Доход от безвозмездного пользования имуществом проводки

Федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Аренда», применяемый с 2018 года, изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем. В статье эксперты 1С рассматривают, в каких случаях получение имущества в безвозмездное пользование отражается у ссудополучателя с учетом применения положений стандарта «Аренда» и как такие операции регистрируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2. Также рассматриваются случаи неприменения стандарта «Аренда».

Нормативное правовое регулирование

Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.

Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.

Стандарт «Аренда» изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем.

Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Согласно пункту 20 стандарта «Аренда», объект учета операционной аренды (право пользования активом) отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов (НФА) как самостоятельный объект бухгалтерского учета.

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».

Выдержка из документа

«Объект учета операционной аренды на льготных условиях — право пользования активом, признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей.

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета.»

Бухгалтерский учет льготной аренды в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 0 401 401 82 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов (п. 41.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 67.3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Принятие к учету прав пользования ОС, НПА.

Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):

Дебет 0 401 20 224 «Расходы на амортизацию прав пользования активом» Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активом».

Одновременно в той же сумме отражается бухгалтерскими записями отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов от получения права пользования активом (по договорам аренды на льготных условиях):

Дебет 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» Кредит 0 401 10 182 «Доходы от безвозмездного права пользования».

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные операции отражаются документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА.

Обратите внимание, с 01.01.2019 согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н) для отражения доходов от льготной аренды применяются следующие коды КОСГУ:

  • 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
  • 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
  • 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».

Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается бухгалтерскими записями по соответствующим счетам аналитического учета (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н):

Дебет 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» Кредит 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»

  • в сумме балансовой стоимости права пользования активом.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Прекращение прав пользования ОС, НПА.

1С:ИТС Бюджет

Подробнее об отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» операций по льготной аренде ссудополучателем см. статьи, публикуемые в методической поддержке типовых конфигураций редакции 1 и редакции 2 программы и .

Случаи неприменения стандарта «Аренда»

В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:

Выдержка из документа

«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»

Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».

При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».

Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:

Выдержка из документа

Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:

Выдержка из документа

«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

…экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются)».

Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:

  • от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 — предоставление помещений для размещения органов федеральной фельдъегерской связи, а также их материально-технического обеспечения государственными органами — потребителями услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
  • от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 — предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327 «Об образовании в Российской Федерации» и др.

В подобных случаях информацию об имуществе, полученном в пользование в целях обеспечения выполнения функций без закрепления за пользователем имущества права оперативного управления, следует отражать в прежнем порядке — на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Здравствуйте! Вопрос: я физическое лицо, хочу заключить договор аренды недвижимого имущества казны РФ (гаражный бокс), при этом , согласно договора, НДС как «Арендатор» я обязана перечислить самостоятельно,в соответствии с требованием ст.161 ч.3 НК. Значит, у меня возникает обязанность и отчитываться по этому налогу? Или этот пункт относится только к ЮЛ, а я могу НДС как «физик» не платить? Заранее спасибо!. Наталья

Согласно пункту 3 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы названного имущества. Указанные лица обязаны исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В соответствии со статьями 161, 173 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость является частью платы за арендованное имущество, которая в отличие от основной суммы арендной платы (являющейся доходом соответствующего бюджета) перечисляется не арендодателю, а непосредственно в федеральный бюджет. В этом случае арендатор государственного (муниципального) имущества как налоговый агент, исходя из суммы арендной платы, указанной в договоре, обязан самостоятельно определить налоговую базу с учетом суммы НДС, которую впоследствии необходимо перечислить в бюджет.

Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 10067/10.

В соответствии со ст. ст. 161, 173 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость является частью платы за арендованное имущество, которая в отличие от основной суммы арендной платы (являющейся доходом соответствующего бюджета) перечисляется не арендодателю, а непосредственно в федеральный бюджет. В этом случае арендатор государственного (муниципального) имущества как налоговый агент, исходя из суммы арендной платы, указанной в договоре, обязан самостоятельно определить налоговую базу с учетом суммы НДС, которую впоследствии необходимо перечислить в бюджет. (Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 г. N 1006710).

Закон не делает исключений для физических лиц в этой ситуации.

Учет в некоммерческих организациях

ПОЛУЧЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ВО ВРЕМЕННОЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

О.В. МОНАКО, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии с российским законодательством государственное (муниципальное) учреждение культуры — это бюджетное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетные учреждения создаются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)). Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями.

Для выполнения уставной деятельности муниципальным бюджетным учреждениям передаются основные средства, в частности общественными организациями. Рассмотрим, как учитывается и каковы налоговые последствия получении бюджетным учреждением культуры имущества (основных средств) во временное безвозмездное пользование от общественной организации. Как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет, если указанное

имущество будет пожертвовано бюджетному учреждению культуры?

Договор безвозмездного пользования. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)).

По своему характеру договор безвозмездного пользования близок к договору аренды. Как и договор аренды, договор безвозмездного пользования направлен на передачу вещи во временное пользование, но в отличие от договора безвозмездного пользования договор аренды является возмездным, т.е. договором, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ).

Договор безвозмездного пользования следует отличать и от договора дарения, характерным признаком которого также является безвозмездность. Главным отличием ссуды от дарения является то, что при передаче вещи по договору безвозмездного пользования право собственности на эту вещь к получающей стороне не переходит (ст. 689 ГК РФ).

Бухгалтерский учет. Ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, учитываются на

забалансовых счетах в соответствии с п. 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н).

Учет объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, осуществляется на забалансовом сч. 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке: один объект, один рубль (пп. 32, 332, 333 Инструкции № 157н).

Принятие к учету на забалансовом сч. 01 объектов имущества осуществляется на основании Акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его использования).

Аналитический учет по забалансовому сч. 01 «Имущество, полученное в пользование» ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту собственником, указанным в акте приема-передачи (ином документе) (п. 334 Инструкции № 157н).

Имущество, полученное в пользование, так же как имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, подлежит обязательной инвентаризации. Инвентаризация такого имущества осуществляется в сроки проведения инвентаризации имущества, находящегося на балансе (п. 332 Инструкции № 157н).

Налогообложение. Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

При получении в безвозмездное пользование оборудования у бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации не возникает объекта обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) (п. 1 ст. 146 НК РФ), а следовательно, и обязанности по уплате данного налога независимо от срока действия договора ссуды.

На основании подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств, в частности, государственным и муниципальным учреждениям.

Обратите внимание: данная норма применяется именно к основным средствам и не распространяется на иные нефинансовые активы (материальные запасы, товары) (см. письмо Минфина России от 01.02.2013 № 03-03-06/1/2069).

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что не признается объектом обложения НДС передача общественной организацией основных средств во временное безвозмездное пользование бюджетному учреждению.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, определяемая как разница между полученными доходами и величиной произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

При формировании налогооблагаемой прибыли учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 274, п. 1 ст. 248 НК РФ). Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой прибыли, перечислены в ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом налогоплательщика признается доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

При этом для целей гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Из п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 98 следует, что положения п. 8 ст. 250 НК РФ подлежат применению и при безвозмездном получении права пользования вещью, которое является имущественным правом.

Принимая во внимание, что нормы ст. 251 НК РФ, в частности подп. 8, 11, 14, 22 п. 1, подп. 16

п. 2 ст. 251 НК РФ, в рассматриваемой ситуации не применяются, по мнению автора, бюджетное учреждение в связи с безвозмездным временным пользованием нефинансовыми активами в данном случае обязано будет признать внереализационный доход на основании п. 8 ст. 250 НК РФ в общеустановленном порядке (дополнительно см., например, письма Минфина России от 19.03.2010 № 03-0306/4/24, от 19.04.2010 № 03-03-06/4/43, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 № 19АП-6741/12).

Так, абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ устанавливает, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком-получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Несмотря на то, что указанная норма не определяет порядка оценки дохода при безвозмездном получении имущественных прав, из приведенного ранее п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 98 следует, что правило, установленное абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ, подлежит применению и по отношению к имущественным правам.

Из многочисленных разъяснений специалистов финансового ведомства следует, что налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества (см. письма Минфина России от 01.10.2012 № 03-03-06/4/100, от 30.08.2012 № 03-03-06/1/444, от 18.05.2012 № 03-03-06/4/38, от 12.05.2012 № 03-03-06/1/243).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Договор пожертвования. Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ одним из источников формирования имущества некоммерческих организаций могут являться добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться, в частности, учреждениям культуры и другим аналогичным учреждениям (п. 1 ст. 582 ГК РФ). На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

На основании п. 3 ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. В таком случае учреждение должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Бухгалтерский учет. Согласно п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Порядок определения текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объектов нефинансовых активов установлен п. 25 Инструкции № 157н.

С учетом положений п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении, отражается на основании акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 210100310 К-т сч. 040110180.

Амортизация основных средств, полученных по договору пожертвования, начисляется в общем порядке (п. 92 Инструкции № 157н).

Налог на добавленную стоимость. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям, в частности муниципальным учреждениям, не признается реализацией и объектом обложения НДС, если это имущество передается для осуществления уставной деятельности этих организаций (учреждений), не связанной с предпринимательской деятельностью (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. Стоимость имущества, полученного безвозмездно, для целей налогообложения прибыли признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Исключение составляет имущество (работы, услуги), полученное безвозмездно по основаниям, указанным в ст. 251 НК РФ.

В силу подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде пожертвования, признаваемого таковым в соответствии с гражданским законодательством РФ. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Учитывая приведенные нормы законодательства, можно сделать вывод, что стоимость основных средств, используемых для уставной деятельности, полученных муниципальным бюджетным учреждением в качестве пожертвования, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при выполнении следующих требований:

1) цель передачи нефинансовых активов должна быть подтверждена документально. Таким документальным подтверждением является договор пожертвования (см. письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-03-06/4/73);

2) нефинансовые активы должны использоваться в соответствии с целями, определенными жертвователем при его передаче или в соответствии с назначением имущества, если цели использования не определены;

3) должен быть обеспечен раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

При невыполнении указанных условий стоимость оборудования должна быть включена в состав внереализационных доходов учреждения с целью исчисления налога на прибыль организаций.

Таким образом, имущество некоммерческих организаций (в том числе бюджетных учреждений), полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений, амортизации не подлежит (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Обратите внимание: в соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 98.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

10. Письмо Минфина России от 19.03.2010 № 03-0306/4/24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Письмо Минфина России от 19.04.2010 № 03-0306/4/43.

12. Письмо Минфина России от 12.05.2012 № 03-0306/1/243.

13. Письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-0306/4/38.

14. Письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-0306/4/73.

15. Письмо Минфина России от 30.08.2012 № 03-0306/1/444.

16. Письмо Минфина России от 01.10.2012 № 03-0306/4/100.

17. Письмо Минфина России от 01.02.2013 № 03-0306/1/2069.

18. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 № 19АП-6741/12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *