Положение о Роспотребнадзоре

2.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Джамбулатов Сераждин Исаевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Кисловодский гуманитарно-технический институт. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: rector@kgti.tu

Аннотация

Задача: задача, стоявшая перед автором статьи, состояла в анализе деятельности органов государственной власти в области обеспечения защиты прав потребителей. Особая роль в этой сфере принадлежит органу, осуществляющему ведомственный контроль — Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Именно исследование предоставленных указанному органу государственной власти полномочий в сфере защиты прав потребителей позволяет установить эффективность деятельности Рос-потребнадзора в рассматриваемой области.

Модель: при написании работы были применены методы научного исследования, такие, как: диалектический, формально-логический, системно-структурный, метод изучения эффективности действия правовых норм, использование которых позволило автору изучить интересующие его объекты в их взаимосвязи, целостности, способствовало проведению всестороннего и объективного исследования.

Выводы: проведенное исследование позволило сделать вывод, что государственный надзор в сфере прав потребителей выступает одним из направлений общей государственной политики, а государственная защита в данной области является приоритетной формой защиты. Подчеркивается, что основная роль в осуществлении рассматриваемого вида государственного надзора возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данная Служба реализует свои полномочия путем проведения проверок, дачи рекомендаций, выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и т.д. Кроме того ею реализуются функции государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительного рынка.

Ценность: работа может быть полезна студентам юридического факультета, в первую очередь при рассмотрении ряда тем по курсу «Конституционное право Российской Федерации», пол спецкурсам «Права человека», «Защита прав потребителей», а равно по иным дисциплинам учебного процесса, которые затрагивают проблемы реализации прав граждан в сфере потребления товаров, работ, услуг и порядок их защиты.

Ключевые слова: права потребителей, защита; государственный надзор, ведомственный контроль, органы государственной власти, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF PROTECTION OF CONSUMERS ‘RIGHTS

В условиях рыночной экономики государство осуществляет защиту прав потребителей, формируя нормативно-правовые основы и организационный механизм действий в данном направлении.

Как отмечает А. Нариньни: «Создание в России эффективной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики» . Данный вид политики, в свою очередь, выступает важнейшей составляющей социально-экономической политики любого государства, затрагивает интересы как всего населения страны в целом, так и каждого гражданина в частности. Поддерживает подобную точку зрения и О.В. Лепешкина, утверждающая, что ориентиры на государственную защиту прав потребителей сохраняют свое приоритетное значение, в связи с чем государственная политика в данной области является ключевым элементом в структуре общей государственной политики, а ее фор-

мирование и реализация должны признаваться одним из главных направлений деятельности государственных и общественных структур .

Можно согласиться с О.В. Моисеевой, что последовательная и эффективная потребительская политика может рассматриваться как важнейшая составляющая в развитии рынка, оказывающего воздействие на повседневную жизнь граждан, способствующего повышению их благосостояния и формирующего благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности для добросовестных производителей товаров, работ и услуг .

Таким образом, актуальность рассмотрения проблем защиты прав потребителей состоит в том, что гражданин, который выступает в правовых отношениях в роли потребителя, неизменно является более слабой и менее защищенной стороной по отношению к организации (индивидуальному предпринимателю), реализующему ему свои товары, работы (услуги) . Потребитель не обладает значительной информацией о действительных потребительских свойствах, качестве, месте происхождения и иными сведениями о приобретаемых им для своих нужд товарах, работах (услугах). Как правило, у гражданина и гораздо меньше возможностей на получение юридической поддержки, а в случае спора — на обеспечение защиты своих прав.

Осуществление эффективной защиты прав потребителей невозможно без функционирования в этой сфере специальных уполномоченных органов. Деятельность уполномоченных органов реализуется в порядке административного производства, поскольку граждане, права которых нарушены, направляют свои требования не в суд, а именно в специальные органы, наделенные полномочием осуществления защиты прав потребителей (территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел, прокуратуру).

На отношения, связанные с реализацией федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций либо уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), распространяются нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ (ред. от 1 мая 2017 года №96-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Последний относит указанный надзор к одному из видов государственного надзора, осуществляемого в Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Такой орган исполнительной власти, наделенный полномочием осуществлять федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей определен Правительством РФ. Им выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнад-зор). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была создана на основании указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года №314 (ред. от 7 декабря 2016 года №656) . Руководство деятельностью Службы на сегодняшний день осуществляет Правительство РФ.

Исходя из Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 (ред. от 3 июля 2016 года №265-ФЗ) «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей на сегодняшний день включает в себя, среди иных правомочий, возможность применения в закрепленном законом порядке способов предупреждения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, о ликвидации установленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, которые совершили подобные нарушения .

Например, под данным Роспотребнадзора в 2016 г. в территориальные органы Роспотребнадзора поступило 332 179 обращений по вопросам защиты прав потребителей, что по сравнению с 2015 годом (329 829 обращений) больше на 0,7 %; с 2014 годом (308 902 обращения) увеличилось на 7,5%; с 2013 годом (321 665 обращений) возросло на 3,3%; с 2012 годом (280 587 обращений) больше на 18,4% и по сравнению с 2007 годом (153 568 обращений) увеличилось в 2,2 раза . По итогам рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, направленных в территориальные органы Роспотребнадзора в 2016 г., последними в рамках их компетенции принимались различные меры, целью которых было восстановление и/или защита нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. За 2016 г. было рассмотрено 325 958 обращений, по 230 652 из них (что составляет 70,8 %) заявители получили соответствующие разъяснения; 18,2% направлено на рассмотрение в иной государственный орган, орган местного самоуправления либо другому должностному лицу, исходя из их компетенции (59 337); 11,8 % стали основанием для проведения проверок (38 609); 2,6% обращений стали основаниями для проведения административных расследований (8 426).

К полномочиям Роспотребнадзора закон относит также осуществление проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по исполнению ими требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, а равно технических регламентов.

Так, согласно данному направлению деятельности в 2016 г. территориальными органами Роспотребнадзо-ра была проведена 77 571 внеплановая проверка (в

2015 г. — 78 276).

В сфере защиты прав потребителей 18 536 проверок (23,9 %) проведены на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного во исполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ (в 2015 г. — 14 902 проверки; 19,0 %); 480 проверок (0,6 %) — на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (в 2015 г. -706 проверок; 0,9 %).

Всего при осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей в отчетном году проведено 96 663 проверки (в 2015 г. -121 297 проверок). Сокращение количества проверок в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 году по сравнению с 2015 годом на 20,3 % обусловлено главным образом снижением числа плановых проверок на 55,6 % (в 2016 г. проведено 19 092

плановые проверки, в 2015 г. — 43 021), что связано с реализацией риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий.

Следует так же учитывать, что на Роспотребнадзор, в соответствии с утвержденным Положением, наряду с федеральным государственным надзором за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, направленных на регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей, возложены полномочия по реализации функций государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительного рынка.

Например, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в 201 6году в рамках Федерального закона №294-ФЗ проведено 3935(60,9%) проверок по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 1288 (19,9%) составили проверки по вопросам защиты прав потребителей и 1238 (19,2%) комбинированных проверок .

В соответствии со ст.42.1 Закона о защите прав потребителей высшему органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации вменено осуществление мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и принятие, в рамках своей компетенции, предусмотренных законом мер. Защита прав потребителей — важная социальная и экономическая функция исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Закон не позволяет данным органам самоустраниться от проведения мероприятий по реализации, гарантированному исполнению и защите прав потребителей.

На региональном уровне наиболее результативной формой выполнения государственной политики в области защиты прав потребителей выступает разработка, внедрение и последующее исполнение региональных программ по защите прав потребителей, которые способствуют и объединению усилий всех заинтересованных органов и организаций по исследуемой проблеме, и решению характерных для того или иного региона аспектов и проблем в этой области. Вместе с тем лишь в пяти субъектах Российской Федерации в 2016 году осуществлялась реализация региональных программ по защите прав потребителей: Республике Карелия, Белгородской, Кемеровской, Иркутской и Саратовской областях.

Для реализации функции защиты прав потребителей в рамках муниципального образования органам местного самоуправления предоставлено право:

осуществлять рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты их прав;

направлять в суды иски в защиту прав неопределенного круга потребителей .

В случае, если при рассмотрении жалобы потребителя будут обнаружены товары (работ, услуг) ненадлежащего качества, а равно опасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом органы исполнительной власти федерального уровня, на которые возложена обязанность осуществления контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

В муниципальные органы исполнительной власти в 2016 году поступило 426 600 обращений, затрагивающих проблемы связанные с осуществлением защиты прав потребителей, что на 6 600 обращений больше

по сравнению с 2015 г., из них письменные обращения составляют 43% (183 400), а устные — 57% (243 200).

Закончить данную статью хотелось бы словами Президента РФ В.В. Путина, отражающим актуальность исследованных вопросов: «Задачи защиты прав потребителей невозможно решать раз и навсегда каким-то одним способом. Они тесно связаны с развитием экономики, появлением новых товаров и услуг. Поэтому мы должны уметь прогнозировать будущие риски и своевременно на них реагировать» .

Список литературы:

4. Доклад Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и об эффективности такого контроля (надзора) за 20146 год // http://26.rospotrebnadzor.ru/doc/doklad/doklad_goscontrol _16.pdf (дата обращения: 15.09.2017).

5. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад.-М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017.- 283с.

6. Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/54328

Рецензия

на статью «Государственный надзор в области защиты прав потребителей»

Права потребителей являются неотъемлемой составляющей общих прав человека, а защита этих прав выступает одной из основных задач государственной потребительской политики. Именно государственная защита прав потребителей сохраняет свое приоритетное значение. Обращение граждан в административном порядке в органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществления защиты прав потребителей, является для граждан наиболее простым и менее формальным способом защиты.

Автором проанализирована деятельность органов государственной власти в области защиты прав потребителей. Подчеркнута особая роль Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Установлено, что данная Служба реализует свои полномочия путем проведения проверок, дачи рекомендаций, выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и т.д. Кроме того ею реализуются функции государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительного рынка. На примере приведенных статистических данных по количеству полученных, рассмотренных обращений, проведенных по ним проверок, принятых мерах защиты, показана эффективность деятельности как территориальных органов Роспотребнадзора, так и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целом.

Делается общий вывод о постоянной актуальности проблемы прав потребителей и поиск эффективных способов защиты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заведующий кафедрой Государственно правовых дисциплин КГТИ, кандидат юридических наук, доцент Л.С.Арутюнов

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2004 года N 322

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

(с изменениями на 30 апреля 2020 года)

Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 года N 322

(с изменениями на 30 апреля 2020 года)

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65; в редакции, введенной в действие с 4 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 428; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов&nbsp, требований к организации питания в том числе:
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 года N 895; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.5. подпункт, дополнительно включенный с 8 июня 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 305, утратил силу с 1 ноября 2011 года — постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 845;

5.1.6. Подпункт дополнительно включен с 8 июня 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 305; утратил силу с 1 мая 2020 года — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.;

5.1.7. Подпункт дополнительно включен с 8 июня 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 305; утратил силу с 1 мая 2020 года — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.;

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации (подпункт дополнительно включен с 10 марта 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 67);

5.1.9. подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 859; утратил силу с 18 июня 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 859 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476);

____________________________________________________________________

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;
(Подпункт дополнительно включен с 4 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 744)

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767;

5.2.1. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767;

5.2.2. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767;

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584);

5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;
(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65)

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65)

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);
(Подпункт дополнительно включен с 4 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 501)

5.2.7. устанавливает требования к организации питания и качеству пищевых продуктов, включая нормы обеспечения питанием, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624)

5.2.8. устанавливает нормы обеспечения питанием детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, допустимые нормы замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624)

5.2.9. устанавливает критерии отличительных признаков пищевых продуктов, информация о которых указывается на добровольной основе в маркировке пищевых продуктов;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624)

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;
(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65)

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

5.7_1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду — в пределах своей компетенции;
(Подпункт дополнительно включен с 3 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года N 61)

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8_1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;
(Подпункт дополнительно включен с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65; в редакции, введенной в действие с 4 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 428.

5.8_2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;
(Подпункт дополнительно включен с 4 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 428)

5.8_3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;
(Подпункт дополнительно включен с 30 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1129)

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 65.

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13_1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 438);

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 988.

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 1581.

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
(Подпункт дополнительно включен с 15 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N 616)

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.
Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

9.2.7. подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 814; утратил силу с 5 апреля 2019 года — постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года N 313;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов — главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612.

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
(Подпункт дополнительно включен с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612)

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;
(Подпункт дополнительно включен с 10 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 612)

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.
(Подпункт дополнительно включен с 5 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года N 313)

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 210; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 624.

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — г.Москва.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Утверждено

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 28 мая 1997 года № 299

Положение
о Департаменте государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики

(с изменениями от 20.04.2009 г.)

Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 8 января 2013 года № 1

I. Общие положения

1. Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики (в дальнейшем — Департамент госсанэпиднадзора) образуется как самостоятельное учреждение путем объединения санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения Кыргызской Республики и Республиканской санэпидстанции.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Департамент госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики является государственным учреждением системы здравоохранения, организующим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативное регулирование, специальные разрешительные, надзорные и контрольные мероприятия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Кыргызской Республики.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Департамент госсанэпиднадзора в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами Президента Кыргызской Республики, приказами и указаниями Министра здравоохранения Кыргызской Республики, постановлениями Главного государственного санитарного врача Кыргызской Республики и настоящим Положением.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Департамент госсанэпиднадзора издает журнал (информационный бюллетень) «Санэпидслужба и здоровье населения».

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5. Департамент госсанэпиднадзора является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, расчетный и валютный счета в банке, гербовую печать и другие штампы, фирменные бланки и другие реквизиты.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

II. Задачи и функции Департамента госсанэпиднадзора

6. Основными задачами Департамента госсанэпиднадзора являются:

— участие в реализации государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности населения;

— организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— организация и руководство деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы Кыргызской Республики;

— координация деятельности органов государственного управления Кыргызской Республики и хозяйствующих субъектов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— санитарно-эпидемиологическое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения — в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;

— определение приоритетных направлений деятельности в организации научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

ecology.gpntb.ru > > законодательство РФ > Постановления Правительства > Об утверждении Положения о Государственной санитарно эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно — эпидемиологическом нормировании. 05.06.94 N 625. Наверх

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 июня 1994 г. N 625 Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании ——————————————————————— Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года N 1177 Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора упразднен. Его функции переданы Министерству здравоохранения Российской Федерации. ——————————————————————— Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. 2. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации привести ведомственные нормативные акты в соответствие с утвержденными пунктом 1 настоящего постановления положениями. 3. Считать утратившими силу Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР и Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. N 375 «О Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР». Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625 П О Л О Ж Е Н И Е о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации 1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации представляет собой систему органов, предприятий и учреждений, действующую в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека. Главной задачей Государственной санитарно-эпридемиологической службы Российской Федерации является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. 2. Органы, предприятия и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (далее именуются — организации Службы) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. В систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации входят: Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России); центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, районах и городах, на транспорте (водном и воздушном); научно-исследовательские учреждения; дезинфекционные станции; другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов. 4. Госкомсанэпиднадзор России руководит организациями Службы через центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, на транспорте (водном и воздушном) и непосредственно подчиненными ему предприятиями и учреждениями. Госкомсанэпиднадзору России непосредственно подчиняются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, на транспорте (водном и воздушном), научно-исследовательские учреждения и другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 5. Организации Службы являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, расчетные счета в учреждениях банков, печати со своим наименованием, владеют федеральной собственностью, находящейся в их распоряжении, на праве оперативного управления. 6. Создание, реорганизация и ликвидация организаций Службы осуществляются вышестоящими органами в установленном порядке. 7. Структура, численность и штатные расписания организаций Службы утверждаются их руководителями в пределах установленного фонда оплаты труда работников. 8. Руководство организациями Службы, на которые возложены функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляется: председателем Госкомсанэпиднадзора России — главным государственным санитарным врачом Российской Федерации; главными врачами центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора — главными государственными санитарными врачами по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, городам и районам, на транспорте (водном и воздушном). На заместителей председателя, начальников управлений Госкомсанэпиднадзора России и заместителей главных врачей центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющих функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора, возлагаются обязанности заместителей главных государственных санитарных врачей соответствующего уровня. 9. Председатель Госкомсанэпиднадзора России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации, а руководители организаций Службы назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке подчиненности. На должности председателя, его заместителей и начальников управлений Госкомсанэпиднадзора России, главных врачей, заместителей главных врачей центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющих функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора, назначаются лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения и получившие звание врача, имеющие практический опыт работы в организациях Службы, являющиеся специалистами в области гигиены и эпидемиологии, а также отвечающие требованиям квалификационных характеристик должностных лиц, утверждаемых Госкомсанэпиднадзором России. Указанные должностные лица не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. 10. При Госкомсанэпиднадзоре России, центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, на транспорте (водном и воздушном) в целях коллегиального рассмотрения вопросов развития, управления и совершенствования деятельности организаций Службы, ее материально-технического и финансового обеспечения создаются советы главных государственных санитарных врачей, действующие в соответствии с положением, утверждаемым Госкомсанэпиднадзором России. 11. Государствнная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации выполняет следующие основные функции: 1) подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 2) разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека; 3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы; 4) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, в том числе: а) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг); б) выявление и установление причин, факторов и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также других массовых заболеваний людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований (установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека); в) принятие в пределах своей компетенции обязательств для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами решений по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий; г) контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, в частности, при: размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство; планировке и застройке населенных пунктов; проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также вводе их в эксплуатацию; разработке, постановке на производство, промышленном выпуске, применении и использовании продукции, в том числе закупаемой за рубежом; выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения, купания, занятий спортом и отдыха населения, а также в лечебных целях; установлении зон санитарной охраны источников водопользования населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей; осуществлении мероприятий по охране от загрязнения атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей; установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий; сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации производственных и бытовых отходов; эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств; выполнении работ с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих и неионизирующих излучений; проведении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, государственной регистрации и сертификации новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, а также осуществлении государственного контроля за их качеством; проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с неблагоприятным влиянием среды обитания человека на его здоровье; осуществлении мероприятий по санитарной охране территории и лечебных местностей; д) выдачу по результатам контроля заключения (гигиенического сертификата) по: проектам норм проектирования, генеральным планам городов, проектам районной планировки и застройки населенных пунктов, размещения объектов промышленности; выбору земельных участков под строительство; технико-экономическим обоснованиям, проектам строительства, реконструкции и модернизации объектов и их пусковых комплексов, зданий, сооружений, транспортных средств и вводу их в эксплуатацию; проектам нормативной и технологической документации на новую продукцию, в том числе на товары народного потребления и пищевые продукты; проектам зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, прибрежных районов морей, округов санитарной охраны курортов, месторождений минеральных вод и лечебных грязей, санитарно-защитных зон предприятий; условиям специального водопользования, проектам нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов в водоемы; условиям производства, применения, хранения, транспортировки и захоронения реадиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений, а также применения источников электромагнитных излучений; перечням (спискам) и регламентам применения средств защиты растений; программам, методикам и режимам воспитания, обучения и профессиональной подготовки граждан; е) применение мер административного принуждения при выявлении санитарных правонарушений, а также передачу дел о привлечении лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности; ж) ведение государственного учета инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, на основании регистрации случаев таких заболеваний в учреждениях здравоохранения и результатов санитарно-эпидемиологических расследований, а также данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку; представление в установленном порядке государственной отчетности по этим направлениям; 5) организует и проводит санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую экспертизу и представляет по ее результатам заключения. Санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая экспертиза с представлением заключений проводится при рассмотрении предпроектной, проектной, нормативной и эксплуатационной документации, разработанной с частичными отступлениями от требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также по проектным решениям, на которые отсутствуют указанные правила, нормы, нормативы, и осуществляется организациями Службы на платной основе; 6) предоставляет органам государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нормативных актах санитарного законодательства Российской Федерации; 7) координирует деятельность предприятий, организаций, учреждений в организации и проведении производственного и общественного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам; 8) осуществляет методическое руководство работой по гигиеническому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропаганде гигиенических знаний; 9) проводит научные исследований в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его обитания. 12. К должностным лицам и специалистам организаций Службы, на которых распространяются права, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 12 и 13 статьи 38 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», относятся заведующие отделами (отделениями) санитарные врачи, врачи-эпидемиологи, врачи-дезинфекционисты и их помощники, а пунктами 2 и 13 — врачи-лаборанты, врачи-бактериологи, врачи-вирусологи, инженеры, техники, фельдшера-лаборанты и лаборанты. 13. Организации Службы, органы и учреждения здравоохранения осуществляют постоянное взаимодействие в пределах своей компетенции по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека: разрабатывают целевые комплексные программы профилактических и оздоровительных мероприятий по важнейшим проблемам охраны здоровья населения и принимают совместные решения по этим вопросам; изучают состояние здоровья населения, демографическую ситуацию в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания; организуют работу по профилактике инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей. 14. Финансирование организаций Службы, в том числе их расходов на развитие материально-технической базы, капитальное строительство, реконструкцию, реализацию социальных программ для трудовых коллективов, а также эксплуатационных расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета и выделяется в нем отдельной строкой. Дополнительными источниками финансирования деятельности организаций Службы могут быть внебюджетные средства, образуемые за счет: части средств из фондов обязательного медицинского страхования, направляемых на финансирование санитарно-профилактических мероприятий по перечню, утверждаемому Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Госкомсанэпиднадзором России; части средств из экологических фондов, направляемых на выполнение работ по профилактике заболеваний людей, связанных с неблагополучной экологической обстановкой, в соответствии с положениями об указанных фондах; средств, получаемых от общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и граждан в порядке возмещения понесенных затрат на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; средств, поступающих за выполнение организациями Службы платных медицинских работ и услуг по договорам с хозяйствующими субъектами и населением. Перечень платных медицинских работ и услуг, которые могут оказываться организациями Службы в соответствии с их компетенцией, утверждается Госкомсанэпиднадзором России; средств от издательской деятельности Госкомсанэпиднадзора России; добровольных взносов и пожертвований общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и граждан. 15. Материально-техническое обеспечение организаций Службы осуществляется в порядке поставок для государственных нужд, установленном законодательством Российской Федерации,а также по прямым договорам с предприятиями-производителями необходимой продукции. Строительство и реконструкция организаций Службы осуществляется за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых Госкомсанэпиднадзору России в установленном порядке, а также за счет собственных средств организаций Службы. 16. Подготовку врачей и средних медицинских работников для организаций Службы проводят высшие и средние медицинские образовательные учреждения на основании ежегодного заказа Госкомсанэпиднадзора России, а также на основании контрактов между организациями Службы и соответствующими образовательными учреждениями. Переподготовка специалистов организаций Службы проводится не реже одного раза в пять лет на базах учреждений последипломного образования. Для аттестации специалистов Службы при Госкомсанэпиднадзоре России, центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения создаются аттестационные комиссии, действующие в соответствии с положением, утверждаемым Госкомсанэпиднадзором России. УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625 П О Л О Ж Е Н И Е о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании 1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование является одной из основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и направлено на разработку научно обоснованных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания человека для его здоровья. 2. Главная задача государственного санитарно- эпидемиологического нормирования состоит в установлении санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, являющихся составной частью основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обязательных для выполнения на всей территории Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности,а также должностными лицами и гражданами. 3. К нормативным актам, предусмотренным настоящим Положением, относятся: санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья; санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья; санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. 4. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее именуются — санитарные правила): регулируют деятельность предприятий, организаций, учреждений, отдельных отраслей народного хозяйства по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; предъявляют гигиенические требования к планировке и застройке населенных пунктов, к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов; устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды (атмосферного воздуха, вод и почвы). 5. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. В отдельной республике, крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном округе могут действовать санитарные правила, установленные для соответствующих территорий субъектов Российской Федерации. Санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации являются временными нормативными актами и вводятся в следующих случаях: при отсутствии федеральных санитарных правил по отдельным вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования; при необходимости внесения отдельных изменений и уточнений в федеральные санитарные правила, в том числе для их ужесточения, в зависимости и с учетом особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на конкретной территории. 6. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда и другие нормативные акты, распорядительные, технические, инструктивные, методические, а также иные официальные документы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания человека для его здоровья, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законодательству Российской Федерации и действующим санитарным правилам. Действие нормативных актов, противоречащих санитарному законодательству Российской Федерации, препятствующих и ограничивающих применение действующих санитарных правил, приостанавливается, а сами акты подлежат отмене издавшими их юридическими лицами или вышестоящими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача соответствующего уровня или его заместителя, либо по протесту прокурора, либо по решению суда. 7. На Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) возлагаются полномочия по ведению государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования, предусматривающие: организацию разработки, утверждение, введение в действие, опубликование и пересмотр санитарных правил; аккредитацию организаций — разработчиков санитарных правил; систематизацию санитарных правил, унификацию требований к их составлению и оформлению; организацию разработки единых методических подходов и методик исследовательских работ по научному обоснованию санитарных правил; контроль и экспертизу научных разработок в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; организацию и контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения. 8. Организациями — разработчиками санитарных правил могут являться научно-исследовательские учреждения, высшие образовательные учреждения, а также организации Службы, аккредитованные Госкомсанэпиднадзором России в установленном им порядке. К разработке санитарных правил могут привлекаться временные творческие коллективы. 9. Федеральные санитарные правила разрабатываются на основании заказа для государственных нужд, ежегодно формируемого Госкомсанэпиднадзором России, на конкурсной основе, а также в порядке инициативных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и граждан по договорам с организациями-разработчиками. Финансирование и материально-техническое обеспечение работ по разработке санитарных правил осуществляются за счет средств Госкомсанэпиднадзора России, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 10. Разработка санитарных правил включает в себя: проведение на основе современных достижений отечественной и мировой науки и практики комплексных гигиенических, эпидемиологических, медико-биологических, социологических, статистических и других видов исследований; изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека; выполнение социологического и экономического прогнозов внедрения санитарных правил; анализ международного опыта нормирования по изучаемой проблеме; обоснование предложений по срокам введения в действие санитарных правил, а также обоснование их действия. 11. Проект санитарных правил и все материалы по их обоснованию (научные отчеты, результаты исследований) представляются организацией-разработчиком в Комиссию по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России. Комиссией организуется экспертиза проектов санитарных правил, проводится рассмотрение ее результатов и подготавливаются рекомендации по утверждению и введению в действие проектов нормативных актов для Госкомсанэпиднадзора России (по федеральным санитарным правилам) или для центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках , краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (по санитарным правилам на территориях субъектов Российской Федерации). 12. Федеральные санитарные правила утверждаются и вводятся в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России,а санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации — постановлением соответствующего главного государственного санитарного врача. Федеральные санитарные правила вступают в силу с момента их опубликования, если иные условия не оговорены соответствующим постановлением о порядке их введения в действие. 13. Федеральные санитарные правила вводятся на срок пять лет, санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации — на срок один год. Действие указанных нормативных актов не может быть продлено более чем на два срока. В период действия санитарных правил в них могут быть внесены изменения, уточнения и дополнения на основании новых научных исследований и практических данных в порядке, установленном в пунктах 11 и 12 настоящего Положения. 14. Утвержденные федеральные санитарные правила, периодические информационные бюллетени, а также сборники санитарных правил выпускаются Госкомсанэпиднадзором России,а санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации — соответствующими центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и распространяются через торговую сеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *