Входит ли интернатура в страховой стаж

Будет ли этот период входить медицинский стаж?—

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 13 июня 2012 года

Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе № от 8 августа 2011 года Горюнову П.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа. Периоды работы в должности врача-интерна <> с… года по… года, в должности врача-дежуранта <> с… года по… года пенсионным фондом засчитаны в стаж в календарном исчислении. Из льготного стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с… года по… года, с… года по… года, с… года по… года, с… года по… года, с… года по… года, с… года по… года, с… года по… года, с… года по… года, со… года по… года, периоды нахождения в командировке: с… года по… года, с… года по… года, как не предусмотренные законодательством.

Вместе с тем, в оспариваемые периоды истец осуществлял деятельность, связанную с охраной здоровья населения в должностях, дающих право на льготное исчисление пенсии.
Доводы жалобы о невозможности включения в льготный стаж периода работы в должности врача-интерна по отоларингологии в <> в льготном исчислении необоснованны по следующим основаниям.

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, должность врач-интерн была выделена как самостоятельная должность (Перечень соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов, утвержденный приказом Минздрава России от 27 августа1999 года N 337). Должность врача-интерна в Номенклатуре от 27 августа 1999 года прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура — это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
На основании Положения о первичной годичной послевузовской подготовке (интернатура) выпускников медицинских и фармацевтических высших учебных заведений и медицинских факультетов государственных университетов, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 217 от 24 июля 1997 года, время обучения в интернатуре входит в общий и специальный трудовой стаж. На интернов оформляется трудовая книжка (п. 4). В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей и провизоров соответствующих специальностей (п.25). Заработная плата интернам, проходящим интернатуру в базовых учреждениях здравоохранения, выплачивается за счёт этих учреждений по должностям интернов и в соответствии с Единой тарифной сеткой (п.27).
Факт прохождения интернатуры в оспариваемый период в должности врача-интерна по отоларингологии в Астраханской 1-ой областной клинической больнице подтверждается записями в трудовой книжке, по сведениям которой Горюнов П.А. принят на должность врача-интерна для прохождения одногодичной специализации (интернатуры) по отоларингологии… года в <> и… года уволен в связи с окончанием интернатуры.
Из архивной справки Государственного архива Астраханской области от… года следует, что в операционных журналах 1-ой <> с… года по… года имеются сведения об участии Горюнова П.А. в операциях.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, согласно которому период прохождения интернатуры подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и подсчету в льготном порядке: год работы считать как год и шесть месяцев, поскольку специализацию истец принимал участие в операциях при прохождении интернатуры.

Согласно гл. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в расчёт страхового стажа входят следующие периоды:

  • работа гражданина по трудовому договору;
  • государственная и муниципальная служба;
  • служба в армии и правоохранительных органах;
  • периоды, когда гражданин был застрахован на случай временной нетрудоспособности.

Трудовая пенсия рассчитывается на основании трудового стажа, который был наработан до 01.01.2002 года, после этой даты уже «пошёл» страховой стаж.
На основании Пенсионного законодательства, можно сделать вывод, что существует:

  • трудовой стаж;
  • страховой стаж.

Страховой стаж – это периоды, когда за работника уплачивались страховые взносы в ПФР. После 2002 года этот стаж берётся для расчёта пенсии и для расчёта выплат по больничному листу.
Поскольку в период временной нетрудоспособности за работника не перечисляются взносы в ПФР, то больничный не входит в страховой стаж. Для расчёта выплат по последующим больничным листам, этот период учитываться не будет.

Для расчёта пенсии важен тот стаж, когда сотрудник был трудоустроен. Такой стаж называется — трудовым, то есть периоды, когда работник осуществлял не только трудовую, но и общественно – полезную деятельность. После начала 2002 года это понятие в том контексте, в котором оно использовалась ранее, больше не используется.

Если отождествлять трудовой и страховой стаж, то больничный лист не входит ни в тот, ни в другой. Если же рассматривать понятие «трудовой стаж» до 01.01.2002 года, то период временной нетрудоспособности входит в трудовой стаж.
Следовательно, до 01.01.2002 года время пребывания работника на больничном засчитывалось в трудовой стаж, так как работник в это время был официально трудоустроен, и учитывалось при расчёте пенсии.

Должно ли включаться время больничного в трудовой стаж сотрудника?

До недавнего времени понятие «стаж» означало лишь время из жизни человека, в которое он осуществлял профессиональную деятельность. Однако после введения некоторых изменений в действующие нормы законодательства данное понятие было разделено на несколько основных категорий. В частности, теперь на первый план вышел именно страховой стаж. Он означает определенное время из жизни физического лица, в течение которого за него работодателем осуществлялись установленные законом взносы. За счет данных взносов, в свою очередь, формируется размер будущего пенсионного обеспечения человека.

Период нетрудоспособности представляет собой время отсутствия служащего на его рабочем месте по причине определенных проблем со здоровьем. Эти проблемы могут заключаться в самых различных недугах – от простой простуды до профессиональных травм, которые могут быть получены служащим на его рабочем месте. В любом случае, обоснованное отсутствие сотрудника в организации должно быть подкреплено соответствующим подтверждением. Им будет являться грамотно оформленный больничный лист, выданный уполномоченным медицинским учреждением.

Многих работодателей волнуют вопросы о том, должны ли они включать время отсутствия сотрудника по болезни в его страховой стаж. Сразу следует отметить, что здесь многое будет зависеть от того, в какой именно момент времени нетрудоспособность физического лица была зафиксирована. В данном случае существует два варианта:

  1. Во время оформления больничного листа сотрудник был трудоустроен в официальном порядке. Такой вид работы предполагает обязательное заключение письменного трудового соглашения с руководителем организации, а также оформление трудовой книжки подчиненного с внесением туда соответствующей записи о принятии на ту или иную должность. Помимо этого, сотрудник должен получать «белую» заработную плату. Только в этом случае работодатель регулярно и надлежащим образом будет выполнять возложенные на него обязательства по перечислению денежных страховых взносов. Если сотрудник оформляет больничный именно в такой момент – значит, абсолютно весь период нетрудоспособности должен быть включен в его страховой стаж. Длительность данного периода, причины пребывания на больничном, а также иные аспекты здесь никаким значением обладать не будут.
  2. Во время визита в медицинское учреждение и открытия больничного листа гражданин не был трудоустроен в официальном порядке. К сожалению, в таком случае он не сможет претендовать на получение денежной компенсации от своего работодателя. Более того, по общим правилам, время болезни не может быть включено в трудовой стаж гражданина.

Учитываются ли периоды нетрудоспособности при определении размера пенсии?

Для ответа на вопрос о включении времени нетрудоспособности в общий страховой стаж гражданина сначала необходимо разобраться с самим механизмом получения и последующего предоставления работодателю оформленных больничных листов. Данная процедура будет включать в себя следующие основные этапы:

  1. Обращение физического лица в медицинское учреждение. При желании гражданин может выбрать как бесплатную поликлинику, так и частную организацию. Главное, чтобы у данного учреждения имелась лицензия на осуществление медицинской деятельности, а также иные обязательные документы.
  2. Открытие больничного документа уполномоченным лицом. На первом же приеме врач после осмотра пациента открывает больничный лист, производя его заполнение. Данная процедура осуществляется в строгом соответствии с действующими правилами, без каких-либо ошибок или указания ложных сведений.
  3. Предоставление больничного листа работодателю. После выздоровления сотрудник будет обязан предъявить закрытый документ по месту своего официального трудоустройства. Руководитель, в свою очередь, должен будет заполнить иные требуемые бумаги и направить их в местное отделение страхового фонда для последующего получения подчиненным денежной компенсации.

Как известно, на размер будущей пенсии гражданина прямое влияние оказывает текущее количество лет страхового стажа. Следовательно, зачисленные периоды пребывания сотрудника на больничном обязательно окажут влияние и на размер пенсионного государственного обеспечения. Однако здесь все также будет зависеть именно от схемы трудоустройства, которая ранее была применена работодателем, например:

  • если руководитель не трудоустроил сотрудника в официальном порядке. К сожалению, подобные схемы работы являются очень распространенными. Сотрудник выполняет возложенные на него профессиональные обязанности, однако данный факт не фиксируется в его трудовой книжке. В таком случае время этой работы просто не будет зачтено в страховой стаж. Это означает, что фактически служащий просто потеряет данный период трудоустройства. Его пенсия за данное время не будет увеличена;
  • если работодатель надлежащим образом провел процедуру трудоустройства. Здесь абсолютно все периоды пребывания сотрудника на больничном будут включены в его общий страховой стаж. Это происходит по простой причине: во время отсутствия служащего на его рабочем месте за ним сохраняется средний заработок. Следовательно, данный факт будет оказывать положительное влияние на размер будущей пенсии подчиненного.

Будет ли исключен период нахождения на больничном из страхового стажа?

В 2019 году в ранее существовавшее пенсионное законодательство были внесены достаточно серьезные изменения. Как известно, большинство из них было направлено на увеличение пенсионного возраста в нашей стране. Однако среди экспертов ходило много слухов и о том, что время пребывания сотрудников на больничном может быть исключено из общего страхового стажа. Сразу следует отметить, что все страхи оказались абсолютно беспочвенными.

Согласно действующим правилам абсолютно все периоды пребывания сотрудника на больничном, вне зависимости от их количества за один год, должны включаться в его страховой стаж. Как известно, во время отсутствия служащего, по причине наличия каких-либо проблем со здоровьем, работодатель обязан сохранить за ним его рабочее место, а также средний размер установленного заработка. Именно эти правила дают законные основания для включения таких периодов в страховой стаж. Следовательно, даже если больничных будет достаточно много, будущая пенсия физического лица все равно будет расти.

Главным фактором в данном случае будет являться обязательное трудоустройство в официальном порядке. Только при выполнении этого условия в прямые обязанности работодателя будет входить регулярное осуществление денежных взносов для страховых и пенсионных фондов. Если же физическое лицо оформляет больничный лист без предварительного официального трудоустройства – на включение данного периода в страховой стаж гражданин рассчитывать не сможет. Это правило будет действовать и в отношении получения денежной компенсации от работодателя.

Как известно, для определенной категории работников, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на работах, связанных с тяжелыми и вредными для здоровья условиями труда, действующим законодательством Украины предусмотрен ряд льгот, например, дополнительные отпуска, бесплатное питание и пр. В данной статье мы детально проанализируем одну из таких льгот, а именно — назначение пенсий по возрасту на льготных условиях, которые заключаются в уменьшении пенсионного возраста, то есть чем больше степень тяжести и вредности условий труда, тем ниже возраст выхода на пенсию, меньше требования к стажу, необходимому для назначения пенсии. Однако при обращении лиц для назначения им вышеуказанной пенсии в органы Пенсионного фонда Украины (ПФУ) очень часто случается, что последние отказывают в ее назначении, ссылаясь на различные обстоятельства, например:

1) не предоставлены доказательства, что лицо, кроме «льготного» стажа, также имеет необходимый общий стаж работы для назначения ему соответствующей пенсии;

2) лицо не предоставило, кроме трудовой книжки, уточняющую справку;

3) лицо не предоставило доказательств проведения работодателем аттестации рабочего места по условиям труда (аттестация);

4) лицо не предоставило доказательств для зачисления ПФУ в стаж работы, который дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, периода службы в Вооруженных Силах;

5) якобы отсутствуют основания для того, чтобы засчитать в стаж период обучения лица, претендующего на соответствующую «льготную» пенсию.

Следует отметить, что в некоторых случаях замечания работников ПФУ являются обоснованными, но чаще всего работники фонда в связи с тем, что ПФУ не в состоянии своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства по выплате пенсий, необоснованно отказывают лицам в назначении соответствующих пенсий.

В данной статье попытаемся разобраться, в каких именно случаях вышеуказанные действия ПФУ являются законными, а в каких —в судебном порядке могут быть признаны противоправными.

О необходимости подтверждения общего стажа работы

Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», «на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от последнего места работы, работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины (КМУ), и по результатам аттестации рабочих мест — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах (список № 1). Работникам, которые не имеют стажа работы в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»: мужчинам — на 1 год за каждый полный год такой работы; женщинам — на 1 год 4 месяца за каждый полный год такой работы».

Нормами пункта «б» части 1 статьи 13 этого Закона предусмотрено, что «на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от последнего места работы, работники, занятые полный рабочий день на других работах во вредных и тяжелых условиях труда, по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах (список № 2). Работникам, которые не имеют стажа работы во вредных и тяжелых условиях труда, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»: мужчинам — на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы, женщинам — на 1 год за каждые 2 года такой работы».

Из вышеизложенного следует, что в случае обращения лица в ПФУ за назначением пенсии по возрасту на льготных условиях, у которого есть полный «льготный» стаж, но при этом недостаточно общего стажа, ПФУ с учетом именно этих обстоятельств имеет все законные основания для отказа этому лицу в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях. Данный правовой вывод изложен в постановлении Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 15 октября 2014 года по делу № К/800/52426/13 (К/800/52550/13).

О предоставлении уточняющей справки

Статьей 62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» установлено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается КМУ.

Постановлением КМУ от 12 августа 1993 года № 637 утвержден порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней (Порядок № 637), в пункте 1 которого указано, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.

Согласно частям 1 и 2 пункта 20 Порядка № 637, «в случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В справке должны быть указаны периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка».

Из этого следует, что если у лица, обратившегося в ПФУ, есть в наличии трудовая книжка и соответствующие сведения в ней, где указана должность, предусмотренная списком № 1 или № 2, то уточняющая справка не нужна. Доказательство тому — устойчивая судебная практика, например, определения ВАСУ от 27 ноября 2014 года по делу № К/9991/73020/12 и от 11 декабря 2014 года по делу № К/800/20465/14.

Кстати, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) от 14 января 2015 года по делу № 6-42391св14, «уточняющая справка подтверждает именно специальный стаж работы и ее характер, а не право лица на «льготную» пенсию. Данная справка предназначена для дальнейшего ее предоставления лицом, оформляющим пенсию, в соответствующие органы ПФУ, которые в свою очередь определяют наличие оснований и права лица на пенсию на льготных условиях».

Кроме того, поскольку при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются вышеуказанные списки № 1 и № 2 в редакции, действовавшей в период работы лица, следует обратить внимание читателей на тот факт, что в настоящее время есть несколько редакций указанных списков, которые были утверждены следующими постановлениями, а именно: Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 117, Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, КМУ от 11 марта 1994 года № 162 и КМУ от 16 января 2003 года № 36. Таким образом, следует применять исключительно ту редакцию списка № 1 или № 2, которая действовала в период работы лица, претендующего на назначение ему соответствующей пенсии.

О проведении аттестации

Подпунктом 1 пункта 2 заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» определено, что пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают по спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных КМУ, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, которые дают право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, если они, согласно законодательству, действовавшему ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется в соответствии с отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды.

Согласно статье 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», лицам, работавшим до вступления в силу настоящего Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действующим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на таких условиях: лицам, имеющим на день вступления в силу этого Закона полный стаж на указанных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действующим законодательством.

С целью обеспечения социальной защиты работников Министерство труда и социальной политики Украины разработало Порядок применения списков № 1 и № 2, утвержденный приказом от 18 ноября 2005 года № 383 (Порядок № 383), регулирующий их применение при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в соответствии с пунктами «а» и «б» статей 13 и 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».

Так, в пункте 2 Порядка № 383 указано, что под полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных списками № 1 и № 2, в течение не менее 80 % рабочего ­времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением работниками своих трудовых обязанностей.

Требованиями пункта 3 Порядка № 383 установлено, что при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки № 1 и № 2, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки № 1 и № 2 при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21 августа 1992 года и по результатам проведения аттестации после 21 августа 1992 года.

В пункте 4 Порядка №383 указано следующее: «В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением КМУ от 1 августа 1992 года № 442 (Порядок проведения аттестации), аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в пять лет». Условиями пункта 4.1 Порядка № 383 предусмотрено, что «указанное постановление вступило в силу с 21 августа 1992 года. Это означает, что при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного пятилетнего периода работы во вредных и тяжелых условиях труда после 21 августа 1992 года, соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено по результатам аттестации».

Из изложенного следует, что руководители предприятий обязаны были впервые обеспечить проведение аттестации на протяжении пяти лет, а именно — с 21 августа 1992 года до 21 августа 1997 года.

Как следствие, если лицо обратилось в ПФУ с заявлением о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях, в котором, например, ссылалось, кроме прочего, на то, что его трудовой стаж (который дает право на льготный выход на пенсию) составляет 13 лет, а именно — с 1980 года по 1993 год, то с учетом предписаний пункта 4 Порядка проведения аттестации законодатель не требует проведения аттестации в первый же год после возникновения такой обязанности, а ПФУ не имеют законных оснований требовать от лица предоставления доказательств ее проведения именно в это время (с 21 августа 1992 года по 21 августа 1993 года). Данный правовой вывод изложен в определении ВАСУ от 11 декабря 2014 года по делу № К/800/20465/14.

Кстати, в соответствии с пунктом 10 Порядка № 383, «для подтверждения стажа работы во вредных и тяжелых условиях труда необходимо предоставить трудовую книжку с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписку из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте и в случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, уточняющую справку, предусмотренную пунктом 20 Порядка № 637».

Также следует отметить, что аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации и разработанными во исполнение этого постановления Методическими рекомендациями для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденными постановлением Министерства труда Украины от 1 августа 1992 года № 41 (Методические рекомендации).

Как уже отмечалось, обязательность проведения аттестации введена лишь с 21 августа 1992 года (дата вступления в силу Порядка проведения аттестации), а поэтому период работы в тяжелых и вредных условиях труда до этой даты должен быть засчитан в льготный стаж без подтверждения ее результатами аттестации, что подтверждается также и в определениях ВАСУ от 24 октября 2013 года по делу № К/800/9867/13 и от 18 октября 2012 года по делу № К-24218/09.

С целью полного освещения данного вопроса предлагаю также рассмотреть случай, когда лицо обратилось в ПФУ за назначением пенсии по возрасту на льготных условиях за период работы, который продолжался после 21 августа 1992 года (например, с 1998 года по 2013 год). Имеет ли право ПФУ отказать лицу в назначении такой пенсии, ссылаясь на отсутствие доказательств проведения аттестации?

Следует отметить, что судебные инстанции, в том числе и ВАСУ, принимали решения об удовлетворении исков даже без предоставления доказательств проведения аттестации. В обоснование решений они ссылались на то, что в соответствии с частью 2 пункта 4 Порядка проведения аттестации ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, а потому ее непроведение не может лишить граждан их конституционного права на социальную защиту относительно решения вопросов предоставления пенсий по возрасту на льготных условиях. Соответствующий правовой вывод изложен в определениях ВАСУ от 4 июля 2013 года по делу № К/9991/38118/11 от 27 июня 2013 года по делу № К/9991/80837/12.

Однако с такой позицией не согласился Верховный Суд Украины (ВСУ), что подтверждается его постановлением от 10 сентября 2013 года по делу № 21-183а13, в котором указано следующее: «Вывод суда по рассматриваемому делу о том, что отказ управления ПФУ засчитать период работы истца, которая включена в список № 2, в льготный стаж вследствие непроведения аттестации этой должности на предприятии является обоснованным, соответствует требованиям закона». Кстати, аналогичная правовая позиция ВСУ изложена также в его постановлениях от 19 мая 2015 года по делу № 132/1749/14-а, от 14 апреля 2015 года по делу № 21-383а14, от 25 ноября 2014 года по делу № 21-519а14.

Необходимо подчеркнуть, что вышеуказанная позиция ВСУ не касается случая, когда первоначальная аттестация была проведена работодателем своевременно, а повторная — уже с пропуском пятилетнего срока, несмотря на данные обстоятельства, лицо имеет все законные основания для назначения ему пенсии по возрасту на льготных условиях. Соответствующая правовая позиция содержится в постановлении ВСУ от 16 сентября 2014 года по делу № 21-307а14, а также в постановлении ВАСУ от 15 января 2015 года по делу № К/800/12940/14.

Кстати, суды при рассмотрении данной категории дел обязаны самостоятельно выяснять, была ли проведена аттестация, и только по результатам установления этих фактов принимать решения. Об этом отмечается в определении ВАСУ от 19 февраля 2015 года по делу № К/800/25352/14.

О зачислении в стаж работы периода службы в Вооруженных Силах

Данный вопрос регламентирован следующими нормативными актами:

1) пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, — при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции приравнивается по выбору лица, обратившегося за пенсией, к работе, ей предшествовавшей или непосредственно за нею следовавшей. При этом указанные периоды учитываются в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, которая дает право на пенсию на льготных условиях или льготных размерах (часть 5 пункта 109 данного Положения). Доказательством того, что это Положение, принятое еще в СССР, может распространяться на данные правоотношения, является постановление Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991 года № 1545-ХХІІ;

2) абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» — время прохождения срочной военной службы, а также время прохождения военной службы в особый период, объявленный в соответствии с Законом Украины «Об обороне Украины», засчитываются в стаж работы, которая дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную военную службу, военную службу в особый период, объявленный в соответствии с Законом Украины «Об обороне Украины», лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях».

Отсюда следует, что период прохождения срочной военной службы, а также военной службы в особый период должен быть обязательно зачислен ПФУ в стаж работы, которая дает право на назначение «льготной» пенсии, но при условии, что лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая дает право на назначение «льготной» пенсии. Соответствующие доводы изложены в определениях ВАСУ от 24 февраля 2015 года по делу № К/800/49195/13, от 10 декабря 2014 года по делу № К/800/52095/14.

О зачислении в стаж периода обучения

Этот вопрос регламентирован нормами статьи 18 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» (приведен перечень профессионально-технических учебных заведений) и статьи 38 настоящего Закона, из норм которой следует, что необходимыми условиями для зачисления в льготный стаж периода обучения именно в профессионально-техническом учебном заведении является то, что перерыв между днем окончания обучения и днем зачисления лица на работу не должен превышать трех месяцев, а после окончания учебы оно должно быть обязательно зачислено на работу по полученной специальности. Таким образом, если предоставленные в ПФУ документы соответствуют данным нормам Закона, ПФУ обязано засчитать этот период обучения в «льготный» стаж по соответствующей специальности. Это также подтверждается определениями ВАСУ от 3 июля 2015 года по делу № К/800/29396/15, от 10 декабря 2014 года по делу № К/800/52095/14 и от 15 мая 2013 года по делу № К/9991/78511/12.

Вместе с тем несоблюдение данной нормы Закона может быть следствием отказа ПФУ в зачислении периода обучения в «льготный» стаж. Ярким примером тому служат определения ВАСУ от 23 апреля 2015 года по делу № К/800/60430/14 и от 9 июля 2015 года по делу №К/800/41360/14.

Нелишним будет акцентировать внимание на том, что ПФУ рассматривает вопрос относительно перерасчета или назначения какой-либо пенсии («льготной», «научной» и т.п.) исключительно по соответствующим заявлениям лиц, считающих, что у них есть все правовые основания для обращения в ПФУ с данными вопросами. По результатам рассмотрения таких заявлений органы ПФУ должны принимать решения о назначении пенсии или ее перерасчете или отказывать в этом. Однако на практике не единичны случаи, когда вместо решений ПФУ направляет им обычные письма, в которых указывает на факт отказа на тех или иных основаниях в назначении или перерасчете пенсии. Получив соответствующие письма, заявители считают, что именно они и являются решениями ПФУ, которые следует обжаловать в судебном порядке. Однако с этим не соглашаются судебные инстанции и отказывают в удовлетворении исков, если обжалуется отказ в назначении или перерасчете пенсии лишь на основании письма, а не решения. Яркий пример — определение ВАСУ от 5 июня 2015 года по делу № К/800/6921/14 и постановление ВСУ от 22 апреля 2014 года по делу № 21-484а13.

Несмотря на якобы уже поставленную точку в этом вопросе, вызывает интерес определение ВАСУ от 13 ноября 2014 года по делу № К/800/45148/14, в котором суд кассационной инстанции занял противоположную позицию, отметив следующее: «Оставляя без удовлетворения исковые требования об отмене решения ответчика об отказе в назначении пенсии истцу, суды исходили из того, что письменное решение по поводу назначения пенсии ответчик не принимал. Коллегия судей согласиться с таким выводом судов не может, поскольку в материалах дела имеется письмо управления ПФУ, которым истцу отказано в зачислении вышеуказанного периода в льготный стаж и в назначении ему пенсии по возрасту на льготных условиях».

Также следует отметить, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 46 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, который назначает и выплачивает пенсию, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком с начислением компенсации потери части доходов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсия назначается со дня обращения за ней.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок.

Происходящая сейчас на Украине социальная реформа вызывает необходимость переоценки институтов трудового права. Особую роль в этом процессе играет правовая категория «стаж». Причем существует несколько видов стажа — общий, специальный, непрерывный. Последнее время в законодательных актах используется термин «страховой стаж».

Непрерывный трудовой стаж широко применялся в советские времена и первые годы независимости Украины. Например, еще до 1998 года помощь в связи с временной нетрудоспособностью рассчитывалась, исходя из непрерывного стажа. Еще раньше этот стаж использовался при начислении некоторых видов пенсий.

Ныне его использование несколько ограничено. В первую очередь, многие законодательные акты Украины предусматривают как одну из социальных гарантий сохранение непрерывного трудового стажа. Около 20 законов содержат положение о таком сохранении в тех или иных жизненных обстоятельствах (например, Законы Украины «О занятости населения» 1991 года, «О статусе депутатов местных советов» 2002 года и др.). Однако порядок исчисления непрерывного стажа и его использование, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Рассмотрим положения некоторых законов, содержащие нормы о дополнительных благах и преимуществах, приобретаемых при достижении определенного непрерывного стажа работы.

1. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 КЗоТа, работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии, учреждении, организации, при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в сохранении рабочего места при сокращении численности или штата работников данного предприятия.

2. Стаття 79 КЗоТа и Закон Украины «Об отпусках» предусматривает предоставление отпуска после 6 месяцев непрерывной работы на данном предприятии.

3. В статье 21 Закона Украины «Об электроэнергетике» в части 7 закреплено, что за работниками основных профессий, занятых на предприятиях электроэнергетики, может устанавливаться надбавка к тарифной ставке или должностному окладу за непрерывный стаж работы в электроэнергетике.

4. Целый ряд льгот при наличии непрерывного стажа предусмотрены Законом Украины «О государственной службе» (например, статья 34), а также сопутствующих законах (например, Закон Украины «О дипломатической службе» 2001 года предусматривает дополнительные социальные льготы дипломатическим работникам, имеющим стаж работы в государственных органах).

Конкретные коллективные договоры могут устанавливать дополнительные социальные меры защиты и стимулирования работников в связи с наличием непрерывного стажа.

Порядок определения данного вида стажа регламентируется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа работников и служащих при назначении помощи по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР 13 апреля 1973 года.

Непрерывный трудовой стаж имеет ряд существенных отличительных признаков.

Непрерывный стаж — это длительность последней работы, причем на даном конкретном предприятии или в конкретной отрасли. Он не включает промежутки времени, в течение которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий для трудоустройства. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности стажа.

Кроме того, непрерывный трудовой стаж никак не связан с назначением государственной пенсии и имеет значение только при получении работником дополнительных благ. Сейчас в данной связи используется категория страхового стажа. Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля с.г. трактует этот термин как период (срок), на протяжении которого лицо подлежит данному виду страхования и за который ежемесячно оплачены страховые платежи в сумме не меньшей, чем минимальный страховой платеж. Аналогичная категория присутствует в других законах, регламентирующих иные виды государственного социального страхования (например, Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением» от 18 января 2001 года).

Таким образом, следует вывод о том, что непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа.

Непрерывный стаж предусматривает такие дополнительные блага:

— надбавки к заработной плате

(в том числе процентная надбавка);

— надбавки к пенсии;

— единовременное вознаграждение;

— право на получение отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения за выслугу лет;

— дополнительные отпуска;

– право на санаторно-курортное лечение;

— исчисление выслуги лет для присвоения очередного специального звания, в том числе квалификационного класса;

— право на преимущественное сохранение рабочего места при сокращении штата работников.

Эти блага являются мерой поощрения за длительные отношения работника со своим работодателем, призванные обеспечить устойчивость трудовых отношений, повысить стабильность в сфере труда. Для достижения этих целей потребуются определенные затраты. Это, естественно, противоречит коммерческим интересам работодателя. Однако материальная заинтересованность в продолжении трудовых отношений с работодателем будет мотивировать работников на качественную работу и повышение профессионализма. Квалифицированный персонал сможет обеспечить высокий уровень работ и услуг, а это при прочих равных условиях повысит конкурентоспособность предприятия, и, следовательно, его прибыльность.

Следует отметить, что одним из средств обеспечения таких результатов является учет непрерывного стажа каждого работника. Такой учет обеспечивает правильное и справедливое распределение дополнительных доходов предприятия в зависимоcти от величины непрерывного стажа. В итоге работник получает вознаграждение, работодатель — качественные результаты труда, приносящие ему прибыль, а государству выгодна стабильность на рынке труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *