Организация аудиторской проверки

Содержание

К какой бы сфере не относилась деятельность вашей компании, рано или поздно потребуется аудиторская проверка . Это касается не только крупных предприятий с огромным штатом и сложной бухгалтерией, но и небольших фирм. Это важная и ответственная процедура, необходимая в первую очередь самой компании.

Понятие аудиторской проверки

Аудиторская проверка — это сбор, оценка и независимый анализ данных о ведении бухгалтерии и финансовом состоянии компании. Проведение аудиторской проверки дает владельцу бизнеса представление о том, насколько точна бухгалтерия, соответствует ли финансовая отчетность реальному положению дел и нет ли у предприятия проблем с налогами.

В каких случаях может быть назначена процедура

Аудиторская проверка может быть как обязательной, так и добровольной. Обязательную аудиторскую проверку компания должна проводить ежегодно. Она также может проводиться по решению суда. Ежегодная аудиторская проверка — это требование Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В этом нормативном акте прописаны не только условия, при которых проверка вменяется в обязанность, но и ее порядок, а также требования к лицам и организациям, которые вправе проводить аудит. Требование обязательной ежегодной аудиторской проверки относится, например, к:

  • любым АО;
  • страховым организациям;
  • компаниям, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • негосударственным пенсионным или иным фондам;
  • кредитным организациям;
  • клиринговым организациям;
  • обществам взаимного страхования;
  • организаторам торговли;
  • акционерным инвестиционным фондам;
  • компаниям (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), выручка которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Однако заказать аудит можно и добровольно, так сказать, в профилактических целях. Нередко владельцы компаний обращаются в аудиторские компании, чтобы проверить работу собственного отдела бухгалтерии, оценить возможные финансовые риски. Эта процедура осуществляется также при изменениях в составе учредителей или смене владельца фирмы.

Аудиторскую проверку могут проводить как аудиторские компании, так и частные аудиторы. Однако для осуществления подобной деятельности любой аудитор должен сдать соответствующий экзамен и получить специальный аттестат. Если речь идет об аудиторской компании, то она обязана входить в какую-либо саморегулируемую организацию (СРО). Они контролируют добросовестность работы аудиторских компаний.

Существует определенная классификация типов аудита. В зависимости от типа проверяемого объекта, способа поверки, периодичности и т.д. условно аудит можно разделить на следующие типы:

  • банковский;
  • страховых организаций;
  • бирж, инвестиционных и внебюджетных фондов;
  • государственный.

В зависимости от направления аудит принято делить на:

  • бухгалтерский;
  • юридический;
  • налоговый и др.

В зависимости от методов проверки обычно разграничивают аудит:

  • сплошной — анализируется вся документация;
  • выборочный — анализируется определенный сегмент деятельности;
  • комбинированный — анализируется вся документация по операциям, сопряженным с неким финансовым риском, и частично — все остальное.

В зависимости от типа проверки аудит бывает:

  • камеральный — проводится в помещении исполнителя на основании предоставленной заказчиком документации;
  • фактический — проводится по месту расположения проверяемого объекта.

В зависимости от периодичности принято выделять аудит:

  • единовременный;
  • периодический.

В зависимости от характера проверки традиционно разграничивают аудит:

  • внешний — проводится независимыми аудиторами со стороны;
  • внутренний — проводится силами сотрудников компании и исключительно в интересах оптимизации ее работы.

В зависимости от обязательности проверки аудит может быть:

  • обязательный — проводится в обязательном порядке, процедура регламентируется законодательством;
  • инициативный — инициатором проверки выступает компания.

Этапы проведения аудиторской проверки

Планирование

Прежде чем начать аудиторскую проверку, нужно обсудить со специалистом ряд моментов: стратегию проведения проверки, ее методы и тип, состав команды работников, которые займутся ею (далеко не всегда хватает только одного аудитора), программу проверки и ее глубину. После заключения договора с аудиторской компанией, в котором четко прописываются сроки выполнения работы, ее объем и сумма вознаграждения, аудитор приступает к работе.

Проведение аудиторской проверки и сбор аудиторских данных

Специалист изучает учредительную документацию, а также рассматривает скорость развития компании, финансовую ситуацию на предприятии, оценивает работу бухгалтерии и кадровую политику компании, учитывая при этом отрасль, в которой работает фирма. Важная часть проверки — сбор документов, исследование финансовых отчетов и оценка выборки, а также проверка всей документации и финансовых документов на соответствие требованиям закона.

Подготовка заключения аудиторской проверки

После завершения проверки аудитор составляет аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором отражена экспертная оценка достоверности финансовой документации предприятия, а также рекомендации по минимизированию финансовых рисков, заключение о имущественном положении предприятия и выводы о его деятельности за отчетный период.

Аудиторское заключение может быть немодифицированным или модифицированным. Немодифицированное заключение — это положительный результат проверки, не выявившей несоответствия и явных нарушений. Модифицированное заключение означает, что в документации есть недостатки. Такое заключение может содержать:

  • мнение аудитора с оговоркой;
  • отрицательное мнение;
  • отказ от выражения мнения.

Важно
Очень часто аудиторы находятся в офисе компании, проходящей проверку. Подготовьте для них удобные рабочие места, а также не забудьте открыть им доступ к бухгалтерской программе в режиме, не позволяющем вносить изменения.

Чтобы сократить время проведения аудиторской проверки, к ней следует тщательно подготовиться. Компания должна предоставить эксперту-аудитору всю организационно-распорядительную документацию, первичные документы (в частности, накладные, счета, акты выполненных работ и прочие), бухгалтерские и налоговые регистры, приходные и расходные кассовые ордеры, исправительные проводки (про этот пункт очень часто забывают, а между тем именно по этому поводу у аудитора нередко возникают вопросы). Если ваша компания уже проходила аудит, будьте готовы предоставить также все предыдущие аудиторские заключения.

Проведение аудиторской проверки требует предельной точности и сосредоточенности, высокого профессионализма, знания законодательства и особенностей бухгалтерского и налогового учета в разных сферах деятельности. Однако скорость работы аудитора зависит не только от его профессиональных качеств, но и от того, насколько хорошо компания подготовилась к проверке. Все описанные выше меры помогут вам сберечь время, а значит — и деньги.

Как заключение аудиторской проверки может сказаться на дальнейшей деятельности компании

«Работа аудитора связана с огромной ответственностью, — говорит Елена Межуева, руководитель практики «Финансовое консультирование» КСК групп. — Аудитор отвечает за истинность результатов своего заключения. На практике это означает, что если выводы и сведения, обозначенные в заключении, были неверными или заведомо ложными, из-за чего у компании-заказчика начались проблемы, она имеет полное право взыскать ущерб с аудиторской фирмы. Поэтому заказчик должен быть стопроцентно уверен в компетентности аудитора, ведь последствия неправильно или небрежно проведенной проверки могут быть очень существенными. Сегодня очень много аудиторских фирм, но я не рекомендую обращаться в первую попавшуюся или самую недорогую — вы сами понимаете, что услуги специалистов высокого класса не могут обходиться дешево. В конце концов, речь идет о репутации вашей компании.

КСК групп работает на рынке аудита уже более 20 лет и, согласно рэнкингу «Эксперт РА» за 2016 год , является одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России. Потому мы можем предложить действительно высокий уровень сервиса — у нас на данный момент работает более 300 высококвалифицированных специалистов, компания оказывает весь спектр услуг: от аудита всех типов до помощи в поисках инвестиций, от создания действенных маркетинговых стратегий до разработки системы внутреннего контроля».

P.S. КСК групп — одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых групп страны. Сфера деятельности компании охватывает все услуги, имеющее отношение к налогам, управлению, автоматизации, международному структурированию, маркетингу, правовым вопросам и HR.

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 и 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Когда проведение аудита обязательно

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

· акционерным обществом;

· профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

· страховой компанией;

· негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);

· кредитной организацией;

· публично-правовой компанией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

· организация предоставляет (раскрывает) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);

· организация предоставляет (раскрывает) промежуточную консолидированную финансовую отчетность;

· объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

· сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

· такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчетности за 2016 год с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведен в информационном сообщении Минфина России от 10 января 2017.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО. Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для организаций, созданных в форме ООО, аудит обязателен, если:
– объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
– сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае организация работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:
– с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
– с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

· организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

· кредитных и страховых организаций;

· негосударственных пенсионных фондов;

· организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

· государственных корпораций и компаний;

· организаций, формирующих консолидированную отчетность.

Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

· убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);

· убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Главбух советует: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. Также на официальном сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность» приведена информация о том, есть ли аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в СРО (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

· государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

· государственных корпорациях и компаниях;

· организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

· либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;

· либо отдельно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

Должностному лицу организации грозит штраф от 300 до 500 руб. (руководителю). Саму же организацию могут оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Аналогичные отдельные штрафы будут, если опоздать со сдачей бухгалтерской отчетности или сдать ее в неполном объеме (письмо Росстата от 16 февраля 2016 г. № 13-13-2/28-СМИ).

Организациям, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, инспекторы могут заменить штраф на предупреждение, если:

· нарушение совершили впервые;

· нет материального ущерба;

· нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций;
нет вреда или угрозы:
– жизни и здоровью людей;
– животным и растительности, окружающей среде;
– памятникам истории и культуры;
– безопасности России.

Это следует из части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Аудиторское заключение сдайте в Росстат на бумаге или отправьте по электронной почте. Последний вариант согласуйте с сотрудниками своего территориального отделения Росстата.

Отправить документ в электронном виде вместе с бухгалтерской отчетностью через оператора связи не получится. Документ Росстат не примет.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Внесение сведений в госреестр

Сведения о результатах обязательного аудита заказчик обязан внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. А именно:

· данные аудируемого лица. ИНН, ОГРН, СНИЛС;

· данные аудитора. Наименование (Ф. И. О.), ИНН, ОГРН, СНИЛС;

· перечень аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности и период, за который она составлена;

· дату аудиторского заключения, мнения аудитора о достоверности отчетности;

· обстоятельства, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности. Но только если это не государственная или коммерческая тайна.

Это следует из части 6 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

10. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, УЧЕТ И АНАЛИЗ

10.1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Новоселова Наталья Николаевна, профессор кафедры Бухгалтерского учета и аудита филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, доктор экономических наук

Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», филиал, г. Пятигорск

Боровяк Светлана Николаевна, доцент кафедры бухгалтерский учет и аудит кандидат экономических наук, доцент

Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», филиал, г. Пятигорск

Аннотация: В статье обосновывается тезис о том, что качество аудиторской проверки напрямую зависит от организации процесса проверки и формирования объективных выводов и рекомендаций.

Ключевые слова: институт аудиторства, аудируемые лица, письмо обязательство, федеральные правила (стандарты)

ORGANIZATION OF THE AUDIT INSPECTION OF ACTIVITY OF THE ECONOMIC SUBJECT

Place of employment: FGAOU VPO «North-Caucasian Federal University» (branch) in Pyatigorsk

Keywords: the auditorstvo institute, audited persons, the letter the obligation, federal rules (standards).

Развитие рыночных отношений в России обусловил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения

различных субъектов предпринимательской

деятельности, и среди них одно из ведущих мест должно принадлежать институту аудиторства, главная цель которого — обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в

бухгалтерской (финансовой) отчетности,

предназначенной для внешних пользователей.

На сегодняшний день значение аудита и профессии бухгалтера-аудитора трудно переоценить. Полученная аудиторами информация является основой для

принятия управленческих решений руководством

аудируемых предприятий, а также базой для принятия государством решений в области экономики и

налогообложения. Важнейшей задачей государства является дальнейшее развитие и совершенствование института аудита в России.

Все взаимоотношения между аудиторской

организацией и аудируемым лицом регулируются договором, составляемым на стадии переговоров о проведении проверки.

Перед заключением договора на проведение проверки аудиторская организация формирует письмо-обязательство. Письмо-обязательство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аудитора — документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта — клиента и аудитора (аудиторской фирмы) на этапе заключения соглашения о проведение аудиторской проверки.

Письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой о проведение аудита и (или) оказание аудиторских услуг.

Письмо-обязательство направляется

исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора, цели и масштаба аудита.

Если цели и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо-обязательство может не составляться либо давать лишь дополнительную информацию для экономического субъекта.

Жесткие рекомендации по составлению письма-обязательства аудитора перед клиентом отсутствуют, а содержание письма определяется, прежде всего, запросами клиента, его финансовым состоянием, степенью взаимного доверия между аудитором и клиентом.

Письмо-обязательство документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.

В тоже время руководство экономического субъекта не всегда правильно понимает цели и задачи аудита и не представляет, какие действия потребуются от него и работников предприятия, а также степень ответственности за предоставленную для проверки документацию.

Во избежание неразрешимых конфликтов по ходу проведения аудиторской проверки все эти вопросы

должны быть разъяснены клиенту до начала проверки

и даже до заключения договора .

1 Шеремет А.Д. Аудит. — М.: ИНФРА — М, 2005.

Бизнес в законе

4’2013

Письмо-обязательство, посланное аудиторской фирмой своему клиенту до начала проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.

Перед процессом формирования плана аудиторской проверки необходимо ознакомиться с особенностями деятельности экономического субъекта, понимание деятельности аудируемого лица регулируется правилом (стандартом) № 8 «Понимание

деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита. При этом информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, полученные на предыдущих стадиях.

Аудиторские процедуры, осуществляемые с целью приобретения знаний о деятельности аудируемого лица, относятся к процедурам оценки рисков, потому что определенная информация, полученная путём выполнения таких процедур, может быть использована аудитором в качестве аудиторских доказательств при оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности2.

При ознакомлении с деятельностью потенциального клиента аудиторам следует выявить факторы, влияющие на финансово — хозяйственную деятельность экономического субъекта. Их можно разделить на:

а) внешние факторы — общие экономические и отраслевые факторы:

Общеэкономические факторы (государственная политика, уровень инфляции, денежная (валютная) ревальвация, состояние экономики в целом и др.);

Отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цикличность (сезонность) деятельности, изменения в технологии производства, предпринимательский риск, спад или расширение отрасли и др.);

Нормативно-правовые факторы (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности, нормативные и законодательные акты, система налогообложения, меры государственного

регулирования, аудиторские требования

представления отчетности, пользователи

бухгалтерской отчетности).

б) внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями экономического субъекта:

Индивидуальные факторы (корпоративная структура, организационная структура, деятельность внутреннего аудита, источники и методы финансирования и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы, связанные с особенностями экономической деятельности (характер экономического субъекта, категории основных расходов, структура долгов, включая условия и ограничения и др.);

2 Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863).

Финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, лизинг и прочие финансовые соглашения (кредиты, займы), доступность кредитов, операции с ценными бумагами, сравнение с прибыльностью производственных операций).

В целях получения наиболее глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от различного рода базовых показателей3.

Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

— официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

— нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;

— разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта;

— запросы третьим лицам;

— консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;

— учредительные документы, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур;

— результаты проведения аналитических процедур; выявление необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;

— материалы налоговых проверок и судебных процессов и другие.

Полученные знания аудиторы обязаны использовать при планировании аудита. Порядок и принципы планирования аудита регламентированы

федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита». Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и

своевременно.

Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

На этапе предварительного планирования

аудиторская организация должна иметь информацию о состоянии имущества и обязательств экономического субъекта как на момент проведения аудита, так и на перспективу. В целях обеспечения достаточного понимания деятельности экономического субъекта аудиторская организация обязана на стадии планирования правильно подобрать персонал для проведения аудита. При этом надо учитывать уровень квалификации и опыта проведения аудита,

преемственность персонала, а также психологическую

совместимость внутри группы аудиторов4.

В процессе проведения аудита аудиторская

организация обязана уточнить на текущий момент

3 Хахонова Н. Н. Аудит. — М.: КНОРУС, 2011.

4 Хахонова Н. Н. Аудит. — М.: КНОРУС, 2011.

отчетности

и в ходе ее процедуры и

информацию, полученную ранее, включая информацию предшествующего аудиту периода. Это необходимо для того, чтобы правильно и своевременно производить корректировку видов, трудоемкости и объема необходимых аудиторских процедур, оценку и обоснование аудиторских доказательств, выявление противоречивой

информации.

На завершающей стадии аудита углубленное понимание деятельности экономического субъекта необходимо в целях произведения контрольных аналитических процедур и подтверждения правильности окончательных выводов о достоверности финансовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономического субъекта.

Перед аудиторской проверкой проведения все произведенные полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита»5.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов в аудиторской организации разрабатываются типовые формы документации, такие как стандартная структура аудиторского файла рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения. Такая стандартизация документирования облегчит поручение работы аудиторам и одновременно позволит надежно контролировать выполненную работу6.

Список литературы:

1. Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532).

2. Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532).

3. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» ( в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863).

4. Хахонова Н. Н. Аудит. — М.: КНОРУС, 2011.

5. Шеремет А.Д. Аудит. — М.: ИНФРА — М, 2005.

ОТЗЫВ

на статью Новоселовой Н.Н., Боровяк С.Н. «Организация аудиторской проверки деятельности экономического субъекта»

Развитие рыночной экономики в России обусловило необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них институт аудиторства, главная цель которого — обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предназначенной для внешних пользователей.

В современных условиях значение аудита и профессии бухгалтера-аудитора чрезвычайно велико. Полученная аудиторами информация является основой для принятия управленческих решений руководством аудируемых предприятий, а также базой для принятия государством решений в области экономики и налогообложения. Именно поэтому важнейшей задачей государства является дальнейшее развитие и совершенствование института аудита в нашей стране.

В статье обосновывается тезис о том, что качество аудиторской проверки напрямую зависит от организации процесса проверки и формирования объективных выводов и рекомендаций. Также рассматриваются источники информации для аудитора о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

В связи с вышесказанным, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав.кафедрой

«Экономика и управление

социально-экономическими

системами» ФГБОУ

ВПО «Московский государственный

университет пищевых производств»,

доктор экономических наук Е.В.Савватеев

Reference list:

1. Pravilo (standart) № 2 «Dokumentirovanie audita» (v red. Postanovlenija Pravitelstva RF ot 07.10.2004g. № 532).

2. Pravilo (standart) № 3 «Planirovanie audita» (v red. Postanovlenija Pravitelstva RF ot 07.10.2004 g. № 532).

В этой статье рассказано, как разработчик расширений конфигурации, дополнительных отчетов и обработок должен направлять их на аудит, и как он должен устранять недостатки, если они будут обнаружены при аудите.

1. В сервисе 1cfresh.com расширения конфигурации, дополнительные отчеты и обработки должны успешно пройти аудит для того, чтобы быть допущенными к использованию в сервисе.

2. Рекомендуем ознакомиться со статьей о наиболее распространенных ошибках и затруднениях при подготовке расширений конфигурации, дополнительных отчетов и обработок.

1. Общие сведения об аудите

1.1. Зачем нужен аудит?

Аудит необходим для проверки того, что размещаемые в сервисе расширения конфигурации, дополнительные отчеты и обработки:

  • безопасны, не приведут к потере или хищению данных пользователей сервиса;
  • не повредят штатной функциональности приложений сервиса;
  • не вызовут деградацию производительности сервиса или иные нежелательные последствия,

а также что описания расширений являются корректными, достаточными и понятными для пользователей.

1.2. Кто выполняет аудит?

Аудит выполняется сотрудниками провайдера сервиса (фирмы «1С»).

1.3. Как долго проводится аудит?

Это зависит от количества строк кода, сложности понимания кода, количества форм и т. д. Как правило, аудит выполняется в течение 2–3 рабочих дней.

1.4. Задачи аудита

Для выполнения аудита расширение конфигурации, дополнительный отчет или обработка (или их новая версия) загружается в сервис, и при этом автоматически формируется задача для аудитора по выполнению проверки (аудита). При загрузке расширения конфигурации также формируется задача по аудиту описания расширения.

При отрицательном результате аудита автоматически формируется задача для разработчика на доработку по замечания аудитора. Разработчик может учесть замечания аудитора и заново загрузить объект разработки (расширение конфигурации, описание расширения, дополнительный отчет или обработку) в сервис. И так происходит до тех пор, пока аудитор не одобрит объект разработки или разработчик не откажется от дальнейшего аудита.

1.5. Результат аудита

Прошедшие аудит расширения конфигурации, дополнительные отчеты или обработки могут использоваться в сервисе — встраиваться в размещенные в сервисе приложения.

Для того чтобы расширение конфигурации было разрешено использовать не только абоненту-правообладателю, но и другим абонентам, необходимо, чтобы описание расширения прошло аудит.

2. Процедура отправки на аудит

Расширения конфигурации, описания расширений, дополнительные отчеты или обработки отправляются на аудит автоматически при загрузке в сервис расширения конфигурации, дополнительного отчета или обработки. Это описано в статьях:

  • Как загрузить расширение конфигурации в сервис?
  • Как загрузить дополнительный отчет или обработку в сервис?

Описание расширения можно отправить на аудит также из формы описания расширения:

3. Оповещения о задачах аудита

При отрицательном результате аудита расширения конфигурации, дополнительного отчета или обработки:

  • разработчику отправляется электронное письмо с уведомлением об отрицательном результате аудита и с замечаниями аудитора;
  • для разработчика создается задача на выполнение исправлений.

О наличии задач на исправление замечаний аудита разработчику выводятся оповещения:

  1. При работе разработчика в менеджере сервиса (личном кабинете) в правом нижнем углу экрана периодически будет выводиться уведомление:

  2. Справа от гиперссылки Адаптация в панели действий окна менеджера сервиса (личного кабинета) в скобках будет показано количество задач на исправление замечаний аудита:

  3. В области данных пользователя в скобках справа от гиперссылки Мои задачи показывается количество задач пользователя:

    В скобках показывается общее количество задач пользователя, а не только задач на исправление замечаний аудита.

4. Вывод карточки задачи на исправление замечаний аудита

Чтобы вывести карточку задачи на исправление замечаний аудита, разработчик должен:

  1. Войти в свой личный кабинет, например, щелкнув ссылку Личный кабинет на странице Мои приложения сайта сервиса;

  2. Щелкнуть гиперссылку Адаптация в панели действий окна менеджера сервиса (личного кабинета):

  3. В выведенной форме Адаптация приложений перейти на вкладку Задачи.

  4. Щелкнуть двойным щелчком мыши нужную строку в выведенном списке задач. Откроется карточка задачи на исправление замечаний аудита.

5. Учет замечаний аудитора

В выведенной карточке задачи на исправление замечаний аудита разработчик может:

  • ознакомиться с замечаниями аудитора;
  • нажав гиперссылку История аудита, ознакомиться с историей аудита объекта разработки;
  • получить файл, по которому проводился аудит (для аудита версии расширения, дополнительного отчета или обработки).

Разработчик может учесть замечания аудитора и отправить объект разработки на повторный аудит, или прекратить аудит проверяемого объекта.

5.1. Повторный аудит расширения

Чтобы повторно отправить на аудит разрабатываемую версию расширения, разработчик должен:

  1. Ознакомиться с замечаниями аудитора, приведенными в карточке задачи.
  2. Если для исправления замечаний необходимо изменение кода расширения — внести исправления в код расширения и сохранить конфигурацию расширения в файл.
  3. Добавить в карточку задачи на исправление замечаний аудита комментарии об исправлениях, сделанных по замечаниям аудита.
  4. Нажать кнопку Повторить аудит.
  5. Будет выведено окно мастера добавления расширения. С его помощью следует добавить версию расширения в сервис, как описано в статье . При внесении исправлений в расширение в мастере нужно указать файл исправленной версии расширения.

5.2. Повторный аудит описания расширения

Чтобы повторно отправить на аудит разрабатываемую версию описания расширения, разработчик должен:

  1. Ознакомиться с замечаниями аудитора, приведенными в карточке задачи.
  2. Нажать в карточке задачи гиперссылку Отредактируйте описание расширения для исправления замечаний.
  3. Внести изменения в выведенную форму свойств описания расширения и нажать кнопку Записать и закрыть.
  4. Добавить в карточку задачи комментарии об исправлениях, сделанных по замечаниям аудита.
  5. Нажать кнопку Повторить аудит.

5.3. Повторный аудит дополнительного отчета или обработки

Чтобы повторно отправить на аудит разрабатываемую версию дополнительного отчета или обработки, разработчик должен:

  1. Ознакомиться с замечаниями аудитора, приведенными в карточке задачи.
  2. Внести исправления в код дополнительного отчета или обработки.
  3. Создать новый комплект поставки (см. статью ).
  4. Добавить в карточку задачи комментарии об исправлениях, сделанных по замечаниям аудита.
  5. Нажать кнопку Повторить аудит.
  6. Будет выведено окно мастера добавления дополнительного отчета или обработки. С его помощью следует добавить в сервис новую версию комплекта поставки дополнительного отчета или обработки, как описано в статье .

6. Прекращение прохождения аудита

Разработчик может отказаться от дальнейшего прохождения аудита — например, если поймет, что не может выполнить требования аудитора. Для он должен нажать кнопку Прервать аудит в карточке задачи по исправлению замечаний аудита.

7. Если аудит прошел успешно

При положительном результате аудита:

  • разработчику отправляется электронное письмо с уведомлением об успешном прохождении аудита;
  • состояние принятой версии расширения конфигурации, дополнительного отчета и обработки изменится на «Опубликовано».

7.1. Использование в приложениях

Расширения конфигурации, дополнительные отчеты и обработки, успешно прошедшие аудит, могут использоваться в приложениях абонентов сервиса (см. статью ).

Круг этих абонентов зависит от того, кто является владельцем (правообладателем) расширения конфигурации, дополнительного отчета или обработки:

Владелец (правообладатель) Возможно использование в приложениях
Обычный абонент сервиса Только в приложениях этого абонента
Обслуживающая организация сервиса В приложениях этой обслуживающей организации и в приложениях обслуживаемых ею абонентов (по выбору обслуживающей организации)
Провайдер сервиса В приложениях любых выбранных провайдером абонентов сервиса или в приложениях всех абонентов сервиса (по выбору провайдера)

При получении уведомления об успешном прохождении аудита рекомендуется сообщить об этом владельцу абонента — правообладателя расширения конфигурации или дополнительного отчета/обработки, чтобы он мог:

  • установить расширение конфигурации или дополнительный отчет/обработку в приложения абонента, как это описано в статье ;
  • если правообладатель это обслуживающая организация — открыть доступ к расширению конфигурации или дополнительному отчету/обработке своим клиентам, как это описано в статье .

7.2. Предоставление доступа

Если владельцем (правообладателем) расширения конфигурации, дополнительного отчета или обработки является обслуживающая организация, то она может предоставить доступ к расширению конфигурации, дополнительному отчету или обработке обслуживаемым ею абонентам (см. статью ).

Если правообладателем является провайдер сервиса, то он может предоставить доступ к такому расширению конфигурации, дополнительному отчету или обработке любому абоненту сервиса или всем абонентам сервиса.

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы аудита»

на тему:

«ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА. ВИДЫ АУДИТА»

ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты страны вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Такую возможность предоставляет аудит.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия — стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат.

Аудит обеспечивает реализацию практической общественной потребности – подтверждение достоверности финансовой информации о характере и результатах деятельности хозяйствующих субъектов, заинтересованных цивилизованно и эффективно работать ради прибыли.

Этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – исследовать содержание аудита и его компоненты.

В соответствии с этим задачи курсовой работы могут быть сформулированы так:

  • рассмотреть сущность и назначение аудита:

  • изучить его цели и задачи;

  • исследовать виды аудита.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА

Современный аудит — это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России, т.е. отличительной его чертой является его принадлежность к инфраструктуре рынка.

Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

— возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

— зависимость последствий принятых решений от качества информации;

— необходимость специальных знаний для проверки информации;

— частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Цель проверки финансовых отчетов:

  • подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;

  • контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;

  • подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности активов, обязательств, собственных средств, затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

  • выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности делать на основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие обоснованные решения.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Задачи аудита связаны с целью проведения аудита (например, аудит денежных средств и т. д.). Основными задачами аудиторской деятельности являются:

  • проверка законности финансово-хозяйственных операций;

  • проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;

  • проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;

  • исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;

  • проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

В основе аудита лежат гражданское право, административно-хозяйственное право, бухгалтерский учет. Конечная цель аудита — анализ финансового состояния организации, ее финансовой устойчивости и кредитоспособности.

ВИДЫ АУДИТА

В мировой практике, а также в нашей стране, аудит подразделяют на: внутренний, внешний, инициативный и обязательный (Рисунок 2).

Рисунок 2 — Общая классификация видов аудита

Внутренний аудит рассматривается как часть общей системы управления и контроля за производственно-хозяйственной деятельностью организации. Осуществляется он по решению руководства.

Задачи, которые должна выполнять служба внутреннего аудита, определяют функции работников этой службы и их профессионально-квалификационный состав. Основные задачи внутреннего аудита:

1. Осуществление периодического контроля за финансово-хозяйственной деятельностью проверяемых организаций.

Выполняя эту задачу, внутренний аудитор изучает систему бухгалтерского учета и контроля, дает оценку эффективности ее функционирования, используя различные приемы (выборку, сканирование и т. п.). Аудитор проверяет юридическую обоснованность операции и оптимальность налогообложения, дает оценку существенности найденных ошибок.

2. Проведение финансово-экономического анализа деятельности организации и разработка ее финансовой стратегии.

При выполнении второй задачи аудитор проводит экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, оценивает ее платежеспособность и финансовую устойчивость, дает рекомендации по стратегии финансово-хозяйственной деятельности.

3. Консультативные услуги в области бухгалтерского учета и налогообложения, а также в вопросах права и другие услуги по профилю деятельности аудиторской службы — один из наиболее часто встречающихся видов услуг. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может потребоваться профессиональная помощь при необычных или редко встречающихся экономических ситуациях, а также при существенных изменениях законодательства, выполнение этой услуги может быть также отнесено к задачам службы внутреннего аудита.

Внешний аудит — это независимый контроль, проводимый высококвалифицированными специалистами в области учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, имеющими соответствующую лицензию или сертификат. Проводится аудит независимыми аудиторами на основе договоров и подготовки соответствующего заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности и эффективности достигнутых результатов в соответствии с действующими стандартами, правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Внешний аудит может давать рекомендации клиенту. Аудиторы при этом применяют современные формы расчетов на основе экономико-математических статистических приемов анализа.

Основными задачами внешнего аудита являются:

  • проверка и заключение о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;

  • оценка совершаемых хозяйственных операций и их соответствие законодательству и нормативным актам;

  • оценка качества бухгалтерского учета;

  • проверка правильности экономических расчетов (себестоимости, прибыли, ее распределение);

  • анализ финансового состояния предприятия;

  • оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и состоятельности;

  • постановка учета, оказание практической помощи в его совершенствовании;

  • оказание консультаций по различным вопросам;

  • рекомендации по совершенствованию учета и хозяйственной деятельности.

Внешний аудит проводится аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухучета и финансовой отчетности аудируемого объекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Назначение аудита едино в любой стране мира — это независимая оценка по состоянию бухгалтерского учета публичных компаний.

Значение аудита состоит в том, что он не только является независимой проверкой финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, но и дает рекомендации и предложения по совершенствованию этой деятельности, расширению аудиторских услуг и созданию аудиторских компаний и фирм на международном уровне.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан.

Задачи аудита связаны с целью проведения аудита. Основными задачами аудиторской деятельности являются:

  • проверка законности финансово-хозяйственных операций;

  • проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;

  • проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;

  • исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;

  • проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

Конечная цель аудита — анализ финансового состояния организации, ее финансовой устойчивости и кредитоспособности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *