Обязанность по уплате

⇐ Предыдущая1234

Важной категорией налогового права является налоговая обяза! Исполнение налогоплательщиком своей обязанности носит первостепенный характер по сравнению с другими имущественными обязанностями и представляет собой уплату налога или сбора.

Налоговая обязанность устанавливается отдельно по каждому налогу. Мера поведения обязанного лица по уплате налогов определена с момента выявления размера обязательств до реального внесения платежа в бюджет или внебюджетный фонд.

Исполнение налоговой обязанности рассматривается в контексте налогового производства. Налоговое производство — это отдельная подсистема налогового права, представляющая собой установленную законодательством совокупность способов, средств, технических приемов, методов и методик, с помощью которых налогоплательщик исполняет свою обязанность и которые определяют порядок исполнения юридических обязательств субъектов налоговых отношений.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов определены ст. 38-79 НК РФ.

Следовательно, налоговое производство рассматривается в первую очередь как налогово-правовое определение. Однако данное понятие можно воспринимать и как категорию административно-правового регулирования налогового правоотношения. Поэтому предметом изучения налогового производства являются не только элементы налога (объект, льготы и т. д.), но и полномочия налоговых администраций определять объект, предоставлять льготы и т. д.

В целом налоговое производство делится на две крупные стадии: исчисление налогов и уплата налогов, а также включает информационное обеспечение и документирование исполнения налогового обязательства. Основу этих обеспечивающих подсистем составляют бухгалтерский и налоговый учет в подсистеме исчисления налога.

Порядок исчисления налога

Первой стадией налогового производства является исчисление налога — совокупность действий но определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд.

Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налоговые органы или налоговых агентов. В зависимости от этого различают налоги окладные, исчисляемые налоговым органом, и налоги неокладные, исчисляемые прочими субъектами.

«Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот» (ст. 52 НК РФ).

На стадии исчисления налога необходимо учитывать следующие моменты.

1. Необходимо дифференцировать понятия объект и предмет налогообложения, так как они квалифицируются с юридической точки зрения по-разному. Нечёткость формулировок приводит к неправильному толкованию норм налогового законодательства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. При определении объекта налогообложения как юридического факта следует определить правила его ограничения:

» по субъекту (объект по НДС может возникнуть как у организаций, так и у предпринимателей, однако при определенных условиях они не являются плательщиками данного налога);

  • по территории (например, налогом на добычу полезных ископаемых облагаются полезные ископаемые, добытые из недр как на территории РФ, так и за ее пределами, но если эта территория находится под юрисдикцией РФ, арендована у иностранных государств или используется на основании международного договора);
  • по конструкции, когда родственные показатели разделяются на два налога либо один показатель выводится из-под налогообложения.

Исчисление налога осуществляется путем оценки предмета налога. Для этого выбирают масштаб налога и единицу налога.

3. Необходимо правильно определить налоговую базу. Общие вопросы исчисления налоговой базы и налоговой ставки регулируются ст. 52-53 НК РФ.

Правильное определение момента возникновения налогового обязательства обусловлено использованием кассового или накопительного метода формирования налоговой базы. Основной способ формирования размера налогооблагаемой базы — прямой. В соответствии с ним определяются документально подтвержденные показатели налогоплательщика. Однако в России используются также косвенный способ и презумптивный.

4. Следует учитывать, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом, налоговые ставки по региональным налогам — законами субъектов РФ в пределах, установленных НК РФ. Кроме того, есть твердые и процентные ставки; общие, повышенные и пониженные ставки.

5. Определение понятия налоговые льготы, а также порядок их применения к федеральным, региональным и местным налогам и сборам являются предметом ст. 56 НК РФ. Принципиальное положение этой статьи — закрепление за законодательными органами власти и представительными органами местного самоуправления исключительного права в части установления льгот. Ни исполнительные, ни судебные ветви власти таким правом не обладают.

Важное значение для исчисления налогов имеет определение характера налоговых льгот. Чтобы получить льготу, налогоплательщик должен обосновать свое право на нее. При отсутствии всех необходимых документов льготы не предоставляются. Запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер.

Следует иметь в виду, что льготы предоставляются в различных формах: изъятия, скидки, освобождения. Как правило, полноценное использование льгот снижает налоговое бремя субъекта.

6. Расчет суммы налога связан с определением налогового периода. При этом даже факт переплаты налога в последующие налогооблагаемые периоды не снимает ответственности налогоплательщика за те периоды, в которых допущены нарушения.

7. Исчисление налога может проводиться: 1) по кумулятивной или некумулятивной системе; 2) глобальной или шедулярной системе.

8. Исчисленная сумма налогового обязательства фиксируется в налоговой документации, за непредставление или несвоевременное представление которой в налоговый орган предусмотрены штрафные санкции.

Порядок уплаты налога

Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полном объеме и в установленный срок. Уплата налога — совокупность действий налогоплательщика или иного субъекта по фактическому внесению суммы налога в бюджет или внебюджетный фонд. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается ст. 58 Н К РФ применительно к каждому налогу. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Не допускается уплата налога третьими лицами. Только в отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, возможно исполнение обязанности налогоплательщика другими лицами (например, налоговым агентом, законным или уполномоченным представителем, поручителем).

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном российским законодательством о налогах и сборах. Так, например, установлены авансовые платежи в отношении уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога. На обязанное лицо возлагается представление в налоговый орган налоговой декларации и других необходимых документов. Налоги уплачиваются в рублях в наличной или безналичной форме.

Источник налога — резерв, за счет которого налогоплательщик уплачивает налог. С экономических позиций в этом качестве выступает доход или капитал. Каждый налог имеет свой источник: для НДС — добавленная стоимость; для земельного налога — себестоимость; для налога на имущество организаций — финансовый результат; для налога на прибыль организаций — соответственно налогооблагаемая прибыль; для налога на доходы физических лиц — доход.

Источник выплаты — лицо, фактически выплачивающее сумму налогового платежа другому лицу за счет средств налогоплательщика (пример — налоговый агент).

Сроки уплаты установлены применительно к каждому налогу и зависят от того, относятся эти платежи к срочным или к периодично-календарным. Налогоплательщик может заплатить налог после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного законом срока уплаты, т. е. досрочно.

Со срочностью уплаты налоговых платежей тесно связано понятие недоимки — суммы налога, не внесенного в бюджет по истечении установленных сроков уплаты. В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налогов и сборов. При уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Если налогоплательщик полностью проигнорировал свою налоговую обязанность, то налоговые органы производят взыскание налога за счет его денежных средств, находящихся на счетах в банке, а также за счет принадлежащего ему имущества. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке1, а с физических лиц — в судебном порядке.

  1. Исключение составляют случаи, когда обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации: 1) сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; 2) статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Обязанность налогоплательщика уплатить налог прекращается, как правило, в момент его уплаты. В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной в следующих случаях:

  • с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика;
  • с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу местного самоуправления либо организацию связи;
  • с момента внесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов в счет предстоящего платежа по налогу;
  • с момента удержания налога налоговым агентом.

Существуют три способа выполнения налогового обязательства: уплата налога в бюджет или внебюджетный фонд, взаимозачеты с бюджетом и налоговый зачет.

Статьями 73-77 НК РФ предусмотрены способы обеспечения исполнения налоговых обязательств. Эти способы носят имущественный характер и обусловливают:

  • изменение срока уплаты налога (залог имущества и поручительство);
  • вид обеспечения исполнения обязанности в установленный законом срок (пени);
  • способ обеспечения исполнения решения налоговых органов о взыскании налога или сбора (приостановление операций по счетам в банке и арест имущества).

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм по налоговым платежам возможны лишь после исполнения налогоплательщиком своего налогового обязательства. Переплата налогов, сборов, пени может произойти в случаях неиспользования авансовых платежей, ошибки налогоплательщика в расчетах, реализации налоговой льготы, неправомерного взыскания налога, сбора и пени со стороны налогового органа. Как правило, зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога производится без начисления налоговым органом процентов на эту сумму. Только в случае нарушения налоговым органом месячного срока на возврат переплаченной суммы налога предусмотрено начисление процентов (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Переплаченная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, на уплату пеней или погашение недоимки. В случае если налогоплательщик не имеет задолженности по налоговым платежам перед бюджетом или внебюджетными фондами, то переплаченная сумма подлежит возврату.

Порядок возврата излишне уплаченной суммы определен ст. 78-79 НК РФ. Возврат возможен только на основании письменного заявления налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня переплаты налога, сбора или пени. Излишне уплаченные суммы налоговых платежей подлежат возврат}’ в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета, в доходную часть которого была произведена переплата.

Указанные правила в отношении зачета или возврата распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Информационное обеспечение налогового производства

Основой информационного обеспечения исполнения обязанности по уплате налога являются данные бухгалтерского и налогового учета. Взаимодействие этих видов учета может быть представлено следующими моделями:

1) налоговые показатели формируются и исчисляются только посредством данных бухгалтерского учета;

2) налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения;

3) показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются на основе данных налогового учета1.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1. Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Налоговый учет официально введен в Российской Федерации с 1 января 2002 г. в отношении налога на прибыль организаций. Его назначение — обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет этого налога. Такой вид учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313-333 НК РФ, и охватывает первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Налогоплательщики производят расчет налоговой базы на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете.

1 На практике применяются разные модели. Так, например, для исчисления налога на имущество организаций требуются только данные бухгалтерского учета, для расчета налога на прибыль организаций — данные налогового учета.

Налоговые и иные органы не могут устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абз. 5 ст. 313 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета определяется в учетной политике для целей налогообложения, которая должна быть утверждена соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации. Решение о внесении поправок в этот важный документ при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

К данным налогового учета предъявляются особые требования. Они должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль (абз. 8 ст. 313 НК РФ).

Для того чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчисленными по правилам бухгалтерского учета и по налоговому законодательству, в 2003 г. введен новый стандарт ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В тех случаях, когда бухгалтерский учет перестает быть единственным источником данных для исчисления налогов, имеют место особые приемы и способы получения необходимой информации: установление специальных учетно-налоговых показателей; расчет специальной «налоговой себестоимости»; определение метода формирования налогооблагаемой базы; собственное толкование некоторых положений из другой отрасли знания; установление налогового дисконта; определение налогового периода; введение специальной налоговой документации.

Установление специальных учетно-налоговых показателей базируется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей налогообложения. Например, используется такой учетно-налоговый показатель, как валовая прибыль.

Расчет специальной налоговой себестоимости представляет собой установление особого правила формирования налогового показателя, отличного от учетной методики. Так, для целей налогообложения произведенные предприятием затраты корректируют в соответствии с установленными нормативами.

Определение метода формирования налогооблагаемой базы необходимо для правильного выявления момента возникновения налогового обязательства. В отношении каждого налога законодательством установлен свой метод формирования налоговой базы: кассовый или накопительный. В отдельных случаях налогоплательщик имеет право выбора метода (например, по налогу на прибыль организаций).

Установление налогового дисконта — это поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы. Примером может служить специальный расчет налогооблагаемой базы по НДС.

Определение налогового периода по каждому виду налогов имеет принципиальное значение для налогооблагаемой базы и играет большую роль при использовании санкций за налоговые правонарушения.

Введение специальной налоговой документации — технический прием налогового учета. Так, с 1 января 2002 г. в ее состав введены первичные документы налогового учета.

Документирование налогового производства

Необходимая для исчисления налогов информация должна быть отражена в документах. Различают следующие виды налоговых документов:

  • отчетно-расчетная документация (налоговые декларации, налоговые расчеты, расчетные ведомости по налогам);
  • сопутствующая налоговая документация (расчеты стоимости имущества, специальное извещение о сделках, справка об авансовых взносах);
  • учетно-налоговые регистры (книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, налоговая карточка физического лица, форма учета доходов и расходов постоянного представительства);
  • извещения (извещения на уплату налога на доходы физических лиц, налога на имущество и земельного налога в отношении физических лиц);
  • требования об уплате налогов и сборов.

Особое место в составе налоговой документации занимает налоговая декларация, которая «представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога» (п. 1 ст. 80 НК РФ). В ст. 80-81 НК РФ также оговорены следующие моменты:

  1. индивидуальный характер документа (представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу);
  2. место и форма представления декларации (по месту учета налогоплательщика на бумажном носителе или в электронном виде);
  3. субъект, который должен представить декларацию (налогоплательщик или его представитель; лично или опосредованно (по почте, по телекоммуникационным каналам));
  4. обязательный реквизит (единый по всем налогам идентификационный номер налогоплательщика);
  5. сроки предоставления декларации (установлены законодательством о налогах и сборах);
  6. порядок внесения дополнений и изменений в документ в случае неотражения или неполного отражения в нем сведений, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.

В компетенцию Министерства финансов РФ входит утверждение форм налоговых деклараций, порядок их заполнения; определение процедуры представления декларации в электронном виде.

При наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет ему требование об уплате налога и сбора — «письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени» (п. 1 ст. 69 НК РФ). Этот документ направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к налоговой ответственности не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Если требование об уплате налога и пеней выставляется налоговым органом в соответствии с решением по результатам налоговой проверки, то оно должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения такого решения. Подробно все процедурные моменты, связанные с направлением требования об уплате налога налогоплательщику, оговариваются в ст. 69-71 НК РФ.

⇐ Предыдущая1234

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1633. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

1. Участие защитника в производстве по материалам и уголовному делу обязательно, если:

1) об этом ходатайствуют подозреваемый или обвиняемый;

2) подозреваемый или обвиняемый являются несовершеннолетними;

3) подозреваемый или обвиняемый не владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, либо являются неграмотными;

4) подозреваемый или обвиняемый в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

5) лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;

6) между интересами подозреваемых или обвиняемых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет защитника;

7) подозреваемым или обвиняемым заявлено ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;

8) представитель умершего подозреваемого, обвиняемого ходатайствует об участии защитника.

2. В случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, участие защитника обеспечивается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в отношении лица, с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения, а также с момента заявления подозреваемым (обвиняемым) ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

3. Если при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, а также другими лицами по их поручению либо представителями умершего подозреваемого, обвиняемого, органы уголовного преследования и суд обязаны обеспечить участие защитника в производстве по уголовному делу. В этих случаях постановление органа дознания, лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или определение суда об участии защитника являются обязательными для территориальной коллегии адвокатов.

© 2011 г.

О. В. Пантюшов

обязанность по уплате налога

Пантюшов Олег Викторович — адвокат, член Адвокатской палаты г. Москвы (E-mail: oleg-lawyer@mail.ru)

Аннотация. В данной работе автором анализируется сущность обязанности по уплате налога как правовой категории. Рассматриваются проблемы возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности с учетом судебно-арбитражной практики и позиции Конституционного суда РФ.

Ключевые слова: обязанность, налог, взыскание налога

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 12.07.2006 г. № 267-О: «…федеральное законодательство о налогах и сборах призвано создать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности.» .

В Определении от 27.12.2005 № 503-0 Конституционный Суд РФ указал, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой характер .

Обязанность по уплате налога является одной из основных конституционных обязанностей граждан и организаций (ст. 57 Конституции РФ). Конкретным содержанием данная обязанность наполняется при наличии определенных условий, указанных законом .

Исполнение налоговой обязанности, в конечном счете, выражается в уплате налога . Налог, в силу п .1 ст. 8 НК РФ, это индивидуальный безвозмездный платеж . По мнению В .Е . Кузнеченковой «.сущность обязанности по уплате налога заключается в определенных лишениях1» .

Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов должны быть установлены в налоговом законодательстве — в силу пп . 2 п . 2 ст. 1 НК РФ .

Как видно, конституционная обязанность по уплате налогов не может иметь абстрактный характер, в налоговом законодательстве раскрываются принципы и порядок возникновения, изменения, прекращения и исполнения налоговой обязанности

«Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом» — п 5 ст 3 НК РФ

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить — п . 6 ст. 3 НК РФ .

В соответствии с п .1 ст. 3 НК РФ налоговая обязанность возникает при наличии законно установленных налогов . В п . 27 ст. 3 НК РФ указаны основополагающие принципы, которые всегда должны соблюдаться при установлении налогов . В ст. 17 НК РФ указаны элементы налогообложения, наличие которых является обязательным условием для того, чтобы налог считался законно установленным .

Пункт 2 ст. 44 НК РФ раскрывает условия возникновения обязанности по уплате конкретного налога, устанавливая, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора

Возникновение налоговой обязанности является, в частности, следствием участия налогоплательщика в гражданском обороте . Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Поста-

1 В . Е. Кузнеченкова «Процессуально-правовые гарантии исполнения налоговой обязанности»

новлении от 23.12.2009 г. № 20-П: «Налоговые обязательства, будучи прямым следствием деятельности в экономической сфере, неразрывно с нею связаны . Их возникновению, как правило, предшествует вступление лица в гражданские правоотношения, т. е . налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны» .

Как видно, возникновение налоговой обязанности зависит, в том числе, от исполнения гражданско-правовых обязательств, причем, для налогообложения правовое значение имеет фактическое исполнение сделки

«…факт заключения договора (дополнительного соглашения к нему) сам по себе не может влиять на возникновение или прекращение обязанности по уплате налога.

Налоговые обязательства возникают и прекращаются вследствие исполнения гражданско-правовых обязательств . Сделка, заключенная в ноябре 2005 года, в данном налоговом периоде исполнена не была и никаких налоговых последствий для Общества не породила» . 2

Нужно уяснить соотношение налоговой обязанности с действительностью гражданско-правовой сделки . Налоговая обязанность не находится в прямой зависимости от действительности гражданско-правовой сделки

Как справедливо отмечают Л.А. Новоселова и М.А. Рожкова » . . . недействительность гражданско-правовой сделки не влечет автоматического изменения объема прав и обязанностей участников налоговых правоотношений» . 3 С . Пепеляев обоснованно утверждает: «Недействительность (в том числе ничтожность) сделки не существенна, если экономический результат сделки фактически достигнут» . 4

НК РФ не устанавливает соотношение налоговой обязанности с действительностью гражданско-правовой сделки. Для возникновения налоговой обязанности, прежде всего, важен факт реального исполнения сделки, поэтому, действительность сделки имеет вторичное значение .

Налоговая обязанность может измениться . Налоговое законодательство прямо не устанавливает обстоятельств, наличие которых является основаниями для изменения налоговой обязанности . Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод, что налоговая обязанность изменяется при наличии следующих обстоятельств:

• принятие нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу;

• изменение срока уплаты налога (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит);

• принятие решения о реструктуризации налоговых обязательств;

• зачет налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указывает, что зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой способ сокращения налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, подлежащих уплате . 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение налогового обязательства означает сокращение налоговой обязанности. Налоговый орган не вправе принимать к зачету суммы налоговой недоимки, если право на принудительное взыскание данных сумм утрачено .

«Признавая недействительными решения налогового органа, суды правомерно указали на отсутствие у инспекции законных оснований для проведения зачета, поскольку ею утрачено право на принудительное взыскание задолженности по налогам и пени в связи с пропуском срока» . 6

Статья 71 НК РФ устанавливает последствия изменения налоговой обязанности . В этом случае налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное налоговое требование . Направление уточненного налогового требования без изменения налоговой обязанности будет основанием для признания выставленного требования незаконным

Установление, изменение и прекращение налоговой обязанности возможно лишь в порядке и по основаниям, установленном законом . Судебно-арбитражная практика исходит из того, что судебный

2 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2009 г. по делу № А56-3391/2009.

3 Л.А . Новоселова, М. А. Рожкова «Недействительность сделок и налоговые обязанности», СПС Консультант плюс

4 С . П. Пепеляев «Деловая цель сделки»

5 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. № 5735/05

6 Постановление ФАС Московского округа от 15 октября 2009 г. № КА-А41/10772-09

акт не может устанавливать, изменять или прекращать обязанность налогоплательщика по уплате налога. 7

Ненормативный акт вышестоящего налогового органа также не может устанавливать, изменять или прекращать обязанность по уплате налога: «Признание неправомерным начисления конкретных сумм налога после направления налогоплательщику соответствующего требования об уплате налогов, пеней и штрафа к таким обстоятельствам не относятся . Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, что ненормативный акт вышестоящего налогового органа устанавливает, изменяет или прекращает обязанность по уплате налога» . 8

В п . 3 ст. 44 НК РФ указаны обстоятельства прекращения налоговой обязанности . Данный перечень не является закрытым, т. к . в силу пп. 5 п . 3 ст. 44 НК РФ основаниями для прекращения налоговой обязанности могут быть и иные обстоятельства, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате налогов .

Исполнение налоговой обязанности — основной способ прекращения обязанности по уплате налога . В силу п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах .

Конституционный суд РФ в Определении от 24.01.2004г. № 41-О указал: «.в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т е от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет»

Вместе с тем закон допускает, что налоговая обязанность может быть исполнена другим лицом:

• исполнение налоговой обязанности правопреемником реорганизованного юридического лица — п . 1 ст. 50 НК РФ;

• исполнение налоговой обязанности за лицо, признанного судом безвестно отсутствующим, лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего — п 1 ст 51 НК РФ;

• исполнение налоговой обязанности за лицо, признанное судом недееспособным, опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица — п. 2 ст. 51 НК РФ;

• исполнение налоговой обязанности за лицо, не достигшее совершеннолетия, его законными представителями (родителями) — в НК РФ нет прямой нормы.

Исполнение налоговой обязанности другим лицом не меняет способа исполнения налоговой обязанности (уплата налога — пп . 3 п.1 ст. 44 НК РФ), и не может быть основанием для вывода, что это иные обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение налоговой обязанности И И Кучеров придерживается противоположного мнения, с которым трудно согласиться. 9

Согласно п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе уплатить налоги досрочно, т. е . закон предусматривает досрочное исполнение налоговой обязанности Между тем, нужно учитывать, что обязанность по уплате налогов не считается исполненной, если на корреспондентском счете банка отсутствуют средства и налоги уплачиваются досрочно . Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 2105/11:

«Правило о том, что налогоплательщик может досрочно уплатить налоги (п 1 ст 45 НК РФ), действует только при наличии соответствующей обязанности, которая возникает после окончания налогового (отчетного) периода, но до наступления срока платежа Соответственно, до окончания указанного периода обязанности по уплате налогов у организации нет. Такая обязанность считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на счете налогоплательщика достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). Однако данная норма недействительна при отсутствии налоговых обязательств . Кроме того, налогоплательщик не совершил ошибку в расчетах из-за незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, поэтому переплаты в рассматриваемом случае нет. Таким образом, оснований для зачета сумм, не поступивших в бюджет, не было по причине отсутствия у организации обязанности по уплате налогов» .

Обязанность по уплате налогов прекращается в отношении конкретного налога, поэтому, взыскание сумм по одному налогу не является обстоятельством для прекращения обязанностей по другим налогам.

7 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2009 г. № А78-2522/2009

8 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2130/ 2009(4295-А03-15)

9 И. И. Кучеров Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд . , перераб . и доп. М. : Центр ЮрИнфоР, 2006. С . 1435 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 августа 2005 г № 5735/05

«.суды правомерно указали, что заявление прокурором в рамках уголовного дела гражданского иска о взыскании вреда, причиненного совершенным преступлением, только в части сумм одного из неуплаченных налогов, не является основанием, прекращающим обязанность предпринимателя по уплате остальных налогов, установленных приговором суда» . 10

Налоговая обязанность представляет собой юридическую обязанность налогоплательщика перед государством в лице уполномоченных органов . Налогоплательщик вступает с государством в налоговые правоотношения, имеющие властный характер .

Существует мнение, что налоговые органы выполняют, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов .11 Данное мнение заслуживает внимания. Вместе с тем, налоговые органы являются частью государственного аппарата и, действуя в рамках своей компетенции, осуществляют государственные функции, но не представляют интересы государства.

В налоговой сфере действует презумпция добросовестности налогоплательщика, что предполагает своевременное и надлежащее исполнение налоговой обязанности со стороны налогоплательщика .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налогоплательщик имеет право на получение налоговой выгоды от своих операций . Налоговая выгода представляет собой уменьшение размера налоговой обязанности в результате, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применением более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета . 12 Надлежащее исполнение налоговой обязанности зависит, в том числе, от качества правового регулирования механизма принудительного взыскания налога в случае нарушения налоговой обязанности. Сложно ожидать безупречного исполнения налоговой обязанности слабо обеспеченной эффективным государственным принуждением .

Исполнение налоговой обязанности выражается в уплате налога . Для уплаты налога необходимо правильно рассчитать сумму, положенную к уплате . По общему правилу обязанность исчислить налог возлагается на налогоплательщика — п 1 ст 52 НК РФ

В законе может быть предусмотрено, что исчислить сумму налога обязан налоговый орган — п. 2 ст. 52 НК РФ. Налоговый орган в этой ситуации обязан направить налогоплательщику уведомление . Налоговая обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогоплательщиком налогового уведомления — п. 4 ст. 57 НК РФ.

Исполнение налоговой обязанности может обеспечиваться залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика — п .1 ст. 72 НК РФ .

Неисполнение налоговой обязанности предоставляет налоговому органу право перейти к процедуре принудительного взыскания налога. Начало данной процедуры — направление требования об уплате налога (ст 69 НК РФ)

Неисполнение налоговым органом обязанности по направлению требования об уплате налога будет означать, что налогоплательщик не имел возможности добровольно исполнить обязанность по уплате налога, что является нарушением процедуры взыскания.

«.поскольку требования № 537 от 24.09.2009 и № 17365 от 13.11.2009 не направлялись Обществу, у заявителя отсутствовала возможность добровольно исполнить обязанность по уплате налога и реализовать право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, что является нарушением процедуры взыскания налога» . 13

Принудительное исполнение налоговой обязанности (бесспорное фактическое взыскание налога или взыскание в судебном порядке) в силу пп . 5 п. 3 ст. 44 НК РФ является обстоятельством, прекращающим обязанность по уплате налога

НК РФ предусматривает два способа принудительного исполнения налоговой обязанности в рамках единой процедуры. Взыскание налога за счет денежных средств (ст. 46 НК РФ) и взыскание налога за счет иного имущества (ст. 47 НК РФ).

Взыскание налога за счет иного имущества возможно лишь после невозможности взыскания налога за счет денежных средств (п . 7 ст. 46 НК РФ). Принятие решения о принудительном взыскании налога и обращение в суд происходит в установленные законом сроки.

10 ФАС Поволжского округа от 15 марта 2010 г. по делу № А06-5123/2009

11 Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А. А. Ялбулганова. 2007.

12 Пункты 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10 .2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

13 Постановление ФАС Московского округа от 2 декабря 2010 г. № КА-А40/14491-10

Налоговый орган может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока принятия решения само по себе не влечет прекращение налоговой обязанности .

В силу пп . 4 п .1 ст. 59 НК РФ (в редакции закона от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ) утрата налоговым органом права на взыскание в связи с истечением установленного срока их взыскания, подтвержденное судебным актом, означает, что налоговая недоимка является безнадежной.

Безнадежная налоговая недоимка подлежит списанию в порядке, установленном совместным приказом Минфина России и ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393. Списание налоговой недоимки означает прекращение налоговой обязанности (пп . 5 п . 3 ст. 44 НК РФ).

В п .1 ст. 59 НК РФ перечислены и иные обстоятельства, наличие которых позволяет признать недоимку по налогам и сборам безнадежной к взысканию и, соответственно, затем списать ее в установленном порядке .

При разрешении споров, относительно исполнения налоговой обязанности нужно учитывать позицию, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.10 . 98 № 24-П: «Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло» .

В НК РФ следует четко указать обстоятельства, которые являются основанием для изменения налоговой обязанности, а также нужно более полно урегулировать вопросы, касающиеся прекращения налоговой обязанности

И.И. Кучеров Налоговое право России: Курс лекций . 2-е изд. , перераб . и доп . М. : Центр ЮрИнфоР, 2006

«Налоговое право России в вопросах и ответах» / Под ред. А .А. Ялбулганова . 2007.

В .Е . Кузнеченкова «Процессуально-правовые гарантии исполнения налоговой обязанности»

Л. А . Новоселова, М.А.Рожкова «Недействительность сделок и налоговые обязанности»

С . Г. Пепеляев «Деловая цель сделки»

Редакция журнала «НАЛОГИ и ФИНАНСЫ» приглашает авторов к сотрудничеству!

С предложениями обращаться по тел . :

32. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Добровольное и принудительное исполнение

Налоговым законодательством предусмотрены два способа осуществления налоговой обязанности:

1) общий порядок, основанный на добросовестном поведении налогоплательщика, соблюдении им законодательства о налогах и сборах;

2) принудительный, выраженный во взыскании сумм задолженности с имущества налогоплательщика, его денежных средств.

Порядок исполнения налоговой обязанности регламентируется ст. 45 НК РФ.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;

4) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

16.07.2019 14:16 Просмотров: 1502

По информации Межрайонной ИФНС России №5 по ХМАО-Югре, задолженность юридических и физических лиц по налогам и сборам в бюджет города Мегиона на данный момент составляет 70 миллионов 584 тысячи рублей, из которых 30 миллионов 862 тысячи рублей – налог на доходы физических лиц.

В разрезе имущественных налогов физических лиц ситуация выглядит следующим образом:

— по налогу на имущество физических лиц – 11 миллионов 069 тысяч рублей;

— по земельному налогу — 3 миллиона 567 тысяч рублей.

Задолженность по налогам, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, суммарно составляет около 24 миллионов рублей.

Администрация Мегиона призывает жителей заплатить налоги: от своевременных поступлений денежных средств в местный бюджет города зависит качество жизни в муниципальном образовании!

Напомним, что земельный налог и налог на имущество в полном объеме поступают в местный бюджет. Эти средства, в том числе, идут на строительство социальных объектов, ремонт дорог, благоустройство микрорайонов городского округа.

Ознакомиться с текущей задолженностью, распечатать квитанцию, а также оплатить налоги в режиме онлайн можно, воспользовавшись электронным сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», размещенным на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).

Управление информационной политики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *