ФЗ 373 об образовании

О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (статьи 1 — 4)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят
Государственной Думой
21 ноября 2019 года

Одобрен
Советом Федерации
25 ноября 2019 года

1) в статье 2:

а) пункт 9 после слова «(модулей),» дополнить словом «практики,»;

б) пункт 10 после слова «(модулей),» дополнить словом «практики,»;

в) пункт 24 изложить в следующей редакции:

«24) практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;»;

2) в пункте 10 части 1 статьи 8 слово «рекомендованных» заменить словом «допущенных»;

3) в пункте 2 части 3 статьи 11 слова «и иным» исключить;

4) в статье 13:

а) части 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. Освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки. Образовательная деятельность при освоении иных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки.

7. Практическая подготовка может быть организована:

1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;

2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.»;

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Положение о практической подготовке обучающихся и примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.»;

5) статью 15 изложить в следующей редакции:

«Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.»;

6) в статье 18:

а) в пункте 1 части 4 слово «рекомендуемых» заменить словом «допущенных»;

б) в части 5 слово «рекомендуемых» заменить словом «допущенных», после слов «организациями, осуществляющими образовательную деятельность,» дополнить словами «утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и»;

в) в части 6 слово «рекомендуемых» заменить словом «допущенных», после слов «по результатам экспертизы» дополнить словами «, которая проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования»;

г) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня), а также предельный срок использования учебников, исключенных из указанного федерального перечня, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.»;

7) часть 3 статьи 27 признать утратившей силу;

8) в статье 28:

а) в пункте 9 части 3 слово «рекомендованных» заменить словом «допущенных»;

б) пункт 2 части 6 после слов «безопасные условия обучения,» дополнить словами «в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия»;

в) в части 7 первое предложение изложить в следующей редакции: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.»;

9) в пункте 1 части 2 статьи 29:

а) в подпункте «а» слова «об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов» заменить словами «об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов»;

б) дополнить подпунктом «г_1» следующего содержания:

«г_1) о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами;»;

в) дополнить подпунктом «з_1» следующего содержания:

«з_1) о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности;»;

10) в пункте 7 части 1 статьи 34 слова «в установленном ею порядке» заменить словами «в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке»;

11) часть 5 статьи 51 изложить в следующей редакции:

«5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.»;

12) в части 2 статьи 72:

а) в пункте 4 слова «, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования» исключить;

б) в пункте 5 слова «, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования» исключить;

13) в статье 91:

а) в части 4 второе предложение дополнить словами «, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации»;

б) часть 15 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при проведении практической подготовки обучающихся.»;

14) пункт 9 части 29 статьи 92 дополнить подпунктами «г» и «д» следующего содержания:

«г) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

д) образовательной деятельности, организуемой в форме практической подготовки обучающихся;»;

15) часть 3 статьи 97 после слов «и динамикой изменений его результатов,» дополнить словами «в том числе в рамках оценки качества образования,»;

16) часть 2 статьи 99 после слов «с учетом форм обучения,» дополнить словами «включая практическую подготовку обучающихся,».

Статья 2

1) часть 3_2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) организациями в целях использования такого имущества для проведения научных исследований и разработок или практической подготовки обучающихся.»;

2) дополнить частью 3_3 следующего содержания:

«3_3. Заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов с научными организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях использования такого имущества для проведения научных исследований и разработок или практической подготовки обучающихся.».

Статья 3

В части 6 статьи 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст.5418; 2013, N 27, ст.3477) слово «дважды» исключить.

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункты 2 и 6, подпункт «а» пункта 8 статьи 1, статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Установить, что учебники из числа учебников, входящих на день вступления в силу настоящего Федерального закона в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, без проведения экспертизы на срок, соответствующий сроку действия экспертных заключений, установленному порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
2 декабря 2019 года
N 403-ФЗ

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 02.12.2019,
N 0001201912020055

Вопрос: Имеется ли различие в следующих определениях содержания программ: «Адаптированная основная общеобразовательная программа» и «адаптированная общеобразовательная программа» в коррекционных образовательных организациях для слабослышащих учащихся.

Ответ:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использует понятие адаптированная образовательная программа и определяет его как «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».
В ч. 2 ст. 79 речь идет об адаптированных основных общеобразовательных программах, то есть об образовательных программах, адаптированных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся основными образовательными программами для освоения каждого из уровней общего образования. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Следовательно, термин «адаптированная общеобразовательная программа» применим и к адаптированным основным общеобразовательным программам и к адаптированным дополнительным общеобразовательным программам (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы).

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 28 июля 2012 года)

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

5. Конвенция о правах ребенка

6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

8. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

9. Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

10. Федеральный закон от 11 августа 1995 года №135-ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года №582 Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года №706 Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг

13. Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2009 года №195 Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации

14. Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 года №32 Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

15. Приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 года №185 Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания

16. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года №1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования

17. Приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 года №115 Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов

18. Приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 года №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

19. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года №1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обущающихся с огранченными возможностями здоровья

20. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года №1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обущающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

21. Приказ Минобрнауки России от 23 июня 2014 года №685 Об утверждении Порядка выдачи медали «За особые успехи в учении»

22. Приказ Минобрнауки России от 07 апреля 2014 года №276 Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

23. Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 года №177 Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности

24. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года №1527 Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности

25. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года №1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

26. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования

27. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

28. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 года №373

29. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р Концепция развития дополнительного образования детей

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Принят
Государственной Думой
25 декабря 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2002 года

Статья 1

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 1997, N 47, ст.5341; 2002, N 12, ст.1093; N 26, ст.2517) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 15 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.».

2. Подпункт 16 статьи 28 дополнить абзацем следующего содержания:
«порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий;».

3. Подпункт 5 пункта 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
«5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием;».

4. Пункт утратил силу с 1 января 2011 года — Федеральный закон от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ..

5. Пункт 2 статьи 41 дополнить абзацем следующего содержания:
«Использование образовательными учреждениями при реализации образовательных программ различных методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, не влечет за собой увеличения федеральных нормативов финансирования таких образовательных учреждений.».

Вопрос: На территории города Сургута ХМАО — Югры функционируют различные общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие присмотр и уход за детьми, а также предоставляют свои услуги по присмотру и уходу за детьми индивидуальные предприниматели. В настоящее время проводится ряд мероприятий, направленных на получение «ИП» и «ООО» лицензий на осуществление образовательной деятельности. Однако возник вопрос о форме частной организации с целью получения ею субсидий. Согласно постановлению Администрации города от 26.06.2014 № 4302 «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидии частным дошкольным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования» субсидия предоставляется частной образовательной организации, отвечающей определенным требованиям, в том числе, наличие регистрации в качестве юр.лица и осуществление образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования на территории города Сургута при наличии лицензии. На основании п.4, 7 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной; частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций. И согласно пункту 1 ст. 22 Федерального закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Также согласно статье 23 Федерального закона образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (дошкольная образовательная организация). В совокупности с определением образовательной организации, закрепленным ст. 2 Федерального закона (образовательная организация — некоммерческая организация) получается, что для получения лицензии и последующего получения субсидии в городе Сургуте это должна быть частная дошкольная образовательная организация либо частное дошкольное образовательное учреждение, зарегистрированное в государственных органах исполнительной власти Российской Федерации, но не «ООО» или «ИП». Правильны ли наши рассуждения?

Ответ:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации могут создаваться исключительно в форме некоммерческой организации (пункт 18 статьи 2, часть 1 статьи 22). Общества с ограниченной ответственностью Гражданским кодексом Российской Федерации к некоммерческим не относятся, а являются организационно правовой формой для юридических лиц, создаваемых как коммерческие организации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» допускает возможность осуществления образовательной деятельности коммерческими организациями. Они могут реализовывать образовательные программы в качестве организаций, осуществляющих обучение (пункт 19 статьи 2 указанного выше Федерального закона).
Частью 5 статьи 31 установлено: «5. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по … образовательным программам дошкольного образования …». Анализ частей 1 -4 данной статьи показывает, что иными следует понимать все организации, осуществляющие обучение, кроме тех, которое названы отдельно, а именно:
осуществляющие образовательную деятельность научные организации,
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых,
организации, осуществляющие социальное обслуживание,
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.
Таким образом, общества с ограниченной ответственностью могут реализовывать общеобразовательные программы при соблюдении требований, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», т.е. имеют право на осуществление образовательной деятельности и получение лицензий на ведение такой деятельности.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они также могут реализовывать общеобразовательные программы (статья 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). При этом они в целях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность (пункт 20 статьи 2). Это означает распространение на них тех же норм, что и на организации, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено самим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В этой связи следует отметить, что в статье 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющей основы бюджетного финансирования образовательной деятельности, устанавливаются общие правила без указания каких-либо особенностей в отношении индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в принципе индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам, могут финансироваться путем предоставления бюджетных субсидий на основании статьи 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Но при ответе на вопрос о том, могут ли общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели выступать в качестве получателей субсидий, предусмотренных постановлением Администрации г. Сургута от 26.06.2014 № 4302 «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидии частным дошкольным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования» следует иметь в виду, что в основе правового регулирования отношений по поводу выделения бюджетных субсидий лежит Бюджетный кодекс Российской Федерации. Данным Кодексом устанавливаются различные основания и порядок предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям (статья 78) и некоммерческим организациям (статья 78.1). Указанное в вопросе постановление Администрации г. Сургута от 24.06.2014 принято на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Соответственно, оно определяет условия и порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, т.е. в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и коммерческих организаций, осуществляющим обучение, оно не применяется.
Кроме того, общества с ограниченной ответственностью, реализующие образовательные программы, не могут получать субсидии на основании постановления Администрации г. Сургута от 26.06.2014 № 4302 также и потому, что они не являются образовательными организациями, а имеют статус организаций, осуществляющих обучение.
Отдельно следует остановиться на соотношении понятий «образовательная организация» и «образовательное учреждение», которые употребляются в вопросе. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» оперирует понятием «образовательная организация». Учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. И для указанного выше Федерального закона принципиальное значение имеет именно выделение образовательных организаций как субъекта системы образования. При этом, как отмечалось выше, образовательные организации могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций. Учреждение является одной из таких форм. Следовательно, понятия «образовательная организация» и «образовательное учреждение» соотносятся между собой как общее и особенное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *