Требования к СРО по 44 ФЗ

Содержание

СРО при закупках по 44-ФЗ

24.12.2019

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).

Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик.

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.

В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

• Допуск СРО — это свидетельство о допуске к строительным или проектировочным работам, которое выдается в соответствии с действующими нормами и стандартами СРО (саморегулируемой организации).
С 1 января 2010 года система государственного лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с безопасностью объектов, жизни, здоровья и окружающей среды, прекратила своё существование. Полномочия контроля над работой профильных компаний к ответственным работам перешли к саморегулируемым организациям, а сама государственная лицензия трансформировалась в так называемый допуск СРО.
С тех пор проектировочный и строительный допуск выдается по решению специальных комитетов, которые тщательно изучают потенциал и репутацию соискателя, так как основной принцип таких некоммерческих партнёрств заключается в коллегиальной ответственности всех участников за действие каждого участника.
В отличие от государственных лицензий, допуск СРО в строительстве предлагает строительным, инженерным и проектировочным компаниям следующие преимущества:
• минимальный пакет документов, предоставляемых без нотариального заверения;
• высокая оперативность оформления;
• ускоренные процедуры повторного получения допуска СРО;
• существенное снижение бюрократической составляющей;
• неизбежное повышение профессиональной ответственности за собственную работу.
Большинство документов, необходимых для получения свидетельства допуске СРО в строительстве представлены несложными заявлениями и анкетами, в которые необходимо внести данные о предприятии, квалификации кадрового состава, видах проводимых работ, страховых полисах и другую важную для мониторинга информацию.

Для расчета стоимости оформления допуска СРО на строительство, проектирование и инженерные изыскания скачайте один из представленных ниже перечней. Затем отмечаете необходимые Вашей организации виды работ и высылаете данный файл-заявку на указанную электронную почту. Отвечаем быстро — в течении пятнадцати минут.

Перечень видов работ для получения допуска СРО на строительные работы
Перечень видов работ для получения допуска СРО на проектные работы
Перечень видов работ для получения допуска СРО по инженерным изысканиям

Получение допуска СРО в строительстве и проектировании

Подготовка всего пакета документов для вступления в саморегулируемые организации не требует особой квалификации и заключается лишь во внимательном заполнении предлагаемых шаблонов.
Заказчики инженерно-строительных и проектировочных работ также выигрывают от внедрения системы саморегулирования, так как все подрядчики, получившие разрешение на ведение определённых работ проходят многоуровневую проверку на предмет подтверждения профессионального уровня характеру и объёму поставленных задач.
Кроме того, проектировочный или строительный допуск СРО в большинстве случаев выдается исключительно после страхования гражданской ответственности кадрового состава, что является дополнительной гарантией материального возмещения ущерба, нанесённого исполнителем работ. Каждый полученный документ предполагает неукоснительное соответствие проводимых работ существующим нормам, правилам и стандартам, что повышает качество конечных результатов.
На сегодняшний день существуют различные виды строительных допусков, которые отражают ту или иную деятельность, характеризуемую повышенной ответственностью и высокими требованиями к исполнителю работ.

Виды допусков СРО в строительстве: на какие работы требуется оформить свидетельства о допуске

Выдаваемые участникам некоммерческих организаций свидетельства, подразделяются на два типа — разрешения, регламентирующие допуск к работам стандартного типа, связанным с безопасностью, и разрешительные документы для осуществления деятельности на особо опасных, уникальных и технологически сложных объектах.
Основные строительные допуски СРО, соответствующие определённой деятельности, можно перечислить следующим списком:
• разработка проектной документации;
• инженерные изыскания;
• строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов различной функциональной спецификации.
Все виды допусков саморегулируемых организаций выдаются на основе Требований к выдаче свидетельств, которые утверждаются верховным органом управления данного профильного объединения. Для каждого вида работ разработан внушительный ряд критериев и правил, которых подрядчик обязан придерживаться в процессе реализации определенных проектов. В этих же документах по типу юридических договоров обозначаются основные определения, которые используются в нижеизложенных инструкциях и требованиях. И, наконец, здесь же указывается требуемый уровень образования сотрудников в соответствии с каждой профильной специальностью, включая повышение квалификации и аттестацию.

Все виды саморегулирования контролирует государство в лице экспертно-контрольного объединения «Ростехнадзора», которое постоянно проводит аудиторские проверки лицензирования, осуществляемого в рамках некоммерческих профессиональных объединений.
Интересные материалы по теме:
Сертификат ИСО 9001 — что это такое?

В документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту фасада административного здания на сумму свыше 3 млн. руб. было установлено требование, что в составе второй части заявки участником закупки предоставляется выписка (или ее копия) из реестра членов саморегулируемой организации (далее — СРО) по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86, выданная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки (требование не предъявляется к участникам закупки, перечисленным в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В объект закупки входят работы по капитальному ремонту.
При рассмотрении вторых частей заявок победитель аукциона (ИП) не предоставил выписку СРО.
Должны ли члены комиссии отклонить эту заявку?

19 августа 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При закупке работ по капитальному ремонту здания на сумму свыше 3 млн. руб. путем проведения электронного аукциона у аукционной комиссии имеются основания отклонить заявку участника закупки — индивидуального предпринимателя, не предоставившего выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, необходимость предоставления которой предусмотрена документацией об аукционе.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится прежде всего необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее — СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ). В отношении права на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства соответствующие требования устанавливаются нормами Градостроительного кодекса РФ (далее также — ГрК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями (далее также — ИП) или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее также — СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено той же статьей.
Упомянутой статьей предусмотрен ряд исключений из этого правила. Так, ИП или юридическое лицо, не являющиеся членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн. руб. (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ). Не требуется членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства для лиц, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ. Индивидуальные предприниматели в перечень этих лиц не входят.
В силу ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 7, ст. 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ) каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого должны размещаться на официальном сайте этой СРО в Интернете. Ведение такого реестра в соответствии с ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте.
В реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, в частности, сведения о наличии у него права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а также взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (п.п. 2, 4, 5 ч. 2 ст. 55.17 ГрК РФ).
Таким образом, заказчик при закупке работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе зданий (п. 10 ст. 1 ГрК РФ), конкурентным способом по общему правилу должен установить требования, связанные с наличием членства участника закупки в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Такое членство может быть подтверждено выпиской из реестра членов СРО (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ). Как следствие, требование заказчика о предоставлении участником закупки указанной выписки при проведении аукциона на закупку работ по капитальному ремонту здания является обоснованным. Этот вывод можно подтвердить правоприменительной практикой (постановления Девятого ААС от 06.05.2019 N 09АП-15310/19, Тринадцатого ААС от 16.01.2019 N 13АП-31408/18, решение Новгородского УФАС России от 10.06.2019 N 053/06/33-227/2019).
Сказанное относится и к случаям, когда участником закупки является индивидуальный предприниматель, поскольку закон не исключает для этой категории лиц необходимость членства в СРО при выполнении работ по капитальному ремонту здания на основании договора, размер обязательств по которому превышает 3 млн. руб. (смотрите решение Красноярского УФАС России от 31.05.2019 N 024/06/69-396/2019, решение Оренбургского УФАС России от 31.05.2019 N 08-07-347/2019, решение Курганского УФАС России от 06.09.2017 N 05-02/235-17).
Следовательно, если предметом электронного аукциона является закупка работ по капитальному ремонту здания, заказчик обязан отклонить заявку участника закупки — индивидуального предпринимателя, не предоставившего выписку из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, необходимость предоставления которой определена документацией об аукционе (п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 2, п.п. 1, 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: Идет подготовка аукционной документации на выполнение работ по проектированию реконструкции трансформаторной подстанции. Обязательно ли требовать у участника выписку из реестра членов саморегулируемой организации (СРО) или заказчику возможно самостоятельно путем обращения к единому реестру членов саморегулируемых организаций выяснить, является ли участник членом СРО или нет? Будет ли нарушением законодательства признание участника не соответствующим требованию аукционной документации при непредставлении выписки из реестра членов СРО (при этом в едином реестре членов СРО участник числится)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

Статья подготовлена по материалам вебинара «Контрактная система. Обзор судебной практики 2019 года. Значимые решения», который провела адвокат в сфере госзакупок Юлия Межникова.

Дополнительные требования к участникам торгов

Распространенная ситуация, когда контракт расторгается в одностороннем порядке из-за того, что поставщик не выполнил работы надлежащего качества в надлежащие сроки. Однако в сфере строительных закупок к исполнителю могут быть установлены и дополнительные требования, соответствие которым он должен подтвердить документами еще до подписания контракта. Это касается организации закупок технически и технологически сложной инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции, заключения длительных дорогостоящих контрактов (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99).

Опыт среди этих требований занимает весомое место. Он подтверждается уже исполненными контрактами, договорами по аналогичному объекту закупки и цене, близкой к той, которая установлена в качестве НМЦК. Чтобы участвовать в закупках технически и технологически сложной продукции, организация должна заранее позаботиться о включении себя в реестр участников таких торгов и подать сведения в Единую информационную систему. Документы, подтверждающие опыт выполненных ранее работ нужной тематики, потенциальный участник предоставляет электронным торговым площадкам (ЭТП). А ЭТП уже сами передают документы вместе со вторыми частями заявок непосредственно заказчику — участнику не надо каждый раз прикладывать их к заявке.

Ситуация № 1. Заказчик потребовал выписку из СРО

Заказчик установил требование ко всем участникам представить выписки из СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Один из участников посчитал это условие чрезмерным и обратился в ФАС.

Специалисты антимонопольной службы признали жалобу необоснованной. Суд тоже решил дело в пользу заказчика: эти работы относятся к самостоятельным направлениям, у каждого свой порядок регулирования и разные СРО. Суд подтвердил право заказчика проверить свидетельства о допуске и наличии членства в СРО по каждому из направлений (Постановление Арбитражного суда ДВО от 13.02.2019 №Ф03-6295/2018 по делу №А59-2038/2018).

Ситуация № 2. Участник не может подтвердить опыт по нужному виду работ

Заказчик в документации к электронному аукциону на строительство двух многоквартирных девятиэтажных домов установил требование к участникам подтвердить опыт работы в этом направлении. Заявка одного из участников была отклонена, потому что он не предоставил документы, подтверждающие опыт в требуемой сфере. Аукционная комиссия правомерно признала такую заявку не соответствующей документации об электронном аукционе.

Участник решил, что его заявку отклонили неправомерно, и обратился в суд, чтобы признать аукцион недействительным и аннулировать результаты. Суд отказал, аргументируя тем, что объект закупки был сложным, специализированным, поэтому заказчик правомерно установил требования к опыту исполнителей (Постановление Арбитражного суда ДВО от 25.02.2019 № Ф03 275/2019 по делу № А24 1359/2018).

Ошибки в работе с контрактом

Ситуация № 1. Заказчик внес неверные условия продления срока контракта

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона №44-ФЗ, если исполнение контракта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия невозможно в установленный срок:

а) по независящим от сторон контракта обстоятельствам (в том числе в силу необходимости внесения изменений в проектную документацию); или

б) по вине подрядчика,

то допускается однократная пролонгация срока исполнения контракта на период, не превышающий первоначально определенного контрактом. Заказчику и подрядчику следует обратить внимание на условия применения данного основания для заключения дополнительного соглашения об увеличении срока исполнения обязательств по контракту.

Экспресс-курс для заказчиков и поставщиков Изучите основы строительных закупок вместе с экспертом

Составляя условия закупки, заказчик решил воспользоваться положениями п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В документацию он внес условия продления контракта в такой формулировке: «Если, по мнению сторон, выполнение работ может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно настоящему контракту до начала действия обязательств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия».

Это ошибочная трактовка норм закона, заказчик не учел важные требования: нельзя увеличивать или уменьшать срок исполнения контракта более чем на срок исполнения, предусмотренный при заключении контракта, у сторон нет права вносить изменения более одного раза. На эти положения должен был опираться заказчик.

Кроме того, в проекте контракта не было указано, что станет результатом выполненной работы. Заказчик обязан был внести условие, что результатом будет считаться объект капитального строительства, по которому орган госнадзора выдал заключение, что объект соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе по энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Это нарушение ч. 4 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

По совокупности факторов управление ФАС признало жалобу одного из участников закупки обоснованной (Решение Ивановского УФАС от 12.09.2019 № 037/06/105-320/2019 (07-15/2019-191).

Ситуация № 2. Стороны изменили условия контракта

В ходе исполнения контракта стороны договорились и изменили виды и объем работ, что и утвердили в дополнительном соглашении к контракту. При этом цена контракта осталась прежней.

Во время проверки ФАС проанализировала контракт и всю сопутствующую документацию и усмотрела нарушение ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ: были изменены существенные условия контракта без предусмотренных законом оснований. Суд поддержал решение ФАС оштрафовать заказчика по ч. 4 ст. 7.32 КоАП (Постановление Арбитражного суда от 04.03.2019 №Ф03-5962/2018 по делу №А73-16810/2016). Заказчик заплатил штраф 200 000 рублей за незаконное изменение условий контракта.

Совет заказчику. Изменение условий действующих контрактов — серьезная работа, которую необходимо тщательно продумывать. Есть нормативные правила, которые заказчик должен взять за основу. Если изменения вносятся необдуманно, то для заказчика это большой риск: они могут не иметь юридических последствий и влекут за собой административные санкции.

Совет исполнителю. Если заказчик предлагает изменить какие-то условия контракта, убедитесь, что они не относятся к существенным. Если нет законных оснований корректировать существенные условия, не рискуйте. Кроме того, помните, что любое изменение условий исполнения обязательств по контракту должно быть закреплено в допсоглашении.

Ситуация № 3. Заказчик неправильно сформировал объект закупки

Запрет на объединение в одну закупку функционально не связанных друг с другом объектов известен давно, но споры по применению этой антимонопольной нормы возникают с завидной регулярностью.

В 2019 году заказчик объединил в закупке в один лот инженерные изыскания и разработку проектной документации. В ходе проверки ФАС указала на нарушения ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ: при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот разных товаров, работ и услуг, но они должны быть технологически и функционально взаимосвязаны между собой. Заказчик обратился с иском в суд.

Проанализировав положения действующего градостроительного законодательства, суд сделал вывод, что инженерные изыскания и разработка проектной документации — самостоятельные виды работ и объединять их в одну закупку нельзя (Постановление Арбитражного суда от 04.03.2019 №Ф03-6137/2018 по делу №А59-3410/2018). Потенциальные участники должны иметь отдельные допуски по каждому виду деятельности, а заказчик — организовать две закупки.

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«В законодательстве нет четких критериев, по которым можно определить и обосновать функциональную связь двух и более объектов. Если необходимо объединить в один лот несколько товаров или работ, проанализируйте отраслевое законодательство и будьте готовы доказать ФАС, что объекты технологически и функционально близки. Может быть, целесообразнее провести разные закупки».

Конфликт интересов

Ситуация. В Законе № 44-ФЗ четко обозначено, что конфликт интересов охватывает ситуации, когда причастные к организации закупок сотрудники заказчика могут угрожать обеспечению конкуренции. Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке с участниками закупки, руководителями учреждения, держателями акций или являются их близкими родственниками, усыновителями и пр.

В одной из проверок ФАС обнаружила, что в аукционе на закупку ремонтных работ победителем стал предприниматель, с которым до этого у организатора закупки был заключен трудовой договор. То есть выигравший человек фактически работник заказчика.

ФАС отменила закупку. Суд поддержал решение и указал, что комиссия заказчика нарушила важнейшие правила — не проверила соответствие участника требованиям Закона № 44-ФЗ. Конфликт интересов между заказчиком и победителем закупки доказан, закупка была отменена.

Совет заказчикам. В 2020 году нас ожидает ужесточение норм законодательства, связанных с ограничениями по конфликту интересов между заказчиком и участниками закупок. В связи с этим рекомендуем быть более внимательными к проверке потенциальных участников и описанию условий закупки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *