Внешнеэкономическая и внешнеторговая сделка

УДК 338.436.33:339.5 ББК 65.9(2)32-5 Х-98

Хутыз Заурбеч Асланбиевич, доктор экономических наук, профессор, декан факультета информационных систем в экономике и юриспруденции ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: 8(918)4419809;

Хутыз Белла Ибрагимовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, т.: 8(918)2210022.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК РЕГИОНА

(рецензирована)

В работе рассмотрены принципы регулирования внешнеторговой деятельности. Изложен генезис формирования внешнеторговой деятельности России, как одной из ключевых проблем национального развития. Сформулированы уровни разграничений функций организации внешнеторговой деятельности.

Ключевые слова: регион, АПК, государственное регулирование, внешнеторговая

деятельность, продовольственная безопасность, межотраслевой обмен.

PRINCIPLES OF STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITY

OF THE AIC OF THE REGION

(Reviewed)

Keywords: region, agriculture, government regulation, trading activities, food security, interdisciplinary exchange.

Для России внешнеторговая деятельность всегда была и остается принципиальным вопросом национального развития. Двоякость причины заключается не только в необходимости осуществления внешнеторгового обмена, но и в природно-географическом положении государства.

В годы советской власти, с 1918 г. по начало 90-х гг. в Советском Союзе существовала монополия внешней торговли. Внешнеторговые отношения находились в ведении Наркомата внешней торговли (НКВТ с 1920 г.), затем Министерства внешней торговли (МВТ с 1946 г.) и в дальнейшем Министерства внешних экономических связей (МВЭС с 1988 г.), Министерства торговли РФ (с 1998 г.), Министерства экономического развития и торговли с 2000 г.

Государственная монополия внешней торговли объяснялась планово-централизованным регулированием всей экономики Советского Союза, включая внешнеторговые связи. Это обстоятельство, конечно же, ограждало национальную экономику от потрясений мирового рынка, но и одновременно лишало возможности в полной мере оценивать уровень эффективности национального производства и конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Внешнеторговые объединения были образованы по отраслевым принципам, исходя из существовавшей системы управления экономикой страны.

Место СССР в мировой экономической интеграции имело свои особенности, было ориентировано на участие в международном разделении труда преимущественно среди стран-членов СЭВ, что, конечно, определялось политическими мотивами. СЭВ в значительной степени исключал внешнюю торговлю. Несмотря на то, что страны СЭВ мало торговали с внешним миром, они широко торговали между собой. Централизованное планирование в СССР и восточноевропейских странах стремилось дать экономике преимущества, заключающиеся в специализации, особенно для достижения крупномасштабного производства. Так, географическая концентрация производства некоторых видов оборудования для сельского хозяйства приводила к строительству огромных заводов для снабжения товарами обширных рыночных сфер. Например, большая часть сельскохозяйственных тракторов для Восточной Европы производилась на одном огромном польском тракторном заводе, большое количество автобусов (в том числе используемых в сельском хозяйстве) — на крупном заводе

в Венгрии. С распадом СССР эти особые торговые отношения разрушились.

Таким образом, торговая система в СЭВ отличалась от системы торговли при свободном рынке: было искажено направление торговли, поскольку страны СЭВ значительно больше торговали друг с другом и меньше на мировом рынке, который имел свободную рыночную систему; цены, по которым велась торговля, были очень далеки от мировых цен.

С начала 1987 г. на территории СССР стала возможной частно-предпринимательская деятельность (в том числе внешнеторговая) с участием отечественных и иностранных фирм и организаций .

Важным документом в отношении установления хозяйственно-правовых связей советских предприятий-производителей с иностранными партнерами явились «Основные условия регулирования экспортно-импортных операций» . Этот правовой акт регулировал договорные отношения между государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями и организациями, поставляющими товары для экспорта или являющимися заказчиками импортных товаров, и внешнеторговыми организациями. Действие данных условий распространялось также на отношения, связанные с экспортом и импортом услуг производственного характера (включая услуги по техническому обслуживанию, выполнению проектных, монтажных, ремонтных и других работ) и результатов научно-технической деятельности. Под внешнеторговыми организациями понимались как внешнеторговые объединения, так и предприятия, объединения и организации, получившие право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целом являются:

1. защита государством прав и законных интересов участников, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

3. единство таможенной территории Российской Федерации;

4. взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров РФ;

6. выбор мер государственного регулирования, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При разработке нормативного правового акта РФ, затрагивающего право осуществления, ответственный за его разработку федеральный орган исполнительной власти предлагает субъектам РФ, российским организациям и индивидуальным предпринимателям, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием такого рода нормативного правового акта, представить предложения и замечания по данному вопросу в указанный орган;

8. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования;

9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам и экономике Российской Федерации;

10. обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника на осуществление внешнеторговой деятельности;

12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13. единство применения методов государственного регулирования ВТД на всей территории Российской Федерации .

Принципами государственного регулирования ВТД региона должны выступать:

1. адресность применяемых мер государственного регулирования и персональная (административная, уголовная) ответственность за их применение со стороны региональных чиновников;

2. прозрачность применяемых государством инструментов регулирования;

3. комплексность в определении форм и методов регулирования;

4. нацеленность на достижение наивысшего эффекта, путем проведения мониторинга результатов применения мер государственного вмешательства и определение результативности возникающей обратной связи.

По нашему мнению, регулирование реализуется через выполнение органами государственного управления разного уровня функций организации внешнеторговой деятельности. В связи с чем

происходит разграничение функций между субъектами федерации и федерацией в целом.

Таблица 1 — Уровни разграничения функций организации внешнеторговой деятельности

№ п/п Функции Субъект федерации Федерация

1. Формирование и реализация производственной программы Предоставление дополнительных ресурсов для реализации приоритетных программ. Экспорт товаров и услуг, находящихся в собственности субъекта федерации Предоставление льгот и преференций для приоритетных отраслей и территориальных хозяйственных комплексов. Экспорт товаров и услуг, находящихся в собственности федерации

2. Формирование и реализация маркетинговой программы Определение оптимальных внешних рынков сбыта по номенклатуре товаров, производимых в регионе. Реализация мер государственного маркетинга. Развитие инфраструктуры внешнеэкономических и международных связей в соответствии с выбранными территориально-географическими приоритетами Предоставление экспортерам информации о конъюнктуре внешних рынков. Преодоление дискриминационных ограничений на экспорт продукции. Обеспечение условий наибольшего благоприятствования во внешнеторговых отношениях со всеми странами мировой экономической системы

3. Проведение НИОКР, направленных на расширение экспорта Разработка региональных программ развития экспорта Разработка федеральной программы развития экспорта

4. Обеспечение импорта продукции, необходимой для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Мобилизация ресурсов, необходимых для обеспечения импорта стратегически значимых для региона товаров Мобилизация ресурсов, необходимых для функционирования национального хозяйственного комплекса и обслуживания международных обязательств

5. Ограничение экспорта товаров и услуг, необходимых для обеспечения потребностей внутреннего рынка Формирование устойчивой структуры технологически связанных предприятий региона Оптимизация налоговой и тарифной политики на государственном уровне

6. Предотвращение неблагоприятных структурных изменений при расширении экспорта Реализуется путем стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции Реализуется в основном путем налоговой, таможенно-тарифной политики и реализации федеральных инвестиционных программ

В качестве основы внешнеторговой деятельности следует выделить осуществление экспортно-импортных операций. ВТД предприятий и организаций с точки зрения действующего законодательства является деятельностью регулируемой: международными договорами РФ; национальным российским законодательством.

Государственное регулирование и управление ВТД в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ имеет сложную структуру и включает в себя следующие ступени: общегосударственная; ведомственная; территориальная.

Общегосударственное управление осуществляют: Глава государства — Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание .

Внешнеторговые интересы РФ в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также созданными на основании международных договоров РФ торговыми представительствами РФ.

В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования ВТД.

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства региона и РФ в целом, являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности РФ, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства .

Законодательство России провозглашает основные цели защиты экономических интересов России при осуществлении международной торговли продукцией сельскохозяйственного производства: защита отраслей российской экономики, в том числе агропромышленного комплекса РФ, и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, в мировой агропромышленный рынок; поддержание равновесия платёжного баланса РФ посредством регулирования импорта товаров; обеспечение потребностей внутреннего рынка РФ в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нём посредством регулирования экспорта таких товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок.

Государственное регулирование агропромышленного производства в регионе осуществляется по следующим основным направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

2. финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

3. защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеторговой деятельности;

4. развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

5. развитие социальной сферы села;

6. иные направления, определённые законодательством РФ;

7. предоставление денежных займов на покрытие части выплат по процентам коммерческих банков, предоставляющих сельскохозяйственным товаропроизводителям заёмные средства в соответствии с решениями региональных властей на сезонные затраты и запасы, за счёт средств, предусмотренных на эти цели в региональном бюджете.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета. Они используются на:

• поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

• повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

• кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

• компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

• развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

• организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

• иные виды дотаций и компенсаций. Конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит российскому законодательству.

Правительство Российской Федерации при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:

• показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

• балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

• анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

• данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

• отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;

• предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

• сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

• сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год.

Как видно из приведённых положений, основным содержанием государственного регулирования агропромышленного производства является система мер экономического характера. Административные (командные) методы регулирования отступают на второй план.

Наибольший интерес представляет государственное регулирование ВТД в сфере агропромышленного производства. Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должны осуществляться с учётом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности РФ. Защита интересов отечественных товаропроизводителей в названной сфере и задача обеспечения продовольственной безопасности России — два важнейших принципа государственного регулирования агропромышленного производства, получивших своё закрепление в российском законодательстве .

Таким образом, необходимостью гарантирования свободы хозяйствования на земле и других сопутствующих условий, обеспечивающих успех ВТД АПК в рыночных условиях должны обеспечиваться самим рынком при условии его благополучного развития. Необходимо подчеркнуть -именно благополучного, поскольку специфика сельскохозяйственного производства порождает и специфические проблемы, например, эквивалентность межотраслевого обмена между аграрным сектором и промышленностью (в этом и заключается современная российская проблема диспаритета цен). Нет эквивалента — нет эффективного сельскохозяйственного производства, нет успеха во ВТД. Эти положения заставляют прийти к выводу о внерыночных методах выравнивания уровня доходности в сельскохозяйственном производстве, используя для этого государственное регулирование.

Литература:

1. О порядке осуществления деятельности на территории СССР хозяйственных совместных организаций СССР и других стран-членов СЭВ: указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. №22. С. 330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коровкин В.П., Незадоров А.Н. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. М.: ЭЛИТ-2000, 2003. 464 с.

6. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Вопросы сельского хозяйства при вступлении стран СНГ в ВТО // Проблемы прогнозирования. 2002. №2.

8. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы: постановление Правительства №446 от 14.07.2007 // Собр. законодательства Российской Федерации.- 2007.- №31.- С. 4080.

9. Развитие АПК: приоритетный национальный проект //

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц.сайт.-14.09.2010.-

Режимдоступа: mcx/navigation/docfeeder/181.htm. — 14.09.2010.

3. The Russian Federation. Laws. On the basis of state regulation of foreign trade: Flof 08. 12.2003, № 164 — FL (amended).

5. Korovkin V.P. Foreign economic activity in agriculture. M.: ELITE -2000, 2003. 464 p.

7. Kruglov V.N. State regulation of the economy of the AIC of the RF// Finance and Credit. 2008. № 41. P. 61-64.

В.Т. Батычко
Международное частное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

7.1. Понятие, виды и формы внешнеэкономических сделок

Внешнеэкономической считается сделка, в которой хотя бы одной из сторон является иностранное лицо (физическое или юридическое), а содержанием — операции по ввозу из-за границы или по вывозу за границу товаров либо какие-нибудь подсобные операции.

Основной разновидностью внешнеэкономических сделок является договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара. Кроме купли-продажи, к внешнеэкономическим сделкам относят договор подряда, договор мены, договор лизинга, договор комиссии, договор страхования, а также получившие в последнее время широкое распространение договоры на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов и выполнении строительных, научно-исследовательских, проектных работ, передаче различной документации и т.д.

Внешнеэкономические сделки могут иметь возмездный или безвозмездный характер. Внешнеэкономические сделки подразделяют на:

— односторонние (выдача доверенности иностранному юридическому или физическому лицу на совершение действий от имени доверителя);

— двусторонние (договоры международной купли-продажи, бартерные контракты и т. д.);

— многосторонние (договор о совместной деятельности, учредительный договор и т.д.).

Внешнеэкономические сделки могут заключаться под определенным условием, при наступлении которого сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие.

В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. Причем стороны сделок могут выбрать валюту третьей страны.

Основания взимания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обязательствам в РФ определяются по праву страны, подлежащему применению к соответствующему обязательству (ст. 1218 ГК РФ).

Споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в специализированные арбитражи, представляющие собой не зависимые от государства организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам. Стороны могут выбрать как постоянно действующий арбитражный суд (например, Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации), так и арбитраж, который создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу (так называемый арбитраж ad hoc).

Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют и международные обычаи.

По российскому законодательству сфера действия права, подлежащего применению к договору, включает в себя (ст. 1215 ГК РФ):

— толкование договора;

— права и обязанности сторон договора;

— исполнение договора;

— последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

— прекращение договора;

— последствия недействительности договора.

В РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка (доверенность), совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии с Гражданским кодексом РФ является российское право.

Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — российскому праву (ст. 1209 ГК РФ). В случае если внешнеэкономические сделки заключаются на международных аукционах, иностранных биржах, то порядок подписания и форма сделок определяются соответствующими правилами аукционов и бирж.

Предыдущая

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Международное право

Е.Г. Цыплакова*, В.В. Ковязин**, Е.Н. Кондрат***, П.Е. Мурмуридис****

Внешнеэкономические и внешнеторговые сделки в международном частном праве: проблемы определения соотношения понятий и их нормативного закрепления

В последнее время в литературе по международному частному праву и на практике все более остро ставится вопрос о разграничении понятий внешнеэкономические и внешнеторговые сделки. Вызывают серьезные дискуссии и проблемы их нормативного закрепления.

В связи с отсутствием законодательного определения понятий внешнеэкономической и внешнеторговой сделки выявление их содержания переносится в сферу доктрины МЧП. Рассмотрим основные подходы к их определению.

Г.К. Дмитриева приходит к выводу, что термин «внешнеэкономическая сделка» является равнозначным предложенному ею термину «международная коммерческая сделка»1. На основе анализа международно-правовых актов делается заключение о том, что сделка будет внешнеэкономической (международной), если она совершена между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств, а «к международным коммерческим сделкам (или к внешнеэкономическим сделкам) можно отнести сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений и совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств»2. Такое определение внешнеэкономической сделки является достаточно распространенным3.

Таким образом, Г.К. Дмитриева ставит знак равенства между внешнеэкономическими сделками и международными коммерческими сделками. Однако она при этом отмечает, что определенное различие между ними существует. По ее мнению, термин «внешнеэкономическая сделка» выражает позицию одного государства: участие России, ее граждан и юридических лиц в международном экономическом сотрудничестве является их внешнеэкономической деятельностью, которая оформляется совершением внешнеэкономических сделок. Та же деятельность с позиции двух или более государств будет международной хозяйственной деятельностью, а сделки, ее опосредующие, будут международными коммерческими сделками4. Это утверждение является верным. По этому вопросу Л.П. Ануфриева, однако, замечает, что термин «международная коммерческая сделка» использован не совсем удачно, поскольку, как правило, не может заменить собой понятие «внешнеэкономическая сделка»5. Кроме того, различия в правовой природе категорий «международная» и «внешнеэкономическая» более глубокие.

Используя более широкий подход к анализу рассматриваемого явления, И.С. Зыкин, на наш взгляд, справедливо обращает внимание на то, что вопрос о границах понятий «внешнеторговая сделка» и «внешнеэкономическая сделка» является вопросом разграничения «внутреннего» и «внешнего» правовых режимов, то есть норм, регулирующих операции во внешнеэкономической сфере и отношения, таковыми не являющимися6.

Специфика отношений во внешнеэкономической сфере носит объективный характер. Она находит свое отражение в праве едва ли не всех стран, хотя степень такого отражения весьма различна. Тенденция международной унификации правового регулирования внешнеэкономических операций ведет к закреплению в международных нормах особенностей договоров в сфере внешнеэкономических связей и влечет за собой все большее обособление правового режима этих договоров. Но и независимо от унификационных процессов можно констатировать растущее количество принимаемых в различных странах специальных норм, затрагивающих международные экономические отношения7.

На наш взгляд, Л.А. Ануфриева в целом использует правильный подход к соотношению понятий внешнеэкономическая и внешнеторговая сделка. При этом она уделяет внимание и такой относительно

* Заместитель директора Колпинского представительства Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина.

** Доцент филиала Северо-Кавказской академии государственной службы (г. Ставрополь), кандидат юридических наук.

*** Кандидат юридических наук.

**** Заместитель директора по работе с персоналом Петербургской сбытовой компании.

новой категории МЧП, как сделка международного характера. По ее мнению, наиболее оправданным в настоящее время представляется оперировать понятием «сделка международного характера» как общей категорией, в рамках которой могут существовать различные виды сделок: внешнеэкономические сделки, внешнеторговые сделки, международные коммерческие сделки, международные некоммерческие сделки.

Г.Ф. Федоссева обращает внимание на практическое значение разграничения коммерческих и некоммерческих сделок международного характера. При этом она указывает на то, что институт «автономии воли» применяется как во внешнеэкономических, так и просто в гражданско-правовых (бытовых) сделках международного характера (например, покупка видеотехники, совершаемая для личных нужд на территории иностранного государства). На первый взгляд, никакой разницы в правовом регулировании не существовало и не существует. Закрепление института автономии воли применительно к внешнеэкономическим сделкам опосредовалось ранее п. 1 ст. 166 Основ, а применительно к бытовым сделкам международного характера — п. 2 ст. 165. Различия проявлялись в ситуации, когда стороны не использовали «автономию воли». В первом случае (при совершении ВЭС) в российском праве была предусмотрена следующая коллизионная норма: при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания ВЭС. Таким будет право продавца в договоре купли-продажи, перевозчика — в договоре перевозки, хранителя — в договоре хранения и т.д. Законодатель для определенных видов договоров сам определял сторону, являющуюся значимой для исполнения ВЭС8.

Таким образом, когда речь шла о заключении или исполнении гражданско-правовой сделки международного характера, не относящейся к ВЭС, то при отсутствии соглашения сторон права и обязанности определялись правом места совершения сделки. При этом законодатель подчинял определение «места совершения сделки» российскому праву (ст. 165 Основ). Таким образом, различие в правовом регулировании обязательственного статута ВЭС было существенным и предопределяло различный результат.

При этом следует заметить, что с введением в действие третьей части ГК институт автономии воли и для внешнеэкономических, и для бытовых сделок получил закрепление в ст. 1210, в которой не выделяются отдельно ни внешнеэкономические, ни гражданско-правовые сделки международного характера (бытовые). Сам термин «внешнеэкономическая сделка» встречается только теперь в ст. 1209 ГК, определяющей право, подлежащее применению к форме сделки. Согласно п. 2 этой статьи, форма внешнеэкономической сделки, в которой хотя бы одной из сторон является российское юридическое лицо (организация или предприниматель), подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Тем самым актуальность правильной квалификации сделки как ВЭС сохраняется и сегодня.

Для квалификации внешнеэкономической сделки первостепенное значение имеют ее признаки, которые выступают как критерии отнесения сделки к внешнеэкономической. По нашему мнению, именно они имеют практическое значение для упорядочения отношений при заключении сделок в МЧП. Ведь в практике деятельности юрисдикционных органов при квалификации внешнеэкономических сделок в первую очередь определяется соответствие сделки критериям внешнеэкономической9.

Первоначальным критерием отнесения сделки к внешнеторговой в отечественной доктрине была различная национальная или государственная принадлежность контрагентов. Вместе с тем Л.П. Ануфриева совершенно справедливо обращает внимание на то, что в современных условиях, с возрастанием участия России в широком международном договорном сотрудничестве, вместо «разнонациональности» стал все более использоваться такой критерий, как местонахождение коммерческих предприятий партнеров в разных государствах10.

И действительно, в научной литературе в качестве основного квалифицирующего признака внешнеэкономической сделки часто указывается факт нахождения коммерческих предприятий сторон в разных государствах, о чем делается вывод на основе анализа Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров и ряда других межгосударственных договоров11. Безусловно, этот критерий является наиболее признанным и проработанным за многие десятилетия в международной торговле, однако он используется для определения именно международного, а не внешнеэкономического характера договора.

Некоторыми авторами в качестве квалифицирующего признака внешнеэкономических сделок иногда указывается используемая валюта платежа, которая хотя бы для одной из сторон является иностранной, поскольку во внешнеэкономических сделках выбор валюты платежа осуществляется

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Международное право

по соглашению сторон, в то время как в договорных отношениях российских предприятий внутри страны применение иностранной валюты исключается12.

На наш взгляд, можно выделить и иные критерии отнесения сделки внешнеэкономической. Они могут быть необходимы в ходе рассмотрения споров по внешнеэкономическим сделкам в юрисдикционных органах, в частности, при рассмотрении споров по возврату НДС по внешнеэкономическим сделкам. Это, например, специфический круг источников, регулирующих отношения по сделке. В отличие от «внутренней сделки», внешнеэкономическая сделка (контракт) находится в сфере действия гражданского (торгового) права нескольких государств. Соответственно, возникает проблема выбора применимого национального права для регулирования такой сделки.

Важным критерием может являться и перемещение товаров через государственную границу (на таможенную территорию другого государства). Данный признак характерен не для всех внешнеэкономических сделок.

Например, согласно ст. 2 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г., к экспорту приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передачи его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу (т.н. толлинговые операции).

В качестве дополнительного критерия можно рассматривать и наличие одного из контрагентов по сделке как нерезидента. В большинстве случаев внешнеэкономическая сделка характеризуется тем, что заключается с партнерами-нерезидентами, т.е. лицами, находящимися под юрисдикцией другого государства. Понятие «нерезидент» подробно раскрывается в п. 6 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 (в редакции от 30 декабря 2001 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для теории и практики МЧП актуальным критерием является специфика рассмотрения споров, вытекающих из внешнеэкономических контрактов. Такие споры могут быть предметом рассмотрения как государственных арбитражных судов, так и международных коммерческих арбитражей. При этом арбитраж использует специальные правила для определения права, применимого к сделке.

2 Там же. С. 363-364.

3 См.: Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994. С. 72.

5 См.: Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3 т. Т. 2. Особенная часть: Учебник. М., 2002. С. 192.

6 См.: Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М., 1990. С. 34.

7 См.: Международное частное право. Под ред О.Н.. Садикова. М., 1994. С.112.

8 Федосеева Г.Ю. К вопросу о понятии «внешнеэкономическая сделка» // Журнал российского права. 2002. № 12.

9 См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 1998 г. № 3846/97 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998. № 9.

10 См.: Ануфриева Л.П. Указ. соч. Т. 2. С. 188.

11 Международное частное право: Учебник / Отв. ред. Г.К. Дмитриева. М., 2004. С. 361-363 (автор главы — Г.К. Дмитриева).

12 См., например: Международное частное право: Учебник для вузов / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С. 207 (автор главы — Шестакова М.П.).

Документ

ИНК ГФСУ от 07.05.2019 г. № 2017/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

ГФСУ в ИНК от 07.05.2019 г. № 2017/6/99-99-15-02-02-15/ІПК разъяснила особенности налогообложения операций по посредническим договорам в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в которых в роли комиссионера (консигнатора) выступает юридическое лицо — нерезидент, получающий от украинского субъекта ВЭД доход в виде комиссионного (консигнационного) вознаграждения.

В этом случае украинскому субъекту ВЭД необходимо учитывать следующее:

  • договор консигнации относится к посредническим договорам и является разновидностью договора комиссии;
  • положениями НКУ1 не предусмотрена корректировка финансового результата на разницы по комиссионным и консигнационным договорам. Однако внешнеэкономические операции по продаже и/или приобретению товаров (услуг) через комиссионеров — нерезидентов подпадают под определение контролируемых при условии достижения критериев, определенных пп.39.2.1.7 ст.39 НКУ. Если такие операции являются контролируемыми, то их налогообложение осуществляется с учетом требований пп.140.5.1 и пп.140.5.2 ст.140 НКУ;
  • услуги комиссионера — нерезидента для комитента являются объектом обложения НДС, поскольку местом поставки такой услуги считается таможенная территория Украины (услуга предоставляется резиденту);
  • доход, выплачиваемый нерезиденту в виде комиссионного (консигнационного) вознаграждения подлежит налогообложению в соответствии с требованиями пп.141.4.2 ст.141 НКУ, если иное не установлено правилами международного договора (пп.»з» пп.141.4.1 ст.141 НКУ).

1 Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ).

Напомним, что налог уплачивается за счет дохода нерезидента по ставке 15%, если иное не предусмотрено положениями соответствующих международных договоров (конвенций)2, заключенных Украиной со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты (пп.141.4.2 ст.141 НКУ). Если же нормами соответствующего международного договора предусмотрена меньшая (льготная) ставка налогообложения, для правомерности ее применения резидент обязан соблюсти требования п.103.2 ст.103 НКУ, согласно которым нерезидент — получатель дохода должен:

  • быть бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода;
  • подтвердить соответствующим документом свой статус налогового резидента той страны, с которой Украиной заключена конвенция, на основании которой применяется льготная ставка налогообложения.

2 Международный договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, заключенный Украиной со страной резиденции лица, в пользу которого осуществляется выплата дохода.

При невыполнении этих условий доход нерезидента подлежит налогообложению по основной ставке, установленной НКУ.

Сущность и виды внешнеторговых операций

Определение 1

Под внешнеторговыми операциями понимают комплекс основных и дополнительных (вспомогательных) видов коммерческой деятельности, т.е. совокупность технических приемов, с помощью которых заключаются сделки по договорам купли-продажи

Для классификации внешнеторговых операций используют различные основания, среди которых направления внешнеторговых потоков, территориальные, временные и структурные признаки. Основная классификация внешнеторговых операций выглядит следующим образом:

  • экспортные операции;
  • импортные операции.

В обоих случаях речь идет об обмене товарами, результатами интеллектуальной деятельности и различного рода услугами, что возможно благодаря международному разделению труда.

Определение 2

Экспортная операция представляет собой деятельность, направленную на реализацию товара иностранному контрагенту (покупателю), в ходе которой товар вывозится из страны продавца

Определение 3

Импортная операция – это деятельность по закупке у иностранного контрагента (продавца) товаров, услуг и технологий с ввозом их в страну покупателя в целях дальнейшей реализации на внутреннем рынке

Сделки неторгового характера

В рамках внешнеэкономической деятельности выделяют операции неторгового характера, под которыми понимаются «невидимый экспорт» услуги, страхование, туризм, банковские операции. Их реализация происходит на уровне международной торговли.

Пример 1

  • Валютные операции иностранцев в стране пребывания являются для этой страны «невидимым экспортом».
  • Дивиденды от иностранных инвестиций и доходов, получаемые от страховой деятельности, создают неоцениваемый «невидимый экспорт».
  • Затраты правительства за границей являются «невидимым импортом».

На рисунке схематично изображена классификация внешнеторговых операций и сделок в системе международной торговли

​​​​​​​

Осуществление всех видов основных внешнеторговых операций и их содержание обеспечиваются условиями таможенных режимов, устанавливаемых государствами в рамках таможенного кодекса.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Характеристика реэкспорта и реимпорта

Операции по вывозу и ввозу товаров, не подвергавшихся переработке, но ранее ввезенных или вывезенных, называются реэкспортными или реимпортными.

Целесообразность реэкспорта зависит от конкретного случая. Во-первых, он необходим при использовании традиционных организационных форм торговли на внешнем рынке, среди которых международная биржевая торговля и аукционная торговля. В этих случаях реэкспорт выступает в роли естественного продолжения торговой операции, когда для продажи товара посредством биржи или аукциона требуется ввоз товара из одной страны в страну их проведения с последующим вывозом товара покупателю из третьей страны.

Во-вторых, иногда субъекты прибегают к вынужденному реэкспорту, если нормальный ход внешнеторговой операции был каким-либо образом нарушен. Например, покупатель отказался от оплаты товара в тот момент, когда он уже прибыл в место назначения, или вовсе обанкротился.

В-третьих, реэкспорт является составной частью более сложных внешнеторговых операций. Например, в рамках крупного заграничного проекта строительства зачастую требуются закупки отдельных видов комплектного оборудования и материалов в третьих странах. При этом далеко не всегда они завозятся непосредственно к месту строительства, а сначала попадают в страну покупателя (который организует заграничное строительство).

В-четвертых, благодаря реэкспортным операциям можно получить прибыль от перепродажи товаров на различных зарубежных рынках за счет ценовой разницы.

Реимпортные операции являются более редкими по сравнению с реэкспортными. Их примерами могут служить:

  • ввоз товара, ранее вывезенного и не реализованного на международной бирже или аукционе,
  • возврат товара с консигнационного склада или товаров, забракованных покупателем,
  • другие случаи.

Вспомогательные внешнеторговые операции

Дополнительные внешнеторговые операции, которые также называются вспомогательными или обеспечивающими, представлены следующими разновидностями:

  • страховые,
  • транспортные,
  • финансово-расчетные (передача залога, предоставление кредита, акцепт переводного векселя),
  • таможенные,
  • оформление права на торговую марку или патент.

Транспортные внешнеторговые операции, в свою очередь, подразделяются на:

  • фрахтовые,
  • транзитные,
  • бондовые (гарантия, залог),
  • экспедиционные,
  • шипчандлерские (снабженческие),
  • чартерные.

Также к их числу относятся посреднические услуги, которые предоставляются на основании договоров и соглашений (проведение рекламной кампании, исследование конъюнктуры рынка, доставка груза, обеспечение платежных операций через банки и пр.)

Согласно статистике международной коммерческой практики на одну основную внешнеторговую операцию приходится более десяти дополнительных.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *