Ст 9 402 ФЗ

Добавить в «Нужное»

Обновление: 4 июля 2017 г.

Счет на оплату товаров, работ, услуг является фактом свершения сделки между сторонами, в ней участвующими. Предметом данной сделки обычно являются товары, работы, услуги. Выставление или невыставление счета оговаривается, как правило, в заключенном ранее договоре, от условий которого зависит, может ли счет быть выставлен раньше договора.

Документальное оформление сделки

При оформлении сделки важное значение имеет правильное документальное ее оформление. При оформлении сделки могут быть использованы такие документы, как договор и счет на оплату, их особенности представлены в таблице 1.

Документ Описание
Договор Договор обязательно составляется на бумажном носителе, возможны следующие варианты заключения договора:

  • составляется один документ, который подписывают все стороны договора;
  • стороны договора обмениваются несколькими документами;
  • составление письменной оферты.

Договор обязательно должен содержать все необходимые реквизиты, подписи и печати. В договоре можно предусмотреть скидки, сроки оплаты, поставки и т.д.

Счет на оплату Счет на оплату товаров, работ, услуг является необязательным документом, но в нем обязательно должны содержаться необходимые реквизиты. К таким реквизитам относятся наименование покупателя и продавца, их адреса, наименования их банков, номера счетов для перечисления денежных средств, ИНН, КПП, БИК и т.д. В отличие от договора счет на оплату необязательно составлять на бумажном носителе, можно в электронном виде отправить по электронной почте.

В договоре предусмотрено выставление счетов на оплату

При оформлении договора стороны могут предусмотреть выставление счета на оплату. В этом случае счет на оплату должен быть выставлен после даты подписания договора на определенных договором условиях и в указанные сроки. Необязательно даты счета и договора должны совпадать, но счет не должен быть выставлен датой, которая раньше, чем дата заключения договора. Если в договоре между сторонами указано выставление счетов на оплату и на выставленном счете на оплату дата указана более ранняя, чем дата заключения договора, то в этом случае рекомендуется выставление счета заново. То есть необходимо счет выставить датой позже даты заключения договора в те сроки и на тех условиях, которые там указаны.

Счет без договора

Счет на оплату в некоторых случаях может заменять договор, т. е. иногда достаточно выставления только счета, оформление договора не требуется. Выставление счета на оплату без договора возможно лишь в том случае, когда счет является офертой, т. е. в счете указана существенная для договора информация.

Если оплата по счету произведена до заключения договора, то счет имеет юридическую силу, если он содержит все существенные условия договора. Например, для поставки это цена товара, его наименование и количество, порядок и сроки расчетов. Такой счет следует рассматривать как предложение заключить договор (оферту). Оплата покупателем полученного счета является акцептом оферты, то есть в этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в счете.

Если счет выставлен раньше договора

Если в договоре между сторонами не предусмотрено выставление счета, то выставление счета датой ранее, чем дата заключения договора, не является ошибкой. В данном случае оплата производится по договору, а не по счету.

Если же счет на оплату выставлен раньше, чем заключен договор, необходимо в договоре указать, что действие данного договора распространяется и на этот счет, который выставлен с более раннего числа. В этом случае рекомендуется составить акт сверки, в котором будет указано, что полученная сумма поступила в качестве предоплаты по данному договору.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Закон о бухгалтерском учете был изменен в июле 2017 года. Значительные изменения претерпела статья 9 о первичной документации, и определении притворных и мнимых договоров. В новой редакции также была утверждена обязанность индивидуальных предпринимателей вести бухгалтерский учет, в том числе и в упрощенном виде. Также, согласно новым поправкам, утвержден перечень предприятий, обязанный предоставлять к бухгалтерскому отчету и аудиторскую оценку.

Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения

Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2016 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.

  • В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
  • В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;

Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;

  • В п 3 ст 9 402 ФЗ внесено дополнение о том что гражданин, оформляющий свидетельство о хозяйственной жизни, обязан вовремя передать первичную учетную документацию на учет внесенной в них информации в органах регистра бухучета. Гражданин отвечает и за подлинность внесенной информации. Лица, ведущие бухучет или подписавшие контракт на ведение бухучета, не отвечают по закону за подлинность внесенной в документацию информации, внесенной в соответствии со сведениями из свидетельств о хозяйственной жизни. Другими словами, если информация в первичных учетных документах действительности не соответствует, ответственность за это бухгалтера не несут, ее несет составитель документации. Поэтому, составитель обязан передать первичные документы вовремя и с достоверными сведениями;
  • В п. 4 ст 9 402 ФЗ изменений не вносилось. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2013 года, тип первичной учетной документации выбирает начальник экономического представительства, исходя из отчета лица, которое ведет бухучет. Тип первичной документации для госпредприятий регламентируется законом о бюджете РФ;
  • Пункт 5 устанавливает, что первичная документация должна вестись на бумажных или электронных носителях, с личной или электронной подписью;
  • Пункт 6 устанавливает, что если первичные документы должны быть вручены третьим лицам, или в госорганы в бумажном виде. Экономический агент обязан изготовить копии бумаг за личные средства;
  • Пункт 7 устанавливает допуск корректировок в первичной учетной документации, если другое не указано в законодательстве. Вносится информация о дате правки, с подписью и идентификационной информацией ответственных лиц, составивших документ;
  • Пункт 8 регламентирует что при изъятии документации на бумажных или электронных носителях, копии актов входят в документацию по бухучету.

Пункты 5, 6, 7 и 8 остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям от 2013 года.

Обязательные реквизиты первичных документов по ФЗ 402

Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:

  • Название акта;
  • Число и год написания;
  • Название предприятия-составителя;
  • Состав факта хоздеятельности;
  • Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
  • Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
  • Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.

Скачать ФЗ 402

Работникам экономической сферы, а также руководителям, составляющим первичную документацию, и лицам занимающимся бухгалтерским учетом, необходимо изучить поправки в Ф3 — 402, вступившие в силу в 2017 году.

Скачать ФЗ — 402 «О бухгалтерском учете» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Бухгалтерский учет операций с безналичными денежными средствами

Бухгалтерский учет операций по расчетному счету ведут две бухгалтерии:

• бухгалтерия банка, в которой организация хранит свои деньги;

• бухгалтерия организации, которая владеет расчетным счетом.

Каждая бухгалтерия ведет бухгалтерский учет этих операций со своей точки зрения.

Данные бухгалтерии банка являются первичными для бухгалтерии организации. Бухгалтерия организации делает проводки на основании документов, отражающих данные бухгалтерского учета бухгалтерии банка.

Учет в бухгалтерии банка

Данные бухгалтерского учета бухгалтерии банка представляются в документе, который называется выпиской по расчетному счету. Этот документ выдается организации обслуживающим ее банком.

Организация ежедневно или в другие согласованные с банком сроки получает от банка выписку из своего счета с приложением копий документов, на основании которых зачислены или списаны средства.

Выписка из расчетного счета отражает движение средств по счету организации, открытого банком.

Выписка из расчетного счета коммерческого банка «Утес», открытого ООО «Белая ромашка», может иметь следующий вид:

Данная выписка отражает хозяйственные события ООО «Белая ромашка» за определенную дату и соответствует фрагменту страницы Главной книги по счету 51 «Расчетные счета», представленному выше.

В выписке из расчетного счета банк приводит наиболее существенные для себя данные хозяйственных событий: номера расчетных счетов деловых партнеров владельца счета (на банковском языке они называются корреспондентами), банковские идентификационные номера банков, в которых открыты эти расчетные счета, а также номера документов, на основании которых произведены платежи.

Понятия дебет и кредит в выписке использованы с позиции бухгалтерии банка. Сохраняя денежные средства организации, банк является ее должником. Поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет бухгалтерия банка учитывает по дебету счета, а списания средств с расчетного счета – по кредиту счета.

Учет в бухгалтерии организации

В бухгалтерском учете организации соответствующие хозяйственные события должны быть отражены прямо противоположно: поступления на расчетный счет будут отражены по кредиту счета 51 «Расчетные счета», а списания средств с расчетного счета – по дебету этого счета.

Еще раз приведем часть страницы журнала проводок, которая соответствует банковской выписке из счета:

Как видим, перевод записей операций по расчетному счету с языка бухгалтерии банка на язык бухгалтерии организации оказался несложным.

Отметим, что представленный фрагмент страницы журнала проводок отражает начальный момент деятельности ООО «Белая ромашка», т. е. у него открыт только один расчетный счет в одном коммерческом банке. Поэтому в них использован бухгалтерский счет 51 «Расчетные счета» без субсчетов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Какую первичку можно использовать в 2020 году

С 01.01.2013 можно использовать:

  • Формы первичных документов, самостоятельно разработанные хозяйствующим субъектом (ч. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Они должны содержать все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ;
  • Унифицированные формы первичной учетной документации, разработанные Госкомстатом России, которые были обязательными к применению ранее. Их можно использовать в неизменном виде, а можно скорректировать «под себя», добавив нужные реквизиты и (или) удалив лишние.

Выбранный порядок применения форм документов должен утвердить руководитель хозяйствующего субъекта. Это можно сделать в учетной политике или отдельным приказом.

ВАЖНО! Обязательны унифицированные формы для банковских и кассовых документов, а также для транспортной накладной (Письмо Минфина от 25.01.2017 № 03-01-15/3482).

О действующем порядке оформления операций по кассе читайте в материале «Порядок ведения кассовых операций».

Обязательные реквизиты первичного документа

Каждый первичный документ должен иметь все обязательные реквизиты, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Только тогда его можно принять к учету.

Так, документ должен содержать:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку (хозяйственную операцию) и ответственного за правильность ее оформления. Либо наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи ответственных должностных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

О наиболее часто применяемых первичных документах читайте в статье «Первичные документы бухгалтерского учета – перечень».

Электронные формы документов

Первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 9 закона № 402-ФЗ, ч. 3 ст. 19 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Причем дублировать электронные документы на бумаге нужно только в тех случаях, когда представление первичного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе предусмотрено законом или договором (ч. 6 ст. 9 закона № 402-ФЗ).

Последствия ненадлежащего оформления первичных документов

Прежде всего, нарушения в оформлении первичных документов могут стать основанием для ответственности по ст. 120 НК РФ.

Данной ответственности подлежат:

Кроме этого, отсутствие надлежаще оформленных первичных документов может повлечь пересчет налоговой базы и налоговые доначисления.

Подробнее об ответственности, вытекающей из ст. 120 НК РФ, читайте в материале «Штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расзходов».

ИТОГИ

С 2013 года налогоплательщики вправе использовать как унифицированные так и разработанные самостоятельно бланки первичных учетных документов. Главное закрепить применяемую форму в учетной политике предприятия. Обязательными к применению остались унифицированные формы по учету кассовых и банковских операций, а также транспортне накладные.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *