Операции по специальным счетам

Содержание

О банковских отказах

Перед открытием спецсчета банк проводит внутреннюю проверку клиента. Каждый банк использует собственные методы и источники получения информации. Поэтому, если вам вдруг отказали или откажут в открытии специального счета для госзакупок – не расстраивайтесь, т.к. получение отказа в одном банке не означает автоматического получения отказа в другом.

Чтобы не нарушать закон, банки, как правило, используют публичные источники для проверки сведений о клиенте, в том числе Интернет и даже социальные сети. Однако конкретный список чаще всего не разглашается и держится секрете. Тем не менее, если отказ происходит уже не в первый раз, то участнику государственных закупок придется самостоятельно выяснить и исправить проблемы «публичного профиля» его бизнеса.

Дополнительная сложность состоит еще и в том, что банковские учреждения могут, но не обязаны сообщать причины своего отказа при открытии счетов. Если участник торгов столкнулся с подобной ситуаций и не имеет предположений в чем конкретно заключается его проблема, то есть только один выход. Придется составить список возможных вариантов, пройтись по нему и найти предполагаемую причину, а затем устранить ее.

Какие могут быть причины

Российским законодательством установлено большое количество разнообразных видов спецсчетов, предназначенных под разные цели. Несмотря на свое название, специальный счет для госзакупок является тем же самым типом банковского счета, что и расчетный счет для бизнеса. Как раз поэтому для них предусмотрены одинаковые процедуры проверки и общие причины для отказа (кроме нескольких).

Общие для расчетных и специальных счетов

Перечислим причины, по которым банк вправе отказать в открытии счета:

  1. Юрадрес фирмы обладает признаком «массовости», который можно проверить через сервис ФНС. После переоформления, требуется внести изменения в ЕГРЮЛ.
  2. Прописка ИП либо юридический адрес ООО находится на территории Крыма. Далеко не все банки работают и открывают специальные счета в Крыму.
  3. Компания продолжительное время не ведет никакой деятельности, а также не соблюдает сроки сдачи отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды.
  4. Кредитная организация ранее уже отказывала клиенту в открытии счета либо расторгала договор банковского обслуживания.
  5. Принятием решений и управлением компанией занимается лицо, находящееся под одним из видов административного наказания – дисквалификацией.
  6. Компания клиента находится в государственных реестрах и списках, которые указывают на: блокировку и приостановление существующих счетов в других банках (проверить), наличие недоимок по налогам, долгов по исполнительным производствам, а также косвенно свидетельствуют о неблагонадежности фирмы в целом.
  7. В публичных источниках (включая Интернет) отсутствуют сведения, которые бы доказывали, что клиент действительно осуществляет деятельность.
  8. В публичных источниках (включая Интернет) имеется отрицательная информация о клиенте, а также других участниках бизнеса.
  9. В публичных источниках (включая Интернет) присутствуют данные о начале стадии банкротства, реорганизации или ликвидации компании.
  10. В публичных источниках (включая Интернет) содержатся сведения о возможном отношении клиента к событиям или людям с криминальным характером.

В зависимости от внутреннего регламента, составляемого банковской службой безопасности могут быть предусмотрены и некоторые другие причины отказа в открытии счета.

Только для специальных счетов

  1. Если поставщик подал заявку на открытие спецсчета, но не прошел перед этим аккредитацию в ЕИС (альтернативные названия: единая информационная система госзакупок, единый реестр участников закупок, ЕРУЗ), то банк откажет в открытии счета для торгов. Это связано с тем, что кредитные организации законодательно обязаны проверять наличие участника торгов в данной системе.
  2. Некоторые поставщики, уже имея расчетные счета в банках, желают поменять их статус и перевести в формат специальных. Данная услуга разрешена законом, однако нужно заранее выяснить этот нюанс, поскольку не все банки имеют соответствующую техническую возможность. Из-за этого многие участники госзакупок не раз получали отказы и больше всего это относится к клиентам ВТБ.
  3. Если поставщик находится в РНП (реестре недобросовестных поставщиков), то он не только не сможет открыть специальный счет для 223 и 44-ФЗ, но вообще участвовать в процедурах государственных тендеров на протяжении 2-х лет.

Список самых лояльных к клиентам банков

Крупные финансовые организации обладают большим процентом отказов. Так как современные банки стараются предоставить каждому клиенту более качественный и индивидуальный подход, то вероятность получения от них отказа по статистике меньше.

Банк Точка

Точка – это дочерняя компания одного из крупнейших банков – «Открытие». Его специализация – предоставление только качественных услуг для российского бизнеса. Обладает доверием клиентов благодаря следующим преимуществам: удаленная и быстрая работа с клиентами, оперативная служба поддержки, суперсовременные интернет-банк и мобильные приложения, выгодные тарифы. Те, кто пользовался этим банком потом советуют его.

Узнайте подробнее о спецсчетах в банке Точка.

Промсвязьбанк

Среди участников государственных закупок – это один из самых популярных банков для открытия спецсчетов 44-ФЗ в 2020 году. Причина кроется в бесплатном тарифе для спецсчетов, где стоимость и открытия, и обслуживания, и блокировки средств — ноль рублей.

Узнайте подробнее о спецсчетах в Промсвязьбанке.

Альфабанк

Альфа – крупнейший коммерческий банк в России. Занесен в список системно-значимых банков ЦБ РФ, что подчеркивает его надежность. Заслужил лояльность от своих клиентов, так как предоставляет качественное обслуживание, удобное программное обеспечение, клиентоориентированную службу поддержки, популярные дополнительные услуги для физических лиц.

Узнайте подробнее о спецсчетах в Альфабанке.

10. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ СЧЕТАМ В БАНКАХ

Специальные счета открываются банком для обособленного хранения части безналичных денежных средств клиента, предназначенных для конкретных целей. К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета: 55-1 «Аккредитивы»; 55-2 «Чековые книжки»; 55-3 «Депозитные счета» и др.

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Аккредитив – условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Банки-эмитенты могут открывать следующие виды аккредитивов: 1) покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); 2) отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы» К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

По мере использования этих средств (согласно выпискам банка) производится запись: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы».

Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления банка на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются бухгалтерской записью: Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» К-т 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы».

Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому отдельно выставленному аккредитиву.

Чеки. Чек – это ценная бумага, ничем не обусловленная. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель (т. е. юридическое лицо, имеющее денежные средства на счете в банке) не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя (юридическое лицо, в пользу которого выдан чек), для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.

На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывается движение денежных средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады (сберегательные сертификаты на депозитные счета в кредитные организации и т. п.). Однако согласно ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» депозитные вклады в кредитных организациях учитываются в составе финансовых вложений.

В каких закупках действуют новые правила?

Спецсчета нужны только для обеспечения заявок в электронных конкурентных закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого бизнеса по 223-ФЗ. Механизм работы описан в этих документах:

  • 44-ФЗ (статья 44).
  • Распоряжение от 13.07.2018 1451-р (в нем утвержден перечень банков).
  • Постановление правительства № 626 «О требованиях к договору специального счета…»
  • Постановление правительства № 564 «О взимании операторами электронных площадок платы…».

Все восемь ЭТП госзакупок и площадка АСТ ГОЗ заключили соглашения со всеми банками, включенными в правительственный перечень.

  1. Сбербанк-АСТ

  2. АГЗРТ

  3. ЕЭТП

  4. РТС-Тендер

  5. Национальная электронная площадка

  6. Российский аукционный дом

  7. ЭТП ГПБ

  8. ТЭК-Торг

  9. АСТ ГОЗ

  1. «Сбербанк России»

  2. «Банк ВТБ»

  3. «Газпромбанк»

  4. «Российский Сельскохозяйственный банк»

  5. «Альфа-Банк»

  6. «Московский Кредитный банк»

  7. «Финансовая Корпорация Открытие»

  8. «Райффайзенбанк»

  9. «Росбанк»

  10. «Всероссийский банк развития регионов»

  11. «Промсвязьбанк»

  12. «Акционерный Банк «Россия»»

  13. Банк «Санкт-Петербург»

  14. «Совкомбанк»

  15. «Российский национальный коммерческий банк»

  16. «ОТП Банк»

  17. «ЮниКредит Банк»

  18. Банк «Возрождение»

  19. «Тинькофф Банк»

  20. «АК БАРС Банк»

  21. «СПМ Банк»

  22. «Новикомбанк»

  23. «Хоум Кредит энд Финанс Банк»

  24. «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства»

Обратите внимание, механизм спецсчетов не используется:

  • в обеспечении заявок в бумажных закупках,
  • в обеспечении контрактов в любых закупках,
  • если обеспечиваете заявку банковской гарантией.

Подайте заявку на открытие специального счета сразу в несколько банков в сервисе. Также он поможет получить выгодную банковскую гарантию. Сравнивайте и выбирайте лучшие условия, взаимодействуйте со всеми банками в одном окне.

Можно ли использовать уже открытый расчетный счет?

Если ваш банк попал в перечень банков для расчетов по обеспечению заявок, открытый в нем расчетный счет можно использовать как спецсчет. По требованиям постановления № 626 нужно только подписать дополнительное соглашение с банком по форме, описанной в п. 5 требований из указанного постановления.

Спецсчет — это по сути обычный расчетный счет, на котором банк сможет блокировать и разблокировать деньги по обращению ЭТП для госзакупок, подписавших соглашение с этим банком.

Хватит ли одного счета?

В п.13 ст. 44 44-ФЗ сказано, что все отобранные ЭТП должны заключить соглашения со всеми выбранными банками. То есть поставщику хватит одного спецсчета в банке.

Открывая спецсчет, банки будут выполнять обычные для этой процедуры проверки, в том числе и по 115-ФЗ от 17.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Если вопросов у банка не будет, то открыть спецсчет — не проблема.

Правда, что на деньги будут начислять процент?

На все деньги, в том числе заблокированные для обеспечения конкретной заявки, банки будут начислять процент. Размер выплат устанавливается в договоре, который участник закупки заключает с банком (ч. 26 ст. 44). Государство не регулирует процент на остаток, уточняйте условия открытия спецсчета в банках.

Когда спишут деньги на обеспечение заявки?

Обеспечение заявки выглядит так:

  1. Вы открыли счет, перевели на него деньги (или пока не перевели — на ваше усмотрение).

  2. Подаете заявку на ЭТП. Подача заявки означает согласие на последующую блокировку денег для обеспечения заявки.

  3. Единственное, что останется сделать, — следить, чтобы нужная сумма для обеспечения заявки была на спецсчете в момент окончания подачи заявок.

Будьте внимательны. Момент окончания подачи заявки — это не всегда окончание суток (00:00). ЭТП может установить любое время, например, 14:00, 21:00 и т.д.

В течение часа после того как ЭТП перестала принимать заявки, банк автоматически заблокирует деньги. Разблокируют деньги в течение одного рабочего дня, как только для этого будут основания.

В чем плюсы механизма спецсчетов:

  • Не обязательно иметь деньги на спецсчете в момент подачи заявки. Можно подать заявку, отозвать ее, подать новую, не думая об обеспечении.
  • На деньги начисляют проценты.
  • Теперь не надо держать деньги на нескольких ЭТП. Теперь достаточно контролировать один спецсчет.

В чем риск:

  • Важно иметь полную сумму в момент окончания подачи заявок. Если не будет хватать хоть нескольких рублей, заявку отклонят. А новую подать уже нельзя — время подачи истекло.
  • Учитывайте, что сроки перевода денег зависят от споcоба и от банка, в котором открыт спецсчет. Например, некоторые банки переводят деньги на р/с юрлиц до трех рабочих дней. Перевод денег через Почту России займет от двух до трех дней в зависимости от суммы. В остальных случаях деньги зачислят в течение нескольких минут. Учитывайте это, чтобы к моменту окончания приема заявок на вашем спецсчете была нужная сумма. В противном случае ЭТП отклонит заявку.

Плату с победителя закупки тоже спишут со спецсчета?

К расходам на участие в госзакупках придется добавить плату, которую ЭТП будут брать с победителя закупки:

  • 1% от НМЦ, но не больше 5 000 рублей (+ НДС).
  • 1% от НМЦ, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций. Согласно информационному письму от 06.11.2018 №24-06-08/79659 к этой сумме не должны добавлять НДС, но некоторые площадки все равно это делают.

Комиссию платит только тот участник, который первым получает госконтракт. Плату не берут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. При этом деньги с уклониста все равно спишут.

Деньги с победителя будут списываться с его спецсчета, если он есть у участника закупки. Или участник обязан перечислить деньги на банковский счет площадки, если у него нет спецсчета (пункты 7-8 постановления правительства № 564). Например, если участник победил в закупке до 1 млн, для которой не требовалось обеспечить заявку.

Можно ли использовать спецсчет для обеспечения заявок по 223-ФЗ?

Да, но только в закупках среди малого и среднего предпринимательства, которые проходят на восьми ЭТП госзаказа.

Нужна ли регистрация в ЕИС для открытия специального счета?

Да, с 1 января 2019 года, чтобы открыть спецсчет, потребуется сначала пройти регистрацию в Единой информационной системе закупок.

Как долго открывают спецсчет?

Если у вас на руках есть все нужные документы, спецсчет откроют не позже одного рабочего дня с момента обработки заявки.

Может ли физлицо открыть спецсчет?

По информации на июль 2019 года всего два банка готовы открывать спецсчета физлицам: Сбербанк и Россия.

Спорные вопросы использования спецсчетов

После 1 октября 2018 года возникли споры в применении спецсчетов на практике. Минфин России ответил на них в своем информационном письме от 06.11.2018 №24-06-08/79659:

  • Деньги на спецсчете, в период когда они заблокированы, нельзя взыскивать по исполнительным документам (п. 1.1).
  • Даже если договор с банком расторгнут, блокирование денег на спецсчете не прекращается (п. 1.2). На спецсчет можно внести деньги, взятые в кредит.
  • Спецсчет можно открыть физлицу, даже не зарегистрированному как ИП (п. 1.4),
  • Комиссия с победителя закупки, который является СМП, не должна превышать 2000 руб, с учетом НДС (п. 2.1). Однако не все ЭТП выполняют эту рекомендацию.
  • Платы при проведении совместных торгов взимается с победителя торгов однократно независимо от количества заключаемых с ним контрактов (п. 2.2).

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство «Дифанс Медиа» и редакция журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

«Государственный оборонный заказ. Вопросы и ответы: правовое регулирование».

Конференция «Гособоронзаказ. Новое в правовом и экономическом регулировании» прошла в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года. Участие руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в качестве ключевых спикеров позволило слушателям и участникам дискуссий получить максимально квалифицированные и полные ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве.

Организатором этого масштабного события, собравшего около двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии».

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым, мы публикуем в качестве краткого резюме состоявшейся дискуссии.

Краткое резюме дискуссии

  • Какие способы связи с Департаментом финансового мониторинга государственного оборонного заказа существуют?

– Вопросы можно направлять нам по контактам, которые указаны на сайте Министерства обороны РФ в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Также для обращений на сайте есть горячая линия финансового мониторинга государственного оборонного заказа. Кроме этого, можно присылать свои вопросы через журнал «Новый оборонный заказ» (ООО «Дифанс Медиа»).

Ответы на вопросы и обращения предоставляются в форме разъяснения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

  • Имеет ли право коммерческий банк требовать предоставление госконтракта?

– Государственный контракт не должен поступать в банк.

  • Знакомились ли Вы с договорами банков для заключения банковского сопровождения отдельных счетов? Может, стоит сделать единые условия для всех уполномоченных банков (единый документ)?

– Мы начинаем работать над методичкой для банков. Но это будет рамочный документ.

  • А банковское сопровождение должно быть абсолютно бесплатным?

– Да! Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. В этом случае банки берут дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.

  • Контролируют ли военные представители отдельные счета?

– Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.

  • Как ограничивать уровень кооперации, что такое кооперация, кто ведет реестр?

– С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета. С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает. Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.

Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.

  • Кто еще входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?

– Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.

  • Что такое окончательный расчет?

– «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.

  • Когда еще можно закрыть отдельный счет?

– Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.

  • Когда еще не нужна процедура открытия отдельных счетов?

– В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Когда компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям, банковское сопровождение осуществляется в привычном порядке, без открытия отдельных счетов. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам. Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215.

  • Для чего необходимы отдельные счета?

– Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.

  • Кто направляет уведомление в банк о завершении контракта?

– Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи), и направляет эти документы в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Далее департамент, который осуществляет сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-то незаконченных взаиморасчетов, мы информируем об этом уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.

  • Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодатель по этому поводу предусмотрел?

– Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель). Это единственное, что контролирует уполномоченный банк. Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом. Это следующие абсолютные величины: цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину; сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий; сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта; сумма прибыли по этапам. Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.

  • Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?

– Происходит это на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел доказывается бухгалтерским учетом. За счет того, что он непрерывен, за счет того, что сальдо можно снять каждый день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.

  • Нужно многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?

– Если это не государственный контракт, мы рекомендуем такой контракт разбивать по годам. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль. Еще раз: если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Это первый момент. А второй момент – это то, что этапность прописывается в контракте. Если вы в контракте ее прописали и предоставили контракт в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, что вы можете снимать прибыль поэтапно.

  • Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?

– Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России, – это начальные цифры 40706, признак счета. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда, в любую единицу времени, распространяется режим использования отдельного счета. Даже в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда вы подаете заявление и закрываете этот отдельный счет. Одновременно с этим при процедуре закрытия могут совпасть два события: при закрытии счета одновременно сальдо с этого счета перечисляется либо на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции. В этот момент можно сделать то, что при других условиях вам банк отказал бы проводить. И это было бы нарушением до исполнения контракта.

  • Банк не имеет права запрашивать контракт у головного исполнителя, но пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт?

– Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).

  • Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?

– Никак. Рекомендуем заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.

  • Скажите, пожалуйста, а если мы получили авансирование в размере, например, тридцати процентов от контракта на обычный счет?

– Департамент этого не видит, так как нет информации в единой информационной системе, поэтому и вопросов к вам никаких не возникнет.

  • У организации есть некий складской остаток (задел), наш клиент предлагает включить нас в кооперацию. Мы получили аванс и все по остатку реализовали. Можем ли мы вывести в обычный денежный оборот эту сумму аванса?

– Да, при условии подписания акта приемки-передачи, указав абсолютную сумму вашего задела в договоре. То есть стоимость задела должна соответствовать полученному авансу в абсолютном значении.

  • Головной исполнитель имеет контракт на три года. Один этап закрыт в этом году. Можно ли исполнителю закрыть отдельный счет и освободить деньги с этого отдельного счета?

– Связи между вашим частичным исполнением и вашими исполнителями нет. Если ваш исполнитель свои обязательства выполнил по расчетам с отдельного счета, истратил все деньги, вы можете закрыть отдельный счет. А если есть остаток на счете, то этот остаток будет либо тратиться, либо ждать закрытия контракта головным исполнителем. Не промежуточного акта приема-передачи, а окончательного акта приема-передачи по контракту.

  • Можно ли иностранного исполнителя включить в кооперацию, может ли он вообще туда попасть?

– Ответ однозначный – нет. По следующим основаниям. Есть положение Банка России, которое предусматривает открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа. На сегодняшний день открытие таких отдельных счетов предусмотрено в отношении бюджетных организаций. Соответственно, любое бюджетное учреждение, которое участвует или планирует участвовать в государственном оборонном заказе, вправе открыть – 40406, 40506, 40606 – отдельный счет и также участвовать в исполнении гособоронзаказа. Это первое. Второе. Предусмотрено открытие отдельных счетов для коммерческих организаций – 40706; предусмотрено открытие отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной организации, даже существующей здесь в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета просто невозможно.

  • А правило трех миллионов распространяется на иностранных поставщиков?

– Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.

  • Если иностранный представитель не должен входить в кооперацию, это в законе должно быть указано?

– В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет.

  • Расчеты с иностранными исполнителями являются входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Это как понять?

– Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции.

  • А если по госконтракту закупается определенное оборудование, которое необходимо для выполнения заказа?

– Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании, и при этом не подвести ни себя, ни головного исполнителя, ни заказчика, ни банк, предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов. Поэтому иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.

  • Если мы за свои деньги купим иностранную продукцию, нужно согласовывать иностранного поставщика?

– Иностранного поставщика, безусловно, нужно согласовывать. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.

  • На сайте Министерства обороны у всех департаментов расписан их функционал, кроме Департамента финансового мониторинга. Планируете ли вы как-то свой функционал открыть?

– Наш функционал изложен в положении о департаменте, который в настоящее время проходит завершительную согласительную процедуру в правовом департаменте. Как только правовой департамент согласует, это будет на сайте.

  • Сказали, что нужно фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть. И получается, что когда мы подойдем к исполнению контракта, то получим какую-то другую сумму. Как быть в этом случае?

– Ответ простой, с моей точки зрения, – заключайте дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.

  • Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?

– Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, то есть если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

23-24 июня 2016г. в Сочи проходила Всероссийская конференция «Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторинг» с участием директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольги Витальевны Осауленко.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

Учитывая актуальность темы, редакция журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» и Агентство «Дифанс Медиа» регулярно проводят конференции и семинары с разъяснением вопросов по регламенту работы оборонных предприятий в сфере гособоронзаказа.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

Архив конференций по проблемам исполнения гособоронзаказа.

©»Новый оборонный заказ. Стратегии»

Правила использования информации с сайта «Новый оборонный заказ. Стратегии»: • При цитировании или другом использовании в интернете ссылка на сайт обязательна! • При цитировании или другом использовании в печатных или электронных СМИ необходимо указать журнал/сайт «Новый оборонный заказ. Стратегии» в качестве источника информации. • Коммерческое распространение сообщений и материалов возможно только после согласования с коммерческой службой ООО «Дифанс Медиа»: +7 (812) 309-27-24, dfnc6@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *