О материальной ответственности военнослужащих

Содержание

Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ
(ред. от 18.07.2017)
«О материальной ответственности военнослужащих»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Принят

Государственной Думой

22 июня 1999 года

Одобрен

Советом Федерации

25 июня 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. N 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

12 июля 1999 года

N 161-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 161-ФЗ О материальной ответственности военнослужащих

Решение Конституционного Суда РФ от 17.01.2017 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2016 года»

14. Постановлением от 8 ноября 2016 года N 22-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2016 N 22-П «По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина»

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Д.В. Батарагина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Приказ Министра обороны РФ от 03.12.2015 N 717 (ред. от 08.11.2018) «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»

52. В соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (статья 7) командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

Приказ Министра обороны РФ от 20.02.2014 N 133 (ред. от 30.12.2014) «Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета»

Статья 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 233, 238, 243, 244, 246, 248 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 81, 104.1 — 104.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 106, 118 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2014 N 1110 «О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 133»

Статья 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 233, 238, 243, 244, 246, 248 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 81, 104.1 — 104.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 106, 118 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Приказ Министра обороны РФ от 22.07.2000 N 400 (ред. от 15.06.2009) Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время

Список лиц, допущенных к несению службы дежурного по столовой на текущий месяц, утверждается командиром воинской части. Дежурный по столовой обязан принять по описи находящиеся в столовой оборудование, мебель, столово-кухонную посуду и инвентарь. В случае их недостачи или порчи проводится административное расследование, по результатам которого виновные лица привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3682). Назначать начальников столовых, инструкторов (поваров), инструкторов (коков) и начальников продовольственных складов в состав суточного наряда запрещается.

Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 N 996-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Клещенко Евгения Михайловича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 251 и частью первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» возмещение ущерба, причиненного военнослужащими, осуществляется по приказу командира (начальника) воинской части либо на основании судебного решения, принятого по иску командира (начальника) воинской части. При этом соответствующее судебное решение принимается в порядке искового производства, а заявление военнослужащего об оспаривании действий должностных лиц рассматривается судом в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Приказ Министра обороны РФ от 28.03.2008 N 139 (ред. от 20.09.2013) «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации»

3. В книге открываются три раздела: раздел I — для учета недостач, хищений, утрат, уничтожений, повреждений материальных ценностей, нематериальных активов и иного имущества, других противоправных действий (бездействия) с ними, раздел II — для учета штрафов, пени, неустоек и раздел III — для учета прочих видов причиненного ущерба: незаконного расходования или использования денежных средств и материальных ценностей, умышленных действий военнослужащих, повлекших затраты на лечение в военно-лечебных учреждениях (других учреждениях здравоохранения) военнослужащих, пострадавших в результате этих действий, а также других видов ущерба, предусмотренных Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Приказ Министра обороны РФ от 15.01.2015 N 10 «Об утверждении Инструкции о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах»

<*> Под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью (статья 2 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»).

Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2010 N 1617-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Минько Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 248 Трудового кодекса Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации ранее рассматривал вопрос о конституционности процедуры привлечения к материальной ответственности применительно к военнослужащим. В Постановлении от 10 апреля 2001 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», устанавливающее, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно в системной связи с иными положениями названного Федерального закона, а также Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Гражданского процессуального кодекса РСФСР, обеспечивающими механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего, не нарушает справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства и не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу.

При каких условиях наступает МО

Важно понимать, какие условия определяют требования к материальной ответственности и устанавливают порядок возмещения нанесенного вреда. Эти положения четко изложены в законе о материальной ответственности военнослужащих.

Как определить степень причиненного военнослужащими вреда

Сумма убытков устанавливается, в зависимости от стоимости поврежденной собственности, исходя из расценок, действующих в регионе расположения воинского подразделения. Если часть находится на территории другого государства, применяются цены данной страны. Расчет ведется, исходя из даты нанесения убытков.

При подсчете размера ущерба необходимо учитывать степень изношенности собственности в соответствии с действующими нормами на момент данного события. Но итоговая сумма не может быть меньше цены указанной собственности, сданной в утиль.

Если военный или гражданский специалист, служащий в армии, назначен на должность, не предусмотренную штатом подразделения и в нарушение законодательства, сумма убытков состоит в полученной материально-ответственным лицом заработной плате. Если же в такой ситуации лицу выплачивается больше, чем положено на месте, фактически им занимаемом, возмещению подлежит разница между указанными суммами материального довольствия.

Если лицо пострадало в результате агрессии со стороны другого военного, возмещаться должны расходы на лечение пострадавшего в медицинских учреждениях.

Величина заработка и надбавок к нему устанавливается на момент выхода распорядительного документа начальника воинского подразделения о взыскании ущерба или соответствующего судебного постановления.

Однако в некоторых случаях военный не подлежит привлечению к материальной ответственности. Это распространяется на ситуации, связанные со следующими обстоятельствами:

  • если действия военнослужащего осуществлялись в рамках прямого приказа вышестоящих руководителей;
  • в случае причинения вреда в результате форс-мажорных обстоятельств – наводнений, пожаров, горных обвалов, военных действий и других аналогичных происшествий;
  • если служебный риск был оправдан в разумных пределах.

В случае применения одного из перечисленных положений компенсация нанесения материального ущерба не подлежит удержанию с виновного.

Как проводится административное расследование при выявлении ущерба

Чтобы определить сумму понесенных убытков, установить, чем вызвано нанесение вреда, руководителем воинского подразделения должно инициироваться административное расследование данных обстоятельств. Законодательство предусматривает месячный срок с момента указанного события, в течение которого расследование необходимо завершить. Вышестоящее руководство имеет полномочия продления срока проведения следственных мероприятий на аналогичный период, но это – предельное время, выделенное на работу комиссии.

По итогам расследования необходимо достоверно установить следующие обстоятельства:

  • в чем выражается нанесение материального ущерба, как он оценивается в денежном выражении;
  • что привело к образованию данного убытка – действия или бездействие, вызвавшее порчу или расхищение собственности;
  • перечень государственных норм и правил, нарушенных виновным;
  • форму причинения вреда;
  • в какой степени виноват нарушитель;
  • исполнял ли военнослужащий должностные обязанности при выявлении факта ущерба;
  • что способствовало совершению правонарушения.

Проведение расследования не относится к обязательным условиям, если все обстоятельства причинения вреда, включая сумму убытков, определены постановлением судебной инстанции, ревизией, аудитом, следственными мероприятиями или дознанием. Одновременно назначается должностное лицо, ответственное за письменное оформление результатов расследования.

Порядок возмещения вреда военными

Если сумма, подлежащая возмещению, не превышает размеров заработной платы виновного, включая положенные надбавки, вопрос находится в сфере ответственности командира подразделения, своим приказом назначающего удержание убытков из средств, выделяемых на содержание военнослужащего.

В случае необходимости возмещения ущерба руководителем части, распорядительный документ издается вышестоящим должностным лицом по отношению к начальнику виновного.

Важно! Если размер убытков больше, чем назначенный виновному заработок вместе с надбавками, удержание назначается судебной инстанцией. Исковое заявление направляется руководителем подразделения, а если виновен командир – его вышестоящим начальником.

Дата выхода приказа должна быть не позднее истечения четырнадцати дней после официального установления обстоятельств нанесения ущерба проведенным расследованием или официальными документами судебной инстанции, либо других органов. В течение недели с распорядительным документом должен быть ознакомлен нарушитель (лично расписавшись в документе), и произведено возмещение вреда.

Для воинских частей, размещенных в других странах, расчет ведется в денежных единицах данного государства. Если это не представляется возможным, валюта пересчитывается в российский рубль, исходя из курса Центробанка РФ на дату выявления нанесения вреда.

Предусмотрена возможность обжалования изданного приказа вышестоящим руководством или в судебном порядке. Позитивный результат обжалования не отменяет необходимости удержания назначенной суммы убытков, но она впоследствии возвращается незаслуженно наказанному.

Вне зависимости от размера возмещенных убытков, виновный привлекается к различным видам ответственности, предусмотренных законодательством за пренебрежение должностными обязанностями, вызвавшими нанесение ущерба. Материальная ответственность не исключает положений, по которым военные привлекаются к другим видам воздействия в рамках уголовного, административного законодательства и прочих нормативов.

Необходимо учесть, что величина временного периода, в течение которого сохраняется срок давности применительно к материальной ответственности военнослужащих, составляет трехлетний период с момента нанесения вреда.

В случае окончания срока службы военного, возмещение ущерба исполняется в рамках судебного исполнительного производства.

Военному разрешается вернуть деньги за нанесенный вред в добровольном порядке.

Денежные удержания, назначенные судом, осуществляются согласно изданному судебной инстанцией исполнительному листу.

При наличии разницы между стоимостью ущерба и суммой, указанной в приказном документе начальника воинского подразделения или постановлении судебной инстанции, она включается в государственные бюджетные средства, выделенные властной структуре, которой подчиняется данное армейское формирование, по решению руководителя в сфере его полномочий.

Особенности привлечения военнослужащих к материальной ответственности

Процедура возмещения нанесенного вреда зависит от вида материальной ответственности военного.

Необходимость удержания суммы нанесенного вреда определяется следующими обстоятельствами:

  • государство получило реальные убытки в связи с порчей, расхищением собственности, неправомерными выплатами;
  • наличием доказательств, подтверждающих, что вред вызван неправомерными действиями или нарушением служебных обязанностей конкретного военнослужащего;
  • присутствием в действиях виновного признаков нарушения законодательных актов и других документов, регламентирующих его должностные функции; вина может совершаться умышленно или в связи с неосторожностью, должны присутствовать аргументированные доказательства, подтверждающие виновность лица;
  • ущерб нанесен во время исполнения служебного долга, что особенно важно для начальников подразделений.

Ниже – о порядке удержания ущерба, который производится в зависимости от степени материальной ответственности лица.

Назначение полной ответственности

Убытки подлежат возмещению в полном размере в следующих ситуациях:

  • при повреждении подотчетной собственности, полученной для транспортировки, использования, раздачи и прочих надобностей;
  • в случае преступления или преступного бездействия, квалифицированного решением судебной инстанции;
  • если собственность похищена, уничтожена, повреждена, испорчена, незаконно израсходована, вне зависимости от наличия преступных признаков, соответствующих нормам уголовного законодательства;
  • при умышленном нанесении физического вреда другим лицам, повлекшим лечение в медицинских учреждениях;
  • если неправомерные действия осуществлялись в нетрезвом виде.

Обратите внимание! Применение полной материальной ответственности предусмотрено в четко оговоренных законом случаях.

Стоимость поврежденной техники или другой военной собственности определяется соответствующими службами, имеющими полномочия по оценке данного имущества.

Случаи ограниченной ответственности

Но полная материальная ответственность назначается далеко не всегда. В некоторых ситуациях допускается назначение ограниченной ответственности. Это предусмотрено для следующих случаев:

  • для контрактников, участников армейских сборов или работающих в армии гражданских специалистов, при нанесении вреда предусмотрена возможность удержания в размере не более одного заработка с надбавками; для призывников – не более двух; но это не относится к случаям, описываемым отдельно настоящим законом или другими нормативами;
  • контрактникам, при нанесенном вреде, повлекшем уплату штрафных санкций за превышенное время простоя средств перевозки грузов, необоснованное указание завышенных показателей при выполнении работ, ошибки при формировании платежных поручений, удерживаемая сумма ограничивается двумя заработками, включая предусмотренные надбавки;
  • в случае нарушения руководителями подразделений должностных обязанностей в сфере хозяйственной деятельности, недобросовестности, повлекшей расхищение или повреждение имущества, чрезмерно выплаченные размеры материального содержания, наказываются удержанием месячного оклада;
  • три оклада с надбавками по выслуге взыскиваются с руководителей частей, допустивших неправомерный перевод или назначение подчиненного персонала на должность с выплатой средств в сумме, превышающей предусмотренную штатным распорядком.

В перечисленных ситуациях нанесенный вред компенсируется не в полном размере, а в границах указанного количества заработков, в зависимости от характера правонарушения.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым — фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

«Материальная ответственность военнослужащих и гражданского персонала (комментарий к Федеральному закону «О материальной ответственности военнослужащих»)» (постатейный) (Ивашин А.А., Цуканов О.В.) («За права военнослужащих», 2003)

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
«О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
РАЗЪЯСНЕНИЯ, ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
А.А. ИВАШИН, О.В. ЦУКАНОВ
———————————
Не приводится.
Не приводятся.
Ивашин Андрей Альбертович, подполковник юстиции, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук — ст. ст. 1 — 7, 11 — 14, алфавитно-предметный указатель, ст. ст. 8 — 10 (в соавторстве).
Цуканов Олег Валерьевич, майор юстиции, судья Московского гарнизонного военного суда — ст. ст. 8 — 10 (в соавторстве).
12 июля 1999 года N 161-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Предметом комментируемого Закона являются, как следует из ст. 1, общественные отношения, складывающиеся по поводу возмещения военнослужащими ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу воинской части. Правовые нормы, регулирующие данный круг общественных отношений, составляют в своей совокупности юридический институт материальной ответственности военнослужащих.
В юридической науке и практике материальная ответственность военнослужащих рассматривается как часть общего понятия — юридической ответственности, которая, в свою очередь, определяется как обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера. В данном смысле юридическая ответственность, с одной стороны, выступает как средство наказания виновного, а с другой — несет воспитательную нагрузку, стимулируя его дальнейшее правомерное поведение.
В указанном значении понятие юридической ответственности также называют «негативной» юридической ответственностью. Кроме того, различают юридическую ответственность в «позитивном» смысле, т.е. ответственность за правильное выполнение участниками правоотношений своих обязанностей. Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» регулирует материальную ответственность прежде всего в ее «негативном» значении, оставляя регламентацию позитивного, правомерного поведения военнослужащих другим законодательным и подзаконным нормативным актам. Однако с учетом диалектического единства данных категорий в настоящем Комментарии будут рассмотрены оба аспекта материальной ответственности.
Помимо названного вида юридической ответственности, различаются также уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность, а также материальная ответственность по трудовому праву. Их объединяют общие черты, присущие понятию юридической ответственности: во-первых, юридическая ответственность всегда является формой принудительного воздействия со стороны государства на нарушителей норм права; во-вторых, она применяется только к лицам, совершившим правонарушение; в-третьих, право привлечения правонарушителей к юридической ответственности имеют только уполномоченные государственные органы; в-четвертых, в практическом отношении юридическая ответственность выражается в применении к правонарушителю предусмотренных законом санкций, называемых также мерами юридической ответственности.
Материальная ответственность военнослужащих также имеет ряд особенностей, которые и выделяют ее в самостоятельный вид юридической (правовой) ответственности. В первую очередь одной из таких специфических черт является возместительный характер материальной ответственности. Будучи основной целью материальной ответственности, возмещение материального ущерба, с одной стороны, отграничивает ее от ответственности уголовной, административной и дисциплинарной, а с другой — сближает ее с гражданско-правовой ответственностью. Однако гражданско-правовая ответственность и материальная ответственность не тождественны. Так, гражданско-правовая имущественная ответственность возникает вследствие причинения имущественного ущерба гражданами друг другу, а также организациям при условии, что вред был нанесен не при исполнении и не в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей. Материальная же ответственность военнослужащих наступает за имущественный вред, причиненный именно при исполнении ими обязанностей военной службы.
Помимо этого, гражданско-правовая ответственность направлена на полное возмещение причиненного вреда. Предусмотренные здесь случаи отступления от этого правила не связаны с условиями причинения ущерба, со степенью вины в нанесении вреда имуществу. При этом в понятие полного возмещения вреда включается также упущенная выгода. Материальная ответственность предусматривает в случаях причинения вреда по неосторожности ограниченный размер такого возмещения. При полной материальной ответственности предусматривается возмещение только реального ущерба, упущенная выгода (неполученные доходы) при возмещении не учитываются. Закон о материальной ответственности также предусматривает ее применение в служебном порядке, в то время как для ответственности гражданско-правовой предусмотрен только судебный порядок наступления.
Необходимо отметить, что уголовная, административная и дисциплинарная ответственность также предусматривает наказания имущественного характера (например, штраф, конфискация имущества и т.п.). Однако для определения размера таких наказаний размер причиненного ущерба учитывается далеко не всегда, и данное обстоятельство не является первостепенным. Кроме того, привлечение к материальной ответственности не устраняет возможности привлечения виновного к другим видам юридической ответственности, если в его действиях, повлекших причинение материального ущерба, имеются признаки дисциплинарного, административного или уголовного правонарушения.
Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная комментируемым Законом возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы в установленных размерах.
2. Материальная ответственность в позитивном ее смысле направлена на формирование у военнослужащих бережного отношения к военному имуществу. Данный аспект их социально значимого поведения закреплен в качестве юридической обязанности в целом ряде нормативных правовых актов. В ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» среди общих обязанностей военнослужащих предусмотрена обязанность беречь военное имущество. Данная обязанность предусмотрена также в УВС ВС РФ как неотъемлемая часть большинства должностных обязанностей военнослужащих. Так, на солдат (матросов) возлагается, в частности, обязанность иметь всегда справное, вычищенное, готовое к бою оружие и военную технику; бережно носить одежду и обувь, своевременно и аккуратно их чинить, ежедневно чистить и хранить, где указано (ст. 155 УВС ВС РФ). На командиров (начальников) в соответствии с их компетенцией и полномочиями, помимо обязанностей, присущих всем военнослужащим, возлагается:
— организация и осуществление контроля за техническим состоянием и эксплуатацией вооружения и военной техники, правильным использованием другого военного имущества, проведение мероприятий по предупреждению происшествий и аварий;
— организация учета и хранения имущества воинской части (подразделения), предотвращение утрат, недостач, порчи и хищения военного имущества, привлечение виновных к ответственности;
— обеспечение экономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств, соблюдение штатной и финансовой дисциплины (ст. 79 УВС ВС РФ).
3. Область действия комментируемого Закона распространяется только на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Иные граждане, при прочих равных условиях причинения ими ущерба имуществу воинских частей, привлекаются к материальной (в соответствии с ТК РФ) или гражданско-правовой ответственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Военная служба организовывается в соответствии с данным Законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие разделяются на следующие категории:
— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Для определения принадлежности гражданину статуса военнослужащего и, следовательно, возможности привлечения его к материальной ответственности по правилам, предусмотренным комментируемым Законом, весьма важным является установление моментов начала и прекращения (приостановления) военной службы.
В соответствии с п. п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» днем начала военной службы считается:
— день убытия гражданина из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы — для граждан, призванных на военную службу, не пребывающих в запасе;
— день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, — для граждан, призванных на военную службу, из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера;
— день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений, — для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера;
— день вступления в силу контракта о прохождении военной службы — для граждан, поступивших на военную службу по контракту;
— дата зачисления в указанные образовательные учреждения — для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования.
В соответствии с п. 11 ст. 38 вышеназванного Закона окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. По общему правилу военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. Вместе с тем Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает случаи, когда военнослужащий не может быть исключен из списков части: если он находится на стационарном лечении, в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; участвует в походах кораблей; находится под следствием, а также в иных случаях, установленных этим Законом и Положением о порядке прохождения военной службы. Перечень таких случаев носит исчерпывающий характер и расширению по усмотрению командиров (начальников) не подлежит.
5. На граждан не может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный ими имуществу воинской части (в соответствии с нормами комментируемого Закона) в период приостановления военной службы. Приостановление военной службы — особый правовой режим, распространяющийся на военнослужащих, избранных депутатами законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе. Сущность приостановления военной службы состоит в прекращении контракта о прохождения военной службы военнослужащих на весь срок их полномочий в указанных органах. Срок приостановления военной службы засчитывается в выслугу лет военнослужащего.
6. Согласно ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Порядок прохождения гражданами военных сборов регулируется ст. ст. 54 — 57 названного Закона, а также Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 (с изменениями и дополнениями от 26 февраля 1999 г.).
Во время прохождения военных сборов на указанных граждан в некоторых случаях распространяется статус военнослужащих, в частности материальная ответственность за ущерб, причиненный имуществу воинской части во время прохождения этих сборов. Началом военных сборов считается день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части. Окончанием военных сборов считается окончание их срока.
7. Комментируемая статья в качестве необходимого условия для наступления материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, предусматривает не только их состояние на военной службе (военных сборах), но одновременно исполнение обязанностей военной службы в момент причинения материального ущерба.
На практике принято считать, что военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту, находятся при исполнении служебных обязанностей в период их служебного времени, предусмотренного распорядком дня или регламентом, устанавливаемыми в каждой воинской части ее командиром. Исполнением служебных обязанностей, кроме того, признается фактическое выполнение военнослужащими должностных, специальных

Комментарий к ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Закон о материальной ответственности военнослужащих был принят 22 июня 1999 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

Действие закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

В данном законе предусматривается два вида материальной ответственности военнослужащих — ограниченная или полная.

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих.

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Комментарий к статье 4

Данной статьей устанавливаются основания для привлечения военнослужащих к ограниченной материальной ответственности. Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие, отвечают в размере такого ущерба, но не более заранее установленных Законом ограничений. Основой для определения пределов материальной ответственности военнослужащих, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет. П. 1 данной статьи устанавливает общее правило, по которому за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы по неосторожности, военнослужащие, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предел возмещения ограничен двумя окладами месячного денежного содержания. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, оклад месячного денежного содержания которого с учетом месячной надбавки за выслугу лет составляет, например, 5000 руб., причинил ущерб в сумме 2000 руб. Он обязан возместить этот ущерб полностью, так как сумма ущерба не превышает установленного предела. Однако если тот же военнослужащий причинил ущерб в сумме 7000 руб., то в соответствии данным законом он возмещает лишь часть суммы ущерба, равную одному окладу его месячного денежного содержания и одной месячной надбавке за выслугу лет, т.е. 5000 руб. В п. 1 не предусмотрены конкретные случаи причинения ущерба, за которые она устанавливает материальную ответственность военнослужащих в наименьших пределах. Как свидетельствует практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба являются: 1) Порча или уничтожение по небрежности имущества воинской части, кроме имущества, переданного военнослужащему под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. К имуществу относятся, например, здания, сооружения, вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и пр. 2) Излишние выплаты, произведенные воинской частью для восстановления первоначального состояния поврежденного имущества.

В п. 2 предусматривается одно из исключений из общего правила определения размера взыскания при привлечении военнослужащего к ограниченной материальной ответственности. Военнослужащие, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. К материальной ответственности могут быть привлечены только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Помимо этого, необходимым условием привлечения к ответственности является возложение на них должностных или специальных обязанностей по организации своевременной отгрузки (выгрузки) железнодорожных или морских контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, по надлежащему учету объемов выполненных работ либо обеспечению своевременности внесения соответствующих обязательных платежей. Имеется в виду только неосторожная форма вины.

В п. 3 устанавливается материальная ответственность для командиров (начальников) воинских частей и подразделений (служб). Для применения Закона необходимо установить, являлось ли это лицо в данном случае командиром (начальником), в полномочия которого входит отдача приказов (распоряжений) относительно установления и изменения порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества либо принятие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат и (или) принятие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба. Излишние денежные выплаты могут возникнуть у воинской части, например, в результате нарушения финансовой дисциплины, ненадлежащего исполнения обязательств по хозяйственным договорам, несоблюдения правил охраны труда и техники безопасности и пр. Если неправильная постановка учета, хранения или использования имущества, непринятие необходимых мер по предотвращению ущерба не повлекли за собой причинения реального ущерба, то материальная ответственность военнослужащего не наступает. Если командир (начальник) допустил несколько случаев причинения вреда либо по одному из них, командир воинской части или суд вправе взыскать в возмещение причиненного ущерба за каждый такой случай.

В п. 4 содержится еще одно исключение из общего правила. Согласно п. 4 данной статьи ответственность в указанном размере несут только командиры (начальники) воинских частей за ущерб, причиненный воинской части в связи с: а) незаконным увольнением военнослужащего; б) незаконным переводом гражданского лица; в) незаконным назначением на должность, не предусмотренную штатом либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности. Положения п. 4 так же направлены на борьбу с незаконными увольнениями и переводами военнослужащих и лиц гражданского персонала, случаями задержки исполнения решения суда, а также служат гарантией реального осуществления гражданами их прав.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Комментарий к статье 5

В случаях, описанных в ст.5, военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом.

Норма абзаца 2 статьи особо защищает имущественные интересы воинских частей в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Во-первых, очевидно, что речь в данном случае идет о вручении военнослужащему конкретного имущества воинской части, так сказать, в натуральном виде. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов. Во-вторых, определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (т.е. оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.). В-третьих, при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности.

Например, при повреждении по неосторожности имущества воинской части военнослужащим, за которым данное имущество не закреплено, он подлежит привлечению к материальной ответственности в ограниченном размере. Если те же действия совершил военнослужащий, в отношении которого соблюдены упомянутые формальности, на него распространяется полная материальная ответственность.

С абзацем третьим военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Признаками как, во-первых, общественная опасность этого деяния; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние. Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по абзацу третьему, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью, в связи с изменением обстановки и др. Не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), возложенных на него обязанностей. Подразумевается, что преступление, совершенное военнослужащим (различные виды хищения (кража, присвоение или растрата и пр.), уничтожение или повреждение военного имущества умышленно или по неосторожности, утрата военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил пожарной безопасности, правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и т.д.), должно повлечь за собой реальный ущерб воинской части. Полная материальная ответственность по предусмотренному основанию не может быть возложена на военнослужащего, если его действие (бездействие), хотя и содержит признаки преступления, но в силу малозначительности не представляется общественно опасным и поэтому таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Согласно норме, сформулированной в абзаце четвертом ст. 5, военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др. При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признано не общественно опасным, а, следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу данной статьи. Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество — оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями причинен значительный ущерб либо ущерб причинен общественно опасным способом (поджогом, взрывом и т.п.). В остальных случаях умышленное уничтожение или повреждение военного имущества преступлением не является, они возмещают причиненный ущерб.

Абзацем пятым данной статьи предусматривается полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный их умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий. В данном случае военнослужащий своими действиями непосредственно не причиняет имущественный ущерб воинской части — они направлены на причинение вреда здоровью другому военнослужащему, нарушая тем самым личные права последнего. Однако бесплатное лечение военнослужащих является обязанностью федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях, а в случае необходимости — в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. В последнем случае расходы на оказание медицинской помощи названным учреждениям возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащие проходят военную службу. Поэтому действия, причинившие вред здоровью военнослужащего, хотя и опосредованно, однако неизбежно влекут за собой дополнительные расходы указанного органа.

Абзацем шестым статьи предусмотрена полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный ими в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения, в которое они привели себя добровольно.

Военнослужащий, находившийся в состоянии опьянения, несет полную материальную ответственность за причиненный по его вине воинской части любой реальный ущерб. Так же ответственность такого военнослужащего наступает и за ущерб воинской части, возмещающей вред, нанесенный военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы другим юридическим или физическим лицам.

Добровольность приведения военнослужащим себя в состояние опьянения является необходимым условием. Она означает, что военнослужащий сознает возможность опьянения и желает его наступления. В случае если опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц, комментируемая норма не применяется. Состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения военнослужащего должно быть доказано командованием воинской части. Доказательством такого состояния военнослужащего перед судом могут быть любые данные, свидетельствующие о наличии указанного факта. В случае если военнослужащий оспаривает факт своего опьянения, он должен быть направлен на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование является наиболее объективным доказательством алкогольного, наркотического или токсического опьянения военнослужащего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *