СанПИН 2013

Содержание

1. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению дошкольных учреждений

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы (далее санитарные правила) разработаны в
соответствии с Федеральным законом «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» от 30
марта 1999 г. № 52-ФЗ, Законом Российской Федерации «Об
образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями
и дополнениями) (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, № 7, ст. 631), Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677
(ред. от 23.12.2002) «Об утверждении Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, № 28, ст.
2694).
2.1.4. Территория земельного участка
должна иметь наружное электрическое
освещение. Уровень искусственной
освещенности участка — не менее 10 лк на
земле.
2.4.7. При оборудовании групповой
соблюдают следующие требования:
— столы для занятий устанавливают вблизи
светонесущей стены при обязательном
левостороннем освещении рабочего места;
— для леворуких детей индивидуальные
рабочие места организуют с
правосторонним освещением рабочего
места;
2.4.12. При организации экологических
пространств (уголки природы, комнаты
природы, фитоогород, фитобар и др.)
соблюдают следующие требования:
— животные и растения должны быть
безопасны для детей и взрослых,
неприхотливы по содержанию и уходу;
— размещение аквариума, клеток, цветов не
должно уменьшать уровень естественной
освещенности в помещении;
2.5. Требования к естественному и искусственному
освещению помещений
2.5.1. Основные помещения ДОУ должны иметь
естественное освещение.
2.5.2. Неравномерность естественного освещения
основных помещений не должна превышать 3:1.
Величина коэффициента естественной
освещенности (КЕО) в групповых, спальнях,
медицинской комнате, палатах изолятора,
помещениях для музыкальных и физкультурных
занятий, в компьютерном классе — не менее 1,5%, в
раздевальной — не ниже 1,0%.
Освещение вторым светом допускается только в
помещениях туалетных, приемных и раздевальных,
расположенных в IA, IБ и IГ климатических
подрайонах, II и III климатических районах.
Помещения буфетных, кладовых и туалетных для
персонала допускается устраивать без
естественного освещения.
2.5.3. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях
оборудуют регулируемыми солнцезащитными
устройствами. В качестве солнцезащитных устройств
(СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные
и наружные только вертикально направленные.
Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении
не должна уменьшать светоактивную площадь оконного
проема и снижать нормируемую величину КЕО.
Материал, используемый для жалюзи, должен быть
стойким к воде, моющим и дезинфицирующим
средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы
светлых тонов, сочетающихся с цветом стен.
Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных
тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно),
обладающих достаточной степенью светопропускания и
хорошими светорассеивающими свойствами.
Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать

уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных
помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время
шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.
2.5.4. При одностороннем освещении глубина групповых помещений
— не более 6 м. При большей глубине помещений необходимо
двустороннее параллельное или угловое расположение окон
(обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплеты окон не
должны иметь мелких решеток.
2.5.5. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы,
снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не
должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется
размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах
высотой 65 — 70 см от пола и в уголках природы.
2.5.6. При проведении занятий в условиях недостаточного
естественного освещения необходимо дополнительное
искусственное освещение.
2.5.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать
достаточное и равномерное освещение всех помещений.
Преимущество имеет люминесцентное освещение. Уровни
искусственной освещенности в основных помещениях представлены
в таблице 2.5.1.
№ п/п
Наименование
помещений
Освещенность не
менее ( влк)
1
Раздевальная
(приемная)
200
Групповая(игровая).ко 300
мпьютерный класс
2
Поверхности, к
которым относятся
нормы
освещенности
На полу
Горизонтальные
поверхности на
уровне 0,5 м от пола
Спальня, зал для
музыкальных и
физкультурных
занятий, веранда
75
Туалетная
75
На полу
Буфетная
200
Горизонтальные
поверхности
на
уровне 0,8 м от пола
Кабинет врача
300
Горизонтальные
поверхности
на
уровне 0,8 м от пола
Изолятор
200
-«- 0,5 от пола
«-«
При использовании ламп накаливания нормы освещенности
уменьшаются вдвое.
2.5.8. Осветительная арматура должна обеспечивать
равномерный рассеянный свет. Выбор ламп и размещение
светильников осуществляется в соответствии с таблицей 2.5.2.
2.5.9. При использовании ламп накаливания уровень
освещенности должен составлять не менее 150 лк. Лампы
накаливания должны иметь защитную арматуру (светильник).
Искусственное освещение в помещениях для занятий с
компьютерами обеспечивают системой общего равномерного
освещения. В качестве источников света используют лампы
типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными
решетками.
2.5.10. Не следует использовать в одном помещении
люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно.
Использование новых типов ламп и/или светильников
допускается при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения.
Помещения
Система освещения
Размещение светильников
Групповые, игровые,
раздевальные
Общее равномерное
Вдоль преимущественного
расположения рядов,
столов, параллельно длинной
стороне помещения
Спальные помещения,
веранды
Общее равномерное +
дежурное (ночное)
Вдоль преимущественного
размещения оборудования
Зал для музыкальных и физкультурных занятий
Общее равномерное
Любое
Изолятор
Общее равномерное
Вдоль прохода и шкафов
2.5.11. В помещениях с постоянным пребыванием детей
закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанавливают
на высоте 1,8 м от пола. В залах для физкультурных занятий
светильники и окна должны иметь защитные устройства.
2.5.12. В районах севернее 65 град. с.ш. в системе общего освещения
основных помещений устанавливают источники ультрафиолетового
излучения, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о
соответствии санитарным правилам. В групповых, спальнях, палатах
изолятора или фотариях устанавливают 1 лампу из расчета на 5
м2 площади при экспозиции 240 мин. или на 10 м2площади при
экспозиции 480 мин. в течение дня (высота подвеса 2,5 м).
2.5.13. Все источники искусственного освещения содержат в
исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует
немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие
люминесцентные лампы собирают в специально выделенном
помещении и вывозят из здания ДОУ. Их хранение в помещениях и
на территории ДОУ недопустимо.
2.5.14. Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в
год, осветительной арматуры и светильников — не реже 2 раз в год.
2.5.15. В производственных помещениях пищеблока светильники не
размещают над плитами, технологическим оборудованием,
разделочными столами. Осветительные приборы должны иметь
защитную арматуру.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в актуальной и действующей редакции 2020 года.

Данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

  • условиям размещения дошкольных образовательных организаций,
  • оборудованию и содержанию территории,
  • помещениям, их оборудованию и содержанию,
  • естественному и искусственному освещению помещений,
  • отоплению и вентиляции,
  • водоснабжению и канализации,
  • организации питания,
  • приему детей в дошкольные образовательные организации,
  • организации режима дня,
  • организации физического воспитания,
  • личной гигиене персонала.
  • рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

Данный СанПиН с изменениями от 15.05.2013 постановление № 26 (размещено на официальном сайте Роспотребнадзора) и от 27.08.2015 постановление № 41 (размещено на официальном сайте Роспотребнадзора), с учетом изменений внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281.

Смотреть и распечатать актуальный в 2020 г. СанПиН для детских садов:

(подготовлен на основании документов размещенных на сайте Роспотребнадзора)

СанПиН 2.4.1.3049-13 в формате doc (word)

СанПиН 2.4.1.3049-13 в формате pdf

В условиях распространения COVID-19 утверждены новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

СП 3.1/2.4.3598-20 утвержден постановлением №16 от 30 июня 2020 г. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Действует со дня официального опубликования (03.07.2020 г.) и до 01.01.2021 г.

СП 3.1/2.4.3598-20 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы Организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

В условиях распространения COVID-19 санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для Организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

СП 3.1/2.4.3598-20 в формате pdf

15 мая 2013 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены новые СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Содержащиеся в них гигиенические нормативы представляют собой не что иное, как установленные в результате научных исследований допустимые максимальные или минимальные количественные и качественные значения показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности для человека. С этой точки зрения рассмотрим основные изменения, введенные СанПиН 2.4.1.3049-13.

К сведению

С вступлением в силу нового документа прекратили действие СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”» . В новый нормативный правовой акт вошли изменения, ранее зафиксированные Письмом Роспотребнадзора от 10.01.2013 № 01/25-13-32 «О разъяснениях по применению отдельных норм СанПиН 2.4.1.2660-10».

Причины интенсивного обновления

СанПиН 2.4.1.3049-13 стали, по сути, третьим документом, регламентирующим работу дошкольных учреждений, вышедшим за последние 3,5 года. Такое интенсивное обновление санитарного законодательства можно объяснить рядом причин. Среди них подготовка и вступление в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2013), разработка проектов новых государственных стандартов дошкольного образования. Однако основным, на наш взгляд, стимулом к пересмотру действовавших СанПиН послужила острая нехватка мест в детских садах, которая наблюдается в последние годы в большинстве регионов России. В качестве одной из причин, препятствующей решению проблемы, называются «завышенные требования» санитарных правил, прежде всего касающиеся участка, здания дошкольного учреждения, его планировки и оборудования, выполнение которых требует весьма существенных материальных затрат.

Изменения начались с общих положений и области применения документа. Во-первых, наряду с жесткими требованиями, обязательными для выполнения, в СанПиН 2.4.1.3049-13 содержатся рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Как подчеркивается в документе, они «добровольного исполнения, не носят обязательный характер». Во-вторых, новые санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах). В-третьих, согласно п. 1.9 расчет площади групповой (игровой) комнаты в общеразвивающих группах на одного ребенка производят не с учетом списочного состава, а по числу детей, фактически находящихся в группе.

Размещение дошкольных образовательных организаций

Существенно упростились требования к размещению зданий детских садов. Сохранены основные требования безопасности: размещение на внутриквартальных жилых территориях, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха и нормативные уровни инсоляции, естественного освещения помещений и игровых площадок. Требования п. 2.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 оказались неправомерными, поскольку выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии участков для строительства санитарным правилам отменена ст. 31 Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании”» . Это, в свою очередь, повлекло за собой отмену регламента радиуса пешеходной доступности дошкольных учреждений, потому как обеспечить полноценное соблюдение этого требования можно лишь на стадии выбора участка для строительства детского сада.

Оборудование и содержание территорий детских садов

Устранен запрет на размещение игровых площадок на крыше здания дошкольного учреждения. Современные технические и архитектурные возможности позволяют организовать безопасную для здоровья прогулку и на крыше, однако тем самым мы формируем у ребенка представление о крыше как о подходящем месте для игры на воздухе. И не исключено, что со временем ребенок будет предпринимать попытки без присмотра взрослых поиграть в столь опасном месте, совершенно не предназначенном для такой цели. Примеров, в т. ч. и с трагическим концом, предостаточно. Остается только сожалеть, что в стране с поистине бескрайными просторами, пригодными для прогулок с детьми, обсуждается эта проблема. Вместе с тем необходимо заметить, что ни в технических регламентах, ни в каких-либо строительных нормах и правилах нет никакой информации по этому вопросу.

В п. 3.1 уточняется, что площадь озеленения территории детского сада в районах Крайнего Севера, а также в городах в условиях плотной городской застройки может быть снижена до 20 % площади, свободной от застройки. К списку ранее запрещенных для посадки на территории детского сада растений (ядовитые и колючие деревья и кустарники) добавлены и плодоносящие деревья. Из документа изъято и разрешение на организацию огорода, ягодника, фруктового сада, чтобы исключить возможность употребления детьми фруктов и ягод, не отвечающих гигиеническим требованиям безопасности.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 жесткие требования относительно размеров групповой площадки превращены в рекомендательные. В условиях плотной городской застройки с учетом режима организации прогулок разрешено использование совмещенных групповых площадок, а в детских садах с присмотром и уходом за детьми, продолжительность работы которых составляет более 5 часов в день, необходимо предусматривать оборудованные места для прогулок детей и занятий физкультурой.

В 2 раза сокращен нормируемый размер теневого навеса на групповой площадке. Теперь его определяют из расчета не менее 1 м² на одного ребенка, а для групп численностью до 15 человек площадь теневого навеса должна составлять не менее 20 м² вместо прежних 30 м².

Здание, помещение, оборудование детского сада и их содержание

Достаточно много изменений внесено в требования к зданию, помещениям, оборудованию. В частности, не регламентируется вместимость детского сада в зависимости от типа здания, в котором он размещен. Допускается возводить и трехэтажные объекты для дошкольных образовательных организаций, при этом место строительства значения не имеет.

Сохранено требование к объемно-планировочным решениям, которые должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Вместе с тем при размещении детского сада в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы.

СанПиН 2.4.1.3049-13 указывают, что высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена, а не регламентируют их конкретными нормами. Теперь это требование выглядит более корректным, ведь высота помещения — важный, но не единственный способ обеспечения в нем благоприятной воздушной среды.

Одна из «революционных» новаций — разрешение использовать групповую для организации сна с использованием раскладных с жестким ложем или выдвижных кроватей, а спальни в период бодрствования детей — для организации игровой и образовательной деятельности. При этом нужно строго соблюдать режим проветривания и проведения влажной уборки, которая должна быть проведена в спальне не менее, чем за 30 минут до сна детей, при проветривании в течение 30 минут. Такие изменения, несомненно, продиктованы переполненностью большинства детских садов.

Требования к размерам площадей групповой ячейки и помещений медицинского назначения, наличие постирочной перешли в разряд рекомендуемых. Для вновь строящихся зданий площадь групповых и спален необходимо принимать из расчета норматива площади на одного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратности воздухообмена. Унифицированы требования к размещению групп кратковременного пребывания детей вне зависимости от длительности их работы.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 отсутствуют требования по уходу за живым уголком, а также запрет на организацию проката и обмена игр, игрушек и другого инвентаря.

Внутренняя отделка и оборудование помещений детских садов

Менее детализированными стали требования, относящиеся к внутренней отделке помещений детских садов. В частности, это касается цветового исполнения материалов для отделки стен в зависимости от того, на какие румбы горизонта ориентированы помещения. Другой пример — отделка полов. СанПиН 2.4.1.3049-13 не предъявляют к ней требования, связанные с профилактикой травматизма, поскольку этот вопрос не является предметом регулирования данного нормативного акта. Еще одно новшество — разрешение использовать для внутренней отделки помещений обои, допускающие проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств, а п. 5.1 дополнен весьма актуальным требованием: «стены помещений должны быть <…> без признаков поражений грибком». Кроме того, все отделочные и строительные материалы должны быть не только безвредными для здоровья человека, но также иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.

В определенной мере упрощены, а следовательно, стали более выполнимы требования к оборудованию помещений и его размещению. Теперь в дошкольных учреждениях необязательно предусматривать отдельное помещение для грудного кормления детей, достаточно оборудовать столом и стулом место в раздевальной для детей младенческого и раннего возраста. Исключены требования к расстановке детских столов в групповой, организации живых уголков и комнат природы. Новый документ не определяет условия показа диафильмов, поскольку сегодня в практике работы детских садов они почти не используются.

Претерпели изменения и правила расстановки кроватей в спальных помещениях. Количественные показатели заменены требованием, согласно которому расположение спальных мест должно обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами. А вместо конкретных размеров стационарных кроватей указано, что независимо от их типа они должны соответствовать росту детей. Пункт 6.1 восстанавливает утраченное в СанПиН 2.4.1.2660-10 важное требование о том, что «детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность». Более корректным с гигиенической точки зрения стало требование к хранению игрушек, используемых на участке. СанПиН 2.4.1.2660-10 разрешали хранить игрушки на стеллажах, установленных в раздевальных помещениях, что, конечно же, создавало определенный риск их загрязнения. В новом документе предложено устанавливать стеллажи для игрушек, используемых на прогулке, в тамбурах. Речь, правда, идет только о вновь строящихся объектах дошкольных образовательных организаций.

Обратите внимание!

В СанПиН 2.4.1.3049-13 отсутствует пункт, определяющий, в каких помещениях обязательно наличие естественного освещения, а какие могут эксплуатироваться при его отсутствии. Однако изъятие этого весьма важного для организации безопасной и рациональной световой среды требования вовсе не означает, что теперь им можно пренебречь. Оно содержится в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» , которые и для руководителей дошкольных учреждений являются непреложными.

Отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация в детских садах

Произошли изменения и в разделе, посвященном вопросам организации воздушно-теплового режима в детских садах. Например, если в прежней редакции температурные нормы для основных помещений были представлены диапазоном значений, в новом документе указана только нижняя граница. Поддержание необходимой температуры воздуха в детских садах разных климатических зон нашей страны — задача непростая. Однако регламентация только минимальных значений создает риск перегрева помещений, что неблагоприятно влияет на здоровье и самочувствие детей. Полагаем, что диапазон оптимальных значений температуры воздуха в помещениях детских садов следовало бы оставить хотя бы в качестве рекомендуемого.

Одно из новых требований СанПиН 2.4.1.3049-13 касается функционирования вентиляционных систем. Теперь не реже 1 раза в год, кроме ревизии и очистки, нужно осуществлять контроль за эффективностью их работы.

Примечателен тот факт, что из текста санитарных правил исчезло упоминание о печном отоплении в дошкольных учреждениях. И хотя прямого запрета на его использование документ не содержит, возможно, отсутствие упоминания послужит стимулом к тому, чтобы российские детские сады в скором времени полностью отказались от печного отопления.

В числе требований к водоснабжению и канализации зданий дошкольных учреждений появился запрет на использование для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячей воды из системы отопления. Не требуется обязательное наличие централизованного водоснабжения и канализации в здании детских садов. Скорее всего, это обусловлено тем, что в тексте раздела обсуждаются вопросы организации водоснабжения и канализации в учреждениях, размещенных в неканализованных районах и районах, в которых отсутствует централизованное водоснабжение. То есть в данном случае описываются необходимые условия, а не способы их достижения. СанПин 2.4.1.3049-13 не регламентируют показатели температуры воды, подаваемой к умывальникам и душам в случае отсутствия централизованного водоснабжения, не требуют обязательного наличия резервных источников горячего водоснабжения в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения и туалетных на период проведения профилактических работ в котельных и инженерных сетях горячего водоснабжения.

Прием детей, режим дня и организация учебно-воспитательного процесса

СанПиН 2.4.1.3049-13 упрощают требования к приему детей в дошкольные организации. Согласно прежней редакции ежедневный утренний прием проводят воспитатели, во время которого опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, медицинский работник осуществляет прием в ясельных группах, при подозрении на заболевание — и в дошкольных. Новый документ предлагает иной вариант проведения этой процедуры. Прием осуществляют воспитатели и (или) медицинские работники, опрашивают родителей о состоянии здоровья детей и при наличии показаний (катаральные явления, явления интоксикации) проводят ребенку термометрию. Дети, заболевшие в течение дня, до прихода родителей или госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей находятся в помещениях медицинского блока. СанПиН 2.4.1.2660-10 требовали размещения заболевших в изоляторе. Нововведение обусловлено тем, что далеко не во всех дошкольных учреждениях в составе медицинского блока есть изолятор.

Это важно! Согласно п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 после перенесенного заболевания или отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), а не 3, как было ранее, детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 практически в два раза сокращен объем правил и норм, касающихся организации режима дня детей. Требования к продолжительности прогулки приобрели рекомендательный характер. Теперь она определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий, которые в нашей стране характеризуются необычайным разнообразием. И для северных регионов жесткие требования СанПиН 2.4.1.2660-10 оказывались практически невыполнимыми. Вместе с тем не стоит забывать, что ежедневная и достаточная по продолжительности прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. В правильно организованной, достаточной по длительности прогулке дети реализуют до 50 % суточной биологической потребности в активных движениях. Однако фактически дети проводят на свежем воздухе гораздо меньше времени, чем советуют специалисты. К сожалению, и в выходные дни многие родители пренебрегают этими рекомендациями и «забывают» погулять с детьми. Известный педиатр прошлого А.А. Кисель очень точно подметил, что «день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».

В СанПиН 2.4.1.3049-13 требования к режиму дня в группах кратковременного пребывания детей включены в пункт, регламентирующий организацию и продолжительность сна. При режиме пребывания детей в дошкольных организациях до 5 часов организуется однократный прием пищи. Если продолжительность работы группы превышает 5 часов, необходима организация приема пищи с интервалом 3–4 часа и дневной сон.

СанПиН 2.4.1.3049-13 не регламентируют организацию занятий в разновозрастных группах, просмотр телепередач, использование компьютерной техники, организацию каникул и проведение занятий по дополнительному образованию.

Дошкольные образовательные организации и группы для детей с ограниченными возможностями

Требования, определяющие состав и площадь помещений для детей с ограниченными возможностями, переведены в разряд рекомендуемых, округлены значения ряда показателей . Площадь туалетной приведена не в расчете на одного ребенка, а указана конкретная величина — 12 м² в группах для детей младенческого и раннего возраста и 16 м² для дошкольных групп.

Изменения коснулись требований к помещениям медицинского назначения в дошкольных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья. СанПиН 2.4.1.2660-10 настаивали на расширенном составе таких помещений, поскольку они необходимы для проведения оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы. Причем это требование никак не конкретизировалось. Новая формулировка, на наш взгляд, более точна и выполнима: согласно п. 10.16 в помещениях медицинского блока дошкольных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации лечебной и коррекционно-восстановительной работы.

Аналогичной коррекции подверглись и требования к устройству бассейна для слепых и слабовидящих детей. Достаточно подробное описание устройства бассейна в СанПиН 2.4.1.2660-10 лишь с большой натяжкой можно отнести к разряду санитарно-эпидемиологических требований.

Сокращены и упрощены гигиенические требования к организации световой среды для детей с нарушениями зрения. Помещения для слепых и слабовидящих детей по-прежнему должны иметь только южную и восточную ориентацию по сторонам горизонта, однако уровень естественной освещенности в предназначенных для занятий помещениях в новом документе не регламентируется. Сохранены требования к уровню искусственной освещенности в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах для слепых и слабовидящих детей. Он должен быть не менее 600–800 лк. В игровых и учебных комнатах для детей, страдающих светобоязнью, вместо прежних не более 500 лк определен уровень искусственной освещенности не более 300 лк. Из п. 10.14 изъяты положение, требующее, чтобы каждое рабочее место для слепых и слабовидящих детей было оборудовано светильниками местного освещения, а также требования к самим светильникам (наличие жесткого крепления к поверхности стола и гибкого кронштейна, позволяющего менять угол наклона и высоту источника света). Эти регламенты можно рассматривать как избыточные, поскольку выполнение норматива освещенности может быть обеспечено различными способами.

В заключение — о требованиях к соблюдению санитарных правил. В СанПиН 2.4.1.3049-13 из сферы ответственности руководителя дошкольной организации исключены следующие позиции:

  • организация производственного и лабораторного контроля;
  • обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и нормативами;
  • наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

Внесение таких изменений, на наш взгляд, продиктовано следующим. Порядок проведения производственного контроля в настоящее время уточняется и, скорее всего, будет определяться отдельным документом. Обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим санитарным законодательством не является предметом нормирования рассматриваемого СанПиН. Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи — вопрос, находящийся в компетенции Минздрава, а не Роспотребнадзора.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. от 20.12.2010).

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164.

В ред. от 29.12.2012.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34 (ред. 15.03.2010).

Таблицы 4 и 5 приложения 1 к СанПиН 2.4.1.3049-13.

Сравнительный анализ СанПиН от 09.02.2015 N 2.4.3259-15 и СанПиН от 11.03.2003 N 2.4.1201-03

Общие положения о санитарно-эпидемиологических требованиях организаций для детей-сирот

Общие положения о санитарно-эпидемиологических требованиях организаций для детей-сирот

В 2015 году санитарно-эпидемиологические требования организаций для детей-сирот претерпели значительные изменения. Теперь санитарно-эпидемиологические требования регулируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 N 8 «Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ранее СанПиН был утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 N 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03».
Первое, что обращает на себя внимание, что новый СанПиН имеет более четкую структуру и требования к размещению организаций для детей-сирот, таких как требования к оборудованию помещений, требования к территории, требования к организационному размещению.
Вместе с тем из СанПиН исключен ряд особенностей, таких как:
— профилактика контагиозных гельминтозов (энтеробиоз и гименолепидоз);
— основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом в специализированных учреждениях;
— обязанности руководителя специализированного учреждения и медицинского персонала.
Однако, как и ранее, обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований возложены на руководителя, который обеспечивает:
— наличие текста настоящих санитарных правил в организации для детей-сирот;
— выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации для детей-сирот;
— необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
— прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
— наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
— своевременное прохождение работниками периодических медицинских осмотров и обследований, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;
— организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

— исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования.
СанПиН обязательны для исполнения всеми лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, капремонтом и эксплуатацией объектов организаций для сирот (образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих соцуслуги, в которые помещаются под надзор сироты и дети без попечения родителей). Ранее правила были более задокументированы, например, были предусмотрены в приложениях не только требования к мебели, такие как размеры, но и цвет маркировки.
Также содержались требования к рекомендуемому оборудованию процедурного кабинета, нормам предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов. Ранее также предусматривался ассортимент основных продуктов питания, которые рекомендуются для использования в питании детей и подростков организованных коллективов, теперь решение вопроса ассортимента продуктов питания будет решаться руководителем учреждения. Также исключены нормы питания воспитанников детских домов и школ-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таблицы замены некоторых продуктов питания. В ранее действующем СанПиН также были утверждены унифицированные формы, которые необходимо было вести в детских домах и школах-интернатов для детей-сирот, такие как форма журнала «здоровье». Был также установлен перечень необходимой медицинской документации, в который входили такие документы, как медицинская карта ребенка (ф.063/У), карта профилактических прививок (ф.063-У), рабочий журнал учета профилактических прививок (ф.029/У), журнал учета инфекционных заболеваний (ф.060/У), журнал учета и расходования бактерийных препаратов. Новые правила не концентрируются на конкретных документах, которые необходимо иметь учреждению, а устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
— условиям размещения организаций для детей-сирот;
— условиям пребывания и проживания детей в организации для детей-сирот;

— оборудованию и содержанию территории организации для детей-сирот;
— зданию и оборудованию помещений организации для детей-сирот;
— воздушно-тепловому режиму;
— естественному и искусственному освещению;
— водоснабжению и канализации;
— режиму дня и организации учебно-воспитательного процесса, процессу социальной адаптации;
— организации питания;
— медицинскому обеспечению;
— физическому воспитанию;
— санитарному состоянию и содержанию помещений и территории организации для детей-сирот;
— соблюдению личной гигиены персоналом организации для детей-сирот.
В отношении требований к зданиям ранее устанавливалось, что ввод в эксплуатацию специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также реконструкция, расширение и другие изменения в устройстве, оборудовании и назначении помещений разрешаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам. Теперь установлено, что ранее построенные здания организаций для детей-сирот эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
К сожалению, исключены требования к вместимости групп, то есть фактически подобные требования устанавливаются руководителем организации для детей-сирот.
Ранее вместимость специализированных учреждений устанавливалась следующая:
для приютов: оптимальная — 30 воспитанников, допустимая — 50;
для других видов специализированных учреждений: оптимальная — 60 воспитанников, допустимая — не более 100.
Количество воспитанников в группах с круглосуточным пребыванием должно составлять не более 7 человек, в группах дневного пребывания — не более 10.
Сейчас численность в соответствии с СанПиН снижена. Численность детей в воспитательной группе в возрасте до 4 лет не должна превышать 6 человек, в возрасте от 4 и старше — 8 человек.
При наличии в воспитательной группе детей в возрасте до 4 лет и старше наполняемость группы не должна превышать 6 человек.
Ранее было предусмотрено комплектование групп с учетом возраста детей и подростков:

3-6 лет,
7-10 лет,
11-14 лет,
15-18 лет.
Допускалось пребывание в одной группе детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В новом СанПиН особое внимание уделяется не вместимости и не комплектованию групп, а программам надзора за детьми.
Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в которых создаются условия, предназначенные для воспитания и проживания детей такой возрастной группы.
Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации. Период пребывания ребенка может быть продлен до достижения ребенком возраста 4 лет включительно только по решению руководителя медицинской организации при наличии согласия органа опеки и попечительства.
Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в ближайших дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии невозможности организации получения детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

Требования к размещению организаций для детей-сирот

В отношении размещения зданий из СанПиН исключены достаточно устаревшие требования в отношении этажности (не выше 3 этажей) и размещения детей дошкольного и младшего школьного возраста не выше 2-го этажа.
Если ранее организации для детей-сирот могли размещаться только в отдельно стоящих зданиях, то теперь размещение организаций для детей-сирот допускается в отдельно стоящих зданиях, встроенных, встроенно-пристроенных в жилые дома помещениях, пристроенных к торцам жилых домов, в жилых помещениях жилищного фонда. Как и ранее, не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения помещений, предназначенных для пребывания в них детей.
Как и ранее, сохранились требования к инженерным сетям. Так, через территорию организаций для детей-сирот не должны проходить магистральные инженерные коммуникации водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

Требования к территории и ее содержанию

В новом СанПиН сохранились требования к озеленению территории, а также добавлены требования к видам растений, используемым при озеленении. Территория должна быть благоустроена и озеленена. При озеленении не допускается использование ядовитых и колючих растений. Зеленые насаждения (деревья, кустарники) не должны снижать естественную освещенность в помещениях для пребывания детей.
При наличии выделенной территории организации для детей-сирот должны быть выделены зона отдыха, игровая зона, физкультурно-спортивная зона, хозяйственная зона. Ранее организация подобных территорий, в частности спортивных площадок, планировалась в любом случае, а не только при наличии выделенной территории.
Особые требования предъявляются к хранению мусорных отходов. В хозяйственной зоне оборудуется площадка с твердым покрытием для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. Ранее подобная площадка должна была быть оборудована на расстоянии не менее 25 м от здания. На площадке устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Теперь установлены специальные требования к ограждениям. Так, площадка оборудуется с трех сторон ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров. Кроме того, появились нормы, регулирующие, когда необходимо забирать мусор из контейнеров. Очистка мусоросборников производится при их заполнении на 2/3 объема. Очистка мусоросборников проводится специализированными организациями. Поэтому необходимо заключить договор на вывоз мусора.
Обратите внимание!
В отношении вывоза мусора предусмотрена специальная административная ответственность.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде взыскания штрафа для юридических лиц в размере от 100000 до 250000 руб. либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Вместе с тем учреждение может уйти от ответственности за контроль заполняемости контейнеров. Если организация заключила договор со специализированной организацией о вывозе мусора, следовательно, накопление твердых бытовых отходов и мусора в контейнерах в целях их последующего сбора и вывоза на полигон осуществляет непосредственно специализированная организация.
Теперь в СанПиН отсутствуют требования к высоте ограждения земельного участка.
Однако особое внимание уделено созданию доступной среды для детей-инвалидов. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории строящихся и реконструируемых организаций для детей-сирот предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды. На территории организации для детей-сирот с нарушениями опорно-двигательного аппарата на поворотах дорожек и тротуаров через каждые 6 метров оборудуются площадки для отдыха.
Немаловажное изменение касается развития спортивной среды в организациях для детей-сирот. Так, на территории могут располагаться спортивные сооружения, а для хранения инвентаря (колясок, санок, велосипедов, лыж, игрушек и другого оборудования) оборудуется специальное помещение или место.
А вот мест для огородов и парников в учреждениях не нашлось. Более того, расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с организацией для детей-сирот, не допускается.
Требования к зданию и оборудованию помещений
В новом СанПиН изменился ряд требований к помещениям.
Минимальные площади помещений приведены в таблице 1.
Таблица 1
Состав и площади помещений воспитательной группы

Наименование помещений в жилых ячейках

Площадь (кв. м) на 1 человека, не менее

Ранее установленные площади

Жилые комнаты (спальни)

4,5

3

Помещение для отдыха и игр (гостиная)

2,0

2,5

Помещение для занятий (подготовки уроков)

2,0

6

Помещение для приема и (или) приготовления пищи

1,5

Общая площадь не менее 6 м

Санитарный узел и душевая (ванная комната)

1,5

Общая площадь не менее 8 м

Комната воспитателя

6,0

раздевалка для персонала площадью не менее 5 м

Раздевальная (прихожая)

1,2

Общая площадь не менее 5 м

Изолятор

6,0 кв. м на 1 койку

не менее 2 палат, площадью по 9 м каждая

Вместе с тем исключены требования к помещениям, которые предназначены для обработки против педикулеза.
При этом нормы стали более индивидуальными и рассчитываются на каждого ребенка в отдельности. Особое внимание уделено подготовке занятий. Помещение для занятий (подготовки уроков) оборудуется канцелярскими шкафами, столами и стульями в соответствии с росто-возрастными особенностями детей.
Теперь в организации для детей-сирот оборудуются помещения прачечной для стирки постельного белья, полотенец и личных вещей. При отсутствии в организации для детей-сирот прачечной допускается стирка белья и одежды с использованием бытовых стиральных машин или организация централизованной стирки в иных прачечных. Таким образом, необходимо позаботиться о заключении договора на стирку белья с прачечной. Услуги прачечных не подлежат лицензированию и не требуют специальных разрешений, поэтому учреждение может заключить договор с любой организацией, осуществляющей стирку белья. Вместе с тем в новом СанПиН существуют и ограничения в отношении размещения стиральной техники. Так, не допускается установка бытовой стиральной машины в помещении приготовления и/или приема пищи (кухни), вместе с тем отсутствует запрет на установку подобной техники, например, в подвальных помещениях и цокольных этажах.
Также в здании организации для детей-сирот может быть расположен бассейн, что также способствует развитию спорта. В этом случае должны соблюдаться требования, установленные санитарными правилами СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».
Требования к оборудованию помещений для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья
Положительным моментом является появление в новых санитарных правилах требований к оборудованию для инвалидов, ранее подобные требования не были установлены.
Все группы для детей с ограниченными возможностями делятся на 3 вида.

Дабы гарантировать каждому ребенку надлежащие условия ухода и воспитания, а также обеспечения личной безопасности во время пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, были разработаны универсальные правила, обязательные к соблюдению каждым детским садом. Такие требования в 2020 году устанавливаются санитарно-эпидемиологическими институтами и оформляются в документ, именуемый СанПин.


Что такое СанПин?

Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.

Действие СанПин в 2020 году не распространяется на домашние сады, которые организовываются родителями самостоятельно и формируются в многоэтажных домах и жилых комплексах.

Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет. Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.

Ныне действует вариант документа СанПин для детских садов, который был принят в мае 2013 года, но с сопутствующими изменениями, некоторые из каких были ратифицированы в 2017, 2018, 2019 и 2020 году.

Скачать СанПиН для детского сада в 2020 году можно здесь.

Последние нововведения в СанПин для детских садов

Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.

Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2020 году»

До После
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой Увеличение предельных показателей

Кроме того, к 2020 году были внесены правки в СанПин для детских садов касательно используемой мебели. Теперь у каждого малыша должен быть личный набор основных мебельных принадлежностей. И не желательно использование двухъярусных кроватей.

Нормы питания в 2020 году

Каждый продукт, который будет подан на стол воспитанникам детского сада, обязательно должен иметь разрешительный документ, удостоверяющий качество и безопасность пищи в соответствии СанПин в 2020 году. Кроме того, отдельную категорию нормативов составляют правила хранения ингредиентов и порядок их приготовления.

Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Что имеет непосредственное отношение к возрасту малышей.

Таблица № 2 «Пищевая ценность блюд»

Возраст в месяцах Калорийность Растительные белки, г Животный белок, % от общего веса ребенка из расчета 1г/1кг Жиры, г

Углеводы, г

0-3 115 6,5 13
4-6 115 6 13
7-12 110 5,5 13
13-24 1200 36 75 40 174
25-36 1400 42 65 47 203
37-84 1800 54 60 60 261

Некоторые отличия предусмотрены для воспитанников, которые находятся на комбинированном вскармливании, то есть с совмещением грудного и дополнительного питания.

Нет единых требований к оформлению меню по СанПин для детских садов в 2020 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона. Но распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. При круглосуточном нахождении в дошкольном образовательном учреждении предусмотрено:

  • два завтрака;
  • обед;
  • полудник;
  • 2 ужина.

Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи. И обязательно соблюдение временных интервалов, которые едва ли могут превышать 4 часа.

Технологические карты блюд в детских садах

Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2020 году возлагаются такие обязанности:

  • выбор надежного поставщика;
  • соблюдение правил доставки;
  • контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
  • выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
  • следование рецептурам приготовления блюд.

Каждая готовая единица меню должна иметь технологическую карту. Это документ, отображающий основные сведенья о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности.

Отчет должен содержать следующую информацию:

  • наименование блюда;
  • номер рецепта, который использовался в приготовлении;
  • источник, где был взят рецепт;
  • вес и перечень исходящих продуктов;
  • окончательная масса готового блюда;
  • количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.

Такие документы систематизируются и предоставляются в качестве отчета санитарно-эпидемиологической службе.

Требование к территории садика

В СанПин 2020 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

  • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
  • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
  • уровень шума не должен превышать норму;
  • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
  • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

В регионах на Крайнем Севере дополнительно требуется оснащение участка защитой от ветра и снега.

Одно из самых важных условий проектирования двора детского садика по СанПин 2020 года – это достаточное количество зеленых насаждений. Так, минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории составляет пятую часть от всей площади участка, что не задействована под застройку.

Как правило, такие насаждения используются для разделения игровых площадок или размещаются по периметру дворика вдоль забора, наличие которого также обязательно. Категорически запрещено садить на территории плодоносящие или ядовитые растения.

Кроме того, в 2020 году по СанПин существуют отдельные требования к оформлению игровых площадок детских садов. К основным из них относятся:

  • обязательное наличие физкультурных секций для занятий спортом;
  • наличие минимальной площади, которая рассчитывается исходя из минимальных 7 кв.м. на одного малыша группы;
  • покрытие таких зон должно быть травянистым;
  • обязательно наличие навесов для защиты малышей от осадков и солнца;
  • важно оборудовать дополнительную зону для хранения детских колясок, санок, лыж и другого транспорта с защитой от дождя и снега.

Что касается чистоты, то в зимний период необходима уборка снега на участках. Летом при жаркой погоде должен осуществляться полив растительности минимум дважды в сутки. Санитарная уборка участка проводится утром и вечером (до прихода и после ухода воспитанников соответственно).

Распорядок дня и время работы воспитателя

Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.

Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:

  • непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
  • желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
  • не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
  • время уличных прогулок желательно делить на два периода;
  • в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
  • продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.

В 2020 году СанПин дополнительно фиксируются максимально допустимые сроки проведения учебных занятий для деток, которые зависят от возраста малышей. Обязателен расчет, как общего дневного образовательного времени, так и единоразовой непрерывной деятельности.

Сколько детей по СанПин может быть в группе?

Большинство принятых нормативов основываются на возрасте малышей и принято различать две категории дошкольников:

  • не достигшие трехлетнего возраста;
  • после трех лет.

Также, в 2020 году во внимание принимаются личные физические и интеллектуальные способности малышей. Именно от таких характеристик и зависит граничное допустимое число дошкольников в одной группе детского сада.

Таблица № 3 «Категории детей и максимальное количество воспитанников в группе»

Категории Наивысшие допустимые наполненности групп
До 3 лет После 3
При тяжелых нарушениях речи 6 10
С серьезными нарушениями слуха 6 6
Слабослышащие 6 8
Слепые 6 6
Существенные нарушения зрения 6 8
Слабое недоумство 6 10
Умственная отсталость больших тяжестей 8
Аутизм 5
Нарушение опорно-двигательной системы 6 8
При других нарушениях здоровья 10 15
Здоровые детки 10 (не больше трех из которых имеют проблемы со здоровьем) 10, 15 или 17 в зависимости от заболевания и степени его тяжести

В таблице представлены сведенья только о комбинированных группах и компенсирующих (деятельность которых связана с воспитанием малышей с психическими или физическими расстройствами). Что касается групп только со здоровыми малышами, то их численность зависит от размеров помещений и возможностей организации эффективного процесса обучения.

Температурный режим

Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.

По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:

  • минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
  • заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
  • одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.

Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2020 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:

  • игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
  • спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.

Допускается небольшое отклонение от фиксированных нормативов, но только в сторону уменьшения показателей. Превышение максимально допустимых цифр – строго запрещено.

Развитие детей

Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2020 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:

  • зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
  • физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
  • ролевые игры в группах, требующие активного участия;
  • плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
  • обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
  • физкультминутки (включают несколько простых упражнения).

Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:

  • знакомство с цифрами и буквами;
  • художественные занятия;
  • музыка и хореография;
  • лепка из пластилина;
  • изготовление поделок из естественных материалов;
  • развитие логики и памяти.

От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.

Список моющих и дезинфицирующих средств

Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2020 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.

Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:

  • для мытья полов;
  • при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
  • во время мытья окон;
  • в случаях стирки белья и игрушек.

Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.

Для дезинфекции помещений применяются бактерицидные лампы. Дополнительным уровнем защиты является проглаживание горячим утюгом.

Таблица № 4 «Список моющих и дезинфицирующих средств, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях»

Нормативно-правовой акт, который разрешает применение Наименование средств
Письмо Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Септодор форте, хлорная известь, перекись водорода, белизна-3
Перечень Госсанэпиднадзора от 30.03.98 года № 0037-97 «Изосепт», «Пливасепт», «Эринокс»
Редакция СанПин 2.4.1201-03 ПЧД, Хлорамин, «Дзус».
Методические Рекомендации Минздрав СССР от 13.03.1987 года Сода кальцинированная, «Санит», «Посудомой», «Аракс».

За соблюдение установленных норм и использование только одобренных препаратов, в первую очередь, в 2020 году отвечает администрация учреждения. Поскольку и закупка этой продукции происходит исключительно через локальные отделы образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *