Внутригородское деление

Ссылки

  • Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (06.10.2003). Архивировано 25 августа 2011 года.

Внутригородской район

Внутригородской район или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).

В некоторых городах России внутригородской район представляет собой также внутригородское муниципальное образование, входящее в состав городского округа с внутригородским делением. В таких субъектах России городские районы признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями. В других субъектах России они являются лишь базой для организации управления городом, и здесь создаются только подразделения городских органов управления.

Городской округ (Россия)

Городской округ — тип муниципальных образований в России; один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Городской округ город Махачкала

Город Махачкала́ — муниципальное образование (городской округ с внутригородским делением) и административно-территориальная единица (город республиканского значения) в составе Республики Дагестан Российской Федерации.Административный центр — город Махачкала.

Местное самоуправление

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Местное самоуправление в России

Местное самоуправление в России (МСУ) — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Местное самоуправление признается и гарантируется в ст. 12 Конституции России (глава 1), что на практике означает отнесение местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации. Также в тексте Конституции заложены основные принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления. Они раскрываются в главе 8 Конституции России.

МСУ характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов. Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу — местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальная собственность. Суть МСУ заключается в том, что население, проживающее на определенной территории самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Население также самостоятельно определяет структуру органов МСУ, которая закрепляется в Уставе муниципального образования депутатами представительного органа.

Муниципальное образование

Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.

Местное самоуправление на населённой территории осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания семи видов муниципальных образований. Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные образования одних видов входят в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Муниципальный район (Россия)

В России муниципальный район — один из типов муниципального образования, форма местных органов самоуправления, объединяющая несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией.Административным центром муниципального района является населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Понятие «муниципальный район» появилось после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как правило, муниципальные районы созданы в границах административных районов, существующих в рамках административно-территориального устройства субъектов РФ и образованных в основном с 1920—1950-х годов в РСФСР. В ряде случаев на территориях районов были образованы городские округа, что сопровождалось либо упразднением административных районов в пользу городов областного (краевого, республиканского, окружного) подчинения (например в Московской области), либо при сохранении административных районов в их границах образовывались городские округа (как например в Магаданской области). В Свердловской области на территориях некоторых административных районов были созданы по два муниципальных образования: и муниципальный район, и городской округ. В Пермском крае муниципальные районы были образованы на территориях некоторых городов краевого значения. В Дагестане в состав одного из муниципальных районов входит муниципальный участок.

Площадь Ленина (Махачкала)

Площадь Ленина — главная площадь столицы Дагестана Махачкалы, расположенная в Советском районе. Названа в честь советского политического и государственного деятеля Владимира Ильича Ленина.

Представительный орган местного самоуправления

Представительный орган муниципального образования — выборный орган местного самоуправления,

обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения,

действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать своё конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления.

Районы Махачкалы

Город Махачкала, столица Дагестана, и соответствующий ему городской округ с внутригородским делением делится на 3 района в городе (внутригородских района).

В рамках административно-территориального устройства, он является городом республиканского значения, который делится на районы.В рамках местного самоуправления, город составляет муниципальное образование городской округ с внутригородским делением город Махачкала. Районы города являются внутригородскими муниципальными образованиями со статусом внутригородских районов.

Районы Челябинска

Город Челябинск и соответствующий ему городской округ с внутригородским делением делится на 7 внутригородских районов.

В рамках административно-территориального устройства, он является городом областного значения.В рамках местного самоуправления, город составляет муниципальное образование Челябинский городской округ с внутригородским делением или город Челябинск с единственным населённым пунктом в его составе.Районы города являются внутригородскими муниципальными образованиями со статусом внутригородских районов.

Реформа местного самоуправления в России (2003—2009)

Муниципа́льная рефо́рма — реформа системы местного самоуправления, которая начала проводиться в 2003—2009 годы в России.

Территориальное деление России

В современной России используется несколько типов территориального деления. Согласно Конституции, Россия состоит из субъектов Федерации.

Флаг Дагестана

Флаг Республики Дагестан является государственным символом Республики Дагестан Российской Федерации.

Флаги Самарской области

Список флагов муниципальных образований Самарской области Российской Федерации.

На 1 января 2018 года в Самарской области насчитывалось 342 муниципальных образования — 10 городских округов (в том числе 1 городской округ с внутригородским делением), 9 внутригородских районов, 27 муниципальных районов, 12 городских и 284 сельских поселений.

Флаги Челябинской области

Список флагов муниципальных образований Челябинской области Российской Федерации.

На 1 января 2018 года в Челябинской области насчитывалось 319 муниципальных образований — 16 городских округов (в том числе 1 городской округ с внутригородским делением), 27 муниципальных районов, 7 внутригородских районов, 27 городских поселений и 242 сельских поселения.

Челябинск

Челя́бинск (произношение ) — седьмой по количеству жителей, пятнадцатый по занимаемой площади город Российской Федерации, административный центр Челябинской области, городской округ с внутригородским делением. Население — 1 202 371 человек (2018) . Челябинск расположен на геологической границе Урала и Сибири, в азиатской части России, на восточном склоне Уральских гор, по обоим берегам реки Миасс (бассейн Тобола) .

Основанный в 1736 году как крепость, Челябинск к XIX веку стал одним из крупнейших торговых центров Урала, а к концу века и всей России в связи с появлением в 1892 году железнодорожного сообщения города с Москвой . В связи с активным строительством промышленных предприятий в Челябинске в годы первых пятилеток, а затем и эвакуацией заводов во время Великой Отечественной войны, город стал одним из крупнейших в СССР промышленных центров. Из-за интенсивного производства в городе танков и других боевых машин в военный период Челябинску в 2015 году присвоили звание города трудовой доблести и славы, а сам город в народе получил название «Танкоград» .

В 1990-х и 2000-х годах целый ряд производств в городе прекратил существование из-за сложной экономической ситуации. К концу 2010-х Челябинск имеет серьёзные экологические проблемы , в частности, почти ежедневное загрязнение воздуха, что является одной из причин оттока населения в другие регионы страны . Челябинск также испытывает серьёзные трудности в хозяйственной и экономической сферах, что проявляется в деградировавших дорожной сети и общественном транспорте , а также в отсутствии городского благоустройства и архитектуры . Тем не менее, Челябинск является одним из крупнейших культурных, экономических, деловых и промышленных центров Урала, где промышленность составляет 38 % от валового муниципального продукта .

внутригородской район

Смотреть что такое «внутригородской район» в других словарях:

  • Приокский район — Страна Россия Статус внутригородской район города областного значения Входит в состав Нижнего Новгорода Глава … Википедия

  • Канавинский район — Герб [[Файл … Википедия

  • Автозаводский район (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Автозаводский район. Автозаводский район Страна Россия Статус внутригородской район города областного значения Входит в состав Нижнего Новгорода … Википедия

  • Заводской район (Минск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Заводской район. Заводской район Заводскі раён Герб … Википедия

  • Ленинский район (Нижний Новгород) — Ленинский район Страна Россия Гимн: «Наш ленинский район» Статус внутригородской район города областного значения Входит в состав Нижнего Новго … Википедия

  • Московский район (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Московский район. Московский район Страна Россия Статус внутригородской район города областного значения Входит в состав Нижнего Новгорода … Википедия

  • Фрунзенский район (Минск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фрунзенский район. Фрунзенский район Фрунзенскі раён Герб … Википедия

  • Ленинский район Нижнего Новгорода — Ленинский район Страна Россия Статус внутригородской район города областного значения Входит в состав Нижнего Новгорода Население ( … Википедия

  • Новороссийский район — Новороссийский район: Административные районы: Новороссийский район внутригородской район Новороссийска, включающий несколько сельских округов (с 2005). Новороссийский район (Кубано Черноморская область) район Кубано Черноморской области,… … Википедия

  • Партизанский район (Минск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Партизанский район. Партизанский район Партызанскі раён Герб … Википедия

Внутригородской район

Запрос «Городской район» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Внутригородской район или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).

В некоторых городах России внутригородской район представляет собой также внутригородское муниципальное образование, входящее в состав городского округа с внутригородским делением. В таких субъектах России городские районы признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями. В других субъектах России они являются лишь базой для организации управления городом, и здесь создаются только подразделения городских органов управления.

Внутреннее деление городов на районы началось вводиться в крупных городах Союза ССР с 1920 — 1930-х годов. После распада СССР большая часть из этих городов России продолжает иметь городские районы, в других городах появились или районы были заменены на административные (территориальные) округа.

Городские районы или районы города выделены в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. На районы, как правило, подразделяются крупные города, насчитывающие более 150 тыс. жителей.

Статус внутригородского района как муниципального образования был определён Федеральным законом, от 6 октября 2003 года, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с поправками, введёнными Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ, согласно которому внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Первым городом, образовавшим городской округ с внутригородским делением, в котором внутригородские районы получили соответствующий статус, стал Челябинск. По состоянию на 1 января 2018 года, в России насчитывалось три города, имеющих статус городского округа с внутригородским делением: Челябинск, Самара, Махачкала.

Города областного значения Свердловской области — Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский — включают в себя внутригородские районы, которые не имеют статуса муниципальных образований, а являются административно-территориальными единицами

См. также: Городские районы

Города федерального значения России имеют сложную структуру районного деления. Районы Санкт-Петербурга и районы Севастополя представляют собой административно-территориальные единицы, состоящие из внутригородских муниципальных образований. Районы Москвы представляют собой территориальные единицы и соответствующие им внутригородские муниципальные образования, которые объединены в более крупные административно-территориальные единицы — административные округа.

  1. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, его система, принципы, правовое регулирование М. В. Мархгейм, М. Б. Смоленский, И. С. Яценко Конституционное право Российской Федерации Юридический центр, 2003 — 464 с. 5-94201-159-1
  2. Территория и административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации на 1 января 2010 г. Росстат
  3. Городские районы // Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С. А. Авакьян. 2001.
  4. Район города (городской район) // Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.
  5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (недоступная ссылка) (06.10.2003). — Редакция от 27.05.14. Архивировано 25 августа 2011 года.
  6. Челябинск получил статус округа с внутригородским делением / Новости Челябинска / Новости онлайн / Новости / Первый областной
  7. 1 2 Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2018 года.
  8. Устав Свердловской области
  9. Закон Свердловской области «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области»

Понятие и сущность внутригородского деления городских округов в РФ

Стр 1 из 4

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

Понятие и сущность внутригородского деления городских округов в РФ

В Российском законодательстве ежегодно происходят изменения. В мае 2014 года претерпело изменение законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации, касаемо Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ N 131). Инициатором реформирования местного самоуправления стал Президент РФ В.В. Путин. По мнению законодателя, эти изменения носят положительную динамику перспектив развития городских округов. Главная идея закона – максимальное приближение власти к населению. Применительно к городам до реформы существовали такие муниципальные образования, как городские поселения и городские округа. На сегодняшний день классификатор самоуправляющихся территорий пополнился двумя новыми типами: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Речь идет о наделении статусом муниципального образования как самих городов, имеющих районное деление, так и входящих в них административных районов.

Впервые термин «муниципальное образование» появился в ГК РФ 1994 г., в ст. 124 которого было определено: «… городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами»

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в содержательном отношении «муниципальное образование» – родовое понятие по отношению к более конкретным категориям: «городские поселения», «сельские поселения», «внутригородские районы», «муниципальные районы», «городские округа», «городские округа с внутригородским делением» и «внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) городов федерального значения»

Согласимся с И.Н. Ладиным в том, что такой подход является неудачным. Законодатель, ограничиваясь перечислением разных видов муниципальных образований, не определил, что такое муниципальное образование, не раскрыл сущности муниципального образования как института местного самоуправления.

Поскольку в Федеральном законе № 131-ФЗ определено, что городской округ с внутригородским делением – это городской округ (его особая разновидность), а городской округ, в свою очередь, – это городское поселение, то, по сути, мы имеем дело с частными видами такой общей категории как городское поселение. В этой связи, сначала необходимо исследовать особенности городских поселений и городских округов, их сходства и различия, а затем перейти к анализу специфики новых видов муниципальных образований, введенных в результате проведения реформы местного самоуправления, что позволит выявить специфику осуществления городского самоуправления в различных муниципальных образованиях.

В настоящее время существует малая часть точек зрения на то, как должно выглядеть определение внутригородского деления, но каждое такое мнение имеет право на существование. Однако мы приведем легальное определение внутригородского деления, которое содержится в п.1 ст. 2 ФЗ N 131: «Городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.

Законодатель городской округ с внутригородским делением определил как городской округ. При этом если не установлено иное, то эти два понятия используются в одном значении. Тем не менее, можно выделить ряд различий, отличающих городской округ с внутригородским делением от «обычного» городского округа.

Во-первых, в городском округе с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта РФ образованы внутригородские районы. Во-вторых, население городского округа с внутригородским делением составляет население входящих в его состав внутригородских районов. В-третьих, перечень вопросов местного значения, закрепленный за городским округом с внутригородским делением, в целом такой же, как и у «обычных» городских округов.

Следовательно, для городских округов законодателем предложены две модели местного самоуправления: городской округ с районным делением и городской округ с внутригородским делением, где каждый внутригородской район — муниципальное образование.

Преобразование «обычных» городских округов, будет, осуществляется законами субъектов Российской Федерации и, как предполагается, только в тех случаях, когда у органа государственной власти субъекта возникнет для этого объективная потребность. Данное изменение содержится в нормах Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ФЗ N 136.

Законопроект включает в себя следующие моменты преобразования муниципальных образований: объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского, сельского поселений и городского округа, присоединение поселения к городскому округу c внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением

По мнению Т. Бялкина, практически все существенные вопросы организации местного самоуправления в городском округе с внутригородским делением будут решаться органами государственной власти субъекта РФ, не повлечет за собой повышения активности его населения

По причине преобразования в России городских округов в городские округа с внутригородским делением, возник вопрос о полномочиях органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований. Следовательно, законодателям в субъектах РФ предстоит решить, как в их регионах будет происходить закрепление полномочий и насколько эффективно они будут функционировать.

По мнению И. Выдрина, реформа оказала отрицательное воздействие, в виде двух недостатков. А именно не принимается во внимание мнение населения, т.е. игнорируется, а так же учитывается посредством иных форм демократии, которые не предусмотрены федеральным законодательством. Вторым недостатком является лишение населения прямых выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов власти.

Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом.

Федеральный закон не устанавливает каких-либо критериев для возможности преобразования городских округов. Это – усмотрение субъектов РФ.

В Постановление №30‑П объяснены мотивы законодателя, закрепившего в Федеральном законе №131‑ФЗ новый вид муниципального образования — городской округ с внутригородским делением. Конституционный Суд полагает, что необходимость децентрализации муниципального управления в городских округах может быть вызвана множеством объективных факторов, прямо влияющих на осуществление местного самоуправления. К таким факторам, в частности, относится включение в состав городского округа территорий населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, объединение с ним прилегающих муниципальных образований в рамках процессов социально-экономической интеграции, исторические и иные местные традиции, характеризующие его внутреннюю территориальную организацию, включая деление на районы. Закрепляя городской округ с внутригородским делением, законодатель, по мнению Конституционного Суда, с одной стороны, дополнительно гарантировал гражданам возможность непосредственного участия, при сохранении единства городского хозяйства, в решении наиболее тесно связанных с их повседневными нуждами вопросов местного значения, а с другой стороны, создал механизм осуществления публичной власти на уровне городского округа с внутригородским делением, который позволял бы наиболее полным образом выражать общегородские интересы его жителей.

Наконец, скоординировав приведенные выше тезисы, Конституционный Суд пришел к выводу, что городские округа по своей правовой природе являются одновременно и территориальными объединениями граждан, совместно реализующими право на местное самоуправление, и публично-территориальными единицами, интегрированными в систему государственно-властных отношений, органы публичной власти которых призваны не только решать вопросы местного значения, но и участвовать в осуществлении на своей территории государственных функций, — прежде всего исполняя отдельные государственные полномочия, возложенные на них Российской Федерацией или субъектом РФ.

Федеральный закон определяет механизмы организации деятельности городского округа с внутригородским делением, а именно: возможность поселений присоединяться, преобразовывая их во внутригородские районы; возможность формировать представительный орган такого городского округа делегатами внутригородских округов и избирать его главу из состава, сформированного таким образом представительного округа; большие возможности участия субъекта РФ в организации деятельности и управлении городского округа с внутригородским делением, как-то: установление критериев для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы; установление дополнительных вопросов местного значения для таких городских округов, перераспределение вопросов местного значения и полномочий по ним между городскими округами; установление нормы представительства в представительном органе городского округа с внутригородским делением; определение численности депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением

> Ссылки

  • Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (06.10.2003). Архивировано 25 августа 2011 года.

Городские округа с внутригородским делением: проблемы роста

В Челябинске обсудили вопросы организации и деятельности городских округов с внутригородским делением. Обсуждение прошло в начале ноября в рамках круглого стола, организованного Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
История возникновения городских округов с внутригородским делением
Начало территориальным преобразованиям местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе было положено на Общероссийском съезде муниципальных образований в г. Суздале в ноябре 2013 года. По его итогам было принято решение о необходимости глубоких реформ системы местного самоуправления и провозглашен главный принцип реформы – «приближение власти к населению». Одноуровневая модель управления крупными городами оказалась недостаточно результативной, прежде всего по причине удаленности местной власти от населения. Это послужило основанием для изменения федерального законодательства (Федеральный закон № 136-ФЗ от 27 мая 2014 г). Одной из основных целей вносимых изменений стало распространение двухуровневой модели организации местного самоуправления на крупные городские округа. Ее достижение предполагалось путем введения двух новых видов муниципальных образований: городского округа с внутригородским делением и внутригородского района. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно принимать решение переходить или не переходить на двухуровневую модель организации местного самоуправления в городах. Перед принятием решения о дальнейшей судьбе города региональные власти обязаны выявить мнение населения.
В городском округе Челябинск в 2014 году модель городского округа с внутригородским делением впервые была полностью реализована. Там были созданы 7 внутригородских районов и проведены выборы в органы местного самоуправления. Позднее, в 2015 году, вступили в силу аналогичные законодательные акты Самарской области и Республики Дагестан об организации местного самоуправления в городских округах с внутригородским делением Самаре (9 внутригородских районов) и Махачкале (3 внутригородских района). В период с 2016 года по настоящее время новых городских округов с внутригородским делением не создавалось.

По мнению участников «круглого стола» опыт преобразования городских округов в городские округа с внутригородским делением до конца не раскрыт. Требуется выявить причины этого и выработать рекомендаций по их устранению. Следует определить место городских округов с внутригородским делением в процессах управления городскими агломерациями.
К вопросу агломераций
На сегодня нет однозначной и тем более официальной информации по вопросу о том, сколько в России агломераций. По данным экономико-географов агломерации могут создаваться на основе городов с количеством жителей более 250 тыс. человек, а в отдельных случаях и с числом жителей более 100 тысяч. Но чаще говорится о наличии в настоящее время 20 агломераций. За основу их выделения взят критерий количества жителей в агломерации – более 1 млн. человек. Некоторые специалисты обосновывают, что в России насчитываются 22 агломерации-«миллионера» и 12 крупных агломераций («немиллиоников»).
На сайте приоритетного проекта Минтранса России «Безопасные и качественные дороги» размещена информация о 38 действующих агломерациях, объединяющих 39 городов, расположенных на территории 36 субъектов Российской Федерации.
В нормативном регулировании данного вопроса отсутствует выстроенная и законодательно закрепленная система.
Проектом Стратегии пространственного развития Российской Федерации предусматривается наличие на территории страны 14 крупнейших и 4 крупных городских агломераций.
Плюсы и минусы городских округов с внутригородским делением
В настоящее время такая модель применяется в 3 городах – Челябинске (7 районов), Самаре (9 районов) и Махачкале (3 района). За четыре года функционирования городских округов с внутригородским делением накоплен определенный опыт, позволяющий выделить следующие особенности – положительные и недостаточные – данного вида муниципальных образований:
Из плюсов можно назвать приближение власти к населению, повышение вовлеченности населения в решение вопросов местного значения.
Наделение внутригородских районов статусом муниципальных образований подразумевает наличие собственного представительного органа, и соответственно, стимулирует повышение активности депутатской деятельности, укрепление «обратной связи» с населением. Создаются предпосылки для повышения узнаваемости и ответственности депутатов.
В прежней модели местного самоуправления на одного депутата городской думы больших по численности городов, например, Челябинска, приходилось примерно по 40 тыс. жителей. Это аналогично тому, что в таких городах как Коркино, Еманжелинск, Южно-Уральск Челябинской области избирался бы один депутат на весь город. По новой схеме в городе может быть до 170 депутатов районного звена, то есть один депутат будет представлять интересы 5 – 6 тыс. жителей или 3 – 4 тыс. избирателей. Данные показатели близки к цифрам советского периода, когда вполне эффективно на уровне районов городов функционировали районные советы народных депутатов.
Эксперты высказывают точку зрения, что данная модель формирования представительных органов имеет свои недостатки следующего характера:

  • 1) приводит не столько к усилению районных депутатов, сколько к превращению их в «выборщиков» городской думы или городского совета;
  • 2) ограничивает механизмы прямого народовластия;
  • 3) «дочерний» и более «слабый» районный уровень формирует власть на более весомом с точки зрения компетенций и ресурсов городском уровне;
  • 4) вызывает проблемы для пропорциональности представительства в силу демографической неравновесности внутригородских муниципальных образований.

В целом в настоящее время можно констатировать малую востребованность рассматриваемого института в субъектах РФ. За последние три года такой вид муниципальных образований не создавался. Причиной тому, по мнению участников «круглого стола», являются правовые и организационные сложности как перехода к этой системе, так и ее функционирования, а также роль и место этой модели организации местной власти и местного самоуправления в системе управления крупными городами и городскими агломерациями.
Перспективы развития новой модели
Проанализировав представленную к настоящему заседанию информацию участники «круглого стола» отмечают, что субъекты Российской Федерации обращают внимание на тот факт, что наделение районов города статусом муниципальных образований в связи с преобразованием городского округа в городской округ с внутригородским делением, влечет за собой необходимость решения множества сложных вопросов разграничения компетенции, формирования местных бюджетов, разграничения доходных источников, разграничения муниципального имущества, формирования органов местного самоуправления внутригородских районов и заполнения их квалифицированными кадрами.
В то же время именно модель городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов расширяет возможности участия жителей в управлении крупными городами – потенциальными «ядрами» городских агломераций, дает возможность таким городским округам иметь дополнительные вопросы местного значения, дополнительные источники доходов местных бюджетов.
Перспективы дальнейшего внедрения данного института участникам «круглого стола» видятся в том, чтобы нормативно закрепить, что все городские округа с численностью населения свыше 500 тыс. человек, как потенциальные «ядра» крупных и крупнейших городских агломераций, преобразуются в городские округа с внутригородским делением, в том числе те из них, которые были созданы в последние годы на базе муниципальных районов.
Для последних альтернативой может быть и обратное преобразование в муниципальные районы. Если же речь идет о городских округах, созданных на территориях с низкой плотностью сельского населения, в том числе включающих отдаленные и труднодоступные местности, для них целесообразно рассмотреть вопрос о создании нового вида «одноуровневых» муниципальных образований – «муниципальных округов».
Использование модели городского округа с внутригородским делением, как модели управления «ядром» агломерации, дает возможность расширять такое «ядро» до границ естественной «муниципальной черты» путем включения поселений из «короны» агломерации в состав городского округа с внутригородским делением, преобразуя их во внутригородские районы. Таким образом сохраняется местное самоуправление на вновь приобретенных городских территориях и увеличиваются их бюджетные возможности, в том числе за счет того, что НДФЛ (собираемый у нас в стране по месту регистрации предприятия) в этом случае достается и вновь образованному внутригородскому району (бывшему прилегающему к городскому округу поселению, которое за счет трудовой миграции его жителей в рядом находящийся город НДФЛ было лишено).
На «круглом столе были рассмотрены и другие проблемные вопросы создания агломераций, их управления, финансирования, организации взаимодействия между «ядром» агломерации и ее «короной».
Участники «круглого стола» по итогам обсуждения приняли рекомендации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о законодательном закреплении понятия и правового статуса агломерации, о корректировке федерального законодательства по обсуждаемым вопросам.
Были также высказаны предложения Министерству экономического развития, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления крупных городов, объединениям муниципальных образований
По материалам рекомендаций «круглого стола» на тему «Вопросы организации и деятельности городских округов с внутригородским делением».

Городской округ с внутригородским делением

Городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.

Городской округ с внутригородским делением — это один из видов Муниципального образования, разновидность Городского округа.

Термин «Городской округ с внутригородским делением» определен в статье 2 «Основные термины и понятия » Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования».

«внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением».

Всего в России более 22 000 муниципальных образований, в том числе Городских округов около 600 (в том числе, городских округов с внутригородским делением — 3, в составе которых около 20 внутригородских районов).

Городские округа с внутригородским делением — Челябинск, Самара, Махачкала.

Примеры городских округов с внутригородским делением

Городской округ Челябинский (код ОКТМО 75 701 000).

Внутригородские районы городского округа Челябинский:

Калининский (код ОКТМО 75 701 310)

Курчатовский (код ОКТМО 75 701 315)

Ленинский (код ОКТМО 75 701 320)

Металлургический (код ОКТМО 75 701 330)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *