыми актами городского округа вопросов правопреемства в отношении местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами МСУ, которые на день вступления Закона Пермского края о преобразовании муниципального района в городской округ осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие местные администрации, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Исполнение бюджетов объединенных с городским округом поселений обеспечивается органами местного самоуправления указанных муниципальных образований раздельно по каждой территории. Вместе с тем, начиная с нового финансового (бюджетного) года в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет городского округа учитывается как бюджет единой территории.

В связи с преобразованием муниципального района в городской округ ликвидируются в порядке статьи 63 Гражданского кодекса РФ Земское Собрание муниципального района, администрация муниципального района. Для организации и проведения процедур ликвидации указанных учреждений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации создаются ликвидационные комиссии и утверждается их состав.

Формирование представительного органа городского округа и органов местного самоуправления городского округа осуществляется в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством.

Организация и проведение выборов депутатов Думы городского округа первого созыва осуществляются в соответствии с Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», а в части, им не урегулированной, — в порядке, устанавливаемом действующим федеральным законодательством.

До формирования органов местного самоуправления городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующей территории в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этой территории.

Органы местного самоуправления городского поселения, за исключением представительного органа указанного поселения, осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа до дня вступления в должность главы городского округа. Представительный орган городского поселения осуществляет полномочия представительного органа городского округа до первого заседания Думы городского округа.

Структура органов местного самоуправления городского округа определяется Думой городского округа после ее избрания.

После выборов Главы и Думы городского округа, в день проведения первого заседания Думы городского округа представительные органы всех существовавших на территории муниципальных образований прекращают своё существование. Юридические лица и аппараты представительных органов продолжают работать. Дума городского округа является их полным правопреемником. Администрации поселений продолжают работать до окончания финансового года до принятия на новый финансовый год бюджета городского округа.

Из нормативных документов, прежде всего, необходимо буквально на втором заседании Думы городского округа инициировать процесс по разработке и принятию Устава городского округа, а также генерального плана городского округа. В самое ближайшее время необходимо принять все положения о функциональных органах в составе администрации, являющихся юридическими лицами.

Несмотря на возможные правовые риски при образовании городского округа в пределах муниципального района подобное преобразование было реализовано в различных субъектах Российской Федерации, итогом которых стали соответствующие законы (Закон Белгородской области от 07.09.2007 № 137 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального района «Город Губкин и Губкинский район», и наделении вновь образованного муниципального образования статусом городского округа»; Закон Белгородской области от 07.09.2007 № 138 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район», и наделении вновь образованного муниципального образования статусом городского округа»; Закон Тульской области от 24.10.2008 № 1102-ЗТО «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области «О преобразовании муниципального образования город Новомсоковск Новомосковского района и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области»; Закон Нижегородской области от 02.03.2010 № 21-З «О преобразовании муниципальных образований Борского муниципального района Нижегородской области»; Закон Пермского края от 28.08.2011 № 865-ПК «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский городской округ»; Закон Республики Коми от 11.05.2012 № 37-РЗ «Об объединении муниципальных образований городского поселения «Сосоногорск» и сельских поселений «Верхнеижемский», «Вис», «Ираель», «Керки», «Малая Пера», «Поляна», «Усть-Ухта», расположенных на территории муниципального образования муниципального района «Сосонгорск» в Республике Коми, и внесении в связи с этим изменений в некоторые законы Республики Коми»; Закон Волгоградской области от 28.06.2012 № 65-ОД «Об объединении сельских поселений, входящих в состав Михайловского муниципального района Волгоградской области, с городским округом город Михайловка Волгоградской области, внесении изменений в Закон Волгоградской области от 25.03.2005 № 1033-ОД «Об установлении границ и наделении статусом города Михайловки Волгоградской области» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области»; Закон Пермского края от 06.06.2012 № 41 -ПК «О преобразовании Губахинского городского поселения в городской округ «Город Губаха»; Закон Пермского края от 28.08.2012 № 87-ПК «О преобразовании Северо-Углеуральского городского поселения и Широковского сельского поселения путем объединения с городским округом «Город Губаха»; Закон Нижегородской области от 03.07.2012 № 8-3 «О преобразовании муниципальных образований Первомайского муниципального района Нижегородской области» .

Итак, преобразование муниципального района в городской округ возможно, либо в один этап, либо в два этапа. Как думается, рассмотренный вариант преобразования муниципального района в один этап должен быть установлен в законодательстве Российской Федерации, что позволит при учете мнения населения не проводить громоздкие процедуры преобразования муниципальных районов в «два этапа».

> Вокруг до округа

По иску на город

Городскими округами в Подмосковье уже стали Шаховская, Каширский, Егорьевский, Мытищинский, Озерский, Серебряно-Прудский, Подольский, Люберецкий и Красногорский районы. На очереди Чеховский, Ступинский, Истринский, Сергиево-Посадский, Шатурский, Талдомский, Наро-Фоминский, Серпуховский, Солнечногорский и еще несколько районов. Те, кто против объединения, говорят, что у них отбирают самую приближенную к населению власть — поселковую. Сейчас, мол, и к чиновникам на поклон ходить далеко не надо, и муниципальных депутатов жители знают в лицо. Структура же городского округа наличия сельских депутатов не предполагает совсем, а все управление территорией смещает в центральную администрацию, куда пешком из деревни уже не придешь. Смущают и другие «боязни»: что вместе с чиновниками насиженные места покинут и все муниципальные службы, а в городском округе потеряются сельские льготы.

Несогласие с округами носит столь массовый характер, что в Подмосковье недавно появилась новая общественная организация «Гражданский форум местного самоуправления». Справедливости ради надо сказать: во главе и новой организации, и всего протестного движения стоят муниципальные депутаты. То есть те, кого реформа как раз упраздняет. И они не желают обсуждать никаких положительных моментов объединения. «Я не хочу рассуждать о полезности преобразований, суть которых сводится к ликвидации базового уровня местного самоуправления, — заявил «РГ» руководитель «Гражданского форума местного самоуправления», депутат Серпуховского района Николай Дижур. По закону округа образуются так: сначала в районе проходят публичные слушания, затем свое согласие дает совет депутатов и Московская областная Дума. По словам Дижура, советы депутатов сопротивляются, но несогласных областные власти ломают через колено: в Томилино, например, депутатов закрыли в администрации и полночи не выпускали, пока все не проголосовали за. Народные избранники вынуждены искать способы обходить давление: вот в Талдоме несколько депутатов публично сложили свои полномочия, чтобы совет потерял кворум и оказался нелегитимным. «В Чеховском районе против объединения проголосовали три поселения, в Серпуховском — семь. У нас на руках есть заключение Комитета Госдумы по местному самоуправлению о том, что эти преобразования противоречат действующему законодательству и основам конституции. Имеется и еще несколько аналогичных юридических обоснований. По каждому объединяемому муниципалитету мы будем судиться. Первый суд состоится 9 февраля по Шаховской. И в этих процедурах дойдем до европейского суда по правам человека», — обещает Дижур.

Района не надо

А между тем в Подмосковье уже есть муниципалитет, который 10 лет назад судился по аналогичному вопросу, только с противоположным требованием. Домодедовский район дважды дошел до Верховного суда в попытках стать городским округом. «В первый раз нам было заявлено, что для округа мы недостаточно доказали эффективность урбанизации, на этом основании Верховный суд отменил уже принятое Мособлдумой решение об объединении района, — рассказывает экс-руководитель администрации городского округа Домодедово, директор института повышения квалификации МГИМО Дмитрий Городецкий. — Во второй раз мы пришли с генпланом, согласованным с 38 федеральными и региональными ведомствами, и вопросов по эффективности уже не возникло».

Почему Домодедово так стремилось стать округом? Потому что, считают его руководители, район — это распыление властных полномочий, когда один уровень власти отвечает за то, другой — за это. «Мы посчитали, что с точки зрения экономики, логики, предсказуемости и координации всех процессов однозвенная система управления муниципальной территорией намного эффективнее, чем полицентрическая», — говорит Городецкий. Теперь, спустя 10 лет, уже можно сказать, что расчет оправдался. За эти годы экономика городского округа выросла в 10 раз, а инвесторы принесли более 200 миллиардов рублей инвестиций. Общий экономический оборот Домодедово, где проживают примерно 150 тысяч человек, превышает показатели 30 областей страны. А по уровню и качеству жизни округ занимает 9-е место в РФ.

При этом на отсутствие демократии жители Домодедово почему-то не жалуются. Там, где у других главы поселений и советы депутатов, у домодедовцев — начальники территориальных отделов, сидящие ровно в тех же зданиях, которые в бытность округа районом занимали избираемые чиновники. Разница лишь в том, что начальники теротделов назначаются главой округа и не имеют штата подчиненных из нескольких десятков человек. А роли муниципальных депутатов, к которым граждане идут с небольшими проблемами, в Домодедово исполняют старосты деревень, председатели уличных комитетов и старшие по домам. Их избирают на общих собраниях жители конкретного дома, улицы или поселка.

Экономия всего

В правительстве Подмосковья не скрывают тех целей, ради которых затеяна реформа. Это прежде всего экономия денег. К примеру, Мытищинский район, став округом, за год потратил на обеспечение деятельности чиновников на 500 миллионов рублей меньше. Эта сумма практически равна прошлогоднему дефициту городского бюджета.

Ну и, конечно, управлять округом с одним главой и советом депутатов гораздо легче, чем районом, где в каждой деревне свой избранный «царь». Легче и с человеческой, и с инфраструктурной точки зрения. Старожилы наверняка помнят: в первый же год после того, как закон о местном самоуправлении сделал из 78 городов и районов Подмосковья 360 муниципальных образований, сразу несколько поселений среди зимы оказались полностью размороженными, потому что у их новых руководителей не оказалось ни опыта, ни денег на подготовку к зиме. В том числе и Томилино, жители которого сегодня протестуют против вхождения в городской округ. Тогда даже уголовное дело возбуждали против томилинских коммунальщиков по статье «Халатность». «Самый тяжелый вопрос — ЖКХ — закон о местном самоуправлении отдан на поселенческий уровень. И в области, где было 70 предприятий водоканалов, их стало 600. Невозможно на уровне поселений, большая часть из которых дотационны, хорошо содержать коммунальную инфраструктуру», — уверен министр ЖКХ Подмосковья Евгений Хромушин. Поэтому все сельские котельные, по его словам, неэффективны, и тарифы для населения у них всегда выше. А вот в городских округах начинает действовать единая тарифная политика. Например, при объединении Подольска и Климовска у климовчан подешевела вода. Поэтому в июле, когда у всех традиционно вырастут тарифы, климовчане не ощутят никакой финансовой нагрузки. «И дальше вода будет продолжать дешеветь — мелкий климовский водоканал слился с крупным подольским и начал оказывать услуги по его тарифам», — объясняет Хромушин.

Укрупнение муниципалитетов — это сложный, непопулярный, но правильный шаг

Сделали для городских округов еще одно тарифное новшество: в границах округа проезд на общественном транспорте стал фиксированным. Прежде пассажиры платили за километраж и пересечение соседних поселений. И билет из одной крайней точки Истринского района в другую стоил, например, больше 100 рублей. Теперь, как бы далеко ни ехал человек по одному городскому округу, поездка обойдется ему в 31,65 рубля по транспортной карте и в 46 рублей при оплате наличными.

И для жителей сел и деревень, вошедших в состав вновь создаваемых городских округов, сохраняются все прежние сельские льготы. Это гарантия, которую неоднократно давал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

Мнение

Дмитрий Абзалов, политолог, ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России, президент Центра стратегических коммуникаций:

— Государственная система должна быть простой и понятной. А в Подмосковье муниципалитетов больше, чем субъектов в некоторых федеральных округах. Человек может сделать несколько шагов из одного муниципалитета в другой — и попасть в иную реальность с другой системой обеспечения госуслуг и даже другим налогообложением, если мы имеем в виду налоги и сборы, регулируемые на поселенческом уровне.

Президент России сказал, что нужно повышать эффективность государственного управления. И хорошо, что есть губернаторы, которые активно пытаются ее повышать. Сегодня подавляющее большинство муниципальных депутатов работают по совмещенной системе — занимаются бизнесом и одновременно избираются в советы. И если мы говорим об эффективности депутатской деятельности, о формировании касты профессиональных законотворцев, которые будут готовить законопроекты, а не решать свои экономические вопросы, то укрупнение муниципалитетов — это правильный шаг. Сложный, непопулярный, но правильный.

Инфографика «РГ»: Александр Смирнов / Ирина Рыбникова

Что представляет собой муниципальный район?

В российской системе местного самоуправления муниципальный район представляет собой территорию, на которой располагаются населенные пункты следующих типов:

  • городские поселения;
  • сельские поселения;
  • межселенные территории.

Функцию административного центра в районах выполняет один из населенных пунктов, располагающихся на его территории. В нем находится представительный орган местной власти, сформированной в муниципальном районе.

Основные вопросы, которые решаются на уровне соответствующей административно-территориальной единицы:

  • обеспечение населения медицинскими, образовательными услугами;
  • обеспечение граждан необходимыми коммуникациями:
  • строительство транспортной инфраструктуры;
  • сохранение экологии;
  • обеспечение общественного порядка.

Большинство муниципальных районов РФ имеют собственный бюджет, впоследствии распределяемый по населенным пунктам, которые входят в соответствующую административно-территориальную единицу.

Реклама

Сейчас в России создано порядка 1800 муниципальных районов.

Характеристика

Статус городского округа, как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в первоначальной его редакции городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Закрытые административно-территориальные образования также имеют статус городского округа.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ введена новая разновидность городского округа — городской округ с внутригородским делением. Первым городским округом с внутригородским делением стал город Челябинск.

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ был введён новый вид муниципальных образований — муниципальный округ, в которые в переходный период до 1 января 2025 года предписано преобразовать те муниципальные образования без городских и сельских поселений в его составе (в том числе городские округа), менее двух третей населения которых проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах; тогда как те муниципальные образования без городских и сельских поселений в его составе, где более двух третей населения проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах получают (или сохраняют) статус городского округа или внутригородского МО, при этом на территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения по стране.

Таким образом, с 1 мая 2019 года городской округ — один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах.

Городские округа по субъектам Российской Федерации

См. также: Список муниципальных районов и городских округов России

Ниже представлен список городских округов по субъектам Российской Федерации:

Республика Адыгея

  1. город Адыгейск
  2. город Майкоп

Республика Алтай

  1. город Горно-Алтайск

Республика Башкортостан

  1. город Агидель
  2. город Кумертау
  3. город Нефтекамск
  4. город Октябрьский
  5. город Салават
  6. город Сибай
  7. город Стерлитамак
  8. город Уфа
  9. ЗАТО город Межгорье

Республика Бурятия

  1. город Северобайкальск
  2. город Улан-Удэ

Республика Дагестан

  1. город Бунайск
  2. город Дагестанские Огни
  3. город Дербент
  4. город Избербаш
  5. город Каспийск
  6. город Кизилюрт
  7. город Кизляр
  8. город Махачкала
  9. город Хасавюрт
  10. город Южно-Сухокумск

Республика Ингушетия

  1. город Карабулак
  2. город Магас
  3. город Малгобек
  4. город Назрань
  5. город Сунжа

Кабардино-Балкарская республика

  1. Баксан
  2. Нальчик
  3. Прохладный

Республика Калмыкия

  1. город Элиста

Карачаево-Черкесская республика

  1. Карачаевский
  2. Черкесский

Республика Карелия

  1. Костомукшский
  2. Петрозаводский

Республика Коми

  1. Воркута
  2. Вуктыл
  3. Инта
  4. Сыктывкар
  5. Усинск
  6. Ухта

Республика Крым

  1. Алушта
  2. Армянск
  3. Джанкой
  4. Евпатория
  5. Керчь
  6. Красноперекопск
  7. Саки
  8. Симферополь
  9. Судак
  10. Феодосия
  11. Ялта

Республика Марий Эл

  1. город Волжск
  2. город Йошкар-Ола
  3. город Козьмодемьянск

Республика Мордовия

  1. Саранск

Республика Саха (Якутия)

  1. Жатай
  2. город Якутск

Республика Северная Осетия — Алания

  1. город Владикавказ

Республика Татарстан

  1. город Казань
  2. город Набережные Челны

Республика Тыва

  1. город Ак-Довурак
  2. город Кызыл

Удмуртская республика

  1. город Воткинск
  2. город Глазов
  3. город Ижевск
  4. город Можга
  5. город Сарапул

Республика Хакасия

  1. город Абаза
  2. город Абакан
  3. город Саяногорск
  4. город Сорск
  5. город Черногорск

Чеченская республика

  1. город Аргун
  2. город Грозный

Чувашская республика

  1. город Алатырь
  2. город Канаш
  3. город Новочебоксарск
  4. город Чебоксары
  5. город Шумерля

Алтайский край

  1. город Алейск
  2. город Барнаул
  3. город Белокуриха
  4. город Бийск
  5. город Заринск
  6. город Новоалтайск
  7. город Рубцовск
  8. город Славгород
  9. город Яровое
  10. ЗАТО Сибирский

Забайкальский край

  1. город Петровск-Забайкальский
  2. город Чита
  3. посёлок Агинское
  4. ЗАТО посёлок Горный

Камчатский край

  1. посёлок Палана
  2. город Петропавловск-Камчатский
  3. Вилючинский

Краснодарский край

  1. город-курорт Анапа
  2. город Армавир
  3. город-курорт Геленджик
  4. город Горячий Ключ
  5. город Краснодар
  6. город Новороссийск
  7. город-курорт Сочи

Красноярский край

  1. город Ачинск
  2. город Боготол
  3. город Бородино
  4. город Дивногорск
  5. город Енисейск
  6. город Канск
  7. город Красноярск
  8. город Лесосибирск
  9. город Минусинск
  10. город Назарово
  11. город Сосновоборск
  12. город Шарыпово
  13. посёлок Кедровый
  14. город Норильск
  15. ЗАТО Железногорск
  16. ЗАТО Зеленогорск
  17. ЗАТО Солнечный

Пермский край

  1. Березники
  2. Горнозаводский
  3. Гремячинский
  4. Губахинский
  5. Звёздный
  6. город Кизел
  7. Краснокамский
  8. Кудымкарский
  9. город Кунгур
  10. Лысьвенский
  11. Оханский
  12. город Пермь
  13. Соликамский
  14. Чайковский

Приморский край

  1. Арсеньевский
  2. Артёмовский
  3. Большой Камень
  4. Владивостокский
  5. Дальнегорский
  6. Дальнереченский
  7. Лесозаводский
  8. Находкинский
  9. Партизанский
  10. Спасск-Дальний
  11. Уссурийский
  12. ЗАТО Фокино

Ставропольский край

  1. Благодарненский
  2. Георгиевский
  3. город-курорт Ессентуки
  4. город-курорт Железноводск
  5. Изобильненский
  6. Ипатовский
  7. Кировский
  8. город-курорт Кисловодск
  9. город Лермонтов
  10. Минераловодский
  11. город Невинномысск
  12. Нефтекумский
  13. Новоалександровский
  14. Петровский
  15. город-курорт Пятигорск
  16. Советский
  17. город Ставрополь

Хабаровский край

  1. город Комсомольск-на-Амуре
  2. город Хабаровск

Амурская область

  1. город Благовещенск
  2. город Белогорск
  3. город Зея
  4. рабочий посёлок (пгт) Прогресс
  5. город Райчихинск
  6. город Свободный
  7. город Тында
  8. город Шимановск
  9. ЗАТО Циолковский

Архангельская область

  1. Архангельск
  2. Коряжма
  3. Котлас
  4. Мирный
  5. Новодвинск
  6. Северодвинск
  7. Новая Земля

Астраханская область

  1. город Астрахань
  2. ЗАТО город Знаменск

Белгородская область

  1. Алексеевский
  2. город Белгород
  3. Валуйский
  4. Грайворонский
  5. Губкинский
  6. Новооскольский
  7. Старооскольский
  8. Шебекинский
  9. Яковлевский район

Брянская область

  1. город Брянск
  2. город Клинцы
  3. город Новозыбков
  4. город Стародуб
  5. город Сельцо
  6. город Фокино

Владимирская область

  1. город Владимир
  2. город Гусь-Хрустальный
  3. округ Муром
  4. город Ковров
  5. ЗАТО город Радужный

Волгоградская область

  1. Город-герой Волгоград
  2. город Волжский
  3. город Камышин
  4. город Михайловка
  5. город Урюпинск
  6. город Фролово

Вологодская область

  1. город Вологда
  2. город Череповец

Воронежская область

  1. город Воронеж
  2. город Нововоронеж
  3. Борисоглебский

Ивановская область

  1. город Вичуга
  2. город Иваново
  3. город Кинешма
  4. город Кохма
  5. город Тейково
  6. город Шуя

Иркутская область

  1. Ангарский
  2. город Братск
  3. город Зима
  4. город Иркутск
  5. город Саянск
  6. город Свирск
  7. город Тулун
  8. город Усолье-Сибирское
  9. город Усть-Илимск
  10. город Черемхово

Калининградская область

  1. Багратионовский
  2. Балтийский
  3. Гвардейский
  4. Гурьевский
  5. Гусевский
  6. Зеленоградский
  7. город Калининград
  8. Краснознаменский
  9. Ладушкинский
  10. Мамоновский
  11. Неманский
  12. Нестеровский
  13. Озёрский
  14. Пионерский
  15. Полесский
  16. Правдинский
  17. Светловский
  18. Светлогорский
  19. Славский
  20. Советский
  21. Черняховский
  22. Янтарный

Калужская область

  1. город Калуга
  2. город Обнинск

Кемеровская область

  1. Анжеро-Судженский
  2. Беловский
  3. Берёзовский
  4. Калтанский
  5. Кемеровский
  6. Киселёвский
  7. Краснобродский
  8. Ленинск-Кузнецкий
  9. Междуреченский
  10. Мысковский
  11. Новокузнецкий
  12. Осинниковский
  13. Полысаевский
  14. Прокопьевский
  15. Тайгинский
  16. Юргинский

Кировская область

  1. Богородский
  2. город Вятские Поляны
  3. город Киров
  4. город Кирово-Чепецк
  5. город Котельнич
  6. Санчурский
  7. город Слободской
  8. ЗАТО Первомайский

Костромская область

  1. город Буй
  2. город Волгореченск
  3. город Галич
  4. город Кострома
  5. город Ма́нтурово
  6. город Шарья

Курганская область

  1. город Курган
  2. город Шадринск

Курская область

  1. город Железногорск
  2. город Курск
  3. город Курчатов
  4. город Льгов
  5. город Щигры

Ленинградская область

  1. Сосновоборский

Липецкая область

  1. город Елец
  2. город Липецк

Магаданская область

  1. город Магадан
  2. Ольский
  3. Омсукчанский
  4. Северо-Эвенский
  5. Среднеканский
  6. Сусуманский
  7. Тенькинский
  8. Хасынский
  9. Ягоднинский

Московская область

  1. Балашиха
  2. Богородский
  3. Бронницы
  4. Власиха (ЗАТО)
  5. Волоколамский
  6. Воскресенск
  7. Восход (ЗАТО)
  8. Дзержинский
  9. Дмитровский
  10. Долгопрудный
  11. Домодедово
  12. Дубна
  13. Егорьевск
  14. Жуковский
  15. Зарайск
  16. Звёздный городок (ЗАТО)
  17. Ивантеевка
  18. Истра
  19. Кашира
  20. Клин
  21. Коломенский
  22. Королёв
  23. Котельники
  24. Красноармейск
  25. Красногорск
  26. Краснознаменск (ЗАТО)
  27. Лобня
  28. Лосино-Петровский
  29. Лотошино
  30. Луховицы
  31. Лыткарино
  32. Люберцы
  33. Можайский
  34. Молодёжный (ЗАТО)
  35. Мытищи
  36. Наро-Фоминский
  37. Одинцовский
  38. Озёры
  39. Орехово-Зуевский
  40. Павловский Посад
  41. Подольск
  42. Протвино
  43. Пушкинский
  44. Пущино
  45. Раменский
  46. Реутов
  47. Рошаль
  48. Рузский
  49. Серебряные Пруды
  50. Сергиево-Посадский
  51. Серпухов
  52. Солнечногорск
  53. Ступино
  54. Талдомский
  55. Фрязино
  56. Химки
  57. Черноголовка
  58. Чехов
  59. Шатура
  60. Шаховская
  61. Щёлково
  62. Электрогорск
  63. Электросталь

Мурманская область

  1. город Апатиты с подведомственной территорией
  2. город Кировск с подведомственной территорией
  3. Ковдорский район
  4. город Мончегорск с подведомственной территорией
  5. город Мурманск
  6. город Оленегорск с подведомственной территорией
  7. город Полярные Зори с подведомственной территорией
  8. ЗАТО Александровск
  9. ЗАТО посёлок Видяево
  10. ЗАТО Заозёрск
  11. ЗАТО город Островной
  12. ЗАТО город Североморск

Нижегородская область

  1. город Арзамас
  2. город Бор
  3. город Выкса
  4. город Дзержинск
  5. город Кулебаки
  6. Навашинский
  7. город Нижний Новгород
  8. город Первомайск
  9. Перевозский
  10. Семёновский
  11. Сокольский
  12. город Чкаловск
  13. город Шахунья
  14. ЗАТО город Саров

Новгородская область

  1. Великий Новгород

Новосибирская область

  1. город Бердск
  2. город Искитим
  3. пгт Кольцово
  4. город Новосибирск
  5. город Обь

Омская область

  1. город Омск

Оренбургская область

  1. Абдулинский
  2. город Бугуруслан
  3. город Бузулук
  4. Гайский
  5. Кувандыкский
  6. город Медногорск
  7. город Новотроицк
  8. город Оренбург
  9. город Орск
  10. Соль-Илецкий
  11. Сорочинский
  12. Ясненский
  13. ЗАТО Комаровский

Орловская область

  1. город Ливны
  2. город Мценск
  3. город Орёл

Пензенская область

  1. город Кузнецк
  2. город Пенза
  3. ЗАТО Заречный

Псковская область

  1. Великие Луки
  2. Псков

Ростовская область

  1. город Азов
  2. город Батайск
  3. город Волгодонск
  4. город Гуково
  5. город Донецк
  6. город Зверево
  7. город Каменск-Шахтинский
  8. город Новочеркасск
  9. город Новошахтинск
  10. город Ростов-на-Дону
  11. город Таганрог
  12. город Шахты

Рязанская область

  1. город Касимов
  2. город Рязань
  3. город Сасово
  4. город Скопин

Самарская область

  1. Жигулёвск
  2. Кинель
  3. Новокуйбышевск
  4. Октябрьск
  5. Отрадный
  6. Похвистнево
  7. Самара
  8. Сызрань
  9. Тольятти
  10. Чапаевск

Саратовская область

  1. город Саратов
  2. ЗАТО Михайловский
  3. ЗАТО Светлый
  4. ЗАТО Шиханы

Сахалинская область

  1. Александровск-Сахалинский район
  2. Анивский
  3. Долинский
  4. Корсаковский
  5. Курильский
  6. Макаровский
  7. Невельский
  8. Ногликский
  9. «Охинский»
  10. Поронайский
  11. Севро-Курильский
  12. Смирныховский
  13. Томаринский
  14. Тымовский
  15. Холмский
  16. Южно-Курильский
  17. Южно-Сахалинск

Свердловская область

  1. Муниципальное образование Алапаевское
  2. Муниципальное образование город Алапаевск
  3. Арамильский
  4. Артёмовский
  5. Артинский
  6. Асбестовский
  7. Ачитский
  8. Белоярский
  9. Берёзовский
  10. Бисертский
  11. Богданович
  12. Верхнее Дуброво
  13. Верх-Нейвинский
  14. Верхнесалдинский
  15. Верхний Тагил
  16. Верхняя Пышма
  17. Верхняя Тура
  18. Верхотурский
  19. Волчанский
  20. Гаринский
  21. Горноуральский
  22. Дегтярск
  23. Муниципальное образование «город Екатеринбург»
  24. Заречный
  25. Ивдельский
  26. Ирбитское муниципальное образование
  27. город Ирбит
  28. Каменский
  29. Муниципальное образование «город Каменск-Уральский»
  30. Камышловский
  31. Карпинск
  32. Качканарский
  33. Кировградский
  34. Краснотурьинск
  35. Красноуральск
  36. Красноуфимский округ
  37. Красноуфимск
  38. Кушвинский
  39. Малышевский
  40. Махнёвское муниципальное образование
  41. Невьянский
  42. Нижнетуринский
  43. «город Нижний Тагил»
  44. Нижняя Салда
  45. Новолялинский
  46. Пелым
  47. Первоуральск
  48. Полевской
  49. Пышминский
  50. Ревда
  51. Режевской
  52. Рефтинский
  53. Североуральский
  54. Серовский
  55. Сосьвинский
  56. Среднеуральск
  57. Староуткинск
  58. Сухой Лог
  59. Сысертский
  60. Тавдинский
  61. Талицкий
  62. Тугулымский
  63. Туринский
  64. Шалинский
  65. «Город Лесной»
  66. Новоуральский
  67. ЗАТО Свободный
  68. Муниципальное образование «посёлок Уральский»

Смоленская область

  1. город Десногорск
  2. город Смоленск

Тамбовская область

  1. город Кирсанов
  2. город Котовск
  3. город Мичуринск
  4. город Моршанск
  5. город Рассказово
  6. город Тамбов
  7. город Уварово

Тверская область

  1. Вышневолоцкий
  2. Кашинский
  3. город Кимры
  4. Нелидовский
  5. Осташковский
  6. город Ржев
  7. город Тверь
  8. город Торжок
  9. Удомельский
  10. ЗАТО Озёрный
  11. ЗАТО Солнечный

Томская область

  1. город Кедровый
  2. ЗАТО Северск
  3. Стрежевой
  4. город Томск

Тульская область

  1. город Алексин
  2. город Донской
  3. город Ефремов
  4. город Новомосковск
  5. рабочий посёлок Новогуровский
  6. Славный
  7. город Тула

Тюменская область

  1. Голышмановский
  2. Заводоуковский
  3. город Ишим
  4. город Тобольск
  5. город Тюмень
  6. город Ялуторовск

Ульяновская область

  1. Димитровград
  2. Новоульяновск
  3. Ульяновск

Челябинская область

  1. Верхнеуфалейский
  2. Златоустовский
  3. Карабашский
  4. Копейский
  5. Кыштымский
  6. Магнитогорский
  7. Миасский
  8. Троицкий
  9. Усть-Катавский
  10. Чебаркульский
  11. Челябинский
  12. Южноуральский
  13. Локомотивный
  14. Озёрский
  15. Снежинский
  16. Трёхгорный

Ярославская область

  1. город Переславль-Залесский
  2. город Рыбинск
  3. город Ярославль

город Москва

  1. Троицк
  2. Щербинка

Еврейская автономная область

  1. Биробиджан

Ненецкий автономный округ

  1. город Нарьян-Мар

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

  1. город Когалым
  2. город Лангепас
  3. город Мегион
  4. город Нефтеюганск
  5. город Нижневартовск
  6. город Нягань
  7. город Покачи
  8. город Пыть-Ях
  9. город Радужный
  10. город Сургут
  11. город Урай
  12. город Ханты-Мансийск
  13. город Югорск

Чукотский автономный округ

  1. Анадырь
  2. Певек
  3. Провиденский
  4. Эгвекинот

Ямало-Ненецкий автономный округ

  1. город Губкинский
  2. город Лабытнанги
  3. город Муравленко
  4. город Новый Уренгой
  5. город Ноябрьск
  6. город Салехард

Полномочия муниципального района

В статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решаться на уровне муниципального района. К ним, в первую очередь, относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией.

В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев, являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.

> См. также

  • Районы России
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Муниципальные образования в России

Сельское поселение • Городское поселение • Муниципальный район • Городской округ • Внутригородская территория города федерального значения

Муниципа́льный район или муниципальный округ — административно-территориальная единица, включающая строго определённую территорию с проживающим населением. Этой территорией может быть город, село, небольшая группа сёл или сельский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *