Трудовой кодек

СТ 99 ТК РФ.

Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:

1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;

3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:

1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;

3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Комментарий к Ст. 99 Трудового кодекса РФ

1. Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени. Под установленной продолжительностью рабочего времени в данном случае понимается продолжительность рабочего времени, установленная для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 97 ТК РФ). При суммированном учете рабочего времени (см. ст. 104 ТК РФ и комментарий к ней) сверхурочной считается работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

2. Сверхурочной работой может считаться лишь работа, выполняемая по инициативе работодателя. Работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, выполняемая не по инициативе работодателя и без его ведома, не может рассматриваться как сверхурочная работа.

3. Поскольку применение сверхурочной работы ведет к превышению нормы рабочего времени, законодательство устанавливает правовые гарантии, обеспечивающие ее ограничение. В качестве таких гарантий выступают:

а) установление перечней обстоятельств, при которых для привлечения работника к сверхурочной работе требуется или не требуется письменное согласие работника;

б) введение усложненного порядка привлечения к сверхурочной работе в других случаях;

в) ограничение продолжительности сверхурочной работы для одного работника;

г) установление круга лиц, которых нельзя привлекать к сверхурочной работе.

4. Часть 2 комментируемой статьи перечисляет случаи, когда привлечение работников к сверхурочной работе допускается лишь с их согласия. К таким случаям относятся ситуации, которые могут стать причиной прекращения работы для значительного числа работников.

5. Перечень обстоятельств, которые дают работодателю право привлечь работников к сверхурочной работе без их письменного согласия, приведен в ч. 3 комментируемой статьи. К ним отнесены чрезвычайные обстоятельства, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части.

6. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность привлечения работников к сверхурочной работе в других случаях помимо перечисленных в комментируемой статье чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств. Отсутствие в ТК РФ конкретизации понятия «другие случаи» позволяет работодателю ставить вопрос о применении сверхурочных работ при любых осложнениях в деятельности организации, индивидуального предпринимателя. В качестве дополнительной гарантии ограничения сверхурочной работы при отсутствии чрезвычайных или непредвиденных обстоятельств, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, наряду с получением письменного согласия работника установлено также требование учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Решение работодателя о применении сверхурочной работы не является локальным нормативным актом, и ТК РФ не устанавливает процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации для таких случаев (см. ст. 371 ТК РФ и комментарий к ней). Требование об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в данном случае может считаться исполненным, если работодатель заранее известил этот орган о необходимости применения сверхурочной работы, основаниях, по которым возникла такая необходимость, и об объеме (продолжительности) сверхурочной работы; при принятии окончательного решения работодатель должен располагать мнением профсоюзного органа. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не означает обязательного согласия работодателя с ним.

7. К лицам, которые не могут быть привлечены к сверхурочной работе, относятся беременные женщины, работники в возрасте до 18 лет, другие категории работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (например, работники, с которыми заключен ученический договор (см. ч. 3 ст. 203 ТК РФ и комментарий к ней)).

8. В отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также инвалидов ТК РФ установил особый порядок привлечения к сверхурочной работе: помимо получения письменного согласия работника работодатель должен в письменной форме ознакомить его с правом отказаться от сверхурочной работы. Такой же порядок привлечения к сверхурочной работе установлен в отношении матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работников, имеющих детей-инвалидов; работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, а также отцов, воспитывающих детей без матери; опекунов (попечителей) несовершеннолетних (см. ст. ст. 259, 264 ТК РФ).

9. Требования закона о получении письменного согласия работника на привлечение его к сверхурочной работе и об ознакомлении работника в письменной форме с правом отказаться от сверхурочной работы должны выполняться работодателем каждый раз, когда возникает надобность в привлечении к такой работе работников соответствующих категорий.

10. Запретив привлечение к сверхурочным работам несовершеннолетних работников, ТК РФ установил исключение из этого правила: не достигшие возраста 18 лет творческие работники и профессиональные спортсмены, профессии которых указаны в перечнях, устанавливаемых Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, могут быть допущены к сверхурочным работам (см. ст. 268 ТК РФ и комментарий к ней).

11. Установленные ч. 6 комментируемой статьи максимальные пределы продолжительности сверхурочных работ: 4 час. в течение двух дней подряд и 120 час. в год — не могут быть превышены.

Несоблюдение работодателем обязанности вести точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником, является нарушением трудового законодательства и должно влечь ответственность работодателя, но не может вести к ущемлению прав работника. Работник вправе требовать оплаты сверхурочных работ и в том случае, когда они неправильно оформлены или не учтены.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Новации законопроекта

Законопроект «О труде” (№2708) был внесен в парламент накануне нового года. Большинство экспертов и представителей профсоюзов отрицательно его оценили. Параллельно в парламенте зарегистрировали три альтернативных законопроекта. Зато в правительстве утверждают, что эта законодательная новация неплохая.

В своем Facebook Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов поясняет на каких основаниях работодатель сегодня может уволить работника согласно ст. 40 КЗоТ. В кодексе написано – трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока могут быть разорваны работодателем в случаях :

– реорганизации;

– несоответствия работника занимаемой должности или возложенных на него обязанностей, или недостаточной квалификации;

– систематического неисполнения работником без уважительных причин, возложенных на него обязанностей. Всего 10 причин.

Как отмечает чиновник, выходное пособие в размере оклада выдается только в исключительных случаях.

По действующему Кодексу, если работодатель хочет, то он легко освобождает работника и не несет материальной ответственности за свое решение. Реорганизация стала универсальным механизмом для массовых сокращений,
– считает Милованов.

Правда, вероятно, министр невнимательно изучил КЗоТ, где в статье 40 пункте 1 записано следующее: трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом, в частности, в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников и тому подобное. А уже в статье 44 указано, при прекращении трудового договора по основаниям, указанным в … пунктах 1, 2 и 6 статьи 40 настоящего Кодекса, работнику выплачивается выходное пособие в размере не меньше среднего месячного заработка.

Далее министр говорит, что в статье 35 проекта закона «О труде” речь идет о возможности увольнять, по инициативе работодателя, но не идет речи о том, что это должно произойти без объяснения причин.

«Мы предлагаем работодателям быть предсказуемыми и последовательными в отношениях с работниками. Причинами для увольнения по инициативе работодателя могут быть основания, прописанные в трудовом договоре, который подписывает работник и работодатель при оформлении трудовых отношений! Никаких выдумок и манипуляций в процессе работы”, – отмечает министр.

Он добавляет, что в действующем КЗоТ причины для увольнения по желанию работодателя настолько объемные, что любые его прихоти легко подстроить хотя бы под один из них, а об уплате материальной компенсации можно говорить лишь в небольшом количестве.

Министр добавляет, в законопроекте «О труде” предлагаем сделать материальную компенсацию обязательной, а также запретить фиктивные преобразования предприятий для сокращения штата.

Статья 35. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

1. Работодатель имеет право по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор с работником.

2. О решении расторгнуть трудовой договор по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, работодатель должен письменно или указанными в трудовом договоре средствами электронной связи уведомить работника в срок:

1) не менее 15 дней – если сумма периодов работы работника у этого работодателя составляет не более 6 месяцев;

2) не менее 30 дней – если более 6 месяцев;

3) не менее чем за 60 дней – если более пяти лет;

4) не менее чем за 90 дней – если сумма периодов работы работника у этого работодателя составляет более 10 лет.

3. По договоренности сторон сроки предупреждения, могут быть заменены денежной компенсацией в размере, определенном трудовым договором, но не менее среднедневного заработка работника за каждый рабочий день уменьшение срока уведомления.

4. Работодатель вправе без согласия работника заменить сроки предупреждения денежной компенсацией в размере, определенном трудовым договором, но не менее двойного среднедневного заработка за каждый рабочий день уменьшения срока такого предупреждения.

Порядок расчета среднедневного заработка определяется Кабинетом Министров Украины.

5. В случае отказа работника подписывать дополнительное соглашение, предусматривающее расторжение трудового договора на этом основании, трудовой договор расторгается работодателем в одностороннем порядке путем предоставления работнику в соответствии с установленными трудовым договором, или заказным письмом с уведомлением о вручении информации о расторжении трудового договора.

Правда, это не все изменения, которые ожидают работающих украинский.

Увольнение по-новому

Ранее премьер-министр Алексей Гончарук заявлял, что планируется упростить процедуру увольнения сотрудника. По его словам, это одна из существенных проблем для работодателей. Ведь часто сложно «избавиться” от человека, который недобросовестно выполняет свои обязанности, однако имеет законные лазейки для защиты. Например – выход на больничный.

Чиновники считают, что именно затяжные больничные являются наибольшим злом. Поэтому предлагается, что работодатели смогут увольнять сотрудников, когда те находятся в отпуске или на больничном.

Выходное пособие останется для тех работников, которых уволят или сократят. Здесь ничего не изменится. И не собирались ничего менять, – уверяет Галина Третьякова.

Позиция профсоюзов

Правительство хочет разрешить работодателю увольнять работников, когда ему заблагорассудится, но при этом сохранить исходные выплаты,
– комментирует Михаил Чаплыга.

Что будет с уязвимыми группами

Хотят разрешить увольнять так называемые «уязвимые группы”: беременных и женщин, находящихся в декрете, инвалидов и ветеранов АТО.

Вокруг увольнения уязвимых групп сейчас идут дебаты. В украинском законодательстве мы продолжаем защищать гендер женщин, как отдельную категорию. Но к уязвимой группе еще относятся люди с инвалидностью и воины АТО, за которыми работодатель рабочее место оставляет, выплачивая семье заработную плату. Таким образом, финансовая нагрузка лежит на работодателе,
– говорит Третьякова

По словам эксперта, что касается увольнений женщин, в европейской практике защищают не гендер, а состояние материнства. Поэтому она отметила, что в новый Трудовой кодекс нужно имплементировать нормы, в которых женщина в состоянии материнства и вскармливания ребенка защищена. Но чтобы эта защита не ложилась дополнительным бременем на работодателя.

Материнство должно быть защищено и в новом Трудовом кодексе // Фото .com

«В Украине источником компенсации является работодатель. Сохранение рабочего места, кажется, имеет положительный эффект. Но другая сторона – количество вакансий, на которые работодатели готовы брать женщин в этом возрасте, сокращается. Должны разобраться, можем ли после длительного декретного отпуска, который есть в Украине, потом найти женщине новое место работы, чтобы не нагружать конкретного работодателя. И можем ли предоставить ей работу, используя ресурсы государственной службы занятости. Здесь дискуссия только начата. Готовим аналитику”, – рассказала специалист.

В свою очередь, возможные изменения с увольнениями уже прокомментировал президент Владимир Зеленский во время встречи с прессой. По его словам, будут учтены предложения, а возможные ошибки «будут вычищены”. В частности, это касается и увольнения женщин в декрете.

Права специалистов должны быть защищены. Такие вопросы, как о женщинах в декрете, мы снимем, поверьте мне,
– пообещал Владимир Зеленский.

Позиция профсоюзов

Что будет с увольнениями военных, пока сложно говорить. Неизвестно, какой механизм применит правительство. Тем более, военные – это отдельная категория, которая регулируется специальным законом,
– говорит Чаплыга.

Эксперт также прокомментировал позицию Кабмина относительно увольнения беременных и пересмотра льгот.

«Должны быть гарантии ТК с работниками, имеющими детей. Перевод беременных женщин и тех, которые имеют детей в возрасте до трех лет, на более легкие работы. Ограничения привлечения женщин к работе в ночное время и к сверхурочной работе. Гарантии сохранения прохождения обязательных врачебных осмотров, связанных с беременностью. Право на отпуск по уходу за ребенком. Перерывы для кормления ребенка, если тот находится в одном помещении с матерью. Запрет расторжения трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя и работниками, имеющими детей в возрасте до 3 лет, кроме случаев ликвидации предприятия”, – высказал требования профсоюзов Чаплыга.

Кто будет платить больничные

По словам Галины Третьяковой, в реформировании Трудового кодекса пытаются убрать роль государства там, где она может влиять на отношения работодателя и работника. Однако это может сказаться и на выплатах, которые государство гарантирует работникам, в частности – больничные.

Отпуск по болезни – базовое право отсутствовать на работе во время болезни и вернуться к своим обязанностям после выздоровления. Теперь не понятно, какой будет природа оплаты труда во время болезни. Сейчас помощь в случае болезни предоставляется системой социальной защиты, выплачивается как фиксированный процент от предыдущего дохода или фиксированной суммы. В новом ТК планируют изменить природу выплат и не понятно, откуда эти средства будут браться,
– напомнил Михаил Чаплыга.

«Когда роль государства убирается из трудовых отношений, работник становится рабом, а работодатель – рабовладельцем. По этой причине, никогда работодатель и наемный работник не смогут на равных вести переговоры”, – убежден Чаплыга.

Попрощаемся с бюрократией

«Обсуждаются проблемы отмены так называемой трудовой бюрократии – переход на электронную трудовую книжку. А также бухгалтерские начисления заработной платы и каким образом они будут осуществляться”, – говорит эксперт.

Бюрократия с 2020 года может уменьшиться // Фото .com

С 2000 года информация о рабочем стаже работников фиксируется в электронных реестрах. Но большинство работников до сих пор пользуется бумажными трудовыми книжками. Отмечается, что скоро такой рудимент отойдет в прошлое, а все необходимые данные можно будет получить онлайн.

Читайте также: Правительство готовит закон об отмене трудовых книжек: что изменится

Урегулируют конфликты на предприятиях

В новом ТК больше внимания уделят цивилизованному решению конфликтных ситуаций между сторонами.

Работаем над путями решения конфликта между работодателем и работником. В частности, когда есть судебное решение о восстановлении работника на работе. Конвенции Международной организации труда предусматривают, что в европейской практике такое восстановление можно заменить материальной компенсацией. Или восстановление – или компенсация,
– сообщила Третьякова.

Аналогию можно провести с разводом. Когда суд говорит супругам «возобновите брак, ибо вы не решили какие-то материальные вопросы”. Это абсурдно. Поэтому и в трудовом кодексе нужно это учесть.

Защита от недобросовестных работников и работодателей

По словам Галины Третьяковой, работники будут защищены от недобросовестных работодателей, которые не выплачивают зарплаты и накапливают задолженность. Для защиты работников будут действовать те же механизмы, которые работают сейчас: судебная практика, профсоюзы и тому подобное.

Но предлагается еще и обсудить создание так называемых трибуналов или мировых судов, которые бы избирались местной общиной и решали бы вопросы трудовых споров, охраны здоровья и пенсионного обеспечения,
– сообщила эксперт.

Вопросу невыплаты зарплат уделят особое внимание // Фото .com

Кроме того, на обсуждение попали забастовки и локауты. По словам чиновницы, ныне действующий КЗоТ содержит норму, по которой забастовка возможна, но ее сложно воплотить фактически.

«У нас забастовки работников являются массовыми выходами работников в Кабмин или Верховную Раду. Забастовка – это остановка производства и задачи экономического вреда работодателю в случае, если он не идет на уступки профсоюзам. У нас тема забастовок вообще не выписана и МОТ пообещала, что поможет нам в подготовке такого законопроекта. В свою очередь, работодатели просят разрешить им как ответ на забастовку – устраивать локаут. Это возможность закрыть предприятие, если условия бастующих выполнить невозможно”, – говорит эксперт.

Пропишутся дополнительные положения, которые буду защищать работодателя, когда тот идет на шаг вынужденных массовых увольнений и сокращений.

Если у него нет возможности поддерживать работу своего предприятия, то он должен заранее предупредить работников и службу занятости, которая должна подхватить людей. Такая коммуникация позволит разойтись сторонам цивилизованно,
– убеждена специалист.

Будут наказывать за буллинг, мобинг, харасмент

Иногда работодатели или работники не могут сдержаться, проявляя не лучшие качества человеческой природы: травля, ухаживания, унижения или давление. Поэтому новый трудовой кодекс может содержать новые положения, которые будут защищать рабочих.

Сейчас явление буллинга на производстве мы вообще не фиксируем (буллинг – это агрессивное поведение в отношении другого лица – 24). Моббинг – это когда работодатель психологически давит на сотрудников. Харассмент – травля или вербальное унижение достоинства человека, психологическое давление, в частности сексуального характера. Яркий пример – когда женщин на собеседовании спрашивают, планируют ли они рожать детей. В европейской практике за такие нарушения работодатель наталкивается на большие штрафы,
– добавила эксперт, указывая, что неизвестно, как за это будут наказывать украинских работодателей.

Пока что без изменений чиновники оставит трудовой кодекс в категории «детский труд”.

Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством РФ порядке (ст. 21 Закона о занятости).

В силу ст. 82 ТК критерии массового увольнения работников в связи с сокращением численности или штата закрепляются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Если на организацию не распространяется действие названных соглашений или в соглашениях критерии массового увольнения не названы, то в этом случае следует руководствоваться Положением об организации работы по содействию занятости, где также определены такие критерии, а именно показатели численности увольняемых за определенный календарный период.

Мероприятия, призванные уменьшить численность увольняемых работников, обеспечить их занятость, предусматриваются в разделе коллективного договора организации и осуществляются работодателем. В этот раздел могут включаться: мероприятия, которые сократят рабочее время без сокращения численности работников; льготы и компенсации увольняемым работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем; порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников до наступления срока расторжения трудового договора; другие меры, способствующие социальной защищенности работников. При кратковременном снижении объемов производства могут предусматриваться мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников, например временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места, и другие мероприятия (п. 6 Положения об организации работы по содействию занятости).

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до 6 месяцев решение работодателей о массовом высвобождении. Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением органов государственной власти и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах: если уровень безработицы (в процентах от численности занятых в регионе) составляет 3 — 5%, то возможный срок приостановки высвобождения — один месяц; соответственно 5 — 7% — два месяца, 7 — 9% — три месяца, 9 — 11% — четыре месяца, свыше 11% — шесть месяцев. Если уровень безработицы в регионе превышает 11%, поэтапное высвобождение работников может осуществляться в следующие сроки: когда численность увольняемых работников 50 и более человек, устанавливаемый срок поэтапного высвобождения составляет восемь месяцев; соответственно 200 и более человек — 10 месяцев, 500 и более человек — 12 месяцев. С учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, приостановка или поэтапное высвобождение работников могут осуществляться и при более низких уровнях безработицы (п. 17 Положения об организации работы по содействию занятости).

Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Работодатели могут участвовать в подготовке решений органов государственной власти о приостановке или поэтапном высвобождении работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами (п. 18 Положения об организации работы по содействию занятости).

6. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия по разработке и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (подп. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости).

7. Установлены критерии, определяющие отнесение субъектов РФ к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, что обеспечивает принятие мер по стабилизации положения на рынке труда (Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2000 N 875).

Приказом Минтруда России от 29.05.2013 N 230н утвержден Перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году.

8. Если изменение организационных или технологических условий труда влечет изменение определенных сторонами условий трудового договора работников, что может привести к их массовому увольнению, работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (см. коммент. к ст. 74).

9. Обеспечению трудоустройства увольняемых работников способствует опережающее профессиональное образование и профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (см. коммент. ст. 196 ТК).

10. В период срока предупреждения работник может выбрать новое место работы, обратившись в службу занятости, к другим работодателям. В целях содействия гражданам в поиске нового места работы в коллективные договоры включается, например, положение о предоставлении увольняемому (в период действия срока предупреждения) одного свободного дня в неделю с сохранением заработной платы.

11. Безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для их трудоустройства с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в т.ч. досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Законом о трудовых пенсиях. По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в т.ч. досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с названным положением, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости). К назначаемой пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Закона о государственном пенсионном обеспечении. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается (см. ст. 32 Закона о занятости).

Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 4 п. 2 ст. 32 Закона о занятости).

Граждане, относящиеся к специалистам ядерного оружейного комплекса, вышедшие на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом о занятости, имеют право на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации».

12. Ежемесячная компенсационная выплата выплачивается нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице (Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»). Постановлением Правительства РФ от 04.08.2006 N 472 определено финансирование ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации. Приказом Минздравсоцразвития России от 03.03.2009 N 85н решены вопросы организации работы по предоставлению ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации.

13. Статьей 23 Закона об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности установлена следующая поддержка, предоставляемая увольняемым работникам:

— увольняемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, предоставляется единовременное пособие в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

— работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ;

— для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакета акций этих организаций, находящегося в федеральной собственности, предусматривается дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии);

— в случае продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящегося в федеральной собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящегося в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей: семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца; пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет на шахтах (разрезах), в подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей; вдовам (вдовцам) бывших работников организаций; инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности;

— высвобождаемые при ликвидации работники имеют приоритетное право на приобретение производственных помещений ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) или на их аренду для организации предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности.

14. При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч. ч. 2, 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе).

Законами субъектов РФ муниципальным служащим предоставляются следующие дополнительные социальные гарантии:

— предоставляется единовременная выплата средней месячной заработной платы по замещаемой должности при увольнении муниципального служащего в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, сокращением численности или штата (ст. 11 Закона Московской области от 24.07.2007 N 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области»);

— в соответствии с уставом муниципального образования за счет средств местного бюджета могут быть предоставлены дополнительные гарантии в размерах, не превышающих аналогичные гарантии, установленные для государственных гражданских служащих (ст. 9 Закона Республики Алтай от 18.04.2008 N 26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай»).

15. В принимаемых соглашениях устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации, меры социальной поддержки работникам, увольняемым при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации. К ним относятся:

— предоставление работникам преимущественного права трудоустройства в соответствии с его квалификацией в той же организации в случае создания в ней новых рабочих мест или возникновения вакансий (Отраслевое соглашение по организациям и медицинским учреждениям, находящимся в ведении Федерального медико-биологического агентства на 2013 — 2015 годы; Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2013 — 2016 годы);

— предоставление работникам, уволенным из организации, преимущественного права приема на работу в организацию в течение 6 месяцев с момента увольнения (при наличии вакансий с учетом их квалификации и компетенции) (Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года);

— предоставление оплачиваемого времени (не менее одного дня в неделю) для трудоустройства (Федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2012 — 2014 годы);

— предоставление возможности переобучения новым профессиям (Межрегиональное отраслевое соглашение по алмазно-бриллиантовому комплексу Российской Федерации на 2013 — 2015 годы);

— организация опережающей профессиональной переподготовки высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора (Отраслевое соглашение по организациям Российской академии медицинских наук на 2009 — 2011 годы (продлено на 2012 — 2014 годы));

— выплата работникам предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию), увольняемым из организации в связи с ее ликвидацией, сокращением численности или штата работников (имеющим на день увольнения стаж работы в угольной промышленности РФ не менее 10 лет с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР), единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка. Конкретный порядок обеспечения выплаты вознаграждения работникам определяется в коллективном договоре (Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года);

— предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата или численности персонально под роспись не позднее чем за три месяца (Федеральное отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013 — 2015 годы; Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *