Право собственности индивидуальных предпринимателей

В.Т. Батычко
Предпринимательское право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

Предыдущая

13.1. Понятие, классификация и вещные права на имущество предпринимателя

Для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующий субъект должен обладать определенным имуществом, так как оно является, с одной стороны, средством для осуществления предпринимательской деятельности, а с другой стороны, необходимым условием для занятия предпринимательской деятельностью.

Под имуществом, используемым в предпринимательской деятельности, понимается совокупность вещей, т.е. материальных объектов, обладающих вещественными признаками, а также иных объектов, не имеющих материального характера, но имеющих денежную оценку, в том числе имущественные права.

На основе юридических признаков выделяют следующие виды имущества:

1) движимое и недвижимое имущество;

2) оборотоспособное, ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота и т.д.

Исходя из экономических критериев, имущество, используемое в предпринимательской деятельности, делят на:

— основные и оборотные средства — в зависимости от степени участия имущества в процессе производства продукции, стоимости и длительности использования;

— имущество производственного и непроизводственного назначения в зависимости от возможности использования имущества в процессе производства продукции;

— материальные и нематериальные активы — в зависимости от наличия или отсутствия овеществленной формы имущества;

— фонды различного назначения — в зависимости от целевой направленности имущества.

Объем полномочий лица в отношении принадлежащего ему имущества зависит, прежде всего, от вида прав на это имущество.

Гражданское законодательство определяет следующие субъективные вещные права предпринимателя:

— право собственности;

— право хозяйственного ведения;

— право оперативного управления;

— сервитуты;

— право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

— право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 216 ГК РФ).

Кроме того, предприниматель может арендовать необходимое ему имущество.

Право собственности означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ). Он вправе использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем систематического получения прибыли от пользования имуществом.

Право собственности включает в себя триаду правомочий:

1) владение — основанную на законе возможность иметь у себя данное имущество и фактически обладать им;

2) пользование — основанную на законе возможность эксплуатации и хозяйственного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств. Правомочие пользования, как правило, непосредственно связано с правомочием владения, поскольку пользоваться имуществом можно лишь владея им. В то же время право пользования может являться самостоятельным правомочием, например, содержанием договора аренды является предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ);

3) распоряжение — возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности или состояния (передача по договору или уничтожение имущества). Правомочие распоряжения отличает собственника от иных владельцев имущества, поскольку правомочия владения и пользования имуществом могут принадлежать не только его собственнику.

Однако некоторые возможности распоряжения имуществом могут быть предоставлены по договору и несобственнику. Правом распоряжения наделены субъекты права хозяйственного ведения, ограниченные права по распоряжению предоставляются арендатору (сдавать имущество в субаренду, вносить в него изменения — ремонтировать, перестраивать, улучшать иным образом).

Таким образом, право собственности заключается не только в наличии у собственника перечисленных выше трех правомочий, но и в том, что собственник, используя имущество «своей властью и в своем интересе», имеет право устранять других лиц от господства над принадлежащим ему имуществом, т.е. действует по своему усмотрению. Все остальные лица — несобственники, которые владеют, пользуются и даже распоряжаются имуществом, принадлежащим им на том или ином праве, осуществляют свои правомочия, руководствуясь не только законом, но и указаниями собственника.

Право собственности не только предоставляет собственнику абсолютные права, но и налагает на него определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т.е. несет расходы по его содержанию, ремонту и охране, по уплате налогов, а также риск случайной гибели или повреждения имущества, риски утраты имущества, связанные с обращением на него взыскания по обязательствам собственника.

Конституция РФ закрепляет возможность осуществления предпринимательской деятельности на основе государственной, муниципальной и частной форм собственности.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой производные от права собственности вещные права организаций — несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Собственниками такого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые называются унитарными, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное унитарному предприятию, выбывает из владения собственника. Оно становится обособленным от имущества других субъектов, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного и муниципального предприятия осуществляет следующие полномочия:

— принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;

— определяет цели, задачи, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в объединениях коммерческих организаций;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законодательством или уставом унитарного предприятия, — на совершение иных сделок;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и иные отчеты унитарного предприятия;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранность имущества, принадлежащее унитарному предприятию;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов, открытие представительств унитарного предприятия, а также на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и размер оплаты его услуг (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

При этом предприятие вправе распоряжаться движимым имуществом без согласия собственника, за исключением случаев, закрепленных в Законе. Собственник имущества формирует уставный фонд унитарного предприятия. Размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального — 1000 минимальных размеров оплаты труда. Собственник имущества имеет право на получение лишь части прибыли унитарного предприятия и не вправе изъять используемое не по назначению имущество унитарного предприятия.

Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия только в случаях, когда банкротство предприятия вызвано его решениями.

Субъектами права оперативного управления являются государственные и муниципальные казенные предприятия и учреждения. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственника унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Дополнительные полномочия собственника казенного предприятия состоят в том, что он:

— определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;

— дает согласие на распоряжение движимым имуществом;

— вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

— доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы (п. 2 ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Собственник имущества во всех случаях несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Предыдущая

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица (индивидуальные предприниматели), вправе иметь в собственности различные средства производства, в том числе используемые ими с привлечением наемных работников. Ясно, например, что без таких работников, хотя бы сезонных, обычно не может обойтись среднее или крупное крестьянское (фермерское) хозяйство. Для оформления их найма, как и для обладания различными «основными фондами» (средствами производства), вовсе не обязательно создавать юридическое лицо <1>, однако необходима государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

<1> Из этого теперь исходит и действующий Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249), который в п. 3 ст. 6 правильно указывает, что имущество такого хозяйства составляет общую собственность его участников.

Отсутствие юридического лица в данном случае означает лишь то, что по всем своим обязательствам, в том числе и перед наемными работниками, такой индивидуальный предприниматель в соответствии со ст. 24 ГК отвечает всем своим имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание (т.е. за исключением имущества, указанного в п. 1 ст. 446 ГПК). Распространение на деятельность индивидуальных предпринимателей правил о юридических лицах — коммерческих организациях (п. 3 ст. 23 ГК) означает применение к совершаемым ими сделкам указанных специальных правил, касающихся особенностей их оформления, исполнения, оснований ответственности за неисполнение и т.п.

В состав имущества индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве участника полного товарищества (или полного товарища в товариществе на вере), включается также его доля в складочном капитале такого товарищества. С согласия других участников полного товарищества возможна передача доли или ее части как другому участнику, так и третьему лицу (ст. 79 ГК). При этом к приобретателю доли или ее части соответственно переходят и все связанные с этим (корпоративные) права. Но обращение кредиторами взыскания на долю полного товарища в складочном капитале допускается только при отсутствии у индивидуального предпринимателя иного имущества для покрытия долгов (ст. 80 ГК).

Индивидуальные предприниматели как физические лица вправе иметь в собственности и любое иное имущество, которое может составлять объект права собственности граждан. Они не обособляют, во всяком случае юридически, имущество, используемое ими для предпринимательской деятельности, от другого своего имущества. Именно поэтому все принадлежащее им имущество (за указанным выше изъятием) может являться объектом взыскания со стороны любых их кредиторов (что, в частности, отражается в особенностях регламентации банкротства индивидуальных предпринимателей в соответствии с правилами ст. 25 ГК и ст. ст. 214 — 216 Закона о банкротстве).

§ 2. Право частной собственности юридических лиц

Юридические лица как субъекты права собственности

Юридические лица являются едиными и единственными собственниками своего имущества, в том числе имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) участников (членов) (п. 3 и п. 4 ст. 213 ГК). Никакой долевой, коллективной или иной собственности учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица не возникает. Исключение составляет имущество унитарных предприятий и учреждений, остающееся объектом права собственности учредителей и потому принадлежащее этим юридическим лицам на ограниченном вещном праве.

Разумеется, юридические лица не становятся собственниками имущества, изначально переданного им в пользование, а не в собственность. Однако и в пользование можно передать лишь непотребляемые, индивидуально-определенные вещи, которые реально можно вернуть собственнику (объекты недвижимости, оборудование и т.п. — ср. п. 1 ст. 607 ГК) <1>.

<1> Этого очевидного обстоятельства не учитывает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3420), в п. 3 ст. 14 которого установлено, что «личные сбережения» (т.е. денежные средства) членов таких кооперативов передаются им «в пользование» (а не в собственность). Эти денежные средства поступают в фонд финансовой взаимопомощи кооператива, используемый для предоставления займов (ст. 16 названного Закона). Но по договору займа деньги займодавца поступают в собственность, а не в пользование заемщика (п. 1 ст. 809 ГК), причем займодавцем выступает кооператив, а не его участник. Сомнительно и то, что указанные средства якобы «не обременяются исполнением обязательств кооператива» (п. 3 ст. 14): как минимум они являются объектом его обязательств перед предоставившим их «в пользование» участником.

Если учредители рассчитывают на получение дохода от переданного в собственность юридического лица имущества, т.е. создают коммерческую организацию, то взамен утраченного права собственности они приобретают права требования к такой организации (но не вещные права на ее имущество) (п. 2 ст. 48 ГК). В состав этих прав требования входят право на участие в распределении прибыли (дивиденд) и право на получение части имущества (или его стоимости), оставшегося после ликвидации организации и расчетов со всеми кредиторами (ликвидационная квота). Если же создается некоммерческая (бездоходная) организация, учредители не приобретают никаких прав на ее имущество (п. 3 ст. 48 ГК). Это, в частности, означает отсутствие права на возврат имущества или членских взносов при выходе из такой организации <1>.

<1> Члены потребительского кооператива в отличие от участников других некоммерческих организаций также приобретают права требования в отношении данного юридического лица и права пользования в отношении его имущества (ср. абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК). Можно говорить о корпоративной, а не обязательственной природе некоторых из этих прав, но в любом случае они не могут иметь вещно-правовой характер, чего не учитывает Ю.К. Толстой, объявляя право членов кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа ограниченным вещным правом (см.: Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 6-е изд. М., 2002. С. 397).

Закон устанавливает специальные правила, направленные на создание и поддержание в наличии определенного имущества (или его стоимости), находящегося в собственности юридического лица. Ведь юридическое лицо — субъект, специально созданный для самостоятельного участия в имущественном обороте. Поэтому учредителями за ним должно быть закреплено обособленное имущество, основное назначение которого — служить материальной базой, гарантией удовлетворения возможных требований кредиторов (т.е. всех иных участников имущественного оборота). Отсутствие такого имущества у юридического лица либо лишает смысла его существование как самостоятельного субъекта имущественных отношений, либо превращает его в «пустышку», в заведомо мошенническую организацию, предназначенную лишь для обмана контрагентов. Бессмысленными и даже опасными для других участников оборота и для самих учредителей (участников) были правила действовавшего в начале 90-х гг. законодательства, устанавливавшие долевую собственность участников обществ и товариществ, а также пайщиков потребкооперации на имущество этих организаций, тем самым лишавшие данные юридические лица какого-либо собственного имущества.

Изложенное заставляет усомниться в обоснованности оправдываемых иногда случаев создания юридических лиц, все имущество которых состоит в правах требования или пользования (в средствах на банковских счетах, в праве аренды и т.п.) <1>. Ведь, по сути, такие организации не имеют собственного имущества и во вполне вероятном случае невозможности реализации своих прав требования (например, невозможности получения средств с банковского счета) получить от них что-либо их кредиторам также невозможно. Поэтому участниками имущественных отношений по общему правилу должны быть собственники — субъекты вещного права (в отечественном правопорядке ими являются также субъекты ограниченных вещных прав хозяйственного ведения и оперативного управления).

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).

Положения статьи 53 Конституции о разнообразии форм собственности имеет принципиально важное значение и свидетельствует о том, что страна отказалась от однобокой, сырьевой экономики, планово-распорядительных, командно-административных методов управления, основанных на господстве государственной собственности. Конституция независимого Узбекистана впервые на высоком конституционном уровне ввела в оборот такие важные для страны и его экономического развития институты и принципы, как «рыночные отношения», «равноправие всех форм собственности», «частная собственность», «свобода экономической деятельности», которые в неразрывном единстве формируют конституционные основы экономики государства.

Внедрение рыночных отношений в первые годы независимости Узбекистана осуществлялось поэтапно, без включения механизмов «шоковой терапии», сопровождалась эффективными мерами защиты наиболее социально уязвимых слоев населения. Разработанные программы по осуществлению экономических реформ опирались на передовой опыт развитых стран, экономика которых базируется на рыночных отношениях, а также на всесторонний учет национального, исторического наследия, уклада жизни, традиций и менталитета народа Узбекистана. Действительно, социальная ориентированность рыночных реформ отражается в около 500 нормативно-правовых актах: законах, указах и постановлениях Президента, постановлениях Кабинета Министров, государственных и адресных программах, принятых за годы независимости.

Создавая правовые основы многоукладной экономики Основной закон определил, что экономика Узбекистана основывается на собственности в ее различных формах. Гражданский кодекс Республики Узбекистан детально раскрывает понятие «разнообразие форм собственности». Согласно статье 167 указанного Кодекса(1), собственность в Республике Узбекистан выступает в форме частной и публичной. Частная собственность – это собственность принадлежащая гражданам, хозяйственным товариществам и обществам, кооперативам, общественным объединениям, общественным фондам и другим негосударственным юридическим лицам. Публичная собственность – это есть государственная собственность, состоящая из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность).

Сегодня доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте составляет 56,9 процентов, что в полтора раза больше чем 2000 году. Доля данного сектора экономики в сельском хозяйстве составляет 98,3 процентов, а в 2000 году она составляла всего 73,6 процентов.

Часть вторая статьи 53 провозглашает неприкосновенность собственности, что является важным, т.е все указания о правомочиях собственника, все нормы, регламентирующие отношения собственности, будут иметь ничтожно малое значение, если будет отсутствовать идея неприкосновенности собственности.

Важным здесь явилось не только провозгласить наличие государственной и частной собственности, но и предоставить всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантировать равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Это означает равенство всех субъектов право собственности перед законом и судом, право на одинаковую поддержку со стороны государства. Например, в вопросах получения банковского кредита, применение льгот и преференций для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Возрождение указанного правового института в республике началось с принятием Закона Республики Узбекистан «О собственности в Республике Узбекистан», Конституции Республики Узбекистан. Эти основополагающие законы восстановили исторические правовые традиции бывших союзных республик, в том числе Узбекистана и практику развитых стран, заложили фундамент нормативной базы для восстановления и развития института частной собственности, сформировали юридические предпосылки защиты имущества граждан от противоправных посягательств, установили препятствия введению неоправданных ограничений и запретов со стороны государства, предусмотрели равный правовой режим для всех форм собственности.

Качественно новый этап в становлении института имущественной неприкосновенности и развитии ее правовых гарантий связан и с принятием Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»(2).

Законом Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», создана целостная система правовых гарантий собственников: частная собственность, возникшая в процессе приватизации государственного имущества, неприкосновенна. Результаты приватизации пересмотру и отмене не подлежат. Запрещается, инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами.

В дальнейшем укрепленим правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности, ликвидации бюрократических преград на пути развития предпринимательства важное значение имеет принятый 5 октября 2016 года Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». Данный документ явился логическим продолжением реформ, и в то же время обеспечил переход на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере.

В Указе первостепенной задачей государственных органов закрепляется «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений».

Вышеуказанные полностью соответствуют статье 17 Всеобщей декларации прав человека(3) (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), где закреплены положения о том, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. При этом никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 53 Основного Закона установил еще один из важнейших конституционно-правовых принципов – гарантия возвращения собственнику ущерба за изъятие имущества и имущественных прав . Например, в случае принятия акта законодательства, прекращающего право собственности, убытки, причиненные субъекту предпринимательства – собственнику имущества в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством (статья 23 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»). Изъятие имущества находящегося в частной собственности, в случаях национализации и реквизиции осуществляется только при условии полного возмещения собственнику его рыночной стоимости, а также убытков, причиненных собственнику в связи с таким изъятием, если иное не предусмотрено законом (статья 1 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»).

Вышеуказанные положения национального законодательства соответствуют статье 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.), в соответствии с которой «Каждое физическое лицо или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права»(4).

Принятая в начале года Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах(5) определила новый этап общественно-политического, социально-экономического развития страны, поставила ряд задач по укреплению правовых гарантий частной собственности: свободная покупка недвижимого имущества и возможность распоряжаться им, возмещение вреда причиненного субъектам предпринимательства в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд и др.

С.Джолдасова

(1) Утвержден Законами Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. № 163-I и от 29.08.1996 г. № 256-I.

(2) Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., №39, ст. 446.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *