Предписание счетной палаты

При проведении проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований земельного законодательства Российской Федерации специалистами государственного земельного надзора используются такие понятия, как предписание и представление.

В чем отличия этих понятий разъяснили специалисты Кандалакшского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Мурманской области.

Представление – это акт государственного надзора, являющийся способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательный для исполнения.

Цель внесения представления — это, в первую очередь, профилактическая мера, которая направлена на устранение причин и условий совершения новых правонарушений. Представление должно быть составлено на фирменном бланке государственного органа, в основной части которого указаны действия, повлекшие правонарушения с указанием статьи КоАП РФ и прочих законодательных актов, а также комплекс рекомендуемых мер, направленных на устранение причин правонарушения. Также в представлении должен быть указан срок, отведенный для устранения условий и причин нарушений. За непринятие мер по представлению, предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.6 КоАП РФ.

Предписание — это документ, являющийся приложением к акту проверки, используется для отражения требований об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. Документ носит обязательный характер. Это значит, что требования, закреплённые в нём, должны быть выполнены. За неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 25 или 26 ст. 19.5 КоАП РФ.

Отличие между этими двумя понятиями состоит в их целевом назначении:

  • представление вносится для устранения причин, способствующих совершению правонарушения, то есть выступает в качестве профилактической меры, препятствующей правонарушению;
  • предписание выдается в целях устранения правонарушения.

Об отличиях этих документов на практике пояснила начальник Кандалакшского межмуниципального отдела Онишина Ольга Юрьевна на примере проведения надзорных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя:

при проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем требований земельного законодательства Российской Федерации инспектором было установлено, что проверяемое лицо нарушило требования земельного законодательства — самовольно заняло земельный участок без согласия его собственника, за что, предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За указанное правонарушение ст. 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа. По итогам проверки нарушителю выдано Предписание, возбуждено административное производство, виновное лицо привлечено к административной ответственности и ему внесено Представление.

Действия нарушителя в рамках исполнения Предписания:

Предписание обязывает нарушителя устранить выявленные нарушения требований земельного законодательства в срок не более шести месяцев, то есть оформить права (документы) на самовольно занятый участок или его освободить. Если, нарушитель в течение установленного срока, не исполнит требования Предписания и не устранит нарушения, то в отношении него проводиться проверка и повторно выдается новое Предписание, кроме того, избежать ответственности в данном случае у нарушителя не получиться, так как неисполнение Предписания является административным правонарушением, по которому нарушитель должен быть привлечен судом к ответственности в соответствии с частью 25 или 26 ст. 19.5 КоАП РФ и понести наказание в виде штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 30 тысяч рублей до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет.

Действия нарушителя в рамках исполнения Представления:

Представление обязывает нарушителя устранить причины и условия совершения правонарушения в течение месяца, то есть приступить к работам по оформлению прав на самовольно занятый участок, или к работам по его освобождению. До истечения установленного срока, лицо, которому внесено Представление, обязано представить Инспектору документы, подтверждающие его исполнение. Например, заявление об оформлении прав на самовольно занятый участок, поданное в уполномоченный орган, по распоряжению земельными участками на подведомственной территории. Если, такие документы будут представлены нарушителем в срок, Представление будет считаться исполненным без проведения проверки. В случае его неисполнения, также предусмотрена административная ответственность со штрафом на должностное лицо в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей, повторно Представление не выдается.

Чтобы специалисты государственного земельного надзора не применяли выше изложенные меры в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, важно соблюдать требования земельного законодательства Российской Федерации.

Для получения консультации по вопросам государственного земельного законодательства можно обратиться в Кандалакшский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Мурманской области по телефону: 8 (81532) 7-27-30.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11 ноября 2005 года № 205 — ОЗ
Об административной ответственности за неисполнение нормативных правовых актов органов местного самоуправления

(с изменениями на 7 ноября 2007 года)
_________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Томской области от 26 декабря 2008 года № 295-ОЗ
_________________________________________________________________

________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Томской области от 7 ноября 2007 года № 234-ОЗ
_______________________________________________________________

Принят
Постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 27.10.2005 № 2556

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет основания и порядок привлечения к административной ответственности за неисполнение нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает ответственность граждан, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц за неисполнение нормативных правовых актов, принятых уполномоченными органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения и осуществления переданных государственных полномочий, в случаях, если такая ответственность не установлена федеральным законодательством.

Статья 2. Неисполнение нормативного правового акта об использовании официальных символов муниципального образования

Статья 2. Неисполнение нормативного правового акта об использовании официальных символов муниципального образования
Использование официальных символов муниципального образования и их изображений в нарушение порядка, установленного нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до четырехсот рублей; на должностных лиц и юридических лиц — в размере от пятисот до восьмисот рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 7 ноября 2007 года № 234-ОЗ
Статья 3. Неисполнение нормативного правового акта, устанавливающего порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности
Нарушение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, установленного представительным органом муниципального образования, повлекшее причинение ущерба муниципальному образованию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.»
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 7 ноября 2007 года № 234-ОЗ

Статья 4. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении

Статья 4. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, уполномочены составлять должностные лица органов местного самоуправления.
Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на составление протокола об административном правонарушении, определяется правовым актом органа местного самоуправления.

Статья 5. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Статья 5. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются мировыми судьями.

Статья 6. Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Вступление настоящего Закона в силу

Статья 7. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
В.М. Кресс

Утвержден

решением Коллегии Счетной палаты

Российской Федерации

от 28 октября 2005 г.

(пункт 11 протокола N 40 (457))

СФК 4701. ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВМЕСТНЫХ

И ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1. Общие положения

1.1. Стандарт СФК 4701 «Порядок проведения Счетной палатой Российской Федерации совместных и параллельных контрольных мероприятий с органами государственного финансового контроля зарубежных стран» (далее — Стандарт) разработан в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Настоящий Стандарт предназначен для регламентации деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее — Счетная палата) по организации и проведению совместных и параллельных мероприятий с органами государственного финансового контроля зарубежных стран, за исключением совместных проверок Счетной палаты и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по исполнению бюджета Союзного государства.

Организация и проведение совместных и параллельных мероприятий с органами государственного финансового контроля зарубежных стран осуществляются в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты с учетом особенностей, изложенных в настоящем Стандарте.

1.2. Цель Стандарта — установить для Счетной палаты процедуры подготовки, проведения и оформления результатов совместных и параллельных контрольных мероприятий.

1.3. Задачами Стандарта являются:

определение видов совместных и параллельных контрольных мероприятий;

определение порядка организации и подготовки совместных и параллельных контрольных мероприятий, взаимодействия Счетной палаты с органами государственного финансового контроля зарубежных стран (далее — Стороны) в процессе их проведения;

установление требований по оформлению и порядка рассмотрения результатов совместных и параллельных контрольных мероприятий.

1.4. Правовой основой участия Счетной палаты в совместных и параллельных контрольных мероприятиях являются: Лимская декларация руководящих принципов контроля; решения, принятые в рамках ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ и Совета руководителей высших органов финансового контроля государств — участников СНГ; соглашения и договоры о сотрудничестве Счетной палаты с органами финансового контроля зарубежных стран; Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»; Регламент Счетной палаты.

1.5. Положения Стандарта являются обязательными при организации и проведении Счетной палатой совместных и параллельных контрольных мероприятий с органами государственного финансового контроля зарубежных стран.

1.6. Принятие решений по вопросам организации и проведения совместных и параллельных контрольных мероприятий, не урегулированным настоящим порядком, принимаются Коллегией Счетной палаты по представлению членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за их проведение.

1.7. При подписании Счетной палатой с органами финансового контроля зарубежных стран соглашений, протоколов и договоров о сотрудничестве, устанавливающих индивидуальные формы взаимодействия, особенности организации и проведения совместных контрольных мероприятий должны регулироваться в соответствии с установленным в них порядком.

2. Содержание совместных и параллельных

контрольных мероприятий

2.1. Совместные контрольные мероприятия — мероприятия, проводимые Счетной палатой совместно с органами государственного финансового контроля зарубежных стран на двусторонней и многосторонней основе в форме проведения ревизии, аудита эффективности или проверки по теме, предложенной Стороной-инициатором, по общей программе и в согласованные сроки. Для их проведения, при необходимости, формируются совместные группы проверяющих из представителей Сторон.

Совместные контрольные мероприятия проводятся при проверке использования средств федерального бюджета и бюджетов зарубежных стран, направляемых на совместное долевое финансирование отдельных объектов, находящихся на территории Сторон-участников, а также в других случаях, предусмотренных межгосударственными договорами и соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

2.2. Параллельные контрольные мероприятия — контрольные мероприятия, проводимые по взаимному соглашению каждой из Сторон самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом их результатами.

2.3. Для проведения совместного или параллельного контрольного мероприятия Счетная палата подписывает с одним или несколькими органами государственного финансового контроля зарубежных стран соответствующее Решение, в котором определяются:

тема совместного или параллельного контрольного мероприятия;

цель, задачи и вопросы контрольного мероприятия;

проверяемые объекты;

сроки проведения контрольного мероприятия;

ответственные за проведение контрольного мероприятия;

условия и вопросы участия каждой из Сторон, исходя из их функций и контрольных полномочий, определенных национальным законодательством, соглашениями и договорами о сотрудничестве Счетной палаты с органами финансового контроля зарубежных стран;

обязательства Сторон в части финансирования работ, связанных с проведением контрольного мероприятия;

порядок обмена информацией и оформления результатов контрольного мероприятия, в том числе форма итогового документа;

порядок подготовки и принятия решений по результатам контрольных мероприятий;

порядок контроля за исполнением принятых решений по результатам контрольных мероприятий.

3. Рассмотрение обращений в адрес Счетной палаты

органов государственного финансового контроля зарубежных

стран о проведении совместного или параллельного

контрольного мероприятия

3.1. При поступлении в адрес Счетной палаты обращения органа государственного финансового контроля зарубежной страны о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия (далее — обращения) Председатель Счетной палаты, а в его отсутствие — заместитель Председателя Счетной палаты поручает аудитору или нескольким аудиторам Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, подготовить предложения по данному вопросу для внесения его на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

3.2. Аудитор Счетной палаты, получивший поручение Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие — заместителя Председателя Счетной палаты о подготовке предложений, организует проработку и согласование с органом государственного финансового контроля (инициатором обращения) всех вопросов, связанных с проведением совместного или параллельного мероприятия, и в срок до 30 дней вносит на Коллегию Счетной палаты одно из следующих предложений:

включить в план работы Счетной палаты и провести совместное или параллельное контрольное мероприятие в соответствии с обращением;

включить вопросы данного обращения в программы проведения иных контрольных мероприятий, предусмотренных планом работы Счетной палаты;

отклонить обращение.

3.3. Если на рассмотрение Коллегии Счетной палаты вносится предложение о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия в соответствии с обращением и включении его в план работы, одновременно представляется проект ответа автору обращения, а также проект решения о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия Счетной палатой совместно с органом государственного финансового контроля — инициатором обращения (далее — проект решения).

(Типовая форма Решения приведена в приложении к настоящему Стандарту.)

3.4. В случае одобрения Коллегией Счетной палаты предложения о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия в соответствии с обращением в адрес органа государственного финансового контроля — инициатора обращения одновременно с ответом направляется для согласования проект решения и проект программы мероприятия.

Ответ на обращение направляется в течение не более 14 календарных дней со дня рассмотрения вопроса на заседании Коллегии Счетной палаты за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие — заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае, когда вопросы совместного или параллельного контрольного мероприятия входят в компетенцию двух и более аудиторов Счетной палаты, ими вносится на рассмотрение Коллегии Счетной палаты единая программа контрольного мероприятия. Коллегия Счетной палаты своим решением определяет члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение данного контрольного мероприятия.

Сроки подготовки предложений аудиторами Счетной палаты и внесения ими материалов на рассмотрение Коллегии Счетной палаты определяются Регламентом Счетной палаты.

3.5. При решении Коллегии Счетной палаты включить вопросы обращения другой Стороны в программы проведения иных плановых мероприятий аудитор Счетной палаты готовит проект ответа другой Стороне за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие — заместителя Председателя Счетной палаты, с указанием сроков проведения мероприятия и порядка передачи ей интересующей информации.

3.6. Если на Коллегию Счетной палаты вносится предложение об отказе в проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия в соответствии с обращением, то одновременно представляется проект мотивированного ответа органу государственного финансового контроля — инициатору обращения.

4. Подготовка обращений Счетной палаты в адрес органов

государственного финансового контроля зарубежных стран

о проведении совместного или параллельного

контрольного мероприятия

4.1. В случае если при проведении контрольного мероприятия Счетной палаты необходимо или целесообразно участие органа государственного финансового контроля зарубежной страны, член Коллегии Счетной палаты, ответственный за его проведение, подготавливает и вносит на рассмотрение Коллегии Счетной палаты обоснованные предложения по данному вопросу. При этом на Коллегию Счетной палаты одновременно представляется проект соответствующего обращения Счетной палаты в адрес органа государственного финансового контроля зарубежной страны и проект решения.

4.2. При одобрении Коллегией Счетной палаты предложения о проведении данного контрольного мероприятия совместно с органом государственного финансового контроля зарубежной страны в его адрес направляется обращение Счетной палаты за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие — заместителя Председателя Счетной палаты, а также проекты решения и программы мероприятия для согласования.

4.3. В случае если Коллегией Счетной палаты принято решение о проведении параллельной проверки или запросе необходимой информации от другой Стороны, член Коллегии Счетной палаты, заинтересованный в получении информации, готовит проект обоснованного обращения к другой Стороне за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие — заместителя Председателя Счетной палаты.

5. Подготовка и принятие решений о программах проведения

совместных мероприятий

5.1. Подготовка проекта программы проведения совместного контрольного мероприятия осуществляется членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение данного мероприятия. При этом может запрашиваться необходимая информация у другой Стороны.

5.2. Если Коллегия Счетной палаты одобрила предложение о проведении совместного контрольного мероприятия в соответствии с обращением органа государственного финансового контроля зарубежной страны или получено согласие контрольного органа зарубежной страны на обращение Счетной палаты, член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение данного мероприятия, проводит предварительную работу по согласованию проектов решения и программы его проведения с соответствующим контрольным органом.

Согласованные проекты указанных документов вносятся членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение данного совместного контрольного мероприятия, на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

5.3. Утвержденные Коллегией Счетной палаты Решение и программа проведения совместного контрольного мероприятия направляются за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие — заместителя Председателя Счетной палаты на утверждение органу государственного финансового контроля зарубежной страны.

6. Оформление распоряжений о проведении

совместных контрольных мероприятий, удостоверений на право

проведения совместных контрольных мероприятий

и командировочных удостоверений

6.1. Подготовка распоряжений о проведении совместных контрольных мероприятий, оформление удостоверений на право их проведения и командировочных удостоверений осуществляется в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты. При этом в распоряжениях о проведении совместных контрольных мероприятий дополнительно указываются:

органы государственного финансового контроля зарубежных стран, участвующие в проведении данного мероприятия;

персональный состав инспекторов Счетной палаты и/или сотрудников органов государственного финансового контроля зарубежных стран, направляемых на объекты контроля (в случае формирования совместных групп проверяющих);

вопросы, связанные с оформлением зарубежной командировки сотрудников Счетной палаты и/или организацией приема сотрудников органов государственного финансового контроля зарубежных стран, в том числе порядок и источники финансирования таких мероприятий.

6.2. Включение в состав исполнителей совместного контрольного мероприятия негосударственных аудиторских фирм и отдельных специалистов на договорной основе со Счетной палатой не допускается.

7. Проведение совместных контрольных мероприятий

7.1. Совместные контрольные мероприятия на территории Российской Федерации проводятся в соответствии с соглашениями о сотрудничестве Счетной палаты с органами финансового контроля зарубежных стран, международным правом, российским законодательством, требованиями и порядком, установленными Регламентом и другими нормативными документами Счетной палаты.

7.2. В случае, если инспекторы Счетной палаты участвуют в составе совместной группы проверяющих, формируемой органом государственного финансового контроля зарубежной страны для проведения совместного контрольного мероприятия на своей территории, они обязаны руководствоваться законодательством страны пребывания, положениями заключенных соглашений, правилами и процедурами проведения ревизий (проверок) в иностранных государствах, а также требованиями и порядком проведения контрольного мероприятия, установленными Решением о проведении совместного контрольного мероприятия и программой его проведения.

Сторона, выступившая инициатором участия Счетной палаты в проведении контрольного мероприятии, обеспечивает перевод на русский язык необходимых документов, что должно быть зафиксировано в Решении.

8. Взаимодействие Счетной палаты с органами

государственного финансового контроля зарубежных стран

в процессе проведения совместных контрольных мероприятий

8.1. Взаимодействие Счетной палаты с органом государственного финансового контроля зарубежной страны в процессе проведения совместного контрольного мероприятия организует член Коллегии Счетной палаты, ответственный за его проведение, в соответствии с положениями подписанного Решения.

Основными формами взаимодействия являются:

контакты и рабочие визиты Сторон, участвующих в совместном контрольном мероприятии;

разработка и утверждение программы контрольного мероприятия;

проведение консультаций;

разработка и обмен методическими документами;

обмен информацией;

согласование методов проведения совместного контрольного мероприятия, проблем и вопросов, возникающих в ходе его осуществления.

8.2. При организации и проведении совместного контрольного мероприятия взаимодействие Сторон должно основываться на соблюдении положений заключенных соглашений о сотрудничестве, законодательства Сторон, Лимской декларации руководящих принципов контроля, ревизионных стандартов ИНТОСАИ, а также принципах взаимного уважения доверия, равноправия и партнерства.

8.3. В случае возникновения между Счетной палатой и органом государственного финансового контроля зарубежной страны разногласий по вопросам организации, проведения и оформления результатов совместного контрольного мероприятия Стороны для их разрешения проводят переговоры и согласительные процедуры.

8.4. Если информация, запрашиваемая другой Стороной в ходе проведения совместного контрольного мероприятия или подготовленная Счетной палатой по его результатам, отнесена к государственной или иной охраняемой законом тайне, то возможность передачи такой документированной информации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Оформление результатов совместных и параллельных

контрольных мероприятий

Общие требования к оформлению результатов совместных и параллельных контрольных мероприятий, а также порядок принятия решений по ним определяются Регламентом Счетной палаты, настоящим Стандартом, другими внутренними нормативными документами Счетной палаты, а также по согласованию Сторон.

9.1. Итоговые документы совместных и параллельных

контрольных мероприятий

9.1.1. Результаты контрольных мероприятий российской Стороной оформляются актами.

При необходимости и взаимно согласованном решении, кроме актов по предложению Сторон, составляются документы иного рода (меморандумы, заявления, протоколы, и т.п.). В указанных документах отражаются результаты деятельности проверяемых объектов, высказываются пожелания и вносятся предложения по выполнению взаимных соглашений и договоренностей.

9.1.2. Совместные документы по результатам контрольных мероприятий (акты, меморандумы, заявления, протоколы, и т.д.) составляются на русском языке и государственном языке другой Стороны. Тексты на обоих языках являются аутентичными. При необходимости Стороны договариваются, какой вариант текста является определяющим.

9.1.3. Акты российской Стороны оформляются в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты и соответствующего стандарта.

При этом сведения, касающиеся другой Стороны, согласовываются с представителями этой Стороны.

Ознакомление ответственных должностных лиц проверяемых организаций с актами по результатам совместных контрольных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты.

9.1.4. Итоговые документы по результатам совместных контрольных мероприятий составляются по форме, установленной Решением на их проведение, и подписываются представителями проверяющих Сторон, проводивших мероприятие на данном объекте. При необходимости к итоговому документу прилагаются таблицы, расчеты, справки, копии первичных документов и иной справочный материал, который также подписывается представителями Сторон.

При наличии неразрешенных противоречий Стороны вправе выразить особое мнение.

9.1.5. Оформление итоговых документов по результатам совместных мероприятий, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне или иной конфиденциальной информации, осуществляется Сторонами в соответствии с законодательством своего государства о защите государственной тайны или иной конфиденциальной информации.

9.1.6. Результаты параллельных мероприятий оформляются в порядке, установленном национальным законодательством каждой из Сторон, российской Стороной в соответствии с Регламентом Счетной палаты и соответствующим стандартом.

9.2. Отчет о результатах совместного

контрольного мероприятия

9.2.1. По результатам совместного контрольного мероприятия членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за его проведение, оформляется отчет в соответствии с порядком, определенным Регламентом Счетной палаты и соответствующим стандартом.

При подготовке отчета используются материалы по результатам проверок, проводимых органами государственного финансового контроля зарубежных стран по обращению Счетной палаты, которые запрашиваются от другой Стороны в установленном порядке.

9.2.2. Отчет о результатах проведенного мероприятия оформляется в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты и соответствующего стандарта.

Дополнительно при необходимости в отчет включаются:

примеры положительного опыта международного сотрудничества в области государственного финансового контроля для использования их при проведении последующих аналогичных мероприятий и выработки международного унифицированного порядка проведения совместных контрольных мероприятий;

суть подписанных взаимных соглашений, протоколов, заявлений и предложений по совершенствованию сотрудничества участвующих в деятельности объекта заинтересованных сторон;

предложения по совершенствованию взаимных соглашений;

предложения по изменениям в законодательном регулировании в сфере, соответствующей предмету контрольного мероприятия;

информация о направлении материалов по совместному контрольному мероприятию органу государственного финансового контроля другой Стороны.

9.2.3. Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия представляется на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты.

10. Подготовка и принятие решений по результатам совместных

и параллельных контрольных мероприятий

10.1. Подготовка и принятие решений по результатам совместных и параллельных контрольных мероприятий, направление представлений, предписаний, информационных писем, обращений в правоохранительные органы осуществляются в соответствии с порядком, установленным Регламентом Счетной палаты, соответствующим стандартом или иными внутренними нормативными документами Счетной палаты.

10.2. В Решении или при взаимном согласовании в ходе совместного или параллельного контрольного мероприятия может быть достигнута договоренность об ином порядке подготовки проектов документов, принятия решений, а также утверждения и направления документов по результатам контрольных мероприятий.

10.3. Для реализации достигнутых договоренностей Решением при необходимости предусматривается:

проведение совместных заседаний Сторон;

принятие совместных решений по фактам выявленных недостатков и нарушений и принятие мер по их устранению;

порядок контроля исполнения представлений и предписаний по контрольным мероприятиям, а также формы ответственности Сторон;

порядок обмена информацией по вопросам исполнения предложений и иных принятых решений по результатам контрольных мероприятий и другим вопросам.

Приложение

(пункт 3.3 Стандарта)

РЕШЕНИЕ

о проведении совместного или параллельного контрольного

мероприятия Счетной палатой Российской Федерации и

(наименование органа государственного финансового контроля

страны сотрудничества)

(типовая форма)

«__» _________ 200_ г. г. Москва Счетная палата Российской Федерации ___________________________________ и ________________________________________________________________________, (наименование органа государственного финансового контроля страны сотрудничества) именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь положениями и основополагающими принципами деятельности Международной организации высших контрольно-ревизионных органов (ИНТОСАИ), Европейской организации высших контрольно-ревизионных органов (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших контрольно-ревизионных органов (АЗОСАИ) и Совета руководителей высших органов финансового контроля государств — участников СНГ, соглашениями и договорами о сотрудничестве Счетной палаты Российской Федерации с высшими органами финансового контроля зарубежных стран, договорились о проведении совместной (параллельной) проверки ________________________________________ ___________________________________________________________________________ наименование проверки) ___________________________________________________________________________ а также о нижеследующем:

Статья 1

1. Стороны исходят из того, что совместная (параллельная) проверка, осуществляемая в рамках национального законодательства Сторон, послужит повышению эффективности в решении задач:

— обеспечения контроля за исполнением доходных и расходных статей национальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, законностью и своевременностью движения этих средств;

— определения эффективности и целесообразности расходования средств национальных бюджетов, а также использования государственной собственности;

— анализа эффективности функционирования бюджетных систем стран и разработки предложений по совершенствованию бюджетных процессов;

— соблюдения и эффективности выполнения законодательства о соглашениях о разделе продукции, об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, об исключительной экономической зоне.

Статья 2

При подписании настоящего Решения Стороны определяют:

основание — __________________________________________________;

тему — _______________________________________________________;

цель — _______________________________________________________;

объект (объекты) — ___________________________________________;

вопросы проверки: 1. __________________________________________; 2. __________________________________________; 3. __________________________________________;

сроки проверки — _____________________________________________;

состав исполнителей:

— от российской стороны ______________________________________;

— ____________________________________________________________;

— ____________________________________________________________;

— от _____________ стороны ___________________________________;

процедуру и организацию ее проведения, порядок подготовки, согласования и утверждения программы;

порядок подготовки и принятия решений по результатам совместной (параллельной) проверки, не регламентированный нормативными документами Сторон.

Статья 3

1. При проведении совместной (параллельной) проверки Стороны в пределах своих полномочий договариваются о взаимодействии и порядке передачи необходимой информации.

2. При обмене информацией в рамках настоящего Решения Стороны руководствуются законодательством своего государства о защите государственной тайны или иной конфиденциальной информации.

3. В случае отказа в предоставлении информации извещение об этом с указанием причин отказа направляется другой Стороне.

Статья 4

Стороны при необходимости проводят координационные совещания, по результатам которых подписываются протоколы и принимаются конкретные решения по совместной (параллельной) проверке.

Статья 5

Стороны незамедлительно уведомляют друг друга об изменениях национального законодательства, касающегося выполнения условий настоящего Решения.

Статья 6

1. Оформление результатов совместных (параллельных) проверок осуществляется в форме: акта, меморандума, заявления, протокола, справки (нужное указать). Для Счетной палаты Российской Федерации обязательным документом является акт, оформленный в соответствии с Регламентом Счетной палаты Российской Федерации.

2. По предложению одной из Сторон материалы совместных (параллельных) проверок могут предоставляться и в иной согласованной форме. Объем и порядок предоставления дополнительных материалов совместных (параллельных) проверок определяются по согласованию между Сторонами.

Статья 7

1. После проведения проверки одной Стороной в интересах другой Стороны Сторона, ее проводившая, информирует другую Сторону о результатах этого мероприятия.

2. Стороны, при необходимости, проводят консультации в целях обсуждения результатов проверок. Результаты проверок рассматриваются на основании нормативных документов соответственно Счетной палаты Российской Федерации и __________________________________________________________________________. (другая Сторона)

Статья 8

Все изменения к настоящему Решению оформляются дополнительными письменными соглашениями и подписываются Сторонами.

Статья 9

Настоящее Решение вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до окончания совместной (параллельной) проверки.

Действие Решения не может быть прекращено во время уже проводимой совместной (параллельной) проверки до ее полного завершения. Датой окончания проверки считается дата принятия органами государственного финансового контроля Сторон решения по результатам проверки.

Совершено ____________ в __________________________ в двух экземплярах, дата место подписания каждый на __________________________ и русском языках, причем оба текста язык страны сотрудничества имеют одинаковую силу. За Счетную палату За __________________________________ Российской Федерации (наименование органа государственного финансового _____________________________________ контроля страны сотрудничества) ____________________________________ _____________________________________ (ф.и.о.) (ф.и.о.) ____________________________________ _____________________________________ (должность) (должность)

Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Положения БК РФ предусматривают право органов как внешнего, так и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направлять в адрес проверяемых организаций и учреждений свои представления и предписания. Чаще всего указанные документы направляются в случае выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемых учреждений. О том, какие требования могут включаться контрольными органами в представления и предписания и какова ответственность за невыполнение данных требований, расскажем в предложенном материале.

Общие положения

В силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Предписание – это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Отличием представления от предписания является то, что предписание выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, и в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий, а также то, что неисполнение предписания в силу ч. 4 ст. 270.2 БК РФ считается основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба. То есть предписание, в отличие от представления, содержит обязательные для исполнения требования об устранении выявленных нарушений и (или) требования о возмещении причиненного ущерба.

Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Так, согласно ст. 26 Федерального закона № 41-ФЗ представление Счетной палаты РФ направляется при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности проверяемого учреждения, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий.

В свою очередь, предписание направляется в случаях невыполнения представлений Счетной палаты РФ либо несоблюдения установленных в них сроков.

Исходя из ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта РФ, органы местного само­управления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

При выявлении нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта РФ, органы местного само­управления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Требования, включаемые в представления и предписания

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Направляемые в учреждение представления органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать:

  • требования о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета;

  • обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, предписания чаще всего содержат в себе требования:

  • в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;

  • проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

Напомним: Минфин в своем Письме от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 отметил, что понятие «ущерб, причиненный Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию» не определено бюджетным законодательством РФ, а также ГК РФ.

Однако, по мнению Минфина, контрольный орган в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного РФ, например, вследствие нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), с нарушениями бюджетного законодательства РФ.

При этом следует иметь в виду: так как исходя из ст. 70 и 221 БК РФ в бюджетных сметах казенных учреждений соответствующее направление расходования средств федерального бюджета не может быть предусмотрено, возмещение средств, использованных казенными учреждениями с нарушениями бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение.

Отдельно коснемся требования о перечислении автономными и бюджетными учреждениями сумм выявленного ущерба в доход соответствующего бюджета.

Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ и п. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Названные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя бюджетного или автономного учреждения.

Кроме того, исходя из ч. 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 (субсидии на иные цели) и ст. 78.2 БК РФ (субсидии на осуществление капитальных вложений), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного само­управления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Аналогичная норма в отношении автономных учреждений установлена п. 3.17 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

С учетом вышеизложенного требовать от бюджетных и автономных учреждений перечисления сумм ущерба в доход соответствующего бюджета при наличии решения учредителя об использовании остатков средств субсидий на те же цели не совсем корректно.

При этом напомним, что до начала действия Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» предусматривалось, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, полученных бюджетными учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежали возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и использовались в текущем финансовом году согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Счетная палата РФ.

Как мы уже отметили выше, предписания Счетной палаты РФ направляются в случаях невыполнения представлений и несоблюдения сроков их выполнения. В предписании Счетной палаты РФ должны быть указаны:

  • основания для его вынесения;

  • информация о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов;

  • требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий данных недостатков и нарушений;

  • сроки выполнения предписания и ответственность за его невыполнение.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 41-ФЗ при невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Госдумой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата РФ уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона № 41-ФЗ и п. 6.4.1 Общих правил проведения контрольного мероприятия (СГА 101), утвержденных Коллегией Счетной палаты РФ от 02.04.2010 № 15К (717), представление Счетной палаты РФ по результатам контрольного мероприятия должно содержать следующую информацию:

  • исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, а также объектов контрольного мероприятия и проверенный период при их отсутствии в наименовании контрольного мероприятия);

  • выявленные факты нарушений и недостатков с указанием конкретных статей законов и (или) пунктов иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

  • требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, а также устранению причин и условий таких нарушений,

  • требования о привлечении к ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях, рекомендации по устранению выявленных недостатков;

  • сроки представления ответа по результатам выполнения представления.

При выявлении нарушений, наносящих государству ущерб, представление Счетной палаты РФ по результатам контрольного мероприятия должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и требование о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий данных нарушений. Если в представлении Счетной палаты РФ не указан срок его выполнения, то оно должно быть выполнено в течение 30 дней со дня его внесения в объект контрольного мероприятия. Срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты РФ, но не более одного раза.

Контрольно-счетные органы.

Исходя из положений ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ представление контрольно-счетного органа должно содержать требование:

  • рассмотреть и принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда;

  • привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

  • принять меры по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В свою очередь, предписание должно содержать:

  • исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, наименование объекта контрольного мероприятия и проверяемый период при их отсутствии в наименовании контрольного мероприятия, а также сроки проведения контрольного мероприятия);

  • конкретные факты создания на объекте контрольного мероприятия препятствий инспекторам в проведении контрольного мероприятия;

  • требование незамедлительного устранения указанных препятствий в проведении контрольного мероприятия и принятия мер в отношении должностных лиц объекта контрольного мероприятия, препятствующих работе должностных лиц контрольного органа;

  • срок его исполнения.

Обратите внимание: отдельно хотелось бы остановиться на требовании о привлечении к ответственности виновных лиц. Напомним: ч. 1 ст. 192 ТК РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Отметим, что, рассматривая вопрос о правомерности требования прокурора по привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности, Верховный суд в своем Постановлении от 16.12.2016 № 78-АД16-38 отметил, что такое требование отвечает нормам Трудового кодекса.

Ответственность за неисполнение представлений и предписаний

В силу положений ч. 4 ст. 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Повторное неисполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля приводит к дисквалификации на два года (ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ).

При этом положения ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не распространяются на нарушения, выразившиеся в невыполнении постановлений, представлений, решений органов государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) (Письмо Минфина РФ от 04.08.2015 № 02-10-09/45065).

В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Как мы уже отметили, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, исходя из ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения (Постановление ВС РФ от 11.04.2017 № 65-АД17-1).

Обратите внимание. Направляемые в учреждения предписания чаще всего содержит несколько требований:

  • устранить в определенный предписанием срок выявленные нарушения и (или) возместить причиненный указанными нарушениями ущерб;

  • проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

С учетом вышеизложенного учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ как за неуведомление контрольного органа о результатах исполнения предписания, так и за неустранение выявленных нарушений (невозмещение выявленного ущерба).

Административная ответственность за неисполнение представлений органов государственного финансового контроля КоАП РФ не установлена. Значит, и привлечь учреждение к административной ответственности за неисполнение представления орган государственного (муниципального) финансового контроля не вправе. В указанных случаях контрольный орган может обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) либо к учредителю учреждения.

Вместе с тем следует отметить, что в Госдуме РФ рассматривается проект федерального закона № 1112269-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства». Указанным законопроектом предлагается установить административную ответственность за невыполнение в определенный срок законного представления органа государственного финансового контроля.

Также отметим, что в названных случаях контрольный орган вправе обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) либо к учредителю учреждения. Причем учредитель вправе привлечь руководителя учреждения к дисциплинарной ответственности за неисполнение предписаний и представлений контрольного органа.

Обжалование

По общему правилу обжаловать полученные представления предписания можно во внесудебном и в судебном порядке. Внесудебный порядок обжалования устанавливается нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления контрольными органами своей деятельности. Что же касается судебного порядка, напомним, что в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ учреждения вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение или действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создает дополнительные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Напомним, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, пре­дусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, – с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного само­управления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений), может быть признан судом недействительным (ст. 13 ГК РФ).

Напомним, что под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде закона, положения, правил, постановления.

И предписания, и представления органов государственного (муниципального) финансового контроля по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта, порождают для проверяемых учреждений правовые последствия, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде.

Основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ № 6 и ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *