Учет | Документы |
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы
Общепроизводственные расходы — это затраты на содержание, организацию и управление производствами (основным, вспомогательным, обслуживающим).
К ним относятся:
- стоимость материалов, запчастей, использованных для обслуживания и ремонта производственного оборудования;
- затраты на оплату труда сотрудников, занятых обслуживанием производства (мастеров, начальников цехов, технологов, рабочих, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования), с отчислениями на социальные нужды;
- амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;
- расходы на демонтаж оборудования, затраты на материалы, детали, покупные полуфабрикаты, используемые при наладке оборудования;
- арендная плата за помещения, машины, оборудование и другие основные средства, используемые в производстве;
- расходы, связанные с эксплуатацией основных средств, непосредственно задействованных в производстве (газ, топливо, электроэнергия и т. д.);
- амортизационные отчисления по нематериальным активам, используемым в производстве;
- стоимость недостач и потерь от простоев, порчи ценностей в производстве и на складах и т. п.
Общепроизводственные расходы отражаются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.
Расходы, учтенные на собирательно-распределительном счете 25, в последний день истекшего месяца списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Порядок распределения организация устанавливает самостоятельно (например, пропорционально прямым затратам производства или величин зарплаты сотрудников производства).
Установленный порядок распределения затрат закрепляется в учетной политике.
Бухгалтерские записи (проводки) по общепроизводственным раходам:
№ | Дебет | Кредит | |
1 | Списана стоимость материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта оборудования | 25 | 10 |
2 | Начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам), используемым в производстве | 25 | 02,05 |
3 | Начислена зарплата общепроизводственного персонала | 25 | 70 |
4 | Начислены взносы во внебюджетные фонды с зарплаты общепроизводственного персонала | 25 | 69 |
5 | Списаны расходы на содержание помещений | 25 | 60,76 |
6 | Списаны общепроизводственные расходы, связанные с деятельностью основного производства | 20 | 25 |
7 | Списаны общепроизводственные расходы, связанные с деятельностью вспомогательного производства | 23 | 25 |
8 | Списаны общепроизводственные расходы, связанные с деятельностью обслуживающего производства | 29 | 25 |
Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут по каждому цеху в ведомостях учета затрат цехов (форма №12), которые заполняются на основе первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, зарплаты, услуг вспомогательных производств и т.д.
Общехозяйственные расходы — расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом.
К ним относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Общехозяйственные расходы отражаются по дебету собирательно-распределительного счета 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведется в ведомостях учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов (форма №15), которые составляют на основании первичных документов и разработочных талиц.
Общехозяйственные расходы списываются в зависимости от способа формирования себестоимости.
- Если готовая продукция учитывается по полной производственной себестоимости, то расходы, учтенные на счете 26, списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства, 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если вспомогательные и обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону). Порядок распределения общехозяйственных расходов на основное, вспомогательное и обслуживающее производство организация устанавливает самостоятельно в учетной политике (например, пропорционально прямых затрат этих производств).
- Если используется сокращенная себестоимость, то расходы со счета 26 сразу списываются на субсчет 90-2 «Себестоимость продаж». Счета 25 и 26 в конце месяца закрываются и сальдо не имеют.
Организации, оказывающие услуги посреднического характера: агенты, брокеры, дилеры, комиссионеры на 26 счете указывают все свои расходы. Учет по счету 20 «Основное производство» не ведут.
Бухгалтерские записи (проводки) по общехозяйственным расходам:
Расходы, связанные со страховыми операциями
Основной статьей расходов страховой организации, связанных с исполнением договоров страхования и сострахования, являются страховые выплаты (оплаченные убытки). В случаях досрочного прекращения или изменения договоров страхования и сострахования страховая организация несет расходы, связанные с возвращением страхователям страховых премий и выплатой выкупных сумм.
При проведении операций по перестрахованию страховщик несет затраты в виде перечисления взносов по рискам, переданным в перестрахование, возмещения доли убытков по рискам, принятым в перестрахование, уплаты комиссионного вознаграждения и тантьемы.
Следующая по значимости статья расходов — это отчисления в страховые резервы, предназначенные для исполнения обязательств по договорам страхования в будущем. Кроме того, страховая организация образует резервы для финансирования предупредительных мероприятий, на формирование которых также производит отчисления.
Ведение страхового бизнеса сопровождается соответствующими административными расходами. У страховщика они называются расходами на ведение дела. Эта группа расходов составляет значительную долю в общей сумме расходов страховой организации. В составе расходов на ведение дела выделяются затраты, имеющие место на любом другом предприятии, и расходы, отражающие специфику страховой деятельности. К этой группе расходов относятся прежде всего расходы на ведение дела, необходимые для осуществления страховых операций: • комиссионные и брокерские вознаграждения; • затраты на оплату труда работников страховой организации, занятых оформлением документации по договорам страхования, и связанные с ними отчисления, на социальные нужды; • амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, используемых при осуществлении операций по договорам страхования; • оплата услуг экспертов, сюрвейеров, медицинских учреждений; • оплата услуг по предоставлению статистических данных.
Расходы на ведение дела являются многоэлементными, включающими в том числе комплексные статьи:
— расходы по ведению страховой деятельности (расходы по заключению, ведению и исполнению договоров страхования, сострахования и перестрахования);
— административно-управленческие и общехозяйственные расходы;
— прочие расходы.
Состав расходов на ведение дела
Расходы по ведению страховых операций |
Административно- управленческие и общехозяйственные расходы |
Прочие расходы |
— вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента (брокера); — вознаграждения по договорам страхования, сострахования, перестрахования; — расходы по оплате труда работников подразделений, занятых оформлением документации по договорам страхования (включая начисления ); — оплата услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), квитанций, бланков строгой отчетности и иных подобных документов; — оплата услуг организаций по выдаче справок, заключений, статистических данных и т.п.; -амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, используемых при осуществлении операций по договорам страхования; — другие расходы |
— расходы по оплате административно-управленческого персонала (включая начисления ЕСН); — амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого иобщехозяйственногоназначения; -арендная плата за помещения общехозяйственногоназначения; — коммунальные платежи; — оплата услуг специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов и др.); — оплата услуг актуариев; — расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных услуг; — расходы на публикацию бухгалтерской отчетности; — оплата услуг банков и других кредитных учреждений; — оплата инкассаторских услуг; — управленческие и общехозяйственные расходы, связанные с содержанием филиальной сети и других обособленных подразделений; — другие расходы, связанные с уставной деятельностью страховой организации |
— затраты по добровольному страхованию своих работников и имущества; — представительские расходы; — расходы на рекламу; — расходы по набору, подготовке кадров, повышению квалификации персонала; — оплата услуг внешних организаций; — обязательные сборы, платежи, налоги, отчисления позаконодательству; — другие расходы |