Срок хранения кассовой ленты

Может ли предприятие хранить у себя чеки при расчете наличными деньгами?

Правила хранения чеков ККМ, как и прочих первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установлены п. 1 ст. 29 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Однако хранить у себя сами кассовые чеки при расчете наличными деньгами предприятие не сможет. Ведь согласно п. 1 ст. 2 закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ они должны выдаваться покупателю в момент расчета за товар или услугу.

Поэтому вопрос о том, как хранить чеки ККМ получателю денег, здесь даже не возникает.

На предприятии может храниться отчет о закрытии смены, снятый в конце дня. Он сдается в бухгалтерию предприятия или старшему кассиру (если на предприятии несколько касс). А еще у продавца сохраняется информация о пробитых чеках в фискальном накопителе ККТ. Его нужно хранить в течение 5 лет с даты окончания использования.

А вот «входящие» чеки (приложенные, например, к авансовым отчетам сотрудников) бухгалтерия хранить обязана, поскольку они подтверждают расходы фирмы для целей бухгалтерского и налогового учета.

Как следует хранить слип-чеки и кассовые документы в бухгалтерии?

Порядок хранения чеков в законодательстве не прописан, поэтому предприятие может утвердить его самостоятельно, руководствуясь соображениями:

  • сохранности документов;
  • недопущения несанкционированного доступа посторонних лиц;
  • невозможности внесения исправлений;
  • полной читаемости всей информации, указанной в чеке, по истечении 6 месяцев со дня операции (п. 8 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ).

Рекомендуем вам делать заверенные руководителем ксерокопии чеков, поскольку со временем они выцветают и информацию на них прочесть крайне тяжело.

Согласно п. 362 раздела 4.1 приказа Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 кассовые документы должны храниться в бухгалтерии не менее 5 лет.

Срок хранения документов, составленных в рамках договора эквайринга (в частности, слип-чеков), определяется в самом договоре. Он, как правило, равен 5 годам.

Полный перечень видов бухгалтерских документов и сроков их хранения вы найдете .

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ несоблюдение правил хранения первичных документов признается грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и может стать причиной наложения на ответственное лицо штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

А каков порядок ликвидации документов, срок хранения которых уже истек, вы узнаете из статьи «Уничтожение документов с истекшими сроками хранения (акт)».

> Итоги

Обязанность хранить первичку, в том числе чеки ККМ, возложена на хозсубъекта законодательством. Бухгалтерия должна обеспечить сохранность и читаемость чеков.

Срок хранения контрольной ленты

«Расчет», 2006, N 12
СРОК ЖИЗНИ «КОНТРОЛЬКИ»: ДНИ ИЛИ ГОДЫ
Вопрос о сроках хранения контрольно-кассовой ленты и Z-отчетов вряд ли встанет перед фирмой, где в день пробивают всего лишь несколько чеков. А вот если оборот немаленький и за смену уходит весь рулон кассовой ленты, то картина получается совсем иная. Всю эту «макулатуру» надо хранить, причем не день и не два. А сколько? Попробуем разобраться.
Пять лет…
Контрольно-кассовые ленты надо хранить не меньше пяти лет. Такой срок установлен в п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Постановлением Правительства от 30 июля 1993 г. N 745).
Одна из фирм розничной торговли пыталась уточнить у специалистов из Минфина: нельзя ли сократить пятилетний срок и пораньше уничтожить использованную контрольную ленту кассовых аппаратов? Дело в том, что компания включает в себя пятьдесят магазинов. Количество отработанной ленты огромное. Хранить ее в течение пяти лет просто нереально. Склады потребуются не меньшие, чем под хранение товаров. Да и с пожарной точки зрения опасно хранить столько «макулатуры». Бумага — материал легко воспламеняющийся. Выходит, фирме придется не только выделять место под хранение завалов бумажной ленты, но и продумывать вопросы пожарной безопасности.
Однако чиновники из Минфина были непреклонны. Вывод они сделали однозначный: срок хранения — не менее пяти лет (Письмо от 27 декабря 2004 г. N 03-01-10/6-219).
15 дней…
Однако специалисты министерства забыли о Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин, которые они же сами и утверждали. Так вот, в этих Правилах черным по белому написано, что «использованные контрольные ленты хранятся в упакованном или опечатанном виде в бухгалтерии предприятия в течение 15 дней после проведения и подписания результатов последней инвентаризации» (п. 6.4 Типовых правил, утвержденных Письмом Минфина от 30 августа 1993 г. N 104). Подобное же мнение чиновники Минфина высказывали и в 2001 г. (Письмо Минфина от 3 апреля 2001 г. N 16-00-14/155).
Как известно, инвентаризацию имущества фирма должна проводить регулярно. Есть случаи, когда проводить инвентаризацию обязательно. Все они перечислены в ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Значит, если, к примеру, контрольная лента закончилась в декабре, а инвентаризация проходит в конце года, то хранить ленту надо лишь до середины января следующего года. Январскую же «контрольку» придется оставить в бухгалтерии примерно на один год. Конечно, срок немаленький, но все-таки не пять лет.
К тому же он может быть сокращен. Дело в том, что торговые организации, как правило, традиционно проводят плановые инвентаризации не реже одного раза в месяц (на первое число). В крайнем случае — раз в квартал. А поскольку результаты инвентаризаций утверждаются руководителем организации в течение месяца после ее проведения, то, следовательно, срок жизни использованной контрольной ленты — максимум два месяца.
Получается, что компания должна самостоятельно решать: беречь использованную кассовую ленту пять лет или же ограничить срок ее хранения ближайшей инвентаризацией — ежегодной, ежеквартальной, ежемесячной.
Но мнение фирмы ведь может и не совпасть с мнением проверяющих. Смогут ли они в этом случае «наказать» компанию?
Правовых оснований нет
Чиновники из Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (ГМЭК) пытались узаконить штраф в тридцать пять тысяч рублей за «ненадлежащее хранение информации о кассовых операциях в фискальной памяти контрольно-кассовой машины и на контрольных лентах». Однако их предложение не прошло. В Законе о ККМ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ статьи об ответственности за несохраненную «контрольку» нет.
Давайте разберемся, на что же могут сослаться налоговики, если они захотят оштрафовать фирму за отсутствие контрольно-кассовой ленты или Z-отчетов. Например, будет ли это налоговым правонарушением? Нет, не будет. И вот почему.
Возьмем ст. 120 Налогового кодекса. В ней указано, что «грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения является отсутствие первичных учетных документов». Если отсутствие первички не привело к занижению налоговой базы, то фирма может быть оштрафована на 5000 руб. (п. 1 ст. 120 НК).
Но, по мнению судей, ни контрольно-кассовую ленту, ни Z-отчет к первичным учетным документам отнести нельзя (Постановление ФАС Уральского округа от 3 января 2002 г. N Ф09-3224/01-АК). Дело в том, что документ будет первичным, если он составлен по форме из альбома унифицированных форм или содержит обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Перечень унифицированных форм утвержден Постановлениями Госкомстата от 25 декабря 1998 г. N 132 и от 18 августа 1998 г. N 88. Никакой кассовой ленты или Z-отчета там нет и в помине. В качестве формы первичной документации для кассовых операций утвержден лишь журнал кассира-операциониста.
Есть еще ст. 126 Налогового кодекса. По ней фирму могут привлечь к ответственности за «непредставление в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах». Штраф — пятьдесят рублей за каждый документ. Но ведь законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогоплательщика представлять контрольно-кассовые ленты и Z-отчеты. А Положение по применению контрольно-кассовых машин к законодательству о налогах и сборах отношения не имеет. Следовательно, у налоговиков нет оснований штрафовать компанию по ст. 126 Налогового кодекса. Аналогичной позиции придерживаются и судьи (Постановление ФАС Уральского округа от 3 января 2002 г. N Ф09-3224/01-АК).
Цена вопроса
А вот к административной ответственности директора фирмы привлечь, вероятно, удастся. Ведь именно он отвечает за хранение учетных документов (п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Постановлением Правительства от 30 июля 1993 г. N 745)). И законодательством предусмотрена административная ответственность для должностных лиц за нарушение сроков и порядка хранения (ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ). Штраф — от 2000 до 3000 руб. Так что фирма должна решить: насколько для нее существенна такая сумма.
Давайте поверим в прогресс
Как известно, современные кассовые аппараты оснащены ЭКЛЗ — электронной контрольной защищенной лентой. Она регистрирует и хранит информацию о каждом чеке, выбитом на ККМ. Причем хранение это «энергонезависимое и долговременное» (п. 1.1 Приложения N 4 «Методические указания по применению ЭКЛЗ», утвержденного ГМЭК 25 июня 2002 г. N 4/69-2002).
С помощью запросов из ЭКЛЗ по номеру документа могут быть получены его данные, по номеру смены — контрольные ленты, по заданному периоду — обобщенные отчеты. Информацию из ЭКЛЗ можно распечатать на кассовом аппарате или сохранить в электронном виде на другом носителе.
Хранить такую «электронную ленту» в отличие от ее бумажного аналога безопасно и необременительно. Если бы чиновники поверили в прогресс и решились бы отказаться от хранения «макулатуры», то вопрос о сроке хранения стал бы неважным. Небольшое электронное устройство можно беречь и год, и пять лет, и больше.
А.Игнатов
Подписано в печать
25.11.2006

Кассовый чек. Контрольная лента

Согласно пункту 3 Положения о ККТ от 23.07.2007 № 470 используемая ККТ должна иметь контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков. Кроме этого, ККТ должна обеспечивать печать кассовых чеков, а также фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования. Технические характеристики представляют собой совокупность норм, определяющих технические свойства ККТ, а параметры функционирования – совокупность норм, определяющих технические условия функционирования ККТ.

Кассовый чек – это первичный учетный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между продавцом и покупателем наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.

Контрольная лента – первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой на бумажном или электронном носителе, содержащий сведения о контрольно-кассовой технике и наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

На кассовом чеке и контрольной ленте обязательно должен быть отражен признак того, что ККТ работает в фискальном режиме. Например, это может быть знак «ФП». Если признаки фискального режима отсутствуют, то в используемых в настоящее время моделях ККТ информация на чеке и контрольной ленте блокируется.

Использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства должны храниться не менее 5-ти лет с даты окончания их использования (п. 14 Положения о ККТ № 470).

Организации (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки, отпечатанные на ККТ в момент оплаты товаров (услуг, работ).

На выдаваемом чеке должны отражаться следующие реквизиты:

– наименование организации;

– ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);

– заводской номер контрольно-кассовой машины;

– порядковый номер чека;

– дата и время покупки;

– стоимость покупки;

– признак фискального режима;

— иные данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ.

Кассир-операционист или продавец (официант, бармен, администратор, др.) определяет общую сумму покупки по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и получает от покупателя деньги в следующем порядке:

– четко называет сумму полученных денег;

– печатает чек на ККТ;

– называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов «Оплачено» или путем надрыва в установленных местах.

Все чеки, пробитые на ККТ в течение смены и не выданные покупателям (снятие показаний в начале и конце рабочего дня, нулевые чеки, полученные при проверке работы печатающего механизма), должны быть сданы вместе с кассовым отчетом.

Положением о ККТ от 23.07.2007 № 470 установлен срок хранения контрольных лент – не менее 5-ти лет.

Контрольные ленты уничтожают по акту. В акте находят отражение:

– наименование организации;

– состав комиссии;

– показания счетчиков контрольно-кассовых машин;

– марка ККТ, год выпуска и заводской номер;

– регистрационный номер ККТ;

– период инвентаризации;

– номера чеков, показания счетчиков на начало и конец ленты;

– сумма выручки по ленте;

– подтверждение того, что выручка зафиксирована в журнале кассира-операциониста и оприходована в кассовой книге организации.

В конце акта записывают: «В ходе выборочной проверки соответствия данных контрольно-кассовых лент, кассовых отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги организации и снятия фискального отчета по паролю налогового инспектора за указанный период расхождений не установлено».

Акт подписывают все члены комиссии. В ее состав должны входить представитель администрации организации (индивидуальный предприниматель), главный бухгалтер, кассир и налоговый инспектор. Эти подписи заверяются печатью организации и штампом налоговой инспекции. Акт составляют в двух экземплярах: один для налоговой инспекции, другой – для организации (индивидуального предпринимателя).

Снятие фискального отчета по паролю налогового инспектора оформляют Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины по форме № КМ-1. Этот акт прилагают к акту на уничтожение контрольных лент.

Кассовый чек. Контрольно-кассовая лента

Торговая организация обязана выдать покупателю кассовый чек или вкладной (подкладной) документ вместе с покупкой. На чеке или вкладном документе должны отражаться следующие реквизиты:

  • — наименование организации;
  • — ИНН (идентификационный номер) организации-налогоплательщика;
  • — заводской номер контрольно-кассовой машины;
  • — порядковый номер чека;
  • — дата и время покупки;
  • — стоимость покупки;
  • — признак фискального режима.

Кассир-операционист или продавец определяет общую сумму покупки по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и получает от покупателя деньги в следующем порядке:

  • — четко называет сумму полученных денег;
  • — печатает чек на ККТ;
  • — называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

Все чеки, пробитые на ККТ в течение смены и не выданные покупателям (снятие показаний в начале и конце рабочего дня, нулевые чеки, полученные при проверке работы печатающего механизма), должны быть сданы вместе с кассовым отчетом.

При работе на ККТ в обязательном порядке применяется и оформляется контрольно-кассовая лента. Контрольно-кассовые ленты — это документы, подтверждающие сумму принятых наличных денег.

В межинвентаризационный период они хранятся в упакованном (свернутом и опечатанном) виде. Контрольные ленты подлежат уничтожению в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. При этом для снятия фискального отчета необходимо пригласить налогового инспектора.

Контрольно-кассовые ленты уничтожают по акту. В акте находят отражение:

  • — наименование организации;
  • — состав комиссии;
  • — показания счетчиков контрольно-кассовых машин;
  • — марка ККТ, год выпуска и заводской номер;
  • — регистрационный номер ККТ;
  • — период инвентаризации;
  • — номера чеков, показания счетчиков на начало и конец ленты;
  • — сумма выручки по ленте;
  • — подтверждение того, что выручка зафиксирована в журнале кассира-операциониста и оприходована в кассовой книге организации.

В конце акта записывают: «В ходе выборочной проверки соответствия данных контрольно-кассовых лент, кассовых отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги организации и снятия фискального отчета по паролю налогового инспектора за указанный период расхождений не установлено».

Акт подписывают все члены комиссии. В ее состав должны входить представитель администрации торговой организации, главный бухгалтер, кассир и налоговый инспектор. Эти подписи заверяются печатью организации и штампом налоговой инспекции. Акт составляют в двух экземплярах: один для налоговой инспекции, другой — для торговой организации.

Снятие фискального отчета по паролю налогового инспектора оформляют Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины по форме № КМ-1. Этот акт прилагают к акту на уничтожение контрольно-кассовых лент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *