Право на забастовку может быть ограничено

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (часть четвертая статьи 413 ТК РФ).

2. Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ).

Постановление Росстата от 28.12.2007 N 107 (ред. от 10.12.2009) «Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой на рынке труда»

по строке 02 показывается количество коллективных трудовых споров, возникших в отчетном периоде по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Приказ Росстата от 08.11.2012 N 589 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по труду и занятости федерального статистического наблюдения за альтернативной гражданской службой, коллективными трудовыми спорами»

по строке 02 показывается количество коллективных трудовых споров, возникших в отчетном периоде по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 275-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Линева Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Используя предусмотренное частью второй статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации право в целях обеспечения нормального функционирования данной отрасли экономики, федеральный законодатель должен одновременно соблюдать установленные частью первой той же статьи критерии ограничения права на забастовку на основе Конституции Российской Федерации (статья 55, часть 3) с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в названных решениях, а также в решении от 23 апреля 1993 года N 15-р по ходатайству Российской конфедерации свободных профсоюзов, Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников, Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России, Объединения свободных профсоюзов «Справедливость», Московского городского и областного профсоюза водителей.

Под эгидой профсоюза Sierpien 80 («Август 80») свой протест выражают рабочие крупнейшего производителя стали в Польше – концерна ArcelorMittal Poland.

Об этом пишет БЕЛТА со ссылкой на польский информационный портал RMF FM. О ситуации в металлургической отрасли бастующие написали в открытом письме премьер-министру Польши.

С акцией протеста металлурги выступили в связи с решением ArcelorMittal Poland о закрытии производственной части сталелитейного завода в Кракове. Профсоюзе выступает за сохранение завода и выдвигает требование к руководству концерна о пересмотре решения. Во всех отделениях предприятия уже открыты службы экстренной помощи и забастовочные комитеты.

В своем письме Sierpien 80 указывает на высокие достижения концерна, которых бы не было без рабочих. Профсоюз подчеркивает: нельзя тех, кто добивался этих успехов, кто зарабатывал прибыль для предприятия, выбрасывать на улицу. Это несправедливо, и идет вразрез с представлениями о социальной ответственности.

В Sierpien 80 надеются, что ситуация в металлургической отрасли не останется без внимания премьер-министра страны Матеуша Моравецкого. Кроме того, профсоюзы заявили о пагубном влиянии климатической политики ЕС на промышленность Польши. Из-за этих изменений уже пострадали металлургия и горное дело, следующие в списке – сельское хозяйство, строительство, транспортная сфера. И это, по мнению профсоюзов, ведет к разрушению экономического благополучия страны.

Фото из открытых интернет-источников

Новая редакция Ст. 413 ТК РФ

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу.

Комментарий к Статье 413 ТК РФ

Конституцией РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения трудового спора (ст. 37 Конституции РФ). Однако не всякая забастовка является законной. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ незаконными являются и не допускаются забастовки, проводимые:

— в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях, которые непосредственно ведают вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах;

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

— в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Помимо этого, забастовка будет признана незаконной, если она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, предусмотренных Кодексом.

Законна или нет проведенная забастовка решают верховные суды республик, краевые областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. То есть работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Если решением суда забастовка признана незаконной, работники, принимающие в ней участие, должны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии соответствующего решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В том случае, если работники после признания забастовки незаконной не приступают к работе, они лишаются всех гарантий, предоставляемых в связи с участием в забастовке. Неявка на работу после признания забастовки незаконной является прогулом. За прогул на работников может быть наложено дисциплинарное взыскание, в том числе и увольнение по соответствующим основаниям, установленным ст. 81 ТК.

Другой комментарий к Ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Конституция РФ закрепляет положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

В то же время Конституция РФ, признавая право на забастовку, закрепляет принцип, в соответствии с которым основные права и свободы не должны трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 17).

2. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ Кодекс перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются.

3. Не допускается проведение забастовок работниками любых организаций в периоды введения военного или чрезвычайного положения.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ст. 11 предусматривает, что на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть введено запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Эти ограничения предусматриваются Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Если в этой ситуации возникает коллективный трудовой спор (или продолжается спор, возникший ранее введения чрезвычайного положения), то его разрешение должно быть отложено либо спор должен быть разрешен на любой стадии, кроме забастовки.

4. Запрет на проведение забастовок распространяется также на работников ряда организаций, к которым относятся:

— органы и организации Вооруженных Сил РФ;

— другие военные, военизированные и иные формирования и организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно ведающие вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

— правоохранительные органы;

— организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно обслуживающие особо опасные виды производств или оборудования;

— станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Широкий перечень условий, названных в ст. 413 ТК РФ (угроза обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей), означает, что сам факт включения указанных организаций в данный перечень уже является однозначным запретом для работников этих организаций на проведение забастовок при любых условиях.

5. В ст. 413 ТК РФ перечислены также организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), работникам которых проведение забастовок запрещено не категорически, а в случаях, если оно создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Это означает, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о проведении забастовки в такого рода организациях следует выяснять весь комплекс взаимосвязей и взаимозависимостей, сопутствующих этой стадии коллективного трудового спора. При этом необходимо совпадение двух условий: организации должны входить в указанный перечень, и проведение забастовки создает угрозу обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью людей.

6. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Ряд федеральных законов вводит определенные ограничения на проведение забастовок для граждан (работников), труд которых является предметом регулирования данными законами. Такие ограничения установлены, например, для государственных служащих; муниципальных служащих; авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения; сотрудников федеральной фельдъегерской связи; работников ядерных установок и пунктов хранения; сотрудников милиции; военнослужащих; сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации; работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.

7. Установленные в законодательстве ограничения не означают, что у работников организаций, перечисленных выше, нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Так, помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.

8. Комментируемая статья определяет условия, при которых забастовка является незаконной: нарушение сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Как констатируется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (п. 59), исходя из положений ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ч. 3 ст. 413 ТК, забастовка, право на которую гарантировано Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37), может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом. Такого рода нарушения могут иметь место в случаях, когда, например, забастовка проведена в нарушение ч. 1 ст. 413 ТК, предусматривающей случаи, когда она не допускается, либо она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК, в частности, если не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (см. ст. ст. 401 — 404 ТК РФ и комментарий к ним); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (см. ч. 3 ст. 410 и комментарий к ней); либо за это решение проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (см. ч. 5 ст. 410 и комментарий к ней); не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (см. ч. ч. 3 — 8 ст. 412 ТК РФ и комментарий к ним); работодатель не был предупрежден в письменной форме в установленный срок (о начале предстоящей забастовки) не позднее чем за 10 календарных дней (см. ч. 8 ст. 410 ТК РФ и комментарий к ней).

9. Трудовой кодекс также определяет уровень судов, которые вправе признавать забастовку незаконной; перечень лиц, по заявлению которых судами рассматриваются такие дела; порядок доведения решения суда до работников; обязанности, возникающие в данном случае у органа, возглавляющего забастовку; порядок исполнения решения суда о признании забастовки незаконной.

Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона РФ от 17 января 1992 г. (с изм. и доп.) N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

10. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Это решение доводится до работников через орган, возглавляющий забастовку. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда их представительному органу, возглавляющему забастовку.

11. В случае признания судом забастовки незаконной в связи с нарушением работниками и их представителями процедуры ее проведения последние не лишаются возможности использовать свое право на забастовку, устранив допущенные нарушения.

12. Решение суда о признании забастовки незаконной может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ГПК.

13. Трудовой кодекс предусматривает случаи, когда не начавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена, и называет органы государственной власти, в чью компетенцию входит решение этих вопросов (суд, Правительство РФ).

О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН

О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

____________________________________________________________________
В документе учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 1995 года N 5-П.
____________________________________________________________________

Статья 1

Статья 1. Настоящий Закон регулирует порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) по вопросам установления на предприятии, в учреждении, организации новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и быта, заключения и исполнения коллективных договоров и иных соглашений между администрацией предприятий, учреждения, организации, с одной стороны, и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом, с другой стороны.
Установленный настоящим Законом порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) распространяется также на коллективные трудовые споры (конфликты) между трудовыми коллективами двух и более предприятий, учреждений, организаций или профсоюзами и соответствующими органами управления.

Статья 2

Статья 2. Требования трудового коллектива или профсоюза по вопросам, указанным в статье 1 настоящего Закона, формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) большинством голосов членов данного коллектива, профсоюза либо делегатов конференции.
Выдвинутые коллективом или профсоюзом требования излагаются в письменной форме и направляются администрации предприятия, учреждения, организации.
Интересы трудового коллектива или профсоюза представляет уполномоченный ими орган.
Администрация предприятия, учреждения, организации обязана рассмотреть выдвинутые требования в 3-дневный срок со дня их получения и незамедлительно сообщить о своем решении. Принятое решение должно быть изложено в письменной форме и доведено до сведения всего трудового коллектива или профсоюза.
Требования по вопросам, не предусмотренным статьей 2 настоящего Закона, рассмотрению не подлежат.
О каждом случае коллективного трудового спора (конфликта) администрация обязана проинформировать местный Совет народных депутатов.

Статья 3

Статья 3. Требования трудового коллектива или профсоюза, отклоненные либо удовлетворенные частично, рассматриваются:

а) примирительными комиссиями;
б) трудовыми арбитражами.
Ни одна из стороне не вправе уклоняться от участия в примирительной процедуре.

Статья 4

Статья 4. Примирительные комиссии создаются в 3-дневный срок по инициативе одной из сторон из равного числа их представителей и рассматривают требования трудового коллектива или профсоюза в 5-дневный срок. Комиссии консультируются с трудовыми коллективами, администрацией, исполнительно-распорядительными органами местных Советов народных депутатов, иными заинтересованными организациями и обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении возможности для урегулирования возникшего коллективного трудового спора (конфликта).

Решение комиссии принимается по соглашению между сторонами на основе переговоров, оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу.
При недостижении соглашения в примирительной комиссии для разрешения коллективного трудового спора (конфликта) создается трудовой арбитраж.

Статья 5

Статья 5. Трудовой арбитраж создается в 10-дневный срок сторонами коллективного трудового спора (конфликта) с участием исполнительно-распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов.
Количественный и персональный состав трудового арбитража по каждому конфликту определяется сторонами. Председатель трудового арбитража утверждается соглашением сторон из числа членов данного трудового арбитража.
В состав трудового арбитража могут входить народные депутаты, представители профсоюзных органов, органов по труду и социальным вопросам, специалисты-эксперты и другие лица.
Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон и, при необходимости, представителей других заинтересованных органов.
Трудовой арбитраж должен принять решение в 7-дневный срок со дня его создания.
Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения, если стороны предварительно об этом договорились.

Статья 6

Статья 6. Стороны и примирительные органы обязаны использовать все возможности для устранения причин и обстоятельств, повлекших коллективный трудовой спор (конфликт).
Если примирительная комиссия и трудовой арбитраж не смогли урегулировать разногласия сторон, причины этого в письменной форме доводятся до сведения трудового коллектива или профсоюза. Трудовой коллектив или профсоюз в этом случае вправе использовать для удовлетворения выдвинутых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона требований все иные предусмотренные законом средства, вплоть до полного или частичного прекращения работы (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) на предприятии, в учреждении, организации — забастовки (стачки).

Статья 7

Статья 7. Забастовка является крайней мерой разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Решение о забастовке принимается на собрании (конференции) трудового коллектива или профсоюза тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов данного коллектива, либо профсоюза (делегатов конференции). Забастовку возглавляет уполномоченный трудовым коллективом или профсоюзом орган.

Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Администрация должна быть предупреждена письменно о начале забастовки и возможной ее продолжительности не позднее чем за две недели.
О возможности предстоящей забастовки администрация незамедлительно предупреждает поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации.

Статья 8

Статья 8. Орган, возглавляющий забастовку, действует в пределах прав, предусмотренных законодательством и настоящим Законом, представляет интересы трудового коллектива или профсоюза в ходе забастовки, информирует население через средства массовой информации о ходе разрешения возникшего коллективного трудового спора (конфликта). Эти полномочия прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании возникшего коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае признания забастовки незаконной.
При осуществлении своих полномочий орган, возглавляющий забастовку, не вправе принимать решения, относящиеся к компетенции администрации предприятия, учреждения, организации, органов государственной власти и управления, а также общественных организаций.
Контроль за выполнением условий соглашения, выработанного в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта), осуществляется сторонами или уполномоченными ими органами.

Статья 9

Статья 9. Признаются незаконными забастовки:
а) по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, созыве , роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, отставке их руководителей или руководителей государства и республик, а также с требованиями, влекущими нарушение национального и расового равноправия либо изменение границ;
б) объявленные без соблюдения положений статей 2 — 4 настоящего Закона, начавшиеся или продолжающиеся в нарушение требований статей 5 и 7, статей 10 и 12 настоящего Закона.
Решение о признании объявленной или начавшейся забастовки незаконной принимается Верховными Судами республик, не имеющих областного деления, краевыми, областными (городскими) судами, судами автономных областей и автономных округов не позднее 10 дней после соответствующего заявления администрации предприятия, учреждения, организации, исполнительно-распорядительного органа местного Совета народных депутатов либо соответствующего прокурора и доводится до сведения трудового коллектива или профсоюза через орган, возглавляющий забастовку, и средства массовой информации.
Решение о признании забастовки незаконной обязывает трудовой коллектив или профсоюз отменить либо прекратить ее и возобновить работу не позднее следующего дня после вручения копии решения органу, возглавляющему забастовку.

Статья 10

Статья 10. Президент СССР вправе отложить проведение забастовки либо приостановить ее на срок до двух месяцев.
Такое же право предоставляется высшим должностным лицам или высшим органам государственной власти республик, если иное не предусмотрено законодательством республики.

Статья 11

Статья 11. Администрация, исполнительно-распорядительный орган местного Совета народных депутатов, трудовой коллектив или профсоюз, участвующий в забастовке, и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять необходимые меры к обеспечению жизнеспособности предприятия, учреждения, организации, сохранности государственного и общественного имущества, соблюдению законности и общественного порядка.

Статья 12

Статья 13

Статья 13. Участие в забастовках (за исключением забастовок, указанных в статье 9 настоящего Закона) не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и повлечь применение мер дисциплинарного и иного воздействия, предусмотренных законодательством.

За время забастовки участвующим в ней работникам заработная плата не сохраняется.
Трудовой коллектив или профсоюз вправе создавать забастовочный фонд за счет добровольных взносов и пожертвований, а также специальный страховой фонд.
За работниками, не принимавшими участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу, заработная плата сохраняется в размерах не ниже установленных законодательством как за простой не по вине работника.

Статья 14

Статья 14. Организация признанной судом незаконной забастовки или участие в ней рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных законодательством.
К работникам, участвовавшим в незаконной забастовке и не приступившим к работе в срок, установленный частью третьей статьи 9 настоящего Закона, могут быть применены дополнительные меры воздействия, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями.
Руководители и другие должностные лица, виновные в возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) или задержке исполнения решений примирительной комиссии либо трудового арбитража, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности, а в случае причинения их действиями материального ущерба — и к материальной ответственности в размерах до трехмесячного среднего заработка либо в размере, предусмотренном в контракте.

Статья 15

Статья 15. Ущерб, причиненный в результате забастовки другим предприятиям, учреждения, организациям или гражданам, возмещается в соответствии с действующим законодательством.
Возмещение ущерба, причиненного собственнику при незаконной забастовке, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, учреждения, организации в судебном порядке.
В случае если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение ущерба производится за счет его средств в размере, определяемом судом с учетом имущественного положения профсоюза.

Статья 16

Статья 16. На лиц, представляющих интересы сторон, допустивших нарушение правил, предусмотренных частью шестой статьи 2, частью второй статьи 3, частями второй, третьей статьи 4 и частью шестой статьи 5 настоящего Закона, может быть наложен по решению суда штраф в размере до тысячи рублей, а на должностных лиц — до трех тысяч рублей.

Статья 17

Статья 17. К лицам — организаторам признанной судом незаконно забастовки либо не выполняющим решение о признании забастовки незаконной или об отсрочке или приостановке ее (статьи 9 и 10), а равно к лицам, призывающим к продолжению незаконной забастовки или воспрепятствующим ее прекращению, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения. Эти лица могут быть подвергнуты по решению суда штрафу в размере до трех тысяч рублей.

Лица, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет в местах, определяемых органами, исполняющими наказание.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *