Таможенные технологии

УДК 656.073

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Павлова Я.В.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии;

INFORMATION TECHNOLOGIES IN CUSTOMS BUSINESS

Y.V. Pavlova

St. Petersburg named after V.B.Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В данной статье описаны основные направления применения информационных технологий в таможенном деле. Изучены вопросы, связанные с электронным декларированием, автоматической регистрацией деклараций и автоматическим выпуском.

Ключевые слова: электронное декларирование, автоматическая регистрация, автоматический выпуск.

Keywords: electronic declaration, registration, automatic release.

Информационные технологии (далее -ИТ) уверенно вошли во все сферы жизни человека. Сферы, связанные с таможней, также не являются исключением. Одна из основных целей, при которой используются ИТ в таможенном деле, заключается в ускорении и повышении качества взаимных действий таможни и лиц, принимающих участие во внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД). ИТ повышают эффективность контроля над теми, кто принимает участие в деятельности, связанной с внешней экономикой, и способствуют прохождению таможенных операций более комфортно.

Важным показателем работы инспектора является скорость совершения таможенных операций. Сокращение сроков не должно создавать дополнительных рисков и не нести угроз экономической безопасности.

Значительного ускорения работы в пропускных пунктах и уменьшения сроков выпуска товаров позволило достигнуть декларирование в электронном виде. Первые электронные декларации были отправлены 17 лет назад — в 2002 году. Изначальное использование данной процедуры было связано с высокими затратами, что не допускало ее широкого распространения. Уже с 2008 года, появилась возможность предоставлять информацию о провозимых товарах с использованием сети Интернет. С

2014 года электронное декларирование стало обязательным .

Процесс подачи деклараций в электронном виде начал свое развитие со схемы ЭД1, после чего перешел в схему ЭД2, которая используется в настоящее время в таможенных органах.

В случае применения ЭД1 предоставление декларации таможенному инспектору осуществлялась через специально выделенный оптоволоконный кабель .

Во втором случае наличие специального канала, через который осуществлялась связь между таможенным инспектором и участниками ВЭД, не требуется .

Электронное декларирование представляет собой полноценный документооборот, включающий в себя непосредственно декларации, передаваемые в таможенные органы, а также предварительную информацию о товарах, перевозимых всем транспортом. Благодаря электронному декларированию любое лицо, принимающие участие в ВЭД, приобретает возможность отправить документы с любого электронного устройства, имеющего доступ к сети Интернет. Отправка может быть осуществлена на любой пост. Диалог с инспектором происходит в режиме реального времени. Достоверность и безопасность передаваемой информации обеспечивается наличием

БИТ 2019 Том 3 № 2 (10)

электронной подписи и защищенного канала связи. Электронный архив содержит документы, которые сопутствуют декларации. Данные факторы ускоряют процесс проверки подаваемой информации, и значит, — выпуска товара через таможню .

Декларирование в электронной форме — это первый и один из важнейших этапов использования ИТ в таможенной сфере. Следующий этап — автоматизация таких таможенных операций как регистрация деклараций и их выпуск.

Авторегистрация декларации является проверочной технологией выполнения условий регистрации декларации при отсутствии вмешательства со стороны сотрудников таможни. Автоматическую регистрацию могут пройти декларации, удовлетворяющие соответствующим критериям и не связанные с возникновением риска.

Автоматические регистрации при экспорте, импорте товаров были впервые проведены в 2015, 2016 годах соответственно .

Автоматическая регистрация — это смена режима регистрации с ручного на автоматический. Задачей и преимуществом в таком случае будет сокращение времени, затрачиваемого на декларирование товаров. Необходимо заметить, что уникальность автоматической регистрации заключается в том, что во всех необходимых действиях инспектор не принимает участия. Все проверяется программой, факт присутствия требуемых документов в реестре, электронная подпись, а также уплата таможенных платежей. При соблюдении всех условий декларация будет зарегистрирована. После регистрации документ направляется к инспектору на контроль. Расчетное время, затрачиваемое на авторегистрацию, не превышает шестидесяти секунд, при этом нормативно на данную процедуру выделено два часа .

Помимо автоматической регистрации обязательное электронное декларирование повлекло за собой и улучшение процесса выпуска декларации на товар, при котором таможенный инспектор не принимает участие, или автоматического выпуска.

Схематически автовыпуск выглядит следующим образом:

1) Декларация отправляется в таможенный орган.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Определяется возможность применения автоматического выпуска.

3) Проверяется уплата всех платежей.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

4) Декларация подвергается проверке с использованием системы управления рисками.

5) При отсутствии рисков запрашиваются документы.

6) Документы предоставляются участником ВЭД.

7) Запрашивается база банка по паспортам сделки.

8) Списываются платежи.

9) Декларация выпускается .

В 2015 году был осуществлен первый автоматический выпуск декларации. Вся процедура от регистрации до выпуска заняла не более двух минут.

Данная технология может быть реализована в отношении наименее рисковых поставок, или поставок, при которых не требуется дополнительная проверка бумажных документов. Таможенные органы могут посвятить большее количество времени и внимания рисковым поставкам.

Как следствие от использования технологий авторегистрации и выпуска деклараций явилось создание центров электронного декларирования. Главными качествами таких центов должна стать доступность, скорость и прозрачность. К 2020 году планируется оставить 16 таких центров. Остальные таможни будут осуществлять лишь фактический контроль. На центры электронного декларирования будет возложена обязанность по принятию деклараций и всех сопутствующих ей документов, осуществлению проверок, и формированию решения о выпуске товара. Посты фактического контроля будут использовать операции, которые предшествуют подаче декларации, и проводить некоторые формы таможенного контроля, например: таможенный осмотр, досмотр, отбор проб и образцов.

Одновременно должно обеспечиваться качественное взаимодействие между таможенными постами фактического контроля и центрами электронного декларирования. Во время электронного декларирования предусматривается обращение к централизованным базам данных результатов проведения таможенных операций, осуществленных ранее проверочных мероприятий. Безусловно, использование таких технологий влияет на уменьшение времени выполнения таможенных операций, освобождает от необходимости работы с бумажными документами, что снижает возможность возникновения коррупционных рисков .

Помимо этого, электронное декларирование обусловливает ускоренный прогресс

процессов удаленной уплаты таможенных платежей. Начиная с 2001 года, в активное использование входят способы уплаты, при которых задействуются таможенные платежные карты. Развитие интернет-платежей и повышенный интерес к использованию данного инструмента участниками ВЭД, заложили фундамент будущего развития способов и средств платежа .

С помощью электронного терминала можно произвести уплату таможенных платежей на локальном расположении своего рабочего места. Главное при этом необходимо обозначить факт удаленной уплаты.

В настоящее время активно используются две платежные системы, которые предоставляют ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисная платежная система», Таможенная карта и карта Раунд, соответственно.

Для того, чтобы получить доступ к вышеуказанным системам достаточно наличие таможенной карты, выпущенной кредитными организациями. Для получения карты необходимо открыть и пополнить специальный счет в банке. Подписанный инспектором и плательщиком чек при переводе денежных средств в таможенный орган с использованием таможенной карты будет являться фактом поступления.

В качестве электронного терминала может выступать аппаратное или программное средство, установленное оператором платежей на электронное устройство плательщика. Данная функция может быть также реализована сервисами личного кабинета .

Современные технологии уплаты таможенных платежей позволяют добиться следующих результатов:

— Уменьшить время, затрачиваемое для совершения таможенных операций. Достаточным условием для выпуска является чек, сформированный электронным терминалом.

— Исключить необходимость присутствия в местах совершения таможенных

Список литературы

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Приказ ФТС России от 30.10.2006 № 1062 «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных

операции участника внешнеэкономической деятельности.

— Обеспечить уплату таможенных платежей в размере сумм, начисленных в декларации, без применения авансовой оплаты.

— Избежать ошибок при вводе информации, нужной для однозначной идентификации плательщика и платежей .

ИТ сокращают время, отведенного на проведение таможенных операций, позволяют снизить издержки участников ВЭД, и уменьшить роль человеческого фактора.

Однако, нельзя сказать, что применение информационных технологий влечет за собой только улучшения. Стоит отметить и ряд существенных проблем, возникающих в результате их применения. Основными, конечно же, являются технические сбои различной природы, а также вопросы, связанные с защитой информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продвижение в таможенную сферу ИТ просматривается в продолжении автоматизации всех основных операций, в увеличении количества услуг, оказываемых в электронном виде, оптимизации взаимодействия любого рода, и внедрении технологии «единого окна» .

Использование описанных информационных технологий при подаче деклараций в электронном виде, автоматической регистрации и выпуске, удаленной уплате платежей позволяет облегчить выполнение таможенных операций. Однако, стоить помнить о возможных рисках, связанных с обращением к единым базам данных. В этом случае необходимо повышать требования к защите информации. В целом применение ИТ повышает скорость и улучшает качество проводимых таможенных операций, отсюда следует повышение комфортности таможенного администрирования и взаимодействия между бизнесом и таможенными органами.

органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования».

3. Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сети «Интернет».

4. Малышенко Ю.В. Электронное декларирование // Правовые основы, принципы и схемы

БИТ 2019 Том 3 № 2 (10)

электронного декларирования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 22 октября 2012 г. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 2224.

5. Матвеева Е. С. Исследование системы автоматической регистрации деклараций на товары // Молодой ученый. 2017. №3. С. 447-450.

6. Баркова Н. Н. Автоматическая регистрация таможенной декларации // Молодой ученый. -2017. №13.1. С. 7 — 9.

8. Курцева Г.Р., Малахова Л.А Перспективные направления совершенствования таможенного администрирования: технология автоматического выпуска товара // Научное обозрение. 2016. № 9. С. 140 — 143.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Поступила в редакцию 09.05.2019

Электронный научно-практический журнал «Бюллетень инновационных технологий» (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Сведения об авторах:

Павлова Яна Валерьевна — доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, e-mail: kotf.nspu@mail.ru

Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства – члена ЕАЭС, на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ЕАЭС.

Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится – в странах – участницах ЕАЭС или в любом другом государстве.

17 июня 2012 г. в странах – участницах ЕАЭС введено обязательное предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899).

Подавать предварительную информацию на товары, ввозимые автомобильным транспортом, можно из программы заполнения «Альта-ГТД» или бесплатной программы «Альта-ПИ» .

Схема предварительного информирования

Заинтересованное лицо в программе «Альта-ГТД» (или «Альта-ПИ») заполняет электронную форму требуемого документа и отправляет ее в систему предварительного информирования России. После успешной передачи документа в систему ПИ, отправителю приходит подтверждение о регистрации предварительной информации с присвоением ей уникального идентификационного номера.

При регистрации ПИ в ФТС России отправитель получает штрихкод с указанием идентификационного номера, который передается водителю для предъявления инспектору на границе. Форму со штрихкодом можно распечатать или сохранить в виде изображения.

Получив штрихкод или УИНП, инспектор запрашивает из системы предоставленную информацию по данному транспортному средству, после чего осуществляет пропуск груза.

С 01 июля 2019 г. действует Решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом».

Использование программ «Альта-Софт» для целей предварительного информирования одобрено ЦИТТУ ФТС. Соответствующие испытания успешно завершены 28 июля 2011 г. (свидетельство №2011/00025).

Таможенные технологии и эффективность перевозок

Е. Ю. Тимофеева,

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Окончание.

Начало в «Транспорт РФ» № 5 (49)

Каким образом можно оценить эффективность деятельности таможенных органов на основе показателей, характеризующих эффективность работы потребителей таможенных услуг? Хорошую методологическую базу для поиска решений в этой области дают принципы транспортной логистики. Таможенные операции можно рассматривать в качестве звена транспортно-логистического процесса, что позволяет систематизировать и анализировать воздействие скорости проведения таможенных операций на деятельность различных групп хозяйствующих субъектов, задействованных в процессе перемещения товаров.

Схема логистического процесса проведения внешнеторговых операций и место в них подразделений, оказывающих таможенные услуги (рис. 1), демонстрируют два варианта реализации таможенных операций:

• традиционный в последовательности, предусмотренной законодательством для работы с бумажными документами ;

Рис. 1. Операции с товаром и затраты времени на перемещение товаров при различных вариантах реализации таможенных операций. Условные обозначения:

-^ первый (традиционный) вариант реализации таможенных операций;

^^^^^^ второй вариант реализации таможенных операций, основанный на электронном обмене данными между внутренней и пограничной таможнями при удаленном выпуске

• при использовании технологии удаленного выпуска.

Анализ направлений перемещения товаров с использованием двух разных таможенных технологий позволяет определить в каждом случае набор необходимых операций и затраты времени на их совершение.

Полная структура временных затрат на реализацию последовательно выполняемых таможенных операций включает:

• операции на таможенной границе, связанные с подачей уведомления, оформлением процедуры таможенного транзита или другой таможенной процедуры, а также досмотром и, возможно, размещением на складе временного хранения (СВХ);

• операции в таможне назначения, где осуществляются операции по закрытию доставки товаров и декларированию, размещению на СВХ, досмотру (если товар не был выпущен на основе технологии удаленного выпуска в пограничном пункте пропуска);

• операции по транспортировке товара, находящегося под таможенным контролем;

• хранение товара на складе временного хранения или таможенном складе;

• время на подготовку недостающих документов;

• время на уточнение параметров таможенной стоимости и таможенных платежей, подлежащих уплате.

На схеме видно, что при качественно подготовленной логистике поставок и при отсутствии рисков (другими словами, при соблюдении перевозчиком таможенного законодательства), второй вариант реализации таможенных опе-

рации позволяет значительно сократить сроки доставки товара от отправителя к потребителю за счет:

• сокращения времени реализации таможенных операции на границе при подаче электронного уведомления (15 мин вместо 2 ч);

• отсутствия таможенных операции в месте доставки товара при использовании технологии удаленного выпуска, когда информация для выпуска товара по существу подана до прибытия транспортного средства (ТС) перевозчика и товар может быть доставлен непосредственно на склад получателя.

Если документы, полученные по-граничнои таможнеи из таможни, в которои подана декларация на товар, не вызывают сомнении и не подлежат дополнительному контролю, то после обмена информациеи с таможенным органом назначения товар считается выпущенным. Дальнейшая транспортировка товара может осуществляться либо на ТС международного перевозчика, доставившего товар в пограничную таможню, либо после перегрузки — на ТС перевозчика, осуществляющего внутренние перевозки, или ТС получателя товара.

При перегрузке на другое ТС либо при выгрузке товара на СВХ в пограничном пункте пропуска для транспортных организации существенно сокращается маршрут поставки, что позволяет увеличить оборачиваемость ТС.

Как видно из приведенных выше схем, варианты реализации таможенных операций могут существенным образом различаться по срокам проведения у разных участников процесса движения международных грузов. В данном случае рассмотрены две схемы взаимодействия перевозчика с органами таможни. На самом деле вариантов реализации таможенных операций с учетом многообразия таможенных процедур и особенностей декларирования товаров (подача временной, неполной и др. деклараций) может быть многократно больше.

Анализ структуры затрат времени на таможенные операции показывает, что их длительность зависит не только от оперативности работы подразделений таможни, но и от качества логистики, правильно выбранного участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) маршрута следования груза, корректности оформления контракта и сопроводительных документов. Причиной

затягивания сроков проведения таможенных операций могут стать следующие ошибки на этапе подготовки сделки:

• неправильное определение таможенной стоимости и отсутствие или некорректное заполнение документов, подтверждающих величину таможенной стоимости;

• неверное определение кода товара;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствие разрешительных документов (лицензий, сертификатов);

• неправильный расчет таможенных платежей;

• неудачный выбор маршрута для транспортировки товара от таможни отправления до таможни назначения;

• выбор неэффективного варианта реализации таможенных операций.

Факторы, определяющие скорость проведения таможенных операций, приведены на рис. 2.

На основе статистики о сроках проведения операций при различных вариантах технологии перемещения товара и реализации таможенных операций возможно исчисление значений средневзвешенных показателей по следующим группам:

• средневзвешенный срок проведения операций по уведомлению таможенного органа;

• средневзвешенный срок проведения операций по оформлению процедуры транзита;

• средневзвешенный срок проведения операций по декларированию товаров, в том числе при проведении всех операций по декларированию товаров в таможне назначения, либо при удаленном выпуске.

Технология проведения таможенных операций воздействует на формирование финансовых затрат предприя-

Факторы, определяющие скорость проведения таможенных операций

Факторы, зависящие от участника ВЭД

Факторы, зависящие от таможенных органов

Совершенствова ние практики заключения и сопровождения контрактов

Совершенствова ние

логистической деятельности

Повышение технической оснащенности таможенных органов

Совершенствование организации и технологии таможенного контроля

Качественная

подготовка документов по внешнеторговому контракту

Выбор эффективных вариантов реализации таможенных операций

Модернизация и внедрение информационных систем нового поколения

Внедрение

новых технологий таможенного контроля

Своевременная

подготовка документов по реализации поставки

Организация информационного взаимодействия с таможенными органами

/—\

Внедрение технических

средств таможенного контроля нового поколения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование организации процессов контроля

Совершенствова ние работы с зарубежными партнерами

Повышение квалификации кадров и снижение

уровня коррупции

Рациональное размещение

объектов таможенной инфраструктуры

Рис. 2. Факторы, определяющие скорость проведения таможенных операций

тий и организаций, участвующих в перемещении товаров, двумя способами:

• прямо — в результате оплаты предусмотренных законом услуг (СВХ, таможенного представителя и т. п.);

• косвенно — в результате увеличения скорости оборота материальных активов при сокращении сроков проведения таможенных операций.

Выбор наиболее эффективной таможенной процедуры, грамотные подготовка и сопровождение внешнеторговой сделки существенно влияют на объем затрат участника ВЭД, в состав которых могут включаться затраты:

• на услуги таможенного представителя;

• размещение товара на складах временного хранения;

• таможенное сопровождение.

Возможны сверхнормативные затраты, связанные:

• с простоем транспортных средств, выполнением погрузо-разгрузочных работ при досмотре и с перемещением товара в зону досмотра;

• проведением независимой экспертизы (в случае оспаривания позиции таможенных органов);

• оплатой штрафов, пени за несвоевременную оплату пошлин и налогов.

Расчет времени на проведение таможенных операций может быть произведен следующим образом:

т _ 10Уах»Уг . Ьь(?)Р7хмг.

Поскольку другие государственные контрольные органы не имеют электронных баз данных, консолидированных с базой данных таможни, по-прежнему необходимо заполнять большое количество электронных документов (лицензий, сертификатов и др.) для передачи таможенной службе вручную. При наличии общей базы данных таможенным органам для проверки было бы достаточно ссылочного номера на документ.

Существующая технология электронного декларирования реализуется с участием инспектора таможни. Полностью автоматически осуществляется только первичный форматно-логический контроль. Дальнейшие операции проводятся с участием инспектора, который выводит декларацию на экран и осуществляет проверку в полуавтоматическом режиме с подтверждением решений по отдельным вопросам, например, о передаче декларации в отдел таможенной стоимости. Таким образом, реализация полной машинной обработки декларации, когда рекомендации выдаются только на заключительной стадии, — дело будущего.

Недостаточно интегрированы информационные системы стран Таможенного союза, в том числе между самими таможенными органами. Вместе с тем информационные электронные системы российских таможенных органов изначально строились с учетом международного опыта с точки зрения как формирования таможенной технологии электронного декларирования, так и использования международных форматов обмена данными. Например, XML-формат позволяет отечественной таможне наладить электронный обмен данными посредством сети интернет внутри страны и за рубежом. Таким образом, интегрирование с информационными системами государств Таможенного союза, а также Европейского союза не имеет непреодолимых технических барьеров.

Предварительное информирование применяется в настоящее время лишь в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом. Компании,

которые работают на других видах транспорта, также заинтересованы в скорейшем распространении данной технологии. Особенно это важно для сферы морских перевозок, где транспортируется значительный объем грузов.

Кроме того, многие участники ВЭД недостаточно подготовлены к внедрению новых технологий. В частности, использование таких процедур, как предварительное информирование, уведомление и декларирование до пересечения границы требует от участника ВЭД довольно точных данных о характеристиках перемещаемой партии товара. На сегодня большинство держателей контрактов на момент отгрузки не имеет такой информации в электронном виде. Безусловно, внедрение высокотехнологичных таможенных операций потребует перестройки и внутрикорпоративных информационных систем участников товародвижения. Зарубежный опыт применения систем электронного документооборота показывает, что информационные системы формирования электронных документов для таможенных органов интегрированы с системами внутрикорпоративного бухгалтерского учета .

Исходя из сказанного, для усовершенствования информационных технологий, применяемых в сфере таможенных услуг, в ближайшем будущем необходимо предпринять следующие шаги:

• усовершенствовать программно-технологический комплекс таможенных органов, прежде всего перейти на новый уровень автоматизации технологии приема, контроля и обработки деклараций, который связан с полностью автоматизированной, а в перспективе и автоматической обработкой электронных документов, что потребует более тесной внутренней интеграции сегментов информационной системы таможенных органов;

• обеспечить электронное взаимодействие с другими контрольными государственными органами;

• сформировать единый сквозной массив документов о товарной партии, начиная от ее прибытия на таможенную территорию и заканчивая контролем после выпуска товара;

• распространить систему предварительного уведомления в электронном виде на морской, железнодорожный и воздушный транспорт и др.;

• развить новые формы информационных глобальных систем на национальном и интернациональном уровне,

Рис. 3. Перспективная схема формирования информационных потоков в процессе реализации таможенных операций

включая страны Таможенного союза и Европейского сообщества;

• усовершенствовать внутрикорпоративные информационные системы участников ВЭД в целях получения точных характеристик по отгружаемым партиям товаров.

Перспективная концептуальная схема взаимодействия субъектов ВЭД в процессе информационного обмена, сформированная после реализации перечисленных шагов, может выглядеть так, как на рис. 3.

Совершенствование схемы взаимодействия участников ВЭД на основе информационных технологий существенно и положительно повлияет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на конфигурацию входящих и исходящих информационных потоков информационной системы таможенных органов;

• функции отдельных подразделений таможни, в том числе осуществляющих таможенный контроль, поскольку при централизованной обработке данных по декларируемым товарам произойдет специализация сотрудников таможенных постов на осуществлении фактического контроля (осмотре, досмотре товаров и анализе бумажных документов по товарной партии);

• организацию документооборота и информационных ресурсов участников ВЭД, а также на функциональные обязанности и квалификацию персонала;

• конфигурацию бизнес-процессов реализации таможенных операций и организацию логистических цепочек при перевозках товаров;

• сокращение сроков проведения таможенных операций, повышение качества таможенных услуг и уменьшение временных затрат на перемещение грузов. □

Литература



Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями (далее — ИТ-технологии), без которых невозможно представить дальнейшее развитие общества. Этому способствовали формирование единого всемирного информационного пространства, создание глобальных информационных систем и технологий, структурирование информационных потоков и ресурсов, превращение информации в предмет рыночной востребованности. Применение ИТ-технологий в органах государственной власти, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, на современном этапе особенно актуально. Именно ИТ-технологии являются одним из основных факторов, определяющих тенденции развития Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) и инструментов таможенного администрирования.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ-технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники, и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
ФТС России, как и любая другая государственная структура, ориентирована на внедрение перспективных технологий с целью повышения эффективности своего функционирования и качества предоставляемых услуг конечному потребителю. Одним из инструментов реализации таких технологий и являются ИТ-технологии. Разработка и внедрение информационных таможенных технологий — своевременный и необходимый процесс, который позволяет повысить качество и оперативность совершения таможенных операций.
Реализация таможенной службой поставленной государством задачи по созданию стабильных и благоприятных условий для развития внешней торговли и проведения эффективного таможенного контроля не может быть эффективно осуществлена без внедрения и использования современных ИТ-технологий, необходимость применения которых обусловлена быстрым увеличением объема международного товарооборота, усложнением его структуры, ограниченностью кадровых ресурсов таможенных органов и желанием участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) свести к минимуму потери времени и материальных средств в ходе таможенного декларирования товаров.
Руководители таможенных служб многих стран мира сходятся во мнении, что внедрение ИТ-технологий, несмотря на высокий уровень затрат, не является прихотью, а представляет собой суровую необходимость. В настоящий момент правительства выделяют значительные бюджетные средства на финансирование мероприятий, связанных с разработкой, внедрением, совершенствованием, развитием ИТ-технологий в органах государственной власти. Так, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, на внедрение и использование ИТ-технологий в государственных органах Правительством РФ в бюджетах на 2012 — 2014 гг. заложено около 181 млрд руб.
ФТС России придерживается мнения, что «за ИТ-технологиями будущее таможенной службы России». В связи с этим ФТС России был принят ряд федеральных программ по модернизации таможенной системы и внедрению ИТ-технологий в процессы регулирования и администрирования внешнеторговой деятельности, благодаря которым она была признана одной из самых технологичных и технически оснащенных служб России.
В таможенной службе России ведется постоянная работа по внедрению и адаптации современных инструментов таможенного администрирования и контроля, основанных на ИТ-технологиях и международных нормах. Среди таких инструментов можно отметить:
— использование ИТ-технологий при совершении таможенных операций (электронное декларирование и информирование по каналам связи и через Интернет (ЭД 1 и ЭД 2));
— разработку новых программных продуктов, обеспечивающих защиту, полноту и конфиденциальность обрабатываемых данных;
— программное использование системы управления рисками;
— электронный документооборот, позволяющий осуществлять информационный обмен данными;
— внедрение электронной подписи;
— инновационные технические системы таможенного контроля;
— модернизацию информационной сети ЕАИС таможенных органов;
— разработку Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
Благодаря внедрению и использованию вышеуказанных инструментов ФТС России уже добилась существенных результатов в реализации своих повседневных задач, направленных на обеспечение экономической безопасности и совершенствование таможенного регулирования внешней торговли.
Однако на сегодняшний день на фоне стремительного прогресса информационного общества, постоянного усиления процессов глобальной интеграции и широкого применения ИТ-технологий в государственном аппарате, в рамках реализации Федеральных целевых программ «Электронная Россия…», «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Правительство РФ ставит перед ФТС России новую задачу — повысить качество и доступность государственных услуг в таможенной сфере (далее — таможенные услуги). Для решения данной задачи необходимы внедрение ИТ-технологий и использование электронных способов передачи информации. Распоряжением ФТС России от 16.04.2010 N 96-р была создана рабочая группа по разработке и управлению реализацией ведомственной программы внедрения ИТ-технологий в деятельность ФТС России и координации перехода к предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде.
Среди основных проблем, выявленных рабочей группой, стоит отметить «бумажный порядок» оказания таможенных услуг, установленный в соответствии с Регламентом ФТС России, утвержденным Приказом ФТС России от 28.11.2007 N 1479. Большинство таких услуг направлено лишь на ведение реестров и носят информационно-справочный характер. В соответствии с нормами, регламентирующими порядок предоставления государственных услуг, существуют следующие ограничения:
— необходимость предоставления заявителями документов исключительно на бумажных носителях лично или по почте;
— необходимость межведомственного взаимодействия путем направления соответствующих писем, ведения журналов учета на бумажных носителях;
— необходимость выдачи результата предоставления государственной или муниципальной услуги в целом или ее отдельной процедуры исключительно на бумажном носителе.
Естественно, что данный порядок ввиду своей негибкости и объемности не способен отвечать жестким требованиям развитого информационного общества.
Еще одним важным барьером, сдерживающим переход на оказание таможенных услуг в электронном виде, является недостаточный уровень компьютерной грамотности как граждан — потенциальных потребителей таможенных услуг в электронном виде, так и государственных служащих, участвующих в предоставлении таможенных услуг в электронном виде.
Отсутствуют координация и единые технологические стандарты при создании информационных систем федеральными и региональными органами государственной власти. Органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку однотипных программных решений.
При закупке и внедрении программного обеспечения не уделяется должного внимания применению решений, основанных на открытых стандартах, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами.
Правовой основой использования ИТ-технологий на единой таможенной территории как таможенными органами, так и участниками ВЭД является таможенное законодательство Таможенного союза, базирующееся на Конвенции ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» 2005 г., Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г., практике применения информационных систем и технологий в таможенной сфере, установленной в гл. 7 Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
В Таможенном кодексе Таможенного союза из 372 статей более чем в 40 предусмотрены порядок и правила использования информационных технологий на единой таможенной территории, основными из них можно считать:
— ст. 43 «Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами»;
— ст. 44 «Информационные ресурсы таможенных органов»;
— ст. 45 «Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации»;
— ст. 124 «Обмен информацией между таможенными органами»;
— ст. 180 «Таможенная декларация».
Использование ИТ-технологий и электронных способов передачи информации при оказании таможенных услуг и осуществлении таможенных операций в России дополнительно регламентировано Федеральными законами от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Важным нововведением является установленный для органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, запрет требовать от заявителя информацию и документы, которые находятся в распоряжении данных органов, организаций и (или) иных государственных органов, органов местного самоуправления.
Использование ИТ-технологий при осуществлении таможенных услуг и таможенных операций регулируют следующие статьи Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:
— п. 8 ст. 11 «Принципы деятельности таможенных органов»;
— пп. 13 п. 1 ст. 19 «Права таможенных органов»;
— п. 1 ст. 51 «Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела»;
— п. 8 ст. 86 «Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному таможенному оператору»;
— статьи гл. 7 «Информационные системы и информационные технологии».
В настоящее время ФТС России подготовила поправки в указанный Федеральный закон в части перехода на межведомственное взаимодействие в электронной форме, которые устранят препятствия для организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти при предоставлении таможенных услуг в электронной форме. Участникам ВЭД не нужно будет представлять документы на бумажном носителе, выдаваемые другими федеральными органами исполнительной власти.
Эффективное внедрение ИТ-технологий в таможенные услуги может дать следующие положительные результаты:
— обеспечение доступности и качества услуг любому гражданину (независимо от возраста, уровня достатка, образования и местожительства) или организации в удобное время в удобном месте (дома или на рабочем месте), получение результата при минимальных затратах времени и усилий;
— существенное сокращение сроков предоставления таможенных услуг и затрат на передачу, хранение, обработку информации;
— автоматизация некоторых процессов, касающихся взаимодействия участников ВЭД с таможенной службой России, а также самой таможенной службы с иными органами исполнительной власти;
— повышение качества предоставления таможенных услуг;
— перевод большинства таможенных операций в электронную форму и упрощение обеспечения соответствия информационных систем таможенной службы России с информационными системами зарубежных стран.
Оказание таможенных услуг в электронной форме позволяет сократить время, необходимое для выполнения тех или иных внутренних типовых процессов и процедур, а также напрямую влияет на повышение экономической эффективности деятельности таможенных органов путем высвобождения площадей, которые ранее использовались для хранения документов; повышения производительности труда; сокращения затрат на бумагу и печать документов, почтовые отправления, передачу, хранение и обработку информации.
Кроме того, следует отметить, что удобства, связанные с использованием ИТ-технологий при получении таможенных услуг, ведут к сокращению количества представляемых документов на бумажных носителях, упрощению процесса обмена документами и сведениями между участниками ВЭД и таможенной службой, устранению коррупционных издержек.
От сроков и качества предоставления таможенных услуг напрямую зависят срок прохождения таможенных процедур и таможенных операций, финансовые издержки экспортеров и импортеров, связанных с простоем транспортных средств, хранением товаров и декларированием.
Безусловно, одним из главных направлений повышения качества таможенных услуг является переход на современные информационные таможенные технологии: предварительное информирование, электронное декларирование, электронное сопровождение таможенных грузов с использованием системы «ГЛОНАСС», развитие информационно-логистических центров в федеральных округах и регионах России, системное взаимодействие этих центров между собой и с таможенными органами в целом, применение информационного обмена на наиболее проблемных направлениях международного товарооборота для обеспечения безопасности и облегчения процедур, обеспечение соответствия российских систем учета информационным системам зарубежных стран.
Потребность в единообразии применения таможенного законодательства является, на наш взгляд, одним из самых важных условий автоматизации таможенных операций. Информационные таможенные технологии, будучи продуктом, построенным на строгом соблюдении правил, закрепленных в таможенном законодательстве, должны обеспечивать единообразный подход и применение правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки. Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Использование ИТ-технологий в таможенных услугах позволит объединить таможенную информационную систему с информационными системами банков и торговых партнеров, тем самым ускоряя продвижение товаров между странами, создавая условия для развития транзита и повышения уровня таможенного контроля. Это будет способствовать созданию благоприятных условий ВЭД, влиять на темпы роста экономического развития, активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния населения.
При вступлении России и стран Таможенного союза в ВТО в сферу таможенных услуг неизбежно придут иностранные компании, которые будут соперничать с российскими таможенными представителями. Только освоив все современные информационные технологии и автоматизированные системы, которые разрабатывает и внедряет ФТС России, компании таможенных представителей смогут стать достойными конкурентами и предложить участникам мировой торговли услуги высокого качества.
Таким образом, переход на новый виток развития таможенной системы немыслим без адекватного развития информационных таможенных технологий. Электронному бизнесу, электронной торговле и электронным внешнеторговым документам должны соответствовать информационно-компьютерная таможенная служба и таможенные услуги, отвечающие требованиям современного информационного общества.

История взаимосвязанного развития таможенных и компьютерных информационных технологий

Вплоть до XX в. в таможенном деле шло медленное накопление опыта по информационному обеспечению в управлении. История таможенного дела свидетельствует, что проблема сбора, накопления, обработки и использования различных сведений и данных стояла перед этой службой на всех этапах ее развития.

В течение длительного времени основными механизмами ее решения были мозг, язык и зрение человека. Первое революционное изменение произошло в связи с появлением письменности, а потом и изобретением книгопечатания. Эти два этапа создали совершенно новую технологию сбора, обработки и распространения сообщений и данных, избавили людей от необходимости всецело полагаться на человеческую память. Так как в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, технологию сбора, обработки и распространения информации стали называть «бумажной информатикой». информационный таможенный компьютерный

Основы информационной теории и техники были заложены Шиккардом, Паскалем, Лейбницем. Профессор Тюбингенского университета В. Шиккард в 1623 г. предложил аппарат, состоявший из суммирующего и множительного устройств. Машина Б. Паскаля, построенная в 1642 г., могла складывать и вычитать. А в 1673 г. немецкий математик и философ Г. Лейбниц представил в Парижскую академию вычислитель, выполнявший четыре действия арифметики.

Ч. Беббидж, профессор Кембриджского университета, в 1812—1823 гг. построил разностную машину. В ее конструкции впервые был реализован принцип программного управления вычислительным процессом. В 1835 г. Беббидж создал проект аналитической машины, в которую предварительно заносились исходные данные, а ход вычислений мог зависеть от промежуточного результата.

Известный русский механик А.Н. Крылов в своих «Лекциях о приближенных вычислениях» привел описание различных механических систем для вычисления интегралов и гармонического анализа. В 1911 г. он построил уникальный аналоговый решатель дифференциальных уравнений, а позднее предложил механический интегратор.

Рождение цифровых вычислительных машин произошло после Второй мировой войны. Для них не было никакого программного обеспечения, кроме библиотек математических подпрограмм.

В 1945 г. американским математиком Дж. фон Нейманом были опубликованы базовые принципы построения вычислительных машин, реализованные впервые в машине EDVAC. Это был первый компьютер с хранимой программой, находящейся в памяти машины, а не считываемой с перфокарты или другого подобного устройства.

Важный этап становления компьютерных технологий связан с появлением полупроводниковых элементов. Развитие аппаратного обеспечения сказалось и на программном. Выполнение каждой программы стало включать большое количество вспомогательных работ: загрузка нужного транслятора языка программирования (АЛГОЛ, ФОРТРАН, КОБОЛ и т. д.), запуск транслятора и получение результирующей программы в машинных кодах, связывание программы с библиотечными подпрограммами, загрузка программы в оперативную память, запуск программы, вывод результатов на периферийное устройство.

Негативной особенностью работы вычислительной системы того времени являлся простой процессора в ожидании, пока оператор запустит очередную программу. Для решения этой проблемы были разработаны первые системы пакетной обработки, которые автоматизировали всю последовательность действий оператора по организации вычислительного процесса.

Оператор составлял пакет заданий, которые в дальнейшем без его участия последовательно запускались на выполнение управляющей программой — монитором. Ранние системы пакетной обработки значительно сократили затраты времени на вспомогательные действия по организации вычислительного процесса.

В 1965—1975 гг. в технической базе вычислительных машин произошел переход от отдельных полупроводниковых элементов типа транзисторов к интегральным микросхемам. Этот период характерен также бурным развитием операционных систем.

Тогда были реализованы практически все основные механизмы, присущие современным операционным системам: мультипрограммирование, мультипроцессирование, поддержка многотерминального многопользовательского режима, виртуальная память, файловые системы, разграничение доступа и сетевая работа. Революционным событием данного этапа явилась промышленная реализация мультипрограммирования.

Мультипрограммирование было реализовано в двух вариантах — в системах пакетной обработки и разделения времени. В мультипрограммном пакетном режиме процессор не простаивал, пока одна программа выполняла операцию ввода-вывода (как это происходило при последовательном выполнении программ в системах ранней пакетной обработки), а переключался на другую, готовую к выполнению программу.

Другой вариант мультипрограммных систем — системы разделения времени. Этот вариант рассчитан на многотерминальные системы, когда каждый пользователь работает за своим терминалом. К этому времени можно констатировать существенное изменение в распределении функций между аппаратными и программными средствами компьютера. Операционные системы становились неотъемлемыми элементами компьютеров, играя роль «продолжения» аппаратуры.

Реализация мультипрограммирования потребовала внесения очень важных изменений в аппаратуру компьютера. В процессорах появились привилегированный и пользовательский режимы работы, специальные регистры для быстрого переключения с одной программы на другую, средства защиты областей памяти, а также развитая система прерываний.

В привилегированном режиме, предназначенном для работы программных модулей операционной системы, процессор мог выполнять все команды, в том числе и те из них, которые позволяли осуществлять распределение и защиту ресурсов компьютера. Программам, работающим в пользовательском режиме, некоторые команды процессора были недоступны.

Система прерываний позволяла синхронизировать работу различных устройств компьютера, работающих параллельно и асинхронно, таких как каналы ввода — вывода, диски, принтеры и т. п. Еще одной важной тенденцией этого периода является создание семейств программно-совместимых машин и операционных систем для них. Примерами семейств программно-совместимых машин, построенных на интегральных микросхемах, являются серии машин IBM/360 и IBM370 (аналоги этих семейств отечественного производства — машины серии ЕС), PDP-11 (отечественные аналоги — СМ-3, СМ-4, СМ-1420). Вскоре идея программно-совместимых машин стала общепризнанной.

В начале 70-х гг. появились первые сетевые операционные системы, которые позволяли не только рассредоточить пользователей, но и организовать распределенное хранение и обработку данных между несколькими компьютерами, связанными электрическими связями.

В 1969 г. подразделение Пентагона, Агентство перспективных исследовательских проектов (ARPA — Advanced Research Project Agency), инициировало работы по объединению суперкомпьютеров оборонных и научно-исследовательских центров в единую сеть.

Эта сеть получила название ARPANET и явилась отправной точкой для создания самой известной ныне глобальной сети — Интернета. Сеть ARPANET объединила компьютеры разных типов, работавшие под управлением различных операционных систем с добавленными модулями, реализующими коммуникационные протоколы, общие для всех компьютеров сети.

К середине 70-х гг. наряду с мэйнфреймами широкое распространение получили мини-компьютеры, такие как PDP-11, Nova, HР. Миникомпьютеры первыми использовали преимущества больших интегральных схем, позволившие реализовать достаточно мощные функции при сравнительно невысокой стоимости компьютера. Доступность миникомпьютеров и вследствие этого их распространенность на предприятиях послужили мощным стимулом для создания локальных сетей.

К наиболее важным событиям 80-х гг. можно отнести разработку стека TCP/IP, становление Интернета, стандартизацию технологий локальных сетей, появление персональных компьютеров и операционных систем для них.

Рабочий вариант стека протоколов TCP/IP был создан в конце 70-х гг. Этот стек представлял собой набор общих протоколов для разнородной вычислительной среды и предназначался для связи экспериментальной сети ARPANET с другими «сателлитными» сетями. В 1983 г. стек протоколов TCP/IP был принят Министерством обороны США в качестве военного стандарта.

Персональные компьютеры с точки зрения архитектуры ничем не отличались от класса мини-компьютеров типа PDP-11, но их стоимость была существенно ниже. Компьютеры стали широко использоваться неспециалистами, что требовало разработки «дружественного» программного обеспечения. Персональные компьютеры послужили также мощным катализатором для бурного роста локальных сетей. В 80-е гг. были приняты основные стандарты на коммуникационные технологии для локальных сетей: в 1980 г. — Ethernet, в 1985 г. — Token Ring, в конце 80-х гг. — FDDI.

В XXI в. наблюдается переход к широкомасштабному использованию интегрированных сетевых ресурсов, к распределенной технологии обработки и хранения данных, внедрению Data Mining-технологий.

Повышенный уровень угроз, существующих при передаче данных по сетям, особенно по публичным, таким как Интернет, определил на современном этапе приоритетность средств обеспечения информационной безопасности.

Переход мировой экономики к использованию систем распределенной обработки и хранения данных определяет и современные черты таможни — виртуальной информационно-электронной таможни с использованием электронных документов, компьютерной техники и космической информациологии, увязанных в единую автоматизированную информационную систему

Таможенная информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.

Таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации.

Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости оттого, для какой задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством относительности. Одной из первых форм обмена экономической информацией была так называемая немая торговля, которая встречалась в качестве наиболее ранней формы торговли у всех народов. Суть этой торговли заключалась в нежелании входить непосредственные отношения с иностранцами иноплеменниками, к которым древние люди относились как к неприятелю. Первые материалы о немой торговле есть у Геродота, жившего между 490 и 425 гг. до н.э. и описавшего торговлю в Ливии, Персии и Скифии.

Вот как описана эта форма торговли между булгарами и племенем Вису Булгары доставляют туда товар, всякий кладет их в определенное место, делает знак и оставляет. Потом возвращается и находит нужный ему товар, положенный рядом.

Если удовлетворен им, то берет его и оставляет за него свой товар. Если нет, то забирает его обратно. Покупатель и продавец не видят друг друга. Афонин П.Н Сальников И. А. Информационное обеспечение в таможенных органах Учебник — СПб Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2006 г С.6 Некоторые из древних знаков-символов не потеряли актуальность до наших дней. Например, на эмблеме таможенных служащих Российской Федерации изображены две змеи, обвивающие жезл Гермеса-Меркурия.

Такой символ носили вначале фараоны, а затем жрецы Древнего Египта. Изображения змей означают знак мудрости и власти, а образующие кольца — цикличность развития жизни на Земле. На каждом этапе этих циклов времени мудрость и власть должны гармонично, мирно дополнять друг друга при разрешении любых торговых споров. Афонин П.Н Сальников И. А. Информационное обеспечение в таможенных органах Учебник — СПб Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2006 г С.6

В интересах отличия образов своих товаров от чужих человечество постоянно разрабатывает и совершенствует знаки принадлежности человека или вещи отдельной группе людей или отдельному лицу. К числу таких знаков относятся изображения печати, подпись. Их развитие в современном мире мы видим уже в качестве электронной цифровой подписи, электронных меток, штрих-кодов и пр.

По-прежнему у современного таможенника имеется символ-знак в виде личного номерного клейма и, как и раньше, ставится печать на чужое имущество, разрешенное к перемещению через таможенные границы т.е. отметка о контроле и уплате таможенных пошлин. Там же Стремление к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического инструментария позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее таможенное пространство, наполнить товары логической информацией и экономической оценкой.

Одной из древнейших информационных таможенных систем является таможенный закон в виде памятника, обнаруженного в XIX веке в Пальмире Сирия. Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н.э. весом около 15 тонн, найденный русским археологом С.С. Абамелек-Лазаревым и подаренный турецким султаном российскому послу, хранится с 1904 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и является самым ранним и наиболее полным сводом пошлин и правил их взимания, которыми располагает нынешняя таможенная наука.

Афонин П.Н Сальников И. А. Информационное обеспечение в таможенных органах Учебник — СПб Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2006 г С.134. Со временем на смену законодательным документам, представленным в виде монументальных информационных систем, приходят бумажные носители на основе книгопечатания, появляются технологические процессы таможенного оформления и таможенного контроля.

Появляются первые списки товаров, сгруппированные по методикам, характерным для каждой страны.

Это видно на примере Таможенной Белозерской грамоты от 21 мая 1497 г где дается представление о номенклатуре товаров, которыми торговали на рынках.

В этом документе впервые отражена ставка пошлины на товары. В конце XVI века усложняется процесс информационного наполнения товара, в интересах наблюдения за внешнеторговыми потоками создается номенклатура товаров с классификацией их по категориям. Появление и развитие в 80-х гг. XIX века теории научного управления дало толчок к систематизации вопросов управления в таможенном деле на базе анализа имеющейся информации о внешнеэкономических процессах.

Там же. Так уже в начале 80-х гг. XX века в наиболее развитых странах мира таможенные службы были вынуждены ускоренными темпами осуществлять переход от индивидуальных вычислительных средств и локальных сетей к созданию корпоративных информационных систем управления. Например, одной из реализованных в 1984 г. автоматизированных систем в США является автоматизированная коммерческая система таможни ACS Automated Commercial System. ACS — очень большая и сложная система с более чем 380 млн. записей в информационной базе, которая обслуживает приблизительно 1200 торговых пользователей, 4 другие страны кроме США , 40 других агентств, 10 000 как в интерактивном, так и в пакетном режиме.

Подкомпоненты ACS интегрируются на уровне единых баз данных. Файлы системы ежемесячно возрастают на более чем 500 тыс. записей, и 3 млн. уже существующих записей требуют ежедневной модификации. Афонин П.Н Сальников И. А. Информационное обеспечение в таможенных органах Учебник — СПб Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2006 г С.154

В конце 80-х гг. во Франции была разработана и использована в таможенной службе информационная система SOFIX. Эта система реализует следующие функциональные принципы таможни ведение манифестов общего документа на товар, перемещаемый одним транспортным средством декларирование товаров на импорт и экспорт заведение информации, необходимой для составления декларации управление таможенными складами автоматический подсчет сборов и пошлин ведение товарной номенклатуры ведение тарифного регулирования для каждой позиции товарной номенклатуры ведение и актуализация таблиц нормативно-справочной информации.

В настоящее время таможни США и Канады получают и обрабатывают электронным способом соответственно 95 и 85 деклараций, а в Австралии и на Филиппинах 98 операций таможенного оформления и контроля осуществляется в безбумажной форме.

Афонин П.Н Сальников И. А. Информационное обеспечение в таможенных органах Учебник — СПб Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2006 г С.156 Основной задачей информационных таможенных технологий является управление информацией внутри таможенной системы в интересах повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания максимально благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности при максимальном выявлении осуществляемых ими нарушений таможенных правил.

Магистральным направлением развития современных отечественных и зарубежных информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления риском.

Применение систем управления таможенными рисками требует широкомасштабной открытой интеграции информационных систем таможни с информационными системами других министерств и ведомств, с силовыми структурами других стран.

Особую роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что Таможенном кодексе ТК Российской Федерации Таможенный кодекс российской Федерации М. Издательство Экзамен , 2005 256 с. Серия Кодексы и законы Стр. 86 есть отдельная глава, посвященная информационным технологиям. Ни в одном другом кодексе подобной главы нет. Новый ТК создал правовую базу, позволяющую использовать новые формы таможенного оформления и контроля для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования и практики управления рисками.

Статья 124 ТК Статья 124 п.1 Декларирование товаров производится путем заявления таможенному орган в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной и конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Таможенный кодекс Российской Федерации М. Издательство Экзамен , 2005 256 с. Серия Кодексы и законы Стр. 86 оговаривает возможность декларирования электронным способом Статья 11 п.3 Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. ФЗ об информации, информационных технологиях и о защите информации 149-ФЗ от 27 июля 2006 правовая база Консультант-плюс. Принципиально значимой для развития информационных технологий в ТК является Глава 40, которая оговаривает порядок использования информационных систем и информационных технологий в таможенном деле. Так, таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли.

Эффективность регулирования и управления торговыми отношениями всегда определялась качеством технологий обмена, обработки, учета и накопления экономической информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *