Показания спидометра

13 декабря 2019 Категория: Секреты автомобилей.

Неточность показаний спидометра и одометра в любом автомобиле легко доказать экспериментальным путем. Самый простой вариант — проверка скорости с помощью GPS-навигатора: реальное значение будет ниже, чем на спидометре.

Также можно проехать заранее известное расстояние (например, между несколькими километровыми столбами на трассе) — и, с учетом потраченного времени, рассчитать реальную скорость, а заодно — сверить фактический пробег с показаниями одометра.

На старых автомобилях, оснащенных аналоговыми приборами, погрешность показаний может достигать 15%. Современные цифровые спидометры и одометры намного точнее, но и у них отклонение составляет 3-10%, причем в сторону увеличения. Например, если прибор показывает скорость 120 км/ч, в реальности она может составлять 114 км/ч, а при зафиксированном пробеге 150 тыс. км фактически машина могла пройти 143-145 тыс. км.

Обратите внимание! Действующее дорожное законодательство не запрещает эксплуатировать автомобили, у которых данные спидометра и одометра незначительно завышены. Но занижение показателей скорости категорически запрещено.

Почему показания некорректны?

Главная фактор — политика автопроизводителей, которые преднамеренно закладывают погрешность примерно 3-5% в сторону увеличения. Это делается по следующим причинам:

  • Повышение безопасности движения. Изменение показаний спидометра в сторону увеличения является дополнительным фактором, ограничивающим скорость. Например, водитель видит на спидометре 90 км/ч, а фактически машина движется со скоростью 87 км/ч.
  • Снижение количества штрафов, выписываемых камерами видео- и фотофиксации. Если спидометр занизит скорость (а на его показания могут повлиять и другие факторы, о которых речь пойдет ниже), санкции будут неизбежны, что вызовет обоснованное недовольство водителя. То же самое касается ситуаций, когда скорость на трассе измеряется автоинспекторами с помощью радаров: если спидометр занизит показания, водитель может получить штраф, даже не имея намерений нарушить скоростной режим.
  • Стремление снизить расходы на гарантийное обслуживание автомобилей. Например, если гарантия действует до 100 тыс. км пробега, то при достижении данного показателя на одометре реальный пробег машины может составить 97 тыс. км. Это позволяет автопроизводителям снимать автомобили с гарантийного обслуживания раньше положенного времени.

Что еще влияет на показания спидометра и одометра?

Скорость движения автомобиля определяется на основании интенсивности вращения выходного вала трансмиссии. Этот же принцип используется во многих автомобилях для определения пробега. Но показания одометра также могут рассчитываться на основании информации, полученной от датчика, считающего обороты колес (чем больше оборотов — тем выше пробег, и наоборот). В этом случае появляется целый ряд дополнительных факторов, влияющих на достоверность показаний.

Один из них — изменение диаметра колес за счет установки нештатных дисков или шин. Если сделать его больше на 1 дюйм, то реальный пробег автомобиля будет отличаться от фактического на 5-7% при прежней интенсивности вращения выходного вала трансмиссии.

Неправильное давление в шинах также искажает показания скорости и пробега. Если колесо спущено, то его диаметр уменьшится, соответственно — увеличится количество совершаемых оборотов. Это будет зафиксировано датчиком вращения колеса, что приведет к увеличению показателей пробега.

Как продлить жизнь вашему автомобилю — читайте .

Важно! Давление в шинах самопроизвольно меняется в зависимости от температуры воздуха. Поэтому на одном и том же маршруте показания одометра могут различаться при холодной и теплой погоде.

Показания пробега и скорости также зависят от состояния дорожного полотна. Например, ближе к краю проезжей части покрытие может меняться по сравнению с серединой дороги (продавленная колея, ямки, трещины и т. п.). На таких местах колеса подпрыгивают, стучат, пробуксовывают, вращаются с разной интенсивностью, что приводит к искажению показаний скорости и пробега. Если же автомобиль забуксовал в грязи, сугробе или на льду, то все «холостые» обороты колес могут учитываться как реальный пробег.

Чтобы авто всегда был на ходу, в не зависимости от того, сколько за плечами километров, своевременно меняйте все запчасти. Благо вы можете сделать это у нас:

Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка

Метки: спидометр, одометр

Начав ездить на машине, я изначально обратил внимание только на то, что спидометр подвирает изрядно в плюс — на первом этапе обкатки засек по GPS скорость 70 км/ч, это оказалось ровно на 80 км/ч по шкале спидометра; потом засек 90 км/ч и 100 км/ч, им соответствует 100 км/ч и 110 км/ч по спидометру. При этом на одометр я как-то особо внимания не обращал. Ну разве что показатели расхода топлива (веду журнал в приложении на смартфоне) слегка смущали, многовато как-то получалось, но я это списывал на обкатку и не оптимальные режимы работы мотора, на не настроенные зажигание и карбюратор и т.д.

Но вот после недавней поездки на более чем 500 км я был немного озадачен. По карте протяженность очень подробно построенного маршрута до Аркадака и обратно составляла 530 км, а по одометру только 480. Разница в 70 км — это уже серьезно! Я это списал на то, что и резина стоит нестандартного размера, и приборка не родная…

Но вот, в приборке-то и крылся ответ — смотрим на нижний левый угол спидометра и видим:

Zoom

W=1102

Вот, собственно, и ответ на вопрос — передаточное число спидометра в Опель-панели 1102, что означает 1102 оборота троса на 1 км пути. Тогда как в родной москвичевской приборке передаточное число спидометра 1000.

Теперь делим 530 на 480, получаем 1,104 — ну не 100% совпадение, но близко. И вот эти 0,002 уже как раз можно совершенно справедливо списать на резину и прочие погрешности.

Соответственно, теперь все мои подсчеты пробега и расхода топлива можно засунуть в задницу нужно пересчитывать заново, с учетом поправки, приняв поправку грубо 1,1.
В частности, необходимо внести изменения в подсчеты по результатам обкатки 1000 км.
И в дальнейшем следовать этой поправке. А сам спидометр, показания стрелки, просто подкорректировать регулятором, имеющимся в механизме, чтобы врал поменьше.

p.s. У меня есть в запасе приборка без тахометра, в ней спидометр с маркировкой W=1083 и шкала размечена до 220 км/ч.

Zoom

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *