Образец приказа о создании комиссии по сокращению

Работа комиссии по сокращению персонала предваряет процедуру самого сокращения и позволяет провести ее без нарушения законодательства. О задачах комиссии по сокращению персонала и оформлении приказа на ее создание — в нашем материале.

Каким бывает сокращение персонала

Сокращение персонала имеет 2 варианта, приводящие к тому, что в штатном расписании применительно ко всем или к отдельным подразделениям:

  • исключается штатная единица (должность), и это требует сокращения всех сотрудников, имеющих такую должность;
  • штатная единица (должность) сохраняется, но с уменьшением числа сотрудников по этой должности.

В первом случае сокращается штат, во втором — численность. При этом для обоих вариантов возможно сокращение не реальных людей, а имеющихся вакансий. И при обоих вариантах в числе лиц, подлежащих сокращению, могут оказаться те, увольнение которых по инициативе работодателя законодательно запрещено (ст. 261 ТК РФ):

  • беременные;
  • женщины, у которых есть ребенок до 3 лет;
  • лица, в одиночку воспитывающие ребенка не старше 14 лет (18 лет, если ребенок инвалид);
  • единственные кормильцы ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка до 3 лет в многодетной семье, где имеется 3 и больше малолетних детей.

Когда сокращается штат или вакансии, перед работодателем не возникает проблемы выбора между сотрудниками. Но при сокращении числа сотрудников, занимающих одну и ту же должность, выбор необходимо сделать.

Основным ориентиром при выборе должны быть более высокие производительность труда и квалификация работника (ст. 179 ТК РФ), однако существуют основания, дающие работнику преимущество перед другими сотрудниками с такими же производительностью и квалификацией:

  • наличие в его семье не менее 2 иждивенцев, находящихся у него на полном и постоянном обеспечении;
  • отсутствие в его семье других работающих;
  • увечье или профессиональное заболевание, полученное во время работы по месту, где проводится сокращение;
  • наличие инвалидности, приобретенной при участии в боевых действиях по защите СССР или РФ;
  • повышение квалификации по направлению работодателя без отрыва от работы.

Каждый вариант сокращения (если он не сводится к сокращению вакансий) требует анализа не только профессиональной, но и личной информации по каждому работнику, которого коснется сокращение.

Задачи комиссии по сокращению численности

Для проведения такого анализа создается комиссия по сокращению персонала. Если речь идет о сокращении штатов, ей предстоит:

  • выявить тех сотрудников, сокращать которых нельзя;
  • проанализировать возможные варианты работы в иной должности или в ином подразделении для лиц, не подлежащих сокращению.

Более объемной станет работа комиссии при варианте сокращения численности. Здесь придется не только установить тех сотрудников, сокращение которых запрещено, но также:

  • разделить сотрудников, занимающих одну и ту же должность, по квалификации;
  • выявить наличие оснований для предпочтений среди них;
  • разработать приемлемые для работников и работодателя схемы перемещений с должности на должность или между подразделениями, если в них возникнет необходимость.

Таким образом, комиссия должна проделать ту работу, которая позволит работодателю:

  • считать, что при сокращении выполнены все требования законодательства, относящиеся к вопросам отбора персонала, оставляемого на работе;
  • рассмотреть все возможные варианты оптимизации распределения работников между должностями и подразделениями и сделать наиболее подходящий выбор из них.

Итогом работы комиссии должен стать аналитический материал, отражающий все необходимые сведения по каждому из работников, позволяющий сделать выводы из них и предлагающий варианты решения судьбы работника в связи с проводимым сокращением. На основании этого материала руководителем работодателя будут приниматься кадровые решения по сокращению.

Если у вас остались вопросы по сокращению персонала, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Приказ о создании комиссии по сокращению штата

Создание комиссии по сокращению законодательно не регламентировано и обязательным не является. Однако значимость вопросов, которые ей предстоит рассмотреть, делает наличие этой комиссии предпочтительным.

В состав комиссии логично включить:

  • представителя администрации работодателя;
  • руководителей подразделений, в которых планируется сокращение;
  • работника кадровой службы;
  • юриста.

Оформление приказа о создании комиссии будет подчиняться стандартным правилам, применяемым работодателем для организационно-распорядительных документов. Особым станет только его основной раздел. В нем нужно отразить:

  • причину создания комиссии;
  • ее состав с указанием председателя;
  • конкретные вопросы, которые предстоит рассмотреть;
  • сроки работы комиссии;
  • виды итоговых аналитических материалов.

Образец приказа о создании комиссии по сокращению штатовСкачать

Подводим итоги

  • Сокращение персонала — процедура, которая может проводиться по одному из 2 вариантов: сокращение штата или сокращение числа штатных единиц. Для обоих вариантов имеет значение наличие среди работников лиц, не подлежащих сокращению. Для сокращения числа штатных единиц важно также соблюдение правил выбора из работников тех, кто останется на работе.
  • Чтобы все требования законодательства при сокращении были выполнены, проводится работа, предваряющая процедуру сокращения. Осуществляет ее специально создаваемая комиссия. Ей предстоит рассмотреть все (профессиональные и личные) факторы, характеризующие каждого из работников, которых коснется сокращение, и предложить оптимальные варианты изменений, возможных в составе и количестве персонала.
  • Создание комиссии по сокращению законодательно не регламентировано и обязательным не является. Поэтому и состав комиссии, и ее задачи, и сроки работы, и вид итоговых материалов работодатель, решивший создать такую комиссию, определяет в приказе. Особой формы у такого приказа нет.

25 декабря 2018 Увольнение

Сокращение штата трудящихся граждан представляет собой процедуру, при которой работодатель расторгает деловые отношение с некоторыми работниками.

В большинстве случае увольнению подлежат специалисты, которые имеют недостаточный уровень квалификации или профессиональной подготовки.

Сокращение – мероприятие, требующего соблюдения определенных общеустановленных норм.

В обязательном порядке работодатель должен придерживаться конкретной тактики действий, в частности оформлять сопутствующую документацию.

Нужно ли создавать, если сокращается численность или штат работников?

Если работодатель планирует сократить численность или штат трудящихся на предприятии специалистов, ему необходимо позаботиться о создании специальной комиссии.

При этом следует учитывать, что руководитель также может не выступать с инициативой создания комиссии.

В трудовой нормативной документации РФ нет четких правил, согласно которым создание комиссии – обязательная процедура, необходимая для проведения при сокращении.

Работодатель имеет полное право выбрать, каким образом ему сделать выбор по поводу того, какого сотрудника сократить.

Он может сделать выбор самостоятельно. В таком случае важно проверить законность совершенных действий.

При необходимости он может создать комиссию, члены которой помогут ему принять грамотное решение.

Состав

Информации о составе комиссии указанного характера нет в трудовой документации РФ.

Работодатель самостоятельно подготавливает список специалистов, которые должны будут принять участие в данном процедуре.

В идеале в состав комиссии должны входить следующие трудящиеся в данной компании граждане:

  • руководитель фирмы или лицо, представляющее его интересы. Выступает в роли председателя комиссии;
  • начальники структурных подразделений, в которых планируется сократить численность или штат работников. Они более адекватно и справедливо оценивают профессиональные качества каждого сотрудника;
  • кадровики. В данном случае они назначаются ответственными за предоставление необходимой документации о сотрудниках, кандидатуры которых могут попасть под сокращение;
  • юристы. Их присутствие необходимо для предоставления (в случае необходимости) профессиональной консультации по юридическим вопросам. К примеру, в определении законности увольнения сотрудника, попавшего под сокращение.

Как оформить приказ о создании?

Если руководителем все же было принято решение о создании комиссии, членами которой будет определён список специалистов, попадающих под сокращение, первое, что он делает – издает соответствующий приказ. Именно он выступает основанием для создания данной комиссии.

Приказ о создании оформляется в свободной форме.

Унифицированного бланка для ее заполнения не существует, поэтому каждый работодатель может разработать наиболее подходящий вариант бумаги сам.

В приказе следует отражать информацию следующего характера.

  • Шапка.

В ней необходимо указать полное наименование учреждения, его реквизиты. Здесь же пишется порядковый номер, присвоенный приказу, дата издания документа. Ставится ссылка на законодательный акт, регламентирующий тему сокращения.

  • Цель создания комиссии.

Примерная формулировка данного пункта может выглядеть следующим образом: «Сокращение штата или численности сотрудников».

  • Основная текстовая часть.

Включает в себя список членов комиссии. Указывается должность каждого сотрудника, а также тот момент, кто из специалистов назначается председателем, кто секретарем и т.д.

  • Цели создания комиссии.

Здесь отражаются полномочия членов комиссии и действия, которые они должны выполнить. К примеру, провести заседание, составить и направить соответствующее уведомление в центр занятости и т.п.

  • Лицо, ответственное за исполнение приказа. Чаще всего таковым является руководитель предприятия.
  • Подписи ответственных лиц – членов комиссии и директора фирмы.
  • Печать организации.

Скачать образец

Скачать пример приказа о создании комиссии по сокращению численности или штата – word.

Так выглядит образец:

Обязанности членов

Главной целью работы членов комиссии по сокращению штатов трудящихся является грамотная оценка производительности работников.

Каждый специалист рассматривается индивидуально.

В общих чертах можно сказать, что члены комиссии обязаны:

  • всесторонне рассмотреть каждую кандидатуру, выдвинутую на сокращение;
  • изучить мнение руководителей структурных подразделений;
  • выявить сотрудников, сокращение которых запрещено. К примеру, беременных женщин, инвалидов, единственных кормильцев семьи и др.;
  • учесть личные качества каждого сотрудника, его профессиональную подготовку, уровень квалификации, соответствие знаний и навыков занимаемой должности;
  • выявление наличия/отсутствия реальной необходимости увольнения;
  • оформление сопутствующей документации – письменного решения с целью издания приказа о сокращении.

Работники, имеющие преимущества, то есть, сокращение которых недопустимо, должны предоставить документацию, ее подтверждающую.

Такая необходимость регламентирована 81 статьей ТК РФ.

Оформление протокола

Заключительным этапом работы комиссии, указанной ранее, является оформление письменного отчета — протокола. Он оформляется в свободной форме.

Правила его заполнения могут быть указаны в нормативной локальной документации организации.

В протоколе необходимо отразить следующие данные:

  • наименование бумаги;
  • подробности проведенной процедуры – место, время и точная дата заседания, на котором было принято итоговое решение;
  • состав комиссии – инициалы и должности ее членов;
  • перечень вопросов, рассмотренных на заседании;
  • принятое в итоге решение;
  • подписи ответственных лиц.

Для наглядности и более легкого восприятия данных о рассматриваемых сотрудниках, в протоколе часто создают таблицы.

В нее вносят информацию о каждом рассматриваемом специалисте – профессиональные навыки, которыми он владеет, умения и т.д.

В учет берутся дисциплинарные взыскания, если таковые имеется. Опыт работы трудящихся, профессиональные достижения и другие характеристики, с помощью которых можно оценить их производительность.

Выводы

Сокращение штатов – процедура, которая должна быть произведена в соответствии со всеми касающейся данной темы правилами. Для определения списка сотрудников, трудовые отношения с которыми будут расторгнуты, работодатель может создать специальную комиссию.

Отсутствие таковой – не является нарушением. Руководитель вправе самостоятельно принять соответствующее решение.

В состав комиссии должен входить представитель работодателя, сотрудник отдела кадров, юрист, кадровик и начальники структурных подразделений. При необходимости состав может быть скорректирован.

Главная цель создания комиссии – проведение грамотной оценки профессиональной пригодности трудящихся.

Отдельно оцениваются качества каждого сотрудника, и только после этого принимается решение, которое в последующем вносится в специальный протокол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *